71. Псалом Соломона

Заглавие

«О Соломоне». Хотя в заглавии значится имя Соломона, из двадцатого стиха следует заключить, что его автором все же был престарелый Давид. Можно в качестве гипотезы предположить, что содержание и дух псалма были придуманы Давидом, но он был слишком немощен и слишком близок к смерти, чтобы облечь их в слова. Соломон подхватил песнь отца и сочинил превосходные стихи. Таким образом, его можно назвать автором, хотя он и не похищал псалом у отца. Перед нами молитва Давида и псалом Соломона одновременно. И, конечно же, мы видим здесь Иисуса Христа, явленного во всей славе, как нынешней, так и грядущей.

Композиция

В псалме дано красочное описание царства Мессии: оно праведное (ст. 1—7), вселенское (ст. 8—11), благодатное (ст. 12—14), вечное (ст. 15—17). Псалом завершается славословием (ст. 18—19) и послесловием (ст. 20).

Истолкование

1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;3 да принесут горы мир людям и холмы правду;4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, — 5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна.

1. «Боже! даруй царю Твой суд». Престол Израиля перешел к Соломону от Давида. Однако это был не единственный способ передачи власти. Израильское царство было теократией, и его цари лишь исполняли роль представителей Высшей власти, Бога. Вот почему псалмопевец просит Господа помазать нового царя на царство и ниспослать ему божественную мудрость. Всякий суд принадлежит славному Царю Сиона. Во имя Божье Он правит над всеми землями. «И сыну царя Твою правду». Соломон был одновременно царем и сыном царя, как и Господь наш Иисус Христос, который имеет силу и власть в самом себе, а также царственное достоинство, дарованное Ему Отцом. Он — праведный Царь, Господь оправдание наше. Мы ждем того момента, когда Он явится миру как праведный Судья. Да приблизит Господь этот долгожданный и вожделенный день! Ныне даже в самом Израиле гремят войны, но скоро наступит иная эра, и Соломон, князь мира, сменит на израильском престоле воинственного Давида, который, как известно, был прообразом Христа, подвизающегося против Своих врагов.

2. «Да судит праведно людей Твоих». Царь воспользуется Богом данной властью для того, чтобы благословить избранный народ и спасти его от превратного суда, клеветы и злобы врагов своей державной силой. Вердикт царя заградит уста всем клеветникам, а святым даст уверенность в благоволении Господнем. Какое великое утешение даровано нам в том, что в царстве Христовом никто не может пострадать безвинно! Господь восседает на великом белом престоле, незапятнанном ни единым несправедливым решением, ни единой судебной ошибкой. Всякое доброе имя останется у него в чести. «И нищих Твоих на суде». Все решения Владыки Сиона исполнены мудрости. Мы не всегда понимаем, что Он делает, но Его суд всегда праведен. Богатые и великие мира сего часто судят лицеприятным судом, но Царь последней и лучшей из монархий судит народы справедливо, на радость всем бедным и отверженным. В этом стихе нищие упомянуты вместе с великим Царем. Все нищие духом любят размышлять о всевластии Господа, любят, когда Бог является им во славе и великолепии, и не оспаривают Его права на власть. Мирское богатство нередко скрывает подлинную нищету, заставляющую человека роптать на Господа и Царя, а осознание глубокой духовной нужды готовит человека поклониться Царю-искупителю и быть верным Ему. Царь же радуется смирению Своих верноподданных и царствует им во благо, употребляя для этого всю Свою власть и мудрость, как Иосиф управлял Египтом во благо своих братьев.

