62. Песнь изгнанника

Заглавие

«Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской». Данный псалом, скорее всего, Давид написал, когда убегал от Авессалома. Совершенно очевидно, что он писал его во время своего царствования (ст. 12), когда враги начали преследовать его, чтобы убить. Давид не прекратил петь Богу песни, даже когда оказался в пустыне. Он не стал просто твердить старые псалмы, написанные для других случаев, но направил Богу молитвы и прошения, соответственные его теперешнему состоянию, написав песнь изгнания. И хотя со всех сторон его окружала пустыня, в сердце его цвели сады. Нам тоже рано или поздно придется очутиться в пустынном месте. Пусть же вечный Утешитель пребудет с нами в эти скорбные дни, произведет в нас способность и желание славить Господа в любых обстоятельствах и тем самым превратит место нашего изгнания в место торжественного богослужения. Ключевое слово в этом псалме — «рано». Когда мы спим на мягком и удобном ложе, у нас появляется соблазн вставать с него как можно позже. Но когда ложе наше твердо, а душа исполнена тревогой, раннее пробуждение для поиска Бога принесет нам великое благо, и мы благословим пустыню.

Композиция

Стихи 2—9: автор говорит о своей жажде общаться с Богом, о твердой надежде. Стихи 10—12: автор предсказывает гибель всех своих врагов. Данный псалом подходит всем, кто томится на ложе болезни или по какой-то причине лишен возможности посещать богослужения.

Истолкование

2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.

5 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. 6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, 7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, 8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; 9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.

2. «Боже! Ты Бог мой». Или «Боже! Ты мой всемогущий Бог». Эхо божественного могущества, о котором говорилось в конце предыдущего псалма, все еще звенит в воздухе, и Давид снова заговорил о силе Всевышнего. Преданность Богу побуждает Давида заявить о том, что он принадлежит Господу, а твердая вера помогает ему воскликнуть, что Господь принадлежит ему. У Давида не было никаких сомнений в том, что Бог — его Бог; почему же в этом должны сомневаться другие верующие? О Боге нужно говорить прямо и однозначно, а не пребывать в бесконечных сомнениях и колебаниях, как делают многие христиане. Как благословенно слово, сказанное Давидом! Что может принести нам больше радости, чем фраза: «Ты Бог мой»? Могут ли ангелы сказать что-то сверх этого?

«Тебя от ранней зари ищу я». Чем больше имеешь, тем больше хочешь иметь. Уверенность в обладании Богом не только не мешает искать Бога, но побуждает искать Его еще усерднее. Могу ли я искренне искать чужого бога? Едва ли. А своего Бога я ищу с великой ревностью. Так было и с Давидом: он вставал славословить Бога с первыми петухами, не дожидаясь полудня и прохладных вечерних часов. Для него общение с Богом было столь вожделенно, что он позабыл об утренней прохладе и презрел мягкое ложе. Утро — это время росы и свежести, и псалмопевец посвятил его молитве и благоговейному общению с Богом. Во все времена истинно святые люди начинали славословить Бога с первой зарей. Слово «ранняя» говорит нам не только о том, что Давид начинал искать Бога с самого утра, но и о том, что он делал это ревностно, не откладывал поклонение на потом. Все истинно жаждущие Бога жаждут Его в каждый момент суток. Святые желания — одно из самых сильных побуждений в жизни человека. Вот почему Давид сказал: «Тебя жаждет душа моя». Жажда — это нестерпимое желание получить то, что дает тебе жизнь. Жажду не утолишь рассуждениями, о ней невозможно забыть, от нее нельзя отмахнуться или перетерпеть со стоическим безразличием. Она требует утоления, и с ней невозможно спорить. Жажда богообщения, возникающая в сердцах верующих под действием благодати Божьей, также требует немедленного утоления. Впрочем, утолить жажду, пробужденную в душе Духом Святым, может только сам Бог.

