65. Песнь о великих делах Божьих

Заглавие

«Начальнику хора». Должно быть, этот человек был поистине великим музыкантом, если он удостоился чести исполнять подобный псалом. Столь изысканных строк достойна только самая лучшая музыка. «Песнь». На самом деле это сочинение предназначалось как для пения, так и для декламации. Перед нами не только великолепное стихотворение, но и величайшая песнь, когда-либо написанная еврейским народом. И хотя имя автора не указано в начале псалма, у нас никаких оснований сомневаться в том, что им был Давид. Песнь написана в его неповторимом стиле, и, кроме того, в ней нет ничего такого, что явно указывало бы на другого автора. Фраза «дом Твой» вполне может относиться и к скинии, поскольку так назывался не только храм Божий.

Тема

Тема псалма — великие деяния Бога, Его благодатные дары, Его спасительное провидение и все Его предприятия ради блага святого народа. В завершение звучит личное свидетельство псалмопевца о ниспосланной Ему особой милости.

Композиция

Стихи 1—4 — прелюдия, в которой псалмопевец призывает все народы славить Господа и подсказывает слова хвалебной песни. В стихах 5—7 содержится призыв воззреть на дела Господа, а именно, на разделение вод Чермного моря и, возможно, также на разделение вод Иордана. В стихах 8—12 говорится, что во время написания псалма народ Божий находился в тяжелых обстоятельствах и нуждался во вмешательстве Бога. Далее псалом приобретает личный характер: псалмопевец говорит о своих обетах Господу (ст. 13—15) и с громогласным возгласом «Придите и воззрите!» благодарит Бога за дарованную ему великую милость.

Истолкование

1 Воскликните Богу, вся земля.2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.4 Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему!

1. «Воскликните Богу». «На Сионе» опытные святые предаются глубоким размышлениям, «хвала молчит пред Господом» (Пс.64:2), и Господь принимает ее. Но на больших собраниях, где присутствуют самые разные люди, восклицания вполне естественны, уместны и равно угодны Господу. Чем громче звучит хвала, тем шире она распространяется. Звуки ликования и торжества пробуждают душу и заражают ее жаждой славословия. Сочинители церковных песнопений должны писать радостные мелодии. Мы должны славить Господа вслух, во всеуслышание, и сердце наше должно быть исполнено святого ликования. Хвала народов принадлежит единому Господу. Благословен тот день, когда вся земля восхвалит своего Творца и забудет о поклонении Джаггернауту и Будде! «Вся земля». Да возвеселится пред Господом вся земля и вы, язычники, прежде не знавшие Иеговы! Все народы должны выучить один язык — язык богоугодной хвалы.

2. «Пойте славу имени Его». Пусть наше пение будет мелодичным и стройным, ибо наш Бог — Бог порядка и благозвучия. Мы должны петь о славе Господней, ибо только Он достоин всякой хвалы. Воздавать славу Господу — значит воздавать Ему то, что принадлежит Ему по праву. Слава человеческая в том, чтобы воздавать славу Богу. Вся наша слава, в конечном счете, является даром от Господа Бога. Девизом всех истинных верующих должно быть: «Вся слава — Господу». Имя Бога, Его характер и благая сущность достойны всякой хвалы. «Воздайте славу, хвалу Ему». Хвала Богу не должна быть монотонной и еле слышной; пусть она воспарит к небесам во всем своем великолепии и торжестве. Мы не должны подражать помпезности древних праздников; по домостроительству Нового Завета наши славословия должны быть исполнены Святого Духа, сердечного рвения и святого благоговения. Поклонение искреннего и радостного сердца более угодно Богу, чем все великолепие священнических одежд, воскурение фимиама и музыка.

3. «Скажите Богу». Пусть вся ваша хвала будет направлена к Нему. Если хвала не направлена к Господу, то она — пустое сотрясание воздуха. «Как страшен Ты в делах Твоих!» Когда человек впервые видит величие и мощь Господа, он пугается. И даже когда сердце любит Господа и покоится в Нем, оно наполняется благоговейным страхом при виде страшных деяний Господа Бога, но это лишь усиливает его желание славословить. «Как страшен Ты в делах Твоих» — поют все святые, видя, какие опустошения произвел Господь среди народов, как Он поколебал континенты, как наслал ураганные ветры, язвы и моры, стершие города с лица земли, и совершил другие великие и страшные деяния. Пока мы не узнаем Бога во Христе, все Его проявления будут внушать нам ужас и страх. «По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». Но, как ясно следует из древнееврейского текста, эта покорность будет притворной и вынужденной. Сила может поставить человека на колени, но только любовь может завоевать его сердце. Фараон поклялся отпустить Израиль, но солгал Господу. Он покорился на словах, но не на деле. На земле и в аду тысячи тысяч преклоняются пред всемогущим Богом по принуждению; они покоряются только потому, что у них не выбора. Они не оспаривают небесную власть не потому, что веруют в Господа, а потому, что боятся Его силы.

