50. Четвертый покаянный псалом

Заглавие

«Начальнику хора». Из этого следует, что псалом предназначался не для личного поклонения, а для исполнения на публичных богослужениях. Словами этого бесподобного сочинения может молиться как кающийся грешник, объятый муками совести, так и собрание тех, кто ощущает свою духовную нищету и жаждет очищения. «Псалом Давида». Удивительно, что многие авторы до сих пор сомневаются, был ли этот псалом написан Давидом! Однако возражения их несерьезны, поскольку самобытный стиль Давида не спутаешь ни с каким другим. Подражать Давиду намного сложнее, чем Мильтону, Шекспиру или Теннисону. Его слог уникален и легко узнаваем. «Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии». Псалом был написан Давидом после того, как Божье слово разбудило дремавшую в нем совесть и заставило увидеть всю тяжесть совершенного им греха. Потворствуя плоти, он забыл о пении псалмов, но теперь, когда его духовная природа пробудилась ото сна, он вновь вернулся к своей арфе и исполнил свою покаянную песнь под аккомпанемент вздохов и слезных молитв. Хотя тяжкий грех Давида заслуживает порицания, стоит отметить, что в его случае следует учитывать особые обстоятельства. Он был человеком эмоциональным, воином и одновременно восточным монархом, обладавшим неограниченной властью. Никакой другой царь в его времена не раскаялся бы в подобных деяниях, а следовательно, Давид не испытывал никаких культурных ограничений, нарушение которых трактовалось бы как чудовищный поступок. Сам Давид не ищет извинений, и то, что мы только что упомянули, не следует понимать как попытку оправдать его ужасный грех. Наша цель — предостеречь тех, кто сегодня предается распутству и плотским похотям, и показать им, что в итоге их проступки могут оказаться куда более тяжким грехом, чем все беззакония израильского царя. Вспоминая о грехе Давида, более всего следует размышлять о его покаянии и о посланных Господом наказаниях, в результате которых дальнейшая жизнь Давида значительно осложнилась.

Композиция

Проще всего разделить псалом на две части. Стихи 3—14 — покаянная исповедь и молитва о прощении; стихи 15—21 — благодарность в предвкушении милостей Господних и способ ее выражения.

Истолкование

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

3. «Помилуй меня, Боже». Давид просит о милости, еще не упомянув о грехе. Как вожделенна милость для тех, чьи глаза полны покаянных слез! Прощение грехов — чистая благодать и милость со стороны Бога, и потому мучимый совестью грешник взывает именно к этому качеству Бога. «По великой милости Твоей». Поступи, как Ты обычно поступаешь, даруй Свою милость, милость достойную Твоей благодати. «И по множеству щедрот Твоих». Благослови меня по множеству благости Своей и очисть душу мою от греха. Излей на меня всю снисходительность и сострадание, и пусть им не будет предела. Бесчисленны благие дела Твои, велика благодать Твоя, о Боже! Избери меня объектом Своей щедрой благости и заново соверши Свои благие деяния во мне. Пусть мое прощение и очищение станут доказательством Твоего милосердия. Я безмерно радуюсь, видя то, как Ты милуешь других; дополни же список Твоих милостей еще более великой милостью — отпущением моих грехов. «Изгладь беззакония мои». Уничтожь рукописание, хранящее грехи и беззакония мои. Перечеркни обвинения в мой адрес росчерком божественного пера. Упраздни то, что кажется высеченным в камне. Пусть Твой милостивый резец изгладит то, что запечатлено на скрижалях моего сердца, ибо Ты многомилостив и щедр. Потому я и прошу: очисти грех мой.

4. «Многократно омой меня». Изгладить беззаконие недостаточно: Давид жаждет полного очищения, понимая, что его сердце исполнено скверны. Об очищении он просит Бога, потому что никто другой не сможет очистить все его грехи. Он просит тщательного, многократного омовения. Давид пролежал в грязи слишком долго, и теперь отмыть ее не так-то просто. «Господи, омой же меня многократно, пока с меня не сойдет последнее пятно, пока я не будут чист, как первый снег». Лицемеру довольно того, что его одежда чиста; искренний же проситель молит: «Омой меня». Беспечной душе довольно внешнего омовения; осознающий же свои грехи жаждет действительного, истинного, полного очищения.

