43. Уроки прошлого

Заглавие

«Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых». Такое же заглавие мы встречаем и в 41-м псалме. Данное сходство позволяет нам с большой долей вероятности предположить, хотя доказательств тому нет, что псалмы эти были написаны одним автором. Если бы авторство Давида было несомненным, то искать другого автора не было бы смысла. Однако мы не знаем периода в жизни Давида, который бы соответствовал событиям, описанным в данном псалме, и, следовательно, должны обратить свой взор к другим эпохам. Эта песнь могла быть написана в период упадка Израильского царства. Автор с печалью и верой вспоминает о былой славе Сиона и размышляет о его теперешнем бедствии. Он упоминает и древние предания, рассказывающие о благоволении Божьем, и страшные бедствия, постигшие страну теперь. Этот псалом станет нам понятней, если мы представим себе Церковь в период жесточайших гонений. Последние стихи напоминают нам знаменитые строки Мильтона об избиении протестантов в горах Пьемонта. Эту песнь вполне могут петь люди, спасенные благодатью, — сыны Кореевы. Для них и многих других она поучительна; отсюда и название — «учение».

Композиция

Псалмопевец вспоминает о великих деяниях Божьих, совершенных на благо святого народа (ст. 2—4). Затем он говорит, что упование на Бога в нынешней скорби зависит от того, как хорошо мы помним прошлые милости Господа (ст. 5—9). Затем он сетует (ст. 10—17). Наконец, он призывает народ быть верным Богу (ст. 18—23) и просит Господа вмешаться (ст. 24—27).

Истолкование

2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние: 3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.

2. «Боже, мы слышали ушами своими». О великих деяниях Бога мы слышали часто. Узнать о милосердии Господа можно было не только из книг, но и из обыденных разговоров. История народа Божьего свято хранилась в устном предании. И хотя у этого метода передачи информации есть свои недостатки, мы должны отдать ему должное: сказанное слово всегда производит более яркое впечатление, чем написанное. Помня об этом, мы должны использовать все возможности для устного благовествования, поскольку это самый лучший способ человеческого общения. Под фразой «мы слышали ушами своими» подразумевается либо удовольствие и интерес, с которым они слушали, либо их личное участие в беседе, либо яркие воспоминания, оставшиеся от этих захватывающих историй. Имеющие уши не всегда слышат (Мр. 8:18). Блажен тот, кто научился слушать!

«Отцы наши рассказывали нам». Отцы — лучшие наставники. Как бы велика ни была польза от школьных учителей, родители всегда наставляют своих детей лучше. И эту священную обязанность нельзя переложить на чужие плечи. Боюсь, что многие дети нерадивы в молитве как раз оттого, что не получили от своих родителей подобающего наставления. Если уста родителей не говорят о вере, стоит ли удивляться, что сердца детей не веруют? У всех свободных народов считается доброй традицией собраться вокруг теплого очага и поговорить о доблестных подвигах, совершенных отцами в славные времена. Так и в древнем Израиле было принято часто вспоминать о великих деяниях Господа и веселить сердца своих домочадцев. Разговоры о религии совсем не обязательно должны быть скучными. Если речь идет о фактах, а не о мнениях, то они никогда не будут утомительными.

«О деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние». Отцы начали с рассказа о том, что они видели воочию. Обратите внимание на то, что отеческое предание возвещало главным образом дела Господа Бога. Господь — главное действующее лицо истории, а следовательно, человек, не знающий деяний Господних, не может писать историю правильно. Какая радость — видеть руку Господа в стремительной смене исторических событий, наблюдать Его водительство в вихре военного времени, во дни мора и голода, а главное — Его непрестанную заботу об избранном народе! Тот, кто научился видеть Бога в истории, усвоил самый важный урок отеческого предания, и дети верующих родителей обязательно должны обучаться этой святой науке. Народ израильский, обладавший столь богатой национальной историей, всегда мог просить Бога о помощи на основании уже полученных милостей, поскольку неизменный Господь в каждом благом деянии дает нам негласное обещание грядущих милостей. Благодать, дарованная в прошлом, дает нам твердую надежду на помощь в будущем.

