15. Псалом о драгоценной тайне

Заглавие

«Песнь Давида» (в англ. — «миштам Давида». — Примеч. ред.). Чаще всего еврейское слово «миштам» переводят как «золотой псалом», и это весьма подходящий перевод, ибо тема этого псалма — чистейшее золото. Айнсворт называет его «жемчужиной Давида, выдающимся творением». Доктор Хокер, большой ценитель изысканных фрагментов Писания, благоговейно восклицает: «Некоторые считают, что это заглавие означает «драгоценный», другие — „золотой», третьи — „драгоценная жемчужина». Меж тем, поскольку Святой Дух через апостолов Петра и Павла показал нам, что все, сказанное в нем, относится к Господу Иисусу Христу, его воистину можно почитать и драгоценностью, и золотом, и жемчужиной!» Слово «миштам» встречается нам впервые, однако если Бог позволит написать комментарии на псалмы 55, 56, 57, 58 и 6о, то мы увидим его снова, и нам станет ясно, что эти псалмы схожи с псалмом 15 тем, что начинаются с молитвы человека, оказавшегося в беде, но в их строках звучит твердое упование и заканчиваются они песнью уверенности в окончательной победе и радости. Доктор Алекзандер, чьи комментарии представляют для нас особую ценность, считает, что слово «миштам», скорее всего, происходит от глагола «прятать» и означает тайну или загадку, что, в свою очередь, указывает на глубокий доктринальный и духовный смысл этого священного творения. Если эта трактовка верна, то она вполне сочетается с первой, а вместе они дают заглавие, которое запомнит любой читатель и которое немедленно воскресит в памяти главную тему псалма, — «псалом о драгоценной тайне».

Тема

Нам не придется прибегать к помощи толкователей-людей, чтобы найти ключ к тайне этого золотого псалма, ибо апостол Петр говорит нам Святым Духом: «Ибо Давид говорит о Нем» (Деян.2:25). И своей знаменитой проповеди он сказал следующее: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2:29-31). И это не единственное авторитетное толкование, ибо и апостол Павел, ведомый тем же непогрешимым Духом, процитировал этот псалом и засвидетельствовал, что Давид говорил о Человеке, благодаря которому нам проповедано прощение грехов (Деян.13:35-38). Чаще всего толкователи относят данный псалом сначала к Давиду, затем к святым и наконец к Господу Иисусу Христу; мы же дерзнем предположить, что здесь «Он есть все», поскольку в девятом и десятом стихах мы, подобно апостолам на горе, «никого не видим, кроме одного Иисуса».

Композиция

Псалом настолько цельный, что разделить его на части очень трудно. Мы ограничимся лишь тем, что отметим молитву веры нашего Господа (ст. 1), клятву упования на одного только Бога (ст. 2-5), удовлетворенность веры настоящим (ст. 6-7) и радостную уверенность веры в будущем (ст. 8-11).

Истолкование

1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

1. «Храни меня» — оберегай, спасай или, согласно переводу Хорсли, ограждай, подобно тому, как телохранители обступают своего монарха или как пастухи защищают свое стадо. Господь Иисус подвергался искушениям подобно нам, поэтому Его человеческая сущность нуждалась в защите от сил зла. И хотя Господь был по природе чист, Он никогда не возлагал упования на собственную непорочность и, подавая пример Своим последователям, взирал на Господа Бога, ожидая от Него защиты от врагов. Одно из славных имен Бога — Страж человеков (Иов.7:20). Это имя милостивый Отец воистину оправдал, сохранив нашего Посредника. Господу Иисусу было обещано, что Он будет сохранен от зла: «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом… Я буду охранять Тебя и сделаю Тебя заветом народа» (Ис.49:7, 8). Обещание это было в точности исполнено в жизни Господа Иисуса Христа: Бог не только управлял событиями Его жизни, чтобы защитить Его, но и давал Ему внутреннюю силу.