3. «Да принесут горы мир людям». В былые времена с гор приходили банды разбойников и разоряли израильские поселения, а теперь здесь возведены укрепления и цитадели, на стенах которых стоят сторожа и день и ночь возвещают мир и отсутствие врагов. Везде, где воцаряется царь Христос, наступает блаженный и нерушимый мир. Когда Господь становится властелином нашего сердца, все наши страхи рассеиваются, и даже сама смерть, эта мрачная гора, озаряется светом жизни. Когда Господь с нами, тревоги и испытания не лишают нас мира, а наоборот, увеличивают его. «И холмы правду». Видя справедливость Царя, холмы погрузились в блаженный покой. Несправедливость превратила Палестину в безжизненную пустыню. Праведность в прямом смысле делает землю плодородной, потому что человек пашет и сеет только тогда, когда надеется собрать и сохранить урожай. В духовном смысле сердце обретает мир благодаря праведности Христа. Когда душе, раздираемой страстями и желаниями, открывается спасение Божье через праведность Христа, она исполняется священного покоя. И тогда «вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь».

4. «Да судит нищих народа». Господь будет судить их по справедливости и даст им даже больше того, что они заслуживают по справедливости, ибо Он рад благоволить им. Да будет имя Его благословенно вовеки! «Да спасет сынов убогого». Бедные, беззащитные существа были вьючными животными, таскавшими на себе неудобоносимые бремена и получавшими за свою работу жалкие гроши, но великий Царь окружит их благоволением и заботой. Блаженны нищие у Господа: они покоятся в безопасности под крылами Князя мира и Он спасает их от всех врагов. «И смирит притеснителя». Господь достаточно могущественен, чтобы поразить всех врагов избранного народа. Злодеи нарушали мирное существование израильтян, но грядет день отмщения, и Господь посетит их жезлом железным. Грех, сатана и все наши враги будут сокрушены могуществом Господа. А посему у нас нет никаких причин для страха, но есть все причины для ликования. Гораздо лучше быть бедным праведником, чем могущественным злодеем. Бедный и его потомство получат защиту от небесного Соломона, а гордые и надменные будут сражены градом небесных стрел. Господь не успокоится, пока не истребит всех Своих врагов.

5. «И будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна». Им есть чего бояться. Праведность Божья внушает радость и восхищение бедным праведникам, а души нечестивых гонителей наполняет ужасом. Во всех концах земли добрые и злые начинают трепетать, заслышав о Господе. Где бы Христос ни воцарился, все люди так или иначе воздадут Ему честь. Кроме того, царство Его вечно; оно не развалится, как карточный домик от малейшего дуновения ветерка, но будет стоять твердо и непоколебимо, как небесные светила. Доколе день сменяет ночь, царству Господню не будет конца. Свет солнца и лупы не меркнет и не ослабевает; так и в царстве Божьем нет ни тени разрушения и упадка. Оно всегда цветет и благоухает; оно полно сил, как утреннее солнце, готовое пройти свое поприще. О, если бы все жители небесного царства облачились силой свыше и распространили завоевание Эммануила до края земли! Престол Искупителя стоит в роды родов. Человечество никогда не увидит заката веры в Богочеловека. Ей не страшны ни отступничество, ни суеверия. Она восстанет целой и невредимой из всех вырытых для нее могил. Она восстает из пепла, как феникс. Пока на земле живут люди, у Христа будет среди них престол. На смену отцам придут дети. Что бы ни предпринимал дьявол, в каждом поколении происходит духовное пробуждение. Знамения божественной власти мы можем видеть уже сейчас: в то время как великие и могущественные империи приходят и уходят, подобно ночным видениям, царство Господне, основанное восемнадцать столетий назад, стоит до сих пор. Мы оглядываемся вокруг и видим руины Рима, останки монгольского царства, развалины османской империи. Карл Великий, Максимилиан, Наполеон — все эти имена мелькнули в истории и канули в лету. Они были и вот, их нет. Христос же живет вовек. Приходят и уходят Каролинги, Габсбурги и Романовы, а Сын Давидов восседает на престоле во все времена.

