70. Молитва старого верующего

Заглавие

У данного псалма нет заглавия, и некоторые считают, что прежде он являлся частью шестьдесят девятого псалма, но затем по какой-то причине шестьдесят девятый псалом был разделен. Я не согласен с такой точкой зрения. Мы уже встречали пять псалмов без заглавия, и ни один из них нельзя назвать менее полным, чем псалмы с заглавиями. Перед нами молитва старого верующего, который благодаря многолетнему опыту хождения с Богом приобрел твердую веру и надежду, и теперь молится о спасении от врагов и о благосклонности Господа. Он ожидает скорого ответа и обещает возвеличить Избавителя.

Композиция

В первых четырех стихах псалмопевец взывает о помощи. В стихах 5—8 он делится личным опытом, в стихах 9—13 взывает об избавлении от врагов, а затем ликует в надежде (ст. 14—16). В стихах 17—18 он возвращается к молитве; далее в стихах 19—21 он снова говорит о твердой надежде, дающей ему радость, и в заключение дает Богу обещание благодарить Его непрестанно.

Истолкование

1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня.

3 Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты. 4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя.

1. «На Тебя, Господи, уповаю». Иегова заслуживает нашего полного доверия, и потому мы должны возложить на Него все свое упование. Верующим необходимо всякий день хранить сердце свое от упования на плоть и каждое мгновение возлагать надежду на верность Господа. Мы не только скрылись в Господе, как в неприступной крепости, но и находим в Нем спасение от врагов, как в надежном укрытии. Чем ближе мы знаем Господа, тем больше мы Ему доверяем. Бог знает, насколько велика наша вера, и тем не менее любит, чтобы мы говорили о ней. Вот почему псалмопевец не только уповает на Господа, но и вслух говорит о своей надежде. «Да не постыжусь вовек». Господи, пока стоит этот мир, будь рядом со мной во всех напастях. Не покидай раба Твоего вовек. Если Ты оставишь меня, люди начнут смеяться над моей верой, и я не смогу дать ответ врагу. В смущении я закрою свои уста, и дело Твое будет поругано. Этот стих — хорошее начало для молитвы: начиная с упования, мы закончим радостью.

2. «По правде Твоей избавь меня и освободи меня». Будь верен Своему Слову, Господи. Ты праведен, и потому выполняешь Свои обещания. Я уповаю на Тебя, и Ты, будучи верен и праведен, не забудешь веры моей. Враги поймали меня в сети; освободи меня от злобы гонителей. «Приклони ухо Твое ко мне и спаси меня». Смилуйся над моей немощью и услышь мои слабые стенания. Благослови меня в недугах моих и освети светом лица Своего. Я прошу у Тебя спасения: приклони ухо к прошениям моим и спаси меня. Враги ранили меня и оставили меня умирать, сойди же ко мне с небес и перевяжи мои раны. Поскольку псалмопевец молился с верой, его просьбам не было отказа.

3. «Будь мне твердым прибежищем». Дай мне войти в Тебя и обрести в Тебе надежное пристанище. Позволь мне пребывать в доме Твоем всегда. Пока враги жаждут моей погибели, я нуждаюсь в убежище, в надежном укреплении, в котором можно было бы выдержать осаду и отразить атаку врага. Будь же для меня крепостью, Господи, окружи меня могуществом Твоим, как щитом. Перед нами немощный человек, пребывающий в надежном прибежище. В крепкой башне он в безопасности, несмотря на свою немощь. «Куда я всегда мог бы укрываться». Врата крепости заперты надежно, враги не смогут сломать железные засовы. Мост поднят, решетки опущены, засовы задвинуты. Однако праведные могут проникать в замок через потайную дверь, которая специально сделана для того, чтобы друзья великого Господа могли свободно входить в любое время дня и ночи. Нет такого времени, когда дверь молитвы была бы заперта. Врата милости всегда широко распахнуты и никогда не закроются, пока сам Царь не поднимется с престола и не закроет их. В Боге верующие обретают надежное прибежище, крепкую башню, спасающую от всех жизненных тревог.

