64. Жатвенный гимн

Заглавие

Подобное заглавие мы уже встречали не раз. «Начальнику хора». Исполнение данного псалма было поручено главному певчему хора. Когда человек делает свое дело исправно, нет смысла ставить на его место кого-то другого. «Псалом Давида для пения». По-еврейски эта песнь называется «шур» и «мизмор» — песня и псалом. Псалом предназначался как для пения, так и для декламации. Мы уже встречали два подобных псалма — 29-й и 47-й, а псалмы с 64 по 67 представляют собой цикл таких псалмов-песен. Очевидно, составители Псалтири специально поместили гимны хвалы после псалмов стенания и плача.

Тема

Давид воспевает славу Божью, явленную в церкви и в природе. Из его уст изливается хвала благодати и провидению Божьему. Возможно, Давид написал эти строки в честь небывалого урожая или же сочинил жатвенный гимн для ежегодного пения. Псалом был написан после подавления мятежа (ст. 8) и яркой победы над иноземными врагами (ст. 9). Перед нами один из прекраснейших гимнов, когда-либо написанных на человеческом языке.

Композиция

В стихах 2—5 описано приближение к Богу, в стихах 6—9 — великие чудеса Господни, которые Бог явил в ответ на молитву. В стихах 10—14 псалмопевец прославляет Господа за обильный урожай.

Истолкование

2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.

5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.

2. «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе». Сион хранит верность своему Царю, даже если Вавилон поклоняется антихристу. Кто видел кровь кропления на Сионе и почитает себя частью Церкви первенцев, тот не может думать о Сионе без благодарности Богу Сиона, ибо милости Его слишком многочисленны, чтобы о них забыть. Святые готовы славить Господа в любой момент, и как только Он обращает к ним Своей светлый лик, они возносят к небесам громогласную хвалу. Как музыканты готовятся встретить своего господина радостными песнями и терпеливо ожидают его появления, так и мы ждем явления Господа Бога в Церкви, чтобы вознести Ему сердечную хвалу. Хвала ожидает Господа, как слуга или придворный ожидает появления своего царя, — благодарность всегда скромна и послушна. Она стремится угодить Господу и благословляет Его непрестанно, вне зависимости от того, дарует ли Бог благоденствие или скорбь. Хвала неутомима: она поет свои гимны всю ночь и с твердой надеждой ожидает утра. На земле, скитаясь среди горя и слез, мы ожидаем Господа в терпении и настраиваем свои арфы. Какие же дивные песни изольются из наших сердец, когда Господь приведет нас домой и явится нам во всей Своей славе!

Этот стих можно перевести иначе: «Пред Тобой, Боже, молчит хвала на Сионе». Хвала смиренна и молчалива, она готова восхищаться Господом в безмолвии. Или же Давид имеет в виду, что все хвалы наши — все равно что молчание по сравнению с тем, чего заслуживает Бог. Или же мы поклоняемся Тебе в безмолвии, ибо слава Твоя неизреченна. Прими же, Господи, наше молчание как хвалу. Или же мы только славословим, ни о чем другом говорить не можем. Когда душа исполнена святого благоговения, человеческий язык кажется ей слишком скудным; она чувствует, что всех песен смертных не хватит для того, чтобы должным образом воспеть божественную благость. Церковь, преклонившаяся пред божественной милостью в тихом восхищении, воздает Ему больше славы, чем самые чистые ангельские голоса в сопровождении струнных и духовых инструментов. Это, впрочем, не значит, что от песенного прославления Господа следует отказаться — в конце концов, ведь Давид предназначил свой псалом именно для пения. Но прежде чем воспеть Господу хвалебную песнь, мы должны смирить свою душу и в тишине поразмыслить о том, что вся наша хвала — как молчание пред Господом, ибо воспеть Ему славу должным образом невозможно.

