29. Песнь при обновлении дома

Заглавие

«Псалом Давида; песнь при обновлении дома». Эта песнь была песнью веры, поскольку Давид не дожил до тех дней, когда был воздвигнут храм. Это псалом хвалы, ибо Господь сдержал Свой карающий меч и простил великое беззаконие Давида. Очевидно, эта песнь была написана в честь воздвижения кедрового дворца Давида, в который он переехал после того, как воцарился и покинул пещеру Одолламскую, где прятался от врагов. Если таков действительный смысл этих строк, то следует отметить следующий важный момент: когда верующий переезжает в новый дом, он должен посвятить его Господу. Пусть он соберет своих друзей-христиан и покажет им, что там, где живет он, живет и Бог, и что рядом с его шатром, воздвигнут алтарь. Итак, псалом посвящен воздвижению храма. Давид с великой радостью купил гумно у Орны Иевусеянина и запасся необходимыми материалами. Взором священной веры Давид видел исполнение обещания о храме, который был воздвигнут во время правления Соломона.

Давид пребывает в великой скорби на всем протяжении псалма. Когда в его жизни наступил период относительного благополучия, он самонадеянно вообразил себя неуязвимым. Если дети Божьи благоденствуют в чем-то одном, они, как правило, терпят скорбь в чем-то другом. Мало кто из нас благоденствует во всем.

Даже к радости надежды часто примешиваются скорбные переживания, тем более, когда комфортная жизнь производит в нас плотскую безмятежность и самонадеянность. Так или иначе, за покаянием пришло прощение, и милость Господня была возвеличена. Данный псалом является песней хвалы, а не гласом сетования. Он был сложен во время последних дней Давида, когда царь сделал перепись населения и претерпел за это строгое наказание. Господь, однако, не уничтожил Израиль и повелел Своему ангелу вложить меч в ножны. Благословенный поэт почувствовал вдохновение, стоя на гумне Орны, и излил его в сей восхитительной оде. Псалом посвящен переписи населения и воздвижению храма, построенному в память о том, что Господь удержал Свой карающий меч.

Композиция

Стихи 2—4: Давид славит Господа за избавление. Стихи 5—6: Давид призывает святых вместе с ним воздать хвалу божественному милосердию. Стихи 7—8: Давид признает грех, за который Господь покарал его. Стихи 9—11: Давид повторяет свое прошение, воспевает божественное избавление и обещает хвалить Бога вечно.

Истолкование

2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.

3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

2. «Превознесу Тебя, Господи». Я буду думать о Боге возвышенно и с благодарностью; я выплесну эти мысли в своей лучшей музыке. Другие пусть забывают Тебя, ропщут на Тебя, ненавидят, презирают и хулят Тебя. Я же «превознесу Тебя», ибо Ты облагодетельствовал меня более всех остальных. Я превознесу Твое имя, Твои качества, Твою милость ко мне, Твое долготерпение к народу Божьему, но в первую очередь я превознесу Тебя самого. «Превознесу Тебя, Господи», — восхваление будет моим постоянным занятием. «Что Ты поднял меня». Я превознесу Тебя, потому что Ты превознес меня. Я могу отдавать только то, что получил.

Хвала псалмопевца была вполне обоснованной. У него была причина хвалить Бога от сердца. Бог вытащил его из беды, как заключенного из темницы, как Иосифа из глубокого рва, и потому Давид возлюбил своего избавителя. Благодать «вытащила» нас из бездны ада, из греховного болота, из Топи Уныния. Она подняла нас с одра болезни, освободила от сомнений и страхов. Разве не наполнены сердца наши благодарными песнями? Как высоко Господь вознес нас! Он возвеличил нас настолько, что сделал Своими детьми, принял в Свою семью, соединил со Христом и «посадил на небесах во Христе Иисусе». Превозносите имя Господа, ибо Он превознес нас до небес!

«И не дал моим врагам восторжествовать надо мною». Этой кары Давид страшился больше всего. Из трех предложенных ему наказаний он избрал жезл Господень, но никак не страдание от руки врага. Благословен Господь, избавивший нас от подобной участи. Он не позволил сатане и другим духовным врагам народа Божьего восторжествовать над нами. Он спас нас от сетей ловца. Те, кто пророчили нам вторичное падение, были постыжены. Ожидавшие нашего бесчестия говорили: «Ага, ага, так и будет!» Однако их ожидания оказались напрасными. О, как блаженны те, кого Господь делает столь безупречными, что даже остроглазые завистники мира не могут разглядеть в них никакого изъяна. Можем ли мы причислить себя к таким людям? Давайте приписывать всю славу Тому, кто поддерживает нас в нашем благочестии.

