60. Благодарность царя

Заглавие

«Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида». Из оригинала следует, что песнь была и написана Давидом и положена им на музыку. Свое сочинение Давид исполнил на столь любимом им струнном орудии. Предыдущий псалом был последним из цикла «учение Давида», но нравоучительные псалмы на этом не заканчиваются, хотя все последующие не имеют соответствующего заглавия. Как вы помните, псалмы 4, 53 и 54 озаглавлены так же, как псалом 6о. Особенность же данного псалма состоит в том, что он написан для исполнения на одном орудии. Содержание псалма очень личное, поэтому он хорошо подходит для уединенного исполнения одним человеком.

Тема и композиция

Данный псалом — как жемчужина. Он краток, но драгоценен. Многие страдальцы повторяли его как свою молитву, потому что сами были не в состоянии выразить свои сложные чувства. Очевидно, Давид сочинил его после своего воцарения (см. ст. 7). Однако третий стих указывает на то, что он мог быть написан и во время вынужденного отлучения царя от скинии Господней, видимого вместилища славы Божьей. Если так, то псалом был написан в дни восстания Авессалома, и Делицш совершенно верно назвал его «молитвой и благодарением изгнанного царя по возвращении на престол». Псалом можно было бы разделить на несколько смысловых фрагментов, однако лучше всего следовать авторскому делению и делать остановку после каждой паузы «селах».

Истолкование

2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! 3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих.

2. «Услышь, Боже, вопль мой». Давид молился от всего сердца и возносил вопль свой к небесам. Впрочем, он не удовлетворился бы одними молитвами — ему было мало просто излить свои печали, он жаждал ответа и реальной помощи от Бога. Фарисеям достаточно одних молитв — истинные же верующие жаждут на них ответа. Обрядоверам достаточно «прочитать или пропеть» установленную литургию; истинные дети Божьи не успокоятся, пока их прошения не коснутся ушей Господа Бога Саваофа. «Внемли молитве моей!» Обрати на нее внимание и дай Свой ответ. Когда мы взываем к Богу, мы не должны сомневаться в том, что Бог слышит наши молитвы. Отец небесный никогда не утомляется слезами и плачем Своих детей. Как утешительно знать, что Господь всегда слышит молитвы Своего народа и никогда не пропускает их мимо ушей! Если и есть что-то, на что Господь может не обратить внимания, то уж, конечно, не на прошения Своих детей.

3. «От конца земли взываю к Тебе». Давид находился вдали от вожделенного места поклонения, и душа его была объята скорбью. Он был отверженным во всех возможных смыслах, но и в таком положении не оставлял молитвы, а напротив, молился еще более настойчиво. В прежние времена верующие мучительно переживали, если не могли прийти на установленное место поклонения. Для них скиния была центром вселенной, и они считали, что находятся на краю света, если не имели доступа к вожделенному святилищу. Сердце их наполнялись горечью чужбины, если они не имели возможности соприкоснуться со святыней. И все же они хорошо знали, что Бог ждет от них молитв в любом месте. Даже если у земли есть конец, у молитвы его нет. Даже на краю вселенной мы можем взывать к Богу, потому что Он всегда и везде слышит нас. Взываем ли мы к Богу с края земли или молимся на пороге смерти, не такого места или состояния, в котором молитва была бы невозможна.

В некоторых случаях молитва требует от нас решимости, и потому псалмопевец воскликнул: «Взываю к Тебе в унынии сердца моего». Это было мудрое решение — если бы он закончил молиться, то непременно впал бы в отчаянье. Когда человек кончает молиться, ему приходит конец. Обратите внимание, что Давид не искал иного Бога, он не думал, что Бог ограничен рамками одного места. Даже находясь на задворках обещанной земли, он все равно верил, что находится в пределах Божьего царства. Поэтому все свои прошения он направлял к Богу Израилеву. На душу псалмопевца накатывались огромные волны печали. Он был полностью поглощен бурлящей пучиной — под воду ушла не только его голова, но и сердце. Очень сложно молиться, когда твое сердце погружено в пучину отчаянья, но именно в такие моменты благочестивый человек возносит Богу свои самые ревностные молитвы. Скорбь обращает нас к Богу, а Бога — к нам. Свои самые великие победы вера одерживает в скорбях. Уныние захлестнуло меня с ног до головы, объяло меня, как густое облако, поглотило меня, как морская пучина, заволокло непроглядным мраком, но Бог рядом, Он слышит мой голос, и я буду взывать к Нему. Разве не велика вера Давида? Посмотрите, как псалмопевец, точно зная, что Господь слышит его, сообщает Ему о своем намерении докричаться до Него. Во время суровых испытаний наша молитва может больше походить на крик, обращенный к стоящему вдали человеку, но вера наша говорит с Господом вполголоса, твердо зная, что Он рядом и готов помочь.

«Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую». Я вижу, что Ты, Господь, — мое надежное прибежище, но, увы, я слишком смущен и сбит с толку, чтобы найти Тебя. Я немощен и не могу взобраться на эту скалу. Ты же, Господи, верен — веди меня. Ты — высокая скала, так подними же меня! В этой краткой молитве заложен очень глубокий смысл. Многие знают, что о скалистое побережье на севере нашей страны разбилось множество кораблей. Скалы там настолько отвесны, что моряки, потерпевшие кораблекрушение, не могут за них уцепиться, чтобы выбраться на берег. Один из местных священников с великим трудом вытесал в скале ступеньки, ведущие в пещеру, которую он выкопал в известняковой породе и в которой можно укрыться от волн. Эта пещера спасла жизни многим морякам. Без ступенек в скале спасительная пещера была недосягаема. Но недавно до меня дошли слухи о том, что эти ступеньки разрушились от воды и ветра, и моряки снова гибнут в двух шагах от спасения. Поэтому было решено соорудить там специальные металлические опоры и свесить с них цепи, наподобие веревочной лестницы, чтобы потерпевшие кораблекрушение могли забираться на скалу и укрываться от шторма. Иллюстрация понятна. Было время, когда душа наша, объятая сомнениями и страхами, обремененная грехом, не могла самостоятельно прийти ко Христу, хотя и знала, что Он пришел спасти грешников. Мы так никогда и не пришли бы к Спасителю, если бы Святой Дух не произвел в нас способность уповать на Христа. Да и сейчас мы порой чувствуем, что нам нужна не только Скала, но и способность взойти на нее. По этой же самой причине мы снисходительны к произносимым почти без веры молитвам только что разбуженных сердец: в том смущенном состоянии, в котором они пребывают, от них едва можно ожидать молитв с верой. Ищущая душа обязана сразу же поверить в Христа, однако нет ничего неправильного в том, чтобы просить Святого Духа привести нас к Господу. Он вполне способен сделать это даже тогда, когда душа пребывает в пучине отчаянья.

Воистину, спасение Божье подобно высокой, недосягаемой скале! Мы ничтожны и прикованы к земле, а оно возвышается над нами подобно высокому горному пику. В этом его слава, а также наше счастье, когда мы все же взобрались на него. Но пока мы не достигли этой скалы, мы лишь трепещущие грешники, и величие спасения внушает нам страх. Мы чувствуем, что не достойны принять его как дар от Бога, и это заставляет нас взывать к Богу о благодати и помогает нам понять, что мы нуждаемся не только в Спасителе, но и в способности прийти к Нему.

4. «Ибо Ты прибежище мое». Обратите внимание на то, что Давид основывает свои решения на прошлых милостях Господа: благость Господа он постигал в течение своей жизни (ст. 4—7). Вера вскармливается опытом. Уверенность в настоящем мы черпаем из прошлого опыта. Давид думал о том, что в его жизни было немало опасностей — и преследования Саула и ежедневные стычки с врагами, однако милостью Божьей он выжил, и это давало ему уверенность в том, что Бог избавит его и в будущем.

«Ты крепкая защита от врага». Давид чувствовал себя в безопасности, как будто был в неприступной крепости. Какое блаженство — вспоминать о милостях Господних, ниспосланных нам в прошлом, ибо Бог неизменен и всегда будет хранить нас от зла.