«Ты заповедал спасти меня». Господь повелевает природе быть милостивой к Своему народу. Провидение Его действует ради их блага. Силы невидимого мира покровительствуют детям Божьим по воле Всевышнего. Давид повелел своему войску сохранить жизнь отроку Авессалому, но тот все равно погиб. Что же до повелений Господа, то они непреложны, и их нельзя ослушаться, ибо они неизменно приносят угодный Ему плод. Пока мы пребываем в воле Господа, нам не страшны ни смерть, ни голод — мы смело смотрим в завтрашний день. Пока ангелы Божьи держат нас в Своих руках, нам не страшны камни, пущенные пращей врага. Хищные звери не причинят нам никакого вреда, пока Бог Давида защищает нас от их когтей и Бог Даниила наводит на них страх.

«Ибо твердыня моя и крепость мояТы». Бог дарует верующим безопасность; Он хранит их как каменная твердыня, высеченная рукою природы, спасает как возведенная человеком неприступная крепость. Твердыня — это символ неизменности, а крепость — всемогущества. Блажен тот, кто может применять местоимение «мой» ко всем проявлениям божественного совершенства. Если Бог надежное прибежище, то я могу назвать Его «моим надежным прибежищем». Он будет «моей твердыней», «моей крепостью», «моим Богом» (ст. 4), «моей надеждой», «моим упованием» (ст. 5), «моей хвалой» (ст. 6). Все мое будет принадлежать Господу, а все, что принадлежит Ему, будет принадлежать мне. Псалмопевец верил, что Господь «заповедал спасти его» главным образом потому, что ему была дарована правильная вера, принимающая Божьи дары.

4. «Боже мой! избавь меня из руки нечестивого». Бог на нашей стороне. Все наши враги — Его враги, ибо они нечестивы и злы. Господь непременно спасет Своих друзей и союзников и не даст врагам восторжествовать над праведниками. Кто возносит к небесам подобную молитву, наносит врагу больший ущерб, чем воинство исполинов. «Из руки беззаконника и притеснителя». Отступив от Бога, эти люди стали презирать праведных и жестоко преследовать их. Их единственной целью было ловить и сокрушать. Они нападали лишь для того, чтобы погубить, и если бы не Бог, то непременно добились бы своего. Впрочем, если бы даже у них было множество рук, Бог все равно сокрушил бы их одним Своим перстом.

5 Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. 6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда.8 Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы воспевать всякий день великолепие Твое.

5. «Ибо Тынадежда моя, Господи Боже». Господь, дающий нам способность надеяться, исполнит все наши надежды. Именно поэтому мы можем взывать к Нему в молитве и рассчитывать на ответ. Имя Его — «надежда Израилева» (Иер.17:13). Он не может быть ложной или несбыточной надеждой, а потому мы можем быть уверены, что все наши ожидания осуществятся. «Упование мое от юности моей». Давид явил свою веру еще в юности, совершив великие и славные деяния. Он с радостью вспоминал о своем прошлом и был уверен, что Господь его юности не оставит его и в старости. Блаженны те, кто может вслед за Давидом, Самуилом, Иосией и Тимофеем сказать: «Ты — упование мое от юности моей».

6. «На Тебе утверждался я от утробы». Сила Божья пребывала с ним еще до того, как он осознал ее присутствие. Бог знает нас в совершенстве еще до того, как в нас проснулось сознание. Сначала избранные лежат на груди Бога и только потом — на груди матери. С самого младенчества Господь подкрепляет их и утверждает от утробы матери. Размышлять над благостью Господа, явленной нам в детстве, — благословенное занятие, пробуждающее в нас благодарные чувства. «Ты извел меня из чрева матери моей». Господь печется над избранными Своими еще до того, как они покинули материнское чрево. Рождение есть чудо благодати, в котором Бог пребывает как с младенцем, так и с роженицей. Рождения, как и браки, совершаются на небесах. Святые жены должны благословлять Господа за то, что Он подал им помощь в тяжелую минуту, а рожденные женами — благодарить Его за нежную заботу. Благодарность должна исходить как от роженицы, даровавшей жизнь, так и от рожденного, получившего дар жизни. «Тебе хвала моя не престанет». Хвала изливается из сердца, переполненного благодатью Господней. Хвала должна начинаться в Боге, продолжаться в Нем и снова возвращаться к Нему, ибо в Нем мы живем, и движемся, и существуем.