Коль скоро Господь Иисус сам был сохранен, то Он может сохранить избранных Божьих, ибо мы «освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом». Будучи едиными с Ним, избранные сохранены, потому что Он был сохранен. Мы можем рассматривать посредническую молитву первого стиха как ходатайство великого Первосвященника за всех, кто в Нем. Прошение, записанное в 17-й главе Евангелия от Иоанна, есть ни что иное, как более выразительное прошение этого псалма. Христос воскликнул: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Когда Христос говорит: «Храни меня», Он имеет в виду Своих членов, мистическое тело Церкви, себя и всех, кто в Нем. Радуясь тому, что Господь Иисус вознес эту молитву за всех Своих членов, не будем забывать, что Он вознес ее и за себя. Ибо Он опустошил себя и принял образ раба, уничижившись настолько, что Его человеческая природа нуждалась в защите так же, как нуждается наша, и Он часто взывал к небесной Твердыне, моля о подкреплении. Снова и снова возносил Он эти слова, молясь на вершине горы, а однажды повторил эту фразу во всеуслышание почти так же, как она звучит в псалме: «Отче! избавь Меня от часа сего!» (Ин.12:27). Если сам Иисус искал защиты не в себе, сколь же более мы, заблудшие овцы, должны искать ее в Боге!

«Боже». В еврейском тексте использовано имя «Эль» — так обращался к всемогущему Богу, могущественному Помощнику Своего народа, Господь Иисус, когда чувствовал великую немощь. Так обратился Он к Богу и в момент распятия. Мы также можем обратиться к Элъ, всемогущему Богу, в час нужды, будучи уверены, что услышавший «сильный вопль и слезы» нашего верного Первосвященника готов и желает благословить нас, пребывающих в Нем. Изучать имена и характер Бога необходимо для того, чтобы в час скорби знать, каким конкретно именем призвать Отца небесного.

«Ибо я на Тебя уповаю». Эту фразу можно перевести и так: «В Тебе обрел я прибежище». Подобно тому, как цыплята прячутся под крылья матери, так и я ищу защиты в Тебе. Ты — мой Покров, и в тени крыл Твоих я в безопасности. В силе Твоей прибежище мое. Такая молитва побуждает Бога к действию. Господь Иисус не только направлял к Отцу такие молитвы, но и сам призирал на молящихся о прибежище. «По вере вашей да будет вам» — таково главное правило благодати. Если мы можем искренне сказать, что уповаем на всемогущего Господа и ожидаем от Него милости, то мы можем быть уверены, что прошение наше будет удовлетворено. Вера, как меч Саула, не возвращается безрезультатно; она штурмом берет небеса в молитвенной атаке. Будем же молиться, как молился Спаситель, и станем такими же победителями, как Он. Давайте в час скорби смело взывать к Господу: «Я на Тебя уповаю».

2Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. 3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.

4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.

5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.

2. «Я сказал Господу: Ты — Господь мой» (в англ. — «моя душа сказала». — Примеч. ред.). В сердце Своем Господь Иисус преклонился перед небесным Отцом, и перед престолом Господа Бога душа Его поклялась хранить верность Всевышнему ради нашего блага. Мы уподобляемся Христу, когда наша душа непрестанно и без притворства в присутствии всевидящего Бога заявляет о своем полном смирении перед владычеством и царством вечного Господа, говоря: «Ты — Господь мой».

Поклясться в этом устами — одно дело, но другое дело, когда это произносит душа, особенно в час испытаний. Это верный признак духовного здоровья. Одно дело — исповедать веру перед людьми, но совсем другое — заявить о ней перед самим Господом Богом, ибо это влечет за собой большую ответственность. В этих словах также можно увидеть веру, которая «завладевает» Господом, вступая с Ним в завет и наслаждаясь Им. Пусть такая вера будет песнью на месте странствований наших.

«Блага мои Тебе не нужны». Благословенный труд Иисуса Христа был нужен Богу не потому, что Ему чего-то недоставало. Даже если бы род человеческий безвозвратно погиб и жертва Христова не была принесена, слава Господа Бога от этого ничуть не померкла бы. И хотя труд жизни Христа и Его смертные муки возвеличивают все качества Бога, тем не менее вовеки благословенный и самодостаточный Господь не нуждался в послушании и смерти Своего Сына. Искупительный труд был совершен исключительно ради нас, а не ради восполнения нужд Всевышнего. Как же скромно Спаситель оценил здесь собственную благость! У нас есть все причины для того, чтобы подражать Его смирению! «Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?» (Иов.35:7).