«По Тебе томится плоть моя». Слова «душа» и «плоть» указывают на то, что Давид имел в виду как духовную, так и телесную природу человека. Как мы знаем, в Новом Завете слово «плоть» означает силу, которая противится духу и не может жаждать Бога. Давид же имел в виду под «плотью» сильные душевные переживания, ощущаемые человеком на физическом уровне. Как правило, плоть противится духу, но если дух человека исполнен силы от Бога, он может заставить ее двигаться в противоположном направлении. Пока изможденный царь скитался по знойной безводной пустыне, желания его души соединились с желаниями плоти и стали в унисон взывать к Господу об утолении нестерпимой жажды.

«В земле пустой, иссохшей и безводной». Пустая земля и сердце, томящееся жаждой, делают присутствие Божье поистине вожделенным. То, что мы можем обратиться к Господу и получить от Него все потребное для жизни, даже находясь в пустыне и пребывая в душевном смятении, — величайшая из милостей. Как же часто верующим приходится скитаться по этой пустой, иссохшей и безводной земле, лишенной всяких духовных радостей! И все они в один голос утверждают, что в таких обстоятельствах душа и тело не желают ничего, кроме целительного присутствия Господа Бога. Пребывая в общении с Богом, мы можем без особого труда пережить любые неудобства земного странствования, но когда Господь оставляет нас, даже всех сокровищ мира не хватит для того, чтобы восполнить эту потерю. Давайте же жаждать только Бога! Пусть все наши желания сольются воедино и превратятся в одну общую жажду! Давайте прежде всего искать царства Божьего, и все остальное приложится нам.

3. «Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище». Давид хотел видеть не столько святилище, сколько Бога. Сквозь образы и символы обрядов он видел Невидимого. И все же обряды и ритуалы доставляли ему столько радости, что теперь, когда он был оторван от храма Господня, душа его воздыхала по этому великому благословению. Это и не удивительно: для христианина нет большей потери, чем потеря животворной связи с любящим Богом. Давид упомянул силу и славу Господа, эти два благословенных качества, которые более всего приводили его в восторг, когда он поклонялся в святом храме. Об этих двух характеристиках Бога говорилось, как вы помните, в конце предыдущего псалма, и Давид, очевидно, все еще утешался этими мыслями. Он жаждал снова узреть силу и славу Господа в месте странствований своих. Как хорошо, что Бог являет Свою силу и славу в любом месте и не ограничивается пределами иерусалимского храма. Они слышны в ревущем океане, видны в блеске молний, ощутимы в лесах и прериях и пребывают везде, где только есть сердце, жаждущее их узреть. Наше несчастье в том, что мы гораздо больше жаждем временных наслаждений и пустых утех, чем божественного великолепия. Воистину, все мы странствуем по безводной и иссохшей пустыне, ибо покой наш не здесь. Остается лишь удивляться тому, что верующие не испытывают столь уж сильной жажды по небесным обителям, где все их желания и нужды будут полностью удовлетворены и где они лицом к лицу узрят Бога, начертавшего на их челе Свое имя. Давид жаждал не воды и не земного благоденствия, а исключительно явления божественной славы. Все, что он хотел в этой жизни, — видеть Бога, и не удовлетворился бы ничем другим. Поистине велик тот друг, который утешает нас одним своим присутствием. О душа, направь все свои желания к высшему благу, подобно благословенному Давиду! Пусть твоей единственной жаждой будет видение Бога на земле и наслаждение Его славой в вечности.

4. «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь». Вот причина всего, что было сказано в первых трех стихах, и всего, что будет сказано далее. Жизнь поистине драгоценна, но ничто не сравнится с милостью Господа. Благоволение Божье лучше, нежели самая прекрасная жизнь — лучше, чем жизнь в роскоши, в здоровье, в славе, в богатстве и удовольствиях. Даже тысяча таких жизней — ничто по сравнению с вечной жизнью, осененной благоволением Бога. В Боге мы живем, и движемся, и существуем, и потому Его немилость равносильна для нас мраку смерти. Мы не можем не жаждать милости Господа и Его благоволения. Земная жизнь для многих людей, скорее, наказание, чем удовольствие, милость же Господа — всегда благо. Жизнь слишком мимолетна; милость же пребывает вовек. Физическая жизнь дана даже низшим животным; милость же Господня — особый удел избранных.

