24. Второй покаянный псалом

Заглавие

Псалом Давида. Данный псалом представляет собой краткое описание жизни Давида. Здесь собрано все: его святая вера, его столкновения с врагами, грехи, горькое раскаяние и мучительные переживания. Здесь мы видим сердце мужа «по сердцу Господа». Давид, скорее всего, написал этот псалом в зрелом возрасте. По горьким словам о коварстве и жестокости врагов можно без труда заключить, что эти строки относятся к периоду восстания Авессалома. Этот псалом принято считать вторым из семи покаянных псалмов. Истинному верующему печали напоминают о его грехах и побуждают его приближаться к Богу.

Тема и композиция

В тексте оригинала первые буквы каждого из двадцати двух стихов стоят в алфавитном порядке. Это первый библейский пример акростиха. Возможно, автор прибегнул к этому приему с целью облегчить запоминание, а, возможно, Святой Дух показал тем самым, что для служения Богу надлежит использовать самые разнообразные стили и художественные приемы. Действительно, почему бы не возложить на алтарь Господа Бога всю изобретательность и гениальность человека, если они направлены на святые цели? Необычная структура псалма не позволяет точно определить его композиционное деление. Мысль течет и меняется, однако тема всегда остается одной и той же. Умонастроение автора двойственно: он то молится, то размышляет. Поскольку молитва и размышления чередуются, логичней всего разделить псалом именно по этом признаку. Стихи 1-7 — молитва; стихи 8-10 — размышление; стих 11 — молитва, стихи 12-15 — размышление; стихи 16-22 — молитва.

Истолкование

1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. 2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои, 3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. 5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. 7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

1. «К Тебе, Господи». Святая душа воспаряет к Богу, словно голубь, летящий к голубятне. Когда на море поднимается буря, Господни корабли меняют курс и спешат в тихую гавань. Какая милость со стороны Господа, что Он снисходит к нам, когда мы взываем к Нему во время скорби, хотя во время воображаемого благополучия мы о Нем почти всегда забываем.

«К Тебе, Господи, возношу душу мою». Возносить к небу очи и руки, когда наша душа пренебрегает Богом, — кощунство. Настоящая молитва — это не что иное, как душа, воспаряющая к небесам. Она поднимается по лестнице Иакова, оставив на земле груз забот и страхов, и встречает на высоте милосердного Бога. Очень часто душа не может оторваться от земли, потому что потеряла крылья, отяжелела, ее тянет к земле. Она больше похожа на копающегося под землей крота, чем на парящего в небе орла. В моменты духовного бесчувствия мы не должны оставлять молитву, но, напротив, с помощью Божьей, должны напрячь все свои силы и вознести сердце к небесам. Пусть вера будет нашим рычагом, а благодать — силой руки. И тогда безжизненная масса, возможно, зашевелится. Это может быть поистине великий взлет! Прилагая все усилия, мы ничего не могли сделать, но явилась чарующая любовь Спасителя, стала притягивать нас, словно магнит, и сердца наши, подобно языкам пламени, устремились к Возлюбленному.

2. «Боже мой!» Это обращение дороже сердцу, чем имя «Господь» в первом стихе. Благословенный певец уже приблизился к Своему небесному Помощнику, ибо дерзновенно держит Его за руку, называя своим Богом. О более чем небесная музыка этого имени! «Боже мой!» Интересно заметить, что псалмопевец не запрещает себе выражать благословенные чувства, которыми его одарил Бог. Он не впадает в отвратительную ложную скромность, но, напротив, отыскав в душе желание искать Господа, он исповедует Его. Зная, что находится в завете с Богом, он говорит о нем во всеуслышание; уповая на Господа, открыто заявляет о своем уповании. «На Тебя уповаю». Вера — это канат, связывающий наш корабль с берегом. Мы можем потянуть за эту веревку и выбраться на сушу. Вера соединяет нас с Господом, а затем притягивает к Нему. Пока якорь веры прочен и надежен, нам не стоит бояться даже самой страшной бури. Если же он подведет нас, то у нас не останется никакой надежды. Мы должны сделать все возможное, чтобы канат веры был прочен и надежен, ибо иначе молитвы наши не будут услышаны. Горе тому воину, который отбрасывает свой щит. Что может защитить того, кто не находит защиты в Господе Боге?

