75. Песнь победы и ликования

Заглавие

«Начальнику хора. На струнных орудиях». Эта песнь должна была исполняться под аккомпанемент струнных инструментов. Она достойна самых сладостных звуков арфы и потому была поручена искуснейшему из арфистов. «Псалом Асафа. Песнь». Стиль и тематика псалма указывают на то, что у семьдесят четвертого и семьдесят пятого псалмов один и тот же автор. Эти два великолепных сочинения следуют друг за другом, что, несомненно, является удачной находкой составителей Псалтири. Если в семьдесят четвертом псалме речь шла о вере, предвосхищающей грядущие победы, то в семьдесят пятом речь идет о наступившем триумфе. Данный псалом — песнь победы и ликования, ода Царю царей, торжественный гимн во славу небесного Владыки, воспеваемый подданными теократического царства. Эта песнь монолитна — мы не станем делить ее на части.

Истолкование

2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.

5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.

8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?

9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла, 10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли. 11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.

12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному: 13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.

2. «Ведом в Иудее Бог». Даже если остальной мир не знает Бога, в Иудее Его знают, ибо о Нем свидетельствуют многочисленные дела благодати. «У Израиля велико имя Его». Знать Господа — значит почитать Его. Знающие имя Господа восхищаются величием этого имени. Несмотря на то, что страна была разделена на два царства, Иудею и Израиль, все истинные верующие обоих царств пребывали в единстве. Воистину, какие бы разделения ни существовали в видимой Церкви, святые всегда возвеличивают Господа единым гласом хвалы. Во внешнем мире царит тьма, а среди племен израильских Бог ведом и прославляется всеми, кто на Него взирает. Мир не знает Господа и потому хулит Его; Церковь же полна стремления распространить Его славу до пределов земли.

3. «И было в Салиме жилище Его». Господь обитает в Иерусалиме, в городе мира, и мир в этом городе будет царить всегда, потому что здесь установлена скиния Господа Бога. Церковь — это тоже место божественного присутствия; она почитает Его Господом и ожидает от Него мира. «И пребывание Его на Сионе». Великий Царь воздвиг Свой чертог на избранной горе Израиля. Слава Церкви состоит в том, что Искупитель пребывает в ней Духом Святым. Все происки врагов тщетны, поскольку они нападают не столько на нас, сколько на Господа. Если Эммануил, Бог, который с нами, разбил Свой шатер среди избранного народа, то кто сможет причинить этому народу вред?

4. «Там сокрушил Он стрелы лука». Господь сокрушил луки врагов единым словом, даже не выходя из Своего тихого жилища. С какой же легкостью, полнотой и быстротой Господь одержал славную победу! «Щит и меч и брань». Господь сокрушил все оружие врага; ни смертоносные стрелы, ни щит, ни броня не смогли защитить их от всемогущего слова. Точно так же Господь действует во всех духовных конфликтах: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь».

«Селах». Настало время для паузы, ибо мы непременно должны поразмыслить над великими делами Господа и воздать Ему искреннюю благодарность.

5. «Ты славен, могущественнее гор хищнических». Господь достоин большей славы, чем все вражеские армии, когда-либо вторгавшиеся в Израиль, даже если их могущество сравнимо с горами хищническими. Ассирийское царство разграбило все сопредельные страны и накопило горы сокровищ. В глазах мира это было большим достижением, а для псалмопевца — тщетой по сравнению со славой Господа. Когда человек хвалится своими военными успехами, он хвалится лишь тем, что убил невинных. Вся слава завоевателей сводится исключительно к душегубству. Что же касается Господа, то Он славен в Своей святости, ибо вершит Свой справедливый суд, защищая бедных и обездоленных.

6. «Крепкие сердцем стали добычею». Они пришли для того, чтобы грабить, но сами стали добычей. Их некогда крепкие сердца объяты мраком смерти; ангел-губитель забрал их силы и лишил мужества. «Уснули сном своим». Этот сон стал для них последним. «И не нашли все мужи силы рук своих». Смертный ужас сковал сердца нечестивых: руки их обессилели, пальцы закостенели и перестали повиноваться. Вспомните, что славное войско Сеннахи-рима было уничтожено в одну ночь. Крепкие воины, жаждавшие стереть Иерусалим с лица земли, не могли даже поднять рук с постели. Исполины стали похожи на немощных калек у городских ворот. Более того, они не могли даже открыть глаз, ибо глубокий сон поверг их в вечную тьму. Боже, как ужасен Ты в гневе Своем! Вступись за нас и порази врагов Евангелия, когда они пойдут на нас войной! Мы будем уповать на Тебя и не убоимся.