«От беззакония моего». Давид считал, что одно беззаконие свидетельствует о порочности всей его натуры; он знал, что грех идет из самых глубин его сердца. Один грех, совершенный против Вирсавии, показал Давиду, насколько велика была порочность его природы, и прелюбодеяние было лишь вершиной этого айсберга. Он желал очиститься от скверны своего греха, который казался ему отвратительным и ужасным, хотя еще совсем недавно он и не помышлял о нем. «И от греха моего очисти меня». Здесь Давид выражается более общо: «Господь, если омовение не поможет, очисти меня другим способом. Если вода не смоет мой грех, очисти меня огнем или чем иным — только бы мне освободиться от порока. Так или иначе, избавь меня от беззакония, избавь полностью и не оставь вины на душе моей». Обратите внимание, что Давид сетует не на наказание Господне, а на свой грех. Как часто убийцы возмущаются при виде виселицы, а на свой грех не обращают никакого внимания! Вор радуется добыче, а тюрьмы боится. Давид же был другим. Его возмущал его собственный грех; громче всего он сетовал на собственные беззакония, а не на их горькие последствия. Когда мы каемся в грехе со всей серьезностью, Бог изливает на нас всю Свою милость. Если мы ненавидим то, что Бог ненавидит, очень скоро мы увидим, как объект Его ненависти перестанет существовать, и к нам придет радость и мир.

5. «Ибо беззакония мои я сознаю». Давид видит свои многочисленные грехи и открыто исповедует их. Его слова можно воспринимать как полное раскаяние. Но он не использует свое раскаяние в качестве оправдания, а лишь указывает на то, что ему нужна милость и получить ее он может только у Бога. Он признает себя виновным и тем самым предает себя божественному суду. Господь, я могу уповать только на Твою милость, не откажи моей просьбе. Ты дал мне желание исповедать грех. Доверши же благое дело, даровав мне отпущение грехов! «И грех мой всегда предо мною». Я думаю о своей порочности постоянно, и эти мрачные мысли гнетут мое сердце. Я изливаю их пред Тобой, потому что не могу выбросить их из головы. Боже, удали от меня и от себя беззакония мои! Человек, осознавший свой грех, мучится не время от времени, а постоянно, но эти мучения не знак грядущего гнева Господа, а предвестники Божьей милости.

6. «Тебе, Тебе единому согрешил я». Суть греха — противление Богу. Чем больше Давид осознавал величину совершенного им против людей преступления, тем острее было понимание того, что он бросил вызов Богу. Все его злодеяния были, в конечном счете, направлены против небесного престола. Нанесение вреда ближнему является грехом главным образом потому, что мы нарушаем закон Божий. Сердце кающегося Давида было настолько переполнено чувством вины и сокрушено перед Богом, что все остальные ощущения отошли на второй план. «И лукавое пред очами Твоими сделал». Совершить злодеяние перед самым престолом Царя, перед Его очами — великая дерзость. Давиду казалось, что он совершил свой отвратительный грех прямо на глазах у Бога. Только сына Божьего может волновать то, наблюдает ли за ним Бог. Если душа человека праведна, то любой грех вызывает в ней острое чувство вины, когда она вспоминает о том, что Бог, против которого был совершен грех, присутствовал при его совершении. «Так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». Если бы Господь осудил Давида и послал ему наказание, тот не смог бы ничего возразить против божественной справедливости. Давид сам признался в своем грехе; более того, грех был совершен в присутствии Судьи, а значит, вина Давида была неоспорима. Факт преступления был установлен, и деяние было поистине грязным, поэтому вердикт Судьи был совершенно справедлив.

7. «Вот, я в беззаконии зачат». Давид приходит в ужас при мысли о том, что он грешен от рождения, и открыто говорит об этом Богу. Опять же, он не пытается оправдаться своей исповедью, но говорит это в дополнение к тому, что уже было сказано. Тем самым он утверждает, что является грешником по природе, он не просто грешит время от времени. Осквернен сам родник моей жизни — не только текущие из него ручьи. От природы я не склонен к добру, напротив, меня естественным образом тянет к тому, что запрещено. Я болен грехом от рождения, и все мое существо противно Богу.

