23. Песнь вознесения

Заглавие

«Псалом Давида». Из заглавия мы не узнаем ничего, кроме авторства. И все же этот момент весьма любопытен, ибо помогает нам увидеть чудесное влияние Святого Духа на мысли благословенного певца. В двадцать первом псалме Дух вдохновил его написать печальную песнь, в двадцать втором — изобразить чарующий мир и покой жизни с Богом, а в двадцать третьем — ударить по струнам торжества и радости. Когда Бог подкрепляет нас, мы способны делать все и петь обо всем.

Этот священный гимн, скорее всего, был написан по случаю выноса ковчега Господня из дома Овед-Едома и перенесения его на святую гору Сион. Эти строки вполне сочетаются с тем священным танцем, который исполнял радостный Давид впереди торжественной процессии. Однако пророческий взгляд псалмопевца проникал за пределы символического вознесения ковчега: Давид видел в этом событии вознесение Царя славы. Назовем этот псалом «песнью вознесения».

Композиция

Псалом двадцать третий образует пару с псалмом четырнадцатым и состоит из трех частей. Первая часть прославляет истинного Бога и поет о Его верховном владычестве. Вторая — описывает истинный Израиль, который может общаться с Богом. Третья — изображает пришествие истинного Искупителя, который отверз небесные врата для избранных Божьих.

Истолкование

1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, 2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

1. Как отличаются мысли Давида о Боге от представлений невежественных иудеев, живших во времена нашего Спасителя! Иудеи говорили: «Святая земля — Божья, семя Авраамово — единственный народ Всевышнего». Но их древний царь учил иначе: «Господня земля и что наполняет ее». Весь необъятный мир принадлежит Господу, равно как и «все живущее на нем». Вспомните, какими националистами были иудеи во времена Христа. Вспомните о том, как они озлобились на Господа за слова: «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Вспомните о том, как раздражены они были известием, что Павел был послан к язычникам. Остается только поражаться тому, как они могли быть настолько слепыми, хотя и пели псалом, в котором столь ясно сказано, что Бог есть Бог не только иудеев, но и язычников. Какой упрек в адрес шовинистов, которые утверждают, будто негроидная и другие находящиеся в упадке расы не имеют для Бога ценности! Господу важен любой человек, кем бы он ни был, и кто посмеет относиться к нему как к вещи? Самый ничтожный из людей живет на земле, а значит, принадлежит Господу Богу. Иисус Христос положил конец всякому национальному превосходству. Ныне нет ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос.

Люди живут на «земле», и их цари делят ее между собой, сменяя один другого. Однако земля все равно не принадлежит людям. Человек — это всего лишь временный жилец, арендатор, получивший право пользования на весьма ненадежных условиях: его могут лишить этого права в любую секунду. Настоящий Землевладелец и истинный Владыка вселенной живет на небесах; Он посмеивается над договорами купли-продажи, заключаемыми земляными червями. О праве землевладения надлежит толковать не с хозяином поместья, а с Творцом неба и земли. Выражение «все живущее на ней» может означать земной урожай, богатство, жизнь или поклонение. Во всех этих смыслах всевышний Бог является полновластным Владыкой. Земля полна Бога; Он наполнил ее и хранит ее в полноте, сколько бы ресурсов ни потребовалось живущим на ней. Море не иссякает, хотя постоянно испаряется и превращается в облака. Воздуха хватает всем земным тварям, сколько бы их ни дышало. Почвы достаточно для всех растений, хотя их великое множество и каждое питается ею. Под мудрым управлением человека мир становится все богаче и полнее, но он все равно принадлежит Господу. Поля и плоды, земля и ее чудеса — все принадлежит Господу. Кроме того, нас ждет совершенная полнота, когда при наступлении тысячелетнего царства творение достигнет своего идеального состояния. Тогда мир и все живущее в нем воистину будут Господними. Слова этого стиха сегодня украшают здание Королевской биржи в Лондоне; однажды они будут начертаны огненными буквами на лице неба.

