67. Песнь торжественного шествия

Заглавие

«Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь». Об этом заглавии достаточно говорилось в предисловиях к псалмам 64 и 65. Что касается самого псалма, то он, очевидно, был сочинен по случаю перенесения ковчега завета. Тогда Давид с благоговейной радостью переносил его из дома Аведдарова в особое место на Сионе. Это поистине торжественный гимн. Псалом рисует красочный образ Господа Иисуса Христа, восстающего во славе среди святого народа. Эта песнь великолепна, но иногда сложна для понимания: смысл некоторых ее стихов неясен. Как заметил один из немецких толкователей, этот псалом подобен непобедимым титанам. Поскольку моих скромных познаний в области экзегетики оказалось недостаточно, я вынужден был время от времени прибегать к помощи небесного Толкователя. Так или иначе, я надеюсь, что мой вклад окажется небесполезным.

Композиция

Стихи 2—3 описывают начало торжественного шествия. В стихах 4—7 звучит призыв радостно петь, и псалмопевец говорит о том, почему святым надлежит радоваться. Стихи 8—10 — восхваление торжественного шествия Иеговы в пустыне. В стихах 12—15 прославляются победы Господа. Когда становится виден Сион и ковчег начинают нести по его склону, крики радости усиливаются (ст. 16—20). В стихах 21—24 описывается, как, достигнув вершины, священники воспевают гимн в честь благости и справедливости Господа, а также восхваляют Его за спасение святого народа и победу над врагами. Стихи 25—28 описывают восхождение процессии на гору Сион. Стихи 29—32 предвосхищают дальнейшие победы Господа Бога. В завершении псалма звучит песнь во славу Иеговы.

Истолкование

2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

2. «Да восстанет Бог». Похожую фразу говорил Моисей, когда облако, в котором присутствовал Господь, начинало двигаться, что означало, что ковчег нужно было переносить на другое место. Если бы Господь не присутствовал в видимом символе, ковчег завета не мог бы вести народ Божий столь непогрешимо. Прежде чем начать какое-либо движение, необходимо обращаться к Господу за водительством и советом. Очевидно, что какое-то время Бог бездействовал, позволяя врагам наносить ущерб святому народу, и псалмопевец обратился к Нему со словами: «Восстань», или, как сказано в другом месте: «Пробудись», «препояшься силой» и т. п. Мы также можем обращаться к Господу за помощью и просить Его о явлении спасительной десницы.

«И расточатся враги Его». Великий Воин расчищает перед нами путь, сколько бы врагов Ему ни противостояло. Враги Господа Бога Саваофа расточаются, лишь завидев Его препоясанным силой. Так легко Господь поражал нечестивцев в дни древние; так же легко Он будет расточать их во все времена. Грех, смерть и ад познали могущество десницы Божьей, когда Господь нанес Свой сокрушительный удар. Наши враги — Его враги, и потому мы уверены в победе. «И да бегут от лица Его ненавидящие Его». Ненависть к всеблагому Господу — позорный грех, заслуживающий самого сурового наказания. Кроме того, ненависть к Богу бесплодна и бессмысленна. Нет такого врага, который мог бы причинить пред Господу Богу. Враги Божьи расточаются еще до начала битвы. Богоненавистники обращаются в бегство при виде великого Воина Израилева еще до того, как святое воинство вступило в бой. «Пришел, увидел, победил», — это сказано о Нем. Слова этого стиха — лучшая молитва о духовном пробуждении. Ведь любое пробуждение происходит по такой же схеме: Господь ведет, народ следует, враги обращаются в бегство.

3. «Как рассеивается дым, Ты рассей их». Господь, рассей врагов Своих, как ветер рассеивает дым, — не оставь от них и следа. Они раздуваются от гордости, заслоняют своей ядовитой злобой солнце, превозносятся до небес в своей надменности и оскверняют все, к чему прикасаются. Господи, рассей их владычественным Духом Своим и всеблагим промыслом избавь святой народ от их присутствия. Философский скептицизм призрачен и мерзок, как зловонный дым. Господи, удали его прочь от Своей Церкви.

«Как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия». Сам по себе воск тверд, но если его поднести к огню, он начинает плавиться. Нечестивцы тверды, пока не увидят лица Господня и не исполнятся страха и трепета. Сердца их плавятся, как свечной воск, когда они ощущают на себе силу гнева Божьего. Воск сгорает и исчезает; свеча полностью уничтожается пламенем: так и надменные злодеи, противящиеся Евангелию, все будут истреблены с лица земли. Рим растает, как свеча на алтаре, вместе со всеми своими языческими ритуалами. В образе Бога, пребывающего в ковчеге завета, израильтяне видели силу, соединенную с искуплением, и радовались столь могущественному союзу. Новозаветная Церковь уверена в милости и могуществе Господа еще больше, ибо мы видим Христа, совершенную жертву умилостивления, облаченного славой и величием. Его пришествие истребляет врагов, как жаркое солнце уничтожает снег. Воля Господня будет благоуспешно исполняться рукою Его. Когда Христос явится в силе Духа Святого, Он одержит верх над Своими врагами, а когда Он явится лично, они будут истреблены окончательно.

4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.

6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.

4. «А праведники да возвеселятся». Господь, восседающий на престоле благодати, — неиссякаемый источник радости для святого народа. Пусть же праведники непрестанно утоляют жажду из потоков Божьих, и сердца их будут полны веселья. «Да возрадуются пред Богом». Те, кто находится во дворах вовеки счастливого Бога, должны носить одежды радости, ибо пред лицом Господа «полнота радости». То самое лицо, которое вселяет в сердца нечестивцев смертный ужас, вселяет в праведных радость и веселье. «И восторжествуют в радости». Да возликуют они подобно Давиду, плясавшему перед ковчегом Господним. Да будет радость их пред Господом безгранична. «И еще говорю, радуйтесь», — сказал апостол, как бы желая подчеркнуть, что радости нашей не должно быть предела. Если Господь искупил нас Своей жертвой и освятил Святым Духом, то сердца наши должны исполняться радостью и ликованием всякий раз, когда мы взираем на Эммануила, в лице которого Бог явил Свою безмерную милость. Вперед, о воинство живого Бога, вперед с криками радости и триумфа, ибо Господь будет Вождем нашим до конца.

5. «Пойте Богу нашему, пойте имени Его». Пойте стройно, ритмично, и пусть песни ваши будут полны гармонии и благозвучия; воспевайте благость Господа и Его великие деяния. Пусть песнь ваша льется постоянно; пусть искренняя хвала воспаряет к небесам непрестанно. Пойте не потому, что так надо, а искренне, от сердца. Не для того, чтобы вас услышали люди, а для того, чтобы вас услышал Бог. Пойте не собранию святых, а «Богу нашему».

«Превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь» (в англ. «имя Ему: Ях». — Примеч. ред.). Помните Его превознесенное, непостижимое и страшное имя. Размышляйте над Его вседостаточностью и абсолютным владычеством. Восхвалите Его громогласным славословием. Небеса видят Господа, шествующего на облаках и крыльях ветра, а земля видит Его торжественно шагающим через пустыню. Еврейский оригинал гласит: «Проложите путь Тому, кто шествует по пустыне». Псалмопевец подразумевает сорокалетние скитания израильтян по пустыне. Господь ходил с ними по сухой и безводной земле. Он давал им пропитание, вел их в нужном направлении и защищал от многочисленных врагов. Вид ковчега воскресил в памяти Давида и его людей образы милости Господней, и их сердца наполнились песнями. Имя «Ях», переведенное здесь как «Господь», — это сокращенный вариант имени Иегова. Но не стоит думать, что это приуменьшение славы великого имени — напротив, короткий вариант содержит в себе все величие священного титула. Это имя употребляется только один раз во всем Писании, если не считать слова «аллилуия», в состав которого оно входит.

«И радуйтесь пред лицом Его». Все, кто пребывает в присутствии Бога, шествующего во славе впереди избранного народа, должны радоваться пред лицом Его. Богослужения святого народа не должны быть скучными. Песни наши должны быть торжественными, не отягощенными грузом мирских печалей. Ангелы находятся гораздо ближе к Богу, чем мы, но их благоговейный страх сравним с чистейшим блаженством. Величие Господа должно вселять в наши души радость, а не ужас. Мы должны «радоваться пред лицом Его» и жаждать всем сердцем, чтобы в пустыне этого мира был проложен путь Господу благодати. «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу; прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Таков призыв Божьих провозвестников, и мы должны повиноваться ему со всякой ревностью. Ведь когда в мир приходит Бог милости, сыны человеческие принимают благодать на благодать.

6. «Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище». Бродившие по пустыне избранные Божьи были подобны бедным сиротам, но Господь окружил их поистине отцовской заботой. По мере того как вымирало старое поколение, в израильском стане появлялось все больше и больше вдов и сирот, но ни один из них не страдал от нужды или притеснений, ибо Господь установил в Израиле праведные законы и поставил над народом справедливых начальников, которые неусыпно пеклись о соблюдении прав обездоленных. Скиния Господня была своего рода Палатой правосудия, а ковчег — престолом великого Царя. Израиль не мог не ликовать, зная, что ими правит Господь, который не допустит притеснения бедных и нищих. До сего дня Господь был и остается защитником вдов и сирот. Он — директор всех детских домов и покровитель всех вдов. В Своем величии Он восседает на небесах небес, но не забывает призирать на сынов человеческих, нуждающихся в защите. С какой же ревностью должна Церковь заботиться о тех, кого Господь сделал особым объектом Своего попечения! Разве не сказал Он: «Паси овец Моих»? Заботиться о тех, кому покровительствует сам Бог, — великая честь и благословенный долг. Следует также отметить, что в некоторых переводах эта фраза звучит как «муж вдов», но этот перевод неправильный.

Лучше всего оставить Писание в том виде, в котором мы его приняли от Господа.

7. «Бог одиноких вводит в дом». В Египте народ Божий был разделен и рассеян. Семейные узы потеряли былую крепость, а отношения между членами одной семьи разрушены. Но когда Бог освободил детей Своих из-под ига рабства, люди снова сошлись и все прошлые связи были восстановлены. Какая же эта была радость! «Освобождает узников от оков». Порабощенный народ был стеснен тяжелыми оковами, но божественный Избавитель даровал узникам Египта полную свободу. То же самое Бог делает и сегодня. Господь вводит в семью Первородного всех, чье одинокое сердце томится под игом греха. Он прощает наши грехи и тем самым отверзает двери темницы, освобождая от оков наш дух. Мы должны славить Господа за Его великую милость, ибо Он совершил это ради славы благодати Своей.

«А непокорные остаются в знойной пустыне». Непокорные сердца не могут смириться с владычеством Иеговы и противятся Его воле. В пустыне израильтяне не испытывали жажды: Бог давал им воду из голой скалы. Но когда они нарушили завет с Богом, голод пришел даже в благодатный и плодородный Ханаан. Некоторые люди противятся Богу даже там, где Бог явлен во всем Своем величии и всей Своей благодати. Стоит ли удивляться, что такие люди не видят ни мира, ни утешения, ни радости, хотя все это окружает их со всех сторон. В царстве Господа правит справедливость, и потому для нечестивых грешников, ищущих как бы удовлетворить свою плоть, оно покажется знойной пустыней. Даже райские обители, даже сами небеса покажутся им бесплодной землей, ибо они привыкли удовлетворять жажду водами скверны и греха. О самых вожделенных заповедях нечестивый скажет: «Как это обременительно!» О самом душеполезном слове: «Юродство проповеди». Бунтарь везде видит только бесплодную землю.

8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.

10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.

8. «Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим». Какое благословенное сочетание: «Ты… пред народом Твоим». Господь шествует впереди, а народ следует за Ним! Бог шел впереди Израиля, и потому израильтяне могли спокойно вступить в воды Чермного моря. Облачный и огненный столп всегда вел их в правильном направлении. «Когда Ты шествовал пустынею». Бог был причиной победоносного шествия; Он был Главнокомандующим израильской армии, Он отдавал все приказы. «Унылая земля узрела величавый шаг». Размышляя о блуждании израильтян в пустыне, не следует полагать, будто их передвижения были совершенно беспорядочными — напротив, Господь вел их по продуманному и вполне определенному пути.

«Селах». Лучше прервать предложение на середине, чем испортить хвалу: вот почему мы видим паузу, казалось бы, в столь неподходящем месте. «Селах» как бы предупреждает музыкантов и певцов о том, что они должны придать своей музыке больше торжественности, поскольку в следующем стихе речь пойдет о неизреченном величии Господа Бога. Никогда не лишне напомнить, что поклоняться Богу надо с искренностью и благоговением.

9. «Земля тряслась». От тяжелой поступи Господа Бога дрожала земля. Узрев грозный лик Господа, «небеса таяли», словно преклонившись пред божественным величием. Хмурые облака стелились по земле, орошая землю каплями дождя. Сам Синай поколебался, когда на землю сошел Бог. Как писал Моисей в Исх.19: «Вся гора сильно колебалась». Высокая и одинокая, она склонилась пред Господом, явившемся в Своем непревзойденном величии. «Даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синайот лица Бога, Бога Израилева». Все творение вострепетало, когда на землю сошел единый истинный Бог, упование святого народа, избранного из числа всех других народов в удел Господу. По величию описания этому библейскому отрывку нет равных. Воздайте же славу Господу, все читающие эти строки, ибо пред Ним даже земля и небо склоняются в благоговейном трепете.

