13. Псалом о безумии атеизма

Заглавие

Эта восхитительная песнь озаглавлена просто: «Начальнику хора. Псалом Давида». Начальнику хора посвящены пятьдесят три псалма, и это, несомненно, свидетельствует о том, что они предназначались не только для индивидуального пения, но и для исполнения в больших собраниях особым хором, которым руководил дирижер, названный здесь «начальником хора». Айнсворт назвал его «старшим музыкантом». Некоторые из этих псалмов не содержат никакой хвалы и не обращены к Господу непосредственно, но, тем не менее, исполнялись на публичном богослужении. Отсюда следует, что теория Августина (которую взяли на вооружение современные составители песенников) о том, что в богослужении надлежит петь только хвалу, не имеет под собой серьезных библейских оснований. Древняя Церковь вплетала в духовные песнопения не только священное учение и молитвы, но и ноты сетования, вложенные в ее благословенные уста богодухновенным певцом Израиля. Некоторые люди, желая выглядеть безупречно в глазах других, хватаются за все изящное и предпочитают только то, что увенчано ореолом «правильности». Вместе с тем простые люди восхваляли и восхваляют Бога не только в священных песнопениях, но и, как сказал Павел, «назидают самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая… Господу».

Поскольку у псалма нет своего заглавия, мы предлагаем ради простоты запоминания назвать его «псалмом о безумии атеизма». Многочисленные предположения касательно обстоятельств его написания лишены всякого основания, и поэтому было бы пустой тратой времени приводить их во всех подробностях. В третьей главе Послания римлянам апостол Павел утверждает, что намерением богодухновенного псалмопевца было показать равную степень греховности иудеев и язычников, а посему нет смысла привязывать псалом к конкретному историческому моменту, так как история изобилует примерами человеческой греховности. Псалом 52 представляет собой второй вариант псалма 13, но Давид внес в него некоторые интересные поправки. Таким образом, побуждаемый Святым Духом, псалмопевец дважды провозгласил истину, столь неприятную для плотского ума.

Композиция

Безумное вероисповедание мира (ст. l); его пагубное влияние на нравы (ст. 1-3); склонность грешников к тирании (ст. 4); их страхи (ст. 5); насмешки над праведными (ст. 6); молитва о явлении Господа на радость святого народа.

Истолкование

1 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

1. «Безумец». Нет большего безумца, чем атеист; воистину, он безумец во всех отношениях. Не будь он безумцем от природы, он не стал бы отрицать Бога. Разве удивительно то, что, отвергнув Бога, он стал безумцем и в жизни? Грех — это всегда безумие, а отрицать существование всевышнего Бога — верх греха и, следовательно, величайшее безумие. Сказать, что Бога нет — все равно, что пойти против бесспорных доказательств, а это — упрямство. Противостать тому, с чем согласны практически все люди, — полнейшая глупость. Заглушать голос совести — не что иное, как помешательство. Если бы грешник мог своим неверием уничтожить столь ненавистного ему Бога, то в его неверии еще был бы какой-то смысл — равно как и тяжкий грех. Но как отрицание огня не спасет того, кто в нем оказался, так и отрицание существования Бога не удержит Судью всей земли от истребления бунтаря, поправшего Его законы.

Грех неверия ненавистен Богу, и того, кто в нем повинен, ожидает суровая кара. Как гласит поговорка, «язык глупца губит его самого». В данном случае он ввергает его тело и душу в вечную погибель. О, если бы его грех на этом исчерпался, но, увы, один глупец плодит сотню, и бесстыдный хулитель распространяет свое ужасное учение точно проказу.

