5. Слезный вопль

Заглавие

«Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида». Еврейское слово, переведенное как «духовые орудия», происходит от другого еврейского слова, означающего «сверлить» или «бурить», откуда и появляется значение «труба» или «флейта», поэтому данный псалом, очевидно, надлежало петь под аккомпанемент духовых инструментов — горна, трубы, флейты или кларнета. Однако следует заметить, что заглавия псалмов во многом остаются для нас тайной. В Септуагинте, например, начало этого псалма переведено так: «Для того, кто обретет наследие», а Эбен Эзра считал, что заглавие обозначает древнюю и хорошо известную в то время мелодию, под которую псалом исполнялся. Лучшие из богословов утверждают, что значение заглавий псалмов от нас сокрыто. Однако не стоит из-за этого сокрушаться, ибо это несомненное свидетельство того, что книга Псалтирь была написана в глубокой древности. Вы, видимо, заметили, что первый, второй, третий и четвертый псалмы объединены одной темой — противопоставлением характера, положения пред Богом и судьбы праведников и нечестивых. О том же идет речь и в пятом псалме. Псалмопевец показывает, насколько отличается его праведность, дар от Бога, от злобы ополчившихся на него нечестивцев. Благочестивое сердце увидит в этом образ благословенного Господа Иисуса Христа, о котором сказано, что Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти.

Композиция

Псалом делится на две части. Первая часть — со второго по восьмой стих, а вторая — с девятого по тринадцатый. В первой части Давид слезно умоляет Господа внять его молитве, а во второй повторяет прошения первой части.

Истолкование

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать, 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; 6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. 7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

2. Некоторые молитвы произносятся вслух, а некоторые возносятся к Богу в безмолвии. Последние — это тихие размышления. Слова — это внешняя оболочка молитвы, а не ее суть. Например, Моисей взывал к Богу у Чермного моря, не говоря ни слова. Вместе с тем молитва вслух может помочь человеку сосредоточиться, собрать воедино душевные силы и наполнить сердце духовным пылом. Давид, как мы видим, молился обоими способами и просил, чтобы Бог услышал его слова и уразумел его мысли. Как выразительны слова: «Уразумей помышления мои». Если я прошу о добром, дай мне это. Если я не прошу того, в чем больше всего нуждаюсь, то восполни недостаток моей молитвы. «Уразумей помышления мои». Пусть Твое святое сердце уразумеет мои помышления, дошедшие до Тебя через божественного Посредника. Призри на них в мудрости Твоей, взвесь их на весах, суди мою искренность и истинные нужды и дай мне благовременный ответ по милости Своей! Человек может возносить Богу пламенные молитвы даже без слов, но, увы, бывают словесные молитвы, в которых нет подлинной мольбы! Давайте же подогревать в себе молитвенный дух, который намного полезней молитвенной привычки. Молитва может быть внешне безупречной, но по сути лишенной всякого молитвенного пыла. Молитва должна начинаться еще до того, как мы встали на колени, она не должна прекращаться и после того, как мы поднялись с них.

3. «Внемли гласу вопля моего». В другом псалме мы встречаем фразу «голос плача моего». У плача есть свой голос — жалобный, печальный, пронзительный, достигающий самого сердца Бога. У вопля тоже есть свой голос: он всегда очень красноречив. Вопль исходит из нашего сердца, поэтому достигает сердца Бога. Братья и сестры, иногда мы не можем выразить свои молитвы в словах, и из наших уст вырывается лишь вопль. Господь же все равно знает, о чем мы молимся, ибо слышит «глас» нашего вопля. Для любящего отца вопль ребенка подобен мощному зову, которому не в силах противится его сердце.

«Царь мой и Бог мой!» Обратите внимание на дважды употребленное местоимение «мой». Это ядро молитвы. В нем заключается основной аргумент, почему Бог должен ответить на молитву: потому что Он — наш Царь и наш Бог. Мы не чужие Богу; Он — наш Царь. Долг царя — выслушивать прошения своих подданных. Мы не чужие Богу; мы поклоняемся Ему, и Он — наш Бог. Он принадлежит нам согласно завету, обещанию, клятве и жертвенной Крови.