4. «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе». Уже ныне все народы должны преклонить колени пред Господом, но придет время, когда они сделают это с радостью. На место вынужденной покорности придет любовь с ее радостными песнями. Как же мы преобразимся, когда вместо воздыханий из уст наших польются песни любви! «Да поет имени Твоему». Вся земля будет петь славу имени и деяниям Господа Бога; избавленный от рабства народ будет восхищаться своим Освободителем. Когда мы знаем имя Господа и Его милосердие хотя бы отчасти, мы славим Его иначе, чем когда мы поклоняемся Богу, которого совершенно не знаем. Бог не желает оставаться непознанным; Он не хочет, чтобы о народе Его говорили, что они не знают, кому кланяются. Да наполнится земля познанием Господа, дабы все народы могли узнать Творца и прославить святое имя Его. Очевидно, автор псалма имел в виду именно это, да и на всем протяжении Ветхого Завета звучат пророчества о том, что когда-то знание о Боге и поклонение Ему станут достоянием всей земли. Иудеи противились проповеди Евангелия среди язычников, потому что не хотели повиноваться Богу и проявляли фанатизм. Те иудеи, которые имели извращенное понятие о воле Божьей, считали свою религию исключительной привилегией Израиля, однако вера Моисея, Давида и Исаии была совсем иной.

«Селах». После столь грандиозного пророчества нужна пауза, равно как и призыв воспрянуть духом. Пророчество о грядущем примирении народов с Творцом вызывает в нас радостные чувства и светлые мысли.

5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими. 6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем.7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.

5. «Придите и воззрите на дела Бога». Господь совершил поистине великие и славные чудеса — разделил воды Чермного моря и потопил фараоново войско. Как тогда, так и сейчас Он призывает: «Придите и воззрите». Чудесные деяния Господа при Чермном море будут темой благоговейных размышлений и славословий до скончания века. Стоя на берегу стеклянного озера, смешанного с огнем, триумфальное воинство небес воспевает песнь Моисея, раба Божьего, и песнь Агнца. Во все времена богодухновенные певцы избирали именно эту тему, и это совершенно естественно. «Страшного в делах над сынами человеческими». Господь защищает Церковь от могущественного врага силой Своей победоносной десницы и наполняет его сердце ужасом. О враг, где твоя хваленая смелость? Закрой же свои хвастливые уста и помни о египетских казнях, сломивших волю фараона, о потоплении египетских колесниц в Чермном море, поражении Ога и Сигона и бегстве хананеев, которых преследовало израильское войско. Жив Господь, сотворивший все это, и Ему надлежит поклоняться со страхом и благоговением.

6. «Он превратил море в сушу». Разделение вод Чермного моря для безопасного перехода израильтян на другой берег было поистине великим чудом. Сотворивший его должен быть Богом, достойным всякого восхищения. Мы, христиане, заключаем, что на пути к небесам нам не нужно страшиться никаких препятствий, ибо если море не смогло помешать Израилю, то и сама смерть для нас станет жизнью. В присутствии Господа Бога море превращается в сушу. «Через реку перешли стопами». Устрашился Иордан, и колена Израилевы прошли по его дну как по сухой земле.

«Там веселились мы о Нем». Сегодня мы участвуем в этом древнем веселье. Сцены исхода как бы стоят у нас перед глазами, и нам кажется, что мы сами были там и пели Господу, одержавшему славную победу. Вера умеет проникать в былые триумфы Господа Бога и черпать оттуда надежду, она пророческим взором пронзает будущее и становится «осуществлением ожидаемого». Следует отметить, что Израиль веселился в Господе — так и мы должны черпать радость только в Боге. Мы веселимся не столько о том, что Он сделал, сколько о том, кем Он является. «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его».

