48. Псалом-притча о мудрости

Заглавие

«Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом». Все, сказанное в заглавии предыдущего псалма, относится и к этому.

Композиция

Поэт-музыкант исполняет на арфе песнь о печальной судьбе тех, кто уповает на земное богатство. Он хочет утешить страдающих святых. Стихи 2—5 — это вступление; в стихах 6—13 автор призывает нас отставить всякий страх ввиду того, что нечестивым безумцам уготован ужасный конец. В стихе 14 автор поражается неисправимости человеческого безумия. В стихах 15 и 16 мы видим противопоставление удела праведных уделу нечестивых. В стихах 17—21 автор обобщает свои наблюдения в форме краткого поучения. Обратите также внимание на припевы (в стихах 13 и 21) и две паузы «селах».

Истолкование

2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, —3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.

4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание. 5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою.

2. «Слушайте сие, все народы». Псалмопевец обращается ко всем народам, поскольку учение данного псалма касается всех людей. Никто не слушает подобных поучений по собственной воле, и потому учитель вынужден призывать свою аудиторию к вниманию. Тема мудрости и тайного знания, о которой пойдет речь в данном псалме, заслуживает особого внимания со стороны слушателей, и автор подогревает интерес своей аудитории, сочетая в своем произведении нравоучительность притч и благозвучность поэзии.

«Внимайте сему, все живущие во вселенной». «Кто имеет уши слышать, да слышит». Тема псалма касается всех людей без исключения, поскольку законы провидения одинаковы во всех уголках земли. Очень важно, чтобы каждый из нас помнил, что он человек, и понимал, что бренность бытия имеет к нему самое прямое отношение. Все мы предстанем на судилище Христово и потому должны внимать святому наставлению, которое призвано подготовить нас к этому страшному дню. Тот, кто отказывается внимать наставлению, услышит в последний день приговор сурового Судьи: «Идите от Меня, проклятые».

3. «И простые и знатные, богатый, равно как бедный». Печальная, но поучительная баллада богодухновенного певца, льющаяся под сладкие звуки арфы, предназначалась для всех без исключения — для великих мира сего и бедняков, для богатых и прозябающих в нищете. Она укрепляла согбенных, предостерегала превознесенных, отрезвляла богатых, утешала бедных, ибо в ней была сокрыта мудрость для всех, если только человек был готов слушать и внимать. Так и наши проповеди должны содержать мудрость для всех сословий, и все сословия должны извлекать из них пользу. Писать проповеди только для богатых — непростительная лесть, а пытаться с их помощью угодить бедным — пустая демагогия. Истина должна возвещаться так, чтобы ее могли услышать и принять все без исключения; все мудрецы стремятся овладеть этим искусством. Коль скоро бедные и богатые встретятся в могиле, почему бы им не встретиться уже теперь, на земле? Коль скоро в могиле не будет никаких различий между богатыми и бедными, мы должны уже на земле избавиться от предрассудков, мешающих нам получать наставление.

4. «Уста мои изрекут премудрость». Вдохновленный божественным словом поэт хвалит не собственную мудрость, а вещающего через него Святого Духа. Он был уверен, что его устами говорит Дух истины и премудрости. Кто не имеет такой уверенности, тот не имеет права обращаться к людям с наставлением. «И размышления сердца моего — знание». Дух Божий, говоривший через древних провидцев, не просто вещал их устами, но давал им знание. Когда Святой Дух нисходит на пророка, Он не подавляет его разум, а, напротив, дает ему мудрость. Святой Дух не желает, чтобы мы пророчествовали как Валаамова ослица, которая произносила слова, не понимая их смысла. Прежде чем вложить в нас огненный глагол, Святой Дух дарует нам его понять.

5. «Приклоню ухо мое к притче». Тот, кто желает учить других, сначала сам должен научиться. Как музыкант приклоняет ухо к арфе, так и проповедник должен приклонять сердце свое к служению, отдавая ему все силы. Истина открылась псалмопевцу в виде притчи, и он попытался объяснить ее простому народу. Не желая оставить притчу без объяснения, он приклонил к ней ухо и прислушивался к ее голосу до тех пор, пока ее смысл не стал прозрачен, и тогда он смог перевести ее на язык простого народа. Впрочем, для огромного числа непросвещенных эта притча все равно осталась непонятной, но это уже не вина псалмопевца, ибо он говорит: «На гуслях открою загадку мою». Он не был мистиком и не рассуждал о туманных и непонятных темах, однако глубокие и сокровенные мысли его ничуть не страшили. Он пытался отыскать сокровища, сокрытые во тьме, и вынести на свет жемчужины бездны. Он положил свои притчи и мудрость на музыку и настроил арфу на торжественный лад. Соберемся же вокруг певца Царя царей и послушаем псалом, который пел начальник хора вместе с сынами Кореевыми, подпевавшими припевы.