6. «Он сойдет, как дождь на скошенный луг». Благословенно царство милости и благости! Великие завоеватели, как огненный град Содома, обрушиваются на народы всей своей мощью, превращая плодородные земли в пустыни; Господь же низводит благодать тихо и нежно, подкрепляя уставших и израненных и вливая в них новую жизнь. Луга, скошенные косами или съеденные пасущимися стадами, открывают Богу свои кровоточащие раны, и Он посылает на них благодатный дождь, который действует как целительный бальзам, обновляющий лицо земли. Это прекрасный образ Господа, «утешения Израилева». О душа, как благословенно такое смирение и уничижение, твое подобие вытоптанным и съеденным лугам, ибо Господь призрит на твою нужду! Он вспомнит о твоем бедствии и по великой любви Своей возродит твою прежнюю славу. Гряди же, Господь Иисус, возлюбленный Сын Божий и истинный друг всех страждущих! Ты — утешение рода человеческого.

«Как капли, орошающие землю». Каждая кристально чистая капля дождя напоминает нам о небесной милости, которая не забывает о пустыне и сухой земле. Иисус преисполнен благодати, все, что Он делает, Он делает по любви, и Его присутствие дарит людям радость. О Нем надлежит проповедовать все больше и больше, ибо никакой другой дождь не может утолить жажду народов. Философские проповеди лишь мучают людей, извергая на них дожди пыли; Евангелие же изливает на падшее человечество все свое нежное могущество и дарует счастье. Приди, Господи, ороси мою душу, и сердце мое расцветет благоуханной хвалой:

Как тихий, легкий дождь, Господь сойдет на землю.

И вновь Его луга покроются травой.

И праведник святой, в пришествие Господне,

Как древо зацветет, вступив в Его покой.

7. «Во дни его процветет праведник». Власть нечестивых подобна смертоносному анчару: все честное и праведное гибнет в ее присутствии. Благочестивый человек с трудом может выжить в таких условиях. Но когда правят истина и праведность, благочестивые процветают. Праведный царь — залог праведности царства. При Нероне процветать могли только такие же изверги, как он сам. Подобное порождает подобное. При наступлении же царства Христа все благочестивые обретут блаженное пристанище в тени могучих и милостивых крыл. «И будет обилие мира, доколе не престанет луна». Царь Христос известен под именем истинного Мелхиседека, царя праведности и мира. Непоколебим только тот мир, который основан на праведности. Многие так называемые священные союзы разрушились, едва успев сформироваться, поскольку были основаны на обмане, коварстве и тирании. Но когда Иисус Христос объявит великое перемирие, наступит совершенный мир, и народы уже никогда не услышат о войне. Мир Христов не мимолетен и не призрачен — он всеобъемлющ и вечен. Пусть все сердца и уста призовут Царя народов! Иисус Христос вовек благословен, благ, велик и справедлив.

8 Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему.

8. «Он будет обладать от моря до моря». Царству Мессии не будет конца. Оно будет простираться до края земли. Скипетр Господень будет править во всех уголках мира. Христос будет царствовать над всеми народами от Атлантического океана до Тихого и от Тихого до Атлантического, и все полярные моря будут подчинены Его власти. Всякая земная власть будет покорна Его воле, ибо у Господа нет соперников. Русский царь зовется императором всероссийским, а Иисус Христос будет императором всемирным. «И от реки до концов земли». На какую бы реку вы ни указали, царство Мессии будет простираться от нее во все стороны, опоясывая земной шар. Как царство Соломона протиралось на всю территорию Израиля, так и царство Сына Давидова, дарованное Ему лучшим заветом, будет простираться на все народы и не оставит ни один из них под тяжелым ярмом сатаны. Подобные отрывки Писания пробуждают в нас жажду скорейшего наступления тысячелетнего царства Спасителя, не важно, наступит ли оно до второго пришествия или после — об этом пусть спорят другие. Что же касается данного псалма, то здесь мы видим царя Христа, правящего единолично. Он владыка мира и средоточие всей славы. Царство будет принадлежать не наместнику Христа, а Ему самому, о чем свидетельствуют личные местоимения: «Он будет обладать», «цари принесут Ему дань», Ему будут служить народы; Он будет миловать; Он будет спасать и Он будет принимать всю славу.

9. «Падут пред ним жители пустынь». Они не покорились оружию, но покорятся Его любви. Какими бы дикими ни были их нравы, они с радостью возложат на себя легкое бремя Христа. И тогда возвеселится их пустыня и расцветет, как нарцисс.

