74. Песнь о скором пришествии Судьи

Заглавие

«Начальнику хора». Благословенному певцу было поручено исполнение поистине великой песни: в ней содержится такой же призыв, как и в предыдущем псалме, и описан Бог, восстающий на суд ради Своего народа. Непорочная и чистая дщерь Сиона покрывает своего врага несмываемым позором. В качестве иллюстрации этой песни можно было бы привести сокрушительный разгром войска Сеннахирима. «Не погуби». Еще один псалом из серии «не погуби». Возможно, это заглавие призвано было сдерживать естественную ярость гонимых, или же псалмопевец дал такое название этому псалму, чтобы посмеяться над беззубым врагом, который был не в состоянии причинить вред Израилю, даже если бы захотел. Водимый святой верой младенец играет у самой змеиной норы, а маленький ребенок наступает на василиска. «Псалом Асафа. Песнь». Псалом предназначался как для пения, так и для декламации. Гимн, написанный во славу Бога, был песнью святых. Блажен народ, который имел не только гениального певца Давида, но и не менее талантливого певчего Асафа. Блаженство их заключалось еще и в том, что оба музыканта черпали свое вдохновение не от муз, а из «святого источника всех благословений».

Композиция

Стих 2 — это начало песни благодарения и хвалы. В стихах 3—6 Господь открывается как праведный Владыка мира. В стихах 7—9 Церковь предостерегает своих врагов и в заключение (ст. 10-11) поет песнь, предвосхищающую явление божественной славы и полный разгром врагов.

Истолкование

2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.

2. «Славим Тебя, Боже». Мы славим не себя, ибо мы немощны, а Элохима, ибо Он услышал наши слезные молитвы и отплатил врагам нашим. Никогда не следует пренебрегать благодарением — иначе в один прекрасный день окажется, что наши молитвы бесплодны. Как цветы благодарно отражают в своих ярких красках различные оттенки света, так и сердца наши должны выплескивать благодарность всякий раз, когда их наполняет любовь Божья. «Славим». Прославление Бога должно литься постоянно. Скудное благодарение — это все равно что неблагодарность. За безмерную благость следует благодарить непрестанно. Верующее сердце обещает благодарить Бога денно и нощно в ответ на Его чудесные избавления.

«Ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои». Бог всегда рядом, чтобы отвечать на молитвы и творить чудеса. Прославим же Бога, пребывающего с нами во веки веков. Мы поем славу Богу, который никогда не спит и никогда не оставляет Церковь Свою на произвол судьбы, который всегда присутствует с нами в дни скорби и помогает во всех бедах. Ваал может отправиться в путешествие, а Иегова пребывает в Церкви во веки веков. Слава Господу, который Своими нескончаемыми чудесами и великими дарами доказывает Свою неустанную заботу о Церкви; Он с нами даже до скончания века.

3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно».

3. «Когда изберу время, Я произведу суд по правде». Большинство толкователей сходятся на том, что это слова Бога, который, собрав Свой народ, восходит на судейский престол и судит по правде. Господь совершит это в Свое время, «когда изберет время». Бог никогда не приходит рано и никогда не опаздывает. Он сам определяет, когда Ему вмешаться, и в Его славное пришествие на нечестивцев обрушатся сокрушительные удары, а праведники получат избавление. Бог сам восседает на престоле Судьи и никогда не делегирует Своих судебных полномочий. Господи, да приблизится день суда Твоего! Поспеши на помощь к нам; ради истины и престола Иисуса Христа не замедли! Да придет Твой судный день, Господи, да воссядешь Ты на престоле судить народы по правде!

4. «Колеблется земля и все живущие на ней». Когда в стране царит анархия и к власти приходят тираны, все вокруг приходит в состояние хаоса. Незыблемые правительства таят, как горы льда. Господь же неизменно вступается за правду и блюдет справедливость. «Я утвержу столпы ее». Коль так, то для страха нет никаких причин. Если Бог утверждает опоры дома, то этот дом выдержит натиск бури. Когда Господь явится на суд, все стихии сгорят в огне неугасимом; праведные же будут соблюдены ко спасению, согласно обещанию Нового Завета.

«Селах». Остановимся на мгновение и окинем мысленным взором эту величественную картину: мир сгорает в огне неугасимом, а народ Божий пребывает в полной безопасности в деснице Всевышнего.