«И во грехе родила меня мать моя». Он мысленно возвращается к моменту своего рождения, но не для того, чтобы очернить свою мать, а для того, чтобы указать на глубокие истоки своей греховности. Отрицать то, что Писание учит здесь первородному греху и порочности человеческой природы, — значит искажать однозначные библейские свидетельства. Тех, кто не принимает этого учения, необходимо наставлять в началах веры. Мать Давида была верной рабой Божьей, Давид был рожден в законном браке, отец его был благочестив, да и сам он был назван «мужем по сердцу Господа». И тем не менее природа его была такой же падшей, как и у других сынов Адамовых, и проявляла себя при первой возможности. Грех сформировался в нас еще до рождения; природа наша зачала грех в момент своего собственного зачатия. О, несчастное человечество! Кто-то, возможно, и кичится своим грехом, но тот, кто научился оплакивать состояние своего сердца, поистине блажен.

8. «Вот». Тема, достойная наших размышлений. Бог желает не внешней набожности, а внутреннего целомудрия. Кающийся Давид еще острее осознает свой грех, когда с удивлением обнаруживает, что требования божественной праведности столь высоки. Слово «вот» в восьмом стихе противопоставляется слову «вот» в седьмом стихе, и какая же пропасть лежит между ними!

«Ты возлюбил истину в сердце». Бог требует от нас честности, искренности, истинной святости и сердечной преданности. Святый Израилев всегда оценивает человека по его внутренней сущности, а не по словам. Он видит то, что внутри человека, так же хорошо, как и то, что снаружи. Для Него нравственная ценность поступка оценивается внутренним мотивом. «И внутрь меня явил мне мудрость». Кающийся псалмопевец чувствует, что Бог показывает ему его греховную сущность, которую тот доселе не осознавал. Все мы должны познать тайну любящего сердца, его падения и пути его возрождения. Великое благословение — знать, что Бог «явит внутрь меня мудрость». Никто не может сделать наше сердце мудрым, кроме Бога; Он же способен наставить нас в совершенстве. Если Святой Дух запишет закон Божий на скрижалях нашего сердца, то это станет для нас источником жизненной мудрости. Святой Дух дарует нашим сердцам страх Божий, а это, как известно, начало мудрости. Дух Божий открывает нам Христа, который есть мудрость во плоти. Таким образом наши бедные, неразумные, смущенные души в конце концов обретут целостность, и в них будут царствовать истина и мудрость.

9. «Окропи меня иссопом». Окропи меня искупительной кровью. Дай мне увидеть и почувствовать ту реальность, на которую указывают установленные Тобой обряды. Мои преступления может смыть только кровь; только самое действенное очищение может очистить мою душу. Да очистится мой грех жертвоприношением. Пусть Тот, кого Ты сделал жертвой за грех, дарует мне очищение — я крайне нуждаюсь в нем. Эти строки можно воспринимать как крик веры или как молитву: «Ты очистишь меня иссопом, и буду чист». Сколько бы ни было во мне скверны, по могуществу божественного искупления я буду чист и непорочен. Я буду вновь допущен в общество искупленных сынов и приобщен к благословенной доле Израиля, подобно прокаженному, над которым священник совершил все предписанные омовения; я буду благоугоден в очах Божьих ради Христа.

«Омой меня». Очисти меня не символическими жертвами, а реальным духовным омовением, которое удалит всякий порок с души моей. Не только прости, но и освяти меня. Избавь меня от зла, которое укоренилось во мне в результате греха. «И буду белее снега». Никто не может омыть меня, кроме Бога, а благодать Его может сделать меня белее снега. Как известно, снег со временем становится грязным и серым от уличной копоти; Бог же дарует нам вечную белизну. Хотя снег бел и внутри, и на поверхности, Ты можешь даровать мне такую внутреннюю белизну, что только таким парадоксальным преувеличением — «белее снега» — можно передать мою непорочность и святость. Убели же меня, Господи; я верую, что Ты сделаешь это и что это Тебе под силу. В Писании немного стихов, в которых проявлялось бы такая вера. Поистине псалмопевец обладал великой верой, если после совершения столь тяжкого греха и осознания своей вины он смог узреть в жертвенной крови достаточное искупление всех своих грехов. То, что Давид смог возрадоваться в надежде на полное очищение, несмотря на мучительное осознание своего внутреннего порока, есть чудо веры. Следует, однако, заметить, что вера его соответствовала слову Божьему, сущности искупительной жертвы и обещанию Господа. О, если бы хоть кто-то из читателей, несмотря на все душевные муки, положился на Господа и на благодать искупительной жертвы, принесенной на Голгофе!