7. «Могуществом Своим владычествует Он вечно». Бог не умер, не отказался от Своего народа и не потерпел поражение. Могущество, явленное у Чермного моря, не иссякло. Владычество Господа Бога вечно. «Очи Его зрят на народы». Как Он призрел с небес на египтян и обрушил на них Свой жезл, так и ныне Он видит врагов Своих и знает все их коварные замыслы. Десница Его царствует, очи Его обозревают всю землю, мышца Его не ослабла, а зрение не притупилось. Он видит все, и ничто не скрыто от Его глаз, «да не возносятся мятежники». Надменным злодеям нечем хвалиться. Если бы они взглянули на себя глазами Бога, то пришли бы в полный ужас. У нас нет никаких причин страшиться их мятежных замыслов, ибо всемогущий Царь вселенной еще и всевидящий Господь. О гордецы, помните, что стрелы Господа сбивают даже орлов, парящих среди звезд. «Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных». Если бы у мятежников была возможность воочию увидеть разделение вод Чермного моря и Иордана, то, будучи в здравом уме, они, несомненно, утратили бы всякую надежду на успех и пали бы ниц перед Господом неба и земли.

«Селах». Сделаем паузу и преклонимся перед престолом вечного Царя.

8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться. 10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.11 Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши,12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

8. «Благословите, народы, Бога нашего». Избранное семя, возлюбленные Господа, благословите Бога, ибо другие народы не могут этого сделать. Воспойте эту песнь, ибо Господь — ваш особый удел. Он прежде всех народов посетил вас Своей любовью, и потому вы должны в первую очередь славить Его святое имя. «И провозгласите хвалу Ему». Восклицайте громогласно, не вполголоса, и пусть даже ожесточенные сердца услышат песнь милостивому Господу. Пусть камни, холмы, земля, море и небеса подхватят ее многоголосым эхом хвалы.

9. «Он сохранил душе нашей жизнь». Сохранение жизни, а особенно спасение души, — великое чудо, за которое нужно благодарить. Если же Господь избавляет нас от тяжкого испытания, которое сокрушило бы нас, если бы не Его своевременное вмешательство, то мы должны благодарить Его вдвойне. Благословен Господь, даровавший нам жизнь; по Своему великому благоволению Он сохраняет этот небесный дар от уничтожения. «И ноге нашей не дал поколебаться». Это еще один драгоценный дар. Господь не только сохраняет нам жизнь, но и делает нас непоколебимыми, и это дает нам еще один повод для славословия. Человек живет и стоит твердо благодаря божественной милости. Воистину бессмертны и непоколебимы те, кого хранит сам Господь. Сатану ждет бесславное поражение: он не только не способен погубить святых, но не может даже ввести их в соблазн. Бог же в силах укрепить даже самый немощный сосуд и сделает это.

10. «Ты испытал нас, Боже». Господь подверг Израиль множеству испытаний. У Давида тоже были свои горести и страдания. Такова доля всех святых. У Бога есть только один Сын без греха, но нет ни одного сына, оставшегося без испытания. Есть ли смысл в сетовании и ропоте, коль скоро мы подвергаемся тем же испытаниям, что и все остальные законные сыны, и коль скоро они приносят столько пользы? Господь сам испытывает нас, а потому нельзя сомневаться в мудрости и благости испытаний. Возможно, близится день, когда мы вслед за псалмопевцем превратим свои сетования в песни, которые зазвучат более благозвучно оттого, что уста наши были очищены испытанием. «Переплавил нас, как переплавляют серебро». Испытание Господне было огненным, переплавляющим, суровым и совершенным. Мы были очищены от скверны, как драгоценная руда — от примесей. Коль скоро испытания приносят такие желанные плоды, не должны ли мы принять их со смирением и терпением?

11. «Ты ввел нас в сеть». В древние времена народ Божий часто попадал в окружение злобных врагов, как рыба попадает в сеть. И каждый раз им казалось, что положение их безвыходно. Единственным утешением была мысль о том, что Господь сам ввел их в это огненное испытание. Но и тогда они не могли быть полностью спокойны, ибо знали, что Господь подверг их наказанию во гневе и воздал за совершенные ими беззакония. Так ощущали себя израильтяне, находясь в Египте. «Положил оковы на чресла наши». Страдания пали на них тяжким бременем и лежали не только на плечах, но и на чреслах, ибо боль и мучения теснили их со всех сторон. Народ Божий не понаслышке знает об испытаниях. Каждый израильтянин в Египте носил на себе тяжелые бремена, и каждый христианин, пока он странствует по этому миру, имеет такую же долю. Святые взывают к Господу об избавлении от страданий, так же, как Израиль некогда просил Его о спасении. Мы слишком часто забываем, что страдания возложены на нас Господом. Если бы мы помнили это, то смирились бы с ними с большим терпением. Грядет день, когда за каждую каплю нынешних страданий нам воздастся в безмерном преизбытке вечная слава.

