11. Добрые мысли в злые времена

Заглавие

Псалом озаглавлен так: «Начальнику хора. На восъмиструнном. Псалом Давида». Это заглавие совпадает с заглавием шестого псалма. Нам нечего здесь добавить, и поэтому мы отсылаем читателя к комментариям на псалом 6. Из-за упоминания числа «восемь» в арабском переводе говорится о том, что данный псалом описывает конец света, который наступит на восьмой день, и пришествие Мессии. Но даже не принимая столь фантастического истолкования, мы, тем не менее, можем читать эту песнь скорбящей веры, думая о пришествии Того, кто сокрушит нашего притеснителя. Тема псалма будет нам гораздо понятней, если мы озаглавим его так: «Добрые мысли в злые времена». Судя по всему, псалом был написан в то время, когда Саул гнал Давида и всех его сторонников.

Композиция

Во втором и третьем стихах Давид возносит Господу сетование по поводу своего беззаконного века. В стихах 4 и 5 он объявляет суд над лживыми отступниками. В стихе 6 сам Господь гремит Своим гневом над гонителями Давида. Слыша ярость гнева Божьего, начальник хора переходит в стихах 7 и 8 к сладкозвучной теме о верности Господней и Его заботе о Своем народе. Завершается песнь снова на ноте сетования (ст. 9), поскольку начальник хора видит бесконечную греховность своего времени. Пусть же души, пребывающие в Мосохе и странствующие в шатрах близ Кедара, читают и поют эти священные строки, приготовив сердце и к печальной мелодии плача, и к возвышенной музыке доверия Богу.

Истолкование

2 Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.

2. «Спаси, Господи». Какая краткая, но вместе с тем прекрасная, глубокая, своевременная и полезная молитва — своего рода обоюдоострый ангельский меч, пригодный для любого сражения. Айнсворт говорит, что слово, переведенное как «спаси», чаще всего означало в еврейском языке избавление, помощь, освобождение или ограждение от опасности. Псалмопевец видит всю опасность своего положения: лучше человеку быть среди львов, чем среди лжецов. Он чувствует, что не способен справиться с сынами Велиара, ибо всякий касающийся их должен быть защищен от них железной броней, поэтому он обращается к всемогущему Спасителю, Господу, который никогда не отказывает в помощи рабам Своим и чье попечение восполняет все их нужды.

«Спаси, Господи» — великолепная молитва, которую можно возносить к небесам в час крайней нужды — трудимся ли мы, учимся, страдаем, сражаемся, живем или умираем. Как небольшие суда могут войти в гавань, недоступную для судов с большим водоизмещением, так и наши краткие вопли входят во врата небес, когда душа так занята земными делами, что не может слишком долго молиться, когда поток благодати обмелел настолько, что по нему не могут плыть наши тяжеловесные молитвы.

«Ибо не стало праведного». Смерть, уход или уменьшение числа благочестивых людей должны звучать набатным призывом к молитве. Говорят, что рыба гниет с головы — так и общество разлагается, если из него исчезли праведники. Впрочем, не следует смешить с выводами, ибо и Илия ошибся, считая себя единственным рабом Божьим, оставшимся на земле, в то время как Господь сохранил для себя несколько тысяч. Настоящее всегда кажется нам худшим из времен, поскольку оно непосредственно открыто нашему обеспокоенному взору и мы видим все совершающиеся в нем беззакония, тогда как ошибки прошлого кажутся далекими и легко забываются. Вместе с тем мы знаем, что в последние дни по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь», и тогда мы должны будем окончательно отвратиться от людей и повернуться к Господу Церкви, который не позволит вратам ада одолеть нас.

«Ибо нет верных между сынами человеческими». С исчезновением праведных исчезает и верность, ибо люди, не знающие страха Божьего, не любят истину. Обыкновенная честность становится необыкновенной, когда обыкновенное неверие приводит к всеобщему безбожию. Очевидно, Давид в этот момент думал о Дойке, о людях из Зифа и Кеиля, а возможно, вспомнил и убитых священников из Номвы и многочисленных изгнанников, собравшихся вокруг него в пещере Одоллам. Вероятно, он размышлял о том, что станется с Израилем теперь, когда он лишился основания, состоящего из благочестивых и верных людей. Несмотря на царившие вокруг беспорядки, Давид решил не бунтовать, а прибег к святым молитвам. Он не присоединился к толпе злодеев, а вознес руки в молитве, дабы противостать их нападкам на добродетель.

3. «Ложь говорит каждый своему ближнему». Нечестивые говорят пустые слова, которые бессмысленно слушать, поскольку в них нет ни смысла, ни ценности. В эти слова невозможно верить, ибо они лживы и неискренни. Им нельзя доверять, ибо они полны обмана и лести. О них нельзя даже помышлять, ибо они надмевают слушателя, делая его спесивым гордецом. Как печально, когда в моду входит ложь. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку» — гласит мудрое присловье. Превознеси меня до небес, и я превознесу тебя. Честному человеку противны пустые комплименты и слова ласкательства; он знает, что, принимая их, ему придется платить той же монетой, но и то, и другое ему ненавистно. Эти «дружеские векселя» больше всего любят те, кто ничего собой не представляет. Ужасны те времена, когда каждый льстит своему брату и заискивает перед ним.

