3. Утренний гимн

Заглавие

«Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». Вы, конечно, помните печальную историю бегства Давида, когда он посреди ночи оставил царские палаты, перешел поток Кедрон и отправился с горсткой верных подданных в пустыню, чтобы спрятаться там на время от ярости своего мятежного сына. Не забывайте, Давид в этой истории был образом Господа Иисуса Христа. Господь тоже бежал от Своих врагов, тоже перешел поток Кедрон, скрываясь от взбунтовавшегося народа, тоже отправился вместе с несколькими испуганными учениками в Гефсиманский сад. Он также испил из потока, и потому глава Его вознеслась. Многие толкователи дали этому псалму название «утренний гимн». Давайте же всегда пробуждаться со святой уверенностью в сердце и с песней на устах!

Композиция

Псалом можно разделить на четыре части, по два стиха в каждой (не считая первого стиха. — Примеч. ред.). Многие псалмы нельзя истолковать правильно до тех пор, пока мы не разделим их на составные части, ибо они описывают не одну и ту же сцену, а множество разных, но взаимосвязанных, событий. Так же и проповеди мы делим на несколько частей. Любой псалом — законченное произведение, единое целое, но это единство больше напоминает колчан со стрелами, чем одну стрелу. Давайте посмотрим на псалом. В стихах 2 и 3 Давид сетует на своих врагов, далее говорит о своей уверенности в Боге (стихи 4, 5), затем поет о безмятежном сне (стихи 6, 7) и, наконец, готовит себя к предстоящему сражению (стихи 8, 9).

Истолкование

2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня, 3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

2. Несчастный, убитый горем отец сетует, что у него множество врагов. Во Второй книге царств, 15:12, мы видим, как «составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома»; воинство же Давида сокращалось с каждой минутой. «Господи! как умножились враги мои!» Это возглас удивления и горя из уст преследуемого отца. Не вижу предела скорби моей, ибо горести мои умножились! Ненависти сына было достаточно, чтобы разбить мое сердце, а тут еще и враги непрестанно умножаются. Мое сердце разбилось, когда Авессалом, возлюбленный сын мой, ополчился против меня, а теперь и Ахитофел покинул меня, и все мои верные советники переметнулись на сторону врага. Все военачальники и солдаты оставили знамена Давида. «Господи! как умножились враги мои!» Беда никогда не приходит одна, и горе приносит с собой другое горе.

3. «Многие восстают на меня». Число врагов намного превосходит число моих друзей. Их количество счесть невозможно! Давайте вспомним, какое великое множество врагов было у нашего божественного Искупителя. На Сына Божьего обрушились легионы наших грехов, армии бесов, безмерные физические страдания, огненные стрелы лукавого и все воинство ада. Какое великое утешение — знать, что Господь восторжествовал над этим множеством врагов и сокрушил их Своим гневом! Он пленил тех, кто погубил бы нас, попрал тех, кто непременно восстал бы против нас. Дракон сломал свои зубы, впившись ими в душу Иисуса Христа.

Давид сетовал перед любящим Богом на коварные уловки врагов и горчайшее из выпавших на его долю испытаний. «Многие говорят душе моей: „Нет ему спасения в Боге»», — плакал он, обращаясь к Богу. Некоторые из его маловерных друзей говорили об этом с печалью; враги же кричали об этом с торжеством в голосе и жаждали в подтверждение своим словам увидеть гибель царя. Тяжелее всего Давиду было слушать, что Бог оставил его. Тем не менее он знал в глубине души, что дал врагам повод для подобных разговоров, ибо совершил грех перед Богом средь бела дня. Враги обвиняли его в грехе с Вирсавией, говоря: «Иди, иди, Бог оставил тебя, потому что твои руки в крови». Семей проклял его прямо в лицо; он не боялся быть дерзким, имея стольких защитников — так поносили Давида и воинства Велиаровы. Вне всякого сомнения, адский шепот подрывал веру Давида. Если бы можно было объединить все испытания, посылаемые небом, исходящие из ада и встречающиеся на земле, то и тогда сложно было бы придумать более тяжелое испытание, чем то, что описано в стихе 3. Нет большего испытания, чем утрата веры в помощь Божью. Здесь стоит вспомнить благословенного Спасителя, которому выпало претерпеть эти испытания в полной мере. Он воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Воистину, Он познал хождение во тьме без света и испытал «проклятье на проклятье». Он испил горькую смесь из полыни и желчи. Ненависть людей была несравнима с потерей благоволения Отца. Воистину, мы должны возлюбить Того, кто претерпел жесточайшее из страданий и искушений ради нашего спасения. Любящие сердца утешатся и получат урок, увидев Господа в Его страданиях, как они описаны в этом псалме. Ибо здесь, как и во многих других псалмах, гораздо больше сказано о Господе, чем о Давиде.

