40. Пророчество о предательстве Мессии

Заглавие

«Начальнику хора. Псалом Давида». Это заглавие встречается часто и свидетельствует о непревзойденной ценности псалма, коль скоро его исполнение было поручено лучшему из певцов. Из заглавия мы узнаем, кто положил в основу этой пророческой оды свой собственный опыт. В стихах псалма мы видим не только Давида, но и его великого Потомка. Опыт Давида был поистине богат и многогранен. Сколько мудрости он приобрел на благо будущих веков! Его жизнь была предызображением жизни Господа Иисуса Христа. Горькие минуты его странствования превратились в источник сладчайшего утешения для многих поколений.

Предательство Христа Иудой Искариотом — основная, но не единственная тема псалма. Поскольку Давид — прообраз Христа, все, что относится к Нему, относится в некоторой степени и к Его ученикам. Сказанное о нашем великом Заместителе применимо и к Его последователям. Если вам платят злом за доброе отношение, эта песнь прозвучит для вас большим утешением, ибо вы увидите, что терпеть презрение и поругания — удел лучших. Когда верующие впадают в грех, они дают повод нечестивцам еще раз втоптать их в грязь. Неправедные люди быстро забывают, что верующие в прошлом сделали много доброго, и разносят их доброе имя в пух и прах.

Композиция

Сначала псалмопевец перечисляет милости, обещанные тем, кто думает о бедном. Этими словами он предваряет свою личную молитву об утешении (стихи 2—4). Затем Давид рассказывает Богу о своей жизни (стихи 5—10); молится (стих 11) и завершает песнь благодарением (стихи 12—14).

Истолкование

2 Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. 3 Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.4 Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.

2. «Блажен, кто помышляет о бедном!» Это уже третий псалом, который начинается подобным образом, кроме того, он в некотором смысле превосходит предыдущие два. Если в первом псалме мы видели размышление над Словом, а в тридцать первом — прощение, то в сороковом прощенный грешник приносит Богу плод благотворительности. Блаженство благотворителя столь же велико, как блаженство размышляющего о законе и блаженство прощенного. Бедные — это те, кто не имеет средств к существованию, больные, лишенные доброго имени или упавшие духом. Мир презирает и отвергает таких людей. Больше всего мир чтит тех, в ком нет жалости. Мирская мудрость не принимает бедных и убогих. Люди могут бросить их, как бросил амаликитянин своего раба. Всем, приобщившимся божественной благодати, была дарована новая природа, способная проявлять любовь, и они не ожесточаются против плоти и крови. Напротив, они сострадают отверженным и изо всех сил стараются им помочь. Эта помощь не ограничивается подаянием; они вникают в их скорби, пытаются разобраться в их положении, ищут способы им помочь и оказывают практическую поддержку. На добрых людях почиет благоволение Господне; их принадлежность пастве Господа столь же очевидна, как если бы на них стояло клеймо. Заметьте: они не просто подали нищему на хлеб несколько лет назад — они подают постоянно. Скупые подаяния в прошлом только доказывают скупость в настоящем.

Самым большим благотворителем в истории мира был и остается Господь Иисус, проявивший неслыханную щедрость к бедным, как сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Он приложил все Свои силы, чтобы облагодетельствовать Свой народ. Он оценил наше положение и, ведомый неисследимой мудростью, пришел на землю, чтобы совершить великое деяние милосердия, которым мы искуплены от смерти. Наше бедственное положение вызвало в Нем жалость, наши несчастья пробудили в Нем милосердие. Да будет Он трижды благословен Богом и святым народом за Свою заботу и благодеяния! Господь заботится о нас постоянно. Если милости Его обновляются каждое утро, то и наша хвала должна звучать каждый день.