«Ибо я к Тебе молюсь». Давид возвещает, что будет искать только Бога, одного Бога. Бог должен быть единственным объектом нашего поклонения, единственным источником, из которого мы черпаем силы в час нужды. Оставим же разбитые водоемы нечестивым, и пусть праведники пьют только из божественного источника! «Ибо я к Тебе буду молиться» (так звучит этот стих на английском. — Примеч. ред.). Давид положил в сердце своем молиться Богу во все дни жизни своей. Он никогда не перестанет возносить Богу своих прошений, даже если Бог замедлит с ответом.

4. «Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать» (в англ. — «рано услышишь голос мой». — Примеч. ред.).

Заметьте, что этот стих не столько молитва, сколько выражение принятого решения. «Услышишь голос мой. Не буду молчать и удерживать свой язык, но буду взывать к Тебе, ибо огонь, пылающий в сердце, побуждает меня к молитве». Верующие скорее согласятся умереть, чем прекратят молиться: ни один из детей Божьих не одержим бесом немоты.

«Рано». Утро — самое подходящее время для общения с Богом. Один утренний час стоит двух вечерних. Пока не высохла роса, на рассвете опустившаяся на траву, пусть на наше сердце опустится благодать. Отдадим Богу утро каждого дня и утро всей жизни. Молитва должна быть «ключом» дня и «замком» ночи. Наши прошения должны быть утренней и вечерней звездой.

Если мы читаем псалом в английском переводе, то невольно представляем себе лучника. «Вознесу молитву мою к Тебе». Вложу молитву-стрелу в свой лук, направлю его к небу, выпущу стрелу и буду «ожидать» результата. В древнееврейском тексте значение этой фразу еще глубже: «Направлю свою молитву». Выделенное слово обозначало возложение на жертвенник дров и жертвы, а также выкладывание на стол хлебов предложения. Таким образом, фраза значит следующее: «Возложу пред Тобою свои молитвы», возложу их на жертвенник утром, как священник возлагал на алтарь утреннюю жертву. Разложу пред Тобой свои молитвы, или, как сказал Джон Трэпп, «построю свои молитвы в ряд», представлю их в определенном порядке, созову все свои молитвы и прикажу им стоять на своих местах, дабы мне молиться усердно и благоугодно.

«И буду ожидать». Лучше эту фразу было бы перевести «буду искать». Буду искать ответа; помолившись, буду ожидать благословения. То же самое слово мы встречаем в другом псалме, где говорится о стражах, ожидающих утра. Так же и я ожидаю ответа Твоего, Господи! Разложу свои молитвы на алтаре, словно жертву, и буду ожидать, что Ты дашь ответ и поглотишь жертву огнем с неба.

Последнее предложение стиха побуждает нас задать два вопроса. Разве не теряется сладость и действенность молитвы из-за того, что мы не размышляем, прежде чем приступить к молитве? И разве мы не теряем сладость и действенность молитвы из-за того, что не ожидаем ответа? Очень часто мы врываемся в присутствие Божье без должной подготовки и смирения. Мы подобны людям, которые предстают перед царем без просьбы; стоит ли удивляться, что мы не знаем истинного предназначения молитвы? Мы должны бдительно следить за тем, чтобы поток наших размышлений не прерывался никогда, ибо именно этой водой приводится в движение жернова молитвы. Как высохший поток не может вращать колесо мельницы, так и молитва, лишенная пыла, — все равно, что собачья охота без собак. Молитва без подготовки — все равно, что соколиная охота с ослепшим соколом. Молитва производится в нас Святым Духом, однако Он всегда действует через какие-то средства. Бог сотворил человека, взяв в качестве материала прах земной. Святой Дух — источник молитвы, однако Он пользуется мыслями пылкой души как золотом, которым расписывают сосуд. Пусть ваши молитвы и славословия не будут вспышками страстного и нетерпеливого ума, пусть они горят тихим и ровным огнем, словно умело разожженный огонь.

