66. Хвалите Господа, все народы

Заглавие

«Начальнику хора». Едва ли имеет значение то, кем был этот человек и кем являемся мы; главное — прославление Господа Бога. «На струнных орудиях». Это пятый псалом, исполнявшийся на струнных орудиях, и под струнными орудиями, вне всякого сомнения, имеются в виду арфы. Хотя в заглавии не указано имя автора, мало кто будет отрицать, что псалом был написан Давидом. Что касается меня, то я не стану сомневаться в авторстве Давида до тех пор, пока мне не докажут обратного — стоит ли разыскивать другого автора, когда все эти безымянные оды стоят в одном ряду с псалмами, в которых авторство Давида указано четко и однозначно и в которых безошибочно угадывается его неповторимый слог? «Псалом. Песнь». Псалом и торжественный, и веселый одновременно. Псалом — это всегда песнь, но песнь — это не всегда псалом. Здесь же мы видим удачное сочетание и того, и другого.

Истолкование

2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, 3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.

5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.

2. «Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим». Эти слова — подходящее дополнение к священническому благословению из книги Чисел 6:24—25: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» Сначала звучит прошение о милости. Первое звено в цепи милостей Господних — это прощение грехов. Основанием нашего спасения является милость Господа Бога. Здесь святые и грешники абсолютно равны. Молитва о милости обращена к милосердному Богу, с ней обращаются те, кто нуждается в этой милости, те, кто уже не надеется найти спасение в собственных заслугах или собственной праведности. Далее Церковь просит Бога о благословении, и эта молитва поистине охватывает все. Когда мы благословляем Бога, мы не совершаем ничего значительного, поскольку наши благословения — не более чем слова. Если же нас благословляет Бог, то мы действительно обретаем благо, ибо Его благословение преисполнено благих даров и благих деяний. Впрочем, народ Божий жаждет не только благословений, но и уверенности в Божьем благоволении и молится о том, чтобы увидеть светлый лик Господа. Эти три прошения охватывают все, в чем мы нуждаемся как в этой жизни, так и в будущей.

Данный стих можно рассматривать как молитву Израиля, а в духовном смысле — как молитву всей христианской Церкви. Псалом показывает нам великую милость Господа, но это не означает, что мы сами не должны проявлять милость к своим ближним. Молитвой о благословении может молиться вся Церковь, каждая поместная церковь и вообще любая группа верующих. Вместе с тем было бы неправильно ограничивать милость пределами одной церкви, как делают некоторые; наша любовь должна охватывать все: в свои молитвы и ходатайства мы должны включать весь мир.

«Селах». Воспряньте духом и вознесите Господа гласом хвалы. Настало время для радостной песни.

3. «Дабы познали на земле путь Твой». Благословение Всевышнего нисходит на мир через Церковь подобно тому, как падающие на землю дожди собираются в обильные ручьи и наполняют долины. Благословение дается нам как ради других, так и ради нас самих. Бог дарует Своим святым благословение, они разносят весть о Нем по всей земле и тем самым прославляют имя Господне. Больше всего человечество страдает от незнания Бога, но свидетельство благодарных христиан о полученной милости способно одолеть этого смертельного врага. Бог являет Свою милость человеку вполне определенным способом, и долг возрожденной Церкви состоит в том, чтобы с радостью возвещать этот способ всему миру. «Во всех народах спасение Твое». Все народы нуждаются в спасении Господнем, но не все знают его, не все ищут, не все жаждут. Наша задача — сделать так, чтобы знание о Господе и Спасителе распространилось по миру как солнечный свет. Вопреки пессимистичным мнениям некоторых, мы веруем, что царство Христово распространится во всей обитаемой вселенной, и всякая плоть узрит спасение Господа. Ради этой великой цели мы и подвизаемся в молитве.

4. «Да восхвалят Тебя народы, Боже». Пусть они признают благость Твою, о Господи, и возблагодарят Тебя всем сердцем. Ты дал им познать спасение Твое, пусть же хвала их льется постоянно. «Да восхвалят Тебя народы все». Пусть музыка Господу звучит из всех уст; пусть каждый житель земли воспоет Ему гимн, каждый крестьянин вознесет Ему хвалу, каждый князь — споет псалом. На всех нас лежит долг славить Господа. Хвала приносит благословение всем, кто хвалит, а всеобщая хвала превозносит Господа до небес. О Боже, даруй нам благодать, чтобы мы могли утешиться Твоей благодатью; даруй нам благость, чтобы мы могли узреть Твою благость. В нашем переводе — это молитва, а в древнееврейском оригинале — пророчество.

5. «Да веселятся и радуются племена». Когда человек знает путь Господень и видит Его спасение, сердце его исполняется весельем. Спасение Божье приносит нам подлинную радость, приносит быстро и неизменно. Народы возвеселятся только тогда, когда последуют за великим Пастырем, и, какой бы форме правления они ни отдали предпочтение, горести не оставят их до тех пор, пока они не поклонятся Господу всей земли. Какое утешительное слово «веселятся»! Иные веселятся формально, иные — для видимости, иные — для развлечения, но истинная радость заключается в том, чтобы веселиться искренне, от всего сердца. Радость охватит все народы, когда в мире воцарится милосердный Господь Иисус Христос. Мы знаем, что такое ликование сотен и тысяч голосов, славящих Христа, но можете ли вы вообразить себе ликование целых народов, чья хвала будет подобна шуму вод многих и неистовому реву грозы. Гряди же, о благословенный день! Когда же стенания и сетования народа Божьего сменятся священными песнопениями и радостным славословием?

