61. Только Бог

Заглавие

«Начальнику хора Идифумова». Это второй псалом, исполнение которого было поручено Идифуму. В первый раз это заглавие встретилось нам в тридцать восьмом псалме. Эти псалмы также похожи тем, что в оригинале в них часто используется слово «только»: четыре раза в 38-м, шесть раз в 61-м. Псалмы 76 и 88 также были написаны для хора Идифумова. Согласно 1Пар.16:42, сыны Идифумовы были привратниками в доме Господнем. Даже лучшие из музыкантов и самые почитаемые из певцов не должны стыдиться прислуживать в доме Господнем.

«Псалом Давида». Даже если бы в заглавии не значилось имя автора, мы все равно без труда распознали бы уникальный стиль и неповторимое перо Давида. Поскольку в псалме шесть раз употреблено слово «только», мы назвали его «Только Бог».

Композиция

Псалом разделен на части паузами «селах» (после стихов 5 и 9). Исполненный твердой и непоколебимой веры в Бога, Давид смеется над злобой своих врагов. Обстоятельства написания псалма не должны нас сильно интересовать, поскольку истинная вера требуется человеку во всякое время и подвергается испытаниям постоянно. Кроме того, чувства, описанные псалмопевцем, знакомы верующим не понаслышке и едва ли нуждаются в объяснениях на конкретном историческом примере.

Истолкование

2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.3 Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.

4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.

2. «Только». Только та вера истинна, которая уповает исключительно на Господа. Если же сердце разделено в своем уповании, то все его надежды тщетны. «В Боге успокаивается душа моя». Душа моя тянется к Богу в благоговейном послушании, и это не притворство и не позерство с моей стороны. Искренне верующий человек уповает на Бога всегда и всегда ожидает от Него спасения. Если мы уповаем только на Бога, значит, вера наша искренна. Если мы надеемся только на Него, значит, мы духовно чисты. В оригинале этот стих звучит так: «Только пред Богом душа моямолчание». Только присутствие Бога производило в душе псалмопевца тишину, смирение, покой и безмолвие. В такие моменты никакая бунтарская мысль не могла нарушить тихого безмолвия его души. Поговорка «слово — серебро, а молчание — золото» в данном случае более чем уместна. Мирское красноречие не могло бы выразить и половины того, что ощущает сын Божий, и терпении ожидающий Отца. Только чудодейственная благодать способна смирить волю и желания человека до такой степени, чтобы его душа упокоилась пред Господом, подобно морю, объятому безветрием, трепетно отзывающемуся на любое дуновение Его уст и вместе с тем свободное от внутренних противоречий и волнений и не отвечающее на другие призывы. Мы должны слушать только голос Господа и не отвечать на все другие голоса.

«От Него спасение мое». Благочестивый человек в терпении ожидает Господа, пока не получит спасения. Вера умеет пребывать в тишине и слышит легкую поступь спасения издалека. Спасение не может прийти к нам из другого источника, а потому давайте взирать на Господа как на единственный источник спасения и не приписывать твари то, что присуще только Творцу, — это страшное преступление. Ожидать Господа — истинное поклонение, а уповать на тварь — идолопоклонство. Надеяться исключительно на Бога — истинная вера, а надеяться на плоть — порочное неверие.

3. «Только Онтвердыня моя». Часто метафора может выразить гораздо больше, чем простая речь, поэтому псалмопевец образно называет Бога твердыней или скалой. Этот образ, несомненно, был ему очень дорог и вызывал в душе благодарные воспоминания. Давиду часто приходилось прятаться среди скал, и поэтому он сравнил Бога с каменным прибежищем и назвал Его своей единственной надеждой, непоколебимой и незыблемой крепостью. И все же после образного сравнения Бога со скалой псалмопевец употребил обычное слово «спасение», как бы пытаясь показать, что Бог является прибежищем не просто в поэтическом смысле, а на самом деле. Бог — истинное прибежище для праведных, и это несомненный факт.

«Спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». Господь — моя защита, крепкая башня, непоколебимая цитадель, вечная твердыня. Здесь мы видим еще более смелое сравнение. Верующий пребывает в Господе не просто ради безопасности — он притаился в неприступной крепости как доблестный воин, ожидающий нападения коварного врага. Удары неприятеля могут поколебать праведника на долю секунды, но в следующий момент вера придаст ему сил и предотвратит падение. Уповающий на Господа не поколеблется вовек. Праведник может поколебаться, как качается судно, стоящее на якоре. Хотя оно и раскачивается на волнах, буря не может сдвинуть его с места. Всех бесов ада не хватит для того, чтобы вселить тревогу в сердце, знающее, что спасение в Боге.

4. «Доколе вы будете налегать на человека?» Прежде чем вступать в бой с человеком, необходимо вступить в общение с Богом. Сначала наполните сердце миром горним, а затем подвизайтесь против мира дольнего. Давид укоряет своих глупых врагов, поражаясь их безумному упорству во зле. Даже зная о том, что их ждет неотвратимая кара, они все равно не бросают своих коварных планов и игнорируют неудачи. Он говорит им, что все их замыслы эфемерны и никогда не осуществятся, сколько бы они над ними ни размышляли. То, что человек проявляет такое упорство в пустых и призрачных начинаниях, — поразительное явление. Но что же касается упорства в следовании по истинному пути, то без божественной благодати и помощи оно вообще немыслимо. Упорство нечестивых столь поразительно, что мы вполне можем обратиться к ним с вопросом: «Доколе вы будете продолжать свои злодейства?» Автор намекает на то, что злодеи нападают на доброго человека сообща, потому что они трусы. От тех, кто противостоит праведным только потому, что они следуют путем Божьим, едва ли стоит ожидать открытого и честного боя. Сатана не вступил с Иовом в открытый бой, но привлек на свою сторону савеян и халдеев и даже заимствовал у Бога молнию и ветер, чтобы осуществить свое первое нападение. Если бы в нем или его приспешниках была хоть капля стыда, они устыдились бы той низости и трусости, с которой они ведут войну против семени жены. Численный перевес десять тысяч к одному не кажется им подлостью; в их венах нет ни капли рыцарской крови. «Вы будете низринуты». Ваши заточенные ножи поранят ваши же пальцы. Взявшийся за меч от меча и погибнет. Сколь бы многочисленными и свирепыми ни были воинства злодеев, все они падут от меча божественного отмщения. Справедливый Судья взыщет за кровь с тех, кто жаждал крови, и ввергнет в погибель тех, кто сеял смерть.

«Все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся». Хвастливые злодеи спесивы и надменны, но по сути они не более чем ограда пошатнувшаяся. Они склоняются, чтобы схватить свою жертву, но вместо этого падают, точно накренившаяся стена. Они хотят, чтобы люди перед ними преклонялись, а сами трепещут и колеблются в их присутствии. Верующий, исполненный дерзновения, не видит в них ничего достойного — только мерзость и скверну. Мы не должны воздавать славу нечестивцам; какой бы пост они ни занимали, они в двух шагах от проклятия. Они подобны накренившейся стене, и нам бы лучше держаться от них подальше, чтобы при падении эта стена нас не придавила. Если она и не придавит нас, то мы вполне можем задохнуться в клубах зловонной пыли. Некоторые считают, что правильней этот стих переводить так: «Доколе бы будете налегать на одного человека, дабы сокрушить его во плоти, как падающую стену и пошатнувшуюся ограду?» Мы же считаем традиционный перевод вполне обоснованным. Тем не менее эти два варианта дополняют друг друга. Враги наседали на Давида, желая низвергнуть его как накренившуюся стену, но он знал, что они сами подобны ветхой, пошатнувшейся стене, которая будет сокрушена божественным отмщением.

5. «Они задумали свергнуть его с высоты». Нечестивые ненавидят праведных за благородство и великодушие. Именно поэтому они жаждут их погибели. Злодеи завидуют праведникам, потому что Господь дарует им славу, и делают все возможное, чтобы поставить их на свой уровень. Обратите внимание на контраст между коварными замыслами нечестивых и упованием псалмопевца.

