27. Песнь в ночи

Тема и заглавие

Заглавие «псалом Давида» опять не дает нам конкретной информации о времени написания псалма. Так озаглавлены многие псалмы. Однако не случайно, что этот псалом расположен после двадцать шестого: его содержание прекрасно дополняет и продолжает тему предыдущей песни. Двадцать седьмой псалом — еще один пример «песней в ночи», которых Давид написал великое множество. Соловей пел всю ночь, когда в его грудь вонзился шип розы. (Вероятно, имеется в виду сюжет произведения Оскара Уайльда «Соловей и роза». — Примеч. ред.) Давид тоже пел псалмы, когда в его плоть вонзилось множество скорбей. Главным образом, в этом псалме Давид просит Господа не погубить его вместе с делателями беззакония, к которым он испытывает величайшее отвращение. Псалом особенно понятен тем верующим, которые были оклеветаны врагом и, испытав непонимание со стороны людей и их презрительное отношение, жаждут восстановления справедливости у престола божественного правосудия. Кроме того, в этих строках можно увидеть Христа, взывающего к Богу от лица Своего народа.

Композиция

В первом и втором стихах автор ревностно молит Бога услышать его в час скорби. В стихах с 3-го по 5-й описывается и осуждается доля нечестивых. С 6-го по 8-й стих автор восхваляет Бога за Его ответ на молитву, а завершается псалом прошением за всю воинствующую Церковь.

Истолкование

1 К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу. 2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.

1. «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя!» Когда мы опечалены, мы взываем к своему собеседнику, стараясь привлечь его внимание хотя бы этим, если по-другому нам не удалось этого сделать. Впрочем, крик следует направлять только к Богу, ибо любые взывания к человеку — не более чем сотрясание воздуха. Когда мы вспоминаем, что Господь хочет нас услышать, что Он в состоянии помочь, нам сразу же хочется обратиться к Богу нашего спасения и с решимостью повторить слова Давида: «К тебе, Господи, взываю». Неизменный Бог — наша «твердыня», незыблемое основание всех наших надежд, прибежище во время скорби. Мы всем сердцем желаем прибегать к Нему в любой опасности, ибо Он наша крепость. Взывать к скалам в час испытаний бесполезно — лишь Господь-скала внимает нашим мольбам.

«Не будь безмолвен для меня». Пустые формалисты могут удовлетвориться молитвами без ответа, но не искренние просители. Они не довольствуются тем, что молитва успокаивает ум и укрощает волю, они желают большего — получить ответ с небес, без которого они не находят себе покоя. Если возможно, они хотят получить ответ сразу. Они страшатся даже секунды божественного безмолвия. Могучий глас Бога сотрясает землю, но для ревностного просителя молчание Бога не менее ужасно. Впрочем, мы не должны закрывать уста, когда нам кажется, что Бог закрыл уши. Напротив, нам следует молиться с еще большим усердием. Ибо если в голосе нашем звучит ревность и печаль, то Божий ответ не заставит себя долго ждать. Как ужасно было бы наше положение, если бы Бог всегда отвечал на наши молитвы молчанием! Давиду пришла в голову эта мысль, и он стал молиться об этом, показав, как можно «спорить» с Богом в молитве.

«Чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу». Лишившись Бога, отвечающего на молитвы, мы скоро оказались бы в положении более плачевном, чем сошедшие в могилу, и уподобились бы погибшим душам в аду. Нам совершенно необходимо получить ответ на молитву: мы просим Бога о срочном, безотлагательном деле, и, конечно же, Бог дарует мир нашим встревоженным сердцам, ибо Он не способен бросить избранных Своих на верную погибель.

