4. Вечерний гимн

Заглавие

Очевидно, этот псалом задумывался как дополнение к третьему. Если третий псалом был назван «утренним», то данный псалом по своему содержанию справедливо заслуживает названия «вечернего гимна». Пусть же удивительные слова 9-го стиха станут нашей песней о блаженном покое, которую мы поем, отходя ко сну.

И с мыслью о блаженнейшем покое

Отдам свои глаза я сладким снам.

Твоя рука хранит меня вседневно,

И сбережет до самого утра.

Богодухновенное заглавие псалма выглядит так: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида». Начальником хора был человек, отвечавший за пение в святилище Господнем. Эта должность подробно описана в Первой книге Паралипоменон (6:31-32; 15:16-22; 25:1, 7). Если вы любитель святых песнопений, то в этих отрывках вы найдете немало интересного; они прольют свет на то, как израильтяне прославляли Бога в храме. Некоторые заглавия псалмов, без сомнения, напрямую связаны с именами знаменитых певцов, сочинивших к ним музыку.

На струнных орудиях, то есть инструментах, играли руками, как, например, на арфах и кимвалах. Радость иудейской Церкви была столь велика, что верующие древности не могли выразить ее без музыки. И хотя святая радость христиан превосходит радость ветхозаветной Церкви, мы предпочитаем выражать ее более духовным образом, поскольку живем в более духовную эпоху. Григорий Назианзин, представив себя таким музыкальным орудием, просил у Бога: «Боже, я твое музыкальное орудие, коснись же моих струн». Давайте и мы откроемся для прикосновения Духа, пусть и из нас польется дивная музыка. Исполнимся верой и любовью, дабы быть живыми музыкальными орудиями.

Хокер писал: «Слово, переведенное у нас фразой „начальнику хора», в Септуагинте переведено как „до конца»». Из этого восточные и западные отцы церкви заключили, что все псалмы с таким заглавием говорят о Мессии, «великом конце всего сущего». Если это так, то данный псалом обращен ко Христу. И это вполне вероятно, ибо эти слова описывают Христа, они сказаны Христом и имеют отношение к народу Божьему потому, что верующие объединены со Христом. О Господь, Дух Святой, даруй читателю уразуметь эту истину, и он обретет в этом блаженство.

Композиция

Во втором стихе Давид взывает к Богу о помощи. В третьем он укоряет своих врагов и вступает с ними в разговор, который продолжается до конца шестого стиха. С седьмого стиха и до конца псалма он с радостью противопоставляет свою безопасность и блаженство мятущемуся духу нечестивцев, которые лишены покоя даже в самых благоприятных обстоятельствах. Этот псалом, по-видимому, был написан по той же причине, что и предыдущий — он еще одно соцветие в саду Давидовых скорбей. Какое благо для нас, что Давид прошел через страдания, иначе мы никогда не услышали бы этих сладкозвучных сонетов веры.

Истолкование

2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

2. В этом стихе Давид по своему обыкновению просит Господа о помощи в настоящем, вспоминая о Его прошлых милостях. Давид вспоминает Авен-Езер, и это воспоминание вселяет в него уверенность. Вряд ли оказавший помощь шесть раз не окажет ее и в седьмой. Бог ничего не делает наполовину, Он не перестанет помогать нам, пока мы не перестанем в нем нуждаться. Манна будет падать с неба каждое утро, пока мы не перейдем Иордан.

Заметьте, что Давид сначала обращается к Богу, а затем — к человеку. Воистину, мы гораздо смелее говорили бы с людьми, если бы чаще общались с Богом. Тот, кто смеет предстать перед Творцом, не станет трепетать перед сынами человеческими.

Имя, которым Давид назвал здесь Бога, «Боже правды моей», заслуживает особого внимания, поскольку нигде в Писании оно больше не упоминается. Вот что оно означает: Ты произвел, хранишь, судишь и вознаграждаешь мою праведность; в Тебе я укроюсь от клеветы и ложных обвинений. В этом — мудрость, так давайте же направлять свои тяжбы в высший суд, в судилище небес, вместо того чтобы обращаться в ничтожные человеческие суды.

«В тесноте Ты давал мне простор». Давид использует образ армии, запертой в ущелье, на которую со всех сторон наступают враги. Бог раздвинул великие глыбы и дал мне простор; Он разрушил все преграды и вывел меня на пространное место. Бог расширил сердце мое радостью и утешением, когда я был в плену у горестей и печалей. Бог — неиссякаемый источник утешения.