Айнсворт в своих комментариях говорит, что словом «безумец» переведено здесь еврейское слово «навал», означавшее увядание, умирание или отпадение, подобное засыханию листа дерева или лепестка цветка. Этот эпитет вполне соответствует сущности безумца, ибо он утратил жизненные «соки»: мудрость, разум, честность и благочестие. Трэпп весьма точно назвал его «безжизненным телом, оболочкой, живым трупом, в котором не осталось ни капли веры и здравого смысла». Некоторые переводят это слово как «отступник» или «негодяй». Ни в коем случае мы не должны сомневаться в присутствии, делах, могуществе и любви Бога, ведь всякое подобное неверие есть полнейшее безумие! Да и кто среди нас захотел бы оказаться на месте безумца из этого псалма? Не стоит забывать, что все невозрожденные в той или иной степени являются безумцами.

«В сердце своем». Может ли человек устами исповедать веру, а в сердце от нее отречься? Разве не похоже, что он недостаточно дерзок, чтобы высказать свое безумие? Разве Господь не воспринимает его мысли как слова, адресованные лично Ему? Не здесь ли человек становится неверующим в первую очередь — в сердце, а не в голове? Когда человек заявляет о своем неверии, не говорит ли в нем безумное сердце, не пытается ли оно заглушить голос совести? Истинно так. Если бы чувства человека были преданы истине и праведности, то его разуму было бы легко принять существование личностного Бога, но поскольку сердце его ненавидит истину и добро, удивительно ли, что он желает избавиться от Элохима, этого великого Блюстителя нравов, Покровителя добродетели и Карателя беззаконий? Пока сердца человеческие не изменятся, нас не должна удивлять популярность скептицизма: худое дерево приносит худые плоды. «Каждый человек, — говорит Диксон, — пока Бог не возродил и не примирил его с собой, в сущности является безумцем». Удивительно ли то, что он безумствует?

Глупцы встречаются везде и во все времена, они размножаются как сорная трава и заполоняют весь мир. Просвещение и образование сами по себе не сократят их число. Поскольку неверие коренится в сердце, безумие нередко уживается с большой ученостью. Отвечать на безумные возражения скептиков — напрасный труд до тех пор, пока благодать не дарует разуму желание верить. Глупцы за час выложат столько доводов, сколько мудрецам не осилить и за семь лет. Для них нет большей забавы, чем подкидывать мудрецам каверзные вопросы. Пусть же проповедник метит в сердце и возвещает людям всепобеждающую любовь Христа, и тогда при помощи благодати Божьей он приобретет больше скептиков для веры евангельской, чем сто лучших логиков, все доводы которых обращены к уму.

«Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога»». Столь чудовищной была эта мысль, что безумец не посмел высказать ее вслух. Кальвин не считал слова «нет Бога» утверждением, выражающим непоколебимое убеждение разума. Доктор Алекзандер, однако, думает иначе. По его мнению, в этих словах звучит не только желание грешной природы бунтаря и его надежда — грешник в действительности дерзко отвергает существование Бога. Какая ужасная мысль: человек, исповедующий Бога устами, может одновременно сказать в сердце своем: «Нет Бога».

Следует отметить, что безумец отверг существование не Иеговы, а Элохима, он нападал не на идею Бога, а на живого Бога, заключившего с нами завет и царствующего над этим миром. Стрелы человеческого гнева направлены на Бога Владыку, Законодателя, Деятеля и Спасителя. Но как же тщетна эта злоба! Как безумна ярость против Того, кем мы живем, движемся и существуем! Как ужасна глупость человека, заявляющего: «Нет Бога!», в то время как он во всем от Него зависит!

«Они развратились». Это относится ко всем людям без исключения, о чем ясно свидетельствует Святой Дух. Прочтите третью главу Послания римлянам. Всюду, где царит вражда к Богу, ум человеческий глубоко развращен и порочен. Лучшие экзегеты считают, что эта фраза описывает действия безумцев: «Они поступают развратно». Это напоминает нам о том, что грех пребывает в нашей природе не бездейственно, лишь как источник зла, но мы сами подливаем масла в огонь греха и развращаем себя, добавляя тьмы к тому, что и без того черно. Постоянством в делании зла мы сами куем себе цепи.