12. «Посадил человека на главу нашу». Враги штурмом взяли наши города, подвергли нас осмеянию и попирали своими ногами. Надменные и спесивые злодеи обращались с народом Божьим как со скотом. Согласно еврейскому оригиналу, они в буквальном смысле заставили израильтян работать подобно вьючным животным и ездили на их головах. Когда раб Божий попадает в руки безжалостных злодеев, с ним всегда обращаются хуже, чем со всеми остальными пленниками.

«Мы вошли в огонь и в воду». В Египте на долю израильтян выпало множество тяжелых испытаний. То же самое претерпевают христиане сегодня. Народ Божий истаивал от жара печей, в которых изготовлялись кирпичи, и тонул в водах Нила. Но хотя безжалостный тиран попытался избавиться от израильских младенцев и возложил на плечи народ Божий неудобоносимое бремя, избранные Господа вышли из этих испытаний невредимыми. Так и Церковь Божья всегда переживала и переживет лукавые козни своих врагов. Какими бы ни были гибельными огонь и вода, они подчиняются слову Божьему. Господь пресекает их ярость и не позволяет им уничтожить избранное семя. Многие наследники небес прошли через огонь тяжких испытаний, и этот огонь был гораздо страшнее, чем огонь, опаляющий кости, ибо он опалял душу и иссушал дух. Потоки скорбей устрашали их гораздо больше, нежели морская пучина, ибо в бездну отчаянья погружалась сама душа. «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». Нет такого огня, который мог бы погубить семя жены; нет такого дракона, который мог бы поглотить возлюбленных Божьих.

«И Ты вывел нас на свободу». Печальная история закончилась благословением. Для бывших рабов Ханаан стал поистине царским уделом. Бог, введший их в Египет, освободил их из рабства и привел в землю, текущую молоком и медом. Дорога в Ханаан пролегала через Египет. Так и мы попадаем на небеса, лишь пройдя дорогой испытаний. Какая же свобода ожидает сынов Божьих и как же остро они ощутят ее после египетского плена! Хватит ли у нас песен, чтобы выразить радость и благодарность за это чудесное избавление и преизобильное благословение? Впрочем, это только начало. Глубины нашей скорби несопоставимы с величием грядущего блаженства. Ибо за беззаконие наше мы приняли вдвое и даже больше. Подобно Иосифу, мы выйдем из темницы и окажемся во дворце. Подобно Мардохею, мы избежим виселицы, приготовленной чужой злобой, и воссядем на белого коня в сияющем царском облачении. Вместо сети, мы получим свободу. Вместо бремени — венец. Никто не будет притеснять нас; мы сами будем царствовать над народами. Огонь не сможет уже опалить нас, ибо мы будем стоять на берегу стеклянного моря, смешанного с огнем. Вода не сможет поглотить нас, ибо моря уже не будет. О, величие благословенного исхода! Все печали народа Божьего кончились ликованием. Слава Тому, кто проложил через кажущееся зло дорогу к вечному истинному благу. Грядет утро нового дня, и потому мы терпеливо ожидаем победы над сгустившимся мраком. Вера видит рассвет еще до того, как солнце показалось за горными пиками. В его свете мы вступим в славную свободу сынов Божьих.

13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,14 которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей.15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.