7. «Для многих я был как бы дивом». «Для тысяч глаз я чудом стал и дивом». Святые заслуживают того, чтобы ими дивились. Их темные стороны могут быть до удивленья темны, а светлые — до изумления светлы. Верующий — это загадка, тайна для тех, в ком нет Духа. Он неистово сражается с плотскими соблазнами, которые составляют весь смысл жизни для людей мира сего. Он — диво, которое невозможно объяснить недуховному человеку, чудо, на которое взирают с изумлением. Оно вызывает в неверующих страх, который постепенно переходит в презрительную насмешку. Мало кто нас понимает, но многие нам изумляются. «Но Ты твердая моя надежда». Вот и ответ на эту загадку. Мы сильны в Боге. Бог — наше прибежище и надежная защита. Бог дарует душам нашим покой и безмятежность. Верующий перестает быть дивом, когда окружающие начинают понимать сущность его веры и основания его надежды. Удивительным остается лишь тот факт, что мир полон неверия.

8. «Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы воспевать всякий день великолепие Твое». Уста псалмопевца были наполнены истинным благом. Постоянное присутствие в устах хвалы никогда не вызывает у человека чувства пресыщения. Если мы постоянно вкушаем хлеб небесный, то постоянно должны хвалить его Подателя. Бог насыщает нас благими дарами; прославим же Его с благодарением. Да не останется в наших устах ни капли ропота и клеветы, и тогда мы сможем вместе с Давидом воспевать великолепие Божье.

9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня, 10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, 11 говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». 12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне. 13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!

9. «Не отвергни меня во время старости». Давид никогда не уставал от своего Господа, и единственным его опасением было то, что Господь может устать от него. В одной из библейских историй амаликитянин оставляет своего состарившегося и больного слугу-египтянина и обрекает его на голодную смерть. Господь же никогда не поступает подобным образом со святыми, Он печется о них до самой смерти. Если бы Господь бросал Своих состарившихся служителей, то положение наше было бы поистине ужасным. Сколько слуг было отвергнуто правителями после того, как эти слуги состарились. Когда мы стареем, мы лишаемся красоты и силы, которые необходимы нам для верного служения, но это не лишает нас ни любви Божьей, ни Его благоволения. Только неблагодарная страна может обречь своих состарившихся защитников на нищенское существование. Пенсионеры небес, однако, не терпят нужды ни в каком благе. «Когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». Не покинь меня, Господи, но прими со всеми моими немощами. Верующий знает, что самая страшная беда — оказаться без Бога, он счастлив, когда уверен, что это ему не грозит. Истинно верующие сердца не должны бояться отлучения от Бога.

10. «Ибо враги мои говорят против меня». Псы лают над умирающим львом. Давид опасался, что если враги злословили его, когда он был еще молод и мог им противостать, то теперь, когда к нему пришла немощь и старость, они могут воспользоваться моментом и выплеснуть свою ненависть в полной мере. Из текста ясно, что враги Давида были уверены в том, что Бог оставил его. Поэтому Давид молится о том, чтобы Бог оправдал его, доказав ложность их обвинений. «И подстерегающие душу мою советуются между собою». Враги Давида были людьми злобными и чрезвычайно коварными. Строя лукавые козни, они проявляли завидное упорство и бдительность. Кроме того, им было не занимать и хитрости: они устраивали засады и поджидали Давида в укромных местах, чтобы напасть на него внезапно. Свои планы нечестивцы осуществляли решительно и единодушно; их замыслы никогда не нарушали недостаток благоразумия или разобщенность. Только Господь Бог способен спасти верующих от гонений и зла во всех его проявлениях.