3. Когда на Давида и его народ пришла Божья кара, царь стал возносить молитвы за себя и за Израиль. Давид немедленно отправился в «штаб» и отверг всякие «окольные пути». Бог — лучший Целитель, в том числе и телесных недугов. Мы грешим и поступаем глупо, если забываем о Боге. Аса совершил грех, когда доверился врачам и пренебрег Богом. Если нам нужен врач, то пусть он придет, однако прежде давайте обратимся к Господу. Давайте помнить, что никакое лекарство не действенно само по себе; целительная сила должна прийти от Бога. Если с нашими часами что-то неладно, мы несем их к часовщику. Если же наше тело или душа нуждается в исцелении, то давайте обращаться к Тому, кто создал их и может без труда поправить дело. Что же до наших духовных немощей, то их исцелить может только прикосновение Господа Иисуса: если мы коснемся края ризы Его, то исцелимся. Но даже с помощью всех врачей на земле мы не получим исцеления, если не обратимся к Богу.

«Господи, Боже мой!» Вера называет Бога новозаветным именем «мой Бог». Трижды блажен тот, кто может назвать Господа своим уделом. Обратите внимание на то, как возрастала вера Давида. Если во втором стихе он сказал «Господи», то здесь он говорит «Господи, Боже мой!» Музыка небес, звучащая в сердце, поднимается все выше и выше к самому престолу Божьему, как воскурения поднимаются к небесам от алтаря, усыпанного благовониями. «Я воззвал к Тебе». Я уже не мог молиться и потому воззвал. Я излил свою душу, как дитя изливает свои желания. Я возопил к Господу, ибо знал, к кому взывать. Я не стал обращаться к друзьям и не прибегнул к суетной помощи. И вот плоды моих стараний — «Ты исцелил меня». Я знаю это, я уверен в этом. Я чувствую, что ко мне вернулось здоровье. Слава святому имени! Господь ответит всякому смиренному просителю, молящемуся об избавлении от греховного недуга, так же, как он ответил псалмопевцу. В то же время те, кто не ищет исцеления, пусть винят самих себя в том, что их раны гноятся, а душа умирает.

4. «Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу». Заметьте: не «может быть, вывел», а «вывел»! Давид был совершенно уверен и ничуть не сомневался в том, что Бог совершил для него великое, и ликовал об этом. Он почти уже сошел в могилу, но был восставлен, чтобы возвещать милость Божью. Кроме того, он исповедал, что только благодать сохранила его от ада и преисподней, и вдвойне возблагодарил Господа. Быть избавленным от смерти — великий дар, но спастись от ада — нечто гораздо большее. У псалмопевца были все причины для хвалы: оба благословения были дарами славной десницы Господа, единого источника жизни и искупителя душ наших.

5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

5. «Пойте Господу, святые Его». Присоединяйтесь к моей песне, помогите мне выразить благодарность! Давид чувствовал, что не может восхвалить Бога в достаточной мере, и потому призвал на помощь других святых. «Пойте Господу, святые Его». Давид не хотел брать в свой хор нечестивых; он желал петь только со святыми, которые могли бы петь от всего сердца. Он воззвал к вам, люди Божьи, потому что вы — святые. Если грешники безмолвствуют в ожесточении своих сердец, то пусть ваша святость побудит вас петь. Ибо вы — святые Божьи, избранные, искупленные кровью, призванные и отделенные для Бога, освященные с единственной целью — ежедневно возносить Богу жертву хвалы. Пусть же сие служение ваше переливается через край. «Пойте Господу». Это приятнейшее из занятий и весьма полезное для души дело. Пусть вас не нужно будет заставлять участвовать в этом величайшем наслаждении.

«Славьте память святыни Его». Пусть ваши песни будут песнями благодарения, в которых вы вновь воскрешаете в памяти милости Господни. Даже если мы не чувствуем особой радости в данный момент, одного воспоминания о прошлом должно быть достаточно, чтобы мы взялись за арфу. «Память святыни Его». Святость как качество Бога вселяет в нас благоговейный страх и требует упования в сердце. Но, так или иначе, восславьте память этой святыни. «Свят, свят, свят» — поют серафимы и херувимы. Давайте присоединимся к их песне — не с трепетом, будто бы мы страшимся святости Божьей, а с радостью и смирением.