5. «Да живу я вечно в жилище Твоем». Позволь мне вернуться во дворы Твои навечно. Даже в изгнании сердце мое пребывает в жилище Твоем, и я всегда буду славить Тебя в духе и истине, куда бы ни занесла меня судьба. Если Давид имел в виду под словом «жилище» скинию завета, то он хотел сказать, что всегда будет наслаждаться священным радушием Господа и Его покровительством. Тот, кто пребывает в общении с Богом, всегда дома. Такой человек в любой момент осознает, что его окружает вездесущий Господь. Верующий всегда видит вокруг себя стены царских чертогов, внутри которых он радуется и наслаждается полной безопасностью. Блаженны служители в доме Господнем — они всегда пребывают в присутствии Божьем. Участь дровосеков и водоносов в доме Господнем завиднее участи князей, пиршествующих в царских палатах. Но самая большая радость состоит в том, что наше пребывание в доме Божьем не ограничено рамками времени. Оно вечно. Воистину так. Мы будем жить с Богом во веки вечные, и это честь дарована нам по великой милости Господней: «Да живу я вечно в жилище Твоем».

«И покоюсь под кровом крыл Твоих». Псалмопевец часто использует этот образ, и поэтому гораздо лучше прибегнуть к этому старому и хорошо известному символу, чем ради новизны выдумывать иные метафоры, которые чаще всего звучат натянуто и неестественно. Что может быть убедительней птенцов, укрывшихся под крыльями наседки? Они в полной безопасности, им тепло и уютно. Как хорошо быть рядом с матерью! Как мягки родительские перья! По милости Божьей мы можем применить этот образ к себе; сколько в нем наставления и утешения! Господи, умножь в нас веру. Веры не может быть слишком много. Когда Бог призывает нас укрыться в тени крыл Его, мы обретаем истинный покой.

«Селах». Настал естественный момент для паузы. Пусть арфа умолкнет в красноречивом молчании, пока сердце наполняется тихим и блаженным спокойствием, а печаль сменяется безмятежным сном.

6 Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. 9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

6. «Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои». Мы должны хранить в памяти доказательства Божьей верности и говорить о ней во славу Всевышнего. Молитва второго стиха основана на опыте шестого. Кроме того, Бог неизменен. Приносить Ему обеты вполне допустимо, если, конечно, они уместны, разумны и даны во славу Божью. То, что Бог принимает обеты и клятвы от столь непостоянных и неверных существ, как мы, — великая честь. Хотя все обещанное Богу и так принадлежит Ему, Господь, тем не менее, милостиво принимает наши обеты, как если бы мы были не рабами, а свободными людьми, вольными давать или не давать.

«И дал мне наследие боящихся имени Твоего». Господь сделал нас сонаследниками Своего царства со всеми святыми — причастниками одной и той же благодати. В этом наша радость и блаженство. Страдаем ли мы — приобщаемся к нашему наследию со всеми святыми. Гонения, нагота и искушения — все это часть наследия избранных сынов Божьих. Если мы вместе получаем славу, то вместе должны вкушать страдания. Мы получаем в наследие то же самое, что и Первородный Сын; смеем ли мы просить лучшей доли? В данном стихе святые названы «боящимися имени Твоего». Они истинные поклонники, благоговеющие перед властью Всевышнего, боящиеся нарушить Его закон и осознающие свою ничтожность в присутствии великого Творца вселенной. Мы должны быть бесконечно благодарны Богу за то, что Он удостоил нас той же благодати и милости, что и их. Благословения, данные всем святым, распространяются и на каждого в отдельности.

7. «Приложи дни ко дням царя». Господь сохранил жизнь Своего возлюбленного, несмотря на все грозившие ему опасности. Благополучно пережив все горести, Давид насладился долгим и благословенным царствованием. «Лета его продли в род и род». Перед глазами Давида прошло много поколений. Как царь, он прожил в своих потомках очень и очень долго. Родословная линия Давида продолжилась в род и род, а в Иисусе Христе, своем потомке, он царствует вовек. Тот, кто тонул в пучине отчаянья и едва спасся от смерти, ныне возведен на вершину славы. Он поет как священник, пребывающий в скинии, как царь, царствующий вместе с Богом во веки вечные, и как пророк, возвещающий Благую весть.