3. «Ты рукою Твоею истребил народы». Автор псалма призывает нас вспомнить об изгнании хананеев из земли обетованной. Многочисленный, воинственный, сильный и храбрый народ был истреблен малочисленным израильским войском только потому, что Господь был на стороне евреев. Из Писания мы знаем, что Господь навел на хананеев казнь (и земля поглотила своих обитателей), наслал на них шершней и другие беды, лишившие их мужества, в результате чего Иисус Навин одержал легкую победу над языческими народами, ослабленными ударами божественного жезла. «А их насадил». Господь насадил Свой народ в земле, которую прежде занимали язычники. Евеи и Иевусеи были изгнаны из своих городов, и их земля досталась Ефрему и Иуде. Великий Чудотворец выкорчевал дубы васанские и насадил красу Иакова, «возлюбленный виноградник» Господа.

«Поразил племена». На проклятые народы обрушился карающий жезл Господа Бога; смерть преследовала их огнем и мечом до тех пор, пока они не оставили землю Израилю и не удалились в другие места. «И изгнал их». Эту фразу лучше перевести «и умножил их», поскольку в оригинале речь идет об Израиле. Тот, кто поразил Своих врагов, явил милость друзьям. Тот, кто отомстил нечестивым народам, даровал благодать избранным племенам. О, как прекрасна милость в сочетании со справедливостью! Как светла лучезарная благодать во мраке гнева! Как удивительно то, что божественная любовь и праведный гнев Господа — две стороны одной медали. Благодать, нисшедшая на Израиль, соразмерна суровому отмщению Господа, ввергшему аморреев и хеттеев в бездну ада. Глубина преисподней соразмерна высоте небес. Пламя Тофета так же неугасимо, как неугасимо сияние небесной славы. Во времена скорби мы должны размышлять о божественном могуществе, явленном как в изобильной милости, так и в суровой справедливости.

4. «Ибо они не мечом своим приобрели землю». Воззрите на славу Господа, ибо Он один ввел народ израильский в землю, где текли молоко и мед! Благодатью Своей Он отделил Израиль от Ханаана и встал на его сторону в борьбе с врагами. Хотя колена Израилевы сражались за свои земли, их успех полностью зависел от подвизавшегося с ними Господа. Хотя воинство израильтян предпринимало конкретные действия, их доблесть была лишь дополнением к таинственному провидению Господа Бога, которым были сокрушены стены Иерихона и смущены сердца язычников. Все воины Израиля принимали участие в сражениях, но без помощи Божьей их усилия оказались бы напрасными. Вся слава за обретение земли обетованной принадлежит Господу. Эту историю можно рассматривать как аллегорию нашего спасения. Человек не спасается без молитвы и покаяния, однако ни то, ни другое не спасает само по себе — спасение всецело зависит от Господа Бога. Ханаан был завоеван не без воинств израильских, но и не их мечом. Главным Завоевателем был Господь Бог; воины же были лишь Его орудиями. «И не их мышца спасла их». Израильтяне не могли приписать себе славных побед; вся слава принадлежала Господу, остановившему для них солнце и луну. Человек склонен приписывать успех себе, поэтому автор псалма подчеркивает, что земля была завоевана не мечом и не силой воинств израильских.

«Но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего». Победа израильтян была добыта могущественной десницей Господа, а также Его мышцей, наполнившей евреев сверхъестественной силой, и светлым лицом Его, вдохнувшим в них бесстрашие и решимость. Можно ли проиграть сражение с такой тройной поддержкой? Ни земля, ни смерть, ни ад не смогли бы противостать Израилю. Восстав на защиту Своего народа, Господь покорил Своей власти и сынов Енаковых, и смертоносные колесницы. «Ибо Ты благоволил к ним». Господь — источник, в котором берут начало все потоки милости. Колеса благодатного провидения приводятся в движение благоволением Господа к Своему народу, Его любовью к Своим детям и заботой о них. Победы израильтян объяснялись тем, что они были богоизбранным народом. Духовные благословения и победы верующих также объясняются тем, что они являются избранниками Господа. Завоевание земли обетованной было исключительной заслугой Господа; у Израиля не было сил для такой победы. Так и обретение небесной славы зависит не от наших сил, а исключительно от благодати и могущественной поддержки Господа Саваофа.

5 Боже, Царь мой! Ты — тот же; даруй спасение Иакову.6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас:7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня;8 но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек.