Он надеется только на Бога. Нечестивцы не успокоятся до тех пор, пока не разрушат то, что произвела в нас благодать. Они думают о том, как бы очернить наше доброе имя и лишить нас всякого влияния. «Прибегли ко лжи», следовательно, они ненавидят истину и всех, говорящих правду, и пытаются при помощи лжи навредить праведным. Ложь сама по себе отвратительна, а любовь ко лжи — поистине чудовищное зло. «Устами благословляют, а в сердце своем клянут». Лесть всегда была излюбленным оружием нечестивых. Впрочем, они умеют и проклинать, когда им это выгодно. Но пока открытого противостояния можно избежать, они маскируют свой гнев и лицемерно благословляют тех, кого с радостью разорвали бы на куски. Хорошо, что Давид умел молчать, когда нужно, ибо какой бы ответ мы ни дали, притворщики и обманщики всегда знают, как его извратить.

«Селах». Сделайте паузу и изумитесь тщете злодейских замыслов и планов, возрадуйтесь совершенному миру и безопасности надеющихся на Господа.

6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. 7Только Он— твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. 8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

6. «Только в Боге успокаивайся, душа моя!» Научившись добродетели, мы должны практиковать ее постоянно. Душа человека имеет склонность постепенно отклоняться от правильного пути и добавлять к своей единственной и твердой надежде еще одного бога. Поэтому мы должны прилагать все усилия, чтобы не отступить от того, что изначально приняли и чему научились. Успокойся же, душа моя! Смирись перед Господом, уповай на него всецело и ожидай милости в терпении. Не позволяй вражеским сплетням, лести или проклятиям лишить тебя мира Христова. Одержи над ними победу, как и Господь, уподобившись безгласному агнцу, восторжествовал над Своими врагами посредством бездейственного сопротивления — победоносного упования на Отца. Но это будет тебе под силу только тогда, когда ты будешь целиком и полностью убеждена в присутствии Бога, когда будешь уповать только на Него. Чистая вера неустрашима. Вера, которая взирает в одном направлении, всегда пребывает в безопасности; если же она пытается одновременно смотреть в разные стороны, то становится слепой и тщетной. «Ибо на Него надежда моя». Мы надеемся на Господа, потому что веруем в Него. Надежда — это плод молитвы и веры, угодный Господу. Мы должны ожидать от Господа только то, что Он сам желает нам дать, и тогда мы будем уповать только на Бога. Никто и ничто, кроме Господа, не даст нам истинного блага. Посему тщетны надежды неверующих — они никогда не исполняются. Мы же уверены, что наша надежда не постыдит нас и в свое время мы получим ожидаемое в полной мере. Блажен человек, который во всех своих надеждах, желаниях и ожиданиях полагается на Бога.

7. «Только Он — твердыня моя и спасение мое». Только Господь — основание и оплот моей безопасности. Как мы нуждаемся в том, чтобы слово «только», подобно гулкому колоколу, звучало вновь и вновь! Пусть оно будет погребальным звоном по всякому плотскому упованию! Пусть оно заставит нас возложить все надежды на вечные мышцы Господа Бога! «Убежище мое». Бог не просто мой защитник, но сама защита. Я в безопасности потому, что Он верен. «Не поколеблюсь». Ни в малейшей степени. Обратите внимание на то, как постепенно возрастала вера псалмопевца. В третьем стихе он сказал: «Не поколеблюсь более» (в англ. «не поколеблюсь сильно». — Примеч. ред.), а в седьмом вера его обрела полноту. Он бросает вызов своим злобным врагам и знает, что не поколеблется и не убоится ни в малейшей степени. Живая вера — растущая вера. С опытом духовная мощь верующего крепнет и дает ему силу, которой у него не было в начале духовного пути.

