19. Национальный гимн

Тема

Перед нами национальный гимн, который израильтяне пели непосредственно перед вступлением в бой, когда царь израильский препоясывался мечом, готовясь к сражению. Если бы Давид не видел в своей жизни столько войн, у нас никогда не было бы такого псалма, как этот. Святой подвергается гонениям для того, чтобы потом утешить других. Здесь блаженный народ ходатайствует за своего возлюбленного монарха и с любовью в сердце взывает к Господу: «Господи! спаси царя». То, что данный псалом предназначался для публичного богослужения, мы заключаем не только из его содержания, но и из посвящения: «Начальнику хора». Из краткого заглавия мы узнаем, что его автором был благословенный певец Израиля: «Псалом Давида». Пытаться выяснить обстоятельства написания этого псалма было бы делом бесполезным, ибо Израиль находился в состоянии войны все время, пока Давид был его царем. Меч его хоть и ломался не раз, но никогда не покрывался ржавчиной. Кимчи переводит это заглавие как: «О Давиде» или «Для Давида». Бесспорно одно: псалом был написан Давидом и о Давиде. Отсюда вытекает, что эта молитва пророчески возвещает о Господе нашем Иисусе Христе и является прошением древней Церкви о спасении Помазанника Божьего, которого она видела подвизающимся за нее великим и славным подвигом. Воинствующий народ Божий, ведомый победоносным Спасителем, также может искренне взывать к Отцу о том, чтобы воля Господняя благоуспешно исполнялась рукою Его. Мы попытаемся в рамках краткого толкования держаться именно этой точки зрения, однако у нас не получится полностью свести к ней все наши комментарии.

Композиция

Стихи со второго по пятый содержат молитву об успехе царя. В стихах 6-8 Израиль заявляет о своей твердой уверенности в Боге и Его Помазаннике. Стих 9 — победа над врагом, а стих 11 — заключительное воззвание к Господу.

Истолкование

2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева. 3 Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.

4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным. 5 Да даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.

2. «Да услышит тебя Господь в день печали». Все верноподданные молятся за своего Царя, и у жителей Сиона есть все основания возносить молитвы о Князе мира. В дни скорби благочестивые жители страны удваивают свои молитвы — так и Церковь не могла не участвовать в скорбях Господа нашего, Иисуса Христа. Все дни Спасителя были днями печали, но Он превратил их в дни молитвы. Церковь присоединяет свои молитвы к молитвам Господа и просит о том, чтобы Его «сильные вопли и слезы» были услышаны. Скорбь Гефсиманского сада была особенна тяжкой, но Господь был услышан за Свое благоговение. Он знал, что Отец всегда слышит Его, но ответ пришел только после того, как Сын трижды пал на лицо Свое. Только тогда Ему была ниспослана сила в ответ на молитву, и Он вышел из Своего борения Победителем. Его молитва была услышана также и на кресте, ибо двадцать первый псалом гласит: «От рогов единорогов, услышав, избавил меня». Этим стихом Церковь подразумевает, что Господь сам много молился и тем самым подал нам пример, показав, что если мы хотим, чтобы от молитв других людей была польза, то прежде всего сами должны молиться за себя.

Какое благословение, что в день печали мы можем молиться! Какая великая честь дарована нам в том, что Господь слышит нас в любых обстоятельствах! Даже если тревоги обрушиваются на нас со всей своей неистовой силой, голос верующего все равно пересилит вой бури и будет услышан на небесах. О Иисус, Отец небесный услышит Твои ходатайства за объятых печалью детей Божьих. Это дает нам твердую и непоколебимую уверенность в Боге, и мы можем смело возложить на Него все свое упование.

«Да защитит тебя имя Бога Иаковлева». Есть и альтернативное прочтение этого предложения: «Да возведет на высоту…» Под именем здесь подразумевается явленные нам качества Бога и Его Слова. Мы не поклоняемся неведомому Богу, а ищем познания Бога нового завета, Бога Иаковлева, который благоволил открыть Свое имя и Свои качества святому народу. Как много значит имя царя, ученого или достопочтенного человека! Но лишь небесная мудрость способна понять всю глубину божественного имени. Славное могущество Божье защитило и сохранило Господа Иисуса в жизни и смерти, и дало Ему имя выше всякого имени. Борение Христово осталось позади, но Его мистическое Тело, Церковь, до сих пор подвергается опасностям, и только вечная десница Бога, заключившего с нами новый завет, способна защитить воинов креста и возвести их на высоту вне досягаемости врагов.