«И Тебе воздастся обет в Иерусалиме». Возможно, Давид ссылается на какой-то особый обет, принесенный им во время засухи или вражеского нашествия. Народы и церкви, как, впрочем, и отдельные люди, должны обязательно исполнять свои обеты пред Господом, ибо Господь поругаем не бывает. Мы не должны забывать своих обетов или исполнять их только для того, чтобы нас одобрили окружающие. Обеты следует приносить только Богу, ибо только Его одобрение имеет для нас значение. Все верующие заключили с Господом завет в момент своего обращения, а затем подтвердили его в крещении, в присоединении к Церкви и в причастии. Некоторые принесли Господу особые обеты. Все данные Богу обещания должны исполняться нами с благоговением, тщательно и без промедления. Таким образом, прежде чем принести Богу обет, хорошенько подумайте, а принеся, исполняйте в точности. Неисполненная клятва обжигает совесть как каленое железо. В пришествие дня благодарения и хвалы все принесенные нами обеты должны быть исполнены. Ни одно обещание Богу нельзя назвать неважным, ни от одного нельзя отмахнуться.

3. «Ты слышишь молитву». Это имя Бога, Его природа, Его слава. Бог не просто услышал молитву однажды, но слышит ее прямо сейчас, слышит всегда, поскольку Он неизменен. Как чудесно имя Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа! Он слышит каждую молитву из уст святых. Заметьте, что Давид обращается к Господу личным местоимением «Ты»; в этом псалме личные местоимения употребляются очень часто. Из этого следует, что Давид верил в Бога-личность, а не в пустую абстракцию. «К Тебе прибегает всякая плоть». Вот почему все народы должны обратиться к единому истинному Богу, который доказывает Свое божество тем, что отвечает на молитвы всех ищущих Его. Всякий человек — трава полевая; все мы немощны и грешны и потому должны молиться. Мы нуждаемся в Боге, исполненном сострадания и милости, снисходящем до жалких и ничтожных человеческих молитв. Многие приходят к Тебе в смиренной вере и насыщаются благом, но еще больше людей Ты привлечешь любовью, и в конце концов вся земля падет ниц у Твоих ног. Суть истинной веры — в общении с Богом. В обращении мы приходим к Богу со слезами, в прошении — с надеждой, в славословии — с радостью, в служении — с ликованием. Когда придет полнота времен, лже-боги потеряют своих преданных почитателей, ибо просвещенного человека уже невозможно будет одурачить. Всякий, кто по-настоящему знает истинного Бога, жаждет распространять это знание среди других, чтобы и они вошли в царство Божье.

4. «Дела беззаконий превозмогают меня». Ложные обвинения и собственные грехи разбивают мое сердце, меня спасает только мысль о божественном искуплении, омывшем все мои беззакония. Воистину, если бы не благодать, то наши прегрешения превозмогли бы нас в божественном суде, в суде совести и в жизненных сражениях. Горе тому, кто игнорирует подобных врагов, и проклят тот, кто принимает их за друзей. Мы должны знать их губительную силу и прибегать к Тому, кто прощает все беззакония. «Ты очистишь преступления наши». Ты, Господи, покрываешь преступления наши, ибо Ты сам принес жертву умилостивления, и скрижали закона Твоего скрыты под крышкой ковчега завета, над которой Ты являешь Свою славу и милость. Обратите внимание на местоимение «наши»: в первой части стиха Давид говорил только о себе, а теперь молится за всех верующих Сиона. Он настолько убежден в безмерности всепрощающей любви, что призывает всех святых воспеть Богу песнь славы. Как утешительно знать, что преступления, которые могли бы возобладать над нами, не могут возобладать над Богом. Они могли бы лишить нас Его присутствия, но Он удаляет их и от себя, и от нас. Для нас они слишком сильны, но всемогущий Искупитель превозмогает их и спасает нас от погибели. Заметьте также, что Давид призывает нас очиститься, прежде чем приступать к служению прославления — в Ветхом Завете священники тоже совершали омовение перед жертвоприношением. Только обелив одежды свои в крови Агнца, мы сможем благоугодно воспеть Богу: «Достоин Агнец закланный».

