1. Первый псалом блаженства

Заглавие

Данный псалом по праву можно назвать предисловием ко всей книге псалмов, ибо он содержит основные идеи всей книги. Псалмопевец хотел научить нас благословенному пути и предостеречь о неминуемой каре, уготованной нечестивцам. Такова основная мысль первого псалма. Можно сказать, что первый псалом — это текст, а все остальные псалмы — это божественная проповедь, сказанная по этому тексту.

Композиция

Псалом состоит из двух частей. В первой части (с 1-го по 3-й стих) Давид говорит о том, в чем заключаются блаженство и радость благочестивого мужа, каковы его повседневные занятия и какие благословения он получит от Господа. Во второй части (с 4-го по 6-й стих) он противопоставляет благочестивому человеку нечестивого, описывая состояние и характер последнего, предвещая его будущее и выразительно изображая его неотвратимую погибель.

Истолкование

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

1. «Блажен» — Псалтирь, так же как знаменитая Нагорная проповедь, начинается благословением! Слово «блажен» на иврите очень выразительное. В оригинале оно стоит во множественном числе, и до сих пор не ясно, является ли оно прилагательным или существительным. Таким образом, мы видим, что на человека, оправданного Богом, снисходит множество благословений, и он наслаждается совершенным и великим блаженством. Это слово можно было бы перевести «о, блаженства!». Мы вполне можем считать эту фразу торжествующим восклицанием благословенного праведника. Пусть подобное благословение снизойдет и на нас!

Мы видим, что благочестивый муж описан как через отрицание (ст. 1), так и через утверждение (ст. 2). Он тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Он предпочел более мудрого Советчика и ходит в законе Господа Бога своего. Для него пути благочестия — пути мира и наслаждения. Стопы его направляются Словом Божьим, а не лукавством и коварными замыслами безбожников. Когда поведение человека меняется и он перестает поступать безбожно — это вернейший знак действенного присутствия благодати в его сердце. Далее заметьте, что благочестивый муж «не стоит на пути грешных». Он предпочитает более изысканное общество. Сам будучи грешником, он, тем не менее, был очищен кровию Христа, оживотворен Святым Духом и обновлен сердцем. Находясь по великой милости Божьей в собрании праведных, он не допускал и мысли о присоединении к воинству нечестивых. Также сказано: «Не сидит в собрании развратителей». Он не находил никакой отрады в глумлении безбожников. Пусть другие смеются над грехом, вечностью, адом, раем и извечным Богом — человек Божий усвоил более совершенную философию, чем философия безбожников, и ощущал присутствие Божье слишком явственно, чтобы сносить богохульства нечестивцев. Собрание развратителей может состоять из знатных людей, которые, однако, заседают у самых врат ада. Лучше убежать с этого собрания прочь, потому что оно вскоре все равно опустеет, а все принимавшие в нем участие погибнут. Обратите внимание на развитие мысли в первом стихе:

который

не ходит

на совет

нечестивых

и не стоит

на пути

грешных

и не сидит

в собрании

развратителей.

Когда люди живут в грехе, они катятся по наклонной плоскости. Вначале они лишь ходят на совет нечестивых, забывающих Бога. Здесь зло совершается ими скорее разово, чем по привычке, но затем, привыкнув ко злу, они встают на путь грешных, сознательно нарушающих заповеди Божьи. Если их не остановить, они сделают следующий шаг и сами станут лжеучителями и обольстителями душ, и будут сидеть в собрании развратителей. Теперь они злодеи с ученой степенью — истинные доктора адских наук и почитаемые специалисты в области сатанинского обольщения. Что же касается праведника, то человек, которому принадлежат все благословения Божьи, не может сообщаться с подобными нечестивцами. Он не оскверняется прикосновением к этим прокаженным, он удаляется от зла как от запачканной одежды. Он выходит из среды нечестивых, выходит со Христом за стан, неся Его поругание. О, если бы и мы, по благодати Божьей, были удалены от грешников!

2. Теперь обратите внимание на то, что присуще псалмопевцу. «Но в законе Господа воля его». Он не находится под законом, который осуждает и проклинает его, он пребывает в законе, с радостью принимая его как правило жизни. Более того, он жаждет размышлять над ним, читать его днем и думать о нем ночью. Он запоминает какой-то текст и не забывает о нем весь день. В ночные часы, когда не может уснуть, он размышляет о Слове Божьем. В дни благополучия он поет псалмы из Слова Божьего, а во мраке несчастья — утешается обещаниями этой священной книги.

