32. Творение и провидение

Заглавие

Псалом не имеет заглавия и не содержит никаких указаний на авторство. Как сказал Дэвид Дикинсон, «это сделано для того, чтобы научить нас рассматривать все Писание как богодухновенное откровение и не измерять его ценность авторством конкретного человека».

Тема

Тема этой священной песни — прославление Бога.

Композиция

В стихах 1—3 автор увещевает праведников славить Господа, потому что, как сказано в стихах 4—5, Он совершенен, и, как сказано в стихах 6—7, явил Свое величие в творении. Из стихов 8—11 следует, что люди должны бояться Господа, потому что Он в Своем провидении достигает всех Своих целей. В стихе 12 говорится, что народ Его благословен. Псалмопевец в стихах 13—19 превозносит всеведение и всемогущество Бога, Его милосердие к Своему народу, показывая, что плоть человеческая, в отличие от Бога, действенной помощи оказать не может. В 20-м и 21-м стихах автор выражает свою твердую уверенность в Боге, а в завершающем 22-м — искренно Ему молится.

Истолкование

1 Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.

2 Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;

3 пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием.

1. «Радуйтесь, праведные, о Господе». Радость — это основа хвалы. Когда мы радуемся Господу, мы прославляем его, даже если из наших уст не льется песня. То, что Бог такой, какой Он есть, что Он принадлежит нам вовек, должно переполнять сердце наше радостью. Радоваться преходящим благам — опасно, находить удовольствие в себе самом — глупо, искать утешения в грехе — губительно, а радоваться Господу — великое благо. Если вы желаете двойного рая, то должны уже на земле радоваться так, как радуются небожители. «Праведные». Радость — в первую очередь долг праведных, с них больше спрос, их душа лучше умеет радоваться, поэтому праведные должны радоваться прежде всех людей. Но случается, что они забывают радоваться о Господе, поэтому их нужно время от времени к тому побуждать.

«Правым прилично славословить». Бог любит все прекрасное. Когда святые облачены в одежды небесного хора, Бог радуется их благолепию. Человек, омытый кровью Христа, должен держать в руке арфу. Никакие драгоценности не украсят лик праведников так, как святая хвала. Профессиональные, но непрощенные певцы не могут вознести Богу достойной хвалы. Это все равно, что украсить золотым кольцом свиное рыло. Нечестивые сердца поют фальшиво, а Господь радуется праведным. Если на небесах праведные облачены в одежды хвалы, то и на земле они должны носить эту одежду постоянно.

2. «Славьте Господа на гуслях». Чтобы славить Бога должным образом, человеку нужна помощь. Именно поэтому в Ветхом Завете так широко использовались музыкальные инструменты. Израиль был юн, он учился при помощи самых разнообразных средств. В последние же дни, когда Христос даровал нам духовную зрелость, мы можем петь и без использования гуслей и рожков. Мы не считаем, что музыкальные инструменты необходимы для богослужения, поскольку они могут лишить его простоты, но вместе с тем мы и не говорим, что использовать их нельзя, ибо, если Джордж Герберт или Мартин Лютер славят Бога лучше с использованием инструментов, то что можно на это возразить? Нам они не нужны; на нашем богослужении они скорее мешали бы, а не помогали. Впрочем, если другие считают иначе, то имеют на это полное право, ибо христиане — свободные люди. «Пойте Ему». Пение Господу — это сладчайшая и прекраснейшая музыка. Нет инструмента подобного человеческому голосу. «На десятиструнной псалтири». Мы должны использовать все ноты октавы, ибо весь нотный стан и вся музыка принадлежат Господу. Если в Библии упоминается несколько музыкальных инструментов, это означает, что мы должны славить Господа всеми силами души.

3. «Пойте Ему новую песнь». Все песни хвалы должны быть посвящены Господу. Пение ради пения — пустая трата времени. Дань следует приносить Царю, а не выбрасывать на ветер. Помнят ли об этом поклоняющиеся Господу? Превознося Царя царей, мы должны делать это всеми силами своей души, а не просто открывать рот без единой мысли в голове. Каждый гимн хвалы должен быть новой песней. Сохранять свежесть в богослужении так же важно, как и в личном поклонении. Не стоит петь Господу старых, запетых песен; в каждую песню следует вкладывать всю душу, все сердце, весь пыл. Милость Господа обновляется каждое утро; каждый день мы видим в деяниях Господа и в Его Слове новую красоту.