День печали еще не минул, и наш Спаситель все еще взывает к небесам. Имя Бога Израилева до сих пор является твердыней для верующих. Имя «Бог Израилев» наводит на множество мыслей. В жизни Иакова было немало скорбей; он боролся с Богом, был услышан, получил защиту и в определенное время был вознесен. Бог Иакова является и нашим Богом — Он поступает так же, как и с Иаковом, со всеми детьми Божьими, находящимися в борении. Данный стих можно произносить как благословение над ребенком, другом или служителем, которого скоро ждут испытания. В нем содержится просьба как о земном, так и о духовном покровительстве, он направляет ум к источнику всякого блага.

Как приятно думать, что небесный Отец произнес его над нашими благословенными сердцами!

3. «Да пошлет тебе помощь из Святилища». Из небесного святилища спустился ангел и укрепил Господа Иисуса Христа. Вознесенный на крест, Господь подбадривал себя благословенными воспоминаниями о делах Божьих во святилище. Нет лучшей помощи, чем помощь Господа, и нет избавления надежнее, чем избавление из святилища. Наше святилище — благословенный Господь Иисус Христос, предызображением которого служил земной храм. Он истинное святилище, воздвигнутое не человеком, а Богом. Давайте же во время скорби бежать в поисках безопасного места к убежищу креста, и мы воистину получим там помощь. Люди мира сего гнушаются помощью небес; наши же сердца научились ценить ее больше всякой земной помощи. Они бегут за помощью на оружейный склад, в полную золотом сокровищницу или в забитый провизией погреб — мы же спешим во святилище.

«И с Сиона да подкрепит тебя». Отверженный страдалец получит помощь благодаря многочисленным молитвам Церкви, молившейся о своем Господе веками, ибо молитвенный пыл никогда не тщетен пред Богом. Самые великие благословения мистическое Тело Господа получает в ответ на молитвы святых, собирающихся для поклонения на Сионе. Некоторые торговцы рекламируют особо крепкий бетон, но ничто так не укрепляет чресла святых, как ожидание Господа в собрании народа Божьего. В этом стихе мы видим великолепное благословение, которое вполне подходит для воскресного утра и может служить как приветственным словом пастора пастве, так и приветственным словом паствы пастору. Молитвы святых направляются к Богу из святилища Сына Божьего и со святой горы богоизбранного народа, и именно поэтому христиане могут ожидать от Господа обещанной помощи.

4. «Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным». Обычно перед битвой цари приносили жертвы, и от того, насколько они были благоугодны в очах Божьих, зависел успех будущего сражения. Наш благословенный Господь принес себя самого в жертву и стал для всевышнего Бога благоуханием приятным. После этого Он решительно выступил против бесчисленных легионов ада и поразил их. Эта благоугодная жертва до сих пор наполняет своим благоуханием дворы Господни, и через Иисуса жертвоприношения святого народа принимаются Богом как жертвоприношение Христово. Во всех наших духовных битвах мы должны смотреть на жертву Христа и никогда не отправляться на войну, пока Господь не пообещал нам победы с жертвенника-креста, где вера видит убитого Господа.

«Селах». Прежде чем вступать в бой, необходимо остановиться и поразмыслить у креста, сказав вслед за псалмопевцем: «Селах». Мы торопимся, поэтому опаздываем. Небольшая пауза поможет нам делать все по-настоящему быстро. Остановись, добрый человек, спешка не всегда способствует успеху. Отдохни, поразмышляй над жертвой всесожжения и направь свое сердце на великий труд, который тебе предстоит совершить.

5. «Да даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит». Желание и намерение Христа заключалось в том, чтобы спасти Свой народ. Древняя Церковь страстно желала, чтобы это намерение Господне осуществилось быстрее. Церковь последнего времени желает этого не менее страстно. Во Христе Иисусе освященные души могут принять этот стих как обещание: их желание и намерение прославить Господа исполнятся. Мы можем поступать по своей воле, если она совпадает с волей Бога. Воля Господа Иисуса Христа всегда совпадала с волей Его Отца, и все же Он молился: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Какое же подчинение требуется от нас, если Христос так подчинялся!

6 Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.

7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.

8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся.

6. «Мы возрадуемся о спасении твоем». Спасение — в Иисусе Христе. Оно принадлежит Ему и потому названо Его спасением. Однако мы, со своей стороны, должны принять этот дар и возрадоваться ему. Нам необходимо твердо решить, что в любых обстоятельствах мы будем радоваться спасительной деснице Господа Иисуса. Как видно из данного псалма, люди были уверены в победе царя еще до того, как он пошел на войну, и потому радовались заранее. Сколь же более радостны должны быть мы, зная, что Господь Иисус Христос уже победил! Неверие начинает оплакивать человека еще до того, как он умер, так почему бы вере не торжествовать еще до того, как начался победный танец? Если прекрасны нераспустившиеся бутоны, то тем более прекрасны обещания, ожидающие исполнения! Если бы у народа Божьего было больше радости, Бог получил бы гораздо больше славы. Счастье подданных — слава царя.