5. «Говорю безумствующим: „не безумствуйте“». Господь повелевает гордецам не хвалиться и безумцам не безумствовать. Он удивительно спокоен; слова Его мягки и ясны, но обличение пронзает душу. Если бы злодеи не утратили разум, они непременно услышали бы тихий шепот, увещевающий их оставить зло и отречься от себялюбия. «И нечестивым: „не поднимайте рога“». Нечестивые должны оставить свою гордыню. Рог — это символ самонадеянной власти. Только глупцы, подобные неразумным тварям, поднимают его слишком высоко. Нечестивые возносят свой рог до самых небес, желая, как видно, проткнуть Всевышнего. Но Господь, пребывающий в неприступном свете, обличает безумные притязания грешных, превозносящихся сверх меры.

6. «Не поднимайте высоко рога вашего». Господь повторяет Свое обличение дважды. Слово Божье низвергает гордых с высоты. О, если бы все самонадеянные злодеи вовремя вняли слову Божьему! В противном случае Господь сам низвергнет их в прах. Он наведет на них бедствия, и рог их будет сломлен, а слава обращена в позор. «Не говорите жестоковыйно». Воистину безумны те, кто осмеливается дерзить Богу. Секира Господня непременно обрушится на тех, кто ожесточает выю свою. Кто ходит с высоко поднятой головой, тот, в конце концов, будет поднят еще выше, как Аман был поднят и повешен на древе, уготованном праведнику. Затворите же свои уста, о хвастливые глупцы! Умолкните, если не хотите услышать обличение Господне! Дерзнет ли ничтожный червь превозноситься пред Богом и надменно противиться Его законам и истине? Умолкните, тщеславные гордецы, или жезл Господень заградит уста ваши и ввергнет вас в вечное смятение.

7 Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

7. «Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение». На свете не бывает случайностей, все происходит по воле Божьей и согласно Его промыслу. Даже когда кажется, что выхода нет, Господь все равно в силах даровать Своему народу избавление. Даже когда суд не приходит ни с востока, ни с запада, ни из пустыни, ни с гор, Господь все равно царствует и совершит справедливый суд в Свое время. Человеку свойственно забывать, что все происходящее в мире было предопределено на небесах. Мы склонны обращать внимание только на человеческое могущество и плотскую страсть; Бог же гораздо реальней, чем то, что мы видим физическим зрением. Он действует всегда и во всем. Глупцам, однако, кажется, что мир развивается по собственным законам, независимо от Бога. На самом же деле Господь управляет всеми событиями ради нашего блага и готовит для нечестивцев вино гнева Своего, один глоток которого повергнет их в прах.

8. «Но Бог есть судия». Господь есть вечный Судья. Престол Его никогда не пустует. Он постоянно вершит Свой суд и царствует во веки веков. «Одного унижает, а другого возносит». Царства появляются и исчезают по воле Божьей. Господь решает, где будет стоять темница, а где престол. Ассирия уступит место Вавилону, а Вавилон — индийскому царству. Цари — не более чем марионетки в руках великого Кукловода. Своим возвышением и падением они служат Его извечным целям. Тимбс как-то раз опубликовал книгу с саркастическим названием «Кегли в истории», в которой прекрасно показал, какую унизительную роль играют великие мира сего. Реален один Господь. Вся власть принадлежит Ему. Все прочее — блуждающие тени, бестелесные призраки и туманные видения.

9. «Ибо чаша в руке Господа». Наказание, уготованное нечестивым, готово излиться на их головы в любую минуту. Господь собрал и смешал в одной чаше все мыслимые страхи и ужасы. Они презрели трапезу любви, и потому Господь силой привлечет их к столу отмщения и заставит вкусить все Его смертоносные яства. «Вино кипит в ней». Отмщение Господне ужасно; Он воздаст кровью за кровь, бурлящей местью за неистовую злобу. Вино кары Господней кипит; что же будет с тем, кто возьмет его в уста? «Полное смешения». В одной чаше Господь смешал ужасы гнева, справедливое отмщение и ярость отвергнутой милости. Злодеяния нечестивцев, их богохульства и насилие напитали вино отмщения жгучей остротой.

Чаша Господня преисполнена ярости; тысяча казней бурлит в ее смертоносных недрах. Гнев Божий переливается через край. «И Он наливает из нее». Полная чаша должна быть опустошена, и нечестивые не могут от нее отказаться, поскольку Бог сам наливает из нее. Все их мольбы и крики напрасны: лишь однажды у них была возможность бросить Ему вызов, но теперь этот час минул, пришло время расплаты.

«Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли». Гнев Божий будет испит ими до дна. Нечестивцы будут пить чашу Господню всю вечность, пока в ней останутся лишь осадки божественной ярости. Но и их они должны будут выжать и пить. Какой ужас охватит сердца в день ярости Господней! Не будем забывать, что все это уготовано нечестивцам — ад для безбожников, осадок для отбросов, мучение для мучителей и гнев для наследников гнева. Праведники насладятся светом, всех прочих же покроет непроглядная ночь, ледяная и беззвездная. Блаженны те, кто пьет чашу богоугодной печали, чашу спасения. Хотя ныне они отвержены и покрыты презрением, наступит день, когда мучители позавидуют их доле.

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

10. «А я буду возвещать вечно». Пока злодеи опустошают чашу гнева, святые воздают хвалу Господу небес. Они славят имя Господа в то время, как злодеи мучаются и стенают, принимая справедливую кару за свое безверие, как сказано в предыдущем псалме: «Рыкают враги Твои среди собраний Твоих». Там, где святые восхваляли Бога, враги рычат от нестерпимых мучений. «Буду воспевать Бога Иаковлева». Души наши возвеличат Господа непреложных обещаний, который спас Иакова от множества бед. Господь исполнил обещания, данные патриарху, и вывел его потомков из рабства. Хвала Ему да распространится до пределов земли!

11. «Все роги нечестивых сломлю». Когда Израиль примет от Господа спасение и силу, Он возобновит праведный суд над народами и унизит гордость нечестивцев, хвалящихся своими злодействами. Власть нечестивых и их гордыня будут сокрушены. В прежние времена рог носили с собой как часть парадной одежды; Господь заповедал сокрушить эти символы величия в буквальном и переносном смысле. Церковь должна ненавидеть гордыню так же, как ее ненавидит Бог. «И вознесутся роги праведника». В обществе, устроенном в соответствии с заповедями Господа, благочестивые всегда окружены почетом, социальное положение всегда определяется добродетелью, а добро ценится больше, чем золото. Царь, освободившись от нечестивого окружения, обещает исправить ошибки, вкравшиеся в общественный порядок, и по примеру Господа унизить гордых и вознести смиренных. Эту прекрасную оду можно петь в дни великой скорби, когда мы ожидаем спасительного вмешательства Господня в ответ на наши настойчивые молитвы. Ее можно назвать песнью о втором пришествии, песнью о скором пришествии Судьи с чашей гнева.

Советы проповедникам

Стих 2. Неумолкающая хвала Церкви; Бог — объект ее поклонения; Бог близок к Своему народу; доказательство этому в явлениях Его силы.

Стих 2.

1. Благодарим ли мы Бога?

2. За что?

3. Когда?

4. Славословия наши не должны прекращаться.

Стих 2. Благочестивые решения, как они принимаются и как оставаться им верным до конца.

Стих 4. Бог — прибежище праведных в скорби.

Стих 4, Никакие трудности не должны мешать нам исполнять Божью волю. Чем больше в нашей жизни проблем, тем с большим усердием мы должны повиноваться Богу.

Стих 5.

1. Кто говорил? «Я».

2. С кем говорил? С безумцами.

3. О чем?

4. Чего добился?

Стих 5. Несвятая троица: нечестие, безумие, гордыня.

Стих 6. Доводы против гордого сердца, гордого вида и гордых речей.

Стихи 6—7. Промысел Божий в противовес слепой игре случайностей.

Стих 8. Бог управляет событиями не как деспот, а как Судья.

Стих 9. «Чаша в руке Господа»:

1. Чаша в руке Господа готова излиться.

2. Она «полна смешения» — приготовлена Господом.

3. Каждый получает от Господа по заслугам.

Стих 9. Чаша гнева. Кто ее держит? Что это такое? Насколько она полна? Кто из нее пьет?

Стих 9. «Полна смешения». В ней гнев Божий, угрызения совести, память об утраченных радостях, страх перед будущим, отчаянье и т. п.

Стих 9 (вторая часть). Осадок в чаше.

1. Гнев гнева, горечь горечи.

2. Отбросы общества, нечестивые.

Стих 10. Дело нашей жизни — возвещать и петь.