8. «Да пребудет он вечно пред Богом». К Давиду эти слова применимы лишь отчасти, и поэтому я отношу их к Иисусу Христу, потомку Давида и продолжателю его царского рода. Христос царствует пред Богом вечно. Он наша безопасность, слава и блаженство. В Иисусе Христе мы также являемся царями, восседающими на небесах одесную Бога. Прошение Давида о вечном царстве есть не более чем предвосхищение той чести, которой удостоились все святые. «Заповедуй милости и истине охранять его». Мы чествуем царственного Эммануила восклицаниями «Заповедуй милости и истине охранять его!» так же, как верноподданные земных царей приветствуют своих монархов возгласом «Да здравствует царь!» Престол Иисуса Христа храним вечной милостью и неизменной истиной; этими же качествами Бога соблюдаются ко спасению все, кого Он определил царями и священниками Богу. Сами мы не можем обезопасить себя — только истина и милость Божья могут это сделать. Ни одно чадо Божье не погибнет, но будет соблюдено ко спасению милостью Господа Бога.

9. «И я буду петь имени Твоему вовек». Бог ответил на мои молитвы, и я буду славить имя Его вечно. Хвала моя будет благоугодна Богу — Христос восседает одесную Отца и ходатайствует за меня день и ночь. Сердце мое исполнено благодарности, ибо в Господе я безопасен. Молитвы Давид произносил с громкими возгласами, а хвалу изливал в благозвучных песнях. Прошения и благодарение должны идти рука об руку. Нельзя быть ревностным в прошениях и одновременно пренебрегать хвалой. Обещание петь имени Господа вовек — не преувеличение и не пустое бахвальство; благодать и слава Божьи дадут нам способность исполнить это обещание до конца. «Исполняя обеты мои всякий день». Мы отдаем все свое время Господу, прилагающему дни к нашей жизни. Мы обещаем Ему вечную хвалу и исполняем свое обещание во всякое время. Мы преклоняемся пред Господом изо дня в день, хваля Его непрестанно. Нам не нужен отдых от этого священного занятия. Нам не хочется прерывать это священное служение. Бог верен Своим обещаниям каждый день, поэтому и мы должны исполнять свои обеты во всякое время. Он хранит Свой завет, поэтому и мы должны держать свое слово. Да будет благословенно имя Господне отныне и вовек.

Советы проповедникам

Псалом в целом. Вера псалмопевца постепенно укрепляется:

1. «Взываю к Тебе».

2. «Да живу я вечно в жилище Твоем».

3. «Покоюсь под кровом крыл Твоих».

4. «Буду петь имени Твоему».

Стих 2. Мы должны страстно ожидать ответа на молитву.

1. Почему Бог иногда не отвечает на молитву?

2. Что следует делать, если Бог не отвечает?

3. Как мы можем быть уверены, что Бог в конце концов ответит?

Стих 3. «Возведи».

1. Покажи мне путь: яви Христа.

2. Помоги мне идти по нему: даруй мне веру.

3. Возведи меня на высоту недосягаемую: даруй мне то, чего я сам не могу достичь.

Стих 3, «Недосягаемую». Мы не можем достичь Христа своими усилиями, желаниями и разумением.

Стихи 3, 4.

1. Способ молитвы: «взываю к Тебе».

2. Место молитвы: «от конца земли».

3. Состояние сердца: «в унынии сердца».

4. Цель молитвы: «возведи меня на скалу… недосягаемую».

5. Стимул к молитве: «ибо Ты прибежище мое».

Стих 4. Прибежище от бушующих скорбей, жестоких гонений, огненных искушений лукавого, пламенеющего гнева небес и безжалостной смерти. Ноев ковчег, гора Лота, окропленные кровью двери в Египте, города-убежища, пещера Одолламская. «Крепкая защита» — неприступная твердыня, не проницаемая для врага, дающая безопасность.

Стихи 5, 8.

1. Благословение: «живу я» (ст. 5).

2. Основание: «пребудет он вечно» (ст. 8).

Стих 5 (первая часть). Жилище Бога: в нем священник приносит жертву, хранится в ковчеге исполненный закон, сияет свет светильников Духа, пребывает манна, является слава Божья над крышкой ковчега, враг никогда не бывает, я общаюсь с Богом.

Стих 5 (вторая часть). Похожа ли наша жизнь на жизнь святых?

Стихи 6, 9.

1. Бог слышит наши обеты.

2. Мы должны их прилежно исполнять.

Стих 6 (вторая часть).

1. Боящиеся Бога имеют наследие.

2. Это наследие — дар.

3. Мы можем быть уверены в том, что обладаем им.

Стих 7. Наш Царь вечно жив; мы рады этому; мы рады, что наши потомки будут жить при этом Царе.