«Да не постыжусь». Пусть мои несбывшиеся надежды не заставят меня стыдиться того, что я сказал ранее о Твоей верности. Многие ждали этого момента. Даже у лучших из людей есть свои враги; они должны молиться, чтобы их злодейские замыслы разрушились. «Да не восторжествуют надо мною враги мои». Не позволяй нечестивым устам ради забавы измываться над моим страданием. Не позволяй им говорить: «Где Бог твой?» Верующие имеют великую ревность о славе Божьей и не могут вынести, когда неверующие смеются над их упованием на Бога-Спасителя. Все ложные надежды человека будут однажды навечно постыжены, но надежда на Бога — никогда.

3. «Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя». Страдание возвышает душу, ибо дает ей способность сострадать. Если мы искренне молимся о себе, то не сможем долго пренебрегать страданием своих друзей. Никто не жалеет бедных так, как тот, кто сам беден или был беден. Никто не проявляет такой заботы к больным, как тот, кто сам много болел. Мы должны благодарить Бога за временные страдания, ибо они оберегают нас от хронической черствости сердца. Ибо из всех несчастий немилостивое сердце — самое ужасное. Оно чума для человека и мучение для окружающих. Молитва, которой нас научил Святой Дух, не может быть эгоистичной. Верующий не желает, чтобы Бог слышал только его, но хочет, чтобы все приобщились к божественной милости вместе с ним. На молитву можно смотреть как на обещание: небесный Отец не допустит, чтобы верующие дети нашли Его неверным или немилостивым. Он чтит Свой завет.

«Да постыдятся беззаконнующие втуне» (то есть напрасно. — Примеч. ред.). Давид не давал своим врагам никакого повода к ненависти. Их враждебность была беспричинной. У грешников нет никакого справедливого оправдания для своих беззаконий. Они никому не делают лучше, даже себе самим. Закон, против которого они согрешают, не суров и вполне справедлив. Бог — не тиран, провидение Божье — не рабство. Человек грешит, потому что хочет грешить, а не потому, что ему от этого лучше, и не потому, что у него есть на то разумные причины. Посему он пожинает стыд в качестве воздаяния. Пусть нечестивые испытают стыд в этой жизни, а иначе им не избежать вечного презрения и горького стыда — удела безумцев в будущем веке.

4. «Укажи мне, Господи, пути Твои». Неосвященная природа человека жаждет ходить собственными путями, а благочестивый дух взывает: «Не моя воля, но Твоя, да будет». Мы не всегда можем определить путь долга, и в такие моменты должны проявить мудрость и обратиться к Господу. Очень часто пути Господни остаются для нас тайной, но мы можем просить Его истолковать самого себя, и в свое время Он откроет нам все загадки. Бог может руководить нашей нравственной и умственной жизнью — любое водительство Бога является драгоценным даром Его благодати для тех, кто хочет быть ведомым.

Второе прошение «и научи меня стезям Твоим» шире, чем первое. Его можно проиллюстрировать на примере маленького ребенка, обращающегося к отцу с просьбой: «Отец, сначала покажи мне правильный путь, а потом утверди на нем мои слабые колени». О, как же мы немощны и зависимы от Бога! Как часто нам приходится просить Сильного о силе!

5. «Направь меня на истину Твою». Та же просьба, что и в предыдущем стихе. Маленький ребенок только что начал ходить и просит отца, чтобы тот повел его за руку; он просит научить его азам истины. Главная мысль этой молитвы — обретение опытного знания. Веди меня в истине Своей и яви себя верным Богом. Введи меня в истину, дабы я познал ее ценность. Веди меня путем истины, дабы я всегда поступал по духу. Давид знал немало, но, тем не менее, ощущал свое невежество. Он жаждал наставления Господнего. Более четырех раз в этих стихах он просит о том, чтобы Бог наставлял его в школе благодати. Многим христианам было бы полезно вместо того, чтобы изобретать для себя новые пути, спрашивать Бога о старом добром пути истины и молить Святого Духа о даре разумения и прилежания.