«Совершили гнусные дела». Если первый шаг — отрицание всевышнего Бога, то каким же будет последний? Стоит только Господину отвернуться, и на какие только преступления не пойдут его слуги! Вспомните состояние мира до потопа, описанное в Быт. 6:12, а ведь с тех пор природа человека ничуть не изменилась! Тот, кто хочет увидеть леденящий душу образ мира, отпадшего от Бога, должен прочитать самые печальные в Писании строки — первую главу Послания римлянам. Образованные индусы признают, что она точно описывает жизнь людей в Индии в настоящее время. И Англия была бы не лучше Индостана без сдерживающей силы Божьей благодати. К сожалению, и в нашей стране люди совершают эти грехи в тайне. Есть люди, которым очень приятно то, что противно и Богу, и человеку.

«Нет делающего добро». Когда вокруг царит беззаконие, люди не делают того, что должны. Тот, кто делает то, что не должен, обязательно оставит не сделанным то, что должен был сделать. Какая ужасная картина рода человеческого! Добро совершается лишь там, где царствует благодать. Падшее и развращенное человечество — это пустыня без оазиса, ночь без звезд, руда без золота, ад без дна.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

2. «Господь с небес призрел на сынов человеческих». Бог изображен здесь стоящим на возвышенном месте или на сторожевой башне и взирающим на сынов человеческих. Он не будет карать слепо, не уподобится тирану, устраивающему кровопролитье, едва заслышав о возможном заговоре. Какое снисхождение и беспристрастная справедливость со стороны Бога! История гибели Содома, который до своего истребления удостоился божественного посещения, наглядно показывает, что божественная справедливость сначала внимательно изучает грех, а потом карает грешника, и высматривает праведников, чтобы не погубить их вместе с нечестивыми.

Вот, очи всевидящего Господа смотрят на землю, обводят взором все племена и народы, «чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога». Взирающий с небес знает, что такое добро, Он видит его издали и рад найти его в людях. Но в невозрожденных сынах человеческих Он ищет его напрасно. Во всем роде Адамовом нет ни единой души, которая не враждовала бы с Богом и не противилась бы Его благости.

Господь ищет не богатых, не великих, не высокообразованных людей — каковы бы ни были их достоинства, они не удовлетворяют требованиям великого Владыки. Он не ищет людей, обладающих выдающимися добродетелями, но желает найти «разумеющего, ищущего Бога», того, кто понимает себя, свое положение, долг, судьбу, блаженство. Он ищет того, кто ищет Бога — того, кто готов, кому не терпится найти Бога, если только Он существует. Бог не требует ничего особенного и трудного. Даже если человек не знает Бога, но сохранил здравый смысл, то он будет искать Его. Но, увы, даже этой малой доли добра не смог найти в сынах человеческих Тот, кто видит все. Человек возлюбил свое отречение: «Нет Бога!» и, повернувшись спиной к Творцу, своему солнцу, вступил в мрачные обители неверия и отчуждения, в страну тьмы, черную, как сама ночь, в долину смертной тени, где нет ничего прочного, где свет подобен тьме.

3. «Все уклонились». Все без исключения отступили от Господа и Творца, от Его законов и от извечных принципов добра. Все уподобились упрямым тельцам, сбрасывающим с себя иго, неразумным овцам, отыскавшим щель в изгороди и покидающим родное пастбище. Эту фразу псалмопевец относит ко всему человечеству: весь род человеческий развратился сердцем, стал поступать плохо.

«Сделались равно непотребными». Все человечество испортилось, скисло, как застоявшееся молоко, загнило, как залежавшееся мясо, и стало источать зловоние. И мы не чувствуем этого лишь потому, что мы привыкли к этому запаху, как люди, работающие каждый день среди вони, в конце концов перестают ее ощущать. Мельник не слышит шума своей мельницы, а мы не замечаем собственного порока и греха.