«Селах». (В русском переводе этого слова нет. — Примеч. ред.) Этим словом, вероятно, в музыке обозначалась пауза, хотя точное его значение неизвестно. Некоторые считают, что оно означало простую остановку в мелодии; другие говорят, что это значило что-то вроде: «Играйте громче, пойте мощнее, пусть песня воспарит к небесам; начинается великолепная тема — настройте же свои арфы». Арфа часто расстраивается, и ее струны нужно было время от времени подтягивать. Но ведь и наши сердца «расстраиваются» не реже, так пусть же «селах» научит нас молиться так:

Пусть чисто в сердце песнь звучит,

И вторит арфе пусть Давид.

Когда мы видим слово «селах», это верный знак для нас, что надо сосредоточиться. Внимательно прочитайте предшествующие и последующие стихи, ибо если написано, что надо остановиться, сделать паузу, поразмышлять или громко воспеть Богу хвалебную песнь, значит, эти стихи достойны нашего особого внимания.

4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

4. Давид открыто исповедал свою уверенность в Боге. «Но Ты, Господи, щит предо мною». Еврейское слово «щит» в данном случае означает такую защиту, которая окружает человека со всех сторон: сверху, снизу, вокруг, снаружи и изнутри. Бог — великий щит Своего народа! Господь отражает огненные стрелы лукавого, летящие снизу, град искушений, падающий сверху, и одновременно усмиряет бурю в душе.

«Слава моя». Давид знал, что вернется домой с победой, хотя и был изгнан из своей столицы с позором; верой он взирал на Бога, он был уверен, что Бог прославит его. Если бы и нам была дарована такая благодать, чтобы мы посреди скорбей узрели грядущую славу! Воистину, в нынешних страданиях заключена великая слава, главное — увидеть ее, ибо нет ничего позорного в том, чтобы приобщаться к страданиям Христовым. Когда Давид взошел на гору Елеонскую, плача, с покрытой головой, он прославился, ибо во всем уподобился Господу Иисусу Христу. Давайте и мы научимся хвалиться своими скорбями!

«Ты возносишь голову мою». Ты возродишь меня из праха. Пусть я изнемогаю от печали — скоро я подниму голову с радостью и благодарением. Что за трио милостей Господних звучит в этом стихе! Защита для беззащитных, слава для презренных и радость для безутешных. Поистине, мы можем сказать: «Нет подобного Богу Израилеву!»

5. «Гласом моим взываю к Господу». Почему Давид взывал к Богу вслух? Ведь безмолвные молитвы, несомненно, также доходят до Бога. Благочестивые мужи часто замечают, что, оставаясь наедине с Богом, они молятся вслух лучше, чем про себя. Возможно, Давид рассуждал так: «Мои враги неистовствуют и обвиняют меня во всеуслышание. Я тоже воззову к Господу гласом моим, и он зазвучит громче их обвинений. Пусть они неистовствуют; мой вопль пронзает небеса и звучит громче, чем все их злопыхательства, ибо Сидящий на небесах небес внимает мне, и, воистину, слышит меня со святой горы Своей». Ответ на молитву, как ничто другое, придает нам сил. Нам не нужно бояться угроз мира, если мы радуемся Богу, который слышит наши молитвы.

Снова «селах». Остановись, утомленный святой, и приглуши звук своей арфы!

6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

6. Вера Давида даровала ему сон. Тревога, несомненно, заставила бы его ходить из угла в угол, ожидая нападения врага. Но он смог заснуть посреди опасностей и в окружении врагов. «Возлюбленному Своему Он дает сон». Самонадеянный человек тоже может спать спокойно, но упаси нас Бог от такого сна! Однако сон может быть и плодом упования на Бога. Ниспошли нам, Господи, это благословение! Давид не только спал, но и пробудился. Сон может быть сном смертным; Давид же, окруженный множеством врагов, приклонил голову на грудь святого Бога и крепко заснул под крылом божественного промысла, а наутро пробудился целым и невредимым.

«Ибо Господь защищает меня». Яркие созвездия обещаний проливали свой свет на спящего Давида, и он пробудился с чувством, что это Господь защитил его. Выдающийся богослов как-то сказал: «Спокойствие человека, верующего в Бога, — более возвышенная добродетель, нежели природная человеческая храбрость, ибо оно является плодом Святого Духа, дающего способности, превосходящие природные, поэтому Бог должен получить за это всю славу».

7. Надев боевые доспехи и приготовившись к битве, Давид воспел: «Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня». Как видите, он не пытается убедить себя, что врагов мало и они слабы. Он считает их десятками тысяч и почитает за искусных охотников, преследующих его как добычу. И все же он не дрожит от страха, он смотрит прямо в лицо врагам, он готов к сражению. «Возможно, выхода нет, — говорит он, — возможно, они обложат меня как загнанного в ловушку оленя. Они могут окружить меня со всех сторон, но во имя Господа я вырвусь на свободу или же останусь среди них, но не будет мне никакого вреда. Даже в темнице я буду на свободе».