«Ибо Ты Бог спасения моего». Триединый Господь — источник и совершитель спасения Своего народа. Читатель, является ли Он Богом твоего спасения? Находишь ли ты в избрании Отца, искуплении Сына и обновлении Духа свою вечную надежду? Если так, то ты можешь просить о дальнейших благословениях. Если Господь предопределил спасти нас, то, конечно же, Он не откажет нам в наставлении. Великое счастье обращаться к Господу с уверенностью Давида. Она придает нам сил в молитве и дарует утешение в скорбях.

«На Тебя надеюсь всякий день». Терпеливое ожидание — верная служанка и дочь веры. Мы полны радостного ожидания, когда уверены, что ждем не напрасно. Наш долг и великая честь — ждать Господа и надеяться на Него в служении, в поклонении, в долготерпении и уповании во все дни жизни нашей. Наша вера непременно подвергнется испытанию, и если она окажется истинной, то мы выдержим любое другое испытание с твердостью.

Если мы помним, как долго и милостиво Господь ждал нас, то мы не будем унывать, ожидая Его.

6. «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои». Во время скорби мы склонны думать, что Бог забыл о нас или забыл Свою обычную милость к нам. И тогда душа как бы напоминает Господу о Его милосердии и молит Его вспомнить о деяниях любви, совершенных Им в прошлом. Давайте взращивать в себе святое дерзновение, которое желает разговаривать с Господом таким образом. И давайте изгоним из себя то неверие, которое вселяет в нас страх. Как драгоценны эти два слова: «щедроты и милости»! Они сладки, как сотовый мед, и никакие другие слова не сравнятся с ними по сладости. Если бы только Господь всегда поступал в будущем так же, как Он поступал в прошлом, мы были бы счастливы. Мы не просим Бога изменить Свой образ действий, но желаем лишь того, чтобы поток благодати никогда не иссякал.

«Ибо они от века». Давид твердо верил в учение о вечной любви Божьей. Милость Господня — не новинка. Когда мы молим Бога о милости, мы взываем к извечным путям Божьим. В судах люди часто апеллируют к прецедентам — так и мы можем вспоминать прошлое, когда приступаем к престолу благодати. «Вера, — говорил Диксон, — должна анализировать опыт и, опираясь на святые воспоминания, молить Господа о той же милости». Поскольку Бог неизменен, напоминать Ему о Его древних милостях и вечной любви — весьма действенное средство. Мы возвеселим сердца наши, если увидим, что все наши блага текут из источника вечной любви. Те, кто не советует нам размышлять об избрании и связанных с ним темах, оказывают нам медвежью услугу.

7. «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай». Грех — это главный камень преткновения. Он должен быть устранен. Господи, предай забвению все мои грехи, а особенно безрассудные грехи, совершенные мной в юности. Бог забывает те грехи, о которых мы вспоминаем с покаянием, однако если мы забудем о них, то справедливость Божья покарает нас. Мир закрывает глаза на грехи молодых людей, хотя они и велики. Кости, оставшиеся от наших юношеских пиров за столом сатаны, застрянут у нас в горле в старости. Самонадеянный юноша отравляет свою старость. О, сколько слез прольется над этой страницей, пока мы будем размышлять над грехами прошлых лет!

«И преступлений моих не вспоминай». Еще одно слово, обозначающее грех. Когда человек кается искренне, он не может перечислить всех своих грехов моментально. В такие минуты человек воистину стенает и плачет, ибо многочисленные беззакония причиняют ему невыразимое мучение. Когда верующий слезно кается в одном грехе, это влечет за собой исповедь во множестве преступлений. Обновленную совесть удовлетворит только полное и однозначное прощение со стороны Бога. Давид желал не только прощения грехов, но и их забвения.