13. «Войду». Сын Божий понимает свой неоплатный долг перед благодатью Божьей и чувствует сильное желание воспеть Богу собственную песнь хвалы. Он присоединяется к общему хору, но поскольку его личные обстоятельства требуют иной песни, он записывает полученные им милости Господни собственной рукой и поет о них собственными устами, чтобы они не были забыты. «В дом Твой со всесожжениями». Всесожжения — это обычные жертвы, приносимые Божьим народом. Даже благодарное сердце не смеет приходить к Господу без жертвы хвалы. Об этой и о любой другой форме поклонения мы можем сказать: «Кровь есть жизнь». О читатель, никогда не приходи к Богу без Христа, то есть без благоугодной жертвы, дарованной нам по обещанию. «Воздам Тебе обеты мои». Псалмопевец приходит к Богу не с пустыми руками, но и не хвалится своими дарами, зная, что должен был принести их в соответствии с данными Богу обетами. В конце концов, все наши дары Богу, какими бы великими они ни были, есть не что иное, как плата за Его милость. Отдав Богу все, что мы должны были отдать, мы со смирением восклицаем: «Господи, возвращаем Тебе Твое!» Прежде чем принести обет, следует хорошо подумать, а принеся — обязательно исполнить. Как только Господь избавил нас от скорбей и позволил войти в дом Свой, мы должны тут же исполнить данные Ему обещания. Ибо можем ли мы надеяться на помощь Господа в будущем, если не исполняем того, что по доброй воле пообещали Ему в час нужды?

14. «Которые произнесли уста мои». Древнееврейский глагол «произнесли» также может означать «выпалили». Слова обета просто слетели с языка псалмопевца. Он не мог не принести Богу своих обетов; великая нужда заставила его разомкнуть уста, и слова вырвались из них, точно вода из прорванной плотины. То, что мы пообещали Богу в час нужды, мы должны исполнить безотлагательно. Но, увы, люди скоро говорят, но не скоро делают.

«И изрек язык мой». Псалмопевец изрек свои клятвы во всеуслышание и не собирался отступать от своих слов. Честный человек никогда не отказывается от своего долга.

«В скорби моей». Скорбь принудила его произнести клятвы, и Бог избавил его от страданий. Теперь благодарный псалмопевец готов исполнить то, что обещал. Помнить о собственной скорби — великое благо. Гордые рассуждают так, как будто их путь всегда был гладок: как будто на всем протяжении пути ни одна собака не тявкнула им вслед, ни одна капля дождя не подмочила их безупречную репутацию. На самом же деле было время, когда эти люди находились в крайне тяжелых обстоятельствах и с радостью бы приняли помощь тех, кого теперь презирают. Даже у великого Цезаря, чей грозный вид наводил ужас на все народы, были минуты слабости. Временами он становился таким же немощным, как все остальные люди, так что один из его врагов злорадно сказал: «Когда на него находило это состояние, он дрожал всем телом». Даже у сильных мира сего были свои скорби и немощи, о чем подробно могли бы рассказать их кормилицы. Жены спесивых гордецов сказали бы нам: «Я слышала стоны своего мужа и видела, как его надменное чело покрывается потом». Все люди так или иначе испытывают скорбь, но не все ведут себя одинаково. Нечестивые начинают проклинать Бога, а праведники — молятся Ему. И те, и другие дают Богу клятвы, но если первые лгут, то другие в точности исполняют то, что произнесли их уста.

15. «Всесожжения тучные вознесу Тебе». Благочестивый отдает Богу все самое лучшее. Он никогда не приносит в жертву тощий и больной скот, но возлагает на алтарь только тучных тельцов и овнов, откормленных на злачных пажитях. Горе тому, кто не воздает Богу от начатков прибытков своих. Поистине щедрых людей очень мало, однако все они обретают у Бога великую награду за свои благодеяния. «С воскурением тука овнов». Псалмопевец жертвует Богу воскурение тука овнов: он приносит Богу все, что приносят его стада. Все мы должны отдавать Господу от начатков прибытков своих, уделять Ему лучшее. Когда мы возливаем на алтарь тук овнов, мы не становимся беднее. Когда мы возливаем на голову Христа драгоценный нард, это не значит, что мы ведем себя расточительно. И дары в пользу Церкви Божьей не убавляют нашего имения, ибо эти деньги идут на благое дело и приносят огромные дивиденды, которые надежно защищены от воров и тления.

«Принесу в жертву волов и козлов». Псалмопевец принес Богу совершенную жертву и тем самым завершил все предписанные жертвоприношения, и выразил искреннюю любовь, переполнявшую его сердце. Мы должны чтить Господа всем, что у нас есть, не важно, приносим ли мы Ему все имение или две лепты. Все предписания Господа должны быть исполнены: нельзя пренебрегать ни волами, ни козлами. В эти трех стихах мы видим, как псалмопевец на деле являет свою благодарность и во исполнение своих обетов приносит Богу благоугодные жертвы.

«Селах». Остановимся же и подождем, пока дым благовонных воскурений достигнет небес. Всесожжения являются символом нашей хвалы; давайте же поразмыслим об истинном жертвоприношении, совершенном на Голгофе.