Слово «вселенная» означает обитаемые области земли, где Господь Бог должен быть особо почитаем как Вседержитель. Тот, кто царствует над рыбами морскими и птицами небесными, достоин человеческого послушания, ибо человек — венец творения. Господь — Царь царей, Он правит всеми народами. Он истинный Самодержец над всеми странами; земные владыки и цари — лишь Его рабы. Человек не принадлежит самому себе; он не может считать своими ни уста, ни сердце, ни любой другой член тела. Он — законный раб Господа Бога. Это особенно относится к нам, рожденным свыше. Мы не принадлежим к миру сатаны, но в силу сотворения и искупления являемся особым уделом Божьим. Павел дважды использовал этот стих, чтобы показать, что никакая пища не является нечистой сама по себе и что ложные боги не владеют ничем. Все Божье, ничто не запрещено употреблять в пищу, ибо нет ничего нечистого. Весь мир принадлежит Богу, и мясо, продающееся на рынке, освящено принадлежностью к Богу. Посему я могу есть его без зазрения совести.

2. Во втором стихе изложена причина, по которой вселенная принадлежит Богу: Он ее создал. Это дает Ему безусловное право владения. «Ибо Он основал ее на морях». Бог поднял землю из пучины морской, дабы суша, которая иначе могла бы быть погребена под толщей воды, как во дни Ноя, вышла на поверхность. Ненасытная пасть океана проглотила бы сушу, если бы Слово Всемогущего не хранило ее в неприкосновенности. «И на реках утвердил ее». Мир принадлежит Господу Богу по той причине, что Он, однажды воздвигнув мироздание на прочном основании, хранит и поддерживает его из поколения в поколение. Вселенский Владыка обладает миром в силу сотворения и провидения. Построивший дом и поддерживающий его фундамент воистину имеет на него все права.

Давайте, однако, отметим, на каком непрочном основании утверждена земля. Основана на морях! Утверждена на реках! Слава Богу, что христианин ожидает иного мира и связывает свои надежды с более прочным основанием, чем зыбкие опоры этого мира. Уповающие на земные блага строят свой дом на море. Мы же, благодатью Божьей, возложили надежды на вечную Скалу. Мы упокоились в уповании на обещание неизменного Бога и надеемся на постоянство верного Искупителя. О люди мира сего, воздвигшие замки надежды, чертоги изобилия и обители удовольствия на морях, утвердившие их на реках! Скоро ваши непрочные опоры растают, как пена морская! Если песок ненадежен, то что можно сказать об изменчивом море?

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? 4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, — 5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. 6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

Далее идет описание истинного Израиля. Будущие придворные во дворце живого Бога отличаются исключительно своим характером, а не расовой или национальной принадлежностью. Среди них не только иудеи, но и язычники. Это народ, очищенный святой кровью и приготовленный к жизни в святых обителях на горе Господней.

3. «Кто взойдет на гору Господню?» Как трудно твари достичь Творца! Где тот искусный скалолаз, который может взойти на неприступные скалы? Дело не только в высоте, но и в славе. Чьи очи узрят Царя во всем Его великолепии и кто может обитать в Его дворце? На небесах Он царствует во славе; кому же будет позволено войти в царское присутствие? Бог создал все живое, однако Он не спасет всех. Честь обитания в вышних чертогах достанется только избранному обществу. Эти избранные духи жаждут общения с Богом, и их желание будет исполнено.

Далее торжественный вопрос повторяется в другой форме. Кто «станет на святом месте Его?» Если Бог истребляет всех нечестивых, кто же может обитать в Его доме? Кто может взирать на Святого Израилева и выдержать сияние Его славы? Никто не может общаться с Богом на основании закона, а благодать может сделать нас способными видеть Божье присутствие. Каждый должен задать себе вопрос этого стиха, и не успокаивайтесь, доколе не ответите на него и не ощутите в сердце мир. После тщательного самоиспытания давайте спросим Господа: «Не я ли?»