7. «От прещения[3] Твоего». Господь послал слово и одержал победу без единого удара. «Боже Иакова». Бог борющегося народа, который снова, как отец, защитил детей Своих от врага, Бог непреложных обещаний подвизался за Своих избранников как Бог Иаковлев. «Вздремали и колесница и конь». Не было слышно ни ржания коней, ни скрипа колесниц, как будто бы на них сошел глубокий сон. Израильтяне всегда испытывали ужас перед конями и колесницами, оснащенными смертоносными косами, и внезапное поражение столь могущественной армии вызвало в них великое ликование. Кони лежали на земле, а колесницы стояли тихо и неподвижно, как если бы весь вражеский стан погрузился в мертвый сон. Точно так же Господь может навести сон на всех врагов Церкви в наказание за их нечестие, и это будет для них предзнаменованием второй смерти. Чаще всего Господня кара настигает их в зените славы, в то самое время, когда они замышляют полное уничтожение святого народа. Рабсаки мира сего шлют нам угрожающие послания; Господь же отвечает на них не пером и чернилами, а разящим обличением, каждый слог которого смертоносен.

8. «Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим». Сенна-хирим — простой человек, а бог его Нисрох — не более чем идол. Только Бог Израилев является единым истинным Богом, поразившим ассирийское войско Своим державным словом.

Боязнь пред людьми ставит сеть, а страх перед Господом — великая добродетель, благотворно влияющая на разум человека. Страх Божий должен пребывать в сердце непрестанно и изгонять все прочие страхи. Только Господь достоин поклонения. «Кто устоит перед гневом Твоим?» Кто способен на такое? Восставшие ангелы были низвергнуты с небес. Адам потерял рай, когда попробовал воспротивиться Господу. Фараон, как и прочие гордые цари, пали от жезла Господнего. Ни на земле, ни в аду нет никого, кто мог бы вынести ярость гнева Божьего. Как благословенны те, кто пребывает в безопасности благодаря искупительной жертве Христовой и не боится праведного гнева Судьи!

9. «С небес Ты возвестил суд». Столь сокрушительное поражение было явным знамением небесного суда. Тот, кто не видел этого разгрома, обязательно о нем слышал и засвидетельствовал, что это перст Божий. Человек часто отказывается внимать голосу Божьему, но Господь возвещает Свои суды так, чтобы о них знали все. Отзвуки великого триумфа над надменным ассирийцем слышны до сих пор и будут слышны до скончания века во славу божественной справедливости. «Земля убоялась и утихла». Народы убоялись суда Господнего и застыли в благоговейном трепете. Война окончилась, и славный Господь, сокрушивший могущество врагов, даровал народам мир. С какой легкостью Он привлекает к себе внимание народов! Возможно, в последние дни Господь совершит чудо благодати и привлечет к Евангелию всех жителей земли, чтобы они покорились власти великого Сына Божьего. Да будет так, милосердный Господи!

10. «Когда восстал Бог на суд». Когда Господь восстал на суд и провозгласил справедливые вердикты, народы умолкли. Пока Бог молчит, народы мятутся, а как только Он восстает, они умолкают. «Чтобы спасти всех угнетенных земли». Владыка мира питает особую нежность к бедным и угнетенным и считает их спасение Своей главной задачей. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». В этом мире они терпят лишения, но Защитник их силен и не преминет подать им помощь в тесное время. Господь, спасающий Своих детей, — это одновременно Господь поражающий врагов. Он силен как спасать, так и разрушать. Да будет имя Его достославно!

«Селах». Сделаем паузу и в тихом созерцании прославим Бога Иаковлева.