«Пойте Ему стройно». Великое зло — славить Бога небрежно. Бог заслуживает нашей полной самоотдачи. Каждый христианин должен стараться соблюдать все правила пения, чтобы петь слаженно с другими прихожанами. Самые сладкие голоса, самые сладкие мелодии и самые сладкие слова — лишь малая доля того, что мы должны воздавать Господу. Давайте же не будем предлагать Ему плохих стихов, положенных на посредственную музыку и исполненных фальшивыми голосами. «С восклицанием». В богослужении должен чувствоваться святой пыл. Учтивый шепот здесь не уместен. Это не значит, что Бог не услышал бы нашего шепота — просто великая радость находит себе выход в самых громогласных восклицаниях. Когда верноподданные видят своего владыку, они приветствуют его громкими криками. Разве не должны и мы кричать «осанна» при виде Сына Давидова?

4 Ибо слово Господне право и все дела Его верны.5 Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.

4. «Ибо слово Господне право». Все установления Господа в физическом, нравственном и духовном мире истинны, особенно же воплощенное Слово, Господь Иисус Христос, наша праведность. Все, что Бог установил, есть благо, праведность и совершенство. В Божьем мире нет изъяна, все недостатки — результат человеческого греха. Слово Его сотворило все совершенным. Когда мы взираем на Его обещания и вспоминаем Его святость, мы понимаем, что у нас есть множество причин для радости и благодарения. «И все дела Его верны». Дела Господни истекают из Его Слова и всегда ему соответствуют. Он никогда не делает и не говорит неправды. Все Его дела и слова соответствуют Его сущности и чистейшей истине. В Слове Божьем нет никакой лжи; в делах Его нет ничего показного или ненастоящего. В творении, провидении и откровении мы видим только истину. Дети Божьи не должны поступаться своими принципами ни в делах, ни в мыслях. Поистине, мы служим великому Богу! Чем больше мы Его знаем, тем больше наша духовная природа преклоняется перед Его совершенством. Даже то, что Он нас наказывает, сочетается с Его истинным Словом. Перо Господа никогда не делает клякс, Господь никогда не оговаривается, и рука Его никогда не совершает ошибок. Благословенно имя Его!

5. «Он любит правду и суд». Бог всем сердцем любит правду, как в теории, так и на практике. Он не просто одобряет правду и суд — Он находит в них великую радость. Характер Божий — море, каждая капля которого должна стать источником хвалы для святого народа. Отец любит праведность Иисуса Христа особенным образом и ради нее не вменяет греха прощенным детям Божьим. Грех, с другой стороны, ненавистен Богу, и горе тем, кто умирает в нем. Если Он не увидит в них праведности, то поступит с ними по правде и предаст их строгому и суровому суду.

«Милости Господней полна земля». Придите, астрономы, геологи, физики, биологи, химики, придите все, кто изучает дела Божьи, ибо все ваши правдивые рассказы подтверждают истину данного стиха. Милости Господней полна земля; она видна во всем: от маленькой мушки до огромного левиафана. Даже бескрайняя пустыня таит в себе Господни милости, а глубины океана скрывают сокровища Его любви. Земля могла бы быть полна ужасов, а вместо этого она изобилует примерами Господней милости. Кто живет среди этого богатства как рыба в воде и не замечает его, тот заслуживает смерти. Если земля полна милостей, то что ждет нас на небесах, где лучи благости Господней ярче в тысячи раз?

6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его— все воинство их:7 Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

6. «Словом Господа сотворены небеса». И ангельские небеса, и звезды, и твердь, и околоземное пространство — все эти виды небес были сотворены словом. Мы даже можем сказать Словом, ибо «без Него ничто не начало быть, что начало быть». Интересно, что в следующем стихе говорится о Духе: «И духом уст Его — все воинство их». Таким образом, в сотворении мира участвовали все три лица Троицы. Богу не составляет никакого труда создать огромные небесные тела или славных ангелов. Всякий акт творения — действие Слова или духа уст Его. Для Бога создать вселенную так же просто, как для человека дышать, даже проще, ибо человек дышит не сам по себе, а заимствует дыхание у Творца. На основании этого стиха можно сделать вывод, что все созданное было устроено божественной мудростью, ибо Слово Его может означать Его волю или определение. Мудрое и милостивое Слово создало все существующее, а животворящий Дух поддерживает существование вселенной.

