45. Псалом Лютера

Заглавие

«Начальнику хора». Исполнение этой величественной оды было поручено тому, кто прославился пением псалмов. Пустые песни — удел обыкновенных музыкантов; столь дивный псалом был отдан самому искусному из певчих и должен был петься хором стройных голосов в сопровождении изысканной музыки. «Сынов Кореевых». Один человек не в силах вознесли Богу надлежащую хвалу — ему должны помогать искусные хористы, которым выпала великая честь нести служение прославления в доме Господнем. Почему на эту роль были избраны сыны Кореевы, объясняется в предисловии к псалму 41. К уже сказанному мы только добавим, что эти люди были левитами, которые поочередно с другими священниками несли служение в храме. Ни одно дарование не должно присваивать себе права на единоличное исполнение всех служений в доме Господнем. Каждый христианин должен принимать участие в богослужении в меру своего дара. Никто не может быть лишен столь великой чести.

«На музыкальном орудии Аламоф. Песнь». Очевидно, эта песнь должна была исполняться очень высокими женскими голосами. Если израильские девы танцевали и пели пред Давидом, когда тот поразил филистимлян, то сколь же более им приличествовало пение и ликование, когда речь шла о победах Господа Саваофа. Так и мы должны славить Господа чистыми, целомудренными сердцами, исполненными страха Божьего, и наша песнь должна восхвалять Господа красивыми и радостными мелодиями. Возможно также, что слово «аламоф» означает музыкальный инструмент псалтирь. В 1Пар.15:20 мы читаем, что Захария, Елиав и Ванея славили Бога «на псалтирях, тонким голосом». Мы не должны быть нерадивыми в прославлении Бога, используя одну и ту же мелодию, — напротив, в песнях должны звучать разные тональности и разные голоса, чтобы переполняющие нас благоговение и радость пред Богом изливались надлежащим образом. Хотя мы не всегда понимаем смысл древних музыкальных терминов, они, тем не менее, свидетельствуют о том, что в древнем Израиле священным песнопениям уделялось немало внимания.

Тема

Что бы ни случилось, народ Божий благословен и огражден от всякого зла. Таково учение данного псалма, и для простоты запоминания его можно назвать песнью святого упования. Впрочем, ввиду того, что Мартин Лютер очень любил этот дивный псалом, его проще запомнить как псалом Лютера.

Композиция

Богодухновенный автор разделил псалом на три части, каждая из которых заканчивается словом «селах» (после стихов 4-го, 8-го и 12-го. — Примеч. ред.).

Истолкование

2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. 4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.

2. «Бог нам прибежище и сила». Мы уповаем не на воинство и не на неприступные бастионы. Надежда Израиля — вовеки живущий Господь, единый истинный Бог. Иные хвалятся крепостями, возведенными на высоких скалах и запертыми на железные засовы, но только Господь может защитить народ Свой от зла. Если же война переходит на территорию врага, то Господь хранит Свой народ гораздо лучше, нежели доблестные легионы и железные колесницы, запряженные резвыми скакунами. Воины Иисуса Христа, помните об этом, укрепляйтесь в Господе. Знайте, вы в безопасности. Обратите внимание на личное местоимение «нам» и все свои надежды возложите на Него. Говорите: «Бог нам прибежище и сила». Не забывайте также, что Бог нам прибежище сейчас, в эту самую минуту, так же как он был прибежищем Давиду, когда тот писал эти строки. Бог для нас — все во всем. Все другие прибежища — ловушка, всякая другая сила — немощь, ибо все владычество у Бога. Если же Бог всемогущ, то какая бы ни пришла беда, у нас есть надежное прибежище.

«Скорый помощник в бедах», то есть испытанный в бедах помощник. Народ Божий испытал своего Господа на деле. Господь никогда не оставляет Своих страдающих детей. Он помогает им постоянно, щедро, действенно. Он всегда рядом с ними, не оставляет ни на минуту, всегда готов прийти на помощь. На это указывает слово «скорый». Господь ближе к нам, чем самые близкие друзья и родственники — ближе, чем сама беда. Кроме того, помощь Господа приходит вовремя. Он не оставляет нас, подобно перелетным птицам зимой. О Нем можно сказать: друг познается в беде. Даже когда со всех сторон нас обступает тьма, воспрянем духом с сорок пятым псалмом на устах!

Господь — в беде помощник скорый,

Оплот, защита, цитадель.

Он щит и меч — и враг суровый,

Вовек не поразит теперь.