«И враги его будут лизать прах». Те, кто не хотел быть другом Христу, будут сокрушены и повержены в прах. И змей, и все его семя будут питаться прахом. На древнем Востоке уважение нередко приходилось проявлять при помощи самоуничижения, и поистине нет такого образа, который бы вполне мог описать то унижение, которое претерпят враги Мессии. Языки, злословящие Искупителя, вполне заслуживают того, чтобы лизать прах. Те, кто не покоряется милостивому Господу с радостью, в полной мере заслужили унижение. Лизать прах для них слишком легкая кара, ведь они попрали кровь Христа.

10. «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань». Торговля будет идти в интересах царства Мессии. Главные купцы с радостью приумножат богатство Христова престола. Как правило, Евангелие очень хорошо распространяется по морю и моряки часто становятся ревностными благовестниками. В древние времена Фарсис был настолько удален от остального мира, что многие на Востоке думали, будто он находится на краю света. Так же далеко распространится царство Христа — до пределов мыслимой вселенной. Скипетр Его будет простираться над синим морем и достигать дальних островов. Белые скалы Британии уже познали власть Господа, жемчужины Южных морей сверкают для Него, и даже холодное сердце Исландии согрето Его любовью. Мадагаскар жаждет обрести Господа, а далекие экваториальные острова, которые еще не принесли в дар Господу своих благовоний, скоро получат возможность это сделать.

«Цари Аравии и Савы принесут дары». Земледельческие и скотоводческие страны внесут свою лепту в сокровищницу великого Царя. Владычество Царя царствующих распространится на доселе не исследованные земли. Цари дальних народов поспешат принести Царю свои дары. Среди них будут и религиозные приношения, поскольку они признают Царя своим Богом. Истинная религия производит истинную щедрость. В царстве Христовом нет налогоплательщиков, в нем есть только доброхотно дающие. Поистине велик будет тот день, когда цари принесут Христу свои дары. Они уже давно должны были последовать примеру бедной вдовы. Теперь, впрочем, к ним присоединятся и их верноподданные. Церковь и Христос желают только доброхотных даров — им не нужны подати и оброки. Пусть каждый дает по расположению сердца — как цари, так и простолюдины. К сожалению, цари обычно отдают Церкви имущество, отнятое у своих подданных, и Церковь бесчестно принимает дары, полученные грабительством. В царстве Христовом такого не будет вовек.

11. «И поклонятся ему все цари». Они лично воздадут Царю славу и честь, какими бы могущественными они ни были. Они признают Его верховное владычество, какой бы древней ни была их династия и как бы пространны ни были их владения. «Все народы будут служить ему». Народы будут так же послушны Христу, как и их владыки. Царство Христово, по свидетельству данного стиха, распространится на все народы и всех царей. Впрочем, пока мы не видим всех покорившимся Его воле. Однако, поскольку Христос облачен славой и честью на небесах, мы ничуть не сомневаемся в том, что Его власть распространяется и на землю. Ни Александр Македонский, ни Юлий Цезарь не обладали большим царством, чем Сын Божий. «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Поспеши же, Господи, явиться к нам в угодное Тебе время.

12 Ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. 13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; 14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его.

12. «Ибо он избавит нищего». Вот хорошая причина покориться власти Господа Христа. Нищие покорны не потому, что боятся Его могучей десницы, а потому что их привлекает Его справедливость и милость. Кто не убоится столь благого Царя, который делает нищих особым объектом Своей заботы и обещает избавлять их от скорбей? «Вопиющего». Он позволяет им нуждаться, чтобы они обратились к Нему в молитве, но, услышав их вопль, неизменно приходит к ним на помощь. Господь — Отец Своего народа, и потому внимает их мольбам, как отец отвечает на крик своего ребенка. Всемогущий Господь неизменно приходит к нам на помощь, когда у нас не остается никакой другой надежды. Раненая душа говорит на языке вопля, и язык этот весьма красноречив. Он умеет стенать и плакать, поэтому является самым мощным видом оружия. Небеса не могут устоять против столь тяжелой артиллерии. «И угнетенного, у которого нет помощника». Поговорка гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Христос же помогает тем, кто не может помочь себе сам и не находит помощи у других.