10. «Обильный дождь проливал Ты, Боже». Шествие Господа сопровождалось не только знамениями гнева и ярости, но и знамениями благости и изобилия. Пустынную землю оросил невиданный доселе дождь — манна небесная и птицы пернатые. Небо пролило на израильтян благие дары, и потоки хлынули из скал. Земля содрогнулась от страха, и Господь излил на нее бесчисленные благословения как из рога изобилия. Таков смысл древнееврейского оригинала. «На наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его». На каждой остановке израильтяне находили новые благословения от Господа и быстро восстанавливали утраченные силы. За все сорок лет скитаний ноги их ни разу не опухли. Они уставали, Бог же всегда был полон сил. Они изнемогали от долгих и утомительных переходов, но всегда находили подкрепление в Господе. Они были особым уделом Божьим, и Господь ради их же блага позволял им уставать и изнемогать, но вел их нежно и заботливо и восполнял все их нужды. Точно так же Господь ведет Церковь Свою, скитающуюся по пустыне этого мира: святые утомляются и изнемогают, но любящий Бог неизменно подает им помощь в тесное время, утешает обессилевших, укрепляет слабых и питает голодных. С победоносным кличем, под звуки серебряного горна, воинствующая Церковь поднимается с колен и стройным маршем шествует к «покою оному». Вера народа Божьего утверждается Божьей верностью. Бог верен Своему слову, и потому сердца наши полны упования. Всякий раз, когда мы утомляемся и изнемогаем, Господь подает нам благовременную помощь и утверждает нас на вечных основаниях.

11. «Народ Твой обитал там». Пустыня как бы оградила народ Божий огненной стеной и дала ему надежное прибежище. Также может быть, что стадо Божье пребывало в полном покое, подкрепленное дождем изобильной благодати. Для всех верующих Господь — «прибежище в род и род». Господь всегда был прибежищем для святого народа, когда тот бродил в местах необитаемых. «По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного». В благословенном стане израильском царило полное изобилие. Народ Божий не имел ничего своего, но небесно- го пропитания хватало на всех, и поэтому среди них не было ни одного нуждающегося. То же самое относится и к нам: Господь готовит благость для всех, кто находится под Его защитой и покровительством. По природе мы бедны и несчастны, но Господь обогащает нас Своей благодатью. Он приготовил и даровал нам Свои заповеди, Свой завет, Свое искупление, Свой благой промысел и Свой владычественный Дух, и мы приняли благодать на благодать. Благословен народ Божий, скитающийся по пустыне этого мира! Все — ваше, ибо Господь даровал вам Свое благоволение и благодатное присутствие.

12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество. 13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу. 14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: 15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.

12. После прославления шествия Господня песнь переходит к сражениям и победам. «Господь даст слово». Близилась битва, и Господь послал слово Свое в стан израильский, протрубив боевую тревогу. Среди народа началась суматоха: слово Божье передавалось из уст в уста. «Провозвестниц великое множество». Женщины бегали от шатра к шатру и призывали воинов к битве. Как бы им ни хотелось поскорее провозгласить победу над врагом, они быстро разносили слово Божье о начале сражения. Десятки тысяч женщин, подобно верным служительницам Господа, пробуждали спящих, созывали вышедших за стан и призывали доблестных воинов к битве. О, если бы и ныне Церковь распространяла Благую весть о великой радости с таким же пылом и ревностью, лишь заслышав слово Господа!

13. «Цари воинств бегут, бегут». Цари воинств разбегались при виде Господа Бога Саваофа. Как только ковчег снялся с места, враги обратились в бегство. Даже могучие воины обратились спиной к стану израильскому. Победа была окончательной, а бегство врагов спешным и беспорядочным. «Бегут, бегут». Они бежали в суматохе, не помня себя от страха. «А сидящая дома делит добычу». Женщины, разнесшие слово Божье по стану, делили добычу. Самые слабые члены израильского сообщества приняли участие в победе и получили свою награду. Благородные воины бросили добычу к ногам женщин и просили их облачиться в бархат и пурпур, в «богатые и разноцветные одежды, расшитые узорами и кружевами». Когда Господь содействует распространению Евангелия, лучшие из святых облачаются в одежды радости и ощущают себя причастниками благословения.

14. «Расположившись в уделах своих» (в англ. «хотя бы лежали среди кувшинов». — Примеч. ред.). Смысл этого стиха неясен, разобраться в нем — работа для лучших экзегетов. Возможно, псалмопевец имел в виду, что женщины, носившие простую одежду и выполнявшие домашнюю работу, облачатся в богатые одеяния и станут подобными голубицам, чьи крылья покрыты серебром, а перья — золотом. Или же он имел в виду, что Израиль, покрытый копотью печей египетских, выйдет на свободу в блеске и с триумфом. Или же это означало, что ковчег завета наконец будет перенесен из убогого жилища Аведдарова на благословенный Сион. Если бы мы знали все, что знали составители этого древнего гимна, то мы, несомненно, оценили бы уместность этого яркого образа. Но поскольку смысл его от нас скрыт, мы оставим эту тайну нераскрытой.

Вот как трактует этот стих Алекзандер: «Расположившись в пределах своих, вы станете крыльями», что значит: «мир принесет земле благоденствие». На мой взгляд, данный вариант ничуть не яснее традиционного. Предположений может быть сколько угодно, но суть стиха от этого не меняется: Господь выведет народ Свой из уничижения и дарует ему радость, свободу, изобилие. Пусть враги называют их рабами и попрекают египетским рабством, пусть они насмехаются над ними как над «прислугой фараона», Господь взыщет с них сполна за оскорбление богоизбранного народа и даст Своим детям великолепные одежды вместо копоти и сажи, славу вместо скверны.

«Вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом». Крылья голубицы отливают серебряным цветом, и перья ее сияют чистым золотом. Очевидно, мягкая и переливающаяся окраска голубицы служила псалмопевцу образом народа Божьего, облаченного в мягкие сияющие одежды славы и торжества, украшенные драгоценными камнями, жемчугом и золотой вышивкой. Когда-то народ Божий влачил жалкое существование в египетском рабстве, ныне же Господь вознес их одесную Бога Отца во Христе Иисусе.

