34. Храброе сердце и чистая совесть

Заглавие

«Псалом Давида». Об этом псалме известно только то, что его написал Давид. Впрочем, содержание указывает на то, что псалом был написан в те смутные времена, когда Саул, желая убить Давида, преследовал его по горам и долам и когда приспешники жестокого царя злословили свою невинную жертву. Также псалом мог быть написан в последние годы жизни Давида, когда часто происходили мятежи и восстания. Данный псалом — воззвание к небесам храброго сердца и чистой совести, изнуренных непрестанными гонениями и враждой. Если рассматривать эти строки сквозь призму веры, то мы, безусловно, увидим в них Господа Иисуса Христа.

Композиция

Самое естественное — разделить псалом на три части. Сетование, молитва и обещание хвалы повторяются здесь трижды, так же как Господь трижды молился в Гефсиманском саду, повторяя одни и те же слова. Первая часть псалма — стихи 1—10, вторая — стихи 11—18 и третья — стихи 19—28. Каждая из трех частей псалма заканчивается благодарением.

Истолкование

1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;3 обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»

4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,7 ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей. 8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.

9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

1. «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною». Нечестивые вступают в тяжбу со мной; Господи, порази их их же оружием. Это привилегия всех детей Божьих: клеветникам братьев придется встретиться лицом к лицу с великим Заступником. «Побори борющихся со мной». Если мои советники применят силу наряду с лукавыми замыслами, вступись за меня и побори их силу Своей силой. Господь Иисус делает это для всех верующих — для них Он ходатай и защитник. В какой бы помощи они ни нуждались, они получат ее от Господа, и как бы враг ни старался причинить им вред, они будут защищены и ограждены от всякого зла. Давайте всегда предавать свои заботы в руки Господа. Человеческая помощь тщетна, а вмешательство небес всегда действенно и благотворно. То, что Давид просит у Бога дать ему в дар, можно рассматривать как обещание всем святым. В тяжбах с врагами нам поможет божественный заступник, а в противостоянии им — Его неизменное покровительство.

2. Возьми щит и латы и восстань на «помощь» мне. Господь выходит на бой во всеоружии. Он встает между рабами Божьими и их врагами. Щит и латы, скорее всего, изображают более мощное и менее мощное оружие обороны, имеющиеся в арсенале провидения. Господь встает — это символизирует Его действенную помощь святым в час нужды. Эти поэтические образы показывают, как псалмопевец понимает существование и могущество Бога. Он представляет Его как реальную личность, действующую на благо страждущих.

3. «Обнажи меч и прегради путь преследующим меня». Господь не даст врагу подойти слишком близко: Он обнажит Свой меч и остановит его на полпути. Отвести удар врага — немалая помощь со стороны любящего Бога. Как доблестный воин встает в ущелье и сдерживает своим копьем вражеское войско, пока его более слабые братья уходят в безопасное место, так и Господь не подпускает врагов слишком близко к святым и дает им возможность перевести дух или скрыться в надежном убежище. Часто Он занимает врагов Сиона другими делами и тем самым позволяет Церкви отдохнуть от сражения. О, какое благословение, что Бог преграждает путь нашим гонителям и не дает им возможность подойти слишком близко, позволяя затравленным святым скрыться от погони! «Скажи душе моей: — спасение твое!»» Господь не только заступается за Своего раба, но и успокаивает его сердце словами утешения, обещая ему полную безопасность под сенью крыл Своих. В горниле испытаний нет ничего дороже твердой уверенности в Боге. Одно Слово от Господа удаляет все наши страхи.

4. «Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло». В этой молитве нет ничего злобного: оклеветанный псалмопевец всего лишь жаждет справедливости. Его прошение вполне естественно и оправданно. Ведомый благим Духом Божьим, Давид предсказывает, что вечное посрамление и стыд ожидает всех, кто ненавидит народ Божий. Посрамление будет уделом врагов Евангелия, и даже самый милосердный святой не станет с этим спорить. Если смотреть на грешников как на представителей рода человеческого, то мы должны любить их и желать им добра. Но если смотреть на них как на врагов Божьих, то мы должны испытывать к ним только отвращение и желать, чтобы Бог заслуженно разрушил их замыслы. Ни один верноподданный не может желать блага бунтовщикам. Возможно, суровые выражения данного стиха претят излишне чувствительным натурам, однако в глубине души все благочестивые люди хотят, чтобы злодеи были постыжены.