10. «Дай мне услышать радость и веселие». Давид начинает молиться о своей печали ближе к концу псалма. Он начал с оплакивания грехов, затем попросил Бога об их очищении, а теперь просит Его о радости. Молитвы его своевременны и направлены к источнику всякого утешения. Он устал слышать о грехах и потому молится: «Дай мне услышать радость…» Только голос, пробуждающий мертвых, может пробудить в его сердце давно угасшую радость. Он верил, что прощение Божье дарует ему двойную радость: «…радость и веселие». Получивший прощение от Господа ощутит радость в преизбытке; он не только получит ее, но и будет слышать ее голос: она будет петь ему свои ликующие песни. Бывает радость, которую можно чувствовать, но нельзя слышать, поскольку она борется со страхами. Радость же прощения Божьего громогласна и заглушает голос греха. Самая сладкозвучная песнь для нашего слуха — это голос Господа, обещающий нам мир.

«И возрадуются кости, Тобою сокрушенные». Все кости бедного псалмопевца сокрушены всемогущим Богом. Его мучают не обыкновенные раны — Всевышний лишил его всей силы и крепости, он утратил мужество и превратился в трепещущего калеку. Но если Тот, кто сокрушил его, способен и исцелять, то каждая исцеленная рана может стать поводом для славословия, каждая сросшаяся кость — причиной для ликования. Будучи человеком смелым, автор использует смелую метафору. Он просит у Бога великого дара — радости для грешного сердца и музыки для сокрушенных костей. Дерзкая и недопустимая молитва, если бы она не была произнесена у престола Божьего! И у престола Божьего никто не осмелился бы ее произнести, если бы не было креста Христова! Кающийся грешник не должен становиться наемником и не должен тонуть в пучине отчаяния: если отец радуется возвращению блудных сыновей и если соседи торжествуют и веселятся под звуки музыки, то зачем же искупленному печалится и томить свою душу понапрасну?

11. «Отврати лицо Твое от грехов моих». Не смотри на мои грехи, отвернись от них. Грех всегда очевиден и бросается в глаза, но, Господи, отврати лицо Свое от беззаконий моих, чтобы Тебе не увидеть их и не прогневаться на меня, ибо гнев Твой ввергнет меня в погибель. «И изгладь все беззакония мои». Здесь Давид повторяет прошение третьего стиха, добавляя местоимение «все». Не всякое повторение бессмысленно. Когда душа объята мучением, она не может говорить красноречиво, но довольствуется повторением одного и того же. Лицо Давида покрывалось стыдом всякий раз, когда он смотрел на свой грех, и никакие мысли не могли перебить воспоминаний о грехе. Именно поэтому Давид обратился к Богу с просьбой сделать то, чего он сам сделать не мог. Если Бог не отвратит лицо Свое от наших грехов, то Ему придется навеки отвратиться от нас. Если Он не изгладит наш грех, то изгладит имена наши из книги жизни.

12. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже». Разве грех уничтожил человека настолько, что Бог снова должен что-то творить? Если так, то воистину велико разрушение, произведенное грехом в человеке! Я существую лишь как внешняя оболочка; внутренне же я пуст, никчемен. Приди же, Господи, и создай в моей ветхой плоти новое творение. Ты создал род человеческий в прошлом; создай же и во мне нового человека! В девятом стихе Давид просил у Бога об очищении, а теперь он просит чистого сердца, в котором обитала бы эта чистота. Он не говорит: «Очисти мое прежнее сердце», так как слишком хорошо знает порочность своей ветхой природы. Он просит Бога о том, чтобы его ветхий человек был погребен и забыт, а вместо него появился бы новый. Только Бог может сотворить новое сердце и новую землю. Спасение — это явление дивного могущества Божьего; действие в нас и ради нас совершается всемогущим Господом. Прежде всего в исправлении нуждается наше сердце, а иначе наша природа останется порочной. Сердце — это руль души, и пока Господь не овладел этим рулем, судно наше идет в неправильном направлении. О Господи, сотворивший меня однажды, сотвори меня заново и обнови меня в сердце моем.