Все беззащитные находятся под особым попечением милосердного Царя. Да обращаются они к своему Владыке во всякое время! Да воззрят они на Того, кто призирает на них!

13. «Будет милосерд к нищему и убогому». Он явит им Свою жалость и не позволит скорбям сокрушить их. Его наказания будут мягкими, а упреки — редкими. Что же до утешения, то оно изольется на страждущих полноводной рекой. «И души убогих спасет». Царство Господне — это царство душ, это духовное, а не мирское царство. В нем убогие и нищие, то есть осознающие свою никчемность и немощь, получат от Господа спасение. Христос призывает к покаянию не праведников, а грешников. Он не желает потворствовать тщеславию и бахвальству гордых фарисеев, но благоволит к бедным мытарям, которые чувствуют, что недостойны даже поднять глаза к небу из-за греха. Господи, даруй, чтобы мы оказались в числе тех немощных и убогих, к которым Ты благоволишь!

14. «От коварства и насилия избавит души их». Против нищих направлено два вида оружия — коварство и насилие. Их обирают как законные правители, так и беззаконные злодеи. На агнцев Христовых нападают одновременно лисица и лев, но добрый Пастырь вступится за Свою паству и избавит ее от кровожадных врагов. Душа, осаждаемая сатанинскими искушениями, должна бежать к престолу Христа и просить у Него убежища. «И драгоценна будет кровь их пред очами его». В отличие от злобных тиранов, Господь никогда не жертвует Своим народом в бессмысленных войнах, а старается сохранить жизнь даже самому меньшему из них. Безжалостные завоеватели не ценят человеческой жизни; они проливают кровь бездумно, как будто это вода, и почитают плоть навозом. Христос же, проливший Свою кровь, никогда не прольет крови сынов Божьих напрасно, а если им суждено умереть как мученикам, то Он будет чтить память о них и почитать их жизнь великой драгоценностью.

15 И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; 16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;17 будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем племена, все народы ублажат его.

15. «И будет жить». Vive le Roi! Да живет Царь! Он был мертв, воскрес и се, жив во веки веков. «И будут давать ему от золота Аравии». В день воцарения Господа Христа к подножию престола Его будут возложены богатые и щедрые дары. С какой радостью мы принесем Ему все, что у нас есть, и отдадим в жертву Ему самих себя, почитая свои дары слишком мелкими и ничтожными! Дело Христово никогда не прекратится из-за недостатка финансов: все золото принадлежит Ему, и если оно иссякнет дома, то из-за морей явятся торговые суда и восполнят недостаток. Господи, умножь в нас веру, дабы мы проявляли больше щедрости!

«И будут молиться о нем непрестанно». Да увенчается Его глава благословениями! Все дети Божьи желают успеха Божьим замыслам, поэтому постоянно взывают: «Да приидет Царствие Твое». Мы должны непрестанно молиться за Господа Иисуса, ибо это сладостно. Ведь если Церковь — это тело Христово, а истина — скипетр Его власти, то, молясь о Церкви и истине, мы молимся за царя Христа. Впрочем, этот стих можно перевести и так: «Да будут молиться через него непрестанно». Молитвы наши достигают небес и обретают благоволение у Бога только через посредничество Христа. «Молитесь непрестанно» — таков основной принцип царства Мессии. Из этого принципа следует, что Господь будет нас непрестанно благословлять. «Всякий день благословлять его». Каждый день Он будет являть нам Свою славу и тем самым побуждать нас к искренней хвале.