11. «Говоря: „Бог оставил его“». Какая ядовитая ложь! Во всем арсенале ада нет стрелы острее. Она вонзилась в сердце Господа Иисуса Христа и теперь вонзается в сердца Его учеников. Если бы эти слова были истиной, наше положение было бы поистине незавидным. Но, слава Богу, это откровенная ложь. «Преследуйте и схватите его». Спустите на него всех церберов ада, схватите его и терзайте, ибо «нет избавляющего». Покончите с ним, ибо у него нет друзей. Глумитесь над ним, сколько вам угодно — никто не придет ему на помощь. О хвастливые злодеи, ранящие душу верующего своими трусливыми лжесвидетельствами! Сколько бы вы ни старались, верующий человек, воззвав к Господу, избавится от всех ваших нападок и одержит победу.

12. «Боже! не удаляйся от меня». Близость Господа — залог нашего мужества. Ребенок, находящийся во тьме, хватается за руку родителя. «Боже мой! поспеши на помощь мне». Когда мы называем Бога своим, уповая на данные Им обещания, мы делаем свои молитвы действенными и укрепляемся в вере. Уже в нескольких псалмах псалмопевец взывает к Богу со словами: «Поспеши на помощь мне!» Это свидетельствует о том, что душа его крайне отягчена печалями. Когда в нас вонзаются острые стрелы врага, мы начинаем взывать о незамедлительной помощи.

13. «Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей». Все это случится с ними, когда они увидят чудесное избавление раба Твоего. Сердца их растают от зависти и злобы и наполнятся невыносимой горечью. Несбывшиеся мечты обернутся бедами и несчастьями; они не будут понимать причин своего поражения. Жертва казалась им такой беззащитной, столь презренной и жалкой, что они будут поражены, увидев, что она не только выдержала нападки, но и преодолела все трудности. С каким удивлением, должно быть, смотрел фараон на народ израильский, умножение которого не могли остановить даже его злобные козни. Какую досаду, должно быть, испытывали книжники и фарисеи, понимая, что Евангелие распространяется по всей земле посредством тех самых механизмов, которыми они хотели его истребить. «Да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!» Пусть их бесчестие будет очевидно всем, и пусть их щеки всегда будут залиты краской стыда. Если бы Господь оставил верующего, они превратили бы его в предмет насмешек, а посему пусть безверие и атеизм покроют их позором в глазах всего мира.

14 А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе.15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. 16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою.

14. В следующих стихах на первый план выходит святая вера псалмопевца. «А я всегда буду уповать на Тебя». Если я не могу радоваться настоящему, я буду радоваться тому, что грядет, уповая на верность Господню. Надежда согласна жить на пустой земле и петь на ветке, покрытой инеем. Нет таких обстоятельств и нет такого места, где надежда была бы лишней, за исключением, пожалуй, ада. Надежда умирает последней; у нас всегда есть основания надеяться. Надежда не постыжает, ибо в ней неиссякаемый источник утешения. «И умножать всякую хвалу Тебе». Псалмопевец славословил Господа непрестанно. Никто на свете не был столь прилежен в прославлении Бога, как Давид. Он не мог удовлетвориться своими прежними славословиями, но дал Богу обет славить Его новой хвалой. Если наше доброделание умножается, значит, мы на верном пути. Мы должны быть богатыми на добрые дела, и нашим девизом должны быть слова; «Все больше и больше добра». Хотя мы должны быть «довольными и благодарными Господу», мы не можем быть полностью довольными своей благодарностью Господу. «Выше, выше», — кричит орел, взмывающий к солнцу. Так должны мыслить и мы, взмывая к вершинам долга и служения. Мы верим, что со временем славословия наши будут умножаться.

15. «Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои». Мы должны свидетельствовать о Господе всякий раз, когда нас к тому призывают обстоятельства, и не должны лишать других возможности вкусить то, что вкусили сами. Кто испытал верность Господа в собственной жизни, кто познал Его спасение и был избавлен от руки врага, должен возвещать имя Господа повсюду. Главное в божественном замысле искупления — это праведность Божья. Именно о ней следует вести постоянные разговоры. Если дьявол ополчается на Благую весть о заместительной жертве, если еретики самого разного толка изо всех сил стараются истребить ее, то мы, любящие это учение, должны распространять его по всей земле и говорить о нем во всякое время. Самое лучшее использование языка — это разговор о праведности Божьей, явившейся в спасении верующих во Христа. Проповедник, возвещающий праведность Божью, не нуждается в других темах, потому что праведность Господа является самой сутью и центром открытой Богом истины. Если до сих пор вы не говорили об этом с другими людьми, то вам просто необходимо дать выход тому, что доставляет вашему сердцу столько радости. Скрывать радостную весть от окружающих неправильно.