5. «Блажен, кого Ты избрал и приблизил». После очищения и омовения к нам приходит чудесное благословение. Оно поистине чудесно, ибо включает в себя и избрание, и действенное призвание, и обращение, и оправдание, и усыновление. Мы не можем прийти к Богу по собственной воле, и потому Он милостиво действует в нас и привлекает к себе. Он преодолевает наше противление и силой преображающей благодати производит в нас способность верить. Это тоже чудесное благословение. Он приближает нас к себе кровью Иисуса Христа и Духом Святым вводит нас в общение с самим собой, дабы мы всегда приступали к Нему с дерзновением и не были подобны тем, кто отделен от Него пропастью греха. Это тоже неизреченное благословение. В довершение всего мы приходим к Богу не потому, что Он грозит нам погибелью, как было в случае с Надавом и Авиудом, а потому, что мы — избранные Господа и на нас лежит печать Его благоволения. Господь ввел нас в небесные обители — можно ли вообразить себе большее благословение? Господь почитает нас сыновьями: раб не всегда пребывает в доме, сын же — вечно. Смотрите, какую любовь и благословение нам дал Отец небесный: Он хочет, чтобы мы пребывали в доме Господнем вовек! Блаженны пребывающие в доме Божьем! Дай Бог, чтобы и автор, и читатели этих строк приобщились к сей благословенной доле!

«Чтобы он жил во дворах Твоих». Кого Господь принял, тех Он и ввел во дворы Свои. Сделав выбор, Господь никогда не отменяет Своих решений. Его дары и призвание непреложны. Кто однажды вступил во дворы Господни, тот будет пребывать в них вечно.

Не странник я и не пришелец,

А блудный сын, вернувшийся домой.

Все вечное представляет великую ценность. Временное благословение — это благословение лишь отчасти. Пребывать во дворах великого Царя — величайшая честь, а пребывать там вечно — предел блаженства. Но ведь именно такова доля всех, кого Бог избрал и приблизил к себе, несмотря на то, что некогда все они были рабами греха.

6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, 8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.

6. «Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш». Бог славен тем, что отвечает на наши молитвы, а величье Его проявляется в том, что Его ответы влагают в наши сердца страх и трепет. В начале псалма, как вы помните, святые возносят Богу хвалу в благоговейной тишине; теперь же в благоговейной тишине они получают ответ на свои молитвы. Смысл слов Давида заключается в следующем: Господь одержит победу над Своими врагами и вселит страх во все народы земли. Его справедливый и суровый суд столь ужасен, что наполняет страхом как друзей, так и врагов. Кто не убоится Бога, наносящего столь сокрушительные удары? Когда мы молимся, мы не знаем, какой ответ даст нам Бог, а ведь может быть и так, что Он наведет на нас страх. Мы просим об освящении, а Бог посылает нам испытание. Мы просим об умножении веры, а получаем страдание. Мы молимся о распространении Евангелия, а получаем гонения и рассеяние. И все же мы должны продолжать молиться, ибо все, что Бог дает в Своей любви, ведет ко благу. Все ужасное обратится в благословение, если только Бог действительно нас слышит. Заметьте, как автор смешивает в этом стихе справедливость и спасение, ужас наказания и милостивый ответ на молитву. В ком, кроме Христа, могут совместиться эти противоположности? Спасающий Бог иногда отвечает на наши молитвы так, что наши маловерные сердца начинают трепетать, но как только наша вера замечает Спасителя, мы сразу вспоминаем, что не все видимое реально, и получаем ободрение. Бог, ужасный в Своем гневе, одновременно является и прибежищем для тех, кто узрел Его в Возлюбленном.