16. «Будет обилие (в англ. «горсть». — Примеч. пер.) хлеба на земле, наверху гор». Из горсти зерна произрастет небывалый урожай. От малого произойдет великое изобилие. Благословен Господь, ниспославший нам от щедрот Своих благие дары: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре». Ныне же верующие подобны доброму семени, из которого произойдет великий урожай. «Плоды его будут волноваться, как лес на Ливане». Плод земли будет столь изобилен, что волнение бесчисленных колосьев будет напоминать шепот ливанских лесов. Церковь Божья — великий плод. Она начинается с горчичного зерна, но, разрастаясь, превращается в великое дерево. В конце концов Церковь будет также прославляема, как великий Ливан. «И в городах размножатся люди, как трава на земле». Еще один образ. Последователи Христа будут так же многочисленны, как трава полевая, и вырастут так же быстро, как зелень после обильных дождей.

Мы можем не бояться за распространение истины по земле: это дело в надежных руках, ибо сам Господь благоволит к нему. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Когда же эти благословенные слова осуществятся на земле и наполнят наши сердца сладостным восторгом?

17. «Будет имя его вовек». Имя Господа пребывает неизменным как спасительная сила для грешников, как знамя для верующих и как Его слава. «Доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его». Пока день сменяется ночью, имя Христово будет прославляемо среди людей. «И благословятся в нем племена». Господь удостоит нас великой чести, ибо Он — истинный благодетель рода человеческого. Он сам будет величайшим благословением на земле. Люди будут благословлять друг друга Его именем. «Все народы ублажат его». Благодарные племена станут вторить Его благословениям и благословят Господа, даровавшего им вечную радость. Господа прославят все без исключения. Ни одна земля не останется языческой; все народы будут с ликованием славить Искупителя.

18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, 19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.

18, 19. Как совершенно верно заметил Квеснел, эти стихи не нуждаются в истолковании. Они требуют от нас скорее глубокой благодарности и сердечного чувства, чем разумения. Они предназначены для восхваления Бога, а не для экзегезы. Лицезрение Иисуса Христа, Царя царствующих и Господа господствующих, всегда было и будет пределом наших желаний и молитв. Он совершил великие чудеса, которых не совершал никто и никогда, поэтому Он единый истинный чудотворец. Впрочем, мы с нетерпением и радостью ожидаем от Него еще больших чудес. «Благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля». Сердца наши, ожидая явления славы Божьей, ежедневно восклицают: «Аминь и аминь!»

20. «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева». Мог ли Давид просить о большем? Он достиг вершины Сиона и предела своих желаний. Он готов был умереть с этим исповеданием на устах. Отложив в сторону свое царское достоинство, он стал просто сыном Иессеевым, который с великой радостью готов был раствориться в Иисусе Христе, коронованном Мессии. Взором веры он увидел свет Христов, заливающий все вокруг своим небесным сиянием, и святая душа мужа по сердцу Господа возликовала, воспевая «Nunc dimittis»: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое». Мы тоже отказались бы от всяких молитв и прошений, если бы только удостоились чести узреть день Господень. В царствии Божьем дух наш успокоится от тревог и волнений и будет вечно прославлять Господа.

Советы проповедникам

Стих 1. Исполнившаяся молитва древней Церкви.

1. Титулы нашего Господа:

а) в соответствии с божественной природой — Царь;

б) в соответствии с обеими природами — Сын Царя.

Таким образом, Его власть является как частью Его сущности, так и дарованной привилегией.

2. Власть нашего Господа. «Суды»:

а) Он управляет Своим народом;

б) Он управляет миром во благо Своего народа;

в) Он судит человечество;

г) Он судит бесов.

3. Характер нашего Господа. Он наказывает и вознаграждает по справедливости, оставаясь праведным перед Богом и людьми.

4. Наши преданные молитвы. В молитвах мы просим Бога царствовать над нами и над всем миром.

Стих 2. Власть Христа в Церкви.

1. Верноподданные:

а) народ Божий, избранный, призванный и т. п.;

б) нищие, то есть осознавшие свой грех.

2. Царь:

а) Единый, истинный вечный;

б) Его суды. Праведны, нелицеприятны, мягки, благоразумны и т. п. Нам следует возжелать таких судов.

Стих 3. Горы божественных заповедей, непреложных истин, могущественных деяний, вечных благословений и т. п. Эти горы Божьи — гарантия нашей безопасности.