«Уста льстивы, говорят от сердца притворного». Пусто сердце того, кто надмевает сердце брата. Если человек мне открыто льстит, он показывает лишь одну часть своего естества, в то время как в других уголках сердца таится презрение ко мне или намерение меня обмануть. Лесть — это вывеска на таверне, хозяин которой — притворство. Китайцы считают двуличного человека негодяем; мы же назовем этим именем всех льстецов.

4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,

5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?

4-5. Льстецов и гордецов ожидает полное истребление, но как же они неистовствуют и бесчинствуют, пока у них есть время! Апостол верно назвал их «свирепыми морскими волнами, пенящимися срамотами своими». У вольнодумцев язык без костей, и они чувствуют себя наилучшим образом тогда, когда поносят Божье владычество и требуют для себя несусветных привилегий. Как странно, что легкое иго Господа натирает им плечи, в то время как носить железные оковы сатаны они почитают великой честью и хвастливо кричат Богу: «Кто нам господин?» В ответ они слышат лживый голос лукавого, взывающий из бездны: «Я — ваш господин, и вы служите мне верно». О жалкие глупцы, ваша гордыня и похвала исчезнут, как цвет полевой! Не дай Бог, чтобы наши души постигла та же участь!

Стоит заметить, что льстивые уста и язык велеречивый, то есть говорящий высокомерно, псалмопевец ставит в один ряд. И это вполне объяснимо, ибо они творят одно и то же зло: уста льстят другим, а язык льстит себе — в обоих случаях они говорят ложь. Обычно мы представляем себе льстецов отъявленными паразитами, столь раболепными и подобострастными, что их трудно назвать гордецами. Однако мудрые скажут вам, что хотя всякая гордыня ничтожна, каждый ничтожный человек преисполнен гордыни. Лошадь цезаря гораздо больше кичится тем, что везет цезаря, чем цезарь — тем, что едет на ней. Коврик, о который император вытер ноги, раздувается от гордости, крича: «Я почистил сапоги императору!» Ничтожные людишки, добившиеся власти при помощи льстивого языка, — самые отвратительные из начальников. Когда их много и когда им дана большая власть, наступают поистине тяжелые времена. Неудивительно, что справедливость Божья, явленная в истреблении этих вредоносных нечестивцев, стала темой для отдельного псалма, ибо земля и небо стонут от этих беззаконников, чье двуличие хуже чумы для тех, кто от него страдает. Человек не может унять язык хвастливых льстецов; кара же Господняя неотвратима и действенна. Это сокрушительный удар по тщеславию и пустословию лжецов.

6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.

6. Господь услышит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, и хотя Он медлит с расправой над гонителями, отмщение придет очень скоро. Заметьте, что угнетение святых, как бы смиренно и безропотно они его ни сносили, само по себе является молитвой к Богу. Моисей был услышан у Чермного моря, хотя не произнес ни слова. Скорбь Агари подвигла Господа к действию, хотя она ничего не говорила. Иисус сострадает детям Своим, и удары, наносимые им, отзываются в Его душе мучительной болью. А когда они начинают воздыхать и рассказывать о своем горе, то облегчение не заставит себя долго ждать. Ничто так не побуждает отца к действию, как крик детей. Отец встает, храбро сокрушает врага и избавляет своих возлюбленных детей от опасности. Ребенок не может вынести и легкого дуновения ветра, а враг столь надменен и горд, что может своими насмешками совершенно сломить его дух. Но когда Отец приходит на помощь ребенку, наступает его очередь смеяться, ибо теперь он избавлен от ярости мучителя.

Какая же сила сокрыта в воздыханиях нищего, если они заставляют всемогущего Бога подняться с престола! Нищий не смел даже говорить, но только воздыхал втайне; Господь же услышал его и, не находя себе покоя, обнажил меч для битвы. Светел тот день, когда наши души вовлекут в свою тяжбу Господа Бога, ибо после того как обнажится Его могучая десница, земля филистимская будет долго лить слезы.

Самые темные часы для Церкви — те, что предваряют рассвет. Трудные обстоятельства в жизни человека дают возможность Богу вмешаться. Иисус придет на помощь лишь тогда, когда нищие начнут воздыхать в безнадежности. О Господи, не замедли! Скоро подай нам помощь! Если страдающий читатель возложил свое упование на великое обещание этого стиха, то пусть черпает из него всю полноту утешения. Как говорит Уильям Герналл, «как все содержимое бочки выливается через один кран, так и несчастная душа получит все утешения завета через одно обещание, если только сможет его принять». Тот, кто обещал избавить нас от скорби, обещал тем самым сохранить нас на земле и даровать вечное спасение на небесах.

7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.

8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.