8. «В Боге спасение мое и слава моя». Чем еще нам хвалиться, если не тем, что дает нам спасение? Славить Того, кто обеспечивает безопасность нашей души — вполне естественно. Если человек возлагает все свои надежды на Бога и хвалится Им, значит, душа его воистину просвещена. «Крепость силы моей и упование мое в Боге». Псалмопевец описывает Бога самыми разными эпитетами, ибо жаждет воздать всю славу Тому, кого он испытал и нашел истинным и верным Богом. Невежество не нуждается в разнообразии слов, но когда опыт обогащает арсенал наших знаний, у нас возникает необходимость в богатом лексиконе, в который можно было бы облечь это сокровище. Бог — не просто наше убежище, но и крепость нашей силы, благодаря которой мы смело бросаем вызов коварному врагу. А коль так, то Бога надлежит славить и за то, и за другое. Обратите внимание на то, что, как бы псалмопевец ни называл Бога, он никогда не забывает назвать Его своим: «твердыня моя», «спасение мое», «убежище мое», «слава моя». Бог не просто спасение, твердыня и слава. Давиду не довольно знать, что Бог есть спасение, твердыня и слава, ему важно быть уверенным в том, что во всех Своих качествах Бог является его Богом. Какое мне дело до всех сокровищ древних царей, если они мне не принадлежат? Слово «мой» — мед в сотах. Если мы до сих пор не вкусили этих благословений, то должны просить Господа сделать нас сопричастниками небесного пира. Чтобы собрать нектар, пчелы непременно должны залететь в бутоны цветков. Добраться до некоторых закрытых бутонов очень сложно, однако медоносные пчелы всегда находят путь. В этом отношении мы должны брать с них пример: наша неотступная вера должна проникнуть в каждое из сладчайших имен Господа Бога, чтобы насладиться их дивным благоуханием.

9. «Народ! надейтесь на Него во всякое время». Надежда на Господа — это одновременно и великая честь, и повседневная обязанность христианина. Мы должны надеяться на Господа как при свете дня, так и в полной темноте. Как известно, испытания — лучшее время для веры и надежды, однако благоденствие требует от нас не меньшей веры. Бог заслуживает нашего доверия в любое время. Мы должны уповать на Него всегда. День, проведенный без веры и упования, — это день гнева, даже если это был день пира. Святые, всегда опирайтесь на Того, кто есть опора всего мира!

«Изливайте пред Ним сердце ваше». Откройте сердце Тому, кто открыл вам Свою любовь. Сердце Его открыто для вас — откройтесь же и вы Господу. Находясь в общении с Богом, опрокиньте сосуд своей души вверх дном, чтобы из него вылились все помышления, желания, печали и грехи. Не скрывайте от Господа ничего, поскольку от Него ничто не сокрыто. Излейте душу Господу, позвольте Ему быть вашим единственным Отцом-исповедником, ибо только Он может отпустить вам грехи. Держать свои горести при себе — все равно, что копить несчастья. Если сделать на реке за-пруду, то вода соберется и выйдет из берегов. Если же дать ей течь по просторному руслу, то она будет весело бежать своим путем, не принося никакого ущерба. Каждый из нас нуждается в сострадании, и если мы изольем свои сердца перед Господом Христом, то получим от Него искреннее понимание и практическую помощь, утешение и вдохновение. Как кто-то хорошо сказал, нашей ветхой природе свойственно закусывать удила и наглухо запирать засовы томящейся души. Душа же праведника преодолевает эту порочную склонность и приносит все свои горести к Богу.

«Бог нам прибежище». Пусть мир воспринимает Бога как ему угодно; для святого народа Он — благословенное наследие. Для нас Он — надежное прибежище от бед. Вот почему мы должны прибегать к Его помощи всегда, когда душа наша отягчена грузом тревог и скорбей. Молитва — это главная обязанность тех, для кого Бог стал прибежищем.

«Селах». Благословенная и своевременная пауза! Достигнув злачных пажитей, стадо Господне вполне может передохнуть.