2. Второй стих говорит почти о том же, что и первый, за небольшим исключением: здесь Давид просит еще и о будущем. Услышь меня! Услышь меня! «Услышь голос молений моих». Пребывая в молитвенном духе, мы не можем удовлетвориться отказом — мы трудимся в молитве, настойчиво возносим прошения к Богу и стучим во врата небес до тех пор, пока не получим ответ. Слово «моления» стоит во множественном числе, символизируя большое количество и разнообразие молитв благочестивого мужа, его настойчивость, а слово «голос» показывает, что духовного человека больше волнует глубинная суть его молений, а не слова, которые он произносит. Безмолвная молитва иногда звучит громче, чем все крики жрецов Ваала, пытающихся разбудить свое божество. «Когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему», святому месту, которое было образом Господа Иисуса Христа. Если мы желаем обрести благоволение у Бога, то должны всегда обращаться к окропленному святой кровью ковчегу завета. Воздетые руки — это поза ревностной молитвы, она означает, что мы стремимся к Богу, готовы и желаем получить то, что просим. Мы простираем к Богу пустые руки, ибо мы нищие пред Ним; мы воздеваем их к небу, ибо ищем небесного изобилия. Мы поднимаем их к престолу Иисуса, ибо там обитает наша надежда. И каждый раз, когда мы прибегаем к благочестивым жестам, наше сердце должно пребывать в смирении, ибо только в этом случае Бог нас услышит.

3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.

4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.

3. «Не погуби меня с нечестивыми». Дьявол тащит нечестивцев в ад так же, как в старину разбойников везли на телеге к месту казни. Они будут брошены в геенну, как поленья бросают в огонь. Давид боялся оказаться в одной связке с нечестивыми и подвергнуться с ними осуждению. То, что чувствовал Давид, должен чувствовать каждый благочестивый человек. Даже самые безобидные грешники — худое общество на земле, не говоря уж о вечности. Мы должны избегать их пиров в этом мире, чтобы не подвергнуться с ними вечным мукам. «И с делающими неправду». Эти люди грешат открыто, и их осуждение предрешено. Господи, не дай нам испить их чаши! Беззаконники делают свои дела, даже когда праведники бездействуют. О, если бы мы действительно были соработниками у Бога!

«Которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло». Злодеи ведут себя так, как и положено вести себя в том месте, в которое они идут. Участь лжецов стала их вечной участью, и даже по дороге в преисподнюю они говорят друг другу ложь. Вкрадчивые речи, умащенные притворной любовью, суть путы вражеских сетей, в которые сатана заманивает драгоценные души. Многие его дети преуспели в этом отвратительном мастерстве: они ловят души в сети своего отца и делают это так же ловко, как он. Когда сердце и уста не говорят одно и то же — это верный знак порока. Лживых людей следует опасаться больше, чем диких зверей: лучше оказаться в яме со змеями, чем жить бок о бок с лжецами. Тот, кто слишком громко кричит о мире, сразу же продаст его, если ему предложат хорошую цену. Хороший товар не нуждается в рекламе. Если бы человек по-настоящему хотел мира, он бы не кричал об этом на всех углах. В сердце у него зло, помяните мое слово!

4. Если относиться к нечестивым исключительно как к носителям нечестия, а не как к ближним, то наш праведный гнев, направленный против греха, побудит нас согласиться с божественным правосудием, карающим зло и осуждающим нечестие. Мы будем желать действия божественной справедливости, пресекающей своими устрашениями злые намерения и беззаконие. Тем не менее желание Давида, выраженное в данном стихе, не сочетается с новозаветным духом, который учит нас желать исправления грешника, а не его наказания. Но эти слова становятся вполне понятны и близки, если воспринимать их как пророчество о будущем. О нечестивец, что будет с тобой, когда Господь воздаст тебе по заслугам и отмерит тебе Свой гнев? Он воздаст тебе не только за совершенные злодеяния, но и за все неосуществленные замыслы, ибо Он приравнивает стремления к действиям. Бог видит нашу волю и воспринимает ее как действие, воздавая нам по заслугам. Если не в этой жизни, то в следующей Бог изольет на Своих врагов полную чашу гнева, и они получат воздаяние за свой грех. Господь отмерит им Свой гнев соразмерно с их злодеяниями, их елейные речи не введут Его в заблуждение.