16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. 17 Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.18 Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.

16. «Придите, послушайте». Мы уже слышали призыв: «Придите и воззрите», а теперь псалмопевец призывает нас приклонить ухо. Вера видит ушами. Милость приходит к нам через слышание. «Послушайте, и жива будет душа ваша». Могущество страшного Господа мы видим глазами, о милости же узнаем, услышав проповеданное слово. «Все боящиеся Бога». Свой опыт верующий может передать только боящимся Бога. Когда мы хотим открыть свою душу, нам необходимо тщательно выбирать слушателей, поскольку мы не можем метать бисер перед свиньями. Не стоит давать суетным умам повод к насмешке; лучше говорить о своем духовном опыте с теми, кто вас понимает, чем с теми, кто над вами посмеется.

«И я возвещу вам, что сотворил Он для души моей». Я буду снова и снова вспоминать то, что Господь сотворил для моей души, то есть для самого дорогого, что у меня есть. Все зрелые христиане должны свидетельствовать о Боге, чтобы их менее опытные братья ободрились, услышав их речи, и возложили все упование на Господа. Возвещать человеческие дела нет особой нужды — в них нет величия. К тому же о них и так трубят на всех углах. Что же касается дел Господа, то их возвещение приносит верующим сердцам назидание, утешение, ободрение и благословение. Каждый должен свидетельствовать о себе, ибо нет ничего убедительней личного свидетельства. Когда мы рассказываем то, что слышали от других, мы кормим людей «остатками обеда». А они, как правило, безвкусны. Не позволяйте ложной скромности заграждать вам уста, но говорите о себе открыто — не о себе, впрочем, а в первую очередь о Божьих благословениях, ибо все, что мы совершили, совершил Господь. Пусть каждый говорит от своего собственного лица, ибо только мы сами можем оценить и возвестить любовь Божью должным образом. Мы не должны быть эгоистами, но свидетельствовать должны от своего лица.

17. «Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим». Молитва и хвала должны идти бок о бок, подобно паре лошадей, запряженных в колесницу фараона. Иные молятся, но не славословят; иные славословят, но не молятся. Благословен тот, кто совмещает и то, и другое. Поскольку Господь часто отвечает на молитвы сразу после того, как мы их произносим, а иногда даже раньше, наши славословия не должны отставать от смиренных молитв. Обратите внимание на то, что псалмопевец одновременно и взывал к Господу, и превозносил Его. Господь изгнал из Своих детей беса немоты, и, как правило, те из них, кто не может говорить красиво, умеют славить Его сердцем как никто другой.

18. «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». Господь не услышит меня, если я, увидев беззаконие в сердце своем, будут взирать на него с безразличием, если я буду тайно любить его, оправдывать себя и относиться к своим грехам терпимо. Да и может ли быть иначе? Станет ли Бог потворствовать моему греху и закрывать глаза на то, что я живу в беззаконии? Ничто не препятствует молитве так, как гнездящееся в сердце беззаконие. Как Бог сказал Каину, грех лежит у твоих дверей и загораживает выход. Если ты слушаешь дьявола, Бог не станет слушать тебя. Если ты перестанешь внимать заповедям, Бог перестанет внимать твоим мольбам. Ради Христа Бог принимает несовершенные прошения немощных святых, а от лицемерных молитв отвращается. Если бы Бог отвечал на наши молитвы несмотря на то, что мы живем в беззаконии, Он стал бы Богом лицемеров, но это роль лукавого, а не Святого Израилева.

19. «Но Бог услышал». Это верный знак того, что проситель не скрывал беззакония в сердце своем. Господь ответил на его молитву, а значит, сердце его было чисто пред Ним. Псалмопевец был уверен в том, что Бог услышал его, и это не пустые надежды, не предположения и не мечты. Он говорит однозначно: «Бог услышал». Когда любовь Божья и наша непорочность подтверждаются неоспоримыми фактами, это великое благословение. «Внял гласу моления моего». Господь призрел на мои страдания, услышал вопль мой, внял ему и ответил на него. Тем самым Он подтвердил Свою благость и мою непорочность. Любовь к беззаконию — признак близкой гибели, чумное пятно, знамение смерти, а те, чьи молитвы достигают Бога, чисты и непорочны пред Ним в святости. Поразмыслите над этим, вы, читающие эти строки, и очистите души ваши от беззакония, от тайных страстей и скрытых грехов!