«По милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» Давид и разбойник на кресте произнесли одну и ту же молитву и, несомненно, оба основывали ее только на надежде на благодать и незаслуженную милость Господа. Никто не осмелится просить о том, чтобы с ним поступили по справедливости, но все мы молимся о том, чтобы нам была дарована милость.

8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, 9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. 10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

Следующие три стиха являются размышлением о качествах и делах Господа. Тот, кто в поте лица сеет молитву, должен время от времени делать перерыв в работе и подкреплять свои силы порцией созерцания.

8. «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь». Здесь благость и праведность божественного характера слиты воедино. Всякий, кто желает увидеть эти два качества Бога в полном единстве, должен придти к подножию креста, ибо в жертве Господа Иисуса они соединены неразрывной связью. Это одновременно и истина, и великое чудо, что посредством жертвы умилостивления не только благодать, но и справедливость Божья требует спасения грешников, омытых кровью Христа. Более того, как добрый человек естественным образом желает сделать других похожими на себя, так и Господь Бог по милости Своей наставляет грешников на путь святости и преображает их в Свой образ. Таким образом, зная благость Божью, мы можем с уверенностью ожидать исправления грешников. Божья благость вовсе не означает, что Бог спасет грешников, оставив их в грехах, но мы можем быть уверены, что Он обновит их сердца и наставит их на путь святости. Пусть же те, кто желает освободиться от греха, черпает утешение из этой непреложной истины. Бог сам милостиво будет наставлять грешников. Ему придется преподавать в очень трудном классе! Учение Божье всегда практично, Бог не просто учит грешников истине, но и наставляет их на путь.

9. «Направляет кротких к праведности». Отец кроткого и смиренного Иисуса благоволит к кротости, ибо видит в ней образ Своего Единородного Сына. Кроткие понимают, что нуждаются в наставлении, и готовы подчинить свой разум божественной воле. По этой причине Господь милостиво соглашается быть их наставником. Кротость в этом стихе удостаивается великого наследия; да возвеселятся все кроткие! Когда мягкий человек оказывается в беде, он теряет ориентацию и начинает действовать неблагоразумно. Но благодать Божья приходит к нему на помощь, просвещает его ум, чтобы он шел путем праведным, и помогает ему увидеть путь, уготованный Господом. Гордясь своей мудростью, глупцы отказываются внимать наставлению и не знают пути к небесам, тогда как человек кроткий сидит у ног Иисуса и находит врата, ведущие к славе. Воистину, Господь «научает кротких путям Своим». О благословенный наставник! О великий мудрец! О божественные наставления! Душа моя, пусть все это будет тебе знакомо!

10. Из этого правила нет исключений. Бог благ к благим. Милость и истина изольются рекой на тех, кто благодатью Божьей стал преданным учеником Господа. Чем бы нам ни грозили внешние обстоятельства, мы должны четко уяснить, что, пока благодать производит в нас послушание воле Господа, нам нет необходимости бояться того, что Бог допустит в нашей жизни серьезные потери. Напротив, мы найдем милость в каждом неприятном моменте, истину в каждой горькой чаше. Посему да не смущается сердце наше; давайте утешаться упованием на непреложный завет Господа Бога, неизменный и непреходящий. Это не дешевая истина, которую можно бросить свиньям на попрание, а драгоценное откровение, которое дитя должно повязать вокруг шеи своей. Благочестивые души, уповающие на однажды принесенную жертву Господа Иисуса, хранят завет Господа и освящением Святого Духа держатся откровений Его. Им все будет содействовать ко благу. Нечестивые же не имеют подобного обещания. Хранящие завет Божий будут хранимы этим заветом; исполняющих заповеди Господа всегда окружает Его милость.

11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Эта молитва могла бы показаться нам несвоевременной, если бы мы не знали, что для молитвы всегда время. Воодушевленный созерцанием псалмопевец вернулся к тяжкому молитвенному труду и обратился к Богу с мольбой об отпущении грехов.