«Во имя Бога нашего поднимем знамя». Перед лицом врага мы поднимаем знамя борьбы и воздвигаем флаг победы над поверженным неприятелем. Кто-то идет на войну во имя этого царя, кто-то — во имя другого, святые же идут в бой с именем Господа Иисуса Христа на устах, с именем воплотившегося Бога, Эммануила, Бога, который с нами. Времена лукавы, однако, пока Иисус пребывает с нами и правит в Церкви Божьей, мы не должны в страхе сворачивать знамена, а, напротив, должны поднять их со священным мужеством.

От страха враги пусть трепещут,

Завидев десницу Твою.

Иисус, наш Агнец кротчайший,

Как лев, беспощаден в бою.

Церковь не может забыть о том, что Иисус непрестанно ходатайствует за избранных перед небесным престолом, и потому все ее желания выражаются в одном кратком прошении: «Да исполнит Господь все прошения твои». Не будем забывать, что среди этих прошений есть и такая драгоценная молитва: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною».

7. «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего». Пока мы живем, мы постоянно учимся, и нам не стыдно в этом признаться. Кто думает, что знает все, тот не испытает радости познания истины. Он никогда не скажет: «Ныне познал я», ибо он столь мудр в своем тщеславии, что знает все на свете и еще немного. Души, признающие свое невежество, будут научены Господом и возрадуются своему знанию. Ревностная молитва часто дает человеку твердую надежду. Церковь молилась о том, чтобы Господь Иисус одержал победу в великой схватке со злом, и теперь она верой видит, что всемогущая десница воистину спасла Помазанника Божьего. Церковь, как видно, находит большое удовольствие в благословенном имени «помазанник»; она думает о Нем как о Том, кто был предопределен к великому подвигу прежде сотворения мира и посредством Святого Духа наделен всем необходимым для его совершения. Верующий черпает величайшее утешение в том, что сам Иегова помазал Иисуса на царство, сделав Его Князем и Спасителем. Воистину, защита наша — Помазанник Божий.

«Отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей». Здесь утверждается, что на помощь к Спасителю придут как святость, так и могущество Божье — воистину, именно эти божественные качества явились в спасении страдающего Господа. Если Христос был услышан Богом, то будем услышаны и мы. Бог на небесах, но молитвы наши доходят до Его слуха. Небеса святы, Иисус же освящает наши молитвы, чтобы они достигли небесного престола. Нужда наша велика, но божественная рука сильна и могущественна, и вся сила Господа — спасительная. Более того, сила эта присуща деснице — правой руке, которой Бог пользуется больше всего. Какое ободрение для молящихся святых!

8. Противопоставления часто выявляют истину лучше и ярче, чем другие риторические приемы, и потому Церковь проводит контраст между плотской уверенностью людей мира сего и упованием святых на Князя мира, Эммануила, невидимого Господа. «Иные колесницами, иные конями». Колесницы и кони внушают нам священный ужас: они грохочут, поднимают пыль и поражают нас своим ярким убранством. Сила их кажется неодолимой, и тщеславные люди легко впадают в идолопоклонство и начинают ей поклоняться. Меж тем всевидящее око веры видит в Боге гораздо большее. Боевая колесница была самым страшным оружием во времена Давида. Она была снабжена специальными косами, которые косили людей, как траву. Этим страшным оружием хвалились соседи Израиля; верующие же почитали имя Господа лучшей защитой. Израильтяне не держали коней, и потому вражеская конница приводила их в ужас. Очевидно, дерзновенный псалмопевец обладал поистине великой верой, раз ни во что поставил коней египетских, сравнив их с Господом Саваофом. Но сколько же вокруг тех, кто, называя себя христианами, предательски уповает на плоть и кровь и на человеческую помощь, как если бы они никогда не знали имени Господа. Иисус, будь нашим единственным прибежищем и скалой, и да не осквернится вера наша!

«А мы именем Господа Бога нашего хвалимся». «Господь Бог наш» — Бог, заключивший с нами завет; Он избрал нас, а мы избрали Его. Этот Бог назван нашим Богом. Имя нашего Бога — Иегова, и это нельзя забывать. Наш Бог — абсолютен, не зависим ни от кого в Своем существовании и вездесущ. Он наполняет все во всем, Он — Сущий. Поклонимся этому несравненному имени и не будем осквернять его неверием и упованием на плоть. Дорогой читатель, прежде чем мы сможем этим хвалиться, мы должны в это поверить. Пусть же благословенный Дух милостиво просветит наши умы!