5. «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его». Качества характера Бога видны в Его творении: вселенная изобилует доказательствами Его мудрости и благости. Тем не менее близорукие атеисты отказываются замечать Бога. Бог являет себя в обстоятельствах жизни. Видно, что Он управляет вселенной, обращая зло в добро, рука Его видна в человеческой истории, однако безбожники не замечают Его присутствия. Бог являет себя через действие благодати: повсюду мы видим примеры удивительных обращений. И тем не менее нечестивые отказываются видеть дело рук Божьих. Плотский человек презирает то, перед чем ангелы благоговеют. Бог снисходит до того, чтобы быть нашим Наставником, а человек отказывается учиться.

«Он разрушит их». Он скажет им: «Посмотрите, подивитесь и умрите». Отказавшись увидеть божественную руку, явленную в осуждении других, они испытают ее на себе. Их души и тела подвергнутся вечному уничтожению. «И не созиждет их». Господь не только осуждает, но и оправдывает на Своем суде: у Господа обоюдоострый меч, разящий направо и налево. Будучи исполнены зла, нечестивцы не увидят добра: ефа Господня преисполнена гневом, она не может вместить в себя и каплю добра. Они уподобились старому, обветшавшему, покосившемуся дому, который пришел в полнейшую негодность. В этом доме хранится всякое зло, и потому великий Зодчий разрушит его до основания. Неисправимых злодеев ждет скорое истребление. Кто не исправится, тот будет брошен на попрание. Давайте же будем внимательны ко всем урокам Божьим, будем замечать Его дела и слова, дабы нас не причислили к тем, кто не покоряется божественной воле, и не обрекли на вечные муки в аду.

6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.

6. «Благословен Господь». Святые полны благословений. Они благословенный народ и потому любят благословлять. Но свои лучшие благословения, самые тучные жертвы, они возносят славному Господу. До сих пор в псалме звучали молитвы, теперь мы слышим славословия. Тот, кто усердно молится, усердно и славословит: молитва и благодарение — две стороны души, два колокола, звонящих угодный Богу напев, два ангела, восходящих по лестнице Иакова, два алтаря, источающих благовония, две Соломоновы лилии, с которых каплет благоухающая мирра, две молодые косули, похожие друг на друга как две капли воды, щиплющие ароматные травы на горных склонах. «Ибо Он услышал голос молений моих». Истинная хвала покоится на прочном и незыблемом основании. Это вовсе не иррациональное чувство; оно поднимается из глубин нашего опыта, словно из чистого родника. Когда мы получаем ответ на молитву, мы должны восхвалить Господа. Но мы часто пренебрегаем этой обязанностью. Если бы мы прославляли Бога постоянно, то поддерживали бы других. Если бы мы всегда помнили божественную благость и неизменно превозносили ее устами, мы бы укрепляли собственную веру. Милость Божья не так уж никчемна, чтобы не удостоиться нашей хвалы. Кто дерзнет обойти ее вниманием? Мы должны избавиться от всякой неблагодарности и каждый день пребывать в благодарной любви.

7. В этом стихе Давид исповедует свою веру, укрепленную прошлым опытом. «Господь — крепость моя». Господь помогает нам Своим могуществом и дает нам силу, когда мы немощны. Псалмопевец верой принял дар божественной силы. Упование на невидимого Бога дает нам независимость духа и вселяет в нас сверхъестественную уверенность. «И щит мой». Давид обрел в Боге как меч, так и щит. Господь хранит народ Свой от бесчисленных бед; воин-христианин, скрывшийся в тени крыл Божьих, в большей безопасности, чем исполин, прикрывшийся щитом из бронзы или сверхпрочной стали. «На Него уповало сердце мое, и Он помог мне». Упование от всего сердца никогда не разочаровывает. Прежде чем мы получим от Бога помощь, мы должны обрести веру. Когда же есть вера, помощь Божья не заставит себя долго ждать. Верующий каждый день может говорить: «Он помог мне», ибо божественное покровительство обещано нам на каждый миг земной жизни. Иначе мы были бы обречены на погибель. Когда мы нуждаемся в помощи Божьей, стоит только обратиться к Богу с упованием, и Он поможет нам.