«В день бедствия избавит его Господь». Милосердный благотворитель помышлял о бедных, поэтому Господь призрит и на его несчастья. Какой мерою меряем, такой и нам отмерится. Даже к самым щедрым из людей приходит скорбь. Но те, кто помышлял о бедном в благоденствии, скопили себе истинное сокровище на черный день. Бог не обещал, что щедрые люди будут ограждены от всяких бед; Он лишь сказал, что зло не погубит их и они будут избавлены в нужное время. Так было и в жизни Господа. Никогда еще скорбь не была тяжелее, а торжество полнее. Да будет имя Господне благословенно, Своей смертью Он дал искупленным залог грядущей победы. О, если бы все помышляли и заботились о бедных, подобно Господу! Сколько же блаженства теряют те, кто сеет скупо. Душа жадного не знает ни радости благотворения, ни удовольствия видеть чье-то счастье, ни благословения Божьего в сердце и в имении. Алчность — это проклятие, рак в сердце человека. Щедрость же есть счастье, утучняющее кости. Впрочем, мы не можем уповать на свои заслуги перед Господом, когда к нам приходит скорбь. Бог спасает нас не за то, что мы когда-то благотворили. Однако музыка теплых воспоминаний наполняет нашу душу сладостным утешением, когда мы думаем о вдовах и сиротах, которых мы накормили, и об узниках, которых мы посетили.

3. «Господь сохранит его и сбережет ему жизнь». Святая жизнь будет длиться вечно, да и телесное существование благотворителя будет отмечено Божьим покровительством. Бог хранил Христа, пока не пришло Его время. Даже хитроумные козни Ирода не могли погубить Сына Божьего, пока не пробил назначенный час. Но и тогда никто из людей не мог лишить Его жизни, поскольку Он пришел, чтобы отдать ее, а затем снова принять. Такова участь всех, кто уподобился Господу: благословляя, они обретут благословение, оберегая, они обретут покровительство, ограждая других от бед, они обретут заступничество Божье. Скупец подобен свинье — от него нет проку, пока он жив. Так пусть же он умрет. Праведник же, подобно волу, полезен при жизни. Пусть же он живет.

«Блажен будет он на земле». Процветание будет его постоянным уделом. Сосуд с маслом не истощится из-за того, что он накормит пророка. Он будет щедро сыпать в полу бедного, но ему только прибавится. Если Господь не умножит наших материальных благ, то удвоит духовные благословения. Малое у праведника будет в благословение — ему даже хлеб и вода покажутся пиршеством. Даже в этом благословляются щедрые. И в этом веке и в будущем удел их — довольство. Мы должны взирать на блаженство Господа нашего, который ради будущей радости претерпел крест, ибо Его блаженство есть прообраз того блаженства, которое ожидает святых.

«И Ты не отдашь его на волю врагов его». Тот, кто защищал бедных, найдет защитника в Боге. Что было бы с праведным, если бы он попал в руки своих врагов? Лучше оказаться в змеиной норе, чем во власти безжалостных гонителей. Но Господь не отдаст праведника на волю врагов его. Мы знаем, что Иисус, хотя и был лишен многих благословений, став ради нас «клятвою за грех», тем не менее, не был оставлен Богом навсегда. Очень скоро Отец вознес Его выше всякого имени.

4. «Господь укрепит его на одре болезни его». Он будет покоиться на мышцах вечных, подобно тому, как больной человек покоится на руках друга или на мягкой перине. Сколько теплоты и нежности в этом образе! Как близок Господь к нашим немощам и скорбям! Можно ли сказать хотя бы что-то похожее о языческом Юпитере или о богах Индии и Китая? Нет, это слова Бога Израилева. Он стал для нас сиделкой и слугой. Если одной рукой Он поражает, то другой перевязывает раны. Упасть в нежные руки Господа — великое благословение. Ничто так не восстанавливает наши силы, как благодать. Божья любовь — лучший эликсир для утомленного болезнью. Даже если все кости человека переломаны, любовь Господа делает его душу крепкой, как железо. Нет лучшего целителя, чем Господь, нет лучшего лекарства, чем обещания, нет лучшего вина, чем Его любовь.