3. «К святым, которые на земле» (в англ. — «они для святых». — Примеч. ред.). Освященные люди, хотя и живут на земле, уже сейчас пользуются плодами Его посреднического служения, и Его благостью они есть то, что есть. Особый народ, ревностный к добрым делам и отделенный на святое служение, облачен в праведность Спасителя и омыт Его кровью — тем самым он черпнет сокрытую в Нем благость. Святые — это люди, принявшие благословение искупительного подвига Иисуса Христа, однако подвиг этот ничего не добавил ни к природе, ни к благости, ни к блаженству благословенного вовек Бога. Что же тогда говорить о наших трудах, трудах ничтожных рабов, недостойных даже быть упомянутыми вместе с верным Сыном Божьим! В лучшем случае мы можем надеяться на то, что сможем послужить бедным чадам Божьим на земле, ибо Отец наш не нуждается в нашей помощи. Воспоем же великолепные строки, написанные Уоттсом:

Как часто в сердце и в словах я признавал,

Что беден и ничтожен перед Богом,

Моя хвала Творца не делает счастливей,

И славы не прибавит имени Его.

Но, Господи, пускай пожнут Твои святые

Плоды моих земных трудов.

К святым Твоим мое благоволенье

И к ним в общение я всей душой стремлюсь.

Бедные верующие — получатели Божьей благодати; им дано право получать доход от наших пожертвований во имя Царя. Умершим святым не нужны наши благословения, даже молитвы за них тщетны. Но пока святые пребывают на земле, мы должны на деле явить свою любовь к ним, как это сделал Господь, ибо они — «дивные Твои». Несмотря на все их немощи, Господь благоволит к ним и почитает их благородными людьми. Титул «ваше величество» подходит ничтожнейшему из святых больше, чем величайшему из властителей. Истинная аристократия — это верующие в Иисуса Христа. Только они — истинная знать. Звезды и подвязки — бесполезные знаки отличия по сравнению с благодатью Духа. Господь, знающий святых Божьих лучше всех, говорит о них: «К ним все желание мое». Имя их «Мое благоволение к нему», а имя земли их «Замужняя». Господь благоволит избранным сынам человеческим более, нежели всему творению. Впрочем, их собственное мнение о себе разительно отличается от мнения любящего их Бога. Они почитают себя червями, Господь же превозносит их, и к ним все желание Его. Каких прекрасных людей видит божественная Любовь, после того как в них поработала всемогущая Благодать. Пламя этой любви возгорелось в сердце Христа и помогло Ему узреть в нас воздаяние за все мучения, и поддержало Его во всех страданиях радостью искупления Церкви от бездны ада.

4. Сердце, открытое для избранного народа, наглухо заперто для тех, кто упорствует в бунте против Бога. Иисус ненавидит всякую неправду, а грех идолослужения — особенно. Текст одновременно раскрывает Господнюю ненависть к греху и ненасытную тягу нечестивых к беззакониям. Люди, называющие себя верующими, не спешат идти к Господу, тогда как грешники «текут к богу чужому». Они бегут, как безумцы, а мы ползем, как черепахи. Пусть же их рвение обличит нашу медлительность.

Впрочем, чем больше они спешат, чем меньше успевают, ибо «умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому». Мэттью Генри сказал совершенно точно: «Те, кто умножают богов, умножают собственные скорби, ибо кто думает, что одного Бога слишком мало, обнаружит, что два — слишком много, а сотни — недостаточно». Муки, которые человек претерпевает ради служения ложным богам, поистине ужасны. Рассказы миссионеров иллюстрируют эту истину весьма красочно. Впрочем, наш собственный опыт свидетельствует об этом не менее выразительно: всякий раз, предавая свои сердца идолам, мы платим за это дорогой ценой.

Все наши печали уходят корнями в себялюбие, но как только мы низвергаем этого идола, скорби наши лишаются жала. Моисей разбил медного змея, стер его в порошок, перемешал с водой и дал пить Израилю. Так и наши вожделенные идолы обернутся для нас горькой чашей, если мы их вовремя не оставим. Господь не был себялюбив, Он служил только Своему Отцу. Что же до тех, кто отвращался от Бога, от них Господь был отделен и понес их поношение за стан. Между Христом и грехом не было никакого общения. Он пришел не покровительствовать дьяволу и не вступать с ним в союз, а уничтожить его дела. По этой причине Он запрещал нечистым духам свидетельствовать о Его божестве. Он не желал иметь никаких дел с тьмой. Так же и мы не должны связывать себя с ложной религией ни в коей мере — даже самые священные обряды папистов следует презирать.