«И дух правый обнови внутри меня». Когда-то дух мой был праведен; Господи, обнови во мне то, что было утрачено. Закон, начертанный на скрижалях моего сердца, стерся; напиши его заново, о милостивый Создатель! Удали от меня зло по молитве моей и вложи в меня добро, дабы в моем сокрушенном, пустом и «убранном» сердце, из которого только что вышел бес, не поселились семь злейших духов. Эти два предложения образуют полную молитву: «создай» то, чего не было, «обнови» то, что пришло в негодность.

13. «Не отвергни меня от лица Твоего». Не отвергай меня как нечто ненужное; не изгони меня от лица Твоего, как ты изгнал Каина, и не лиши меня Твоего благоволения. Позволь мне быть среди тех, кто знает Твою любовь, даже если мне придется служить привратником. Я знаю, что заслужил полного отлучения от Твоих дворов, но, милостивый Боже, не откажи мне в том, что стало так дорого сердцу моему! «Духа Твоего Святого не отними от меня». Не лиши меня Его утешений, водительства, помощи и животворящей силы, дабы я не уподобился мертвым. Не покидай меня, как ты покинул Саула, перестав давать ему наставления с помощью жребия, пророков и снов. Дух Твой — мудрость моя, не отдавай меня моему собственному безумию. Дух Твой — сила моя, не позволяй немощи овладеть мной. Не отринь меня, Господи, и не отступи от меня. Не порывай связи со мной, ибо только в Тебе спасение мое. Я знаю, что, если Твой чистый Дух соблаговолит остаться в столь порочном сердце, это будет великим чудом. Но, Господи, вся наша жизнь с Тобой — чудо, а потому сделай это ради милости Твоей, молю Тебя всей душой!

14. «Возврати мне радость спасения Твоего». Давид знал, что такое спасение и что оно — дар Божий. Он знал радость спасения Божьего и, потеряв ее на время, просил дать ему эту радость вновь. Никто, кроме Бога, не может вернуть нам утраченную радость. Но поскольку Он может это сделать, мы должны об этом просить. И Он вернет нам радость ради Своей славы и ради нашего блага. Радость приходит вслед за прощением и очищением — не раньше. Только такая радость от Господа, всякая же другая — глупая самонадеянность. «И Духом владычественным утверди меня». Осознав свою немощь и помня о недавнем падении, Давид просит Бога утвердить Его силой, превосходящей его собственную. Владычественный Дух, славный Своей святостью, может утвердить наши стопы так, чтобы мы ходили подобно царям и священникам — во всякой правде и непорочности. И Он сделает это, если мы попросим о Его милостивой помощи. Владычественный Дух не поработит нас Своим действием, но, напротив, освободит, ибо Святой Дух — это Дух свободы. Имея такого Хранителя, мы в безопасности даже на тернистом и извилистом пути. Если же мы останемся одни, то упадем даже на ровном месте. Хорошо молиться одновременно о радости и об утверждении, поскольку нетвердая походка часто ведет к потере всякой радости. С другой стороны, радость сама по себе делает человека твердым и поощряет его к святости. Владычественный же Дух производит и то, и другое Своей державной силой.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

15. «Научу беззаконных путям Твоим». Давид твердо решил быть наставником других, да и кто мог бы сделать это лучше, чем тот, кто сам был наставлен Богом. Лучшими егерями становятся покаявшиеся браконьеры. Прощенный грешник говорит от сердца, поскольку он был научен в школе жизни; его речь ясна и доходчива, поскольку он говорит с состраданием и знает на опыте все, что говорит. Обратите внимание, кого Давид избрал в свои ученики — беззаконников, подобных себе. Кто-то, возможно, и стал бы их презирать, но только не Давид, ибо общий опыт роднит людей. Давид, будучи недостойным наставлять святых, готов был сидеть с грешниками, чтобы смиренно рассказывать им о Божьей любви. Когда Бог оказывает милость одному человеку, Он тем самым показывает нам то, как Он действует всегда. Таким образом, мы понимаем пути Господни, когда анализируем то, что с нами произошло. Возможно также, под словом «пути» Давид имел в виду Господни предписания, которые он на свою беду нарушил и теперь был готов возвещать беззаконникам, чтобы хоть как-то восстановить славу заповедей Господа. «И нечестивые к Тебе обратятся». Мое падение приведет к обращению многих. Ты благословишь мое горькое свидетельство, и оно приведет к обращению тех, кто, подобно мне, совратился на путь лживый. Как мы знаем, этот псалом и другие события жизни Давида на протяжении многих веков служили действенным средством обращения беззаконников, которые оставляли свои злые пути и прилеплялись к добру.