6. «Ибо на мгновение гнев Его». Здесь Давид имеет в виду наказание Господне как особый дар Отца небесного Своим заблудшим детям. Одним примером такого наказания может служить казнь, пришедшая на Иерусалим за грехи Давида. Впрочем, наказания Господни кратковременны. Бог прекращает их, как только мы обращаемся к Нему с искренним покаянием, молимся о прощении и приносим Ему благоугодную жертву. Поистине, это великая милость, ибо, если бы гнев Господень пылал достаточно долго, он истребил бы всякую плоть. Бог с готовностью убирает Свой жезл, как только человек приходит к покаянию. Он медлен на гнев и скор на милость. Если же гнев Божий настолько суров сейчас, когда воздаяние за грехи совершается в одно мгновение, как же страшно будет терпеть гнев небесного Судьи всю вечность!

«На всю жизнь благоволение Его». Как только Господь взглянул на Давида с благоволением, Иерусалим ожил, равно как и сердце царя. Мы умираем, становимся похожими на засохшие цветы, при виде гневного лика Господа, а Его улыбка оживляет нас, как роса освежает траву. Благоволение Господне не только возвращает нам сладость жизни и радость бытия, но и само по себе является жизнью. Кто желает познать жизнь, пусть ищет благоволения Господа.

«Вечером водворяется плач». К счастью, ночь длится не вечно. Даже в унылую зимнюю пору утренняя звезда зажигает свой светильник. То, что в мрачные минуты жизни мы ощущаем печаль, которая выпадает словно предутренняя роса, — совершенно естественное явление. Когда отсутствие Жениха производит в сердце мрак, наши осиротевшие души томятся в ожидании новой встречи с Возлюбленным, что совершенно естественно. «А на утро радость». Когда восходит Солнце Правды, мы вытираем с глаз слезы и радость изгоняет из души назойливую печаль. Разве может знающий Иисуса не радоваться? Первые лучи солнца приносят нам утешение, ибо Иисус — начало нового дня, и об этом знают все верующие. Плач водворяется только до утра: как только мрак сходит с лица земли, печаль рассеивается. Давид говорит, что святые знают об этом и поэтому радостно поют. Поистине, это достойная причина для славословий! Короткие ночи и радостные дни заставляют взять в руки псалтирь и гусли.

7 И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек». 8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лицо Твое, и я смутился.

7. «И я говорил в благоденствии моем: „не поколеблюсь вовек»». Давид повстречал настоящую опасность тогда, когда ему уже не угрожали ни враги, ни мятежный сын. Как много кораблей тонет в штиль! Нет большего искушения, чем спокойствие. «И я говорил в благоденствии моем: „не поколеблюсь вовек»». О Давид! Слова и мысли твои перестали быть мудрыми, ибо Господь основал мир на водах, чтобы показать его ненадежность, изменчивость и непостоянство. Горе тому, кто строит на основании этого мира! Он воздвигает тюрьму своим надеждам. Мы не должны думать, что никогда не поколеблемся, но, напротив, должны помнить, что очень скоро нас не станет вообще. Ничто не вечно под луной. Если я благоденствую сегодня, это вовсе не гарантирует, что я буду благоденствовать завтра. Как все спицы колеса направляются к центру, так и смертная плоть спускается в могилу. Здесь происходят постоянные изменения: те, кто сегодня пребывает в прахе, завтра окажутся на высоте, а те, кто превознесен сегодня, очень скоро будет повержен в прах. Скорее всего, благоденствие вскружило псалмопевцу голову, иначе он не был бы столь самонадеянным. Он стоял благодатью, но забыл, кто он такой, и пал.

Читатель, не гнездится ли подобная гордыня и в твоем сердце? Берегись, чтобы ядовитые пары успеха не вскружили тебе голову и не превратили тебя в безумца.

8. «По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою». Давид приписывал свое благоденствие действию благодати Божьей. Хорошо, когда мы видим руку Божью за всем, что имеем. Однако обратите внимание, что добро в добром человеке не всегда приводит к добру, ибо в данном случае к благоденствию Давида примешалась плотская беспечность. Он сравнил свое состояние с горой — лучше бы он сравнил его с едва заметным бугорком. Человек всегда думает о себе слишком хорошо. Давид хвалился непоколебимостью своей горы, хотя сам сказал в псалме 28: «Господь заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу». Разве благоденствие Давида было прочнее горных цепей Ливана? О, тщеславие, столь свойственное всем нам! Когда люди Божьи позволяют пустым фантазиям завладеть ими и воображают, будто они могут в этом мире наслаждаться спокойствием и постоянством, все их тщеславные мечты лопаются, как мыльный пузырь.