А теперь перейдем ко второму вопросу. Не забываем ли мы ожидать ответа на молитвы? Как часто мы уподобляемся страусу, который откладывает яйца, но не высиживает их. Мы сеем, но не ждем жатвы. Можем ли мы рассчитывать, что Господь откроет врата небес и прольет дождем на нас Свои благословения, если мы не открываем врата ожидания и не ждем обещанного блага? Пусть же святое приготовление идет рука об руку с терпеливым ожиданием, и тогда ответ на наши молитвы не заставит себя долго ждать.

5-7. И вот псалмопевец, столь ярко выразивший свое намерение молиться, молится. Он взывает к Богу об отмщении коварным и злобным врагам, и довод его весьма весом. Он просит Бога удалить от него беззаконных на том основании, что они противны самому Богу. «Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой». «Когда я прошу Тебя покарать моих искусителей, — говорит Давид, — я прошу потому, что Ты их ненавидишь». Ты ненавидишь зло, так молю же Тебя, Господи, избавь меня от зла!

Давайте же твердо запомним, что Бог ненавидит грех святой ненавистью. Господь не любит греха, как бы хитро он ни маскировался, в какие бы пышные одежды он ни облачался. Его блеск Бога не прельстит. Люди часто склоняют головы перед успешным злодеянием и в пылу триумфа забывают о том, что поединок был нечестным. Святой же Бог — не человек. «У Тебя не водворится злой». Бог не допустит грешника даже в самую тесную Свою обитель. Злой не водворится у Бога ни на земле, ни на небе. Как же мы глупы, если пытаемся одновременно принимать в своем доме двух врагов — Иисуса Христа и дьявола! Но не сомневайтесь: Христос не будет жить в гостиной нашего сердца, пока в погребах наших мыслей скрывается дьявол.

«Нечестивые не пребудут пред очами Твоими». Нечестивцы — это глупцы с большой буквы. Маленький грех — большая глупость, а самая великая глупость — большой грех. Грешные безумцы должны быть изгнаны из небесных дворов. У земных царей всегда были шуты в свите, что же касается единого премудрого Бога, то Он не потерпит глупцов в Своих небесных чертогах. «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие». И это не просто неприязнь со стороны Бога: Он испытывает к нечестивым глубокую ненависть. Ненависть Бога поистине ужасна. Давайте же предостерегать нечестивцев о грядущем гневе, ибо страшно попасть в руки Бога живого!

Обратите внимание, что злые языки будут наказаны не меньше злых делателей, ибо сказано: «Ты погубишь говорящих ложь». Всех лжецов ожидает одна участь: вечные муки в озере, горящем огнем и серой. Люди лгут, рассчитывая избежать земного правосудия, но суда Бога им не избежать. У лжецов короткие крылья, их полету скоро придет конец, и они упадут в огненные потоки смерти. «Кровожадного и коварного гнушается Господь». Кровожадные напьются своей же крови, а те, кто начинает со лжи, кончат тем, что сами окажутся обманутыми. Как гласит древняя поговорка, «кровопийцы и лжецы сами роют себе могилу». В данном случае глас народа — глас Божий. Какое страшное слово «гнушается»! Оно показывает, насколько сильна и глубока ненависть Господа к делателям беззакония.

8. На этом стихе кончается первая часть псалма. Псалмопевец преклонил колени в молитве и, убеждая Бога помочь ему, описывал пред Ним характер и участь нечестивых. А теперь он противопоставляет их участь блаженству праведных. «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». Я не буду стоять вдали, а войду в святилище Твое, как ребенок входит в дом отца. Я войду в него не потому, что того заслужил, а только по множеству милости Твоей, ибо у меня множество грехов. Я приступлю к престолу с дерзновением благодаря безмерной благодати Твоей. Суды Божьи все сочтены — милость же Его безмерна. Господь отмеряет Свой гнев — милость же дает без меры. «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем», поклонюсь храму Твоей святости. Во времена Давида земной храм еще не был построен. Бог обитал в скинии. Однако духовные очи Давида были устремлены к храму небесному, где окруженный херувимами Господь Бог обитает в неприступном свете. Если Даниил открывал свои окна и молился, обратившись к Иерусалиму, то мы открываем свои сердца и возносим молитвы, обратившись к небесам.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. 10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят. 11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. 13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

9. Здесь мы подошли ко второй части псалма, в которой псалмопевец снова повторяет свои основные темы.