«Помилуй меня». Ты мог бы по справедливости предать меня в руки врагов, потому что я виновен во множестве грехов, но я все равно ищу защиты у Твоей милости и молю, «услышь молитву мою» и выведи раба Своего из бед лютых. Лучшим из людей необходима милость не меньше, чем отпетым грешникам. Как избавление святых, так и прощение беззаконников — дар божественной благодати.

3 Сыны мужей! доколе слова моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; 6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

3. Вторая часть псалма выводит нас из молитвенной комнаты на поле боя. Заметьте, с какой доблестью сражается человек Божий. Он признает, что враги его могущественны (ибо таково значение еврейского слова, переведенного как «сыны мужей»), однако все равно почитает их глупцами и укоряет, словно маленьких детей. Он упрекает их в том, что «они любят суету и ищут лжи», то есть лгут, предаются пустым фантазиям, тщеславию и злым умыслам. Он спрашивает их, доколе слава его будет в поругании и уничижении. Даже малая доля такой забавы — великое зло, так зачем же предаваться ей все больше? Может, уже пора перестать ожидать его падения? Не научили ли их неудачи тому, что помазаннику Господнему не повредит никакая клевета? Разве не знали они, что подобные забавы ввергнут их душу в погибель, что неминуемая кара превратит их ликование в скрежет зубов? Размышляя о порочном упорстве нечестивцев, псалмопевец выдерживает торжественную паузу — селах. Воистину, следует остановиться и поразмыслить о неискоренимом безумии нечестивых, об их упорстве и неизбежной каре. Возликуем же о той благодати, которая освятила нас и научила любить истину и искать праведности!

4. «Знайте». Глупцы не умеют учиться, и потому им нужно снова и снова твердить одно и то же, в особенности если им следует научиться столь «горькой» истине: благочестивые избраны Богом, избирающей благодатью они отделены от остальных людей. Невозрожденный разум не в силах уразуметь учения об избрании. Тем не менее оно — великая и неопровержимая истина, истина, которая должна утешать верующего в искушении. Избрание — это гарантия полного спасения, залог благосклонности небес. Избравший нас в Свой удел услышит наши молитвы. Избранные Божьи не будут осуждены вовек, но вопль их достигнет Всевышнего. Давид был царем по божественному установлению; мы являемся народом Божьим по той же причине. Поэтому скажем врагу в лицо, что, когда он подвизается против нашей души, он идет против Бога и Его воли. О возлюбленные, когда жизнь ставит вас на колени, уверенности, усердия и веры вам придаст тот факт, что Бог отделил народ Свой для себя. «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?» Коль скоро Бог избрал любить нас, Он не может не слышать нас.

5. «Гневаясь, не согрешайте» (в англ. — «трепещите и не грешите». — Примеч. ред.). Сколько вокруг тех, кто поступает прямо наоборот — согрешает, но не трепещет. Если бы они вняли наставлению сего стиха и поразмыслили в сердцах своих над своей долей! Воистину, люди настолько безумны, что презирают Христа и пренебрегают собственным счастьем, не желая размышлять о серьезном. Если бы хоть на мгновение их страсти улеглись и позволили им побыть в тишине, дабы в торжественном безмолвии они подумали о прошлом и содрогнулись при мысли о неотвратимой погибели! Мыслящий человек смог бы уразуметь суетность греха и никчемность мира сего. Остановись же, безрассудный грешник, остановись, не делай следующего шага! Ляг на ложе свое и поразмысли над путями своими. Спроси совета у подушки своей, пусть ночная тишина наставит тебя на истинный путь! Не отдавай души своей за бесценок! Да пробудится в тебе разум! Пусть грохочущий мир на мгновение замрет, пусть твоя бедная душа задумается, прежде чем ты окончательно решишь ее судьбу и погубишь навек! Селах. Грешник, остановись и выслушай вопросы этих святых четверостиший!

Тебя ли, грешник, страх не гложет?

Тебе ль к лицу сей дерзкий смех?

И разве совесть не тревожит,

Не давит плечи тяжкий грех?

Сей мир нам счастье обещает.

Но как от тьмы нас исцелит?

Он льстит и лжет, и обольщает,

И страшной гибелью грозит.

Подумай, грешник, над судьбою,

Ведь день отмщения грядет.