6 «Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! 8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, 10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. 12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

6. «Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?» Человек Божий спокойно встречает тот день, когда зло, идущее за ним по пятам, временно одерживает верх. Беззаконники, которые здесь названы «бедствием», подстерегают праведных, притаившись на обочине, точно змеи, жалящие в пяту. «Беззаконие путей моих» — это зло, намеревающееся уловить нас в сети или ввести в соблазн. Древнее пророчество гласит, что змей будет жалить семя жены в пяту — и враг душ наших прилежно этим занимается. Возможно, на особенно темном участке дороги зло осмелеет и бросится на нас со всей свирепостью. Возможно, те, кто гнался за нами по пятам, точно стая голодных псов, догонят нас и возьмут в кольцо. Даже в таких обстоятельствах мы не должны позволять страху овладеть нами. Испугаемся ли мы их клыков? Ни за что! Мы не убоимся свирепых врагов, ибо знаем, кто они такие. Они всего лишь смертные люди, которые увядают, как цвет полевой, и исчезают безвозвратно. Нет такой опасности, которая могла бы устрашить святых. Самые лютые враги слишком никчемны, чтобы вызвать в их сердцах хотя бы малейший трепет. Не сказал ли Господь: «Я, Я сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава?»

7. Что если против праведника восстали великие мира сего? Все равно он не должен давать волю страху. «Надеющиеся на силы свои». О, несчастные! Они надеются на зыбкий песок. Мы же стоим на скале, поэтому глупо бояться их. Пусть нечестивцы во всеуслышание хвалятся своей силой — мы не перестанем улыбаться. «И хвалящиеся множеством богатства своего!» Пока мы хвалимся Господом Богом, нам не страшны их громогласные бахвальства. Сила, власть и богатство часто делает людей надменными злодеями, притесняющими бедных, однако наследник небес не страшится их величия и не смущается перед их высокомерием. Он видит ненадежность мирского богатства и беззащитность его обладателей перед лицом смерти и понимает, что не стоит бояться полевой травы, мотыльков и мыльных пузырей.

8. «Человек никак не искупит брата своего». Всех земных богатств не хватит для того, чтобы вырвать из тисков смерти одного-единственного человека. Коль скоро враги грозят нам лютой расправой, пусть сначала позаботятся о себе. Пусть бросят все свое золото на чашу весов и посмотрят, что им удастся выкупить у могилы. Бедняки во всем подобны им. Даже если они любят брата своего всем сердцем, никто из них «не даст Богу выкупа за него». Ни за царские сокровища, ни за рубины Монте-Розы, ни за серебро Америки, ни за все золото мира не выкупить у Бога душу человека. О гордецы! Не грозите нам своим земным богатством, но прежде чем устрашать тех, кто одарен вечной жизнью, пойдите и устрашите саму смерть!

9. «Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек». Искупление души стоит слишком дорого, никто не в силах заплатить такую цену. Все попытки выкупить душу при помощи денег обречены на неудачу. Смерть нельзя предотвратить богатством, бастионы ада не отмыкаются золотым ключиком. О обладатели презренного металла, все ваши угрозы пусты и бессмысленны! Презренны ваши детские забавы в глазах тех, кто измеряет ценность всякого имения в священной валюте Царства Божьего.

10. «Чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы». Такого не будет вовек — никакие деньги не могут купить бессмертия. Если люди сходят с ума из-за золота, то что было бы с ними, если бы можно было купить эликсир бессмертия? Мы отвешиваем золото, чтобы хоть немного обмануть могилу и тление: бальзамируем мертвое тело или кладем его в свинцовый гроб, но это смехотворная пародия на спасение, не более чем фарс и суета. Душа слишком возвышена, чтобы ее можно было удержать, когда Господь повелевает ей выйти из тела и воспарить в необозримые высоты. Нас вовек не устрашат эти никчемные хвастуны, коль скоро вся их сила оказывается суетой.