«Я не возлию кровавых возлияний их». Как гласит древняя поговорка, «сидеть за трапезой дьявола небезопасно, какой бы длины ни была твоя ложка». Благоразумно даже не упоминать вслух их дурных имен: «Не помяну имен их устами моими». К ели пригубить яд, то он очень скоро окажется в желудке — не следует поминать устами то, что мы хотим изгнать из сердца. К ели Церковь желает наслаждаться единством со Христом, то она должна разорвать все узы нечестия и оставаться неоскверненной самовольным служением плоти, которое ныне оскверняет наше служение Богу. Многие верующие пребывают в общении с папистскими церквами и тем самым совершают тяжкий грех, ибо в них Бог бесчестится так же, как в самом Риме, хотя это и происходит в скрытой форме.

5. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей». С какой уверенностью и безмерной радостью обращается Иисус к Отцу, сокровищу и веселью Своей души! Он был более чем удовлетворен Своим уделом, Господом Богом, у Него не было ни малейшего желания бежать к другим богам. Чаша Его была преисполнена, равно как и сердце. Даже в жесточайших испытаниях Он держался обеими руками за Отца, взывая: «Господи, Господи». У Него не возникало и мысли поклониться князю века сего, несмотря на то, что Он был искушаем «всеми царствами мира и славой их». Мы также можем хвалиться Господом. Он — хлеб и соль душ наших. Он — удел наш, чаша царских удовольствий, Он наполняет жизнь нашу на земле и дает нам наследие на небесах. Как дети небесного Отца, мы сонаследники Иисуса Христа, поэтому наследуем все богатства, обещанные в завете благодати. В удел нам достается трапеза из хлеба небесного и нового вина Царства Божьего. Кто не удовлетворился бы столь изысканной трапезой? Мы можем со смирением испить неглубокую чашу земных страданий, когда перед нами стоит бездонная чаша неиссякаемой любви.

«Ты держишь жребий мой». Обычно батраки вынуждены сами защищать свои права и следить за соблюдением договора, заключенного с землевладельцем. В нашем же случае Господь сам держит жребий наш. Господь Иисус радовался тому, что Отец был на Его стороне, Он был уверен, что Отец защитит Его права от вражеских посягательств. Он также знал, что Отец отдал Ему в удел Своих избранных детей и что Его всемогущество сохранит этот жребий вовеки веков. Возрадуемся и мы вместе с Ним, ибо Судия всей земли непременно защитит нас.

6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня. Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

6. Иисус обнаружил, что путь послушания привел Его в «прекрасные места». Несмотря на печали, омрачавшие Его светлый лик, Он воскликнул: «Вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Это может показаться странным, но мы убеждены, что Иисус, хотя и был знаком со скорбью более всех сынов человеческих, тем не менее испытал больше радости и восторга от святого служения, чем кто-либо из смертных, ибо никто не служил Богу так верно и не принес такого же плода, как Он. Предлежавшая Ему радость как будто просачивалась во мрак, окружавший голгофский крест, и сделала то место в некотором смысле «прекрасным» для милосердного Спасителя. Так или иначе, мы знаем, что Иисус был доволен Своим жертвенным уделом, отмеченным межой Господа Бога. Он был Его добычей, разделенной с сильными, и частью между великими. Он был Его утешением на земле и радостью на небесах.

Он не просил иного «приятного наследия», кроме того, чтобы Его возлюбленная невеста могла пребывать там, где и Он, и видеть Его славу. Всем святым следует научиться словам этого стиха, ибо чем больше они проникнутся духом довольства, благодарности и радости, тем лучше как для них, так и для славы Божьей. Господь наш был в гораздо худшем положении, чем мы: Ему не было где и голову преклонить. Тем не менее, говоря о Своей обездоленности, Господь не роптал. У Него не было и капли недовольства. Как известно, мученики радовались жизни даже в темнице. Один итальянский мученик написал свое письмо из «дивного сада римской тюрьмы»; благодаря присутствию Божьему даже решетка для пыток казалась ему приятной. Господин Гринэм заявил весьма смело: «Недовольные люди не познали любви Бога и прощения грехов». Некоторые богословы считают, что первым грехом, первым камнем, о который преткнулся человек в раю, было недовольство. Без сомнения, где господствует этот зловредный дух там, не может быть рая, ибо его зловоние отравит все райские цветы.