3. «Посему». Псалмопевец любит причинно-следственные связи. Его псалмы — не стихи безумца; они логичны и точны, как математическая формула. Следующие слова вытекают из предыдущих. «Не убоимся». Коль скоро Бог на нашей стороне, наши страхи бессмысленны! В Боге вся сила и вся любовь — чего же нам бояться? «Хотя бы поколебалась земля». Хотя бы видимые основы мира поколебались и разрушились. «И горы сдвинулись в сердце морей». Хотя бы самое неподвижное, что есть на земле, поколебалось и обратилось в прах. Этими двумя фразами обозначаются все мыслимые и немыслимые земные несчастья. Это и падение династий, и гибель царств, и разрушение семей, и гонения за веру, и распространение ересей, и все, что испытывает веру человека Божьего. Но даже если случится самое худшее, сыны Всевышнего не должны впадать в уныние: коль скоро Бог хранит Свое слово, ни делу Божьему, ни Его народу ничего не угрожает. Когда в последний день стихии воспламенятся и начнут таять, а небо и земля с шумом прейдут, мы со спокойными и безмятежными сердцами узрим конец мира, зная, что даже в тот страшный миг Господь хранит нас от всякого зла и готовит к вечному блаженству.

4. «Пусть шумят, вздымаются воды их». Даже посреди бушующей стихии, когда все вокруг грозит нам гибелью, лицо верующего озарено улыбкой. Вера не боится ни шума, ни реальной опасности, ибо знает, что Господь способен утишить неистовство волн и «исчерпать воды горстью». «Трясутся горы от волнения их». Даже Альпы и Анды могут поколебаться, вера же зиждется на прочном основании и не пошатнется от волнения стихий. Храброе сердце, полное святого упования, не трепещет ни перед лютым злом, ни перед неистовствующим гневом, ни перед безрассудной гордыней. Перед лицом опасности содрогаются даже великие мужи, непоколебимые как горы, уповающий же на Господа неустрашим.

«Селах». Посреди бури и смятения эта пауза вполне уместна. Она дает певцам возможность перевести дыхание, а нам — поразмыслить. Мы никуда не спешим и можем спокойно наблюдать за тем, как рассыпается земля, содрогаются горы и бушуют океаны. Мы не бросаемся в опасность с головой, пытаясь выглядеть храбрыми, но можем тихо и хладнокровно встретить опасность, анализируя грядущую угрозу, размышляя над ее различными аспектами и разрушительной силой. Остановка — не признак смятения, а небольшой перерыв в музыке. Мы делаем паузу не потому, что сердце наше объято ужасом, а для того, чтобы с неспешностью и рассудительностью настроить свои арфы посреди грохота стихий. О если бы каждый из нас мог посреди неистовства бури сказать «селах»! Но увы, слишком часто мы спешим и играем дрожащими руками, ударяя по струнам грубо и неподготовленно, портя мелодию нашей жизни.

5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.

5. «Речные потоки». Божественная благодать освежает и утешает верующих, подобно тихому, полноводному, прохладному и неиссякающему потоку. Речь идет о живой воде, которую Церковь земная и Церковь небесная черпают непрестанно. Это не бурный океан, а звонко струящийся ручей. Его русло не зажато землетрясениями и горными обвалами, а течет тихо и безмятежно. Потоков много, и каждый из них несет свою особую благодать.

«Веселят град Божий». Град Божий весел оттого, что жители Сиона уверены в Боге, ниспосылающем им обильные дары. Потоки Божьи не иссякают, подобно мелководному Хорафу; они не похожи на мутный Нил и бурлящий Киссон. Их воды несравнимы с водами Иерихона, которые в Писании названы «плохими». Потоки Божьи чисты, прохладны, свежи, полноводны и способны ободрить усталого путника. Во времена войн восточные города всегда боялись того, что в осажденном городе кончится вода. Если запас воды был обилен, то город мог держаться очень долго. В данном стихе об Иерусалиме, прообразе Церкви Божьей, сказано, что он обильно снабжен водой. Этим показывается, что во время скорби мы получим преизобильную благодать, достаточную для того, чтобы выстоять до конца. Церковь подобна богатому городу, окруженному мощными стенами истины и правды, защищенному всемогуществом Господа, возведенному и украшенному бесконечной премудростью. Его жители, святые, пользуются великой честью: они торгуют с заморскими странами и живут в благоволении Царя. Благодаря великой реке город живет и процветает — так и радость его жителей поддерживается полноводным потоком неиссякаемой любви и благодати. Церковь есть град Божий, поскольку она задумана, создана, избрана, искуплена и наполняется Господом. Она создана во славу Божью и прославляется Его присутствием.