4. «Тот, у которого руки неповинны». Святость жизни — это признак благодати в сердце. Умыть руки, подобно Пилату, — ничто; главное — иметь руки невинные. Как ужасно, что многие, называющие себя христианами, исказили учение об оправдании верой до такой степени, что презрели всякие добрые дела вообще. Они получат справедливое воздаяние в день гнева. Напрасно разглагольствуют о внутренних переживаниях те, в чьей повседневной жизни царствует неправда, ложь, насилие и притеснение. У приступающих к Господу должны быть «неповинные руки». Какой монарх потерпит, чтобы его слуги накрывали на стол грязными руками? В древнем Израиле человек, не очистивший себя по закону обрядовой чистоты, не имел права входить в рукотворный дом Божий — тем более святой Бог не допустит в Свое общение оскверненных нравственно. Если сейчас наши руки нечисты, то давайте омоем их в драгоценной крови Христовой и вознесем к небесам чистые руки.

Но все же одних невинных рук мало для того, чтобы войти в общение с Богом. Необходимо, чтобы внешнее благочестие было связано с «чистым сердцем». Истинная религия гнездится в сердце. Можно мыть сосуд снаружи сколь угодно долго, однако если внутри он полон скверны и нечистот, то мы всецело осквернены в очах Божьих, ибо мы — это наше сердце, а не наши руки. Мы можем лишиться рук, и это не помешает нам жить, но, потеряв сердце, мы потеряем и жизнь. Источник жизни в сердце, поэтому мы должны содержать его в чистоте. Благодать должна действовать в сердце человека и влиять на его поступки, а иначе наша вера — обман. Дай Бог, чтобы наши внутренние побуждения были очищены Святым Духом, дабы мы возлюбили святость и презрели всякий грех. Чистые сердцем Бога узрят, а все прочие — слепцы. Полная слепота — плод каменного сердца. Скверна в сердце застилает человеку глаза.

Над душой человека не должны властвовать ничтожные земные утехи. Рожденный свыше «не клялся душею своею напрасно» (в англ. — «не отдавал свою душу суете». — Примеч. ред.). У каждого человека есть свои утехи, в которых душа его находит веселье. Плотский человек веселит свою душу плотскими удовольствиями, которые суть не что иное, как суета. Святой же питает страсть к более существенным вещам, и, подобно Иосафату, «делает угодное в очах Господних» (3Цар.22:43). Тот, кому достаточно свиных рожков, будет причтен к свиньям. Если мы сосем утешение из груди мира сего, то тем самым показываем, что мы его истинные дети. Удовлетворяет ли тебя мир? Если да, то ты уже получил свою награду; выжми из нее все соки, ибо других радостей ты не увидишь вовек.

«И не божился ложно». Святые — люди своего слова. Слово христианина — его единственная клятва, однако она стоит больше, чем двадцать обычных клятв. Ложь преградит путь к небесам многим людям, ибо лжецы Царства Божьего не наследуют, чтобы они ни заявляли о своей вере. Бог не желает иметь ничего общего с лжецами, Он бросит их в озеро огненное. Любой лжец — сын лукавого, и он отправится прямо к своему отцу. Лживые утверждения, лукавые слова, неверные отчеты, клевета, ложь — все это вполне уместно в собрании развращенных, но не в собрании истинно святых. Да и как святые могли бы общаться с Богом истины, если бы не отвергли всякий путь лжи?

5. Не следует думать, будто святые люди спасаются своими заслугами. Напротив, их дела — свидетельство о том, что они воистину дети Божьи. Данный стих показывает, что святые живут по благодати и только по благодати. Эти люди носят царскую ливрею потому, что Царь по Своей великой любви даровал им это одеяние. Истинный святой носит свадебные одежды, признавая, что получил их от Хозяина пира без денег и без платы. «Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего». Святые нуждаются в спасении. Они принимают от Бога праведность; благословение — это дар от Бога Спасителя. Они восходят на гору Божью не своими силами, а по милости Господа. Они облачены в чужую праведность, а не в свои заслуги. Святая жизнь заслуживает благословения от трижды святого Бога, однако оно само является даром нового завета и плодом Духа. Сначала Бог дает нам добрые дела, а затем вознаграждает нас за них. Божье требование святости ничуть не принижает значение благодати. Напротив, тем самым благодать только возвеличивается, украшая святых дивными жемчужинами и облачая их в белый виссон. И все это богатое одеяние — дар милости Господней.