5. «Да будут они как прах пред лицом ветра». Они были готовы нападать и губить, пусть же теперь уподобятся праху, разметаемому ветром. Пусть их преследуют страхи, пусть они приходят в трепет от малейшего шороха и дуновения ветра. Нечестивым нельзя доверять, действия их неблагоразумны, они не умеют быть посвященными. Когда проклятье этого стиха постигнет делателей беззакония, они поймут, что такое ужас полного отсутствия душевного покоя, отдыха и утешения, и будут гонимы от страха к страху, от несчастья к несчастью. «И Ангел Господень да прогоняет их». Падшие ангелы будут преследовать их, а ангелы Господни будут наносить им удар за ударом. Все, кто находит удовольствие в гонениях, будут гонимы духами отмщения. Посмотрите, как рисует эту картину псалмопевец. Сначала Бог не подпускает злодея слишком близко к праведным, затем Он обращает его в бегство, а затем его преследуют небесные мстители, от которых нет спасения. Путь его становится опасным и мрачным, а гибель — ужасной.

6. «Да будет путь их темен и скользок». О, сколько ужасов таит путь нечестивых! Там нет ни света, ни опоры для ног; к тому же ангел Господень преследует их по пятам. Какая плачевная участь ожидает врагов Божьих! Сегодня они буйствуют и бесчинствуют, но каким ужасным будет их положение завтра! «И Ангел Господень да преследует их». Он будет преследовать их неотступно; он не окончит своей погони, пока, словно судебный исполнитель, не настигнет врагов правосудия и не предаст их суду справедливости. Горе, горе, горе тем, кто вредит народу Божьему. Их погибель будет скорой и неотвратимой.

7. Здесь псалмопевец излагает суть своих обвинений против прислужников сатаны. «Ибо они без вины», то есть безо всякого повода с моей стороны, руководствуясь исключительно собственной злобой, «скрыли для меня яму — сеть свою», как охотники ловят свою добычу с помощью хитростей и ловушек. Невинные люди часто попадают во вражеские сети, уловляются по простоте душевной, как звери, попадающие в капканы. Очень важно знать и быть уверенным в том, что враги ненавидят нас незаслуженно, безо всякой вины с нашей стороны. Давид дважды заявил, что враги вырыли ему яму «без вины». Чтобы вырыть яму, нужно затратить много времени и усилий, и нечестивые не станут жалеть ни того, ни другого, только бы погубить детей Божьих. Честная война — удел благородных воинов, тогда как ненавистники Церкви Божьей предпочитают грязные и подлые методы борьбы. Так они являют свою сущность. Все мы должны проявлять неусыпную бдительность, ибо сети и капканы до сих пор остаются излюбленным видом оружия тьмы века сего.

8. «Да придет на него гибель неожиданная». Это ужасное проклятие сбывается очень часто. Суд Божий обрушивается на нечестивых внезапно и сокрушительно. Смерть входит в дом беззаконников без стука. Гнев Божий, словно вспышка молнии, низвергается с небес на голову злодеев и сокрушает их. «И сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель». У Бога есть lex talionis, закон возмездия, который действует весьма удивительно. Беззаконники ставят капканы, в которые сами же попадают. Они бросают камни, которые падают на их же голову. Как часто мудрость сатаны оборачивается против него самого и как часто он попадает в собственное пламя! Нет сомнения, этот закон будет одним их ужасов ада: люди будут мучаться от того, что сами когда-то изобрели ради зла и коварства. Они проклинают и одновременно ощущают проклятие; они бьют ногой колючки и сами ранятся; они извергают огонь, но он опаляет их и изнутри, и снаружи.

9. «А моя душа будет радоваться о Господе». Получив избавление от Господа, Давид приписал всю славу праведному Судье. Он не стал хвалиться своей доблестью и силой. Он отвел взгляд от врагов, обратил его на Господа и обрел в Нем глубокую радость. Дух его возликовал в этой радости. «Будет веселиться о спасении от Него». Мы радуемся не гибели нечестивых, а спасению Божьему. Молитва, получившая ответ, всегда должна побуждать нас к славословию. Нам нужно быть более открытыми в том, как мы выражаем свою святую радость. Мы лишаем Бога славы, когда подавляем в себе чувство благодарности.