«Ибо Ты судишь народы праведно». Бедствия в народе — прямой результат нечестия правителей; Господь же царствует над народами праведно и справедливо. Он никому не делает зла. Его законы — воплощение праведности. Он исправляет чужое зло и исцеляет сокрушенных сердцем. Когда народом правит справедливый Царь, народ радуется и ликует. «И управляешь на земле племенами». Он поведет их, как пастырь ведет за собой стадо, и они последуют за Ним по доброй воле. И тогда наступит мир, изобилие и благоденствие. То, что Господь милостиво соизволил управлять народами ради их блага — великое благословение. Вот почему познавшие спасение Господне совершают великий грех, когда говорят Богу: «Мы не желаем Твоего водительства». Не дай Господи нашему народу впасть в подобное отступничество.

«Селах». Прежде чем перейти к словам припева, псалмопевец снова призывает нас собраться с силами и громко выразить свою радость в песне под аккомпанемент арф.

6. «Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все». Эти слова — не пустое повторение, а припев, который должен был петься несколько раз в течение песни. Основная тема псалма — участие язычников в прославлении Иеговы. Сердце псалмопевца преисполнено хвалой, и он не может найти слов, чтобы выплеснуть ее должным образом.

7. «Земля дала плод свой». В результате грехопадения на землю было наложено проклятие, и теперь только благодать может ее исцелить. Когда землей правят нечестивцы, она становится бесплодной; под властью турков даже земля, текущая молоком и медом, превратилась в пустыню. Но когда человечество возродит принципы истинной веры, когда все народы признают власть Иисуса Христа, земля воспрянет ото сна, человек вернется к своему труду и нищета будет преодолена благодаря трудолюбию и прилежанию. Земля снова даст плод свой. Мы читаем о Господе: «Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу, землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней». Все мы знаем, что это не пустые угрозы. Но в законе также сказано: «С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих». Существует тесная связь между нравственным упадком и физическими бедствиями, равно как и между благочестием и физическим благословением. С точки зрения Алекзандера, эти слова нельзя применять к будущему, поскольку в еврейском оригинале глагол в этом предложении стоит в прошедшем времени. Мне же кажется, что псалмопевец воспевает плодородие земли как раз потому, что он увидел пророческим взором грядущее ликование народов и понял, что благословение дано им как следствие обращения к Богу. Земля дала свой плод потому, что в будущем все народы восхвалят Господа. Таким образом, эти слова вполне применимы к будущему.

«Да благословит нас Бог, Бог наш». Господь даст народам обильный урожай, и это будет великим для них благословением. В благословенном даре народы узрят руку того самого Бога, перед которым благоговел древний Израиль. Народ Божий возрадуется в Господе Боге и Его благословении более всех остальных народов, зная, что Господь является его особым уделом. По-настоящему любить Бога можно лишь тогда, когда мы уверены в том, что Господь всецело принадлежит нам. Чем больше мы Его любим, тем более мы хотим быть уверены, что Он — наш удел. Что может быть драгоценнее имени: «Бог наш»? Чаще всего из уст невесты в Песне Песней звучат слова: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». Каждый истинный иудей должен испытывать священную радость при мысли о том, что когда-нибудь Бог Авраама благословит все народы. Что же касается верующих язычников, то они радуются о том, что весь мир в конце концов поклонится Богу и Отцу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, который есть Бог и Отец всем нам.

8. «Да благословит нас Бог». Молитва второго стиха в конце псалма стала песнью благодарения. Здесь мы видим повторение последней фразы предыдущего стиха — Господь изливает на нас поистине изобильные благословения. Как многочисленны дары Его! Как драгоценны Его благодеяния! Они — особый удел избранных. Господь — Спаситель всех людей, а особенно тех, кто верует. В этом стихе нам дана песнь на все времена. Мы убеждены в том, что Бог благословит нас. Как бы Он ни наказывал нас и каким бы испытаниям ни подвергал, Он не может оставить нас без благословения. Он не может отвратиться от избранных Своих.

«И да убоятся Его все пределы земли». Все уголки земли преклонятся пред Господом. Все народы оставят свое идолопоклонство и падут ниц перед Господом Богом. Все без исключения племена вострепещут перед Богом Израилевым. Невежеству, гордыне, несправедливости и идолослужению придет конец, и Господь облачит все народы в любовь, свет, жизнь и свободу как Царь царей и Господь господ.

Советы проповедникам

Стих 2.

1. Милость Бога Отца.

2. Благословение как плод милости Бога, дарованной в Сыне.

3. Овладение благословением благодаря действию Святого Духа.

Стихи 2—3. Благоденствие Церкви на родине и успех миссионерства в других странах.

Стих 3.

1. Божьи пути на земле:

а) милость;

б) благословение;

в) утешение.

2. Познание путей Господних:

а) наставление человека;

б) наставление Духа;

3. Плод этого знания — спасение во всех народах.

Стих 4. Рассмотрите этот стих

1. как желание каждого возрожденного сердца;

2. как молитву;

3. как пророчество.

Стих 5.

1. Бог правит миром: он не предоставлен самому себе.

2. Мир радуется правлению Бога: «да радуются племена».

3. Причина радости: «ибо Ты судишь народы праведно»:

а) Господь верен закону Своему;

б) Господь верен обещаниям милости.

Стихи 6- 8.

1. Молитва (ст. 6).

2. Обещание (ст. 7):

а) о временном благе;

б) о духовном благословении.

3. Пророчество (ст. 8).

Стих 8.

1. Бог — человеку: «да благословит».

2. Человек — Богу: «да убоятся».