15. «Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне». Победа принадлежала только Господу и Его всемогущей деснице. Он рассеял надменных царей, восставших против Израиля, и сделал это так же легко, как легко сходит снег с черных склонов Селмона. Слова «забелела» нет в оригинале, и если его убрать из текста, то смысл стиха станет прозрачен. Очевидно, кто-то рассказал псалмопевцу о том, как однажды в сырую и ветреную погоду сильным порывом со склона горы Селмон сдуло весь снег. Его разметало по воздуху, словно пух или пену морскую. Точно так же всемогущий Господь рассеял царей, угрожавших Израилю. Если традиционный перевод точен, то нам следует отвергнуть альтернативное прочтение, согласно которому поле боя было «обелено» костями поверженных врагов или царскими мантиями, сброшенными в суматохе бегства. Существует и третий вариант прочтения, согласно которому гора Селмон была сплошь покрыта черными лесами, но когда выпадал снег, она приобретала совершенно иной вид, и поэт воспользовался этим переходом от полного мрака к сияющей белизне, чтобы подчеркнуть контраст между войной и миром. Но какое бы из прочтений ни было истинным, при помощи этих образов псалмопевец пытался показать славу и полноту божественного триумфа над могущественным врагом. Для святых нет большей радости, чем видеть силу и всемогущество Господа.

16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! 17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? 18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.

19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.

16. Добравшись до вершины благословенной горы, священники начали воспевать Господа за то, что Он избрал Сион местом Своего вечного обитания. «Гора Божиягора Васанская!», а точнее «гора БожьяВасан». Гора Васанская была гораздо выше Сиона и служила в Израиле эталоном высоты. Все великое и выдающееся в Израиле сравнивали с Васаном. Мы говорим «чертова дюжина», «чертов омут», «чертово колесо», а израильтяне использовали более пристойные идиомы, такие как «гора Божья», «древо Господне» или «потоки Божьи». «Гора высокая — гора Васанская!» Мне кажется, что в данном контексте псалмопевец не столько сравнивает эти горы, сколько противопоставляет их. Сион был сравнительно невысокой горой, и все знали, что гора Васанская гораздо выше. Однако ничто не могло сравниться со славой Сиона, ибо Господь избрал и возвысил его выше всех других гор. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Он совершенно свободен в Своем выборе, и потому предпочитает Сион горделивым пикам Васана. Все немощное и презренное мира сего Господь делает символом божественной благодати и всемогущества.

17. «Что вы завистливо смотрите, горы высокие». Божье избрание непреложно, значит, ваша зависть тщетна. Как бы вы ни превозносились, вам никогда не достигнуть необозримых высот Мориа, этой небольшой горы, на которой обитает Бог. Она — благословенное жилище Господа Бога. Элохим обитает на Сионе, Иегова избрал эту священную гору Своим земным домом.

«На гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?» Сион был славным прообразом Церкви Божьей, в которой Господь пребывает вечно. В сравнении с Сионом, радостью всей земли, исполины Кармил и Сирион — ничто. Избрание Господне — залог величия. Нет большего величия, чем Божье избрание, и нет большей чести, чем честь присутствия Божьего.

18. «Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч». Языческие царства, образно названные в предыдущем стихе «горами высокими», хвалились тысячами своих колесниц. Сион же, хоть и не располагал таким количеством колесниц, все же был сильнее их, ибо присутствие Божье стоило многих тысяч колесниц. Господь Бог Саваоф приведет на поле боя больше коней и колесниц, чем все горделивые цари вместе взятые. Огненные кони и огненные колесницы Господа сокрушат своей мощью хваленую армию врага.

«Среди них Господь на Синае, во святилище». Или «Господь на Синае в святости». Господь восседает на Сионе как главнокомандующий огромного воинства, и всякое место Его присутствия свято. Престол благодати на Сионе так же свят, как престол правосудия на Синае. В Новом Завете слава Божья не кажется столь же великой и ужасной, как в Ветхом, но духовный человек способен узреть ее чудесную суть. На фоне Сиона слава Синая меркнет. В сиянии благодати и истины Сиона слава ветхого закона теряет свой блеск. Благочестивые иудеи радовались о том, что Бог, явивший себя на Хориве в громе и землетрясении, пребывает со Своим народом в скинии и в храме. Но еще больше радуемся мы, зная, что Господь пребывает в Своей Церкви, которую Он избрал местом Своего вечного обитания. Мы должны поддерживать в святости духовный дом, в котором Бог милостиво соизволил пребывать. Пусть же уверенность в божественном присутствии удалит всякую скверну из дома Божьего, как огонь испепеляющий. Сила Церкви — в присутствии Божьем. Когда Бог с нами, мы сильны. Тысячи колесниц разнесут Евангелие по всем концам земли, и мириады служителей будут содействовать его триумфальному шествию. Бог благоволит к нам, и «служители Его бесчисленны». Возрадуемся же в твердой вере, ибо у верующих нет никаких причин для печали и сомнений.

19. «Ты восшел на высоту». Ковчег Божий был поднят на самую вершину Сиона. Сам Бог вошел на высоту и превознесся выше всякой твари. Господь Иисус, прообразом которого служил ковчег, вошел на высоту небес и превознесся во славе и величии. Он сошел с небес, когда Ему нужно быть сразиться со Своими врагами, по по окончании сражения победоносный Воин снова вознесся в славе на высоту небес и воссел одесную Бога-Отца.

«Пленил плен». Власти Мессии добровольно покорились тысячи сынов человеческих. Как великие завоеватели древности уводили целые народы в плен, так и Господь Иисус увел с побежденной территории огромное множество народа, завоеванного благодатью. Поскольку царство Господне основано на милости, все плененные обретают в Нем свободу. Таким образом, можно сказать, что Господь пленил плен и одержал великую победу. Господь Иисус поразил врага его же оружием: попрал смерть смертью, отверз наглухо запечатанные гробницы и пленил плен.

«Принял дары для человеков». Или «принял дары от людей». Они принесли Тебе дары, о могучий Воин, и будут с радостью приносить их до скончания века, веселясь о Твоем царствии. Павел интерпретировал этот стих в свете Евангелия: Иисус «принял дары для человеков» и раздал их щедро, даровав Церкви бесценные дары Своего вознесения: поставил одних апостолами, других евангелистами, третьих пасторами и учителями, наделив их соответствующими дарами. В Муже, вошедшем на небеса и принявшем дары для людей, мы обрели бесценные сокровища, и теперь из чувства благодарности мы возвращаем Ему эти дары и приносим себя в благоугоднуто жертву.

«Так чтоб и из противящихся». Даже нечестивые имеют долю в этих небесных сокровищах. Они покоряются любви Христовой и становятся причастниками святых даров. Дословно эта фраза переводится так: «Даже от противящихся». Даже враги Господа пленяются Его властью и становятся должниками небесного престола.

«Могли обитать у Господа Бога». Покорив Своей воле все пределы земли, Элохим будет царствовать безраздельно, благословляя Своим милостивым присутствием тех, кто раньше противился Ему. Как ковчег завета обрел покой после того, как израильтяне завоевали Ханаан и приступом взяли Сион, так и слава Господа Бога навеки поселится в сердцах тех, кого Он пленил силою Своей всемогущей благодати и сделал храмом Бога живого. Кроме того, в результате вознесения Господа Иисуса Христа, на землю сошел Святой Дух. Теперь, когда Христос пребывает одесную Бога, Бог обитает среди нас. Христос обитает на небе, а Святой Дух царствует на земле. Таким образом, Христу необходимо было вознестись, чтобы на нас сошел божественный Утешитель.