«Ибо я не знаю им числа». Псалмопевец познал сладость божественных благодеяний, их непреложность, славу и истину, но не подозревал о том, насколько они многочисленны, разнообразны и обильны. Господи, если я не могу чего-то сосчитать, я буду просто веровать, а если благодеяния твои будут неисчислимы, то сердце мое наполнится восхищением. Давид писал, что врагов у него больше, чем волос на его голове. Он знал, как описать большое количество. Божьи благодеяния, однако, оказались столь многочисленными, что у него не нашлось для них образа, и он сказал: «Я не знаю им числа». Все, что человек может сосчитать, имеет предел, а Бог и Его благодать беспредельны. Говорить о великом спасении Господа можно день и ночь, ибо тема эта неисчерпаема.

16. «Войду в размышление о силах Господа Бога». Наш перевод не совсем передает смысл древнееврейского оригинала. Точнее нужно было бы перевести так: «Приду с великими делами Господа Бога». Псалмопевец войдет в размышление о силах Господа, и будет разносить весть о них, куда бы он ни пошел. Всякого, кто рассказывает нам о великих деяниях Господа и помогает нам веровать в Него, мы должны принимать с радушием. Если мы полагаемся на собственные силы, то преткнемся, а уповая на голос, возвещающий: «Иди с этой силою твоею», мы выступаем без страха. Вопреки всем проискам ада верующий должен идти по пути долга со словами: «Приду с великими делами Господа Бога; воспомяну правду Твоюединственно Твою». Стоит ли вспоминать о человеческой праведности? Стоит ли выставлять напоказ запачканную одежду? В сравнении с божественной правдой вся земная и небесная праведность — ничто. Как Бог наполняет все пространство, являясь единственным истинным Богом, так и праведность Божья во Христе Иисусе наполняет душу верующего. «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере». Есть ли смысл говорить умирающему о какой-то другой праведности? Все мы — умирающие. Некоторые прославляют невинность человеческой природы, достоинство человеческого рода, целомудрие философов, красоту дикарей, силу таинств или непогрешимость папы; верующие же во всякое время вспоминают «правду Твою — единственно Твою». Да будут уста мои вовек посвящены Господу, дабы сей недостойный язык обрел достоинство в прославлении Тебя!

17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. 18 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.

17. «Боже! Ты наставлял меня от юности моей». Псалмопевец с радостью думал о том, что Господь был его наставником от самой юности. Для наставления Господнего нет возрастных ограничений. Лучшими учениками в школе Божьей становятся те, кто начинает обучение с пеленок. «И доныне я возвещаю чудеса Твои». Давид всегда возвещал то, в чем был наставлен. Он был своего рода «студентом-практикантом». Получив наставление, он не оставлял своего учителя, но продолжал получать знания и возвещать Его великие чудеса. Это доставляло ему великую радость, которую никогда не вкусят те, кто оставил школу благодати и увлекся учениями философов и скептиков. В наше время, когда люди оставляют прежние светила и бросаются в объятья новых, нам очень не хватает святого консерватизма. Но что касается верующих, то мы желаем учиться и возвещать чудеса искупительной любви Господа, доколе не обнаружим что-то более высокое и утешительное. До седых волос мы хотим идти по той же самой тропе, на которую вступили в младенчестве.

18. «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже». Волосы, припорошенные снегом прожитых лет, — трогательное зрелище. Верным солдатам, ушедшим в отставку, страна воздает особый почет. Достойный слуга всегда пользуется расположением своего господина. Когда мы достигаем преклонного возраста и становимся немощными, мы можем рассчитывать на то, что в царстве благодати наши привилегии приумножатся. Бог никогда не оставит тех, кто был верен Ему. Все мы боимся, что Господь забудет о нас, но божественное обещание развеивает эти страхи своим нежным теплом.