«Ты изменишь все ложе его в болезни его». Как? Уж не станет ли Господь прислуживать Своим немощным рабам? Вот настоящая любовь! Если такова награда за благотворительность, кто откажется благотворить? Когда тело измождено непрестанным страданием, благодать Божья прибавляет нам терпения, а светлый лик Господа дарует мир. Ложе наше становится мягким, поскольку сердце наше довольно. Как неистощимы милость и забота Господа! Благословенный Иисус Христос, хотя и был истинным наследником этого обещания, но отверг благословение и ради нашего спасения умер на кресте, а не в постели. Но и на кресте Отец поддержал и ободрил Его, и Он умер, торжествуя. Не следует думать, будто благословения этих трех стихов относятся к тем, кто подает нищим время от времени, оставляет после своей смерти некоторую сумму на благотворительность. Благословение наследуют те, кто с постоянством в добром деле старается любить ближних как самого себя, кто одевает нагих и кормит голодных ради Христа. Святой, пренебрегающий бедными — как смоковница, не приносящая плода. Многие христиане будут осуждены за это, когда Царь явится на суд.

5 Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою.6 Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» 7 И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.

8 Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более».10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.

Далее псалмопевец подвизается в молитве к Богу. Он заботился о бедных, но, оказавшись в нужде, не получил обещанной помощи. В жизни Господа тоже была темная ночь, когда Он мог бы молиться Отцу такими словами.

5. «Я сказал: Господи! помилуй меня». Такова была моя ревностная молитва. Будь милостив ко мне в скорби моей, ибо благодатью Твоей и я был милостив к немощным братьям. Заметьте: псалмопевец не взывал к справедливости. Он упомянул об обещанной награде лишь косвенно — к милости же воззвал прямо. В каком же уничижении пребывал Искупитель, что святые уста Его проронили такие прошения! Какова же была Его скорбь, что медоточивые уста заговорили о горечи! «Исцели душу мою». Пробил час скорби, сотвори же мне по слову Твоему, укрепи душу мою. Мы должны уделять гораздо больше внимания исцелению души, чем исцелению тела. Об исцелении души мы слышим нередко, однако все равно забываем заботиться о ней.

«Ибо согрешил я пред Тобою». Вот корень всякой печали. Грех и страдание идут рука об руку. Обратите внимание, что псалмопевец считал грехом то, что он сделал против Господа. Такова сущность истинного покаяния. Впрочем, безгрешный Господь не мог говорить таких слов, если только не имел в виду наш грех, лежавший на Его плечах. Что же касается нас, то мы опасаемся приписывать Христу слова, столь ясно подразумевающие личный, а не вмененный грех. В применении к Давиду и другим грешникам приведенный аргумент звучит удивительно по-евангельски: исцели меня, но не потому, что я безвинен, а потому, что я согрешил. Самоправедные молитвы звучат совершенно иначе. Эти же слова полны благодати и исключают всякое упование на личные заслуги. Псалмопевец даже не вспоминает, что он заботился о бедных, он не просит Бога оказать ему помощь на этом основании. Давид взывал исключительно к милости Божьей ввиду своего великого беззакония. Трепещущий читатель, перед Тобой благословенный пример! Не будь нерадив в следовании ему.

6. «Враги мои говорят обо мне злое». Врагам присуще говорить злое, и сыну Божьему не избежать их злословий. Ехидна впилась в руку Павла. Чем благочестивей человек, тем больше его злословят. У злых языков нет костей, и они всегда говорят ложь. Клевета на Иисуса Христа была поистине несусветной, хотя на Нем не было никакой вины. «Когда он умрет и погибнет имя его?» Они не могли успокоиться, пока Он был жив. Мир кажется нечестивым слишком тесным, пока в нем живут праведные. Даже когда праведники погибают, одна память о них раздражает злодеев. Что касается Господа, то Его враги кричали: «Смерть Ему, Он не достоин жить». Дай нечестивцам волю, они в один миг стерли бы Церковь с лица земли. Воры задувают все свечи. Миру не нужны светочи. Жалкие летучие мыши летят прямо на лампу и пытаются ее опрокинуть, но Господь жив во веки веков и хранит Своих святых от злословия.