7. «Благословлю Господа, вразумившего меня». Господь Иисус возносил к Богу не только молитвы, но и хвалу. Мы станем Кто истинными учениками только тогда, когда с решимостью скажем: «Благословлю Господа». Иисус назван в Писании Чудным, Советником, однако поскольку Он был человеком, Он говорил не от себя, а как научил Его Отец. В подтверждение этих слов прочтите Евангелие от Иоанна, 7:16; 8:28; 12:49-50, и пророчество в книге Исаии, 11:2-3. Искупитель желал, чтобы небесный Отец всегда направлял Его шаги. Получая наставление, Он всегда благословлял вразумившего Его Господа. Мы должны последовать Кто примеру и проявить смирение — отказаться от упования на собственный разум и искать водительства Духа Божьего.

«Даже и ночью учит меня внутренность моя». Под внутренностью следует понимать внутреннего человека, чувства. Общение души с Богом приносит внутреннему человеку мудрость, которая являет себя и в ночные часы. Искупитель провел много ночей на вершине горы в полном одиночестве, и мы вполне можем заключить, что, помимо общения с Богом, Он вел беседы с самим собой, вспоминая прошлое, думая о предстоящих делах и Своем положении. Великие полководцы выигрывают свои сражения сначала в мыслях, а затем на поле боя. Так и Господь одержал победу сначала на коленях, а затем на кресте. Хорошо поступает тот, кто, получив совет с небес, держит этот совет в сердце. Мудрецы больше видят ночью с закрытыми глазами, чем глупцы при свете дня с широко раскрытыми. Научающийся от Бога и получающий от Него семя, скоро обнаружит, что в душе его цветет сад мудрости. «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: „Вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево». Ночь, которую грешник избирает для своих злодеяний, — это время священной тишины, в которой верующие слышат шепот небес и мелодии неземной жизни в своих сердцах.

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, 10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, 11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

8. Был момент, когда страх смерти окутал душу Искупителя непроницаемым мраком, как сказано: «Услышан был за Свое благоговение» (в англ. — «за то, что боялся». — Примеч. ред.). Затем к Нему явился ангел и укрепил Его. Наверное, небесный посланник убедил Его в непременности грядущего воскресения, являющейся гарантией спасения богоизбранного народа, и напомнил Ему о вечной радости, в которую войдет искупленная благословенной кровью паства. И тогда надежда осияла душу Господа и Он, как сказано в этих стихах, воззрел в будущее со священным упованием, поскольку всегда видел перед собой Господа и утешался Его неизменным присутствием. Он чувствовал, что с такой поддержкой ничто не помешает Ему исполнить возложенную на Него великую миссию. Так и случилось, ибо Христос не остановился, пока уста Его не произнесли: «Совершилось». Какая же милость была явлена нам в Его смерти!

Непоколебимость Иисуса, как плод детской веры в помощь Божью, должна стать для нас примером для подражания. Видеть перед собой Господа — долг каждого верующего. «Всегда видел я пред собою Господа». Доверять Господу как нашему доблестному Воину и Стражу — честь, дарованная всем святым. «Он одесную меня; не поколеблюсь».

Апостол Петр цитировал эти слова в своей проповеди: «Видел я пред собою Господа всегда» (Деян.2:25). Христос задолго до Своего страдания увидел очами веры неизменную помощь Божью, которая дала Ему силы ни на шаг не отступить от Своей искупительной цели. Благодаря силе Божьей, пребывавшей одесную Его, Он увидел, что непременно должен поразить всех восставших на Него врагов, и возложил на эту силу все Свое упование. Он также ясно предвидел, что Его ждет смерть, ибо псалом говорит о плоти, упокоившейся в уповании, и о душе, пребывающей в обиталище бестелесных духов. Смерть предстала перед Его взором, иначе Он не упомянул бы о тлении. Впрочем, Его святое упование на Бога было столь сильным, что Он даже воспел гимн при виде Своей могилы. Он знал, что в шеоле, незримом мире бестелесных духов, пробудет не много и что тело Его вскоре покинет могилу, оставшись целым и невредимым.