10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

10. «Сыны человеческие — только суета». Здесь опять мы встречаем слово «только». Сыны человеческие только суета и больше ничего. Их много, и они полны энтузиазма, однако надеяться на них нельзя. Они бросаются из стороны в сторону, подобно волнам морским, и следуют за любым ветром. Сегодня они кричат «осанна», а завтра завопят «распни». Непостоянство мирской славы — притча во языцех. Легче построить дом из дыма, чем найти утешение в льстивых речах толпы. Первый сын Адама был наречен Авелем, что значит «суета», а согласно учению данного стиха, все сыны Адамовы суть Авели. О, если бы они были Авелями не только по имени, но и по внутренней сущности! Но, увы, в этом отношении многие из них — сущие Каины. «Сыны мужей (в англ. «знатные мужи». — Примеч. ред.)ложь». Они — еще большее зло. Упование на князей и аристократию приносит только разочарование, ибо их власть ничуть не лучше власти народа. Напротив, они гораздо хуже народа, ибо обещают много, а делают мало. Но разве нельзя довериться образованным, благородным и интеллигентным людям? Все они — лжецы, поскольку кормят тех, кто на них уповает, одними обещаниями. Проклят человек, уповающий на князей. Чем больше мы уповаем на Бога, тем больше мы понимаем, насколько тщетна надежда на идолов.

«Если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». Такова их истинная сущность. Не смотрите на их количество и внешность, а судите по весу, и вы увидите, что им доверять не стоит. Посмотрите на них хорошенько, задумайтесь над тем, что у них внутри, и вы согласитесь с вердиктом псалмопевца, вдохновленного Богом. Упование на плоть суетней самой суеты. Ни простой народ, ни сильные мира сего не достойны нашего доверия. Если перо имеет хоть какой-то вес, то суета не имеет никакого, и всякое упование на плоть легче пустоты. Однако мир настолько очарован суетой, что предпочитает упование на плоть надежде на невидимого, но всемогущего Творца. Даже дети Божьи часто увлекаются этим безумием.

11. «Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением». Только безумцы надеются на неправедное богатство. Оно проклято Богом, и всякого, кто надеется на него, ожидает погибель. Многие самодовольные смутьяны воображают, будто могут бросить вызов человеку и Богу, и находят удовольствие в притеснении бедных и бессовестном грабеже. В словах данного стиха им дано предостережение, и они поступят мудро, вняв ему, ибо Судья всей земли непременно взыщет за притеснения невинных и грабительство нищих. Даже если и то, и другое было осуществлено официально, через суд, небесный Судья все равно восстановит справедливость, и никакие уловки и ухищрения не помогут виновным избежать наказания.

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». Даже если богатство умножается естественным путем, благодаря трудолюбию или коммерческому успеху, не нужно полагать на него. Не стройте иллюзорных надежд, не возлагайте упования на мешок с деньгами. Для бессмертного человеческого духа нет большего безумия, чем чахнуть над тленными сокровищами преходящего мира. Разве могут назвавшие Бога своей славой уповать на прах? Разве могут они променять образ невидимого Бога на изображение и подпись кесаря? Упование на деньги так же немыслимо для верующего, как и упование на плоть. Мирское богатство и процветание — пена морская. Всех сокровищ и всей славы мира не хватит для того, чтобы обеспечить счастье одной-единственной бессмертной души.

12. «Однажды сказал Бог». Бог неизменен, Ему не нужно говорить дважды. Он совершенен, одного Его слова вполне достаточно — Он никогда не ошибается. Господь всемогущ, Он осуществляет все Свои замыслы одним-единственным словом. Человек, как известно, любит говорить, однако слова его мало значат. Бог же говорит лишь однажды, но изрекает вечную истину. Все, что говорит человек, может оказаться пустым звуком, но всякое слово Бога исполняется в свой срок. Он сказал — и явилось. «И дважды слышал я это». Чуткая душа должна слышать эхо слова Божьего снова и снова. То, что человек слышал однажды, в откровении, он должен слышать всегда. Голос Божий запечатлен в творении и провидении: «Кто имеет уши слышать, да слышит». Бог дал нам два уха для того, чтобы мы слушали внимательно; что же касается людей духовных, то у них есть еще и уши сердца, которыми они могут слышать великие тайны. Тот действительно слышит, кто слышит дважды: первый раз — физическим слухом, а второй раз — духовным.