«Уста мои восхвалят Тебя». Буду говорить о Твоей благости открыто, дабы возвестить всю славу Твою. Уста наши должны восхвалять Господа даже тогда, когда мы только жаждем Его присутствия, но еще не наслаждаемся Им в полной мере. Ведь милость Господня достойна хвалы, даже если мы в данный момент не можем ее вкусить. Наша готовность славословить Бога не должна зависеть от меры Господних благословений. Такое отношение было бы эгоистичным. Даже мытари и грешники одобрительно отзываются о тех, кто делает им подарки. Только истинно верующий человек может благословить Господа даже тогда, когда Он лишает его имения и скрывает от него Свой светлый лик.

5. «Так благословлю Тебя в жизни моей». Буду благословлять Тебя, Господи, доколе жив. Или «Буду благословлять Тебя, Господи, когда Ты явишь мне милость Свою». Любовь к Господу должна пребывать в нас вечно. Даже когда мы не можем радоваться своей земной жизни, у нас всегда есть причины радоваться в Господе. Народ Божий благословит своего Творца, даже если все остальные Его проклянут. Безмерная благость Господа — достаточная причина для того, чтобы славословить Его непрестанно. «Во имя Твое вознесу руки мои». Мы воздеваем руки в поклонении, в ликовании, в благодарении, в труде и в уповании. Но как бы мы ни воздевали руки, это следует делать только во имя Господа Бога. Ничьи руки не должны оставаться опущенными в присутствии Бога. Ведь имя Господне исцеляет хромых и заставляет их прыгать как молодых оленей; оно веселит скорбящих, и те рукоплещут в ликовании.

6. «Как туком и елеем насыщается душа моя». Душа Давида, отлученная от жертв, приносимых в храме, наслаждается духовными радостями и пребывает в полном довольстве. Любовь Божья наполняет душу человека таким богатством и полнотой, что ее насыщение можно сравнить только с насыщением тела самыми тучными из яств. В древнем Израиле тук ценили больше, чем в наши дни. Выражение «тук и елей» указывает на роскошный пир. Давид хочет сказать, что душа, уповающая на Бога и исполненная Его милости, насыщается всем самым лучшим и вкушает самые изысканные яства с царского стола. «И радостным гласом восхваляют Тебя уста мои». Чем больше радости, тем больше хвалы. Когда душа насыщена милостью, она обязательно полна благодарения. Когда Бог услаждает нас туком Своей любви, мы должны воздавать Ему тук благодарных сердец. Бога милости надлежит славить не только в мыслях, но и устами. Если люди видят наши благословения, то пусть слышат и нашу хвалу.

7. «Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей». Лежа на своей постели и размышляя о Боге, Давид вдруг почувствовал желание петь Богу хвалу. Темной ночью Давид устроил себе пир и вознес Господу славословия. Спальня его превратилась в зал для пения, и его хвала предвосхитила то время, о котором сказано, что ночи больше не будет. Возможно, сама пустыня помогала ему бодрствовать, а если так, то все века должны вознести ей благодарность за этот восхитительный гимн. Поглощенные дневными заботами, мы часто забываем о Боге, но тихое безмолвие ночи заставляет нас вспомнить о Его присутствии. Если тьма помогает нам увидеть Бога, значит, во тьме мы видим больше, чем при свете дня.

«Размышляю о Тебе в ночные стражи». Давид поклонялся Богу в сердце своем, так же, как левиты и священники славили Его во святилище. Возможно, раньше Давид участвовал в служении тех, кто стоит «в доме Господнем во время ночи». И хотя он не мог быть с ними телесно, он все равно вспоминал каждую ночную стражу и мысленно присоединялся к певчим, благословляя Господа. Ночь — это время тишины и темноты, и потому оно вполне соответствует состоянию души того, кто предает забвению дольний мир и воспаряет к горнему. В глубоких размышлениях о священных предметах ночные стражи летят незаметно, хотя при иных обстоятельствах они тянулись бы вечность. Твердое ложе в унылой обстановке дарует вам блаженный покой, освежающий лучше, нежели сон. Иные находят удовольствие в ложах из слоновой кости, но мы-то знаем, что только ложе благочестия дарует человеку истинное счастье. Иные используют ночные часы для распутства и кутежей, но все их удовольствия не стоят и капли истинного блаженства, даруемого тем, кто размышляет о Господе.