Но разве нет исключений из этого правила, разве все люди порочны? «Да, — отвечает псалмопевец без колебаний, — все». Он выразил эту мысль не только через утверждение, но и через отрицание: «Нет делающего добро, нет ни одного». Еврейский текст подразумевает полное отсутствие среди сынов человеческих делающих добро по собственной воле. Эти слова касаются каждого без исключения. Таков вердикт всевидящего Господа, который не преувеличивает вину и не совершает ошибок. Как видно, нет среди невозрожденных ни одного доброго человека. Как будто не удовлетворившись однократным отрицанием, Святой Дух добавил: «Нет ни одного». Что скажут на это противники учения об испорченности человеческой природы? Или лучше спросим, что мы сами чувствуем, слыша это утверждение Давида? Не приходится ли нам признать, что мы от природы порочны? Не следует ли нам благословить всевластную благодать за то, что она обновила дух ума нашего, дабы грех больше не владычествовал над нами, а в сердцах правила благодать?

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

4. Ненависть к Богу и порочная жизнь — это скрытая движущая сила, которая заставляет одних людей угнетать других. Не имеющие спасительного знания о Боге порабощают самих себя и становятся делателями беззакония. Они не испытывают потребности взывать к Господу, но забавляются тем, что едят многострадальный народ Божий, как хлеб. О, какое же это тяжкое рабство — «делать беззаконие»! Даже раб на галере и каторжник, сосланный на рудники, не подвергаются такому унижению и истязанию. За этот адский труд полагается страшное воздаяние. Только невежественные люди выбирают это рабство по собственной воле.

Наученные же Богом, напротив, взывают к Отцу небесному об избавлении от этой незавидной доли.

Ненавидеть свободных сынов Божьих нечестивца заставляет то же невежество, которое сделало его рабом зла, поэтому он и ест «народ мой, как едят хлеб». Он делает это постоянно и безжалостно: преследование святых стало для него обычным занятием. Подобно тому, как щуки питаются мальками, как орлы охотятся на мелких птиц, как волки нападают на мирных овец, так и грешники гонят святых, порочат их доброе имя и глумятся над ними каждый день. Ополчившись против последователей Господа Иисуса Христа, они отказались от молитв и тем самым поступили вполне последовательно, ибо как можно ожидать ответа на молитву, если твои руки в крови?

5 Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных.

5. Не всегда гонителям удается то, что они замышляют; им тоже приходится трепетать и терпеть поражение. «Там», где они отреклись от Бога и ополчились против Его народа, где они мечтали о мире и безопасности, встретят они страх. «Там… они…» — эти хвастливые, жестокие и напыщенные Нимроды и Ироды, эти горячие и спесивые грешники «…убоятся… страха». Их охватит паника. На них нападет безотчетный и непонятный страх. Даже у самых пропащих грешников бывают моменты, когда совесть обдает их отрезвляющим душем страха. Все трусы безжалостны, а все безжалостные люди в глубине души трусы. Призрак прошлых грехов может привести в ужас любого человека. Как бы громко нечестивый ни хвалился своим нечестием, уши его слышат звук, от которого кровь стынет в жилах.

«Ибо Бог в роде праведных». Именно присутствие Божье в роде праведных заставляет нечестивых ненавидеть святой народ лютой ненавистью. Как бы грешники ни закрывали глаза, они все равно заметят образ Божий, запечатленный в благочестии праведников, и увидят, что Бог избавляет святых от всякого зла. Они, подобно Аману, инстинктивно исполняются страхом при виде благочестивого Мардохея. Даже если святой унижен, если он стенает у врат, пока его гонитель веселится в царских чертогах, злодей все равно не может не чувствовать влияния истинного благочестия и не трепетать перед ним. Он слишком явственно ощущает присутствие Божье. Берегитесь же, кощунники, ибо, преследуя народ Божий, вы идете против Господа Иисуса Христа. Союз между Богом и Его народом весьма крепок, Бог таинственным образом живет «в роде праведных».