10. Давиду показалось, что хвалы одних уст недостаточно, поэтому он призвал на помощь все части тела: «Все кости мои скажут: „Господи! кто подобен Тебе?»» Вся внутренность Давида присоединилась к его восхваляющим устам. Те самые кости, которые враги хотели сокрушить, теперь хвалили Бога. Каждая из них вознесет Богу хвалу и припишет все величие и совершенство Господу, Спасителю Своего народа. Даже если от меня останутся кожа да кости, один мой голый скелет воздаст славу Господу, «избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его». Бог — доблестный воин, странствующий рыцарь, защитник всех обиженных и обездоленных. О Его снисхождении, справедливости, благости, могуществе и сострадании должны слагаться прекраснейшие песни. Дорогой читатель, не избавил ли тебя Христос от греха, сатаны и смерти? Разве ты не благословишь Искупителя в ответ? Ты был беден и слаб, но в определенное время Господь взыскал тебя и освободил. Величай же Господа вовек и благословляй Его святое имя!

11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; 12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. 13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. 14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

17 Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя.

11. «Восстали на меня свидетели неправедные». Лжесвидетельство — излюбленное средство нечестивых. Мы не должны удивляться, если они используют его против нас так же, как использовали его против Господа. Вокруг Саула было достаточно подлецов, которые готовы были очернить Давида, чтобы угодить царю. «Чего я не знаю, о том допрашивают меня». В сердце Давида не было ни мысли о бунте. Напротив, он был даже слишком предан царю. Тем не менее злодеи обвинили его в заговоре против помазанника Божьего, хотя он был не только неповинен, но даже не понимал, в чем его обвиняют. Хорошо, когда руки наши настолько чисты, что на них нет ни единого пятна.

12. «Воздают мне злом за добро». Такова стратегия дьявола. Но человек хорошо усвоил дьявольскую науку и применяет ее на практике весьма эффективно. «Сиротством душе моей». Враги лишили Давида утешения и лишили бы его жизни, если бы Господь не даровал ему милостивое избавление. Нечестивые готовы лишить праведных всего, что у них есть. Они не ведают жалости. Только Бог может поставить предел человеческой ненависти.

13. «Я во время болезни их одевался во вретище». Давид был человеком сострадательным. Он плакал о Сауле, когда тот был болен, и одевался во вретище, как если бы тот был его близким и дорогим другом. Сердце его горевало о болезни царя. «Изнурял постом душу мою». Он молился за своего врага и воспринимал его скорби как свои собственные, обращался к Богу и исповедовался так, как если бы это его грехи навели на Саула болезнь. Это было свидетельством его великодушия, на фоне которого низость безжалостных гонителей казалась еще отвратительней. «И молитва моя возвращалась в недро мое». Молитва никогда не бывает напрасной: если она не благословляет тех, ради кого она возносится, то она благословляет того, кто молится. Облака не всегда проливаются дождем там, где они образовались. Но где-то все равно пройдет дождь. Так и молитвы: где-то они все равно прольются дождем милосердия и благодати. Если наш голубь не найдет пристанища среди врагов, то он вернется к нам с оливковой ветвью мира в клюве. О, как разителен контраст между праведными и нечестивыми на всем протяжении псалма! Мы должны сохранять это различие во всей его яркости.

14. «Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой». Я заботился о нем со всяким усердием, утешал его с великой любовью и сострадал ему от всей души. Эти слова могут относиться к тому периоду жизни Давида, когда он играл на арфе для Саула и отгонял от него злых духов. «Я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать». Он ходил понурый, как ходят скорбящие, и испытывал настоящее горе. Как правило, человек очень привязан к своей матери, и ее смерть вызывает в нем самые горестные чувства. Таким было горе Давида. О, как мало сегодня христиан, которые могли бы так сострадать! Во времена благодати стоило бы проявлять гораздо больше любви, чем во времена закона. Если бы в нас было больше искренней любви к человечеству и сострадания к его бесчисленным бедам, от нас было бы гораздо больше пользы. И, конечно, мы были бы больше похожи на Христа. Тот молится лучше всех, кто любит больше всех.