Стих 4. Царь бедных или блаженство нищих в царстве Христа.

Стих 5. Почему Евангелие вечно? Что ему угрожает? Какие можно извлечь из этого уроки?

Стих 6. Луг, дождь, плод. Этот стих легко применим к любой ситуации. Стих 7.

1. В разные времена праведники цветут по-разному.

2. Больше всего они цветут, когда Христос с ними: «Во дни Его».

3. Чем дольше Христос пребывает с ними, тем обильнее плоды этого цветения: «Обилие».

Стих 7. «Обилие мира». Многочисленные призывы к примирению; полное искупление, несущее примирение; полное прощение, дающее покой; постоянное воздействие Духа, хранящие мир; различные обещания, гарантирующие мир; обильная любовь, углубляющая мир.

Стих 8. Повсеместное распространение Евангелия. Несостоятельность других воззрений на будущее мира и разоблачение их вредоносности. Подтверждение того, что Евангелие охватит весь мир. Важность веры в это.

Стих 9 (вторая часть). Бесславный конец врагов Христа.

Стих 10. Христианские пожертвования. Дары царю Христу должны быть доброхотными и обильными.

Стих 12. Особое попечение Бога о бедных.

Стихи 12-13.

1. Несчастные люди.

2. Трудное положение: «вопиющий», «нет помощника».

3. Естественное средство спасения: «вопиющий».

4. Милостивое избавление.

Стих 14. Надежда мученика в жизни и утешение в смерти.

Стих 14 (вторая часть). Кровь мученика:

1. Бог видит мучения праведника;

2. Он помнит о них;

3. Он воздает им честь, так как они благословение Церкви;

4. Он вознаграждает за них отчасти на земле, а главным образом — на небесах.

Стих 15. «Будут молиться о Нем».

1. Мы должны молиться за Иисуса Христа. Ввиду того, что Он особо заботится о некоторых людях, что мы делаем для них, мы делаем для Христа, и Он ценит это. Посему, молясь за Его служителей, за Его установления, Его Евангелие и Его Церковь, то есть за Его дело, мы молимся за Него самого.

2. О чем следует просить, молясь о Христе:

а) о достаточности ресурсов — чтобы всегда были люди, которые могли бы свершать дело Христово;

б) о свободе — чтобы ничто и никто не стоял на пути Евангелия;

в) о распространении евангельских принципов — чтобы они стали всеобщими;

г) об умножении славы Евангелия и распространении его пределов.

Стих 15. Ежедневная хвала — обязанность христианина.

Стих 15. Живой Спаситель и добровольно дающий народ. Связь между ними. Или: Христос наполняет церковную казну, поощряет молитвенную жизнь Церкви и Освящает служение прославления.

Стих 16. (В английском переводе начало 16 стиха звучит так: «Будет горсть зерна в земле…». На этом основаны советы по данному стиху. — Примеч. пер.)

1. Красочный образ Евангелия: «горсть зерна».

2. Места, где сеются семена Евангелия.

3. Благословенные плоды Евангелия в мире.

Стих 16.

1. Начало.

2. Открытость.

3. Рост.

4. Плоды.

Стих 16.

1. Что? «Хлеб».

2. Сколько? «Горсть».

3. Где? «На земле, наверху гор».

4. Вырастит ли? «Плоды».

5. К чему это ведет? «В городах размножатся люди».

Стих 17.

1. Христос прославлен в Церкви: «благословятся в Нем племена».

2. Прославлен в мире: «все народы».

3. Прославлен в грядущем мире: «вовек», «передаваться».

4. Прославлен навек.

Стихи 17—19. Четыре «блаженства» (все племена в Нем, народы ублажат Его, благословен Господь Бог, благословенно имя славы Его), их смысл и порядок.

Стих 20.

1. Молитвы должны быть частыми: «молитвы».

2. Молитвы должны быть личными: «Давида».

3. Молитвы должны возноситься с самого детства: «сына Иессеева».

4. Молитвы должны продолжаться, пока не отпадет в них нужда.