16. «Избавь меня от кровей». От руки Давида пал Урия Хеттеянин, верный воин Израиля, и Давид исповедует свой грех. Кроме того, грех прелюбодеяния, согласно закону Божьему, карался смертью, и Давид признает, что достоин умереть. Тот, кто искренне раскаивается, не ходит вокруг да около, говоря изящными эвфемизмами, — он говорит все сразу, называет вещи своими именами и разом снимает груз с совести. Да и можно ли поступить иначе в присутствии всеведущего Господа? «Боже, Боже спасения моего». До сих пор Давид еще не называл Бога таким именем. Но теперь он взывает: «Боже спасения моего». Когда мы молимся, наша вера возрастает. Давид открывает Богу свой грех весь, без остатка, однако обращается к Нему с большим дерзновением. Таким образом, в христианской жизни мы можем одновременно расти и ввысь, и вглубь. Только Царь может отменить смертный приговор, поэтому верующее сердце радуется тому, что Бог есть наш Царь и что Он — начальник и совершитель спасения нашего.

«И язык мой восхвалит правду Твою». Было бы логичней ожидать от него песен во славу милости Господней, однако Давид, уразумев праведность Божью, которой, по словам Павла, оправдываются нечестивые, обещает неустанно восхвалять Его справедливость. Это и неудивительно: справедливость Божьего милосердия — величайшее чудо на свете. Обратите внимание на то, что в предыдущем стихе Давид обещает проповедовать, а в этом — петь. Можно ли воздать слишком много славы Господу, которому мы обязаны всем? Даже если бы вы были одновременно и проповедником, и регентом хора, и привратником, и заведующим церковным имуществом, и мойщиком ног, вам все равно не удалось бы воздать Богу всей благодарности. Великий грешник, получивший прощение, превращается в великого певчего. Если грех громогласен, то и хвала наша должна быть громогласна. Обретя спасение, мы не станем петь хвалу самим себе; темой наших песен будет Господь, праведность наша, который по справедливости даровал нам прощение ради заслуг Иисуса Христа.

17. «Господи! отверзи уста мои». Давид боится своего греха и потому вверяет себя Божьей заботе, опасаясь открывать уста, пока Господь не снял с них позора. Когда Господь чудесным образом отверзает наши уста, мы, простые смертные, способны возвещать великие истины! То, о чем просил смиренный Давид, — самое большое, о чем может просить проповедник, и я возношу эту молитву, Господи, за себя и за братьев моих. Эта молитва подходит всякому, чьи уста связаны стыдом и позором: когда Господь касается наших уст, с них спадают оковы, и немые начинают петь. «И уста мои возвестят хвалу Твою». Если Господь отверзает нам уста, то Ему должно достаться все, что из них исходит. Ведь то, что мы говорим устами, напрямую зависит от того, кто их отверз. Когда врата уст наших отпираются тщеславием, гневом, лукавством или похотью, из них вырываются сквернословие и брань; если же их отверзает Святой Дух, то из них изливаются благодать, милость и мир. Они кружат в дивном танце, подобно дщерям Израилевым, вышедшим навстречу Давиду, победителю Голиафа.

18. «Ибо жертвы Ты не желаешь». Это тема предыдущего псалма. Очи богодухновенного пророка видели в жертве больше, чем ритуал. Глазами веры он с радостью взирал на истинное жертвоприношение. «Я дал бы ее». Он с готовностью принес бы Богу многие тысячи жертв, если бы только это помогло делу. Он отдал бы Богу все, что у него есть, если бы только Богу это было нужно. За то, чтобы очиститься от греха, мы готовы отдать все, а когда получаем прощение, сердце наше переполняется такой благодарностью, что мы готовы на любые жертвы. «К всесожжению не благоволишь». Давид понимал, что Бога нельзя задобрить всесожжениями, в каком бы количестве мы их ни приносили. Но нужда его была настолько велика, что он сумел через образ узреть первообраз, и через внешний обряд — подлинную благодать.