15. «А когда я претыкался, они радовались». Они радовались моим падениям. Моя хромота была для них забавой. Опасность была близка, и они пели песни о моей скорой гибели. О, как злорадствуют нечестивцы, видя падения благочестивого человека! «Ага, — говорят они, — ныне придет к нему смерть». «Собирались» подобно коршунам и грифам над умирающей овцой. Моя гибель была их общей радостью, моя печаль — их общей забавой, и потому они собирались на пир. Совместно они придумывали коварные планы и измышляли обман. «Собирались ругатели против меня». Те, чьи пятки заслуживали палок, собрались вместе на тайное собрание, чтобы придумать хитрый и злобный план.

Подобно псам, окружившим больного льва, подлые негодяи ругались над тем, чье имя внушало им ужас. Даже калеки и те присоединились к обществу злопыхателей. О, как единодушно зло в своем стремлении уничтожить правду и как прилежно люди служат дьяволу! Никто не отказывается от служения из-за недостатка способностей!

«Не знаю за что». Все это делалось за спиной Давида. Мир может пребывать в смятении, а причина этого смятения может даже не подозревать о том, что это она всему виной. «Поносили и не переставали». Поносить благочестивого человека такое удовольствие, что нечестивые, испытав его однажды, уже не могут от него отказаться. Свора псов, разрывающих на куски свою добычу, — ничто по сравнению с обществом злоязычных клеветников, раздирающих доброе имя благочестивого мужа на тысячу частей. Если сегодня последователей Евангелия не разрывают на куски, как во времена Марии Кровавой, то только благодаря провидению Божьему, а не человеческой доброте.

16. «С лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими». Уподобившись шутам, которые скалят зубы ради забавы, нечестивцы сделали благочестивого Давида предметом насмешек — впрочем, не ради забавы, а из-за жгучей, ненасытной ненависти. Подобно тем, кто зарабатывает на хлеб шутовством, эти наемные негодяи ополчились на Давида, надеясь получить жирный кусок со стола Саула. К тому же они сами испытывали ненависть к сыну Иессея по той причине, что он был лучше их. Воистину, сам Господь мог бы сказать такие слова! Не будем забывать об Отверженном и Презренном. Читая строки этого псалма, у нас перед глазами должны вставать картины Голгофы и распятого Господа, окруженного шайкой зубоскалов.

17. «Господи! долго ли будешь смотреть на это?» Сколько Ты еще будешь зрителем? Почему Ты не внемлешь рабу Своему? Разве Тебе все равно? Или Тебе нет дела до того, что я погибну? Такой разговор с Богом вполне уместен. Господь позволяет нам говорить с Ним столь откровенно. Спасение придет к нам в определенный срок, но, с точки зрения нашего нетерпения, Бог всегда медлит. И тем не менее мудрость Божья определила точное время нашего спасения, и ничто не может этому помешать. «Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою». Огради душу мою от козней вражеских, избавь меня от непрестанных нападок. Спаси от львов мою душу, мою дорогую, единственную, драгоценную душу. Враги Давида были могущественны, хитры и сильны, как молодые львы. Только Бог мог избавить Давида от их клыков; к Богу он и воззвал.

18. «Я прославлю Тебя в собрании великом». Великие избавления следует записывать, чтобы слава о них осталась в веках. Славу Господа должно возвещать всем верующим. Эта тема достойна самого великого собрания. О переживаниях одного верующего должна узнать вся вселенная. Большинство людей говорит о своих горестях. Праведники же должны возвещать о своих благословениях. «Среди народа многочисленного восхвалю Тебя». Восславлю Бога спасения моего среди друзей и врагов. Владыка небесный должен каждый день принимать от нас жертву хвалы, и хвала эта может быть и личной, и всенародной, но главное — непрестанной. Итак, Давид дважды завершил свои молитвы хвалой, и это правило должно распространяться на все молитвы.

19 Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно; 20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»28 И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день.