7. «Он собрал, будто груды, морские воды». Некогда воды были разлиты по лицу земли, как зерно рассыпано по амбару. Ныне же они собраны в одно место. Кто еще мог бы собрать их воедино, как не великий Господь, по приказу которого бегут воды? Чудо Чермного моря повторяется в природе изо дня в день — море, которое ныне вторгается на сушу под действием луны и солнца, поглотило бы землю, если бы Господь Своим повелением не поставил ему предел. «Положил бездны в хранилищах». В безднах океана Бог хранит Свои бурные стихии. В недрах земли лежат огромные запасы воды, питающие родники и колодцы. Как милостив Господь, что восполняет наши насущные нужды! Возможно, автор также имел в виду облака — скопление града, снега и дождя, эти сокровища благости Господней, изливающихся на просторы земли. Заметьте: водные массы хранятся не где попало, а в особых хранилищах, где они сберегаются на удовлетворение будущих нужд. В предусмотрительности нашего небесного Иосифа мы видим великую заботу и попечение, ибо хранилища его полны, чтобы удовлетворять нужды земли. Эти хранилища могли бы быть арсеналом отмщения, как это было раньше; ныне же они — вместилища милости.

8 Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной,9 ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.10 Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов.11 Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род.

8. «Да боится Господа вся земля». Бояться Господа должны не только иудеи, но и язычники. Псалмопевец был лишен национальных предрассудков и не ограничивал паству Господню семенем Авраама. Он желал, чтобы и дальние народы почитали Господа. Если они не достаточно просвещены, чтобы славить Бога, то пусть хотя бы боятся Его. В трепете присутствует иное, более примитивное поклонение: трепещущий человек невольно признает безграничную власть грозного Божества. В мире, полном знамений божественного могущества, нет места для наглых богохульников. Во всем мире не найдется подходящего места для строительства храма атеизма. Нет человека, для которого хуление имени Божьего было бы естественным занятием. «Да трепещут пред Ним все живущие во вселенной». Пусть они оставят своих идолов и в почтении поклонятся единому живому Богу. То, что выражено здесь в форме пожелания, можно трактовать и как пророчество: воистину, все народы поклонятся Господу.

9. «Ибо Он сказал, — и сделалось». Творение — плод Слова Божьего. Господь сказал: «Да будет свет», и стал свет. Бог явил Свое величие в мгновение ока, с невероятной легкостью сотворив жизнь. «Он повелел — и явилось». Мир был создан из ничего и утвержден Богом. Та сила, которая некогда вдохнула жизнь во вселенную, ныне поддерживает ее существование. И хотя мы можем этого не замечать, на поддержание жизни вселенной требуется не меньше могущества, чем на сотворение. Блажен тот, кто научился полностью полагаться на Слово Того, кто соткал небеса!

10. «Господь разрушает советы язычников». Воля Господа исполняется всегда; в то же время Он внимательно следит за тем, чтобы враг не осуществил свои коварные замыслы. Они еще не начали воплощаться, а Господь уже подписал им смертный приговор на Своем суде. А когда язычники, укрепившись, начинают осуществлять свои злодейства, Бог расстраивает их козни и все хитроумные замыслы. Власти креста покорится не только безумие язычников, но и их мудрость. Какое великое утешение для тех, кому постоянно приходится сталкиваться с софистикой и так называемой философией, противопоставляющей себя истине в Иисусе Христе.

«Уничтожает замыслы народов». Все их гонения, злословия и лживые речи приносят вреда не больше, чем воздушный шарик, ударяющий по гранитной стене. Они совершенно не действенны, ибо Господь царствует над злом и обращает его в добро. Замыслам Божьим ничего не грозит: бесконечная премудрость мудрее адского коварства, а бесконечное могущество сильнее сатанинской злобы.