«Упование всех концов земли». Жители далеких островов и те уповают на Бога; отделенные от Сиона огромным расстоянием, они возлагают надежду на живого Господа. В странах вечного холода и нестерпимого зноя, где человеку приходится сталкиваться с самыми разнообразными капризами природы, а также на далеких островах, познавших страшный нрав океанской бездны, люди всегда скрывались от ужасов божественного гнева и одновременно возлагали упование на великого и ужасного Бога.

Господь страшен в Своем отмщении, но мышца Его не сократилась на то, чтобы спасать.

«И находящихся в море далеко». И там тоже есть благочестивый остаток, соблюдаемый благодатью. Земля дала Моисею старейшин; море же дало Христу апостолов. Ной был спокоен на бескрайних просторах океана, так же, как Авраам в своем шатре. Жизнь всех людей, в конечном счете, зависит от милости Господа. Мореплаватель знает это особенно хорошо, но это не значит, что землепашец зависит от милости Божьей меньше, чем все остальные. Где бы вы ни находились, на суше или на море, у вас нет ни малейших оснований уповать на собственные силы. Господь был и остается единственным упованием всех концов земли. Вера произрастает по всему миру. Она древо жизни на суше и коралл славы на море. Благодарение Богу, все верующие знают, что Господь скор миловать и поддерживать святых могуществом державной силы Своей. Эти мысли должны наполнять наши молитвы новой силой всякий раз, когда мы приступаем к престолу Его благодати.

7. «Поставивший горы силою Своею». Господь утвердил горы на их основаниях, чтобы они стояли твердо и в бурю, и в землетрясение. Каменные твердыни существуют благодаря всемогущему Господу. Неверующие ученые придают слишком большое значение естественным законам, забывая о Законодателе. С помощью своих научных теорий они нередко вычеркивают Бога из картины мира. Благословенный псалмопевец, как мы видим, не разделяет их мнения: он утверждает, что Альпы и Анды воздвигнуты Господом Богом-Вседержителем, и поет Ему хвалу. Лучше быть такими же невеждами в естественных науках, как Давид, ибо мудростью своей он был подобен Соломону, чем образованными атеистами, подобно современным теоретикам.

«Препоясанный могуществом». Господь препоясан могуществом и потому горы Его стоят твердо, непоколебимо, незыблемо, как бы препоясавшись Его силой. Автор этих строк, несомненно, был хорошо знаком с великолепием горного пейзажа — с красотой, величием и мощью, окружающей со всех сторон бастионами неприступных скал. Во всем этом благолепии он видел след божественной руки. Если мы, жалкие и ничтожные существа, желаем обрести в жизни твердость, то нам необходимо прийти к Господу, источнику всякой силы. Без Него даже вековые твердыни не могут стоять непоколебимо — не говоря уже о всех наших планах, замыслах и трудах. Уповающие на милость Господа, покойтесь в могуществе Того, кто установил горы на основаниях их.

8. «Укрощающий шум морей». Тихое дуновение Господа превращает поверхность моря в неподвижное зеркало, а бурлящую пучину в мелкую рябь. Господь владычествует над Своим творением. Бог есть Бог мира и покоя; Он является к нам не в буре, а в тихом дуновении ветра. В дни древние Он прогуливался в райском саду в прохладе дня, а ныне — покоится в Своих небесных чертогах, ибо день седьмой еще не минул. Господь — источник всякого мира. Да прославят Господа Бога все путешествующие по морю, ибо Он владычествует над волнами морскими. Глас Господень укрощает рев пучины и успокаивает бездну. «Шум волн их». Бог Своим голосом успокаивает каждую пенную волну.