«И возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею». Давид дважды вспомнил о сердце, тем самым показав истинность своей веры и свою радость. Обратите внимание на слово «возрадовалось». Не стоит сдерживать своей радости, когда мы вспоминаем о Божьей благодати, даровавшей нам великие избавления. Мы служим великому Богу, так давайте же радоваться в Нем! Песня — самый подходящий способ, которым душа может выразить свою радость. О, если бы мы более походили на звонкоголосых жаворонков, чем на каркающих ворон! Когда сердце горит радостью, уста не должны безмолвствовать. Когда Бог благословляет нас, мы должны благословить Его от всего сердца.

8. «Господь — крепость народа Своего». Небесный опыт одного верующего — пример для подражания всем остальным. Иегова поступает со всей воинствующей Церковью так же, как Он поступал со Своим рабом Давидом: «Самый слабый между ними в тот день будет как Давид». Они нуждаются в такой же помощи и получат ее, ибо Бог любит их той же самой любовью, которая описана в книге жизни. Они едины со своим небесным Главой, помазанником Божьим. «И спасительная защита помазанника Своего». Здесь царь Давид — прообраз Господа Иисуса, Главы новозаветного народа Божьего, Князя мира, помазанного на царство, через которого мы обрели все благословения. Он добыл для нас полное спасение, и мы жаждем получить от Него спасительную поддержку. Мы приобщились к тому помазанию, которое было щедро излито на Него небесным Отцом, и хотим приобщиться к Его спасению. Слава Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа, который возвеличил могущество Своей благодати в единородном Сыне, которого помазал быть Царем и Спасителем Своего народа!

9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!

9. Молитва за воинствующую Церковь краткая, но глубокомысленная. Мы должны молиться не только за себя, но и за всю Церковь. «Спаси народ Твой». Спаси их от всех врагов, сохрани от всякого греха, помоги во всех бедах, избавь от всех искушений и огради от всякого зла. Выражение «народ Твой» — это еще одно прошение, хотя и не очевидное. Господь несомненно позаботится о Своей Церкви, как о Своем наследии, и защитит ее от уничтожения. «И благослови наследие Твое». Даруй им великие благословения: мир, изобилие, процветание, счастье. Пусть все искупленные дети Божьи будут утешены Святым Духом. Возроди, укрепи, распространи и освяти Свою Церковь. «Паси их». Будь Пастырем для Своего стада и восполни все их нужды, как физические, так и духовные. Словом и повелениями Твоими направляй их, веди, поддерживай и насыщай овец паствы Твоей. «И возвышай их во веки!» Носи их на руках в этом мире и прижми к Своей груди на небесах. Да будут их мысли горними, а желания духовными. Сделай их небесными жителями, уподобь Христу и наполни собой. О Господи, ответь на наши молитвы ради Христа!

Советы проповедникам

Стих 1 (первая часть). Мудрое решение грешника в минуту отчаяния.

Стих 1. Святые боятся уподобиться нечестивым.

Стих 1. Молчание Бога — источник страха.

Стих 1 (вторая часть). Душа нисходит в могилу, когда Бог прячет Свое лицо.

Стихи 1—2. Молитва.

1. Ее форма — «взывание»:

а) слова жизни;

б) выражение боли;

в) голос сердца.

2. Ее объект — «твердыня моя». Бог — основание нашей жизни, убежище и неизменный друг.

3. Ее цель — «не будь безмолвен», «услышь». Мы ждем от Бога ответ — ясный, скорый, актуальный и действенный.

4. Ее средства — «к святому храму Твоему». Господь Иисус — наш истинный престол благодати.

Стих 3. Люди, которых следует избегать; участь, которой следует страшиться; благодать, хранящая нас от того и другого.

Стих 4. Зуб за зуб, соразмерное заслугам воздаяние.

Стих 4. Желание греха приравнивается к его совершению. Следовательно, некоторые будут виновны в том, чего не смогли совершить.

Стих 5. Преступная небрежность как правило жизни. Потеря Божьего благословения и ее ужасные последствия.

Стих 6. Ответ на молитвы; прошлый опыт и песни благодарения.

Стих 7. Сокровища сердца, упование сердца, опыт сердца, радость сердца и музыка сердца.

Стих 7. Поклонение Богу всякой милости.

1. Что Бог значит для верующего.

2. Как мы должны относиться к Богу.

Стих 8. Верующие обладают силой благодаря союзу со Христом.