«Доколе не возвещу силы Твоей роду сему». Давид жаждал свидетельствовать о Боге до самого конца. Его заботила судьба юношей и отроков, и он помышлял о том, как бы возвестить им силу Господа, поддерживающего Свой народ, и тем самым наставить их в страхе Божьем и помочь им каждый день жить верой. Давид познал силу десницы Господней на собственном опыте и мог поделиться своим знанием. Он жаждал рассказать людям о том, что благодати Божьей хватит на все наши беды. «И всем грядущим могущества Твоего». Давид хотел оставить после себя письменное свидетельство о могуществе Божьем. Он был уверен в том, что сила Господня достойна хвалы, что она должна возвещаться во все времена, до скончания века. Именно для этого верующие оставлены на земле, задача их состоит в том, чтобы исполнять это достойнейшее и необходимое служение со всяким усердием и прилежанием. Блаженны те, кто начинает свидетельство об имени Господнем с самой юности и совершает это служение до самого последнего вздоха.

19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?20 Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня.21 Ты возвышал меня и утешал меня.

19. «Правда Твоя, Боже, до превыспренних». Благость Божья, дарующая человеку праведность, невыразима, велика, славна и величественна. Господь дарует людям праведность и тем самым возносит их из глубин преисподней к райским обителям. Учение о праведности Божьей высоко: оно возносит человека к высотам божественного бытия, дает ему силы жить высоконравственной жизнью и дарует ему небесную радость. «Великие дела соделал Ты». Все великие подвиги человека — ничто по сравнению с Твоими делами. Человеческие деяния не достойны даже упоминания в нынешнем роде. Сотворение, промысел и искупление уникальны, и потому ничто не может сравниться с их величием. «Боже, кто подобен Тебе?» Твои дела запредельны, как и Ты сам. У Бога нет соперников, никто не в силах даже приблизиться к Его славе. То же самое относится и ко всем Его деяниям, в особенности же к искуплению и оправданию грешников посредством вмененной праведности. Все мысли верующего должны течь в русле прославления Господа Бога. Входя в присутствие Божье, он вступает в обитель славы. Вокруг — чудеса любви и причудливое смешение справедливости и милости. Всякий, кто путешествовал по альпийским высокогорьям, знает, что посреди неописуемых красот и величия сердце испытывает трепет. Насколько же больший трепет испытывает душа, обозревающая высоты и глубины милости и святости Господа. «Боже, кто подобен Тебе».

20. «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня». Такой вывод делает верующее сердце, когда видит бесконечное величие Господа. Господь послал на меня многие и лютые беды, но Он силен и спасать. Он провел меня через множество тяжких испытаний, но и помилует по множеству милости Своей. Он поразил меня почти до смерти, но тут же оживил. Я думал, что мне пришел конец, что я сойду в могилу, но Он воскресил меня и вывел из недр земли. Как бы низко мы ни пали, Господь остановит наше падение в нужное время и выведет нас на свободу. Даже когда мы лежим в могиле, Бог являет нам милость в том, что мы не можем опуститься еще ниже. В Свое время Он найдет нас и вознесет к райским вратам. Господь могущественен и силен спасать. Если бы Бог не был всемогущим Иеговой, у нас не было бы никакой надежды. Но Он держит небо и землю силою Слова Своего, и потому мы можем полностью положиться на Его спасение.

21. «Ты возвышал меня». Власть и влияние царя Давида росли благодаря его Господу. Бог сотворил для него великое и совершил великие дела его руками; верующее сердце не требует большего величия. Пусть же наша вера в Бога будет соразмерна величию этих слов. «И утешал меня». Когда-то мы были окружены бедами, а теперь Господь окружил нас утешениями. Со всех сторон на нас полился райский свет и рассеял мрак наших страхов и тревог. Все скорби наши сменятся на радость, когда Господь явится к нам с утешением.

22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил;24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.

Это последний обет хвалы.

22. «И я буду славить Тебя на псалтири». Столь дивная любовь не может не быть воспета в сладостных песнях. Давид подарил свою лучшую музыку и стихи Господу, даровавшему ему блаженство. Арфа его не умолкала, песни лились из уст его без конца.