«Святое жилище Всевышнего». Слава Иерусалима состояла в том, что сам Господь обитал в нем, являясь Своим поклонникам в назначенном месте, и это великая честь для святых, заставляющая нас воскликнуть: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Быть храмом Святого Духа — славный удел всех святых, а быть вместилищем Господа Бога — великая честь, дарованная вселенской Церкви. Господь назван здесь Всевышним, и этот высокий титул отражает Его могущество, величие, красоту и совершенство. Следует отметить, что именно таким Господь пребывает в Церкви. Величье Бога явлено не только в природе, но и в благодати — в Церкви Бог явлен так же ясно и убедительно, как и в творении. Но воистину велика слава, пребывающая между двумя херувимами над крышкой ковчега откровения, который является центром и местом встречи для всего народа Божьего. Пребывание Всевышнего в членах земной Церкви делает ее подобной Церкви небесной.

6. «Бог посреди его». А значит, город надежно защищен. Если враг окружит его со всех сторон, то он окружит вместе с ним и Господа, и мы можем быть уверены, что Всевышний прорвет кольцо блокады и отомстит Своим врагам. Как же близок Господь к Своим скорбящим чадам — Он пребывает среди них! Будем же изо всех сил стараться не огорчать Господа своими делами. Исполнимся пред Ним таким благоговением, какое испытывал Моисей, снявший свою обувь в Хориве перед горящим кустом, ибо земля эта была святая.

«Он не поколеблется». Могут ли враги поколебать город, если вместе с ним им нужно поколебать самого Господа? Все попытки врагов захватить и разрушить город, в котором пребывает Господь, смехотворны. Если Господь в лодке, она не может утонуть. «Бог поможет ему». Он соберет в городе преизобильный запас провизии, а затем выйдет за ворота и поразит вражеское войско так же, как ангел поразил воинство Сеннахирима. «С раннего утра». Десница Господня будет простерта к святому народу, как только первые лучи солнца возвестят приход нового дня. Господь приходит на помощь вовремя, хотя мы часто и не торопимся к Нему. Нетерпеливый дух сетует на промедление Господне; на самом же деле Господь не медлит исполнить обещание. Человеческое нетерпение — глупость, а кажущееся промедление со стороны Господа являет нам Его бесконечную мудрость. Даже если сегодня Церковь Господня окружена вражескими ордами, грозящими ей гибелью, очень скоро они пройдут как пена морская, и их предсмертные крики навсегда затихнут в могильной тишине. Как известно, самое темное время суток — это предрассветные минуты. Еще немного и Господь, великий воин, явится на помощь Церкви.

7. «Восшумели народы». Народы пришли в ярость. Они ринулись на град Божий, словно стая голодных волков. Они неистовствовали, кипели ненавистью и шумели, как буря морская. «Двинулись царства». Народы пришли в смятение. Безжалостные захватчики, собирая свою армию, разорили владения своих подданных, а также по пути к Иерусалиму опустошили земли других народов. С царственных голов слетели венцы; подобно деревьям, склоняющимся под натиском бури, содрогались древние престолы, и, словно кедры под мощными порывами ветра, падали вековые царства. Мир пришел в полное смятение, и ужас напал на всех неверных земли. «Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля». Господь управлял бурей при помощи одного лишь слова. Он поднял глас, и растаяли храбрые сердца, орды надменных врагов были сметены с лица земли и некогда могущественные силы дрогнули. Казалось, что явление божественного могущества повергло мир в полный хаос: земля стала подобна воску, и смелость крепких сердец растаяла, словно тук в огне жертвенника. Но в следующее мгновение наступила тишина. Ярость народов угасла, сердца, готовые к раскаянью, смягчились, а ожесточившиеся были истреблены. О, как могущественно слово Господа! Как могущественно воплощенное Слово! О, если бы это слово снова сошло с божественных уст и растопило холодные сердца, посеяв в них любовь ко Христу! О, если бы оно положило конец всем гонениям, войнам и мятежам!

8. «Господь сил с нами». Именно поэтому Сион пребывает в полной безопасности, а его врагов ожидает полное истребление. Господь владычествует над ангелами, звездами, стихиями и всем воинством небесным. Небеса небес — и те в Его власти. Даже земные воинства, хотя они об этом и не знают, ничего не могут сделать без воли Господа. Главнокомандующий сухопутными войсками и верховный адмирал морских флотилий на нашей стороне, Он — наш великий союзник. Горе тем, кто осмелится выступить против Него, ибо Он развеет их прах по ветру, сокрушив единым словом. «Бог Иакова заступник наш». Эммануил — не кто иной, как Господь Саваоф; Бог Иакова — наша неприступная крепость.