19. Давид ревностно молился о том, чтобы у нечестивцев не было повода радоваться его глупым поступкам, грехам или поражениям, как у них не было причины враждовать с ним. «Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно». Когда люди перемигиваются, значит, они радуются поражению кого-то. Кроме того, перемигивание может быть жестом презрения к объекту общей ненависти. Ненависть — признак нечестивого сердца. Незаслуженные страдания — удел праведников. А Бог — защитник всех обиженных и враг всех гонителей.

20. «Ибо не о мире говорят они». Они ненавидят мир, как же могут они говорить о нем? Будучи великими смутьянами, они ни в ком не видят миролюбия. От избытка сердца говорят уста. Бунтари всегда винят всех вокруг в подстрекательстве. «Но против мирных земли составляют лукавые замыслы». Давид всем сердцем желал быть верноподданным своего царя, однако нечестивцы сделали все возможное, чтобы выставить его мятежником. С их точки зрения, он все делал неправильно. Все его поступки истолковывались превратно. Клеймить благочестивых поджигателями мятежей, хотя они всегда безобидны, как овцы среди волков, — излюбленная тактика врага. Если человек замышляет зло, то он очень скоро его сделает. Бессовестные фанатики обвинили даже Иисуса Христа в намерении свергнуть кесаря, а коль так, то они обвинят и Его братьев. Прямо сейчас тех, кто защищает царские права Господа Иисуса Христа, клеймят врагами Церкви, пособниками папства, друзьями атеистов, красными республиканцами и еще непонятно кем.

21. «Расширяют на меня уста свои», как бы желая проглотить. Чем больше ложь, тем шире раскрыт рот. Подлые обвинения нечестивцев не знали предела; они обвиняли Давида во всем на свете, надеясь, что хоть какая-то часть этих обвинений окажется оправданной. «Говорят: Хорошо! хорошо! видел глаз наш»». Они были рады любому промаху Давида, любому его несчастью; они охотно клялись, что видели грех там, где его не было. Глаза всегда видят то, что хочет видеть сердце. Человек с соринкой в глазу видит пятно на солнце. Как же похож человек на осла, когда радуется чужим бедам! Как похож он на дьявола, когда глумится над ошибками праведника! Быть злобным глупо, а когда злоба устраивает пиршество, ее бесчинства превосходят все выходки «князя беспорядка».

22. «Ты видел, Господи». Вот утешение. Небесный Отец знает все наши печали. Всеведение Божье — светильник верующего, свет которого не гаснет. Отец не допустит, чтобы его сын слишком долго подвергался надругательствам. Разве Бог не отомстит за избранных Своих? «Не умолчи». Обличи наших общих врагов, Господи. Одного слова вполне достаточно. Восстанови мое доброе имя, утешь мое сердце. «Господи! не удаляйся от меня». Будь со мной в печи огненной. Будь рядом со мной у позорного столба.

Благословенное присутствие Бога — небесный бальзам на раны гонимых христиан, а Его отсутствие — их глубочайшая скорбь.

23. «Подвигнись». Яви Свои качества, Боже. Покажи, что Ты не можешь оставаться безучастным свидетелем этого позора. «Пробудись для суда моего». Возьми скипетр и начни страшный суд. Восстанови справедливость и отомсти гонителям. Не медли, как медлит человек, объятый дремой. «Для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!» Давид говорил о том, как он близок к Богу, и держался за Него обеими руками. Он предал свою тяжбу в руки праведного Судьи и просил о том, чтобы суд рассмотрел его дело и вынес приговор. Хорошо, когда совесть человека настолько чиста, что он смеет говорить подобным образом.

24. Здесь Давид повторил свое воззвание. Истец был уверен в том, что злорадству клеветников придет конец, как только восторжествуют правда и суд. Когда праведный Господь воссядет на престоле суда, прекратится всякое зло: и злодеяния нечестивых, и сквернословие гордецов, и насмешки глупцов.