11. «Каждый видит, что и мудрые умирают». Этот факт очевиден всем без исключения. С ним не могут не согласиться даже притеснители и гордецы. Они не могут не заметить того, что даже мудрые люди умирают, а следовательно, все их попытки обмануть смерть ни к чему не приведут. «Равно как и невежды и бессмысленные погибают». Безумие не избавляет человека от смерти. Она приходит как к шуту, так и к ученому мужу. Насмешки не в силах отсрочить смерть: она посещает как университет, так и таверну. Невежды и безрассудные встретят свой конец так же, как несущие бремя забот и отягченные игом бессмысленного учения. Однако если истинные мудрецы умирают, то есть прекращают свое земное существование, то невежд ждет более тяжкая участь — они погибают никем не замеченными. «И оставляют имущество свое другим». В мир иной человек уходит без гроша. Не важно, вступил ли истинный наследник в права наследства или нет, все равно его имение переходит к другим. Друзья оспаривают его собственность, чужаки растаскивают имение по частям, а он не может даже вмешаться. О гордецы, чем обирать сынов Всевышнего, попробуйте сначала сохранить свое имущество! Вступив в темные коридоры смерти, не споткнитесь, желая ужалить нас в пяту!

12. «В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род». Воистину глуп тот, кто глуп не только в словах, но и помышлениях сердца. Такова глупость людей мира сего. Безумие их не знает предела. В глубине души они верят, хотя и боятся сказать об этом вслух, что их земное имение вечно и нетленно. О пустые мечтатели! Они верят в свои фантазии, несмотря на то, что их замки постоянно рушатся. Они не отличают миража от истинного оазиса. Они надеются на постоянство радуги и уповают на нерушимость песочных крепостей. «И земли свои они называют своими именами». Эта практика очень распространена. Человек дает своим землям родовое имя, но это все равно, что писать вилами по воде. Некоторые даже страны называют своими именами, но это ничтожное приобретение, даже если потомки и согласятся сохранить эти названия.

13. «Но человек в чести не пребудет». Человек — лишь пришелец на этой земле. Он приходит на краткий миг, и вот его уже нет. Даже тот, кто живет в белокаменных палатах, очень скоро переберется в новое жилище. Земное величие — это предвестник неминуемой гибели. Герой дня редко переживает этот день. Когда приходит смерть, руки властелина падают в бессилии и роняют скипетр, символ власти; приходит смертный час, и царский венец слетает с головы монарха. «Он уподобится животным, которые погибают». В отличие от паствы, хранимой рукой великого Пастыря, суетный человек подобен загнанному зверю, который обречен на погибель. Он подобен животному как в жизни, так и в смерти. Соря деньгами и купаясь в удовольствиях, он готовит себя к бойне и уподобляется овце, погибающей под ножом мясника. Как горько, что столь достойное существо растрачивает свою жизнь столь бессмысленно и умирает столь бесславной смертью! Чем смерть людей этого мира отличается от смерти псов? Стоит ли праведникам бояться угроз со стороны тех, кто уподобился животным? Нет. Они должны запастись терпением и самообладанием.

Здесь необходимо сделать паузу, поскольку следующий стих является припевом, который повторяется в двадцать первом стихе.

14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

14. «Этот путь их есть безумие их». Упование на земное богатство — не просто отклонение от пути истинного, а сознательный выбор нечестивых, их образ жизни. Все в их жизни подчиняется этим принципам. Они идут по пути безумия. Они — воплощение безумия. Безумие — это неотъемлемая черта их характера, глупость — свойство их души. «Хотя последующие за ними одобряют мнение их». Последующие поколения одобряют безумие своих предков, цитируют их неразумные высказывания и почитают их безрассудство образцом здравомыслия. Почему же они не видят их бесславной кончины и не уразумеют их безумия? Потому что немощь передается по наследству. Благодать — это дар свыше, тогда как мирская скверна передается от поколения к поколению. Род глупцов никогда не вымрет. Людей не нужно учить ползать по земле, они умеют это делать от рождения.

«Селах». Настало время для паузы. Поразмыслим же о неизлечимом безумии сынов Адамовых. И ты, дорогой читатель, поразмысли над своим.

15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. 16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

15. «Как овец, заключат их в преисподнюю». Подобно неразумному скоту, они бегут навстречу собственной погибели и падают в бездну ада. Как овцы послушно следуют за пастухом и идут, куда их гонят, так и нечестивые, сделавшие мир своей опорой, гонимы безудержными страстями навстречу своему концу — преисподней. Согласно альтернативному прочтению, нечестивцы умирают тихо и сходят в могилу незаметно лишь для того, чтобы пробудиться в последний день для великого позора. «Смерть будет пасти их». Смерть пасет их, подобно злому пастырю, и приводит на пастбища пустые и бесплодные, где им предстоит провести вечность. Праведные принадлежат к стаду Господа Бога, Пастыря доброго; нечестивых же пасет смерть, которая гонит их прямой дорогой в ад. Коль скоро, живя на земле, они находились во власти смерти, ибо не перешли от смерти в жизнь, так и в будущем веке на них обрушатся все ужасы ада. Как в древних сказаниях великаны заманивали людей в свое логово и пожирали их, так и смерть, подобно страшному чудовищу, проглатывает великих мира сего.