11. «Совет же Господень стоит вовек». Намерения Господни неизменны, повеления Его утверждены навек. Все замыслы Господа будут исполнены. Он предопределил ход событий по изволению воли Своей, и никакие вражеские козни не в силах помешать Ему хотя бы на мгновение. Человеческие замыслы подобны легкой паутине или невесомой пушинке, которая подчиняется воле ветра; вечные же замыслы Бога тверже земли. «Помышления сердца Его — в род и род». Поколения приходят и уходят, сыновья отправляются к своим праотцам, а вечный совет Господа стоит незыблемо и спокойно, производя предопределенный плод в свое время. Ни один человек не надеется, что его воля или намерения будут осуществляться из поколения в поколение. Мудрость одного века — безумие для другого. Господня же мудрость всегда мудра, и Его определения пребывают в род и род. Сила, которой Он осуществляет Свои замыслы, не убывает с течением времени. Тот, кто явил Свою абсолютную власть над фараоном, по сей день остается тем же Царем царей и Господом господ. Его колесницы до сих пор шествуют в царском величии, и никто не может противостать Его вечной воле.

12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе.

12. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог». Израиль был блажен в своем уповании на единого истинного Бога. Благословением избранного народа было принятое им откровение от Господа. В то время как другие народы пресмыкались пред своими идолами, избранный народ был возвеличен духовной религией, открывшей им невидимого Бога. Все уповающие на Бога блаженны в высшем смысле этого слова, и никто не в силах отменить это благословение. «Племя, которое Он избрал в наследие Себе». Основанием этого блаженства является избрание. Божественный выбор определяет все. Никто не может сделать Господа своим, если Господь не избрал его прежде. И как же возвеличивает нас этот выбор! Бог поистине возвеличил нас Своим выбором и сделал это для великой цели. Отныне мы — особый удел и радость Господа Бога. Имея это благословение, давайте возрадуемся о Господе и покажем всему миру, что мы служим великому Владыке.

13 С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;14 с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:15 Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.

16 Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. 17 Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.

18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, 19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

13. «С небес призирает Господь». Псалмопевец пишет, что Господь обитает на небесах, что вверху, и смотрит на землю, что внизу. Он видит все, но главным образом Его любящий взор устремлен на тех, кто уповает на Него. То, что Отец всегда смотрит за нами, — величайшее благословение для нас; наш лучший Друг не сводит с нас глаз. «Видит всех сынов человеческих». Очи Господа наблюдают за всеми сынами Адама, так же, как они наблюдали за самим Адамом, когда он в одиночестве гулял в райском саду. Око Господне обозревает всю землю от крайнего севера до жаркого экватора, видит холмы и равнины, проникает в дома и во дворцы. Господь взирает на всех сынов человеческих.

14. «С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле». Псалмопевец здесь повторяется, но его слова стоят того, чтобы к ним возвращаться, ибо сынам человеческим свойственно их забывать. Как знатные вельможи сидят у окна и наблюдают сверху вниз за народом, снующим на улице, так и Господь внимательно смотрит за Своими созданиями и не забывает ничего из того, что увидел.

15. «Он создал сердца всех их». Это значит, что все сердца созданы Господом: и сердца царей, и сердца нищих. Здесь не может иметься в виду, что все сердца созданы одинаковыми, поскольку люди отличаются друг от друга как строением тела, так и характером. Все люди без исключения обязаны Творцу своей жизнью, у них нет ничего такого, чем они могли бы похвалиться. Может ли горшок хвалиться в присутствии гончара?

«И вникает во все дела их». Бог смотрит на дела человеческие не зря: Он вникает в них и судит их. Глядя на поведение человека, Он видит тайные помышления его сердца и разлагает кажущуюся добродетель на составные части. Такое внимание со стороны Бога предвещает грядущий суд, на котором Бог отмерит каждому по делам его. Подумай над путями своими, о человек, ибо Господь видит их!

16. «Не спасется царь множеством воинства». Сила смертных — иллюзия, и всякий, уповающий на нее, глуп. Даже сплоченные ряды вооруженных воинов не могли спасти империи от разрушения, не могли спасти даже своего монарха, когда Бог решил, что империя должна быть уничтожена. Всевидящий Господь хранит самого ничтожного из сынов человеческих, когда он одинок и отвержен, в то время как могущественный властелин не может спастись и множеством своего воинства, если Господь определяет, что он должен умереть. «Исполина не защитит великая сила». Великий воин не в силах защитить даже самого себя, не говоря уже о других. Когда придет его час, его не спасет ни сила рук, ни быстрота ног. Ничтожнейший из верующих пребывает в безопасности под сенью крыл Божьих, а самый могущественный грешник подвергается опасности каждую минуту. Почему же мы так много говорим о своих армиях и о своих героях? Только Господь по-настоящему силен; Ему одному да будет слава.