9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.

10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать.

9. В конце уповающих на Бога, в отличие от нечестивых, ожидает блаженство. Несмотря на то, что нечестивцы временно одерживают победу, приходит момент, когда их либо сокрушает внешняя сила, либо они падают сами. Основание, на котором они стоят, сгнило и в определенный Богом день развалится под их ногами. Колесницы их пожрет огонь, кони погибнут от моровой язвы. Что тогда останется от их хваленой силы? Уповающие на Господа, с другой стороны, вначале терпят поражение, но рука Всемогущего поднимает их с колен, и они встают и стоят прямо, торжествуя над врагом. Победа Иисуса — наследие народа Божьего. Герои веры восторжествуют над миром, смертью, сатаной и грехом, а уповающие на плоть будут постыжены и сокрушены навек.

10. Этот стих подводит итог основной мысли псалма. Псалмопевец выразил два желания: чтобы Бог избавил Христа и чтобы Христос, наш Царь, услышал нас. Первое прошение Бог исполнил совершенно, а второе — обещано и гарантировано всем детям Божьим, и потому мы можем завершить псалом сердечной молитвой: «Господи! спаси царя». «Боже, спаси Царя Иисуса Христа, и да придет вскоре Царство Его».

Советы проповедникам

Данный псалом часто используют на коронациях, поют как благодарственную песнь, читают в проповеди во время поста, при этом священники мирской церкви делают абсурдные утверждения и их лесть не знает никакой меры. Если бы земные цари были чертями, они воздали бы честь даже их рогам и копытам. Ибо, несмотря на то, что некоторые «славные» монархи верно служили князю тьмы, лжепророки окрестили их «благословеннейшими владыками» и благоговели в их присутствии так, словно видели лик самого Бога.

Псалом в целом

Песнь и молитва верных подданных Иисуса Христа.

Стих 2

Две великие милости на день скорби: Бог слышит с престола и подает помощь с престола.

Стихи 2-3

1. Скорби Господа: их сущность и причины.

2. Как Господь вел себя в скорбях.

3. Мы не должны быть безучастными зрителями скорбей Христовых.

Стихи 2-4

Пример добрых пожеланий.

1. Мы должны желать своим друзьям благочестия. Человек, о котором идет речь, молится, ходит в святилище и приносит жертвы. Мы должны желать своему другу благодати.

2. Наши пожелания должны указывать человеку на небеса. О благословениях ясно сказано, что они исходят от Господа.

3. Пожелания не исключают скорби и испытания.

4. Мы должны желать человеку духовного блага: примирения с Богом и т. п.

Стих 3

Помощь из святилища. Благодатная тема для проповеди.

Стих 4

Бог неизменно почитает жертву Христову.

Стихи 4 — 5

Великая честь, дарованная нам в Возлюбленном: четыре благословения.

Стих 6

Радость спасения: мы должны принять решение радоваться и радоваться.

Стих 6

Поднятое знамя: клятва верности, объявление войны, знак преданности, свидетельство собственности, символ победы.

Стих 6 (вторая часть)

Ходатайство Христа всегда достигает цели, и наши молитвы, пришедшие к Богу через Христа, угодны Ему.

Стих 7

«Помазанника Своего». Господь — помазанник Божий. Когда Он был помазан? Каким помазанием? Как это произошло? На какое служение?

Стих 7

«Отвечает Ему». Безотказные ходатайства Господа нашего.

Стих 7

«Могуществом спасающей десницы Своей». Десница — рука, которую Бог большего всего использует, самая умелая рука.

Стих 7 (первая часть)

«Ныне познал я». Момент, когда в душу человека входит вера в Христа. Момент дарования уверенности. Момент озарения души истиной и т. д.

Стих 8

Упование на плоть. Сильное, дерзкое, вызывающее и т. п. Непоколебимое доверие. Тихое, духовное, божественное и т. п.

Стих 8

«Именем Господа Бога». Утешительные размышления об имени и сущности истинного Бога.

Стих 9

Праведные и нечестивые меняются ролями.

Стих 10

«Господи, спаси». Одна из самых лаконичных и выразительных молитв в Библии.

Стих 10 (вторая часть)

1. К Кому мы приходим и что происходит в результате. «К Царю».

2. Как мы к Нему приходим и что это значит. «Будем взывать».

3. Чего мы желаем и что это значит. «Услышь нас».