25. «Да не говорят в сердце своем: „Хорошо! по душе нашей!» Да не говорят: „Мы поглотили его»». Расстрой их коварные планы, когда они широко откроют уста, чтобы поглотить свою жертву. Святые — слишком большая ценность, чтобы достаться силам зла. Бог не отдаст Своих овец на растерзание волкам. Не успеют нечестивые издать победный клич, как Господь обратит их смех в плач. Они слишком самоуверенны и слишком самодовольны. Они мало думают о том, что ждет их в конце пути. Птица, которую они пытались поймать, упорхнула, а вместо этого они сами попались в ловушку. Молитва данного псалма также является обещанием. Не успеют нечестивые уста произнести победную речь, как Бог повергнет их в прах. Господь предупредит дерзкие речи, расстроит коварные замыслы и разоблачит лукавые козни.

26. Вот конец всех нечестивых трудов и хитроумных замыслов. Бог низведет намерения врагов Своих в прах, хотя они и «величались» над Давидом. Он постыдит их за то, что они стыдили народ Божий, смутит их за то, что они наводили смуту, сорвет с них дорогие одежды и облечет их во вретище позора. Он обратит их ликование в плач, стенание и скрежет зубов. Воистину, святые могут претерпеть свою долю.

27. «Да радуются и веселятся желающие правоты моей». Давид хотел бы, чтобы Господь щедро вознаградил даже тех, кто не оказывал ему активной помощи, но, по крайней мере, желал ему блага. Добрые люди всегда придают большое значение благим пожеланиям и молитвам народа Божьего. Иисус также высоко ценит тех, кто поддерживает Его. Грядет день, когда все сторонники Христа поднимут победный клич, ибо в битве наступит перелом, и враги истины будут разбиты. «И говорят непрестанно: Да возвеличится Господь»». Давид хотел, чтобы их радость прославила Господа. Они не должны были возносить хвалу Давиду — он просил их славить Господа. Восхваление Божьей славы не должно прекращаться никогда. «Желающий мира рабу Своему!» Они признавали Давида рабом Божьим и радовались тому, что Господь желал ему мира. Нет звания выше, чем звание «раб Господень», и нет награды большей, чем Божье благоволение. Что такое истинное благо, мы не всегда можем понять, но мы должны предать это Божьей мудрости. Он обратит все обстоятельства нашей жизни к высшему благу.

Святые скажут Сущему:

«Что сделал Бог — то к лучшему».

28. Давид поклялся возносить справедливому и милостивому Богу непрестанную хвалу. Благодарные уста должны с утра до вечера славить Господа в песнях и беседах. О, если бы каждый из нас это делал!

Советы проповедникам

Стих 1. Иисус Христос — наш ходатай и защитник; наш заступник в небесном суде и в земных сражениях.

Стих 2. Иисус Христос вооружен, чтобы защищать святых.

Стих 3. Господь не подпускает врагов слишком близко к Своим детям. Как Он это делает, и какое это приносит нам благословение.

Стих 3 (вторая часть). Уверенность: личная, духовная, нынешняя, незыблемая и совершенная; приходит от Бога через Слово.

Стих 3 (вторая часть). Залог небесного блаженства.

Стих 4. Вечный позор дьявола.

Стих 6. Ужасный путь нечестивых.

Стих 6. Три опасности на пути нечестивых: мрак невежества, сети искушений и преследующий ангел.

Стих 8. Гибель, застающая врасплох.

Стих 9. Радость в Боге и Его спасении.

Стих 10. Темы — безупречный Бог и безупречная благодать. Певец — возрожденное и истерзанное сердце. Результат — прекрасная музыка. Музыка разбитой арфы.

Стих 11. Низость, жестокость, греховность и обыденность клеветы.

Стих 12. Сиротство души.

Стих 13. Сочувственное отношение христианина даже к непокорным.

Стих 13 (вторая часть). Заступническая молитва благословляет молящегося.

Стихи 13—14. Сострадание к больным.

Стих 15. Позорное отношение людей к Господу Иисусу Христу во время Его крестных страданий.

Стих 17. Предел божественного долготерпения.

Стих 18. Мы должны славить Бога во всеуслышание; благословение громогласной хвалы.

Стих 22. Взывание к всеведению Божьему. Псалмопевец ищет Слово, молит о присутствии, просит о вмешательстве.

Стих 25. Злорадство нечестивых и убежище праведных.

Стих 26. «Тюремная» одежда нечестивых.

Стих 27 (вторая часть). В чем заключается благо, которого желает для нас Господь?

Стих 28. Благословенная тема, подходящие уста, бесконечная хвала.