20. «Благословен Бог». Да будет имя Его прославляемо и любимо всеми, кто уповает на Него. «Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей». Господь не лишил меня Своей любви и возможности молиться. Он не отверг ни меня, ни моей молитвы. В ответ на мои взывания Господь подает мне милость. Псалом завершается главной темой — от начала до конца он посвящен хвале. Господи, дай же и нам подхватить дух ликования и радости! Аминь.

Советы проповедникам

Стих 3. Господь страшен в делах Своих; в явлениях природы и в провидении.

Стих 4. Вся земля поклонится Господу.

1. Кто? Все на земле:

а) все типы людей (все народы и сословия);

б) все люди количественно;

в) все люди единодушно.

2. Что будут делать? Поклоняться и петь:

а) в смирении, а затем

б) в ликовании.

3. Когда?

а) В будущем.

б) Это будущее обязательно настанет. Так сказал Бог. Все к этому идет.

Стих 7. Всевластие, неизменность («вечно») и всеведение — враги гордых мятежников.

 

Стих 8 (вторая часть). Распространение Евангелия — дело трудное, но необходимое и выполнимое. Способы его распространения.

Стихи 8—9.

1. Хвала кому:

а) Богу;

б) нашему Богу;

2. Хвала за что:

а) Он хранит нашу физическую жизнь;

б) Он хранит нашу духовную жизнь.

3. Хвала от кого:

а) от всего народа:

1) за благословение народа;

2) за благословение других народов;

б) от каждого отдельного человека.

Стих 9. Хвала Богу за неотступность святых:

1. Господь хранит душу;

2. формирует благочестивый характер.

Стих 10. Испытания верующих.

1. Цель испытаний:

а) утвердить в вере;

б) обличить в грехе.

2. Символы испытания. Плавка серебра и т. п.

3. Результат испытаний.

Стихи 11—12. Признание руки Божьей в:

1. испытаниях: «Ты ввел»;

2. физических страданиях: «Ты… положил».

3. гонениях: «посадил»;

4. избавлении: «вывел».

Стих 12. Огонь и вода. Различные испытания.

1. Обнаруживают разные пороки.

2. Проверяют все составляющие человеческой природы.

3. Поощряют различные добродетели.

4. Учат ценить обещания Бога.

5. Раскрывают глубже Божьи качества.

6. Умножают знания.

7. Готовят к различным радостям небес.

Стих 12 (первая часть). Неистовство гонителей.

Стих 12 (вторая часть). Господь вывел нас в место изобилия и избавил от нужды. Здесь нет печали, приятно, безопасно, надежно.

Стих 12 (вторая часть). Победа терпения и избавление от зла.

Стих 12 (вторая часть). Богатство души, прошедшей испытание и обретшей свободу. Душа получает ценный опыт, укрепляется в благодати, утверждается в вере, учится служить другим.

Стихи 13-15.

1. Принесение обетов (ст. 13):

а) каких? Воздать хвалу;

б) зачем? Необходимо избавление;

в) где? В доме Твоем.

2. Произнесение обетов (ст. 14):

а) перед Богом;

б) перед людьми.

3. Исполнение обетов:

а) в присутствии других;

б) с благодарным сердцем;

в) более частым посещением дома Божьего;

г) обновлением посвящения;

д) щедростью.

Стих 16.

1. Что сотворил Бог для каждого христианина?

2. Почему он жаждет возвещать о том, что Бог совершил для него?

3. Почему он свидетельствует только боящимся Бога?

а) потому что только они могут понять это свидетельство;

б) только они могут поверить ему;

в) только они будут слушать с интересом и славить небесного Благодетеля.

Стих 16. Учение должно быть сказано:

1. просто: «и я возвещу вам»)

2. с дерзновением: «придите, послушайте»)

3. с рассудительностью: «все боящиеся Бога»)

4. основано на опыте: «что сотворил Он для души моей».

Стих 17.

1. Две составляющих молитвы: прошение и хвала.

2. В молитве мы взываем, а в прославлении — возносим.

3. Порядок их следования:

а) молитва;

б) хвала. Что получено в молитве, отдано в хвале.

Стихи 18—19.

1. Испытание назначено.

2. Испытание проведено.

3. Испытание оценено.

Стих 20. Милость Божья:

1. Господь не отверг молитвы.

2. Преклонил ухо к молитве.

3. Услышал молитву.