5. «Боже, Царь мой!» Сердце мое знает Твое могущество и благодать и потому с радостью признает Тебя Царем и Богом. Чья слава сравнима со славой Господа? И кто достоин нашего почитания и упования? О Господи Боже отцов наших, Ты — Повелитель и Царь души моей. «Ты — тот же; даруй спасение Иакову». Кто еще поможет народу в час скорби, как не царь? Ведь именно царь должен вести свой народ в бой. Что же касается Господа и Царя, то Ему не составляет труда разбить вражеское войско. О Господь и Царь царствующих, как легко Ты можешь освободить народ Свой из-под вражеского ига! Скажи лишь слово, и многострадальный народ Твой станет свободен. Народ Божий носит имя своего патриарха Иакова, жизнь которого была полна как испытаний, так и избавлений. Это символическое указание на то, что их судьбы во многом схожи. Кто желает обрести благословение Израиля, должен сначала претерпеть скорбь Иакова. Мы видим в этом стихе исповедание веры и ходатайство. Самые действенные молитвы возносит тот, кто лично заинтересован в Божьем ответе, а кто полностью уверен в том, что Господь — его Бог, должен быть самым ревностным заступником страждущих праведников.

6. «С Тобою избодаем рогами врагов наших». Враг подошел слишком близко, израильтяне отбросили луки и мечи в сторону и вступили в рукопашный бой. Засверкали кинжалы, и началась безжалостная схватка. Бог Иакова совершенствовал в потомках древнего патриарха умение бороться. Как это сочеталось с верой? Могли ли они выстоять в рукопашном бою? Несомненно. Вера вышла из сражения победительницей; она — мастер рукопашного боя и всегда одерживает верх, уповая на Господа. «Во имя Твое попрем ногами восстающих на нас». Израильтяне использовали имя Божье как оружие против врага. Имя Божье придавало воинам сил: с его помощью они бесстрашно бросались на врага и одерживали славную победу. В тесном общении с Господом святые творят чудеса. Если Бог за нас, кто против нас? Не забывайте, что псалмопевец приписывает все победы верующих Господу и имени Его. Об этом необходимо помнить всегда, ибо если мы решим победить собственными силами, то встретим бесславный конец. Опасайтесь также греха неверия, ибо Господь способен подвигнуть даже самого немощного на великие свершения. Даже если сегодня мы беспомощны и боязливы, как овцы, Господь соделает из нас молодых быков и резвых единорогов, и мы нанесем врагу такое поражение, после которого он уже никогда не пойдет войной на народ Божий. Божьей волей даже самые немощные старики, едва держащиеся на ногах, способны одолеть могущественного врага и повергнуть его в прах. Вот как описано сражение Христианина с Аполлионом:

Могучий муж, исполненный отваги,

Сразил врага, и тот пустился в бегство.

7. «Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня». Народ Божий во главе с Богом изгнал язычников из Ханаана и овладел землей не силою меча и лука, а только могуществом Господа. Посему и мы навеки отвергнем упование на силу, которой хвалятся безбожники, и полностью предадим себя всемогуществу Творца. Несмотря на то, что лук со стрелами был введен царем Саулом совсем недавно и считался мощным оружием на протяжении всей истории Израиля, он был отвергнут вместе с прославившим себя мечом ради торжества веры в живого Бога. Верующий, воспользовавшись этим стихом как личным вероисповеданием, должен отречься от собственной праведности и уповать на единого Спасителя, Иисуса Христа. Благодатью Своей помоги нам, Боже, отречься от упования на мирскую мудрость, ибо по гордыне своей мы слишком склонны надеяться на призрачное могущество мира сего. О плоть, смею ли я уповать на тебя? Дерзну ли я навлечь на себя проклятие тех, кто уповает на человека?

8. «Но Ты спасешь нас от врагов наших». С древних времен Ты, Господь, был Спасителем нашим. Ты никогда не покидал нас в трудную минуту и избавлял от бед. «И посрамишь ненавидящих нас». Одного удара Твоей спасающей десницы было достаточно, чтобы посрамить всех врагов. Ты поразил их так, что они испытывают стыд при одной мысли о том, что были сокрушены столь немощным противником, каким они считали Израиль. Обратите внимание на деяния Господни: Он одновременно и благословил Свой народ и посрамил его врагов. Фараон пошел ко дну, а Израиль добрался до суши живым и невредимым. Амалик повержен, в то время как племена израильские торжествуют победу. Язычники оставляют свои земли, а сыны Иакова покоятся в тени виноградников и смоковниц.