19. «Жертва Богу — дух сокрушенный». Все жертвы сводятся к одной — к упованию на заслуги Господа и Спасителя Иисуса Христа, которое обитает в сокрушенном сердце. Богу более угодно сердце, оплакивающее свой грех, чем телец, истекающий кровью под ножом священника. Фраза «дух сокрушенный» означает глубокую скорбь, сильное переживание. Она несет в себе идею тяжелых душевных мук, сокрушающих сердце человека. Смиренный и сокрушенный дух назван жертвой Богу потому, что Всевышний ценит такое состояние сердца. «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Сокрушенное сердце — как благоухание для Господа. Человеку свойственно презирать отверженных, Бог же смотрит на них иначе. Что высоко у людей, то мерзость пред Господом. И наоборот: Он любит то, что человек презирает. Бог никогда не отвергал и не отвергнет смиренного, сокрушенного сердца, потому что Он — совершенная любовь, а Христос — друг грешников и блудниц. Господь ищет не тельцов и овнов, а сокрушенных сердец. Одно такое сердце приносит Ему больше радости, чем все жертвоприношения иерусалимского храма.

20. «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион». Пусть угодные Тебе благословения рекой польются на святую гору, избранный Сион. Давид очень любил гору Сион и мечтал воздвигнуть на ней храм. Это желание было в нем столь сильным, что, облегчив свою душу, он тотчас замолвил слово за благословенный Сион. Он осознавал, что своим грехом нанес ущерб славе Божьей в этом святом месте, но все равно просил Бога прославить гору, на которой стоял ковчег завета, и тем самым утвердить храмовое служение богоизбранного народа. «Воздвигни стены Иерусалима». Давид давно планировал воздвигнуть стены вокруг Иерусалима и теперь обратился к Господу за помощью в довершении этого дела. Но возможно и другое, более «духовное» прочтение: Давид молился за успех Господа и Его святого народа. Он понимал, что своим грехом как бы разрушил стены града Божьего, и теперь молил Господа обратить это зло в добро и утвердить Церковь. Богу не составляет труда прославить Сион, и Он сделает это по нашим молитвам. Если Господь не созиждет дома, то труд наш напрасен, поэтому мы непрестанно возносим Ему ревностные молитвы. Если мы не печемся о Церкви Божьей и не принимаем ее интересов близко к сердцу, значит, в нас нет благодати.

21. «Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов». Во дни счастливого благоденствия святые будут непрестанно возносить Тебе, Господи, жертвы святой хвалы в великом преизбытке, и Ты примешь их с благоволением. Спасенный человек молится о том, чтобы Господь возродил и оживил Церковь, зная, что Он будет воистину прославлен в ней. Хотя мы уже не приносим жертв Богу в буквальном смысле слова, тем не менее, будучи священниками, мы возносим к небесам торжественные славословия и жертву хвалы, угодную Богу Иисусом Христом. Мы предлагаем Богу не горлиц и не голубей, а лучшее, что у нас есть — тучных тельцов. Мы рады, что в настоящее время можем исполнить этот стих самым непосредственным образом. Кроме того, мы с тоской и надеждой ожидаем наступления того времени, когда Господь явится во славе, и Церковь, исполнившись неизреченной радости, возложит на небесный алтарь свои совершенные дары, затмевающие величием все жертвы, когда-либо принесенные на земле. Приблизь же этот час, о Господи!

Советы проповедникам

Стих 3.

1. Прошение

а) о милости, а не о справедливости. Грешник нуждается в милости, которая, как и справедливость, является частью божественной природы. Существование милости указывает на реальность греха;

б) о прощении, а не о жалости.

2. Обоснование прошения:

а) великий грех может быть прощен ради великой милости и благодати;

б) множество беззаконий может быть отпущено ради множества щедрот.

3. Смертные грехи могут быть прощены по безграничной милости Господа.

Стих 5.

1. Исповедь. «Сознаю».

2. Смирение. Давид не просто исповедал грех устами, но всегда видел его перед собой и вспоминал о его порочности и последствиях в этой жизни и в будущей.

Стихи 5-6, 13-14, 19.

1. Грех с точки зрения Писания.

а) Личная ответственность. «Грех мой».

б) Грех противен Богу. «Тебе единому согрешил».

в) Грех — отлучение от Бога.

2. Духовное возрождение. Первый шаг — жертва сокрушенного духа. Второй шаг — действие владычественного Духа. «Духом владычественным».

Стих 6.

1. Кто согрешил? «Я».

2. Что сделал? «Лукавое».

3. Что отягощает содеянное? «Пред очами Твоими».

Стих 6. «Тебе».