«Господи! путеводи меня». Он уподобился маленькому ребенку, которому нужно, чтобы отец вел его за руку, или слепому, который нуждается в проводнике. Когда Бог руководит нами на жизненном пути, мы пребываем в безопасности и путь наш легок. «В правде Твоей» — не в моей, ибо моя праведность не безупречна. Ты же — сама праведность. «Уровняй предо мною путь Твой» — не мой путь. Братья, если мы оставили свои пути и жаждем ходить путями Божьими, то это вернейший знак действия благодати в наших сердцах. Ясно видеть путь Божий перед глазами — великое благословение. Неправильное понимание долга может ввергнуть нас в пучину грехов, прежде чем мы сумеем опомниться.

10. Апостол Павел привел эти слова о нечестивых в третьей главе Послания римлянам и отнес их ко всему роду человеческому, а не только к врагам Давида. Обратите внимание на выразительность следующего сравнения: «Гортань их — открытый гроб», склеп, полный мерзостей, гнили, заразы и тления. Но хуже всего то, что это открытый гроб, источающий вредоносные испарения и распространяющий смертельную заразу. То же можно сказать и о гортани нечестивых: лучше бы ей всегда оставаться закрытой. Если бы мы могли навеки затворить уста нечестивцев, это было бы так же полезно, как заколотить гроб — бед было бы гораздо меньше. Однако «гортань их — открытый гроб», следовательно, вся злоба, гнездящаяся в их сердцах, выходит наружу. Как же опасна открытая могила! В нее легко упасть и угодить прямо в лапы смерти. Берегитесь же нечестивцев, ибо они не пожалеют сил, чтобы погубить вас. Они жаждут запятнать ваше доброе имя и похоронить вас в своей зловонной гортани, точно в могиле.

Впрочем, мы видим и утешительную мысль. В последний день воскреснут не только наши тела, но и доброе имя. Это великое утешение для тех, кто был обесчещен и оклеветан. «И тогда праведники воссияют, как солнце». Мир может опорочить вас и «похоронить» ваше доброе имя, однако если вы жили в правде, то день, в который смерть отдаст своих мертвецов, заставит вредоносную гортань нечестивцев извергнуть ваше чистое и незапятнанное имя, и вы воссияете во славе.

«Языком своим льстят». Говорят сладкие, елейные речи. Льстивый язык — великое зло; он соблазнил многих. У многих людей язык длинный, как у муравьедов: произнося свои елейные речи, они прельщают беспечных, а затем проглатывают их заживо. Когда волк лижет ягненка, он готовится вонзить в него свои клыки.

11. «Против Тебя», но не против меня. Будь они моими врагами, я бы простил их, но я не могу простить Твоих врагов. Нам надлежит прощать своих врагов; что же до врагов Божьих, то их прощать не в нашей власти. Людям с излишне утонченной натурой эти слова всегда казались безжалостными и резали ухо. «Это слова ненависти и мщения», — говорят они. Не будем, однако, забывать, что все эти фразы можно истолковать как пророчества, а не как желания Давида. Впрочем, мы не собираемся подобным образом избегать трудностей. Мы никогда не слышали, чтобы кто-то после внимательного изучения этих фрагментов вдруг бы стал мстительным — а ведь природа любых строк познается по их плодам. Слыша обвинительный вердикт из уст судьи, справедливо осудившего убийцу, мы не заключаем, что теперь и мы вправе осуждать других за причиненный нам ущерб. Здесь псалмопевец говорит как судья, официально; он говорит от лица Бога, и, осуждая других, не дает нам никакого права проклинать своих обидчиков.