Все же Давид был слишком мудр, чтобы вступать в бой без молитвы, и потому коленопреклоненно возопил к Господу Богу.

8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. 9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

8. Давид уповал только на Бога, и надежда его была столь крепкой, что он был уверен в Господе — стоило Ему лишь восстать, и спасение не замедлит. Стоит Господу лишь явиться, и спасение придет в тот же час. Давид уподобил своих врагов хищным зверям; он сказал, что Бог сокрушил их зубы, дабы они не могли причинить ему вреда: «Сокрушаешь зубы нечестивых». Или же он подразумевал тяжкие испытания, выпавшие на его долю. Враги злословили его — Бог же бил их по щекам. Казалось, они проглотят Давида заживо; Бог же сокрушал их зубы. Пусть говорят все, что угодно — беззубые рты совершенно безвредны. Возрадуйся, о святой! Ты сражаешься с драконом, у которого разбита голова, и тебе противостоит беззубый враг!

9. В этом отрывке выражена вся суть кальвинистского учения. Внимательно прочтите Писание, и вы обязательно обнаружите — если будете искать искренне — что учение о спасении исключительно благодатью есть величайшее из учений Слова Божьего. «От Господа спасение». За это учение мы подвизаемся каждый день. Наши противники говорят: «Спасение — это плод свободной воли человека; если не его заслуг, то, по меньшей мере, его воли». Мы же утверждаем и учим, что спасение от начала до конца зависит от воли Всевышнего. Бог избирает Свой народ. Он призывает его Своею благодатью; Он животворит его Святым Духом и соблюдает ко спасению Своей державной силой. Спасение не от человека и не через человека: «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Дай нам, Боже, познать это учение на опыте, ибо наша плоть и кровь, преисполненные гордыни, не позволят нам познать его, если Ты не захочешь этого.

В последнем стихе мы видим, что спасение Господа дано определенным людям: «Над народом Твоим благословение Твое». Оно не над Египтом, не над Тиром, не над Ниневией. Благословение Твое над избранными Твоими, над Твоим навеки возлюбленным народом, искупленным кровью Христовой. «Селах». Воспряньте духом и остановитесь, чтобы поразмыслить над этим учением. «Над народом Твоим благословение Твое». Любовь Бога к Своему народу, избирающая, отделяющая, вечная, бездонная и неизменная — предмет непрестанного поклонения. О, душа моя, остановись у этого слова «селах» и подумай, обладаешь ли ты спасением Божьим. И если у тебя есть хоть какая-то вера и тебе дано увидеть в Иисусе своего Спасителя, если тебе даровано величайшее из всех благословений, то встань и воспой:

Воспрянь, душа моя в благоговении!

Помысли о любви, дарованной тебе.

По благодати стала ты причастной

Семье Господней. «Аллилуия» пой!

Тебе, Господь, благодарение вовек!

Советы проповедникам

Стих 2

Святой открывает Богу свои горести.

1. У нас есть право обращаться к Господу.

2. Как правильно открывать перед Богом свое сердце.

3. Великий плод такого общения с Богом.

При каких обстоятельствах беды наши могут умножиться? Почему они приходят? Как мудрость велит нам с ними справляться?

Стих 3

Клевета на святого и хула на его Господа.

Стих 4

Господь посылает страждущим святым тройное благословение: защиту, славу и радость. Раскройте, как все эти благословения принимаются верой, несмотря на горести.

Стих 5

1. Оказавшись в опасности, мы должны молиться.

2. Бог услышит нас по милости Своей.

3. Мы должны запомнить Его милостивый ответ.

4. В будущем мы найдем подкрепление, вспоминая о прошлом избавлении.

Стих 6

1. Опишите безмятежный сон.

2. Опишите счастливое пробуждение.

Покажите, как человеку обрести и то и другое: «Господь защищает меня».

Стих 7

Вера торжествует несмотря на множество врагов.

Стих 8

1. Опишите, как Господь поражал Своих врагов в прошлом: «Ибо Ты поражаешь… врагов».

2. Объясните, что Господь должен быть нашим вечным прибежищем: «Господи! Боже мой!»

3. Остановитесь на том, что Бога необходимо призывать к действию: «Восстань».

4. Научите верующих, что они должны просить Бога вступиться за них, напоминая Ему о Его прошлых победах.

Стих 8

Мы сражаемся с побежденным врагом, с беззубыми львами.

Стих 9

Спасение от начала до конца совершается Богом (см. истолкование).

Стих 9

Народ Божий благословен во Христе и через Христа, он получит в качестве благословения самого Христа. Это благословение — дар благодати; оно принимается верой, подтверждается клятвой и т. д.