«Закон Господа» — это хлеб насущный для каждого истинного верующего. Но как же кратко было это богодухновенное откровение в дни Давида: он имел в распоряжении только Пятикнижие Моисеево! Насколько же больше должны мы ценить написанное Слово в его полноте, которое есть в каждом доме! Но с каким же пренебрежением мы относимся к этому посланию небес! Едва ли нас можно сравнить с благомысленными жителями Вереи, тщательно исследовавшими Писание. Не многие из нас могут претендовать на блаженство, о котором говорится в этом псалме! Некоторые, возможно, могут заявить, что они уклоняются от зла, поскольку не ходят путями нечестивых. Но позвольте мне спросить, желаете ли вы закона Божьего всем сердцем? Изучаете ли вы Слово Божье? Сделали ли вы его своим постоянным спутником, лучшим другом и неизменным проводником? Если нет, то это блаженство вам не принадлежит.

3. «И будет он как дерево посаженное», то есть дерево не дикое, а именно посаженное. Бог избрал это дерево, считает его Своей собственностью, ухаживает за ним и хранит его до великой жатвы последнего дня, ибо «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мтф. 15:13). «При потоках вод». Даже если один поток иссякнет, останутся другие. Потоки прощения и благодати, обещаний и общения со Христом — это неиссякаемые источники сил. Благочестивый человек подобен дереву, посаженному при потоках вод, «которое приносит плод свой во время свое», то есть в отличие от недоспевших смокв плоды его сладки. Человек, пребывающий в Слове Божьем и наученный им, во времена скорби приносит плод терпения, в час испытаний — плод веры, а в дни благополучия — плод священной радости. Плодовитость — неотъемлемая черта благочестивого человека, и плоды, приносимые им, должны быть своевременны. «И лист которого не вянет». Даже самое тихое его слово будет звучать всю вечность, и малейшее деяние любви останется в памяти поколений. Сохранится не только его плод, но и листья. Он не утратит ни своей плодовитости, ни красоты. «И во всем, что он ни делает, успеет». Блажен человек, которому дано такое обещание. Впрочем, мы не должны оценивать исполнение обещания физическим зрением. Как часто, братья мои, мы судим об обстоятельствах своими немощными чувствами и приходим к печальному выводу Иакова: «Все это на меня!» Хотя мы и уверены в том, что обещание дано именно нам, мы, тем не менее, бываем столь отягчены и измождены, что видим прямо противоположное тому, что сказано в обещании. Но очи веры видят истинность Слова, и мы знаем, что дела наши благоуспешны, даже когда все вокруг противостоит нам. Христианин жаждет не мирского процветания, а благополучия души. Как часто мы, подобно Иосафату, посылаем свои корабли в Офир за золотом, но они не доходят до места и разбиваются в Ецион-Гавере. Но даже в этом есть польза, ибо чаще всего мы подвергаемся лишениям, бедности и гонениям ради обретения душевного благополучия. Порой наши самые большие невзгоды — это наши самые большие благословения. Как в благополучии нечестивцев заключено проклятие, так и в страданиях, лишениях и печалях праведного сокрыто благословение. Скорби святых есть нива Божья, которую Бог возделывает, дабы она принесла преизобильный плод.

4 Не так — нечестивые: но они — как прах, возметаемый ветром. 5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

4. Здесь мы подошли ко второй части псалма. В данном стихе мы видим прискорбное состояние нечестивцев, которое лишь подчеркивает блаженство, описанное в предыдущих стихах. Более выразительные переводы Вульгаты и Септуагинты гласят: «Не так — нечестивые, не так». Из этого мы заключаем, что все доброе, что сказано в отношении праведных, не относится к нечестивым. Как ужасно, когда проклятие повторяется дважды! Однако именно в таком положении находятся нечестивцы. Заметьте, как используется слово «нечестивые»: в начале псалма сказано, что они лишь новички в грехе и наименее порочные из грешников. Если таково положение новоиспеченных грешников, которые, пренебрегая Господом, тем не менее, хранят мораль, то каково же положение открытых грешников и откровенных безбожников? Первая часть этого стиха описывает нечестивцев через отрицание, а вторая — через утверждение. Таков их характер: «Они — как прах» — бесполезны, мертвы, никчемны, лишены веса и легко увлекаемы ветром. Обратите внимание также на их участь: такие люди «возмещаемы ветром». Смерть своим горячим дыханием устремит их в огонь преисподней, где они будут полностью и окончательно истреблены.

5. Они предстанут пред судом, но не для оправдания. Страх овладеет ими; они не устоят на суде, они обратятся в бегство. Они не смогут сказать ничего в свою защиту, ибо будут постыжены и покрыты вечным презрением.