9. «О Боге похвалимся всякий день». Вспоминая славные деяния Господа, можно хвалить Его непрестанно. Нет лучшей похвалы, чем прославление Бога. Это единственная достойная похвала. Та манна, которая не приносилась в жертву Господу, портилась и источала зловоние; так и похвала отвратительна, если это не похвала в адрес Бога. Только похвала Богу воистину похвальна.

«И имя Твое будем прославлять вовек». Прославление Бога не должно умолкать никогда. Даже если бы в какой-то момент времени все благодеяния Господа прекратились, Его все равно следовало бы славить за то, что Он уже совершил для Своего народа. Вспоминая любовь, избравшую нас ко спасению, предопределившую нас быть сынами Всевышнего, искупившую нас кровью Иисуса Христа и одарившую всей полной Божьей, вознесем к небесам песнь хвалы!

«Селах». Настало время для паузы, ибо далее псалмопевец начинает печальную песнь. Стихли звуки тимпана Мариам; настало время для плача Рахиль.

10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими; 11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас; 12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами; 13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.16 Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лицо мое 17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя.

10. «Но ныне Ты отринул и посрамил нас». Певец-патриот начинает противопоставлять былую славу Израиля и нынешнее плачевное состояние народа. Беды святого народа он связывает не с гибелью доблестного воина и не с превратностями войны, а только с немилостью Господа Бога Израилева. Опечаленному псалмопевцу казалось, что Иегова устал от беззаконий Своего народа и отринул его, подобно тому, как человек презрительно выбрасывает зараженную одежду, не желая даже смотреть в ее сторону. Во гневе Своем Господь предал Израиль осмеянию и поруганию язычников, чьи легкие победы покрыли избранный народ позором. Горе Церкви и верующим, когда Святой Дух Божий удерживает от них Свое благодатное действие! Большего стыда и скорби нельзя и вообразить. Впрочем, Господь не отверг народа Своего окончательно. Многие церкви были оставлены Богом и преданы позору из-за греха. Посему нам следует трезвиться и бодрствовать, дабы ничего подобного не случилось с нами. Бедность и скорбь не представляют для верующих никакой угрозы: Церковь лишится славы и благословения только в том случае, если Господь ее оставит. «И не выходишь с войсками нашими». Если Господь не возглавляет наше войско, то от доблестных легионов нет никакого прока. Если десница Господня не помогает нам, тщетны все усилия военачальников. Не приведи Господи, чтобы наше служение, воскресные школы, миссионерская работа, посещения больных и уличное благовестие остались без Твоего покровительства. Если с нами не будет нашего могущественного союзника, то поражение наше неминуемо.

11. «Обратил нас в бегство от врага». Человек теряет мужество, когда к нему приходит страшная мысль о том, что Бог оставил его. Оставленные Богом всегда проигрывают бой и обращаются в бегство. «И ненавидящие нас грабят нас». Когда противник побежден, его начинают грабить. Многострадальный народ дорого заплатил за свое поражение! Захваченные земли были опустошены кровопролитием и грабежами, чужеземцы унесли с собой все, что можно было унести. Всем нам известно, что существует также и духовное разорение: сомнения и страхи лишают нас покоя, а страшные предзнаменования убивают надежду. И все это происходит потому, что Господь, ради Своих мудрых целей, решил оставить нас на время. Никакое страдание не может сравниться с горем осиротевшей души, даже если Господь покинул ее на краткий миг.

12. «Ты отдал нас, как овец, на съедение». Враг убивал людей целыми семействами — так же легко и методично, как режут скот. Они умирали от рук жестокого врага, точно овцы на бойне, в бесчестии. Казалось, Бог предал их на съедение врагам, оставил их так же, как наемник оставляет стадо на растерзание волкам. Сколько печали и скорби в этом ярком образе! «И рассеял нас между народами». Многие израильтяне оказались в плену. Они влачили жалкое существование вдали от храма Господня среди язычников и идолопоклонников. Автор приписывает все эти бедствия руке Господа и говорит, что Он не только допустил их, но и сам навел их по великой мудрости Своей. Видеть руку Господню в своих страданиях — великое благо, ибо Господь всегда ведет нас.