11. «Ради имени Твоего, Господи». Благословенная и безотказная молитва. Не ради наших заслуг, а ради прославления Твоей милости и явления совершенства божественных качеств. «Прости согрешение мое». Давид исповедал его и исполнился ненавистью к беззаконию, причинившему ему столько скорби. «Прости, Господи; пусть Твои уста провозгласят мое очищение». «Ибо велико оно». Оно тяготит меня так сильно, что я молю Тебя об избавлении. Тяжесть моего греха не представляет для Тебя трудности, ибо Ты — великий Бог. Мой грех причиняет мне огромные мучения, и потому я молю Тебя о скором прощении. О Господи, пациент тяжело болен, исцели же его. Прощение великого грешника стяжает Тебе большую славу, прости же меня ради имени Твоего. Обратите внимание на очевидную в этом стихе логику веры, противоположную логике закона. Вера смотрит не на заслуги твари, а взывает к благодати Творца. Бесчестие греха не сбивает ее с толку, ибо она смотрит на драгоценную кровь Христа и взывает с еще большей страстью.

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. 15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.

12. «Кто есть человек, боящийся Господа?» Этот вопрос должен побудить нас к самоисследованию. Евангельские благословения даются не всякому, кто претендует на них. Принадлежишь ли ты к царскому роду? «Ему укажет Он путь, который избрать». Праведные сердцем не собьются с пути из-за недостатка божественного наставления. Если Бог освящает сердце, то Он просвещает и ум. Все мы хотим самостоятельно выбирать свой путь. Однако какая милость со стороны Господа, что Он направляет нас в этом выборе и делает нашу свободную волю доброй! Если мы сделаем Божью волю своей, то Бог позволит нам поступать своевольно. Бог не идет против нашей воли, Он многое оставляет на наш выбор. Однако Он направляет нашу волю, дабы мы избирали то, что благоугодно в Его очах. Воля должна быть подчинена закону. Мы должны избрать правильный путь, однако мы столь невежественны, что нуждаемся в наставлении, и столь упрямы, что только Бог может наставить нас как должно.

13. Боящемуся Бога нечего бояться. «Душа его пребудет во благе». Он будет всем доволен, и это будет его блаженством. Можно спать в шалаше так же крепко и безмятежно, как в царских палатах. Не богатство дает истинный покой, а умение быть довольным. Мы видим, что верующий научился жить в скудости и в изобилии, и душа его успокоилась в уповании. Какой великий мир ожидает эту душу в будущем веке! Она насладится заслуженным отдыхом. Душа верующего пребудет в покое, как пребывает в покое воин, завершивший свои славные походы, или земледелец, наполнивший свои житницы хлебом. Ее удел — вечное веселье.

«И семя его наследует землю». Бог призрел на Исаака ради Авраама и на Иакова ради Исаака. Сыновья благочестивого мужа будут иметь благое наследие в этом мире. Но, увы, многие из них превращают отцовское благословение в проклятье. Впрочем, обещание не отменяется тем, что иногда люди намеренно отказываются от него. К тому же, в настоящее время это обещание следует трактовать в духовном смысле: наши духовные потомки унаследуют все, что подразумевалось под «землей» или Ханааном. Они получат благословение нового завета. Да соделает нас Господь благословенными родителями множества духовных детей. Нам не следует тревожиться об их будущем, ибо Господь всех их сделает князьями.

14. «Тайна Господня — боящимся Его». Слово «тайна» некоторые переводят словом «близость», подразумевая, что здесь идет речь о близком общении, доверительности. Это великая тайна. Плотский ум не в силах понять ее, и даже верующие не могут выразить ее словами. Она познается только в опыте. Высоты духовной жизни необозримы даже для орлиного глаза, эта тропа неведома даже диким зверям. Ни человеческая мудрость, ни сила не могут открыть дверь, ведущую в тайные палаты. У верующих же есть ключ к небесным иероглифам. Они могут решать небесные загадки. Они вступили в райское общение и слышали слова, которые непозволительно человеку произносить перед братьями своими. «И завет Свой Он открывает им». Бог открывает святым вечность, непреложность, праведность, милость и совершенство Своего завета. Все это Он вкладывает в их сердца и разумение, а главное, Святой Дух свидетельствует им об их участии в грядущем наследии. Бог благоволил явить Свои замыслы о народе Божьем, пребывающем в завете благодати, в Книге божественного откровения; тайна же искупления открывается нам Духом Святым. Тот, кто не разумеет смысл этого стиха, никогда не поймет его из библейских комментариев. Пусть он обратит свой взор на крест, ибо эта тайна открывается только там.