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

6. Будучи от природы трусами, нечестивые облачаются в львиные шкуры, чтобы господствовать над многострадальным народом Божьим. Безумцы глумятся над истинными мудрецами, называя их умалишенными. Впрочем, этого стоило ожидать, ибо как может животный ум постигнуть совершенство, как могут совиные глаза восхищаться солнцем? Своей главной мишенью нечестивые избрали упование праведников на Бога. Поможет ли вам Бог теперь? В силах ли Господь спасти вас от нашей руки? Где ответ на все ваши молитвы? Насмешки подобного рода сыпятся на изможденные, но праведные души, словно из рога изобилия, и искушают их устыдиться своего прибежища. Не позволим же их насмешкам лишить нас упования, презрим их презрение, бросим вызов их глумлению. Еще немного и Господь, прибежище наше, отомстит за избранный народ и покончит со Своими врагами, которые пренебрегли Им и народом Его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

7. В завершение псалма Давид возносит Богу вполне понятное прошение, ибо только славное явление великого Спасителя Израиля способно переубедить неверующих, низвергнуть гонителей, пресечь грех и утвердить благочестивых. Благочестивые мужи всегда ожидали пришествия Мессии, и, хотя Он уже пришел и принес жертву умилостивления, мы ожидаем Его второго пришествия. Тогда Он явится не для принесения жертвы, а для завершения нашего спасения. О, скорее бы Господь осушил наши слезы! Почему Он так медлит? Он знает, что грех умножился, что народ Его подвергается гонениям. Почему же Он не явится и не защитит нас? Его славное пришествие освободит древний народ Божий от рабства, а духовное семя — от духовной скорби. Когда Ног придет, чтобы спасти нас, возрадуются и борющийся Иаков, и победивший Израиль. Гряди же, Господи Иисусе! Какие счастливые, святые, блаженные дни ожидают нас! Не будем почитать терпение Господа промедлением, ибо Он грядет и пришествие К го не за горами! Блаженны все, уповающие на Него.

Советы проповедникам

Стих 1 (первая часть)

Безумие атеизма.

Стих 1

Опишите:

1. Веру безумца.

2. Безумца, держащегося этой веры Или можно поговорить об атеизме:

1. Источник атеизма: «сердце».

2. Вероисповедание атеизма: «нет Бога».

3. Плоды атеизма: «развратились»

Стих 1

1. Корень греха — отчуждение от Бога.

2. Место его владычества — сердце.

3. Его влияние на разум — делает человека безумцем.

4. Его влияние на жизнь — человек делает зло и не делает добра.

Стих 2

Чего ищет Бог и чего должны искать мы. Как правило, люди смотрят на вещи через призму своего характера.

Стихи 2-3

1. Бог ищет человека, доброго от природы.

2. Результаты Его поиска.

3. Урок для нас.

Стих 3

Полная испорченность человека.

Стих 4

«Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие?» Продолжал бы человек грешить, если бы действительно познал Бога, Его закон, порочность греха, муки ада и другие великие истины? Если бы он продолжал грешить вопреки этому знанию, значит, поистине велики его вина и безумие!

Стих 4 (первая часть)

Вопиющий грех против света и знания.

Стих 4 (вторая часть)

Отсутствие молитвенной жизни — верный признак отсутствия благодати в жизни человека.

Стих 5

Безотчетный страх тех, кто не боится Бога.

Стих 5

Близость Бога к праведным; что это значит для гонителей и для святых.

Стих 6

Человек мудр, когда избирает Бога своим прибежищем.

Стих 6

Опишите:

1. Нищего, как он изображен в этом стихе.

2. Его совет нам.

3. Его крест.

4. Его прибежище.

Стих 6

Только глупцы насмехаются над верой в Бога. Почему уповать на Бога мудро?

Стих 7

Страстное ожидание пришествия Господа.

Стих 7

«С Сиона». Церковь — это посредник благословений.

Стих 7

Призыв к духовному пробуждению.

1. Церковь часто находится в «пленении».

2. Средство пробуждения — пришествие Господа в благодати.

3. Плоды пробуждения: «возрадуется», «возвеселится».

Стих 7

Плен души. Что это такое? Что Бог сделал, чтобы освободить ее из плена? Как Он освобождает ее? Что происходит в результате?