13. «Без выгоды Ты продал народ Твой». Казалось, Господь продал Израиль первому же народу, который захотел пойти на него войной, как человек продает ненужный товар первому попавшемуся покупателю. Меж тем, торговля эта не принесла особой выгоды, и страдания Израиля, казалось, были напрасными. По рассуждению псалмопевца, Бог не приобрел никакой славы для себя в результате этой сделки. Народ Божий был продан врагу за бесценок. За него заплатили меньше, чем заплатили бы за одного раба. Господь не получил ничего взамен, кроме страданий Своего народа. Горе было подобно уксусу, смешанному с желчью. Псалмопевец произнес пророческие слова.

«И не возвысил цены его». Если бы Иегова приобрел в результате этого бедствия славу, его еще можно было бы вынести. Но все было как раз наоборот. В результате поражения святого народа имя Господне хулилось у язычников, видевших в победе над Израилем победу над самим Иеговой. Верующий легче переносит беды, зная, что они приносят славу имени Господа, но нет большего проклятья, чем бессмысленное мучение. Утешимся же той истиной, что Господь прославляется даже тогда, когда Ему не воздаются видимые почести, ибо Он всегда и во всем преследует Свои тайные цели, и в свое время это будет очевидно. Мы никогда не страдаем бессмысленно, наши скорби не бесцельны.

14. «Отдал нас на поношение соседям нашим». Поношение всегда наполняет чашу страдальца горечью. Насмешки и оскорбления приносят побежденным не меньше мучений, чем мечи и копья. Как непостижимо то, что Господь попустил Своему царственному народу терпеть поношения со стороны безбожных соседей!

«На посмеяние и поругание живущим вокруг нас». Поверженный в прах народ стал притчей во языцех. «Жалкий Израиль!» — кричали жестокие тираны. Соседние народы, хотя и сами, вероятно, находились под гнетом, тем не менее, присоединились к всеобщему потоку оскорблений, заимствовав злобный язык завоевателей. Как мучительно выслушивать насмешки со всех сторон: от сильных, слабых, великих, равных и ничтожных! Насмешки ранят человека в самую душу. Псалмопевец описывает жестокость врага в самых ярких красках, желая пробудить жалость Господа, который во гневе Своем предал израильтян страшному наказанию. Он прибегнул к лучшему из доводов — ничто так не трогает сердце Бога, как страдания избранных. Благословенно имя Его! Наш великий небесный Ходатай знает, как использовать этот довод в Своих заступнических молитвах, и если ныне мы претерпеваем поругания ради истины, то Он вознесет Свои ходатайства пред небесным престолом. Бог же непременно отомстит за избранных Своих! Отец не может долго выносить жестокое обращение со Своими сыновьями; даже если Он допускает это на краткий миг, то очень скоро в душе Его воспламенится гнев, и тогда гонителям и насмешникам придет конец.

15. «Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками». И снова псалмопевец возносит к Богу свой плач. Народ Божий пал так низко, что у соседей не осталось к нему никакого уважения; все вокруг относились к израильтянам с презрением и отвращением. Хулители народов воспользовались именем Израиля, чтобы придать своим насмешкам еще большую колкость, а, завидев на улице кого-нибудь их сынов Иакова, провожали его непристойными жестами. Те, чьи головы были пусты, кивали ими в знак презрения. Народ Божий стал мишенью, в которую летели все стрелы глупцов. Так обращались с праведными в минувшие века; таков их удел и сегодня. Вполне вероятно, что и в будущем их ждут подобные испытания. Мир не знает своих истинных царей и не замечает настоящего совершенства. Господа он вознес на крест, а значит, и Его учеников не ждет коронация.

16. «Всякий день посрамление мое предо мною». Поэт говорит от лица всего народа и изливает безмерную печаль души своей.

Человека, которого не заботят ни страдания его церкви, ни скорби его народа, нельзя назвать нормальным. Чем благороднее сердце, тем больше в нем жалости. «И стыд покрывает лицо мое». Лицо псалмопевца было покрыто стыдом, как алой мантией; он чувствовал свое недостоинство как перед Богом, так и перед людьми. Он осознавал, что Божье наказание пришло к израильтянам вполне заслуженно, и что, впав в немилость небес, народ Божий навлек на себя полное презрение народов. Люди, способные сознавать грех и чувствовать стыд, — великое благословение для народа. Бог непременно помилует Своих страдающих детей, а в предзнаменование освобождения Он уже сейчас посылает нам сострадательных и участливых служителей, которые близко к сердцу принимают беды своего народа.