11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе». Гнев человеческий будет не просто побежден, но обращен во славу Господа Бога. Изрыгая проклятия, человек только умножает славу Божью. Буйные ветра часто гонят корабль в тихую гавань. Дьявол раздувает огонь и плавит железо, а Господь изготавливает из него то, что Ему нужно. Как бы ни свирепствовали человек и дьявол, все их злодеяния служат целям Господа. «Остаток гнева Ты укротишь». Злоба нечестивых укрощена и не может сделать больше, чем ей позволено. Огонь, который не приносит пользы, заливают водой. В некоторых переводах этот стих звучит так: «Ты подпояшешься», как если бы Господь подпоясывался гневом человеческим, употребляя его в Своих целях. Люди мира сего нередко становятся мечом в руках Бога, которым Он карает нечестивых. Этот стих ясно показывает, что Господь владычествует даже над самым великим злом и в конечном счете обратит Его в Свою славу.

12. «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему». Мы с радостью воздаем обеты Господу и исполняем их, когда вспоминаем о Его милостивых судах. Никто не принуждает нас давать Богу обеты, но если мы их дали, то обязательно должны исполнить. Кто обманывает Господа Бога, в том нет веры. Бог всегда исполняет Свои обещания, почему же богоизбранный народ не должен исполнять свои? Верный Бог заслуживает верного народа. «Все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному». Все народы да покорятся единому живому Богу, а святой народ да вознесет Ему угодные жертвоприношения руками священников и левитов. Славный Господь заслуживает не только наших славословий, но и более осязаемых жертв. О страшный Господь, я отдаю Тебе всего себя!

13. «Он укрощает дух князей». Храбрость, сноровка и жизнь князей — в руках Господа, и Он может лишить их и того, и другого, и третьего так же легко, как садовник отрезает засохшую ветвь от дерева. Господь не смотрит на лица. Цезарь и Наполеон падают под ударами Его меча так же, как дерево падает под ударами топора. «Он страшен для царей земных». Цари страшны для беззащитных народов, а Господь страшен для царей. Если они обратятся против возлюбленного народа, то ощутят на себе Его неудовольствие и падут от Его разящей десницы, ибо «Господь муж брани, Иегова имя Ему». Возрадуйтесь пред лицом Его, все уповающие на Бога Иакова.

Советы проповедникам

Стих 2. Почитание имени Божьего зависит от познания Бога.

Стих 3. Особое отношение Бога к Церкви.

Стих 3 (первая часть). Безмятежная Церковь — скиния Господа Бога. Плоды мира, пагубные последствия вражды, причины разделений и способы восстановления единства.

Стих 4. Победы христианства, или триумф Церкви над язычеством, ересью, гонениями.

Стих 4.

1. Где была одержана победа? «Там». Не столько на поле брани, сколько в скинии Господа. Амаликитяне были побеждены Моисеем на вершине горы, а Сеннахирим Езекией — в святилище.

2. Каким образом?

а) верой;

б) молитвой. «Оружия воинствования нашего».

Стих 5. Господь, удел наш, сравнивается с сокровищами царств.

Стих 5.

1. Что такое мир по сравнению с Церковью? «Горы хищнические»:

а) мир обращается с нами жестоко и без любви;

б) мир применяет к нам насилие и лишает нас покоя.

2. Что такое Церковь по сравнению с миром:

а) церковь обладает большей славой, а значит, и большим могуществом;

б) церковь обладает большим могуществом, а значит, и большей славой. Слава и могущество Церкви непреходящи.

Стих 6. «Уснули сном своим». Различные виды «сна» (то есть смерти) для разных людей.

Стих 8. Гнев Божий. Благодатная тема для проповеди.

Стихи 9—10.

1. Кто получает спасение: «угнетенные земли».

2. Их нужда.

а) в оправдании;

б) в спасении.

3. Божья помощь: «с небес Ты возвестил суд»; «восстал Бог на суд».

4. Следствие божественного вмешательства: «земля убоялась».

Стих 11.

1. Обращение зла в добро: «гнев человеческий».

2. Укрощение гнева: «остаток».

Стих 12.

1. Кому мы воздаем обеты? Не человеку, но Богу.

2. Какие обеты?

а) верности;

б) служения;

в) самопожертвования.

3. Как следует поступать с обетами: «Делать… воздавать»:

а) из чувства долга;

б) из страха перед гневом Божьим.

Стих 12. Приносить дары Господу — правильное, приятное, полезное и необходимое дело.