На суд отправишься ты вскоре,

И приговор к тебе придет.

О бедный, немощный, разбитый,

К Христовой крови воззови —

Она лишь даст нам исцеленье —

Беги же к Господу, беги!

6. Если бы бунтовщики послушались увещевания предыдущего стиха, то возгласили бы: «Что же нам делать, чтобы спастись?» Стих шестой указывает им на жертву и призывает уповать на Господа. Всякий раз, когда иудей приносил «жертву правды», то есть приносил ее духовным образом, он тем самым предвозвещал появление Искупителя, великого жертвенного Агнца. Иначе говоря, в данном увещевании псалмопевца звучит полное Евангелие. О грешники, ищите защиты в голгофской жертве и возложите на нее все свое упование, ибо принявший смерть за людей есть Господь Бог!

7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! 8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились. 9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

7. Мы переходим к третьей части псалма, в которой страждущий Давид находит слова для выражения своего покоя и удовлетворенности в Боге. Даже среди последователей Давида было немало тех, кто предпочитал вере видение. Увы, эта склонность присуща нам всем. Даже возрожденные христиане иногда одержимы желанием видеть благополучие в своей жизни; они стенают, когда тьма скрывает от них всякое благо. Что же касается людей мира сего, то они жаждут осязаемого счастья постоянно. «Кто покажет нам благо?» Ненасытные их рты постоянно раскрываются в поиске пищи, а пустые сердца готовы проглотить любую ложь из уст самозванцев. Не получив желаемого, они отчаиваются и заявляют, что нет блага ни на небе, ни на земле. Истинный верующий, однако, — совсем другой человек. Глаза его не обращены долу, как глаза зверей, а направлены вверх, как глаза ангелов. Он не пьет из отравленных водоемов Маммоны, а черпает воду из небесных источников. Ему достаточно света лица Господня. В этом его богатство, слава, здоровье, предназначение и покой. Дайте ему узреть лице Господа — он не попросит больше ничего. Он имеет радость, невыразимую и славную. О, если бы мы больше исполнились Святым Духом, дабы наше общение с Отцом и Сыном Иисусом Христом было постоянным!

8. Кто-то сказал: «Лучше один час ощущать благоволение Божье в покаянном сердце, чем целый век греться в лучах грешного мира». Христос в сердце лучше, чем хлеб в житнице и вино в погребах. Хлеб и вино не более чем плоды мира сего, а свет лица Господня — зрелый плод небес. «Ты со Мной» — эти слова более благословенны, чем слова «хлеб на столе». Пусть мои амбары пусты, но если Иисус Христос улыбается мне, я богат. Если же я имею весь мир, но не имею Его, то я беден и нищ.

Эти слова сказал праведный муж — их не часто услышишь в разговорах многих. Как же скоро речь человека выдает его нрав! «Говори, и я увижу тебя», — сказал Сократ прекрасному юноше. По звону колокола можно определить, из какого металла он отлит. И птицы узнаются по песне. Сова не может петь как жаворонок, а соловей — ухать как сова. Давайте же следить за нашими словами и взвешивать их, дабы нам не отпасть от благословения Израиля.

9. О вечерний гимн! Я не провожу ночь в страхе и бдениях, а ложусь и сплю. Я не лежу с открытыми глазами, прислушиваясь к каждому шороху, а ложусь и сплю спокойно, ибо мне нечего страшиться. Покоящийся в тени крыл Божьих не нуждается в другом убежище. Защита Господняя лучше железных засовов и решеток. Ложе Соломона охраняли вооруженные мужи, однако едва ли он спал спокойнее своего отца, который, преследуемый кровожадными врагами, засыпал на твердой земле. Обратите внимание на слово «един»: оно значит, что только Господь был защитой Давида, и даже без посторонней человеческой помощи этот праведный муж был в полной безопасности, ибо был с Богом. Спокойная совесть — добрый товарищ. Сколько бессонных ночей мы провели из-за того, что в разуме нашем царили неверие и хаос. Тот спит спокойно, кого убаюкивает вера. Обещания Божьи мягче любой подушки; уверенность во Христе — лучшее покрывало.

О Господь, дай нам покоиться в Тебе и, подобно Давиду, ложиться и спать спокойно каждую ночь! Дай нам с радостью упокоиться, в назначенное время заснуть сном смерти, найти покой в Господе!