17. «От голоса поносителя и клеветника». От насмешек в адрес народа Божьего клеветники перешли к хулению Бога. От гонений они перешли к богохульству. «От взоров врага и мстителя». Враги похвалялись тем, что отомстили Израилю за победы над их предками. Измываясь над поверженным народом, они утверждали, что лишь воздают ему должное за поражения своих отцов. Воистину ужасным было положение избранников Божьих, однако его нельзя было назвать безнадежным, поскольку Бог, наведший на них наказание, мог так же легко его снять. Ни один враг не может удержать народ Божий под сапогом, пока тот уповает на Господа Бога, а не на собственные силы. Народ Божий восстанет, ибо Бог на его стороне!

18 Все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего. 19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.

21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому,22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

18. «Все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя». Псалмопевец утверждает, что Израиль не нарушил завета с Богом. Воистину мы благословенны, если можем посреди испытаний оставаться верными Господу. Настоящая верность не страшится испытаний. Искренний верующий, в отличие от тех, кто ищет земного благо-

получил, не забывает Бога даже тогда, когда приходят гонения. Он не забудет Бога, даже если случится самое худшее. «И не нарушили завета Твоего». Израиль не впал в идолопоклонство, не отменил богослужений в храме и не отрекся от Бога. По этой причине псалмопевец просит Господа о помощи с еще большим усердием. Эти и последующие фразы могли бы прозвучать из уст мученика. Святые страдали не за грех, а за праведность, не за ложь, а за истину, не за вероотступничество, а за верность Богу. Страдания подобного рода могут быть очень страшными, но они — великая честь. Удостоившиеся чести страдать за Христа получат от Господа подкрепление и благодать.

19. «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего». Поступки израильтян совпадали с их мыслями. Народ Божий оставался верным пути Господа во всем. Ни в сердце, ни в делах страдающий народ не совершил греха; это не значит, что они были совершенны — они не совершали сознательных преступлений. Пророк-поэт открыто заявил перед Богом, что народ израильский стал праведен как в делах, так и в помышлениях. Это был хороший знак, так так чаще пророкам приходилось обличать израильские племена за то, что они впадали в идолопоклонство и отвергали твердое основание своей веры.

20. «Когда Ты сокрушил нас в земле драконов». Израиль остался верным Богу даже несмотря на то, что города его были полностью разрушены и он был вынужден обитать среди шакалов, сов и змей, которыми кишели руины. Бог благоволит к тому, кто хранит верность даже тогда, когда рука Господня лишает его всех радостей. Лучше обитать в земле драконов, чем среди лжецов.

«И покрыл нас тенью смертною». Автор использует очень яркую метафору. Он говорит, что народ израильский окутала густая тьма отчаянья и смерти, что она заключила их в объятия безысходности. И все же он утверждает, что Израиль не отвернулся от Бога! Какие удивительные слова! Лучше смерть, чем вероотступничество. Бог никогда не оставит того, кто верен Ему до конца.

21. Автор взывает к всеведению Господа и просит Его самого засвидетельствовать тот факт, что Израиль не обратился к чужим богам. «Если бы мы забыли имя Бога нашего». Это было бы началом вероотступничества. Прежде чем принять ложь, человек забывает о правде. «И простерли руки наши к богу чужому». Распростертые руки были символом поклонения и молитвы; израильтяне же не поклонялись чужим богам.

22. «То не взыскал ли бы сего Бог?» Можно ли скрыть от Бога идолопоклонство? Даже если бы неверие было скрыто в глубинах сердца человека и никак не проявлялось в его поступках, Бог все равно увидел бы его и воспылал святым гневом. «Ибо Он знает тайны сердца». Бог знает помышления всех сердец, и ничто не укрыто от Его взора. Пред Богом открыты не только сами сердца, которые суть тайна, но и тайны сердца, то есть самое сокровенное, что есть в человеке. Довод псалмопевца заключается в том, что Господь знал преданность народа Своего, а значит, Он наказывал израильтян не за грех. Очевидно, у Господа были иные цели.