«Твою истину, Боже мой». Истина, или верность, Господа — одно из величайших свойств Божества. На нем зиждется вся наша вера, и в нем все наше утешение. Обещания Божьи непреложны, любовь Его неизменна, истина бесспорна. Может ли святой не воспеть хвалу такому Господу? «Буду воспевать Тебя на гуслях, Свя-тый Израилев!» Перед нами новое имя Господа, а значит, и новая песнь. Это имя одновременно внушает и любовь и благоговение. Давайте же славить Его в сердцах своих усердно и прилежно.

23. «Радуются уста мои, когда я пою Тебе». Буду петь Тебе неустанно. Для меня это будет приятным времяпрепровождением, утешением, удовольствием. Радость в сердце побуждает псалмопевца петь песнь. «И душа моя, которую Ты избавил». Песнь души есть душа пения. Пока человек не получил избавления, он подобен расстроенному музыкальному инструменту, но как только святая кровь Христа даровала ему свободу, он готов к прославлению избавившего его Господа. Мы куплены дорогой ценой, а это достаточная причина для того, чтобы посвятить всю свою жизнь прославлению Господа нашего и Спасителя.

24. «И язык мой всякий день будет возвещать правду Твою». Буду говорить с собой, с Тобой, Господи, и с братьями моими. Буду возвещать им праведность Твою, оправдывающую нечестивого, благодать, явленную в возлюбленном Сыне. Я никогда не перестану говорить о Нем, буду говорить от рассвета до заката. Люди охотно говорят о своих возлюбленных, так пусть услышат и о моем Возлюбленном. Я стану говорить непрестанно, пока сердце мое полно Господа, ибо о Нем уместно говорить в любом обществе. «Ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла». Псалмопевец только что молился, чтобы враг был посрамлен, теперь же, в заключительных строках псалма, он свидетельствует, что это уже произошло. То же самое можно увидеть и во многих других псалмах. Верующее сердце уповает на исполнение обещания, и оно исполняется. Вера есть осуществление ожидаемого; она сущность и залог того, чего мы ждем. Она осязаема и ощутима, поэтому душа просителя наполняется радостным пением. Она чувствует, что грех, сатана и мир повержены, и наша победа окончательна.

Смерть, сатана и грех явились нам досаждать,

Но с нами великий Бог, и мы рождены побеждать.

Славной победой Христа будет враг поражен.

Бог благодатью Своей введет нас в небесный дом.

Советы проповедникам

Псалом в целом.

1. Псалмопевец взывает:

1) к справедливости Божьей: «по правде Твоей избавь меня»;

2) к слову и обещанию: «Ты заповедал спасти»;

3) к могуществу: «твердыня»;

4) к завету: «Боже мой».

2. Он приводит в качестве довода:

1) характер своих врагов: «из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя»;

2) свою веру: «упование мое»;

3) милость провидения Божьего: «на Тебе утверждался»;

4) свое благодарное сердце: «Тебе хвала моя не перестанет».

5) самого Бога как единственную надежду: «твердыня моя — Ты».

Стих 1. Вера должна быть живой, личной, должна быть направлена к Богу, уповать только на Него, изгонять страхи молитвой.

Стих 2, Христиане должны взывать:

1. к силе Божьей: «избавь меня»;

2. к верности Божьей: «по правде Твоей»;

3. к промыслу Божьему: «освободи меня»;

4. к снисхождению Божьему: «приклони ухо Твое ко мне»;

5. к милости Божьей: «спаси меня».

Стих 2. «Освободи». От кого? От чего? Как? Какой силой? Для чего?

Стих 3 (первые две части). Верующий пребывает в Боге и постоянно обращается к Нему.

Стих 3 (последняя часть). Заповедь:

1. основана на божественном обещании

2. облечена силой свыше;

3. задействует все необходимые средства;

4. покрывает все нужды.

Стих 4.

1. Когда Бог с нами, нечестивые против нас.

2. Когда нечестивые против нас, Бог за нас.

Стих 5. Бог — суть нашей надежды и веры.

Стих 7 (первая часть). Может относиться к:

1. спасителю;

2. святым. Они — диво:

а) поскольку раньше были грешниками;

6) теперь стали праведными;

в) будут облечены славой.