7. «И если приходит кто видеть меня, говорит ложь». Посещения врагов — просто насмешка. Когда лиса приходит в гости к ягненку, язык ее источает елей, а изо рта текут слюнки в предвкушении сытного обеда. Это ужасно, когда враги заходят в наш дом под предлогом заботы и внимания, а в сердце у них кипит ненависть. Честным людям всегда отвратительно лицемерие, а уж тем более страждущему святому. Господу пришлось выслушать немало лицемерных речей от тех, кто жаждал Его падения.

«Сердце его слагает в себе неправду». Даже из самых ароматных цветов химики могут извлечь яд. Злобные люди могут превратить в повод для клеветы даже чистейшие слова. Поразительно, что ненависть умеет плести свои сети из ничего. Как тяжело, когда вокруг нас собрались нечестивцы и ловят каждое слово, чтобы извратить его к нашей погибели. Господь, которому мы служим, испытал это зло на собственном опыте. «И он, выйдя вон, толкует». Он придумывает ложь и продает ее на рынке. Не успел он еще закрыть за собой дверь, а из уст его уже полилась ложь против того, кого он только что посетил. О бессердечные злодеи, о сатанинские отродья! Они не брезгуют ничем, только бы разнести свою ложь по всей округе. Дай им волю, они бы весь мир заполонили клеветой. Малейший промах — уже преступление. Любая оговорка — повод для злословия, любая ошибка — беззаконие, а если слово многозначно, то из всех значений выбирается самое плохое. «Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных». Есть ли большая подлость, чем бить лежачего? Но именно так поступает мир с героем веры, случись ему оказаться в беде.

8. «Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня». Ненавистники собрались вместе и начали шептаться. Почему они не говорили открыто? Уж не боялись ли они раненого воина? Или их замыслы были столь коварными, что вынашивать их можно было только втайне? Заметьте, с каким единодушием действуют нечестивцы: «Все». С каким воодушевлением вся свора псов бросается на загнанного оленя! Дай же Бог, чтобы у нас была хотя бы половина того единодушия, с каким злодеи осуществляют свои лукавые замыслы! Дай Бог, чтобы мы были хотя бы вполовину так же мудры, как они коварны. Они шептались не только из-за страха, но и ради конспирации: о заговоре никто не должен знать, пока не пришло время его осуществлять.

«Замышляют на меня зло». Они совещались между собой и составляли коварные замыслы. То же самое делали Ахитофел и остальные советники Авессалома против Давида, а книжники и фарисеи против Христа. Нечестивцы умеют строить козни. Они любят думать, они — великие мыслители, но мысли их всегда направлены против праведных. Змеи прячутся в траве не для того, чтобы благословлять прохожих.

9. «Слово велиала пришло на него». Злодеи решили, что на праведника пришло какое-то проклятье и прилепилось к нему. Они пустили слух о том, что в жизни псалмопевца якобы был тайный грех, призрак которого теперь бродит по его дому и не желает уходить. Всем этим разговорам придавался вид таинственности, что только доказывало несостоятельность выдвинутых против Давида обвинений. Так и Господь «был поражаем, наказуем и уничижен Богом». Его враги заключили, что Бог оставил Его и отдал в их руки. «Он слег; не встать ему более». Нечестивцы надеялись, что болезнь псалмопевца смертельна, и радовались. Не будет больше его святость обличать их грех. Теперь они навсегда отделаются от его благочестия и обретут полную свободу. Их пророчества причиняли больному дополнительные страдания, как было и с Виклифом, когда его обступили нищенствующие монахи. Как только Господь посылает Своим рабам кратковременное испытание, враг тут же начинает надеяться, что он скоро погибнет. Ему не терпится увидеть похороны праведника. Впрочем, он слишком спешит, и скоро увидит, что дела обстоят совсем иначе. В жизни Господа нашего этот принцип проявился особенно ярко: Он восстал из мертвых и вышел из постылой гробницы. Напрасно бодрствовал страж, бесполезен оказался огромный камень и ненадежна была печать! Восстав, Господь привел Своих врагов в полное смятение.