На этой торжественной ноте, соответствующей радости и ликованию народа Божьего, песнь может на мгновение прерваться, чтобы музыканты могли вновь настроить свои инструменты на нужный лад. Эта торжественная, возвышенная и одновременно безмятежная пауза обозначена словом «селах».

9 Придите и видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения на земле: 10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем.11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. 12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.

9. «Придите и видите дела Господа». Автор призывает ликующих жителей Иерусалима взглянуть на останки вражеского войска, чтобы навсегда запечатлеть в памяти доблесть небесного Воителя и добытые Его десницей славные трофеи. Так же и мы должны свято хранить в памяти дела Божьи и видеть Его руку в сражениях Церкви, подвизающейся против своих врагов. Этот стих должен звучать в нашей голове всякий раз, когда мы изучаем историю. При чтении газет мы должны видеть то, как Глава Церкви управляет народами во благо Своих детей, точно так же, как Иосиф управлял Египтом во благо Израиля. «Какие произвел Он опустошения на земле». Господь губит губителей и разоряет разорителей. Как убедительно звучат эти слова сегодня! Разрушенные города Ассирии, Вавилона, Набатеи, Васана и Ханаана — печать Божьего могущества; деяния Господа начертаны на каменных руинах. Везде, где люди пренебрегали заповедями и владычеством Божьим, Господь производил разрушения. Грех обратился проклятьем на голову народов и обратил величественные дворцы в груды развалин. Во времена, когда писался этот псалом, Господь, по-видимому, произвел немало опустошений, поразив врагов Израиля. Псалмопевец призывает своих соотечественников взглянуть на ужасные деяния праведного Господа, совершенные во благо богоизбранного народа. Разрушенные дворцы и разоренные аббатства в нашей стране — яркие свидетельства Господних побед над тиранией и суевериями. Да произведет Господь больше таких опустошений!

10. «Прекращая брани до края земли». Глас Господень утишает грохот войны и производит на земле мир. Каким бы варварским ни был народ, Господь всегда может смирить его ярость. Он сокрушает великие державы, и они уже не могут идти войной на сопредельные страны. Он дарует народу Своему совершенный покой. «Сокрушил лук». Господь обезвредил лучников, повелителей быстрокрылой смерти. «И переломил копье». Сокрушил оружие могучих воинов. «Колесницы сжег огнем». Предал огню грозные, смертоносные колесницы. Господь сложил в кучу все оружие врагов и уничтожил его. Так было в древней Иудее, и так будет во всех землях во все времена. Как благословенны деяния Князя мира! Когда же совершится последнее, окончательное деяние Господа? Духовные враги народа Божьего уже лишены власти; но когда же мы возрадуемся окончательной победе, когда же последние орудия войны будут с позором уничтожены? Воистину, славным будет победоносное явление Господа нашего в последний день, когда враги народа Божьего будут повержены в прах!

11. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». Руки прочь, враги, от избранных Божьих! Остановись и жди, святой народ, Господа! Признайте Господа Богом, все трепещущие от Его гнева! Чтите Его одного, все пребывающие под покровом благодати. Дела Господни, запечатленные в минувших веках, обязательно прервут надменную похвальбу нечестивых и прогонят страхи святых. «Буду превознесен в народах». Хотя они забыли Бога и впали в идолопоклонство, рано или поздно они все равно прославят Господа. Дорогой читатель, это говорит о том, что христианские миссии ожидает великое будущее, столь же великое, как Божьи обещания. Только бы ни одно сердце не забыло Его! Торжественное обещание этого стиха будет выполнено. «Превознесен на земле». Господь будет превознесен в народах, какими бы нечестивыми они ни были. Все сердца так или иначе преклонятся пред Господом — либо покорившись Его любви, либо убоявшись гнева. Вся земля будет отражать славу Господа. Слава Господня будет еще более явной оттого, что она одолела человеческий грех, упрямство и гордыню.

12. «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова». Псалмопевец повторяет одну и ту же мысль дважды. И она не может наскучить верующему сердцу. Эта истина — великий дар, о котором следует размышлять непрестанно. Дорогой читатель, можешь ли ты сказать, что Господь — твой заступник? Можешь ли ты сказать, что Эммануил, Бог с нами, — твой Искупитель? Вступил ли ты в завет с Господом, как вступил в него Иаков? Если да, то ты трижды благословен. Выплесни свою радость в святом песнопении, а во время скорби мужайся и не прекращай своей песни.