3. Грешник тоже «для многих… диво»:

а) для ангелов;

б) для святых;

в) для бесов и погибших душ.

Стих 7. Этот стих можно применить к Давиду, Христу и христианину.

1. Применительно к Давиду:

а) его человеческие качества были дивом;

б) его царствование было дивом;

в) его служение Богу было дивом.

2. Применительно ко Христу:

а) человеческая природа Христа была дивом;

б) Его жизнь была дивом;

в) Его чудеса были дивом;

г) Его учение было дивом;

д) Его страдания были дивом;

е) вознесение и слава божественного Посредника были дивом.

3. Применительно к христианину:

а) христианин — диво для самого себя;

б) для мира;

в) для бесов;

г) для ангелов небесных.

Стих 8.

1. Уста наполнены чем? Сетованием? Сомнениями? Страхами? Нет! Хвалой. Кто прославляется? Я? Другие люди? Нет. «Твоей хвалой». «Воспевать… великолепие Твое».

2. Когда? Всякий день:

а) весь день;

б) каждый день.

Стих 9. Благословение Божье — Его благоволение и присутствие — приходит в престарелом возрасте для того, чтобы облегчить наши тяготы в старости.

1. В преклонном возрасте остается мало естественных радостей, как признал Верзеллий (2Цар.19:35).

2. В преклонном возрасте горести человека, как правило, умножаются.

3. В преклонном возрасте горести жизни не только умножаются, но и становятся трудно переносимыми.

4. Старость заслуживает почтительного отношения; дети состарившегося человека и все истинные христиане должны заботиться о стариках. И все же старостью часто пренебрегают. Особенно часто пренебрегают бедными и нуждающимися стариками.

Стих 9.

1. Страх вперемешку с верой:

а) страхи — частое явление среди стариков;

б) навязываются миром.

2. Вера вперемешку со страхом: «не отвергни»:

а) старость — не грех;

б) старость — венец славы для тех, кто ее обрел.

Стихи 11—12, Две больших лжи и две утешительных истины.

Стихи 13—14.

1. Что обретают нечестивые в результате противостояния праведным: «да покроются стыдом» (ст. 13).

2. Что обретают праведные в результате гонений: «а я всегда буду уповать» (ст. 14).

Стих 15.

1. Обещание воспоминать верность Божью, явленную в чудесных избавлениях:

а) возвещать всем окружающим об этих избавлениях: «уста мои»;

б) возвещать непрестанно: «всякий день».

2. Причины такого обещания:

а) ибо я не знаю им числа;

б) вечности не хватит, чтобы воспеть все милости Господни.

Стих 16.

1. Решение: «Войду».

2. Ограничение: «Правдуединственно Твою».

Стих 17. «Боже! Ты наставлял меня». Только Бог может наставлять нас через опыт. Его уроки всегда полезны и поучительны. Он показывает нам нашу греховность, нищету и рабство. Он учит нас закону — его чистоте, заповедям и наказанию за грех. Он учит нас Евангелию, его достаточности, показывает, что благодать не зависит от дел. Он открывает нам себя как примирившегося с нами Бога, Отца и верного друга. Божественное учение узнается по плодам: оно всегда производит смирение (святые сидят у ног Христа), упование на Бога, ненависть к греху, любовь к Богу как к учителю, послушание Его урокам, рождает жажду дальнейших духовных открытий и близости ко Христу.

Стих 18. Необычное свидетельство благочестивого старца. На чем оно основано? К кому обращено? Что оно значит для нас?

Стих 20.

1. Скорби в настоящем приносят благо в будущем.

2. Благословения будущего ощущается в настоящем.

Стих 22. Истина Божья — тема для сладостных песен. Истина — это и истинное учение, и верность Божья, явленная в истории и в нашей личной жизни.

Стихи 22-23.

1. Душа всякой музыки не в голосе и не в инструменте, а в душе исполнителя. «Буду петь и умом». «Воспевая в сердцах».

2. Музыка души. «Душа моя, которую Ты избавил». Избавление от греха есть музыка воскресших душ и единственная песнь, которую эти души будут петь на небесах.

Стих 24. Как сделать неформальную беседу назидательной и полезной.