9-10. Все это заставило Его воскликнуть: «От того возрадовалось сердце мое». Язык Искупителя возликовал о Боге и силе Его спасения. Дай нам Боже такую же крепкую веру перед лицом испытаний и смерти! Вера не только производит в нас мир, превосходящий разумение, но и наполняет сердце радостью настолько, что язык — преимущество разумных существ — не может удержаться от чудной хвалебной песни. Вера дает нам радость в жизни и покой перед смертью. «Даже и плоть моя успокоится в уповании».

Упование Господа Иисуса Христа не было постыжено. Он возвестил верность небесного Отца словами: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде». Верность Господа полностью проявилась в утро воскресения. Иисуса Бог не оставил среди усопших и бездыханных. Он веровал в воскресение Своей плоти и обрел его на третий день: тело Его воскресло к славной жизни, как Он и говорил в радостном уповании: «Не дашь святому Твоему увидеть тление». Тело Его было опущено во внешнюю темницу могилы, однако во внутреннюю темницу тления оно не вошло. Святой Божий душой и телом был освобожден от пут смерти, потому что она не могла удержать Его. Это великое утешение для всех святых. Они вкусят смерть, но затем воскреснут. И хотя им придется увидеть тление, они все равно воскреснут к вечной жизни. Воскресение Христа есть основание, залог, гарантия и образ воскресения народа Божьего. Давайте же ложиться в могилу как в постель, и да упокоится наша плоть в сырой земле так же, как ныне она покоится на подушках.

Иисус со мной — не страшно мне совлечься,

Сей тленной хижины откинуть бренный прах.

Смерть в Господе — мое благословенье,

Поправший смерть нас ждет на небесах!

Горе тому, кто при пришествии смерти, этого злобного филистимлянина, вторгающегося в душу, обнаружит, подобно Самсону, что Бог оставил Его. Но блажен тот, кто имеет Господа одесную себя: он не убоится никакого зла, но будет с надеждой взирать на уготованное ему вечное блаженство.

11. «Ты укажешь мне путь жизни». Этот путь был указан прежде всего Иисусу, ибо Он — первенец из мертвых, перворожденный всякой твари. Он сам открыл этот путь Своей плотью, а затем прошел его как предтеча искупленных сынов Божьих. Христос радовался мысли о том, что Он станет путем жизни для Своего народа.

«Полнота радостей пред лицем Твоим». Воскреснув из мертвых, Христос вознесся во славе, дабы вечно пребывать одесную Бога Отца в полноте радости. Мысль о грядущей радости придавала Ему сил, когда Он проходил Свое славное, но скорбное поприще. Привести избранный народ в вечное блаженство было Его главной целью. Эта цель воодушевляла Господа на каждом шагу Его мучительного шествия. Боже, когда торжество нечестивцев подойдет к концу, даруй нам пребывать с Иисусом «в деснице Твоей», в которой нас ожидает «блаженство вовек»! Но и на земле дай нам вкусить любви Твоей как залог небесного блаженства.

Трэпп пишет замечательные слова о последнем стихе этого псалма. Они дают пищу для размышлений и помогают предвкусить грядущее блаженство: «Здесь сказано все, на что способны наши немощные слова. Качество мы видим в небесных радостях и блаженстве; количество — в полноте, от которой святые черпают жизнь с избытком; постоянство — во всемогущей деснице Божьей, из которой никто не может нас вырвать. Нас ждет ничем не омрачаемое счастье. Нескончаемость — в том, что это блаженство вечно. Радость небес безмерна, бесконечна и чиста».

Советы проповедникам

Песнь Давида

Кэнон Дейл издал небольшую книгу под названием «Золотой псалом», представляющую собой цикл простых, но ценных проповедей. Мы решили привести здесь названия глав этой книги, поскольку они весьма выразительны и содержательны.

Стих 1

Поиск золота. Верующий оказался в опасности и уповает только на Бога.

Стихи 2-3

Обладание золотом. Верующий ищет свое оправдание только в праведности Божьей и соблюдает себя в святости посредством общения со святыми.

Стихи 4-5

Испытание золота. Верующий находит свой удел в этой жизни и ожидает вечного наследия в Господе.

Стих 6

Очарование золота. Верующий радуется своему чудному уделу и доброму наследию.

Стихи 7-8

Использование золота. Верующий ожидает наставления Божьего ночью и живет Его обещаниями днем.

Стихи 9-10

Подсчет золота. Верующий радуется и хвалит Бога за то, что Он обещал ему покой в надежде и воскресение к славной жизни.