Пусть же святые возжаждут небес, ибо там не будет ни одного злодея: «Не устоят нечестивые… в собрании праведных». Всякое собрание на земле — смешанное общество. В каждой церкви есть бес. Плевелы растут бок о бок с пшеницей, и нет ни одного гумна, которое было бы полностью очищено от мякины. Грешники перемешаны с праведниками, подобно тому, как шлак является частью золотой руды. В этой жизни бесценные жемчужины Божьи лежат на дороге рядом с обыкновенной галькой. Праведные Лоты по эту сторону небес стенают, видя беззакония Содома. Давайте же возрадуемся, что в «торжествующем соборе и церкви первенцев» не будет ни одной невозрожденной души. Грешники не могут жить на небесах. Они чувствовали бы себя там не в своей тарелке. Скорее рыба могла бы жить на дереве, чем нечестивцы в раю. Небеса для нераскаявшегося человека были бы нестерпимей ада, даже если бы ему было дозволено войти в них. Но такой чести не удостоится никто из упорствующих в беззакониях. Да дарует нам Бог имя и обитель в чертогах небесных!

6. Господь обозревает путь праведных непрестанно, и хотя он часто окутан мглой и мраком, Господь знает его совершенно. Даже если тучи скорби затмевают свет и мы застигнуты бурей страданий, Господь знает наш путь. У нас все волосы на голове сочтены, и Бог сохранит нас от всякого зла. «Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов.23:10). «А путь нечестивых погибнет». Погибнут не только сами нечестивые, но и их путь. Праведник высекает свое имя на камне, а нечестивый чертит на песке. Праведник вспахивает землю и сеет свой урожай, хотя и не пожнет его полностью, доколе не войдет в радость вечную. Нечестивый же тащит свой плуг по воде, и, хотя киль оставляет за собой сверкающую дорожку, волны изгладят всякую память о нем. Даже путь нечестивых погибнет. Если о нем и будут вспоминать, то только нечестивые, ибо Господь истребит имя грешника, и оно станет зловонием для праведных, да и самим нечестивцам будет известно только своим смердением.

Да очистит Господь наши сердце и путь, дабы нам избежать участи нечестивых и насладиться блаженством праведных!

Советы проповедникам

Стих 1

Псалом в целом подчеркивает различие между праведными и нечестивыми.

Стих 1

Текст для проповедей по следующим темам:

1) упорство в грехе,

2) непорочность христианина,

3) блаженство праведных.

Говоря о последнем предмете, подчеркните, что верующий благословен:

1) Богом,

2) во Христе,

3) всяким благословением,

4) во всех обстоятельствах,

5) в этой жизни и в вечности,

6) во всей полноте.

Стих 1

Учит благочестивого человека избегать:

1) советов грешников,

2) их греховных поступков,

3) общения с ними.

Раскройте то, как размышление над Словом помогает нам избежать этих трех зол.

Обольщающая и затягивающая сущность греха.

Стих 2

Слово Божье.

1. Верующие находят в нем удовольствие.

2. Верующие хорошо знакомы с ним.

Мы всегда жаждем тесного общения с теми, кого мы любим.

Стих 2

1. Что подразумевается под «законом Господа».

2. Что в законе Господа дает верующему радость.

3. Как верующий проявляет эту радость, как размышляет над законом, как часто читает его, как исполняет его и не сорадуется неправде.

Стих 2 (вторая часть)

Плоды и польза размышлений о законе, а также то, что препятствует размышлению.

Стих 3

«Плодоносное дерево».

1. Где оно произрастает.

2. Как оно оказалось в таких условиях.

3. Каковы его плоды.

4. Как стать таким деревом.

Стих 3

«Посаженное при потоках вод».

1. Начало христианской жизни — «посаженное».

2. Питающие ее потоки.

3. Ее плоды.

Стих 3

Как вера влияет на благоденствие. Природа, истоки, признаки и плоды истинного процветания.

«Приносит плод свой во время свое». Добродетели, соответствующие разным обстоятельствам — терпение в скорби, благодарность в благоденствии, ревность в служении и т. п.

«И лист которого не вянет». Благословение «неувядающей» веры.

Стихи 3-4

Всякое благословение омрачено грехом.

Стих 5

Двойное проклятие нечестивых.

1. Приговорены к смерти в суде Господнем.

2. Отлучены от общества святых.

Оправданность этой кары («поэтому») и способ ее избежать.

«В собрании праведных» — то же самое, что в «церкви первенцев» на небесах. Благодатная тема для проповеди.

Стих 6 (первая часть)

Великое утешение в скорбях для народа Божьего. Знание Господа о нашем пути:

1. Характер этого знания. Господь наблюдает и испытывает.

2. Его источник. Знание как результат всеведения и бесконечной любви.

3. Его плоды. Поддержка, избавление, принятие и прославление.

Стих 6 (вторая часть)

Путь плотских удовольствий, гордыни, неверия, притеснения других, нерадивости, самообмана и т. п. Все это подлежит истреблению.