8. «Ибо Ты помощь моя». Давид размышлял о Господе, и это помогло ему вспомнить о Его прошлых милостях. Мы должны чаще перечитывать свои дневники и обращать особое внимание на то, как Бог помогал нам преодолевать страдания, нужды, тяготы и горести. Главная задача памяти в том, чтобы напоминать нам о верности и преданности Господа и тем самым укрепить нашу веру. «И в тени крыл Твоих я возрадуюсь». Верующий радуется даже тени от крыл Господа. Прибегая к Всевышнему, мы обретаем в Нем убежище от всех страхов и тревог. Для верующих нет ничего естественней обращения к Господу, ибо мы испытали Его и убедились в Его любви и могуществе. В Боге мы обретаем не только безопасность, но и блаженство: в тени крыл Его мы и радуемся, и находим покой.

9. «К Тебе прилепилась душа моя». Или «Я устремляюсь вслед за Господом». Мы следуем за Господом потому, что мы едины с Ним. Кто отлучит нас от любви Господа? Если мы не можем следовать за Ним шаг в шаг, то, по крайней мере, будем бежать за Ним изо всех сил и прилагать все старания к тому, чтобы догнать Его и насладиться Его общением. Когда христиане устремляются вслед за миром, они идут прямой дорогой к собственной погибели. Никто из нас не жаждет общения с Богом в должной мере. «Десница Твоя поддерживает меня». Давид признает, что не следовал бы за Богом и не жаждал бы общения с Ним, если бы Господь не даровал ему силу. Он называет божественное могущество, о котором говорилось в этом и предыдущем псалмах, источником нашей тяги к небесам. Когда Бог помогает нам Своей державной десницей, мы воистину сильны; если же Он удерживает от нас Свою помощь, мы ни на что не способны.

10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;11 сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

10. В то время как Давид искренне искал Бога, нечестивцы искали его смерти. «А те, которые ищут погибели душе моей». Они жаждали поразить его в самое сердце, очернить его доброе имя и лишить его всех владений. Сыны лукавого во всем похожи на своего отца, который был и остается губителем и разрушителем. Но участь его предрешена, как, собственно, и участь его детей. Губителей ждет гибель. Жаждущие крови сами станут жертвами. «Сойдут в преисподнюю земли». Они упадут в яму, которую вырыли для других. Душегубов ждет неминуемая погибель, в конце концов они сойдут в преисподнюю земли. Их поглотит та бездна, в которую они жаждали ввергнуть праведных. Все удары нечестивых обратятся на их же голову. Бьющий праведника вбивает гвоздь в крышку собственного гроба.

11. «Сразят их силою меча». Именно это и произошло с врагами Давида. Взявшиеся за меч от меча и погибнут. Наступит день, и нечестивцев постигнут все ужасы ада, и тогда они почувствуют на собственной шкуре, что такое смерть. «Достанутся они в добычу лисицам». Львы не притронулись бы к подобной пище; злодеи достанутся в добычу лисицам, и шакалы полакомятся их гниющими костями. В бесславии они будут лежать на земле, растерзанные падальщиками. Злодеев очень часто постигает подобная участь, и это лишний раз подтверждает тот факт, что Господь неизменно воздает за нарушение Своего закона. И хотя день страшного суда наступит только в грядущем веке, уже сегодня меч отмщения, волею божественного провидения, нередко опускается на голову нечестивцев.