С какой внимательностью и нежностью Бог исправил ошибку своего раба: «Но Ты сокрыл лицо Твое, и я смутился». В ударах не было никакой нужды — сокрытого лица было вполне достаточно. Это свидетельствует, во-первых, о том, что Давид был истинным верующим, ибо грешник ни на мгновение не смутился бы, если бы Господь скрыл от него Свое лицо, а во-вторых, о том, что радость святых зависит от присутствия Господа. Какой бы прочной ни была гора, она не даст нам покоя, пока наши отношения с Господом не будут восстановлены и пока лик Его не просияет. Впрочем, печаль в данном случае — весьма уместное чувство. Если мы наслаждаемся светлым ликом Господа, то лишиться этого блаженства — большая беда для нас.

9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа умолял: 10 «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? 11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».

9. «Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа умолял». Молитва — неистощимый ресурс народа Божьего. Даже когда мы не знаем, что делать, мы можем приступать к престолу благодати.

Когда гора наша колеблется от подземных толчков, престол благодати стоит незыблемо и прочно, и мы всегда можем приходить к нему за помощью. Не будем забывать о молитве, не будем подвергать сомнению ее действенность. Ведь рука наказывающая может и исцелять. Давайте же обратимся к Тому, кто сокрушает нас, и молитвы наши будут услышаны. Молитва даст нам большее утешение, чем город Каина или музыка, которую слушал Саул. Веселье и плотские утехи мало помогают в состоянии отчаяния и смущения. Молитва же поможет там, где все остальное бессильно.

10. Из этого стиха мы узнаем о том, как Давид молился. Он спорил с Богом, приводил доводы в свою защиту, доказывал свою правоту. Он не пересказывал Богу доктрин, не открывал Ему своего опыта и, кончено же, исподволь не пытался навредить другим людям своей молитвой. Впрочем, на некоторых молитвенных собраниях люди действительно вместо общения с Богом занимаются подобными вещами. Давид же вступил в схватку с ангелом завета; он умолял Бога всеми силами своей души и одержал верх. Ум и сердце, суждения и чувства, память и интеллект — все, что было в Давиде, умоляло любящего Бога о милости. «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу?» Ведь Ты, Господи, потеряешь певца из Своего хора, лишишься того, кто любит славить имя Твое. «Будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» Разве не убавится на свете свидетелей Твоей верности и истины? Пощади же Своего бедного и недостойного раба ради имени Своего!

11. «Услышь, Господи, и помилуй меня». Краткое, но всеобъемлющее прошение; давайте молиться так во всякое время. По сути, это молитва мытаря. Пусть она будет и нашей молитвой. Когда Бог слышит молитву, Он оказывает нам великую милость: сами по себе наши прошения не заслуживают ответа. «Господи! Будь мне помощником». Еще одно лаконичное, экспрессивное и подходящее для всех случаев жизни прошение. Оно подходит к сотням ситуаций, в которых оказываются дети Божьи. Его может произносить проповедник перед проповедью, страдалец на одре болезни, трудящийся на жатве, верующий в искушении или человек Божий в скорби. Ведь когда Бог оказывает нам помощь, трудности исчезают. Бог — помощь святым в тесное для них время, скорый помощник в бедах. Два кратких прошения этого стиха — это пример того, как могут молиться занятые тяжелым трудом люди, которые не имеют возможности проводить долгое время в молитвах.

12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, 13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.

12. Обратите внимание на разительный контраст: Бог забирает плач народа Своего, и дает ему взамен… мир и покой? Нет, гораздо больше! «И Ты обратил сетование мое в ликование». Господь дает святым сердцам ликовать при одном упоминании Его имени. Он снимает с детей Своих вретище. Это хорошо. Как приятно скинуть с себя постылые одеяния скорби! Но что же дальше? Господь облачает нас в новые одежды. В какие? В одежды простолюдина? Нет, в царские ризы, в которые одето все воинство прославленных духов на небесах. «Снял с меня вретище и препоясал меня веселием». Эта одежда лучше одеяний из шелковых или золотых тканей, украшенных вышивкой и драгоценными камнями. Сердца многих бедняков облачены в это небесное одеяние, хотя их внешний гардероб и ограничивается фланелью и вельветом. Такому человеку не нужно завидовать утопающим в роскоши императорам. Слава Тебе, Боже, ибо Ты обогатил мою духовную природу чувством полного прощения и окончательного оправдания и наполнил меня Своей полнотой.