10. «Даже». Апогей страданий праведника. При помощи столь выразительных фраз псалмопевец пытался передать всю чудовищность подобного зла. «Человек мирный со мною». «Человек моего мира», как сказано в оригинале, тот, с кем у меня не было никаких разногласий, с кем я всегда ладил, тот, кто когда-то утешал и успокаивал меня. Таким другом был Ахитофел Давиду и Иуда Искариот Господу. Иуда был апостолом; он находился в непосредственной близости к Наставнику, слышал Его сокровенные мысли и знал все Его намерения. Как умирающий Цезарь в ужасе воскликнул: «И ты, Брут», так Господь был уязвлен поцелуем предателя не меньше, чем гвоздями, пронзившими Его тело. «На которого я полагался». Иуда был хранителем апостольской казны. Предательство того, кому мы доверяли, вдвойне мучительно. «Который ел хлеб мой». Он был не просто гостем, но постоянно ел мой хлеб. Иуда обмакнул свой кусок в одну чашу с Господом и сделал свое предательство вдвойне проклятым, продав Христа за цену простого раба.

«Поднял на меня пяту». Предатель не просто повернулся ко мне спиной, но лягнул меня, как своенравная лошадь. О, как тяжело принимать удары от того, кто когда-то сидел с тобой за одним столом. Искупитель применил к Иуде только последние слова данного стиха. Зная его неискренность, Он никогда не сближался с ним в полной мере. Адская мудрость жаждала обратить каждое обстоятельство смерти Христа в дополнительную муку, и предательство стало самой горькой каплей в этой чаше. Когда наш друг поднимает на нас пяту, когда он становится предателем, переступив через все принципы дружбы. Когда в награду за свою доброту мы получаем только неблагодарность, это поистине великое горе. Но даже в столь плачевном положении мы можем предать себя в руки верного Господа. Бог нового завета готов прийти на помощь тем, с кем Он заключил этот завет.

11 Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.

11. «Ты же, Господи, помилуй меня». С какой готовностью затравленная, изможденная душа прибегает к Богу! Душа живет только Тобой. Когда у нее не остается никакой надежды на человека, она уповает на милость Божью. «И восставь меня». Исцели мой недуг. Верни мне былое положение. Иисус был воскрешен из мертвых. Его уничижение окончилось вознесением. «И я воздам им». Это утверждение звучит в духе ветхого завета и идет вразрез с новозаветными заповедями. Однако мы должны помнить, что Давид был царем и мог безо всякой мстительности со своей стороны карать тех, кто посягнул на его власть или запятнал его честь. Но наш великий Царь и Первосвященник никому не мстил. Тем не менее Своим воскресением Он разгромил силы зла и воздал смерти и аду за все посягательства на Его извечные замыслы и самого себя. Так или иначе, мне не нравится, когда каждый стих данного псалма безосновательно применяют ко Христу. Гораздо лучше обращать внимание на то, что соответствует духу Евангелия.

12 Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, 13 а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки.14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!

12. Все мы любим добрые знаки. Псалмопевец чувствовал благоволение Божье в том, что Господь не предал его в руки врага после столь долгого страдания. «Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне». Ты по-особому любишь меня. Я храню эту тайну в глубинах своего сердца. Я не страшусь обстоятельств, ибо знаю, что любовь Твоя остается со мной во всех напастях. «Если враг мой не восторжествует надо мною». Что если праведник не может победить своего врага? Он должен радоваться, что враг не победил его! Даже если не все наши желания исполняются, нам следует хвалить Господа за то, что Он нам уже дал. В нас столько грехов и пороков, что враги могли бы с легкостью восторжествовать над нами. И если Господь не дает псам лаять, то мы должны быть Ему за это благодарны. Какое чудо, что дьявол и его бессчетное воинство нападают на бедного, заблудшего, покинутого и оклеветанного раба Божьего, но не могут его одолеть!

Споткнется смерть, и бездна содрогнется.

И самый немощный святой спасется.