15. «Очи мои всегда к Господу». Псалмопевец заявляет о своей твердой и непоколебимой надежде. Он смотрит на Господа с дерзновением и ожидает в уповании. Мы можем добавить к взгляду веры и надежды послушный взгляд служения, смиренный взгляд благоговения, восхищенный взгляд изумления, прилежный взгляд созерцания и нежный взгляд любви. Блаженны те, чьи очи всегда обращены к Богу. «Не насытится око зрением», — сказал Соломон. Нет ничего более сладостного, чем смотреть на Бога.

«Ибо Он извлекает из сети ноги мои». В каком противоречивом положении зачастую находится благочестивый человек. Очи его направлены к небесам, а ноги запутались в сетях. Его духовная природа постоянно взирает на славу Божью, а плотская — погружена в земные скорби. Сетью, как правило, называли искушение. Господь оберегает Свой народ от сетей и избавляет их, когда они все же туда попадают. Слово «извлекает» весьма выразительно: святым, попавшим в сеть, приходится на собственном опыте убедиться, что средства извлечения из беды не всегда приятны для плоти. Господь вытаскивает нас из сетей со всей решимостью, чтобы мы почувствовали всю горечь греха. Впрочем, мы видим здесь и великую милость, за которую мы должны быть благодарны. Господь избавит нас от коварных замыслов врагов и, даже если мы по немощи впали в грех, не оставит нас на полное уничтожение, но вызволит из опасного положения. Даже если мы попались в сеть, благодать вытащит нас из беды, если только очи наши обращены к Богу.

16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих, 18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. 19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. 21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. 22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

16. Очи псалмопевца были обращены к Богу, но он страшился, что Бог во гневе отвратился от него. Неверие часто нашептывает нам на ухо, что Бог отвернулся от нас. Если мы уверены в том, что очи наши обращены к Богу, то нам нет нужды страшиться, что Он отвернется от нас. Мы можем с дерзновением воззвать: «Призри на меня». Проблема всегда в нас. Как только мы устраняем ее, ничто не может помешать нашему общению с Богом. «И помилуй меня». Святые стоят исключительно милостью Божьей. Несмотря на весь опыт, иногда им придется молиться как мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

«Ибо я одинок и угнетен». Давид был одинок и отягощен бедами. Иисус во дни жизни на земле был в похожем положении. Никто не смог бы понять всей глубины Его печали, Он топтал это точило один, и потому способен помочь тем, кто бредет этой одинокой тропой.

Христос ведет меня долиной смертной тени,

Которую Он сам сумел пройти.

И тот, кто жить желает в Божьем Царстве,

Искать не должен легкого пути.

17. «Скорби сердца моего умножились». Когда скорбь проникает в сердце человека, он действительно скорбит. Сердце Давида до краев наполнилось горем, подобно тому, как озеро выходит из берегов при паводке. Он попал в беду, поэтому Бог должен ему помочь. Когда наступает самое темное время суток, значит, скоро появится заря. Когда отлив достиг своего максимума, логично ожидать скорого прилива. Когда скорби переполняют сердце до краев, мы можем с уверенностью молиться: «Выведи меня из бед моих».

18. «Призри на страдание мое и на изнеможение мое». Обратите внимание на то, как многочисленны беды святых. В этом отрывке встречается, по меньшей мере, шесть выражений, описывающих их скорби: одинок, угнетен, скорби умножились, беды, страдание, изнеможение. Но еще большего внимания заслуживают смирение и доверчивость истинного святого. Он просит лишь об одном: «Призри на страдание мое». Он не диктует Богу свои условия и даже не жалуется. Ему достаточно, чтобы Бог лишь взглянул в его сторону. Он не просит о большем.