«Мятеж народов». Укрощать народы гораздо сложнее, чем укрощать морскую стихию, ведь народы мятежны, полны ропота, гнева и вероломства. Они не терпят узды, не любят ограничений закона. Сколько монархов пострадало от внутренних мятежей и бунтов, вызванных нежеланием народа подчиняться воле царя. По-настоящему укрощать народы может только Бог. Он владычествует как над морем, так и над неистовством мятежных народов. Своей относительной стабильностью человеческое общество обязано исключительно Господу Богу, сдерживающему зло и беззаконие. Если бы не Он, мы уже давно были бы уничтожены лавиной собственных страстей. Если бы не Бог, нас уже давно поглотил бы беспощадный вихрь зависти, амбиций и жестокости, и многочисленные французские революции — наглядный тому пример. Благодарение Богу за то, что Он поддерживает порядок в обществе и обуздывает человеческое зло, готовое поглотить всех и вся. Во время скорби верующий должен обращаться за помощью к Тому, кто в силах укротить шум морей, ибо только Господь всемогущ и ничто не может помешать Ему осуществить Свои намерения.

9. «И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли». Знамения присутствия Господня многочисленны и не ограничиваются пределами одной местности. Иногда в качестве знамений Господь посылает стихийные бедствия — землетрясения, моры, торнадо или ураганы. Все эти явления божественного могущества устрашают народы. Кроме того, народы трепещут, когда видят суровость божественного суда, как, например, гибель Содома или потопление фараонова войска. Слух о подобных знамениях распространяется по всей земле и наполняет сердца людей страхом и трепетом, ибо они видят святость и справедливость Господа. Мы же не пугаемся Его знамений, а радуемся им. Наблюдая божественные деяния, мы исполняемся благоговейным торжеством. Мы трепещем, но не по-рабски.

«Утро и вечер возбудишь к славе Твоей». Восток и Запад радуются Божьей милости и благоволению. Поднимаясь утром, мы исполняемся надежды, а ложась вечером, благодарим Господа на бесчисленные дары. Во всякое время суток мы благословляем Господа и ликуем в Нем. Мы радуемся, когда светлый лик утра стыдливо вспыхивает огнем зарницы и когда нам тихо улыбается безмятежный и ласковый вечер. Мы не считаем, что вечерняя роса оплакивает угасший день; для нас она лишь жемчуг, завещанный ушедшим днем своему преемнику. Вера, узревшая Господа, венчает день песнями радости. Она не может поститься, когда с ней пребывает небесный Жених. Ночь и день равны перед ней, ибо Господь сотворил и благословил и то, и другое. Если бы не Господь, сердце наше не могло бы радоваться. Но благодарение имени Его, Он не прекращает веселить сердца тех, кто находит радость в Нем.

10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее;11 напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; 12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, 13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью; 14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.

10. «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее». Когда Бог посещает землю, Он дарует ей благословение. Едва ли такое можно сказать о каждом ее посетителе. Когда Господь нисходит к нам Своей милостью, все нуждающиеся получают пропитание. Давид представляет себе Господа виноградарем, который осматривает свое поле и щедро поливает каждый росток, пока земля не пропитается влагой. О Господи, посети Церковь Свою и щедро напитай мою увядшую веру. Пусть благодать Твоя сойдет на мою душу благодатным дождем; утоли мою жажду, ибо едва ли есть на свете человек, испытывающий ее так же остро, как я. «Обильно обогащаешь ее». Никакие сокровища не могут обогатить народы так, как обильно сходящая с небес благодать. Когда земля обогащается дождем, она в ответ обогащает людей обильным урожаем. Однако земля не может рождать без помощи Господа — поистине богаты только те, кто обогащен божественной благодатью. Нет большего сокровища, чем сокровище благодати.

«Поток Божий полон воды». Потоки земли истощаются быстро, как и все человеческие ресурсы; благодать же неиссякаема, как безбрежная и бездонная река. Щедрости Господней нет предела. Потоки благодатных дождей могут лить целый день, но и назавтра хранилища небес будут такими же полными, как накануне. То же самое применимо и к благодати: поток Божий полон воды, и от его полноты мы «приняли благодать на благодать». В одном из древних мифов рассказывается о реке Пактолус, русло которой состояло из золотого песка, но потоки Божьи, текущие с небес, приносят человеку гораздо больше богатства. Ведь в конечном счете главное богатство человека — это то, что взрастила его земля, но если она бесплодна, то никакое золото не поможет ему избежать голодной смерти.