12. «Царь же возвеселится о Боге». Самозванцы будут преданы мечу, а царь будет жить. Все признают, что его благоденствие — дар Божий. Помазанник Божий не забудет вознести Господу песнь хвалы, его престол признает власть Царя царей. Радостью Давида будет только Господь Бог. Когда его подданные станут воспевать его как царя-победителя, он повелит им прославлять вместо себя Бога. «Восхвален будет всякий, клянущийся Им». Верноподданные царя также будут торжествовать победу. Им не придется раскаиваться в том, что они дали клятву верности. Как язычники клялись своими богами, так и израильтяне призывали Иегову в свидетели своих обетов. Таким обозом, присягнувшие на верность Господу имели все причины радоваться и ликовать, видя, как Господь защитил праведного царя и истребил вероломных предателей. «Ибо заградятся уста говорящих неправду». И чем скорее, тем лучше. Если их уста не может заградить ни страх, ни разум, ни стыд, то пусть это сделает могила, ибо лжец — это дьявол в человеческом обличье, проклятье рода человеческого. Он отвержен Богом, как ясно сказано в Откровении: «Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». Обратите внимание, как отличаются уста, славящие Бога, от уст, говорящих ложь. Первые уста никто не в силах заградить; их песнь будет звучать вечно. Вторые — будут осуждены Христом. О Господи, мы ищем Тебя и истины Твоей! Избави нас от всякой лжи и злобы человеческой и яви нам себя, ради Иисуса Христа. Аминь.

Советы проповедникам

Стих 2 (первая часть). Безбожник говорит: «Нет Бога», язычники поклоняются «множеству богов», а истинный верующий молится: «Боже! Ты Бог мой». Бог является уделом верующих:

1. по Своему изволению;

2. по условию завета;

3. по вере.

Стих 2 (вторая часть). Искать Бога «рано»:

1. Рано в жизни.

2. Рано по времени.

3. С усердием.

Стих 4.

1. Решение любви: «уста мои восхвалят Тебя». Любовь решает:

а) хвалить. Хвала свойственна новой природе человека. Человек, хвалящий Бога, не ропщет, не упрекает и не ругает других. Хвала — это выражение благодарности, признательности, удовлетворенности и любви;

б) хвалить Бога;

в) хвалить Бога делами. Уста мои не только благодарят Бога, но и говорят о Нем: о Его мудрости, справедливости, любви, благодати;

г) хвалить Бога непрестанно. «В жизни моей» (ст. 5).

2. Основание решения: «Милость Твоя лучше, нежели жизнь». Любовь славит Бога, потому что

а) она обязана Ему своим существованием. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас»;

б) она черпает силу у Бога. «Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым»;

в) проявления Божьей любви нельзя не хвалить. Господь дает благость нуждающимся, беспомощным, погибшим.

Стих 4. «Милость лучше, нежели жизнь».

1. Познание милости в жизни.

2. Сравнение милости с жизнью.

3. Предпочтение милости жизни.

Стихи 6—7.

1. Пустой сосуд наполняется. Как? Посредством размышления. Чем? Благостью Божьей — «туком» и «елеем». До какой степени? До насыщения.

2. Содержимое сосуда переливается через край. «Радостным гласом восхвалят Тебя уста мои».

Стихи 6—7.

1 Духовные занятия верующего.

2. Духовные занятия ведут к великой радости.

Стих 8. Твердая решимость:

1. на чем она основана;

2. в чем выражается.

Стих 9. «Сильный зверолов пред Господом».

1. Цель охоты: «к Тебе».

2. Напряженность охоты: «прилепилась».

3. Опасности охоты.

Стих 9 (вторая часть). Десница Господня поддерживает святых тремя способами:

1. уберегает от греха;

2. не дает унывать в страдании;

3. помогает исполнять долг.

Стихи 10—11.

1. Враги христиан: злые духи, злые люди, дурные привычки и т. п.

2. Их цель: погубить душу.

3. Их гибель — неизбежна, позорна, окончательна.

4. Их будущее: ад.

Стих 12. Три темы.

1. Радость о великом Царе.

2. Допустимые клятвы.

3. Злые речи.