«И наутро праведники будут владычествовать над ними». Некогда святых гнали, теперь же они будут владычествовать. Грех владычествует ночью, а утром вся его слава рассеивается, как туман, и власти нечестия приходит конец. Великая радость праведных состоит в том, что это утро знаменует начало нового, бесконечного и неизменного дня. С наступлением нового дня Господь восстанет на суд и, осудив нечестивых злодеев, вознесет смиренных и отверженных превыше небес к вящему неудовольствию гордецов. «Сила их истощится; могила — жилище их». Слава нечестивых сгниет в могиле. Червь и тление уничтожат их красоту и величие. Последнее пристанище, могила, не сохранит преданных ей останков. Тела их разложатся, а от их былой силы и величия не останется и следа. Величие святых еще не явлено, а вся красота нечестивых — в этой жизни. Но она увянет, погаснет, разложится, сгниет и не оставит следа в памяти грядущих родов. Стоит ли завидовать участи беззаконника и бояться его угроз?

16. «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней». Мы покинем свое временное пристанище, когда пробьет урочный час и Господь оживотворит нас Своим безмерным могуществом. Путы смерти не могут удержать нас в могиле, так же как они не удержали воскресшего Господа. Благодаря искуплению мы свободны от рабства смерти. Человек не смог найти искупление в земном богатстве; Бог же принес в жертву искупления Сына Своего. Первородный из братьев принес Богу выкуп за нас, и отныне мы — искупленные Господа. Теперь, когда за нас заплачено так много, Бог, несомненно, вырвет нас из рук последнего врага. «Когда примет меня». Он призовет меня из могилы и вознесет на небеса. Даже если обо мне не скажут как об Енохе «и не стало его, потому что Бог взял его», Бог все равно прославит меня. Бог примет мой дух, а тело мое будет почивать в Иисусе Христе до тех пор, пока я не восстану в образе Господа и не облекусь в нетленную славу. О, как велика грядущая слава праведных по сравнению с жалким богатством нечестивых! Об этом стоит поразмыслить, и музыкант снова объявляет паузу. «Селах».

17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: 18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; 19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. 21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

Последние строки псалма содержат ряд наставлений, в которых псалмопевец предлагает нам те уроки, которым научился на собственном опыте.

17. «Не бойся, когда богатеет человек». Не смущайся, когда нечестивые богатеют. Не допускай в сердце сомнений относительно справедливости Бога. Не позволяй ропоту овладеть тобою. Временное благоденствие слишком ничтожно, чтобы о нем беспокоиться. Пусть псы грызут свои кости, а свиньи лакают свои помои. «Когда слава дома его умножается». Не бойся, когда возвышается беззаконник и род его, — в свое время Бог расставит все на свои места. Только безумцы ценят людей потому, что у них много земель. Те, чья слава зиждется на столь шатком основании, поймут истинное положение вещей, когда Бог возвеличит истину и праведность.

18. «Ибо умирая не возьмет ничего». Все, что он имеет, дано ему во временное пользование, и со смертью срок ренты истекает. В реку смерти человек вступает нагим. Умирающие нечестивцы не возьмут с собой ни лоскутка одежды, ни мелкой монеты, ни кусочка славы. Стоит ли завидовать такой участи? «Не пойдет за ним слава его». В глубины преисподней он сойдет в бесславии и нищете. В могиле нет знаков отличия и чинопочитания. Здесь вся его слава, весь почет, все величие, вся стать не имеют никакого значения. В аду нет аристократии. Утонченным и избалованным грешникам придется понять, что ни земной блеск, ни изящество не спасут их от адских мук.

19. «Хотя при жизни он ублажает душу свою». Он называл себя счастливчиком и получил свою награду в этой жизни. Вся его жизнь была погоней за удовольствиями. Он наслаждался лестью подхалимов. «И прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе». Большинство людей поклоняются успеху. Они стремятся достигнуть его любой ценой. Цвет победившей лошади не имеет значения. Достаточно того, что она побеждает. «Следи за первым номером» — вот мудрость мира. Умен лишь тот, кто всегда следит за победителем. Его называют «удачливым бизнесменом», «здравомыслящим торговцем», «человеком, умеющим жить». Заработай деньги, и ты будешь уважаемым, почтенным человеком; хозяйство твое назовется самым успешным бизнесом в городе, а дом твой — лучшим семейством графства. Совершение добра угодно небесам, а совершение добра себе считается верхом благоразумия в этом мире. Тем не менее умирающий миллионер не возьмет с собой ни единого слова земной похвалы. «Умер человек, который стоил миллионы», — скажут про него, но утешат ли эти слова того, кто оказался в жестоких и леденящих объятиях смерти? Банкир гниет так же быстро, как чистильщик сапог; пэр разлагается ничуть не хуже бродяги. О суетное богатство, ты — отблеск радуги на мыльном пузыре, сизый отсвет предрассветного тумана!