13. «А меня», вопреки всем проискам врага, Ты «сохранишь в целости моей». Ты даешь мне силы жить непорочно и праведно, и я поднимаюсь над клеветой врага. Наша непорочность и целомудрие — плоды благодати Божьей. Мы как бокалы с разбитой ножкой — можем стоять прямо только тогда, когда нас кто-то держит. Сами по себе мы падаем, все из нас выливается. Поэтому если мы не впали в великое беззаконие, то благодарить за это нужно Бога. Грехи других людей показывают нам, что сделали бы мы, если бы не благодать. «Он грешит сегодня, а я — завтра», — сказал святой человек, увидев, как брат его согрешает. Наша непорочность весьма относительна. Если даже мы неповинны в том, в чем нас обвиняют, в нас все равно достаточно пороков и нам нечем хвалиться. «И поставишь пред лицом Твоим на веки». Псалмопевец был безмерно рад чувствовать неусыпную заботу Бога и видеть Его светлый лик. Более того, он знал, что так будет вечно. Если быть в присутствии земного монарха — великая честь, то какая же честь быть придворным во дворце Царя вечного, бессмертного и невидимого?

14. Завершается псалом славословием. «Благословен Господь». Да будет Он славен вовек! Уста псалмопевца возвратили Богу благословение, произнесенное Им в первом стихе. Мы не можем сделать Бога счастливей, но можем с благодарностью высказать Ему свои пожелания, и это Ему угодно. «Бог Израилев». Иегова — личное имя Бога, а Богом Израилевым Он называет себя тогда, когда хочет указать на заключенный с нами завет. Это имя показывает, что у Него особые отношения с избранным народом. «От века и до века!» То есть бесконечно. Мы умрем, а слава Божья будет пребывать вечно. «Аминъ, аминъ!» Да будет так! Пусть слава Божья будет вечной и неизменной. Весь народ присоединился к славословию псалмопевца с возгласом двойного одобрения. Давайте и мы присоединимся всем сердцем. Стих четырнадцатый может служить универсальной молитвой Церкви на все времена, хотя наибольшее утешение почерпнет в нем тот, кто, пройдя через испытание, на опыте познал верность Господа.

Советы проповедникам

Стих 2. Благословения как результат благотворения бедным святым:

1. Мы учимся благодарности.

2. Мы видим пример терпения.

3. Мы часто видим торжество благодати.

4. Мы постигаем христианский опыт.

5. Те, кому мы благотворим, молятся за нас.

6. Мы испытываем радость благотворения.

7. Мы уподобляемся Господу.

Стих 3. «Блажен будет он на земле». Какие земные благословения обещает Господь? Что в этой жизни будет благословенно?

Стих 3 (вторая часть). От чего конкретно избавит нас Господь в день бедствия? От нетерпения, от отчаяния, от греховных уловок, от нападений, от отступления от Бога.

Стих 4. Сила в немощи. Внутренняя сила: дана от Бога; дается постоянно; не оставит нас до самой смерти; торжествует над смертью; воздает славу Богу; свидетельствует о действии благодати; привлекает людей ко Христу.

Стих 5 (первая часть). Фраза, достойная повторения. «Сказал я». Выражает покаяние, смирение, искренность, веру, неотступность, страх Господень и т. п.

Стих 5. «Ибо согрешил я перед Тобою». Личная, ясная, полная, исчерпывающая и мудрая исповедь, открывающая Богу самую суть греха: «Перед Тобою».

Стих б. Чего мы ожидаем? Чего желают наши враги? Что мы ценим: силу христианской жизни и призвания. Что мы должны делать: открывать душу перед Богом. Как зло обернется в добро?

Стих 7. Старьевщик. Что он собирает? Где он это складывает? «В сердце». Что он с этим делает? Что он за это получает? Что с ним станет?

Стихи 8—13. В болезни человек лучше узнает не только своих врагов и друзей, но и себя и Бога.

Стих 12. Избавление от скорби — знак благоволения Божьего.

Стих 13. Отличительные знаки тех, кому дарована благодать.

1. Непорочность.

2. Характер, сформированный Богом.

3. Благоволение Божье.

4. Стабильное и неизменное положение.

5. Гарантированность вечной жизни.

Стих 14.

1. Объект хвалы: Иегова, Бог Израилев.

2. Продолжительность хвалы: вовек.

3. Наше участие в славословии: «Аминь, аминь!»