23. «Но за Тебя». Не за грехи, а за преданность Тебе. Скорби народа Божьего были результатом верности Богу. «Умерщвляют нас всякий день». Гонители преследовали верных по пятам и не давали передышки, и все из-за того, что они не оставили завет с Богом.

«Считают нас за овец, обреченных на заклание». Враги относились к ним как к жертвам, приготовленным к убиению; считали, что принести в жертву народ Божий так же легко, как заколоть барана. В этих и последующих стихах отчетливо слышится стон мучеников. Это слезы верующих, умерщвленных в Пьемонте и Смитфилде, в варфоломеевскую ночь и в подземельях Клэйвер-хауса. Души убиенных взывают к Богу об отмщении, подобно душам, томящимся под небесным жертвенником. Бесславие Церкви продлится недолго и победа ее не за горами — Господь воздаст ее врагам сполна.

24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.25 Для чего скрываешь лицо Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше? 26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.

24. «Восстань, что спишь, Господи!» Господь никогда не спит, но именно сном псалмопевец пытается объяснить Его бездействие. О, как хотелось бы ему увидеть небесного Судью встающим со Своего престола и прекращающим гонения по всей земле. Как он хотел, чтобы Бог даровал святому народу мир! Вот почему из души его вырвался крик: «Пробудись!» Он не мог понять, почему Бог допускает разгул тирании и несправедливости, и поэтому воскликнул: «Что спишь?» «Пробудись». Этого вполне достаточно, ибо нас спасет даже малейшее Твое движение. «Не отринъ навсегда». Как долго томились мы без Тебя и как ужасны последствия Твоего бездействия! Положи конец нашим бедствиям и умерь Свой гнев. В скорби мы часто кричим: «Где Бог Израилев?» Подумаем же о страданиях, которые святые претерпели от рук надменных врагов, и воспоем вместе с небесным певцом великий гимн мученичества:

Воздай Господь за кровь святых, чьи кости

Рассеяны лежат во льдах Альпийских гор.

И тех, кто истины держался непреклонно,

Когда отцы плясать пошли вокруг тельцов,

Ты не забудь. Впиши в небесный свиток,

Слезинки тех, кто заклан за Тебя.

25. «Для чего скрываешь лицо Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?» Если деяния Господа непонятны, мы можем обращаться к Нему с вопросами. Но вопросы эти должны быть не гневными и не требовательными, а смиренными и кроткими. Великий Царь милостиво позволяет нам обращаться к Нему с доводами и аргументами и молить о справедливости. Отчего, Господи, Ты скрываешь лицо Твое от скорбящих детей Твоих? Вопрос этот легче задать, чем найти на него ответ. Посреди гонений очень сложно увидеть причину божественного молчания.

26. «Ибо душа наша унижена до праха». Душа наша повержена в прах, ниже ей опускаться уже некуда. Когда сердце человека погружено в пучину отчаянья, у него мало надежды. Сердечная скорбь — самая сильная. «Утроба наша прильнула к земле». Народ Божий не просто лежит на земле — он втоптан в нее так, что не может встать. Несчастен тот, чье сердце сосредоточено на собственном горе, не может вырваться за пределы самого себя и пребывает в плену отчаянья. Но даже если такая скорбь выпала на долю святых, даже если они не просто повержены в прах, но пребывают на навозной куче, подобно Иову и Лазарю, наступит день, когда они будут избавлены от своего горя и насладятся теплым летом после холодной зимы.

27. «Восстань на помощь нам». Краткая, но благословенная и содержательная молитва. Она точна, ясна, проста и искренна — именно такими должны быть все молитвы святых. « И избавь нас ради милости Твоей». Последнее прошение — об избавлении. Автор просит Господа о милостивом избавлении для тех, кто в страданиях и скорби не забыл Бога. О милости можно просить всегда; лучшей молитвы и представить себе невозможно.

Пусть даже окажусь я на костре,

Господне имя призывать не перестану.

Прости, о Боже, все мои грехи.

И боле ничего просить не стану.

Вот и закончился этот незабываемый псалом. Могуществу небес, однако, нет конца, ибо Бог неизменно милостив к Своему многострадальному народу.

Советы проповедникам

Стих 2. Благословенные предания церковной истории. Дни древние.

Стих 2. Тема для беседы в кругу семьи. Обязанность родителей и радость детей.