20. «Благословен Господь». После слов о том, что Господь пребывает среди людей, певцы, объятые благоговейной любовью, вознесли Богу хвалу и славу и благословили Того, кто столь щедро изливает Свои дары на сынов человеческих.

«Бог возлагает на нас бремя». Благословения Божьи столь многочисленны, что их можно сравнить только с тяжелым грузом. Они изливаются на нас обильным дождем и приходят «всякий день». У Господа нет любимчиков, и потому сказано: «Бог возлагает на нас бремя». Делицш переводит этот стих так: «Всякий день Он носит бремена наши», а Алекзандер: «Кто бы ни возложил на нас бремя, всемогущий Бог спасет нас». Когда скорбь приходит к нам от Господа, Он сам избавляет нас от этого бремени и дарует способность все претерпеть. Когда на нас нападает враг, у нас нет причин для страха, ибо Господь непременно придет на помощь Своим детям. Народ, несущий легкое бремя и огражденный Господом от чужого ярма, поистине благословен.

«Но Он же и спасает нас». В этом славном имени Господа мы черпаем великое утешение. Каким бы могущественным ни был враг, Господь, наш Царь, спасет нас и сохранит от всякого зла. Какие драгоценные слова! Смысл этого стиха оттого темен, что в нем слишком много света. В этих нескольких словах — бездна смысла. Иго Господа благо и бремя Его легко, да будет имя Спасителя благословенно отныне и вовек! Благословим трижды благословенного Князя мира! Все спасенные преклоняются пред Тобой, Господи, и называют Тебя блаженным.

«Селах». Не удивительно, что после столь долгого и напряженного пения, струны арф нуждались в настройке. О музыканты, бейте по струнам все сильнее и сильнее, и да звучат они во всю силу! Танцуйте перед ковчегом завета, о девы израильские, танцуйте с тимпанами и пойте Господу, одержавшему великую победу!

21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».

21. «Бог для насБог во спасение». Всемогущий Бог, вступивший с нами в завет, является гарантом нашей безопасности и нашим неизменным избавителем. Он спасает нас потому, что имя Его — Бог. Принадлежать Богу — значить быть в безопасности. «Во власти Господа Вседержителя врата смерти». Господь знает, как спасать народ Свой от смерти. Когда надежда оставляет их, и они уже не видят никакого выхода из отчаянного положения, Господь дает им возможность устоять. Врата смерти подчиняются только Богу, и, следовательно, мы умираем лишь тогда, когда это угодно Ему. Что же касается небес, то их врата широко отверсты для всех святых, которые в свое время возрадуются славному избавлению от смерти. В жизни ли, в смерти ли, Господь Иисус Христос спасет народ Свой от греха и от всех прочих бед.

22. «Но Бог сокрушит голову врагов Своих». Одним Господь является спасителем, а другим — разрушителем. Он поражает Своих врагов в самый пик их могущества. Семя жены поражает семя змея в голову. От Господа нет спасения; Его могучий удар обрушивается на горделивое темя злодеев и сокрушает их в тот же миг. «Волосатое темя закоснелого в своих беззакониях». Надменный злодей гордился своими волосами, подобно красавцу Авессалому, но меч Господень настиг его внезапно и пронзил насквозь. Жезл отмщения обрушивается на упрямые головы нечестивцев, сколько бы они ни кичились своим беззаконием. Упорствующие в грехе подвергнутся суровому наказанию, и часто причиной их гибели становится именно то, чем они гордились. Господь защищает головы детей Своих, а темя нечестивцев поражает. Когда Иисус Христос явится во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, все нечестивцы ужаснутся ярости божественного гнева.

23. «Господь сказал: „От Васана возвращу, выведу из глубины морской»». Как бы нечестивцы ни пытались спастись бегством, они не смогут этого сделать. Бог возвестил устами пророка Амоса: «Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их». Никто не в силах противостоять Богу Израилеву; от Него невозможно убежать, и ни высоты Васанские, ни бездна морская не смогут укрыть злодеев от всевидящего ока и десницы отмщения. Господь сможет настичь надменных злодеев в любом месте, Он украсит Свой триумф полной победой над врагом.

24. «Чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов». Господь отомстит врагам святого народа, и они узрят всю суровость небесного суда. Поражение нечестивцев будет столь окончательным, что псы будут слизывать их кровь с земли. В этих строках суровое ликование воинов выражено языком, понятным восточному человеку. Нам эти слова, несомненно, покажутся слишком безжалостными, если, конечно, не трактовать их иносказательно. Но если мы пропустим их через свои чувства, то поймем, что и мы желаем полного и сокрушительного поражения всемирного зла и хотим стать свидетелями позора и бесславия богопротивных сил. Нет ничего ужасней, чем стать врагом Богу Израилеву, который восстал на войну. Страшен гнев Господа Иисуса Христа, обнажившего Свою победоносную десницу для сокрушительного удара.

Прочтите Откровение 19 и поразмыслите над следующим отрывком: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: „Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих». И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами».

25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: 26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!» 28 Там Вениамин младший— князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.

25. «Видели шествие Твое, Боже». В песне воспевалось шествие Господа; Его пребывание с Израилем и ковчегом завета видели как друзья, так и враги. Очевидно, в данный момент процессия с ковчегом достигла того места, где планировалось установить скинию, и весь народ воспел славу Господу, который шествовал с племенами израильскими и вел их до сего дня. «Шествие Бога моего, Царя моего во святыне». Вознесение ковчега, символа небесного престола, на святую гору видели и люди, и ангелы. Прежде чем описать это великолепное шествие, псалмопевец просто указывает на него с великой радостью и ликованием. В некотором смысле все явления природы и всякое проявление провидения Господнего можно назвать торжественной процессией великого Царя, посещающего сей бренный мир. Зима и лето, солнце и луна и все многоразличные явления природы умножают славу Царя царей, царству которого нет конца.

26. «Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях». В таком порядке двигалась процессия — Бога надлежит славить чинно и благопристойно. Сначала шли певцы, а затем музыканты, ведь музыка должна помогать песне, а не перебивать ее. «В средине девы с тимпанами». Некоторые считают, что такой порядок шествия указывает на превосходство вокальной музыки над инструментальной. На мой взгляд, этот аргумент совершенно излишен, поскольку этот принцип вытекает из простоты и духовной сущности Евангелия. Шествие Господне было объято великим ликованием, и певцы использовали все возможности, чтобы выплеснуть радость святого народа, уповающего на Господа Бога.