6. «Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» Таков род праведных, таково наследие благодати, таково истинное семя Божье. Тем не менее они лишь «ищущие». Отсюда понятно, что Бог высоко ценит тех, кто по-настоящему ищет Его. Имена их — в книге жизни. Поиск Бога сам по себе освящает человека. Какую же силу обретает человек, когда находит Господа и наслаждается Его благорасположением! Желать общения с Богом — значит очищаться. О, если бы нам больше и больше жаждать лица Божьего! Это побудило бы нас очиститься от всякой скверны и поступать с небесным благоразумием. Тот, кто хочет увидеть человека, когда он проходит мимо, обязательно протрет запотевшее окно, чтобы случайно не пропустить долгожданного друга. Пробудившиеся души ищут прежде всего Бога, и поскольку не все этого желают, такие люди представляют собой отдельный народ — род, отверженный людьми, но возлюбленный Богом. Восклицание «Боже Иакова» свидетельствует о том, что

Бог снизошел до того, что назвал себя именем Иакова, то есть назвался именем избранного народа.

Предыдущие стихи служат противовесом необузданной похвале иудеев, которые превозносились, полагая, что только к ним небо относится благосклонно. Здесь сказано, что Бог — Господь всей земли, что Он свят и допустит в Свое присутствие только святых. Пусть же тот, чья вера ограничивается лишь словами, прочтет эти стихи и внимет гласу Бога о том, что есть «святость, без которой никто не увидит Господа».

«Селах». Ударьте по струнам, пойте громче, ибо грядет великая тема — песнь нашего Возлюбленного.

7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

7. Последние несколько стихов показывают нашего великого Заместителя, который полностью удовлетворил требованиям, изложенным в первых стихах, и приобрел полное право взойти на святую гору Божью. Господь Иисус Христос мог взойти на гору Господнюю, потому что руки Его были невинны, а сердце чисто. Если мы верой преобразимся в Его образ, то также взойдем к Богу. В этих стихах изображено славное вознесение нашего Господа. Мы видим, как Он возносится к небесам с горы Елеонской, оставляя на земле небольшую группу последователей. Вот Его скрывает облако, и ангелы благоговейно препровождают Его к вратам небес.

Автор олицетворил врата вечного храма и обратился к ним в песне голосами торжествующих духов. «Поднимите, врата, верхи ваши» — приказано им, как если бы всей их славы было мало для встречи достопоклоняемого Царя. Пусть же все живущее славит великого Князя, как только может. Пусть небеса небес облекутся в великолепие, в честь «Царя славы». Тот, кто взошел на крест и восстал из мертвых, ныне вступает во врата Нового Иерусалима, и Он выше самых высоких небес. Хотя славные жемчужные врата стоят вечно, они недостойны Того, перед кем даже небеса недостаточно чисты и кто «в ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов.4:18).

8. Стражи у ворот слышат торжественное пение, выглядывают из-за крепостных стен и вопрошают: «Кто сей Царь славы?» Их вопрос весьма глубок; чтобы дать на него исчерпывающий ответ, понадобится вечность. Кто сей Царь, какова Его природа и характер, служение и дело? Из какого Он рода? Каков Его статус и кто Его предки? В ответ слышится громогласная песнь: «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани». Мы знаем могущество Христа по Его сражениям, по победам, которые Он одержал над грехом, смертью и адом, и мы рукоплещем Ему, видя, как Он пленил плен и шествует в величии безмерного могущества. Как сладостно петь Ему хвалу! О могучий воин, о Царь царей и Господь господ, пусть царству Твоему не будет конца!