Стих 2. Истинная слава древних дней.

Стих 3. Как по-разному Бог поступает со святыми и с грешниками.

Стих 4. Прославление благодати:

1. Посредством отказа уповать на человеческие силы.

2. Посредством признания Божьего могущества.

3. Посредством обнаружения ее тайного источника. «Ибо Ты благоволил им».

Стих 4.

1. Ничтожество твари.

2. Величие Господа.

3. Разделяющая благодать.

Стих 4 (вторая часть). Неиссякаемый источник милости.

Стих 5.

1. Признание Господа Царем.

2. Ходатайство о царской помощи.

3. Прошение основано на завете с Богом (упоминание об Иакове). Верноподданные просят Царя помочь Своему народу.

Стих 5. Присяга на верность и просьба о помощи.

Стих 5. «Царь мой».

1. Мой правитель.

2. Моя слава.

3. Мой вождь.

4. Мой защитник.

Стих 5. Превратности жизни Иакова и его избавление.

Стих 6. Как мы побеждаем врагов, чьей силой и с какими мыслями.

Стих 6. Поступки наших врагов, неизбежность их нападок, неотвратимость их поражения и секрет нашего могущества.

Стих 7. Отказ уповать на плоть. Лук ненадежен: может промахнуться, сломаться или достаться врагу. Меч может расколоться, затупиться или выпасть из руки. Нельзя возлагать упование на свои силы, опыт, ум, богатство и т. п.

Стих 7. Самоотречение — долг верующих и грешников.

Стих 7—8. Спасение. Как оно не достигается? Кем даруется? «Но Ты». Когда приходит? «Спасешь». Для кого? «Нас». От кого? «От врагов наших».

Стих 8. Полное спасение, посрамление ада, прославление Христа.

Стих 9. Неустанная хвала. Как хвалить непрестанно, как прославлять имя Господа вовек, как на нас влияет постоянная хвала, почему мы должны в ней пребывать?

Стих 10. Плач об отступничестве Церкви.

Стих 10. В каком смысле Господь отринул народ Свой и почему?

Стих 10 (вторая часть). Самое тяжелое бедствие для наших церквей. Стих 13. Последствия гонений — с точки зрения человека и Бога.

Стих 13. Божий ответ:

1. Народ Божий ничего не теряет, несмотря на все лишения.

2. Нечестивые ничего не приобретают, несмотря на все победы.

3. Слава Божья одинаково велика в обоих случаях.

Стих 14. Злобные насмешки врага. Как святые должны их воспринимать. Как Бог нас утешает. Какова наша награда.

Стих 15. Насмешки безбожных народов.

Стих 16. Исповедь кающегося.

Стих 18. Испытания, верность и победа праведных.

Стих 18. Благочестивая душа хранит себя от осквернения.

Стих 18. Последствия отступления от завета с Богом.

Стих 19 (первая часть). Когда мы можем быть уверены, что сердце наше не отступило от Бога.

Стих 19.

1. В жизни веры первое место принадлежит сердцу.

2. Второе — поведению, которое вытекает из внутренней сущности человека.

3. Состояние сердце и поведение должны быть соответственными.

4. И сердце, и поведение должны соответствовать воле Божьей.

Стих 19. Связь между сердцем и жизнью — как в вере, так и в отступничестве.

Стих 19. Бог радуется успеху праведных.

Праведные сердцем не отступают от путей Божьих и от пути добродетели, несмотря на испытания, скорби и разочарования.

Стих 19. «Пути Твоего». Пути Господни

а) праведны;

б) благословенны;

в) утешают душу;

г) совершенны — лучше всех других путей;

д) укрепляют душу;

е) порой полны испытаний, трудностей и гонений.

Стих 22. Может ли Бог не взыскать за грех? Не взыщет ли Он?

Стих 22. Вопрос и предположение.

Стих 23.

1. Невиновность несмотря на страдания. «Овцы».

2. Честь несмотря на позор. «За Тебя».

Стих 24. Мольба Церкви посреди испытаний. Сетование покинутой Богом души.

Стих 25. Причины прекращения милостей Господних.

Стих 26. Великая нужда, великая молитва, великий довод.

Стих 27. Благословенная молитва для души, осознавшей свою греховность, а также для праведников во время испытания и для Церкви во время гонений или в период упадка.