Стих 11

Шлифовка золота. Верующий живет одесную Бога и наслаждается полнотой радости и вечным блаженством.

Со своей стороны мы также предлагаем несколько идей:

Стих 1

Молитва и прошение. Хранящий и уповающий. Опасности, грозящие святым, и упование верующих.

Стих 2

«Ты — Господь мой». Душа приняла Бога, поклялась Ему в верности, получила уверенность, пообещала исполнить обеты.

Стихи 2-3

Благость и ее место в нашей жизни. Наша благость не нужна ни Богу, ни умершим — ни святым, ни грешникам, — она необходима только живущим. Поэтому мы должны делать как можно больше добра.

Стихи 2-3

Признаки истинной веры.

1. Верность Божьей власти.

2. Отрицание своей праведности.

3. Совершение добра для святых.

4. Восхищение святостью.

5. Удовольствие от общения со святыми.

Стих 3

«К дивным Твоим». Слово «дивные» можно перевести как «великодушные», «чудесные», «прекрасные». Все это присуще христианам в силу нового рождения, новой природы, новой одежды, нового наследия и т. д.

Стих 3

«К ним все желание мое». Почему мы должны желать общения с христианами. Почему у нас иногда нет желания быть с ними. Почему у них нет желания быть с нами. Как сделать общение более желанным.

Стих 3

Проповедь о пожертвованиях на нужды бедных святых.

1. Святые.

2. Святые на земле.

3. Дивные святые.

4. Мы должны желать общения с ними.

5. Мы должны делиться с ними своим добром.

Стих 4

Скорби, вызванные поклонением чужим богам, — у язычников и у святых.

Стих 4 (вторая часть)

Мы обязаны полностью отделиться от согрешающих словом и делом.

Стих 5

Будущее наследие и полная чаша в этом мире — в Господе.

Стих 6

1. «Прекрасные места». Вифлеем, Голгофа, горы Елеонская, Фавор, Сион и т. д.

2. Прекрасная мечта. Бог от века намеревался дать мне прекрасное наследие.

3. Прекрасная музыка. Мы воздаем Богу хвалу служением, жертвами и песнями.

Стих 6 (вторая часть)

1. Наследие.

2. Приятное наследие

3. Даровано мне.

Стих 6

«Приятное наследие». Наследие приятно в силу следующих причин:

1. Бог благоволит к нему.

2. Оно даровано рукой Отца.

3. Оно даровано по завету благодати.

4. Оно куплено кровью Христа.

5. Оно ответ на молитву, благословение, нисшедшее благодаря искренности стремлений.

Стих 6

Эти слова мог бы сказать:

1) человек, верящий в Божье провидение;

2) житель этого благословенного края;

3) христианин о своей судьбе.

Стих 7

От кого, когда, как, почему нужно принимать наставления? Какие это должны быть наставления? К чему они нас обязывают?

Стих 7

Две школы: небесная и сердечная.

Стих 8

Христианин всегда должен видеть перед собой Господа:

1) как защитника,

2) как вождя,

3) как пример,

4) как наблюдателя.

Стихи 8-9

Чувство Божьего присутствия — лучшая поддержка для христианина. Оно дает нам:

1. Уверенность в жизни. «Не поколеблюсь».

2. Радость в сердце. «Возрадовалось сердце мое».

3. Песню. «Возвеселился язык мой».

4. Твердую надежду для умирающего тела. «Даже плоть моя».

Стих 9 (вторая часть)

1. Суббота святого («успокоится»),

2. Саркофаг святого («в уповании»).

3. Спасение святого (то, на что уповает).

Стихи 9-10

Перед смертью Иисуса укрепляла мысль о безопасности Его души и тела. Мы должны иметь в Нем такое же утешение.

Стих 10

Смерть Иисуса. Где находились Его душа и тело после смерти. Сложная, но интересная тема.

Стихи 10-11

Если Иисус воскрес, то воскреснем и мы. Поэтому верующие могут с уверенностью сказать: «Ты укажешь мне путь жизни». Жизнь эта заключается в блаженстве, уготованном для народа Божьего на небесах, которое дастся нам после воскресения. У этого блаженства есть три характеристики.

1. Его источник: «лицо Господне».

2. Его количество: «полнота радостей».

3. Его постоянство: блаженство «вовек».

Стих 11

Прекрасный образ небес.