7. Как же слова Господни отличаются от слов человеческих! Человек говорит «да» и «нет», а Господни обещания всегда «да» и «аминь». Слова Господни чище серебра очищенного, ибо в них заключены истина, верность и святость. Псалмопевец говорит о самом эффективном методе очистки драгоценных металлов, который только был известен древним: руда переплавлялась, примеси отделялись и оставался только чистый сияющий металл. Так и Библия, Слово Божье, не имеет в себе заблуждений и погрешностей. Библия прошла через горнило гонений, литературной критики, философских сомнений, научного анализа, но не потеряла ничего, кроме человеческих заблуждений, прилипших к ней, точно примесь к серебряной руде. Кроме того, святые испытывали Библию в самых различных жизненных ситуациях, однако ни одно ее учение и ни одно обещание не было поглощено жарким пламенем скорби. Слова детей Божьих должны быть подобны словам Отца. Если мы хотим быть подобными Богу в своей речи, то должны следить за своими словами и стремиться к предельной чистоте и святости в общении с другими людьми.

8. Впасть в руки развращенного рода, обольститься их беззакониями и поддаться их пагубному влиянию — великое зло, которого следует опасаться и избегать. В восьмом стихе не только предсказано это зло, но и предлагается способ защиты от него. Как правило, святой рождается и живет на сто лет раньше своего времени: душа его как бы переносится в светлое будущее, избегая сумрака настоящего. Он ушел в могилу в забвении, не понятый своим поколением. Однако спустя несколько поколений он вдруг вышел из могилы и обрел любовь и признание. Бог навеки сохранил его от рода развращенного и неверного, заклеймившего его как бунтовщика или сжегшего его на костре как еретика. Мы должны каждый день молиться о том, чтобы подняться над своим веком, подобно горным пикам, возвышающимся над облаками, чтобы наши взмывающие в небо вершины высились над мраком невежества и греха, укрывшего землю. О Вечный Дух, пусть в нас исполнятся слова этого стиха! Вера наша уповает на эти два жизнеутверждающих слова и вопиет: «Сохранишь… соблюдешь!»

9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.

9. Здесь указан источник наших скорбей — возвышение нечестивых. Именно из-за этого псалмопевец изначально обратился к Богу как к источнику спасения. Когда власть предержащие порочны и злы, мелкие чиновники поступают им под стать. Как солнце своим теплом будит омерзительных мух, так грешник, получивший власть, пробуждает порок вокруг себя. Земля не кишела бы мерзостями, если бы те, кого называют благородными людьми, не пособничали обману. Дай Бог, чтобы слава и победа Господа нашего Иисуса Христа побудила нас ходить непорочно и трудиться во славу Господа. Если возвысившийся грешник поощряет зло, то тем более наш превознесенный Искупитель непременно поддержит, вдохновит и ободрит Своих святых. Утвержденные Его державным могуществом, мы встретим наш растленный век со святой решимостью и будем с еще большей надеждой взывать: «Спаси, Господи!»

Советы проповедникам

Стих 2

«Спаси, Господи!»

1. Молитва: краткая, глубокая, своевременная, обращенная к Богу, страстная.

2. Когда следует так молиться.

3. Как Бог отвечает на эту молитву.

4. Почему Бог непременно услышит ее.

Стих 2 (первые два предложения)

Текст для проповеди на похоронах выдающихся святых.

Стих 2

1. Печальный факт; опишите благочестивых и верных и расскажите, как они могут пасть.

2. Чувства; оплакивание потери, опасения Церкви, потребность в верных и праведных друзьях, взывание к Богу.

3. Опасения; страх поражения, страх неотвратимого суда и т. п.

4. Стойкость веры: «Спаси, Господи».

Стих 2

Тесная связь между почитанием Бога и честным отношением к людям: с исчезновением одного исчезает и другое.

Стих 3 (первая часть)

Распространенность и пагубность пустых разговоров.

Стих 3

Связь между лестью и изменой.

Стих 3

«Сердце притворное». Праведное и неправедное сердце; грех двуличности.

Стих 4

Ненависть Бога к взаимосвязанным грехам лести и гордыни (лести себе). Почему Бог их ненавидит. Как Он являет Свою ненависть. В ком Он ненавидит их больше всего. Как от этих грехов очиститься.

Стихи 4-5

1. Бунт языка: язык требует власти, независимости и свободы. Полная противоположность исповеданию верующего: мы не принадлежим себе.

2. В чем состоит этот бунт: лесть и хвастливые речи.

3. Наказание: истребление.

Стих 6

Господь восстал. Как? Почему? Что теперь делать? Когда?

Стих б (вторая часть)

Опасность, грозящая верующим со стороны тех, кто презирает их, .1 также их убежище. Хорошая практическая тема.

Стих 7

Слово Господнее: его чистота, испытанность и непреложность. Горнила, в которых верующие испытывают Слово семь раз. Перечислить их не составляет труда.

Стих 8

Бог хранит нас от нечестивого рода как в этой жизни, так и в грядущей. Глубокая тема.

Стих 9

Грехи власть имеющих особенно заразны. Призывайте богатых и знатных помнить об ответственности. Воздайте благодарность честным правителям. Необходимость проявлять благоразумие при выборе представителей в органы власти.