27. «В собраниях благословите Бога Господа». Да благословит народ Бога, за ковчегом которого они следовали столько лет. Всеобщая хвала должна вознестись к небесному престолу подобно благовонным мастям Аарона. Господь благословляет нас; да будет благословен благословляющий!

«Вы — от семени Израилева!» (в англ. «вы — от колодезя Израилева». — Примеч. пер.). В песне Деворы есть похожие строки: «Среди голосов собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень». Ковчег Господень подобен колодцу, из которого пьют все племена израильские. Именно здесь они должны были возносить свою хвалу. Если Господь преисполнен благодати, изливающейся на нас, мы должны быть преисполнены хвалы, изливающейся на Него. В одном из своих видений Иезекииль видел неиссякаемый поток, текущий из-под порога в доме Господнем, питавший все живое. Да восхвалят «колодезь» Израиля все, кто утолил жажду из этого животворного потока.

28. «Там Вениамин младший — князь их». Колено Вениаминово было самым малочисленным среди племен израильских, но именно оно удостоилось чести иметь на своей территории гору Сион. «О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его». Вениамин был отрадой для престарелого Иакова, и его колено удостоилось чести возглавлять торжественную процессию и обитать в непосредственной близости от израильской святыни. «Князья Иудинывладыки их». Колено Иудино было многочисленным и сильным, его возглавлял не один князь, а, в отличие от колена Вениаминова, целое множество — как гласит другой перевод, «собрание князей». «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева». Колено Иудино — как каменоломня, из которой Бог брал камни для созидания народов. Согласно еврейскому оригиналу, такое прочтение вполне возможно. «Князья Завулоновы, князья Неффалимовы». В то время народ Божий еще не был разделен на два царства, Израильское и Иудейское. В шествии участвовали как представители южного царства, так и северного. Таким образом, вся процессия в целом символизировала искреннюю преданность всех племен израильских Господу и Царю. Благословен тот день, в который все верующие соберутся вокруг ковчега и воспоют славу единому достопоклоняемому Господу.

29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. 31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. 32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.

Далее пророк вкладывает в уста всего собрания песнь, возвещающую грядущие победы Господа Бога.

29. «Бог твой предназначил тебе силу». Господь заповедал пароду израильскому быть сильным и произвел в нем эту силу десницей Своей. Как главнокомандующий святого воинства, Господь повелел доблестным воинам облачиться в боевые доспехи и проявить мужество в сражении. В этом коротком предложении заключен глубокий смысл; оно — источник утешения как для отдельно взятого верующего, так и для всей Церкви. «Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!» Вся сила исходит от Господа, а значит, только Он может утвердить то, что сделала десница Его. Те, кому дарована жизнь, должны просить ее в избытке. Те, кому дарована сила, должны просить о еще большей крепости. Мы уповаем на то, что Господь утвердит дело рук Своих, ибо Он никогда не оставляет дела недоделанным и никогда не изменяет самому себе. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых». Теперь, когда мы примирились с Господом, мы просим Его утвердить все соделанное в нас, ибо Он никогда не оставляет дела рук Своих.

30. «Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары». Псалмопевец изрек пророчество о том, что дом Божий, возвышающийся над Иерусалимом, станет великим чудом для всех народов, и когда Соломон воздвиг храм на месте скинии Давида, слова эти исполнились в полной мере. Храм был столь величественным сооружением, что царица Савская, услышав о нем, решила посетить Иерусалим и возложить у жертвенника Божьего богатые дары. Так же и князья соседних царств, прослышав о богатстве и великолепии храма, явились с дарами, чтобы воздать честь Богу Израилеву. Когда Церковь Божья живет духовной жизнью, она приобретает для Господа почтение народов. Когда наступит слава последних дней, слова эти наполнятся буквально и в полной мере.

31. «Укроти зверя в тростнике». Загради уста Египту, сдержи его крепнущее могущество и неистовую злобу силой слова Своего! Израиль помнил своего древнего врага и знал, что он снова строит коварные планы. В полной мере это зло выплеснулось в царствование Иеровоама. Именно поэтому израильтяне взывали к всемогущему Богу и просили Его о помощи. Так и антихриста, этого «большого красного дракона», можно остановить только обличающим словом Господа. Израиль просил Господа укротить могущественного врага, зверя в тростнике — этого гордого, надменного, взбешенного, тучного и ревущего быка, нацелившего свои рога на богоизбранный народ, и Бог пообещал оказать помощь. Против «так говорит Господь» все священные быки Египта были бессильны. Все папские буллы и имперские эдикты разбились о врата Церкви Господней и не смогли одолеть ее. Так будет всегда. «Стадо волов среди тельцов народов». Менее могущественные народы также строили коварные замыслы, но глас Господа укротил их пыл. Сколько бы у Господа ни было врагов, вся сила их— ничто пред могуществом Его десницы. Когда Господь являет Свою силу, Он сокрушает всех волов и тельцов, как скот на бойне. Евангелию, как и ковчегу Господню, не угрожает никакая опасность; оно — камень преткновения, и всякий, кто преткнется о него, будет сокрушен.

«Хвалящихся слитками серебра». Псалмопевец просил Господа смирить злобу народов и сделать так, чтобы они принесли Израилю дань в виде серебряных слитков. Поистине велико то слово, которое не губит, но смиряет, ибо покорность Господу Богу Саваофу есть свобода, и всякий, приносящий Ему дары, обогащается. Грех требует от нас гораздо большей дани, чем вера. Мизинец похоти весит больше, чем чресла закона. Когда мы отдаем Богу слитки серебра, мы получаем слитки золота. «Рассыпь народы, желающие браней». Несмотря на воинственный настрой 24-го стиха, народ Божий всегда был миротворцем, жаждал прекращения браней и просил Господа сокрушить кровожадные народы. Господи, собери горящие уголья на головы врагов и положи конец их коварству! «Кто возьмется за меч, тот от меча и погибнет». Только благодаря этому принципу на земле может сохраняться мир. Можем ли мы ожидать мира, когда вокруг столько кровожадных тиранов? Вознесем же Богу ревностную молитву об их скором истреблении и благословим небесного Царя за то, что Он непременно на нее ответит, ибо Господь «прекращает брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем».

32. «Придут вельможи из Египта». Те, кто когда-то был нашими врагами, стали нашими друзьями. Соломон взял себе жену из дома фараонова. Христос соберет детей в Свое царство из всех народов, живущих в обители греха. Великие грешники покорятся жезлу благодати; великие вожди обратятся к Господу и полюбят добро. «Эфиопия прострет руки свои к Богу». Хуш поспешит принести свои мирные жертвы. Царица Савская принесет свои богатые дары. Хранитель эфиопских сокровищ помолится Тому, кто был заклан как агнец. Абиссиния обратится к Господу, и Африка искренне взыщет благодати, желая обрести Христа Господня. Бедная Эфиопия, чьи руки огрубели от невольнических пут и тяжкого труда, твой крест, как и крест Симона Киринеянина, был крестом Христовым, и потому Бог — твое спасение. Поспеши же Господи, сойди на землю, и Тебе поклонятся как цивилизованные народы, так и варвары, как Египет, так и Эфиопия возденут руки в единодушной хвале. Такова вера святых, уповающих на Твое непреложное обещание. Поспеши же Господи, приди к нам в Твое время!