«Ты приготовляешь хлеб». Хлеб — основная пища человека. Хлеб — всему голова, основной продукт питания, которым Господь благословляет род человеческий. Покупая муку, мы читаем на упаковке, кто ее произвел, но мы должны помнить, что прежде чем ее коснулась рука человека, над ней поработал Господь. Как Бог приготовлял манну для народа израильского, так и насущный хлеб приготовляется Господом на благо человека. Не важно, собираем ли мы манну или колосья пшеницы, не важно, сошел ли хлеб с неба или вышел из-под земли — Господь производит и то, и другое. То, что хлеб может выходить из-под земли, не менее чудесно, чем то, что он может нисходить с небес. «Ибо так устроил ее». Настало время для приготовления хлеба, и Господь вывел из-под земли колосья пшеницы. Без постоянного участия Господа, Бога-Вседержителя, даже пшеница не может заколоситься. Благословен Владыка мира: по милости Его земля неизменно приносит урожай, и человек насыщается хлебом каждый день. Он обещает небесное пропитание избранным Своим, говоря: «Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой».

11. «Напояешъ борозды ее, уравниваешь глыбы ее». Господь вспахивает землю и орошает ее. Он наполняет борозды влагой. «Размягчаешь ее каплями дождя». От долгой засухи земля превратилась в камень, но Господь размягчил ее каплями дождя. «Благословляешь произрастания ее». Земля, наполненная живительной влагой, покрывается бурной растительностью. Проросшие семена пробиваются сквозь размягченную почву, и все поле начинает благоухать, как благословенный Господом сад. Эти строки можно также трактовать как образ действующего в сердце человека Святого Духа: Он «уравнивает» всякие высокомерные мысли, наполняет наше смиренное сердце благодатью, размягчает отвердевшую почву души и заполняет ее цветением и благоуханием святости.

12. «Венчаешь лето благости Твоей». Обильный урожай — лучшее доказательство щедрости Господней, венчающей трудовой год. Эту торжественную коронацию проводит сам Господь, венчая каждый год Своей изобильной благостью. Или же Давид имеет в виду, что любовь Господня объемлет мир, как венец объемлет голову монарха. Каждый месяц приносит нам свою благодать, каждый день — свою жемчужину. Все времена года препоясаны щедростью и любовью Господа, точно поясом. Подобно солнцу, промысел Божий совершает свой годичный круг и венчает лето благости Господней. «И стези Твои источают тук». Везде, где шествует Господь, земля покрывается цветом. Историки утверждают, что там, где проходило конное войско татар, земля переставала плодоносить. О духовных же стезях Господа можно сказать обратное: везде, где ступает нога Иеговы, начинается бурный и обильный рост.

13. «Источают на пустынные пажити». Всемилостивый Господь посылает Свой дождь не только на обитаемые места, но и на пустынные пажити, где пасутся только стада диких животных. Тысячи оазисов воздают Богу славу за то, что Он посещает их Своим благодатным дождем. Птицы небесные, дикие козлы и быстроногие лани радуются в Господе, утоляя жажду из вновь наполнившихся источников и журчащих потоков. Бог посещает Своей любовью даже самые покинутые и отчаявшиеся души. «И холмы препоясываются радостью». Возвышенности земли покрываются радостью. Претерпев засуху, они исполняются ликованием, когда Господь ниспосылает им обильные дожди, и покрываются бурной растительностью.

14. «Луга одеваются стадами». Луга одеваются стадами, которые, в свою очередь, кормят и одевают человека. Как только холмы покрываются зеленой травой, они тут же наполняются бесчисленными стадами, ищущими себе пропитание. «И долины покрываются хлебом» — Господь дарует плодородие как лугам, так и пахотным землям. Дождевые облака приносят нам хлеб и мясо, подобно воронам, питавшим Илию. Хранитель рода человеческого достоин всякой славы за то, что Он дарует нам тучные стада и золотые колосья. И стрижка овец, и сбор урожая — все это дары от Хранителя нашей жизни, и мы должны быть за это Ему благодарны. «Восклицают». Земля исполняется хвалой и ликованием, когда Господь посещает ее Своим изобилием; все, имеющие уши, слышат ее торжество. Волы мычат во славу Господа, и золотые колосья воспевают Ему хвалу своим мелодичным шелестом.