20. «Но он пойдет к роду отцов своих». Нынешний род сойдет в могилу так же, как и предыдущий. Сыновья присоединятся к своим отцам в стране забвения. Смертные люди рождают смертных людей. Если наши предки умерли, то умрем и мы. «Которые никогда не увидят света». Умершие нечестивцы никогда больше не вернутся на землю к своим имениям и почестям. Они будут пребывать в царстве мертвых, куда не проникает ни радость, ни надежда, ни свет. Тот, кто некогда имел огромные сокровища, не сможет купить ни одной свечи. Слава его прошла безвозвратно, и вокруг него сгустилась непроглядная тьма. Стоит ли завидовать несчастному злодею, обреченного на такую муку? Можно ли бояться его?

21. В конце песни снова звучит припев. «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают». Человек отличается от животного разумом, а тот, кто не внял небесной мудрости и живет только земным, встретит бесславный конец и погибнет подобно загнанному зверю или животному на бойне. От высот земной славы до глубин преисподней — один шаг. Печальней всего то, что животные, умирая, обретают покой, а нечестивцы, нисходя в могилу, ввергаются в вечную погибель.

Так завершается песнь Божьего певца. Она полна утешения для праведных и предостережений для людей мира сего. Внимайте же гласу мудрости, богатые и бедные! Приклоните ухо, народы земли!

Советы проповедникам

Стих 2.

1. Одни нужды у богатых и бедных.

2. Одни благословения у богатых и бедных.

3. Одно служение.

4. Один удел — небеса.

Стих 3. Господь открывает нам глубокую премудрость, чтобы мы

1) научились думать, постигая Его Слово;

2) испытали свою веру, принимая Слово («приклони» подразумевает смирение);

3) почувствовали радость, постигнув Слово («на гуслях»);

4) объясняли Слово другим, используя свои способности.

Стих 6.

1. Последствия греха:

а) преследуют нас;

б) сказываются на других.

2. Беззакония «окружают нас», когда к нам приходит осознание собственной греховности. Но лучше видеть свои грехи в этой жизни, чем мучиться ими в следующей.

3. Когда грехи наши прощены, нам нечего бояться.

Стих 8.

1. Душа нуждается в искуплении.

2. Ничто не искупит душу из преисподней — ни богатство, ни власть, ни мудрость.

3. Христос стал нашим выкупом.

4. Святой Дух делает искупление реальностью для нас.

Стих 13 (последняя часть). Чем нечестивый похож на животное и чем от него отличается.

Стих 13. Замыслы нечестивого потерпят двойной крах:

1) он не получит то, чего хотел — вечной славы;

2) его постигнет то, чего он не желал — смерть животного.

Иначе говоря, он не достигнет того, чего желал, и его постигнет то, чего он боялся.

Стих 15.

1. Муки нечестивых в аду будут соразмерны их удовольствиям на земле: они уподобятся тучным агнцам, ведомым на заклание.

2. Тление затронет их настолько, насколько в этой жизни они утопали в роскоши. «Смерть будет пасти их». Смерть придет к тем, кто откормил себя для заклания.

3. В том мире они опустятся ровно настолько, насколько в этом наслаждались величием. «Праведники будут владычествовать». Различие между судьбой Лазаря и богача станет очевидным.

4. Вид их будет обезображен настолько, насколько в этой жизни они были красивы. «И ты сделался бессильным, как мы!» (Ис.14:10).

Стих 15. Овцы как образ нечестивых.

Стих 15. «Наутро». Изучите библейские пророчества о том, что произойдет «наутро».

Стих 16.

1. Я возвращусь в прах.

2. Бог искупит душу мою.

3. Бог примет меня во славу.

4. Я возрадуюсь вечной радостью.

Стих 18. Что грешник возьмет с собой, а что оставит.

Стих 21.

1. Человек, обладающий духовным разумением, достоин большей славы, чем ангелы небесные, даже если на земле он не в чести.

2. Великие мира сего, лишенные истинной мудрости, подобны неразумным животным, которые погибают.