33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. 35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.

36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!

33. «Царства земные! пойте Богу». Как великолепна будет песнь, которую воспоют все царства земные! Воистину блажен человек, поклоняющийся Господу Богу в непрестанной радости, ибо боги язычников возлагают на своих поклонников неудобоносимые бремена. Как сладка песнь Господу! Ее должны вознести все народы. Мирские песни — это святотатство, прославление распутства, измена. «Воспевайте Господа». Возносите Его снова и снова. Мы грешим против Господа постоянно; давайте же постоянно петь Ему хвалу.

«Селах». Настало время для паузы, ибо наши размышления достигли славы тысячелетнего царства. Возможно ли, чтобы сердце не откликнулось на столь великое обещание?

34. «Шествующего на небесах небес от века». Прославив Бога, шествующего через пустыню, псалмопевец перешел к описанию небесной славы Всевышнего, назвав Его «шествующим на небесах небес от века». Небесный чертог Господа Бога был утвержден задолго до того, как был создан мир. Еще до того, как появились ангелы и человек, слава Господня сияла в небесах так же ярко, как сегодня. Нам открыта лишь небольшая часть божественного бытия, ибо сказано: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». Как иудейская Церковь славила вечного Господа, так и мы должны присоединиться к их славословиям, восхваляя Первородного.

«Вот, Он дает гласу Своему глас силы». У этого стиха могут быть разные объяснения: возможно, по небесам прокатился раскат грома, а возможно, мысли поэта обратились к далекому прошлому, к тому моменту, когда глас Господень нарушил вечную тишину, когда Бог изрек: «Да будет свет». По сей день глас Господень творит великие чудеса. Евангелие, в котором Бог донес до нас Свою волю, есть не что иное, как сила Божья ко спасению всякого верующего. Псалмопевец призывает нас воспеть гласом хвалы Того, чей глас вызвал нас из небытия даровал нам милость и благоденствие.

35. «Воздайте славу Богу!» Если один голос Всевышнего сотрясает скалы и вырывает с корнем деревья, то на что же способна Его десница? Он колеблет землю одним перстом; какова же сила Его руки? Никто да не отрицает могущество Господне по неверию или по самонадеянности. Напротив, мы должны признавать силу и власть небесного Царя, уповать на Него и смиряться перед Ним. Примирившись с Господом, мы найдем великое утешение в Его силе и воспоем Ему славу. «Величие Его — над Израилем». Величие Господа Бога распростерто над богоизбранным народом; ради славы Своей Господь дарует ему благодать и защиту. «И могущество Его — на облаках». Сила Господа пребывает не только среди сынов человеческих, но и над облаками, подобно огромному куполу. Дождь, снег, град и буря — все это орудия Господни. Господь владычествует над всей природой, являя Свою неизреченную славу. Бог вездесущ; ничто не может вознестись выше Его престола, и ничто не может опуститься ниже подножия Его ног. Слава Ему в вышних!

36. «Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем». Перед Тобой, Господи, трепещет всякая тварь. Святые Твои смиряются пред Тобой в страхе и благоговении, а враги бегут от Тебя, гонимые ужасом. Величие Твое сияет во дворах храма, особенно же в святом святых, где сыны человеческие падают пред Тобой в священном трепете. «Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу Своему». Ты, Господь Бог Израилев, даешь крепость народу Своему и тем самым устрашаешь врагов, ибо один израильтянин погонит тысячу, а двое — две тысячи. Вся сила израильских воинов — от Господа, истока всякой крепости. Он силен и укрепляет детей Своих. Благословенны все, кто черпает у Него свои силы, ибо этот источник неиссякаем. Уповающие на собственные силы утомятся и изнемогут, а надеющиеся на Господа, какими бы немощными они ни были, обновятся в силе, уповая на неиссякаемую благодать. «Благословен Бог!» Краткое, но сладостное завершение псалма. Да воскликнут сердца наши: «Аминь и аминь»!

Советы проповедникам

Стихи 2—3.

1. У Церкви Божьей всегда были и будут враги и ненавистники. Против них псалмопевец и молится в этих стихах.

2. Враги Церкви — Божьи враги. Они ненавидят Церковь и Бога. Твои враги — те, кто ненавидит Тебя.

3. Иногда кажется, что Бог медлит, попуская Своим врагам ненавидеть Церковь и творить зло. В тексте на это есть косвенное указание: очевидно, что восстать может лишь тот, кто либо спит, либо бездействует.

4. День отмщения в конце концов наступает.

5. Когда Бог восстает, Его враги расточаются, а ненавистники обращаются в бегство.

6. Святой долг верующих состоит в том, чтобы пробуждать Бога своими молитвами и возносить Его своей хвалой, когда Он приходит к ним на помощь. Эти слова — одновременно и молитва, и победная песня. Их произносили как Моисей, так и Давид.

Стихи 2—4. Молитва о втором пришествии.

Стих 5.

1. Имя, о котором слагают песни, — «Ях» (сокращенное от Иегова):

а) вседостаточный Бог;

б) неизменный Бог;

в) вечный Бог.

2. Песни, вдохновленные этим именем Бога:

а) песни ликования;

б) песни уверенности;

в) песни радости.

Стих 6. Церковь Божья должна проявлять особую заботу о вдовах и сиротах, потому что Бог относится к ним по-особенному.

Стих 7. Церковь как семья.

Стих 7.

1. Две решаемых проблемы: одиночество и узы.

2. Два щедрых благословения: «вводишь в дом» и «освобождаешь».

3. Одно чудовищное зло и его ужасные последствия.

Стихи 8—9.

1. Бог избавляет Свой народ в Свое время: «когда Ты».

2. Бог дарует полное избавление: «земля тряслась».

3. Избавление тем драгоценнее, чем дольше его приходится ждать:

а) такова сущность избавления;

б) чем дольше мы его ждем, тем больше ценим. Пример Иова, Авраама, Израиля у Чермного моря, Даниила и его трех товарищей.

Стих 10.

1. Милость Божья как обильный дождь:

а) он льется прямо с небес, а не через посредников;

б) он чист;

в) никто не может присвоить себе этот источник благодати;

г) только он может восполнять нужды людей;

д) Бог раздает благодать когда хочет, кому хочет, сколько хочет;

е) благодать всегда действенна (Ис.55:10);

ж) благодать дается по молитве.