17. «Ненадежен конь для спасения». У восточных народов главной военной силой считались кони и колесницы с косами. Однако псалмопевец называет их ненадежными для спасения, пустым упованием. Но разве великий воин на резвом скакуне не спасется своей доблестью или быстротой? Нет. Быстроногий конь занесет его туда, где его ждет опасность. Он может сбросить воина, упасть на него и раздавить. «Не избавит великою силою своею». Таким образом, в самые отчаянные моменты самая надежная защита может оказаться тщетной. Только Бог достоин доверия и восхищения. Сеннахирим со всей его конницей не сравнится по силе с одним-единственным ангелом Господним. Кони и колесницы не помогли фараону настигнуть помазанника Божьего: так и вся мощь земли и ада, собранная воедино, бессильна пред Господом и Его избранным народом.

18. «Вот». Великое диво, более удивительное, чем кони и воинства, защита более надежная, чем все колесницы и щиты. «Око Господне над боящимися Его». Это заботливое око — их слава и защита. Никакой враг не может застать их врасплох, ибо небесный Блюститель видит все вражеские замыслы и расстраивает их. Боящимся Господа нет нужды кого-то бояться. Пусть они не отводят взгляда веры от Господа, и всевидящее око всегда будет над ними. «И уповающими на милость Его». Некоторые могут подумать, что уповающим на милость не хватает мужества, однако это не так. «Смиренная надежда обретет благоволение у Господа так же, как дерзновенная вера. О душа, разве это тебя не утешает? Разве ты не надеешься на милость Бога в Иисусе Христе? Если да, то око Господне над тобой так же, как над перворожденным сыном. Эти нежные слова подобны мягкому хлебу и предназначены для младенцев в вере, которые еще не готовы к твердой пище.

19. «Что Он душу их спасет от смерти». Рука Господня всегда следует за Его очами: Вседержитель милостиво хранит тех, на кого призирают Его очи. Смерть не прикоснется к ним до тех пор, пока сам Царь не позволит ей это сделать. Но и тогда это прикосновение несет скорее жизнь, чем смерть. Бог умерщвляет не столько нас, сколько нашу смертность. «И во время голода пропитает их». Голод знает своего господина. Для Илий у Бога всегда припасены мука и масло. «Исполнит желание сердца Твоего» — так говорит Господь всем уповающим на Него. Спаситель человеков не допустит, чтобы праведные умерли от истощения. Голод подрывает человеческие силы, но Бог приходит на помощь в трудную минуту и являет Свое преизобильное богатство даже в самых тесных обстоятельствах. Христианин, уповай на Бога в делах земных. Око Его над тобой, и рука Его не замедлит подать помощь.

20 Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша; 21 о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали.

20. «Душа наша уповает на Господа». Верующие возвещают свое упование на Того, кто возвеличен в этом псалме. Терпеливое ожидание Господа — великая наука. Ждать в терпении, быть терпеливым в надежде и твердым в уповании — одно из самых важных качеств христианина. Наша душа, вся наша жизнь должна зависеть от Господа; доверять Богу нужно не только в некоторых пустяках, но абсолютно во всем. «Он — помощь наша и защита наша». Он помощь наша в трудах и защита в опасности. Господь восполняет все нужды народа Своего. Для них Он «все во всем». Заметьте три местоимения «наша» в этом стихе. Эти слова поистине драгоценны. Человек становится христианином, когда Господь становится его собственностью. А все прочее — пустая болтовня.

21. «О Нем веселится сердце наше». Обязанность христианина, возложенная на него в первом стихе, исполнена. Уповающие на Бога не могут не веселиться о Господе; вся внутренность наша торжествует о верном Боге и не может иначе. «Ибо на святое имя Его мы уповали». Цветок радости вырастает из корня веры. Сомнения рождают печаль, а упование — радость.

22 Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя.