1. Согрешил против святого Бога, чьи глаза чисты и не могут смотреть на беззаконие.

2. Согрешил против справедливого Бога, который наказывает грех.

3. Согрешил против всемогущего Бога.

4. Согрешил против милостивого Бога.

Стих 6.

1. Осуждение себя

а) за меру греха. Грех совершен не против себя, не против человека, а против Бога;

б) за дерзость греха. «Пред очами Твоими».

2. Оправдание Бога

а) в допущении греха;

б) в наказании греха;

в) в прощении греха. Бог поступает справедливо, оправдывая виновного.

Стих 9.

1. Вера в искупление грехов. «Буду чист».

2. Вера в божественные средства благодати. «Омой меня». Омовение соответствует окроплению кровью жертвы.

3. Вера в действенность жертвы. «Белее снега».

Стих 12.

1. Изменение:

а) чистое сердце;

б) дух правый.

2. Сила, совершающая изменение:

а) сила Бога Творца, создавшего весь мир;

б) сила Бога Вседержителя, постоянно поддерживающего существование творения.

3. Обретение этих благословений. Молитва «сотвори…».

Стих 13. «Не отвергни меня от лица Твоего».

Я не отвергнут, поэтому благодарен.

Я заслуживаю изгнания, поэтому сокрушаюсь.

Я боюсь быть изгнанным, поэтому молюсь.

1. Не изгони из укрытия Твоего присутствия навстречу опасности.

2. Не изгони от Твоей любви навстречу Твоему гневу.

3. Не изгони от радости Твоего присутствия навстречу скорби.

4. Не изгони от благополучия навстречу бедности.

5. Не изгони от надежды на благодать навстречу отчаянию.

Грех гонит нас прочь от Бога, благодать подталкивает в Его объятия.

Грех отделяет душу от Бога, благодать соединяет их.

Стихи 14—15. Три желания.

1. Быть счастливым. «Возврати мне радость».

2. Быть твердым. «Утверди».

3. Быть полезным. «Научу».

Стих 15.

1. Нам не следует стремиться обратить других, пока мы не обратились сами.

2. Чем вернее мы идем путем Божьим, тем точнее и дерзновеннее мы сможем возвестить его другим.

3. Чем лучше мы можем возвестить другим путь Божий, тем большее воздействие окажут наши слова.

Стих 17.

1. Исповедь. Уста Давида сомкнуты по нескольким причинам:

а) из-за греха;

б) из-за природной нерешительности;

в) из-за недостатка рвения.

2. Прошение: «Отверзи». Не только сердце и разум, но и уста.

3. Решение. Давид обещает открыто хвалить Господа.

Стих 17.

1. Если Господь не отверз наши уста, лучше их не открывать.

2. Если наши уста отверсты Господом, лучше их не закрывать.

3. Господь отверзает наши уста не для того, чтобы мы славили себя, а для того, чтобы мы славили Его.

4. Эту молитву нужно произносить всякий раз, когда мы говорим от имени Господа. «Господи, отверзи».

Стихи 17—18.

1. Человек сделал бы все что в его силах ради своего спасения. «Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее».

2. Жертвы не приносят нам никакой пользы. Всех жертвоприношений Израиля не хватило бы для того, чтобы искупить самый незначительный грех.

3. Единственная жертва, которую Бог принимает от человека, — сокрушенный дух и смиренное сердце.

4. Все прочие условия спасения выполняет сам Бог.

Стих 20.

1. За кого молится Давид: за Церковь или за Сион?

а) Благо Сиона так же важно, как и наше собственное благо.

б) Все христиане должны молиться о благе Сиона.

2. За что молится Давид?

а) О благе духовном, а не мирском.

б) О благе великом. «По благоволению Твоему».

в) О благе непрестанном. «Воздвигни». Его учение, святость, ревность.

Стих 21.

1. Когда Бог принимает нас, Он принимает и наши дары. «Тогда».

2. Когда Бог принимает нас, мы должны отдать Богу все наши силы, время, таланты и т. п.

а) Святое послушание.

б) Самопожертвование — не половинчатая жертва, а всесожжение. Не просто агнец, а тучные тельцы.

в) Ревность о Божьих установлениях. «На алтарь».

3. Богу угодно такое служение. «Благоугодны будут Тебе жертвы»,

а) потому что их приносят искупленные;

б) потому что они возносятся во имя Искупителя.