Рассуждения доктора Хокера об этом псалме достойны молитвенного размышления и священного наслаждения. Мы не можем не привести здесь этих строк. Вот они: «Читатель! Размышляя над этим псалмом, всегда помни о Господе Иисусе Христе. Он Бог нашей праведности, и потому каждый раз, приступая к престолу благодати, будем молиться и помнить, что наша праведность — Господь Христос. Пусть люди мира сего ищут своего высшего блага в мире; мы же возжаждем Его благоволений, более драгоценных, чем хлеб и вино, чем все, что изнашивается от употребления. Воистину, Господи, „милость Твоя лучше, нежели жизнь». Все любящие Тебя наследуют великое благо, и Ты даруешь им бесценное сокровище.

О милостивый Бог Отец, воистину ли Ты отделил для себя Того, кто принял нашу сущность? Воистину ли Ты выделил Его из числа всего народа? Воистину ли Ты узрел непорочность Его природы — увидел Его как совершенную праведность? Воистину ли Ты сделал Его заветом для Своего народа? Воистину ли Ты возгласил, что в Нем все Твое благоволение? Если да, тогда в Нем благоволение и моей души! Ныне я знаю, что Бог Отец услышит меня, когда я воззову к Нему во имя Иисуса, когда попрошу Его о благоволении ради Христа! Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; Иисус — моя надежда и праведность. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему. С этих пор я буду спать в Иисусе безмятежно и спокойно, ибо я принят в Возлюбленном, ибо Господь покоит всех труждающихся и обремененных».

Советы проповедникам

Стих 2

Материал для проповеди на тему: «Прошлые милости — основание для сегодняшних молитв». Первое предложение говорит о том, что верующие жаждут Бога и уповают на Того, кто слышит их молитвы. Словосочетание «Бог правды моей» можно сделать темой проповеди (см. истолкование), а последнее предложение стиха можно положить в основу проповеди на тему: «Даже самым святым необходимо взывать к Богу о милости и благодати».

Стих 3

О полной греховности человека свидетельствуют три факта:

1) упорное противление Христу,

2) любовь к суете,

3) упование на ложь.

Стих 3

Как долго грешный человек будет творить грех, «доколе»? Грех может быть прекращен покаянием, он обязательно будет прерван смертью, но пребудет всю вечность.

Стих 4

Избрание. Как оно влияет на наши отношения с Богом, врагами и самим собой.

Стих 4

«Господь слышит, когда я призываю Его». Некоторые люди всегда получают ответ, когда взывают к Богу. Укажите, кто может с уверенностью просить Бога о милости.

Стих 4

«Отделенный» по благодати. Кто Он? Кем отделен? Для какой цели? Как рассказать об этом людям?

Стих 5

Бог призывает грешника остановиться, поразмыслить над своими путями и осознать свой грех.

Стих 5

«Утишитесь». Хороший, практичный, но трудный для исполнения совет. Когда нам обязательно нужно ему последовать? Исполнить его можно только при помощи благодати Божьей. Польза от пребывания в тишине. Кто больше всего нуждается в этом совете? Конкретные примеры из жизни. На этом материале можно построить проповедь.

Стих 6

Какие «жертвы правды» народ Божий должен приносить?

Стих 7

Противопоставление голосу мира голоса Церкви. Глас народа не всегда глас Божий.

Стих 7

Желания души полностью удовлетворяются в Боге.

Стихи 7-8

Уверенность в любви Спасителя — источник беспредельной радости.

Стих 8

Радость верующего.

1. Ее источник — «Ты».

2. Ее время (уже пришло) — «исполнил».

3. Ее место — «сердце мое».

4. Ее превосходство — «исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились» (то есть «несмотря на то, что у них хлеб и вино умножились»).

Отсюда вытекает еще одна великолепная тема: «Превосходство небесных радостей над радостями земными», или «Два вида благополучия — что предпочесть?».

Стих 9

Покой и безопасность благочестивого человека.

Стих 9

Спальня верующего, вечерняя песнь перед отходом ко сну и страж, охраняющий сон.

Стих 9

«Спокойной ночи» по-христиански.

Стихи 3-9

Стратегия обращения неверующих ко Христу.

1. Увещевание, стих 3.

2. Наставление, стих 4.

3. Призыв, стихи 5, 6.

4. Свидетельство о блаженстве истинной веры, стихи 7, 8.

5. Подтверждение этого свидетельства на личном примере: спокойствие, дарованное верой, стих 9.