Также стоит обратить внимание на то, что верующий находит истинную причину всех своих бед и уничтожает ее: «И прости все грехи мои». Так взывает душа, более отягощенная грехами, чем болезнями. Она предпочла бы прощение исцелению. Блажен человек, для которого грех более невыносим, чем болезнь. Бог не замедлит простить все его беззакония и исцелить все его недуги. Большинство людей не понимает тесной взаимосвязи между грехом и скорбью. Она видна только сердцу, наученному благодатью.

19. «Посмотри на врагов моих». Посмотри на них, взвесь их на весах, узнай их помыслы и порази их. «Как много их». Чтобы смотреть за ними, нужны глаза Аргуса, чтобы сразиться с ними — руки Геркулеса. Господу же не составляет труда поразить их. Когда Господь обнажает Свой меч, все демоны ада и земли падают ниц. «И лютою ненавистью они ненавидят меня». Ненависть — дыхание семени змея. Отец их — ненавистник, а они во всем должны подражать своему отцу. Нет ненависти более жестокой, чем ненависть безрассудная и незаслуженная. Человек может простить своего обидчика, но к тому, кого он сам обидел, он будет питать лютую ненависть. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков», — говорит Господь нам.

20. «Сохрани душу мою» от зла «и избавь меня» от падения. Это еще один вариант молитвы: «Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». «Да не постыжусь». Этот страх, точно призрак, посещал Давида. Он боялся, что его вера станет предметом насмешек из-за того, что испытаниям его не видно конца. Благочестивые сердца могут выдержать все что угодно, только не стыд. Давид был человеком настолько благородным, что скорее согласился бы принять мучение, чем подвергнуться бесчестию. «Что я на Тебя уповаю». Имя Божье было бы обесславлено, если бы Его рабы остались без помощи. Для верующего сердца это невыносимо.

21. «Непорочность и правота да охраняют меня». Какая еще защита нужна человеку? Если эти качества не смогут привести нас к благоденствию, то для нас лучше жить в скорби. Даже нечестивые признают, что «честность — лучшая политика». Наследник небес делает этот принцип вдвойне незыблемым, ибо он надеется не только на свое благочестие, он заручается поддержкой небес при помощи тайной молитвы: «Ибо я на Тебя надеюсь». Заявлять о своей вере в Бога и не быть благочестивым — не что иное, как религиозное лицемерие, а рассчитывать на свою непорочность и не уповать на Бога есть самонадеянный атеизм. Возможно, упомянутые здесь непорочность и правота являются теми самыми свойствами Бога, на которые вера опирается как на гарантию того, что Бог останется верен Своему Слову.

22. «Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его». Эта молитва весьма широка и охватывает всех святых и все их скорби. Личные испытания псалмопевца научили его состраданию, приблизили к многострадальному народу Божьему. Поэтому он вспомнил о нем в молитвах. Израиль, как патриарх, прошедший испытания, боровшийся с Богом и одержавший верх, является образом всех святых. Израиль, как народ, прошедший через египетское рабство, бродивший по пустыне, воевавший с хананеями, переживший вавилонское пленение, является образом воинствующей Церкви на земле. Иисус Христос — наш Искупитель от всех скорбей и всех грехов. Он — совершенный Искупитель, который избавит нас от всякого зла. Искупление кровью уже свершилось — пошли же нам, Господи, искупление могуществом!

Советы проповедникам

Стих 1

Небесное средство для ободрения утомленной души.

Стих 1

Описание и восхваление истинного поклонения.

Стих 2

Душа на якоре; две скалы, от которых она должна быть избавлена.

Стих 3

Неуместный и уместный стыд.

Стих 4

Лучшая из наук — практическое богословие. Лучший учитель — Бог. Вступительный экзамен в эту школу — молитва.

Стихи 4-5

Укажи, научи, направь. Три класса в школе веры.

Стих 5

1. Желание освящения.

2. Поиск знания.

3. Ощущение уверенности.

4. Испытание терпения.

Стих 5

«Ибо Ты Бог спасения моего». Благодатная тема для размышлений.