«Селах». Настало время перевести дыхание. После возвышенной и торжественной песни необходимо поразмыслить в тишине. Постарайтесь сохранить в душе благоговейный настрой. Гораздо легче пропеть песнь благодарения, чем оставаться в духе благодарения. Поставьте перед собой цель постоянно пребывать в духе молитвы и благодарения и завершайте песнь так, как если бы вы намеревались ее продолжить.

Советы проповедникам

Стих 2. Песнь веры во время испытаний.

1. «Нам прибежище». Только Бог является нашей неприступной крепостью, надежным убежищем и местом благословенного отдыха.

2. «И сила». Бог — преизобильный, неиссякаемый, благословенный и бодрящий источник сил.

3. «Помощник». Господь всегда близок, всегда полон сострадания, всегда верен, всегда готов помочь и всегда всемогущ.

Стих 2. «Скорый помощник в бедах». Ценность веры наиболее очевидна в час скорби, болезни или смерти. Бог приходит для того, чтобы помочь нам вынести страдания; Он облегчает нашу скорбь и дает нам возможность выстоять. Он помогает нам как целительным общением, так и явлением Своей благости. Бог особенно близок к нам в тот момент, когда кажется далеким и отсутствующим — Он сдерживает зло, превращает его в добро и освящает страдающую душу. Отсюда принцип: уповай и жди.

Стих 3. Святое мужество: его источник, полезность и слава.

Стихи 3—4.

1. Многочисленные и веские причины для страха.

а) Предполагаемые несчастья: землетрясения, наводнения и т. п., гонения, проклятия и т. п.

б) Неизбежные несчастья: страдания, смерть, суд.

2. Единственная веская причина для бесстрашия. Отсутствие страха в подобных обстоятельствах должно иметь вескую причину. Коль скоро сам Бог является нашим прибежищем, то, уповая на Него, мы не испытываем страха.

Стих 5. Благая весть в тревожные времена. Град Божий в дни скорби, ободряемый рекой утешения.

Стих 5. Река, несомненно, является образом благословенного завета с Богом, к которому Давид прибегал во время скорби. Потоки этой реки означают не что иное, как многоразличную благодать божественного завета.

1. Кровь Христа.

2. Благотворное воздействие Святого Духа.

3. Истины и обещания Евангелия.

4. Церковные установления.

5. Все средства благодати.

Стих 5. «Веселят град Божий». Наличие реки радует город в силу трех причин.

1. Река обеспечивает будущее города.

2. Река дает возможность торговать.

3. Река делает землю плодородной.

Стих 5. «Град Божий». Город можно называть «градом Божьим» по ряду причин:

1. Бог обитает в нем (Пс.43:5).

2. Город основан и построен Богом.

3. Бог окружил его заботой и защитой.

4. Бог является высшей властью в городе.

5. Город принадлежит Богу.

6. Бог отдал город во временное пользование его жителям.

Стихи 5—6. Бог дает Церкви радость, восполняет ее нужды и защищает от врагов.

Стих 7. Дела человеческие и дела Божьи.

Стих 9. «Видите дела Господа».

1. Дела Господа достойны нашего внимания, ибо подобны Богу, и отражают Его всемогущество, мудрость и справедливость.

2. Глаза были даны человеку не для того, чтобы видеть суету, не для того, чтобы губить собственную душу, а для прославления Творца.

3. Господь радуется тому, что мы смотрим на дела рук Его; Он знает их совершенство и благость, знает, что чем больше мы на них взираем, тем больше Он прославляется.

4. Только мы можем видеть дела Господни, поэтому мы не должны упускать эту возможность.

5. Это принесет пользу нам.

Стих 9. Опустошения, произведенные Господом в утешение святым.

1. Возвещение опустошений.

2. Обещание о будущем.

Стих 10, Великий Миротворец; Евангелие — единственная надежда на полное прекращение войн.

Стих 11. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». Признание Бога Владыкой мира — достаточная причина отвергнуть все возражения против Его всевластия.

Стих 11. «Я — Бог».

1. Бог абсолютен и бесконечно совершенен.

2. Бог настолько велик, что мы не может постигнуть Его своим умом,

3. Богу принадлежит все.

4. Бог достаточно велик, чтобы обладать абсолютной властью над миром.

5. Бог всевластен и проявляет Свое всевластие в Своих деяниях.

6. Бог мстит тем, кто пытается противостать Его всевластию.