13. «Да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно». Вот почему язык мой и душа моя будут славить Господа вовек. Если бы мы не славили Господа после того, как Он ниспослал нам столько милостей, то совершали бы великий грех. Бог не желает слушать наше молчание, когда у нас есть столько причин хвалить Его. Он не желает видеть в Своем доме немых детей. Все они будут петь на небесах; а если так, то они должны петь и на земле. Давайте и мы воспоем вместе с поэтом:

Здесь музыку свою начну я вновь играть,

Дабы душа моя взлетела к небесам.

О, дай мне музыку, чтоб душу изливать,

Свои страданья возложить к Твоим ногам.

Бога славлю я в жизни, в смерти, в страдании.

Славословлю, пока Он дает мне дыханье.

Когда холод предсмертный ляжет на лик:

Я скажу: «Как люблю я Тебя в этот миг!»

Советы проповедникам

Заглавие. Освящение дома; как его следует проводить.

Псалом в целом. В данном псалме мы видим ход мыслей Давида до, после и во время испытаний.

1. До испытания: стих 7.

2. Во время испытания: стихи 8—10.

3. После испытания: стихи 12—13.

Стих 2 (первая часть). Бог возвеличивает Свой народ, а народ возвеличивает своего Бога.

Стих 2 (вторая часть). Радость избавления — да не восторжествуют над нами враги наши.

Стих 2. Неудачи дьявола.

Стих 3. Больной, врач, лекарство и исцеление. Или: обещающий Бог, верующий в болезни, молящееся сердце, исцеляющая рука.

Стих 4. Восстановление и сохранение — две величайшие милости. Особенно их слава видна на фоне могилы и ада. И то, и другое исходит от Господа.

Стих 5. Песнь как святое служение; песнь — блаженный удел святых; святыня Божья — излюбленная тема для наших песен. Память помогает нам не забывать о славословии.

Стих 6. Гнев Божий; как Господь гневается на Свой народ.

Стих 6. Ночь плача и утро веселья.

Стих 6. Жизнь в благоволении Божьем.

Стих 6. Беды временны, радости постоянны.

Стих 7. Опасности, сопряженные с благоденствием.

Стихи 7—13. Благоденствие усыпило бдительность Давида, и Он впал в состояние плотской беспечности. Бог послал ему испытание, чтобы он пробудился. Мы видим все последующие мысли Давида, которые следует рассмотреть в том порядке, в котором они указаны.

1. Плотская беспечность.

2. Духовная нерадивость.

3. Ревностные молитвы.

4. Скорое исцеление.

5. Благодарение.

Стих 8 (первая часть). Плотская беспечность. Ее причины, последствия и исцеление.

Стих 8 (вторая часть). Целительная печаль души, объятой духовной тьмой.

Стих 9. Молитва — средство от всех бед (во взаимосвязи со ст. 4).

Стих 10 (первая часть). Давид приводит доводы в пользу того, что Бог должен спасти его от смерти и вернуть ему Свое благоволение.

Стих 10 (вторая часть). Воскресение: время, когда прах будет славить Бога и возвещать Его истину.

Стих 11. Две драгоценные молитвы: краткие, но всеобъемлющие и насущные.

Стих 11. «Будь мне помощником». Я вижу, как многие падают. Я тоже упал бы, если бы не рука Твоя. Я немощен, я подвержен искушениям. Сердце мое лукаво. Враги мои могущественны. Я не могу доверять человеку, я не смею доверять себе. Благодать Твоя не лишит меня общения с Тобой.

«Будь мне помощником». Эта молитва подходит для всех дел, конфликтов, испытаний, действий по распространению славы Божьей, дней благоденствия и каждого часа жизни. Пусть она течет из наших сердец и повторяется устами. Дай нам, Боже, увидеть ответ на нее. Ибо если Бог помогает нам, то для нас нет неосуществимых дел, непобедимых врагов и непреодолимых препятствий.

Стих 12. Преображение. Внезапное, полное, божественное — «Ты»; личное — «мое»’, милостивое.

Стих 12. Святое ликование (то есть танцы): раскройте смысл метафоры.

Стих 12. Бог облачает верующего в новую одежду. Проиллюстрируйте на примере Мардохея или Иосифа. Перечислите все, что верующим приходится носить в этом мире (в печали, в нищете, в гонениях и т. п.).

Стих 13. Наша слава и ее связь с Божьей славой.

Стих 13. Греховное молчание.

Стих 13 (вторая часть). Обет верующего; когда его следует давать. См. псалом в целом.