Стих 5 (вторая часть)

Как провести с Богом день.

Стих 6

Древняя милость.

Стихи 6-7

Три воспоминания.

Стих 7 (первая часть)

Самое прекрасное забвение.

Стих 7

Просьба забыть и просьба вспомнить. Обратите внимание на местоимение «мой».

Стих 8

Союз двух противоположных качеств. Бог наставляет грешников — великое чудо.

Стих 9

«Кроткие». Кто такие кроткие? Каковы преимущества кротких? Как быть кротким?

Стих 9 (первая часть)

Для разумного суждения необходима нравственная чистота.

Стих 10

Милость и истина, проявляющиеся в Божьем провидении. Для кого эти качества Бога являются утешением.

Стих 11

Эталон молитвы. Исповедь, довод, прошение и т. д.

Стих 11

Великая вина — не препятствие для прощения кающегося грешника.

Стих 12

Святость — лучшая гарантия жизненного благополучия. Свободная воля в. школе: ее спрашивают и учат.

Стих 13

Человек, пребывающий в покое, на земле и в вечности.

Стих 14

1. Тайна, кому она открыта?

2. Чудо, кто способен его видеть?

Стих 15

1. Кто мы? Неразумные птицы.

2. Какая опасность нам грозит? «Сети».

3. Кто наш друг? «Господь».

4. В чем наша мудрость? «Очи мои всегда к Господу».

Стих 16

Изможденная душа ищет небесного общения, скорбящий дух взывает о Божьей милости. Господь — бальзам для всех наших ран.

Стихи 16-18

Давид — проситель и страдалец. Те печали, которые приближают нас к Богу, не причинят нам вреда. Давид направляет к Богу три просьбы:

1. Об избавлении. Мы должны желать избавления, полностью доверившись божественной воле.

2. О внимании. Добрый взгляд Бога приятен в любое время. Однако во времена страданий и боли он подобен воскресению из мертвых.

3. О прощении. Испытания могут воскрешать чувство вины.

Стих 17

Время особенных проблем, особое усердие в молитве, прошение об особом избавлении.

Стих 18

Две важные истины.

1. Нам очень нужен добрый взгляд Бога в страданиях:

а) пристальный взгляд,

б) сострадательный взгляд,

в) поддерживающий взгляд (у Бога сила и сострадание слиты воедино).

2. Лучшим лекарством во время скорби является уверенность в Божьем прощении, потому что:

а) тревоги воскрешают в памяти прошлые грехи,

б) осознание прощения изгоняет всякий страх смерти и осуждения.

3. Практические выводы.

1. Возблагодарим благость Божью за то, что великий и всемогущий Господь по милости Своей обращает внимание на греховный род человеческий.

2. Пусть благословения, дарованные нам Божьим взором в прошлых испытаниях, вдохновят нас на молитву и укрепят нашу надежду на то, что Бог будет столь же благосклонен и ныне.

3. Если благосклонный взгляд Бога столь утешителен, то что же мы почувствуем на небесах!

Стих 18

1. Хорошо, когда страдания напоминают нам о наших грехах.

2. Хорошо, когда мы желаем прощения не меньше, чем избавления от скорбей.

3. Хорошо, когда и то и другое мы приносим Богу в молитве.

4. Хорошо, когда мы смиренно принимаем скорби («призри») и не закрываем глаза на свои грехи («прости»).

Стих 19

Духовные враги верующего. Их число, злоба, коварство, сила и т. п.

Стих 20

Безопасность души.

1. Два вида безопасности: «сохрани» и «избавь».

2. Угроза: «да не постыжусь».

3. Гарантия безопасности: «я на Тебя уповаю».

Стих 20

Сверхъестественная безопасность. Естественный страх. Духовное упование.

Стих 21

Явный способ обезопасить себя — непорочность в поступках, и тайный способ сохранить себя — упование на Бога.

Стих 22

Жизнь Иакова (а она похожа на нашу) — иллюстрация к этой молитве.

Стих 22

Молитва за воинствующую Церковь.