9. «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» Слова седьмого стиха с небольшими изменениями повторены здесь. Когда наши чувства глубоки, повторения отнюдь не излишни, они придают особую силу словам. На Востоке было принято снимать двери с петель перед приходом дорогого гостя; некоторые двери работали по принципу крепостной решетки — их то опускали, то снова поднимали. Возможно, они выступали сверху, и потому в буквальном смысле «поднимали свои верхи». Образ этот весьма поэтичен и показывает, как широко были открыты врата небес перед вознесением Господа. Благодарение Богу, с тех пор врата небес не закрывались. Любой, даже самый немощный верующий, может войти в них.

Дорогой читатель, возможно, ты говоришь: «Я никогда не войду в рай Божий, ибо руки мои нечисты и сердце мое небеспорочно». Тогда обратись к Христу, который уже взошел на святую гору. Он взошел туда как предтеча тех, кто доверяет Ему. Следуй Его путем и утешайся Его заслугами. Он вступил в небеса победителем, и ты присоединишься к Нему, если будешь на Него уповать. Ты спросишь, как тебе обрести необходимый Богу характер? Дух Святой произведет его в тебе. Он создаст в тебе сердце чистое и дух правый. Вера в Иисуса — дар Святого Духа, в ней содержатся все добродетели. Вера стоит у источника, наполненного святой кровью, и, принимая очищение, получает от Бога невинные руки, сердце чистое, святость души и правдивые уста.

10. Заключительный аккорд поистине грандиозен. Господь Бог Саваоф, Владыка над людьми и ангелами, Господь вселенной, Повелитель мира — Царь славы. Вся истинная слава сосредоточена в истинном Боге, ибо иная слава — лишь мишурный блеск, вспышка, длящаяся мгновение. Вознесшийся Спаситель провозглашен здесь Главой и Царем вселенной, Царем славы. Эммануил превознесен в самых величественных строках. Иисус из Назарета — Господь Бог Саваоф.

Советы проповедникам

Стих 1

Великий Собственник, Его имение, слуги и права.

Стих 1

«Господня земля».

1. Назовите других претендентов: идолов, папу римского, человека, дьявола и т. п.

2. Проведите расследование.

3. Вынесите вердикт. Проповедуйте повсюду, провозглашайте Бога единым Владыкой всего.

4. Обратите внимание на то, как величественно выглядит земля, когда она носит имя своего Господина.

Стих 1 (вторая часть)

Все люди принадлежат Господу. Его сыновья и подчиненные, Его рабы и слуги, Его овцы или козы и т. п.

Стих 2

Осуществление божественных намерений при помощи особых мер.

Стих 2

«Он основал ее на морях». Непрочность суши.

Стих 3

Самый важный вопрос.

Стих 4 (первая часть)

Связь между поступками и внутренней чистотой.

Стих 4 (вторая часть)

О человеке судят по его увлечениям.

Стих 4

«Руки неповинные».

1. Как очистить их.

2. Как хранить их в чистоте.

3. Как они могут оскверниться.

4. Как их можно вновь очистить.

Стихи 4-5

Проявление богоугодных качеств и награда за них.

Стих 5 (вторая часть)

Благой человек получает в дар праведность и нуждается в спасении. Истолкование фрагмента, в которым будто бы утверждается спасение законом, с позиции Евангелия.

Стих 6

Ищущие истинного общения с Богом.

Стих 7

Используйте данный текст для проповеди о том, как Иисус Христос входит в сердце.

1. Есть препятствия: «врата», «двери».

2. Мы должны быть готовы их устранить: «Поднимите».

3. Благодать дает нам на это силы: «Поднимитесь».

4. Господь войдет.

5. Он входит как «Царь», «Царь славы».

Стих 7

Вознесение и его значение.

Стих 7

1. Его имя: «Господь сил».

2. Его победы, подразумеваемые в Его имени: «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани».

3. Его имя посредника: «Царь славы».

4. Его полноправное восхождение на святую гору.

Стих 8

Могучий Воин. Его род, сила, битвы и победы.

Стих 10

Всевластие и слава Бога во Христе.