22. В заключение звучит общая молитва. В ней псалмопевец просит о милости, в которой нуждаются даже радующиеся верующие. Мы ищем милость в той мере, в которой Бог это позволил. «По вере вашей да будет вам», — сказал Господь и исполнит Свое Слово в точности. Воистину, Господи, когда в нас гаснет свет надежды, дай нам больше, чем Ты обещал, и благослови нас более, нежели мы думали или ожидали.

Советы проповедникам

Псалом в целом. Благодарственный характер псалма. В псалме звучит:

1. Увещевание славить Бога (ст. 1—3).

2. Аргументы в пользу исполнения этого долга (ст. 4—19).

3. Уверенность святых в Боге и Его имени (ст. 20—22).

Стих 1. Радость — основа хвалы. Господь — источник радости. Только человек с христианским характером может ощущать истинную радость.

Стих 1 (вторая часть). Приличное славословие.

Что? Ясная, вдумчивая, постоянная хвала.

Почему? Хвала прилична нам, как крылья — ангелу (она поднимает нас к небесам), как цветы — дереву (она наш плод), как длинные волосы — женщине (она наша красота), как корона — царю (она наша высшая честь).

Когда? Всегда, но особенно среди богохульства, гонений, болезни, бедности и смерти.

Кому? Хвала неприлична нечестивым и лицемерам. А мы без хвалы — словно в неприличном виде.

Стих 2. Инструментальная музыка. Можно ли ее применять в богослужении. Насколько это целесообразно. Если это целесообразно, то в каких пределах.

Стих 3 (первая часть). Мы должны сохранять свежесть в наших молитвах и богослужении. Церковное пение должно быть ярким, искусным и пылким.

Стих 4. Божье слово и Божьи деяния, их истинность, гармония и то, как мы к ним относимся.

Стих 4 (первая часть). Слово Божье безошибочно во всех своих частях. Это относится к вероучению, заповедям, историческим повествованиям, пророчествам, обещаниям.

Стих 4 (вторая часть). Все дела Божьи — творение, провидение и благодать — всегда истинны.

Стихи 4—5. Четыре причины хвалить Бога: верность, истина, праведность и милость.

1. Слово Господа верно.

2. Все дела Его истинны.

3. Он любит правду и суд.

4. Милости Его полна земля.

Стих 5. И праведность, и милость Божья очевидны в Его деяниях.

Стих 6. Сила Слова и Духа в старом и новом творении.

Стих 7. В руках Бога — разрушительные и созидающие силы.

Стих 7. Хранилища великого Земледельца.

Стих 8. Почему вся земля поклонится Господу. Что препятствует этому. Что произойдет в будущем. Каковы наши обязанности в этой связи.

Стих 8 (вторая часть). Благоговейный страх — основа поклонения.

Стих 9. Неотразимое Слово Господа, явленное в творении, в призвании детей Божьих, в их утешении и избавлении, и в даровании им вечной славы на небесах.

Стих 10. Проповедь Евангелия образованным язычникам.

Стихи 10—11. Советы Господа против советов язычников.

Стих 11. Вечность, неизменность, действенность и мудрость божественных повелений.

Стих 12. Выбор святого народа и выбор милостивого Бога. Благословенный результат. Блаженство Церкви Божьей. Бог радуется народу Своему, а Его народ радуется Богу.

Стих 13. Бог все знает. Уроки для нас.

Стихи 13—15. Учение о провидении Божьем.

Стих 15. Бог знает сердца людей и оценивает их деяния. Все люди похожи.

Стихи 16—18. Тщетность земных надежд и блаженство упования на Бога.

Стих 18. Правильная и неправильная надежда на милость Божью.

Стих 18.

1. Око знания Господня над ними.

2. Око любви Господней над ними.

3. Око покровительства Божьего над ними.

Стих 19. Жизнь во время голода, как физического, так и духовного. Отсутствие надежды и справедливых законов.

Стих 20. Упование на Господа включает в себя:

1. Убеждение — вера в то, что Господь есть высшее благо.

2. Желание — выражается в жажде праведности.

3. Надежду.

4. Терпение — Бог никогда не медлит исполнять Свое обещание.

Стих 20 (первая часть). Постоянное состояние верующего.

Стих 21. Радость — плод зрелой веры.

Стих 22. Молитва только за верующих.

Стих 22. Милость по мере веры.