2. Дождь благодати изливается в разное время и в разных обстоятельствах:

а) в доме Божьем;

б) в средствах благодати;

в) в молитве;

г) в испытании;

д) когда святые изнемогают от тяжкого труда, болезней, неудач;

е) когда Святой Дух укрепляет сердце.

3. Дожди даются для подкрепления народа Божьего.

4. Мы нуждаемся в них сейчас.

Стих 10.

1. Церковь есть наследие Божье:

а) избранное;

б) купленное кровью;

в) приобретенное в удел.

2. Иногда наследие Божье утомляется и ослабевает.

3. Господь подкрепляет ее немощи.

Стих 11 (вторая часть). Особенная благодать для особенного народа.

Стих 11 (вторая часть). Господь готовил благодать для бедных:

1. потому что их большинство;

2. потому что бедным нужду переносить сложнее всего;

3. потому что Он хотел призвать к упованию на благодать тех, кто пребывает в скорби;

4. потому что Он хотел побудить нас обращать на них больше внимания.

Стих 12. Божественное происхождение Евангелия; различные способы его распространения.

Стихи 12—13.

1. Слово даровано: «Господь».

2. Слово проповедано: «великое множество».

3. Слово принято: «цари». Так было в ветхозаветные времена, когда Иисус Навин, Гедеон, Давид получали слово от Господа, оно разносилось по всему воинству израильскому и доходило до «царей воинств». То же самое происходило в апостольские времена, когда Господь дал слово примирения. То же самое происходит и сегодня, и будет происходить всегда, до скончания века.

Стих 13 (вторая часть). Искупленная Церковь подобна сидящей дома женщине; ее домашние обязанности; ее Господин добывает сокровища Своим славным подвигом; она делит эту добычу.

Стих 14.

1. Контраст между тем, что было, и тем, что есть:

а) вместо уничижения — ликование;

б) вместо скверны — чистота;

в) вместо бездействия — дела;

г) вместо уродства — красота.

2. Проявление этого контраста в жизни:

а) покаяние и прощение;

б) порок и возрождение;

в) скорбь и избавление;

г) одиночество и утешение;

д) смерть и прославление.

Стих 15.

1. Величайшие битвы на земле. «Рассеял», «на сей земле», то есть на Сионе.

2. Кто их вел? Всемогущий.

3. Когда? В ответ на упование и искреннюю молитву народа.

4. Как?

а) без шума, тихо, подобно падающему снегу;

б) без человеческой помощи: земля забелела, как свежевыпавший снег, по которому никто не ходил;

в) без насилия: ни капли крови не было на белом покрывале.

Стихи 16-17.

1. Превосходство горы Сион:

а) она более плодородна, чем гора Васанская, и приносит больше радости, чем земные удовольствия;

б) она удостоилась большей чести, чем все другие горы. Она выше человеческой мудрости и власти.

2. Причины превосходства:

а) избрана Богом;

б) Бог благоволит к ней;

в) Бог обитает на ней;

г) Бог вечно пребывает на ней.

Стих 17.

1. Церковь — место пребывания Бога:

а) она избрана прежде создания мира;

б) окружена вечным благоволением;

в) дарует покой, так как она есть дом Божий;

г) наделена честью.

2. Положение Церкви вызывает во многих зависть:

а) им кажется, что она превозносится над ними;

б) они негодуют;

в) негодуют безосновательно.

Стихи 18-19.

1. Схожесть Сиона и Синая:

а) на обеих горах присутствует один Бог: «среди их Господь»;

б) Бог присутствует в одном и том же сопровождении: «колесницы».

2. Различие Сиона и Синая:

а) на Синай Бог сошел, а с Сиона вознесся;

б) на Синае Бог наложил на народ бремя закона, а на Сионе «пленил плен»;

в) на Синае Бог потребовал послушания, а на Сионе — раздал дары;

г) на Синае Бог явился в громе и землетрясении, а на Сионе принял дары для противящихся;

д) на Синае явился на краткое время, а на Сионе пребывает вечно.

Стих 19.

1. Вознесение Христа.

2. Его победы.

3. Принятые Им дары.

4. Великая цель, ради которой Он принял эти дары.

Стих 19. Пребывание Бога среди людей — великое и непостижимое чудо, ведь Господь бесконечен, превознесен, самодостаточен, свят и всемогущ.

1. Он пришел к нам в Иисусе Христе.

2. Он пребывает в сердцах Духом Святым.

3. Он пребывает в церквах Божьих.

Стих 20.

1. Бремя благословений.

2. Бремя обязанностей.

3. Бремя хвалы.

Стих 20.

1. Радуясь земным благословениям, мы не должны забывать о спасении.

2. Радуясь спасению, не следует забывать о земных благословениях.

Стих 21. Смерть — в руке Бога.

1. Бог определяет, избежим ли мы смерти.

2. Бог определяет, когда мы умрем.

3. По велению Божьему мы обретем бессмертие.

4. Если Бог закрыл за нами врата смерти, у нас нет никакой надежды на спасение.

Стих 21.

1. Бог благоволит к Своему народу:

а) дарует ему спасение;

б) становится его уделом: «Бог для нас».

2. Грядущие благословения. «Бог для нас»:

а) Он с нами до смерти;

б) Он с нами в смерти;

в) Он с нами после смерти.

Стих 22. Бог сокрушит власть, мудрость, гордость и саму жизнь зла.

Стих 23.

1. Народ Божий может быть рассеян по всей земле.

2. Бог обязательно возвратит его в землю обещанную.

3. Основания для уверенности в этом.

Стих 27.

1. Разнообразное пение:

а) колено царей — колено Вениамина во времена Саула;

б) колено Мессии — колено Иудино во времена, когда Давид был принцом-регентом при Сауле;

в) колено писцов — колено Завулоново: «От Завулона владеющие тростью писца» (Суд.5:14);

г) колено ораторов: «Неффалим говорит прекрасные слова» (Быт.49:21 в англ. пер. — Примеч. пер.).

2. Единодушное пение. Пусть все святые единым гласом восхвалят Господа, ибо Он — источник благословений для Израиля.

Стихи 31-32.

1. Препятствия на пути Божьей истины:

а) идолопоклонство. В Египте поклонялись крокодилу, «зверю в тростнике», волам и тельцам;

б) любостяжание;

в) война.

2. Способы их преодоления. Молитва и божественное обличение. «Рассыпь».

3. Последствия их преодоления (ст. 32).

Стих 36.

1. Бог ревнует о том, чтобы народ Его был свят в трех «святилищах»:

а) во внешних дворах — исповедании веры;

б) в святом — священстве всех верующих;

в) в святом святых вместе с Сыном Божьим.

2. Обратите внимание на то, как страшен для врагов Бог, пребывающий в этих трех святилищах.

Стих 36. «Благословен Бог!» Краткий, но глубокий стих.