Склонитесь, древние леса; услышь, о пашня, дивный зов,

Вдохни свой сладостный напев в сердца ликующих жнецов.

Воспой Того, кто в Свой чертог идет под пение небес.

Рукоплещите, о холмы, ликуйте блеяньем овец,

И ты, ущелья гулкий глас, удвой звучание хвалы.

Пусть будет лес и дол сейчас святыми звуками полны.

Святого Бога ждут сердца, ведь Его царству нет конца.

«И поют». Глас творения отчетливо говорит о Боге. Звуки природы — это не только радостное восклицание, но и песня. Живая природа возвещает Господу славу стройными голосами зверей и птиц, сливающимися с не менее стройным хором морских вод и буйных ветров. В природе нет ни малейшей какофонии. Воздух земли звенит дивными мелодиями; звуки творения полны гармонии. И все это — для Господа. Весь мир — это гимн вечному Богу. Благословен тот, кто слышит его и присоединяется к славословию могучего хора.

Советы проповедникам

Стих 2. Молчание в поклонении:

1. уместность;

2. полезность;

3. действенность.

Стих 3. Обеты, данные Господу:

1. ограничения;

2. преимущества;

3. обязательность исполнения.

Стих 3 (первая часть). Слушать и отвечать на молитвы

1. присуще Господу;

2. приятно Ему;

3. приносит Ему славу.

Стих 4.

1. Смиренное признание. Грехи превозмогают:

а) Когда? Когда мы не бодрствуем, впадаем в соблазны и даже после святых занятий.

б) Как? Используя природную греховность, естественные склонности, неожиданность искушения, пренебрежение средствами благодати и недостаток общения.

в) В ком? Даже в самых благочестивых людях. Давид сказал это о себе, а значит, нам тем более нужно внять предупреждению.

2. Уверенность. Прощение грехов:

а) от Бога: «Ты»;

б) благодаря искуплению;

в) действенное: «очистишь»;

г) полное: «преступления наши».

Стих 4.

1. Молитва в час нужды. Душа человека в осаде: «дела беззаконий превозмогают меня».

2. Возглас радости. Душа человека обрела утешение: «очистишь преступления наши».

Стих 5. Избрание, действенное призвание, доступ к благодати, усыновление, неотступность святых. Этот стих — краткое изложение основных богословских учений.

Стих 6. Приведите жизненные примеры по первой части шестого стиха: на молитвы об освящении Бог отвечает, посылая испытания, о Божьей славе — посылая гонения, о спасении детей — забирая их в мир иной, о благословении друзей — посылая им болезни.

Стих 8. Господь — источник, творец и хранитель покоя.

Стих 9. Знамения божественного присутствия могут устрашать и наполнять радостью.

Стих 9 (вторая часть). Особые радости утренних и вечерних часов.

Стих 10. Посещения Бога и их последствия.

Стихи 10—14. Проповедь о жатве.

1. Дары Бога всем людям. Господь посещает землю Своим благоволением согласно установленному порядку: вслед за посевом неизменно приходит жатва.

2. Неисчерпаемость Божьих даров. «Потоки Божьи» полны воды, в отличие от пересохшего потока Илии.

3. Разнообразие Его даров: хлеб, вода, растительность и т. п.

4. Постоянство Его даров: «Венчаешь лето».

Стих 13. Основание для радости для маленьких церквей. Бог помнит о

них, хранит, умножает, питает и оживляет их.

Стих 14. Песнь творения и ухо, которое слушает ее.