Самый позорный способ проклясть человека — это притвориться, что ты его благословляешь. Всех нас забавляет бессильная злоба старого бедняги, римского священника, который по глупости своей проклял императора Франции, произнеся над ним благословение. Он благословил его лишь внешне, на самом же деле хотел его проклясть. В противоположность этому недостойному способу, мы поддерживаем Давида и его здравые предостережения в адрес нечестивых, которые, несомненно, несут им благословение, предупреждая о грядущей каре. Нераскаявшийся грешник, знай же, что все твои благочестивые друзья молчаливо одобрят ужасный вердикт, который Господь вынесет тебе в день отмщения! Мы согласимся с проклятием, наложенным Судьей всей земли на всех безбожников. В последующих стихах мы снова увидим противопоставления, похожие на те, которые мы уже встречали в предыдущих псалмах.

12. Радость — удел верующих. Когда Господь истребит с земли всех нечестивцев, наша радость будет полной. Пока что они смеются, но скоро будут плакать, и плач их будет длиться вечно; мы же плачем ныне, но скоро возрадуемся, и радость наша не будет знать границ. Они будут рыдать, а мы — ликовать. Как им надлежит вечно стенать, так и нам надлежит вечно ликовать и торжествовать. У этой святой радости есть прочное основание, ибо мы радуемся в Тебе, Господи. Источник нашего блаженства — вечный Бог. Мы любим Бога, и потому ликуем в Нем. В Нем сердца наши радостны и беззаботны. У нас каждый день пир, ибо мы непрестанно насыщаемся Господом. В наших домах, в сердцах и на небесах звучит музыка, ибо Господь Бог — наша сила и песнь, Он был нам во спасение.

13. Господь предназначил Своему народу наследовать благословение, и ничто не может лишить нас этого наследства. Он благословляет нас от полноты Своего могущества и делает все для того, чтобы насытить нас туком небес. Благословение это не ограничивается настоящим — оно простирается далеко в будущее. «Ибо Ты благословляешь праведника, Господи». Это обещание не имеет предела, оно безмерно велико и многоценно. Верующий, находясь на оккупированной врагом территории, нуждается в защите, и она обещана ему в полной мере. В древности воины носили с собой огромные щиты, за которыми могли укрыться полностью. Поэтому Давид сказал: «Благоволением, как щитом, венчаешь его». По мнению Айнсворта, здесь также говорится о коронации: мы носим царский шлем, который одновременно является как нашей славой, так и защитой. О Господи, всегда венчай нас Своим благоволением!

Советы проповедникам

Стихи 2-3

Три вида молитвы: слова, помышления и вопль. Объясните, почему слова, произносимые без сердечного пыла, тщетны, а невысказанные, но пылкие желания благоугодны Богу.

Стих 4

Ценность утренней молитвы.

Стих 4 (последние два предложения)

1. Направить молитву.

2. Ожидать ответа.

Стих 5

Ненависть Бога к греху — пример для народа Божьего.

Стих 6

«Нечестивые». Объясните, почему быть нечестивым глупо.

Стих 8

«По множеству милости Твоей». Раскройте многогранность благодати и доброты Бога.

Стих 8

Благочестивое решение.

Стих 8

1. Отметьте необычность этого решения.

2. Обратите внимание на суть решения: поклониться Богу в святом храме. «Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем».

3. Воплощение данного решения в жизнь:

а) Давид был восхищен божественной благостью: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой»;

б) Давид был исполнен священного трепета: «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем».

Стих 9

Ценность Божьего водительства, особенно когда враг постоянно следит за нами.

Стих 11

Угрозы и предостережения Божьи. Слова «по множеству нечестия их отвергни их» — тема для серьезного увещевания.

Стих 12

1. Черты праведного характера: вера и любовь.

2. Благословения праведников:

а) радость — великая, чистая, полная, торжествующая («возрадуются»), постоянная («вечно»);

б) защита — сила Божья, провидение, ангелы, благодать и т. п.

Стих 12

Радость в Господе — заповедь и благословение.

Стих 13 (первая часть)

Благословение Божье праведных даровано давным-давно, действенно, постоянно, не имеет предела, необратимо, совершенно, вечно, бесконечно.

Стих 13 (вторая часть)

Ощущение Божьей благосклонности — защита для души.