«Что сила у Бога». Бог есть источник всякой силы. Мы должны постоянно слышать это слово, чтобы не возлагать упование на немощную плоть, ибо вся сила — у Господа. Эта истина пробуждает в нас великую веру. Уповать на десницу Всевышнего — значит проявлять мудрость. Господь в силах избавить нас от всех скорбей и поддержать во всех нуждах; люди же обязательно нас предадут, а многие предают уже сейчас. О Господи, позволь нашей душе услышать, как Ты возвещаешь силу десницы Твоей громоподобным гласом, дабы впредь мы уповали только на Тебя!

13. «И у Тебя, Господи, милость». Упоминание о благословенной милости Господа смягчает громогласное слово о Его державной силе. Божественная сила не обратится против нас, но обратит все наши скорби во благо. Бог исполнен милости настолько, что она является частью Его самого. Вся милость во вселенной исходит от Бога, и Он называет ее Своей. Милость Его, как и сила, пребывает вовек; Господь всегда милостив и готов миловать. «Ибо Ты воздаешь каждому по делам его». С первого взгляда кажется, что эти слова говорят о воздаянии по справедливости, а не по милости, но если учесть, что Бог милостиво вознаграждает Свой народ за никчемные и жалкие дела, то окажется, что Он воздает нам по милости. Кроме того, не следует забывать, что Господь воздает нам за те дела, которые сам в нас производит. Едва ли Его можно назвать деспотом. Он не заставляет нас делать кирпичи без соломы и дарует силы на каждый день. Что бы ни имел в виду автор, мы видим, что сила Господня и Его милость сочетаются в Его делах на благо человека, и это лишний раз побуждает нас к упованию на Бога. Человек не в силах ни помочь нам, ни вознаградить нас. Бог же делает и то, и другое. В Боге сила и милость переплелись воедино, поэтому мы должны в терпении и тишине сердца уповать и надеяться на Господа, зная, что Он непременно придет к нам на помощь. Единому Богу слава!

Советы проповедникам

Стих 2.

1. Что он делал? Надеялся на Господа — веровал, в терпении ожидал, смиренно уповал и следовал заповедям.

2. Ради кого он это делал? Ради истинного, всемогущего и милостивого Господа.

3. Как он это делал? Всей душой.

4. Что произошло в результате? Он получил спасение земное и вечное.

Стих 3. «Богтвердыня моя». Давид называет Бога высокой и крепкой скалой, скалой, на которой можно стоять в безопасности, прибежищем и крепостью, в которой можно укрыться (Пс.70:3) и которая достойна всякой хвалы (Пс.94:1).

Стихи 3, 7. «Не поколеблюсь сильно». «Не поколеблюсь». Рост в вере. Как он происходит, как его сохранить и как его можно заметить.

Стих 5. В чем заключается величие человека? Кто хочет низринуть его с высоты, почему и каким образом.

Стих 5. «Прибегли ко лжи». Радуются лжи те, кто ее изобретает и распространяет, а также те, кто над ней смеется или с готовностью ей верит — все, уповающие на собственную праведность, самонадеянные, притеснители и ожесточившиеся еретики.

Стих 6 (последняя часть). Великие ожидания от великого Бога: Его великие обещания, Его великая забота и наше предвкушение великого.

Стих 11. Упование на богатство ведет к гибели: идолопоклонству, любостяжанию, беспокойству, суете, подлости, отрицанию Бога и духовных истин, пренебрежению целомудрием, ожесточению сердца, несправедливому отношению к людям. Как избежать этого губительного греха.

Стих 12.

1. Глас Божий. «Однажды». Он возвещает Свою истину однажды, но ясно, непреложно, со властью.

2. Как мы слышим глас Божий. «Дважды». Мы должны слышать его как в сердце, так и физическим слухом, а также исполнять его повеления и по духу, и по букве.

Стихи 12—13. Отчетливая связь силы и милости в Писании.