76. Неужели Бог покинул нас?

Заглавие

«Начальнику хора Идифумова». Исполнение данного псалма было поручено другому начальнику хора, и это вполне естественно — время от времени служители Господни должны меняться. В доме Божьем не должно быть ни одной молчащей арфы. «Псалом Асафа». Жизнь Асафа была полна испытаний, и оттого в его сочинениях часто слышатся грустные ноты. Он был человеком глубоким, вдумчивым, верующим, и вместе с тем было в нем что-то грустное, что, несомненно, чувствуется в его псалмах. Понять его до конца может только тот, кто сам прошел через огонь и воду.

Композиция

Псалом можно разделить на несколько частей в соответствии с авторскими паузами. В стихах 2—4 содержится молитва страждущего, в стихах 5—10 — сетование и спор с самим собой. В стихах 11—16 описывается размышление о Боге, псалмопевец представляет себе, как происходило чудесное избавление израильтян при Чермном море и в пустыне. Кончается псалом неожиданно, как если бы псалмопевец впал в исступление или благоговейный восторг (ст. 17—21). Святой Дух всегда прекращает Свои откровения вовремя, зная, что в данный момент человеку лучше прекратить свои речи, чем ради полноты и логичности изложения продолжать их до бесконечности. Если этот псалом писался как прелюдия к следующему, то его незавершенность вполне оправдана. Следует также отметить, что данный гимн предназначен только для опытных и зрелых верующих, ибо только они смогут узнать в этих строках свои собственные чувства и переживания и по достоинству оценить работу автора.

Истолкование

2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня. 3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.

2. «Глас мой к Богу». Псалом начинается с печальных нот, однако мы можем быть уверены в его благополучном исходе, поскольку далее автор переходит к молитве, а молитва не может остаться без ответа. В час нужды Асаф обратился не к человеку, а к Богу, и его молитва была не шаблонной, не сухой, а естественной, искренней и непритворной. Иногда он молился вслух — сильные чувства нередко побуждают нас говорить с Богом в полный голос, хотя это и не обязательно. Время от времени душа чувствует острую необходимость выразить себя вслух, выплеснуть свое страдание. Громкий сигнал тревоги — благословение для человека, когда в его дом проникли воры. «Глас мой к Богу». Голос псалмопевца зазвучал снова: когда одной молитвы недостаточно, мы должны молиться снова. Асафу нужен был ответ, он ожидал ответа и жаждал получить его как можно скорее. Вот почему он взывал к Господу непрестанно, и молитва вслух помогала ему сохранять настойчивость. «И Он услышит меня». Неотступность Асафа была вознаграждена. Он стучал долго и упорно, и дверь открылась. Если мы будем настойчивы, Бог услышит наши слезные молитвы и избавит нас от скорбей.

3. «В день скорби моей ищу Господа». Весь день чувства побуждали Асафа молиться Господу, и когда пришла ночь, он не смог оставить своего занятия. Бог сокрыл лик Свой от раба Своего, и потому страждущий святой искал благоволения Божьего больше жизни. Если бы только Бог призрел на него светлым лицом Своим, он решил бы все свои проблемы. Когда Бог с нами, мы легко переносим все беды и напасти, а без Бога они придавливают нас к земле. «Рука моя простерта ночью и не опускается». Душевная тревога не оставляла его ни днем ни ночью, и он продолжал молиться. Буквальный и духовный смысл этих слов понятен многим из нас. Мы знаем, что такое молиться день и ночь без передышки, когда сама постель становится для нас плахой, тело — вместилищем болезней, а дух — сосудом томления. Псалмопевец воздевал руки к небу и непрестанно просил Бога о помощи.

«Душа моя отказывается от утешения». Асаф отказывался от предложенных ему утешений; некоторые из них были слишком ничтожны, другие — слишком фальшивы, а третьи — просто греховны. Душа его была настолько поглощена своею мукой, что отвергала даже те утешения, которые наверняка принесли бы ей пользу. Как больные отказываются от необходимой им пищи, так и псалмопевец отказывался от необходимых ему утешений. Невозможно утешить того, кто отказывается от утешения. Даже если привести его к потокам обещаний, он все равно откажется пить. Страждущие души часто отвергают чашу веселья, и сыны печали срастаются с собственными цепями. Иногда сердце наше настолько переполнено отчаяньем, что благая весть, как бы отчетливо она ни звучала, не может дать нам покой.

4. «Вспоминаю о Боге и трепещу». Источник всякой радости для верующего сердца превратился для страждущего Асафа в источник страха и трепета. У праведности, святости, могущества и истины Божьей, как известно, есть и оборотная сторона. Все свойства Божества могут стать для нас источником страха, если в сердце нашем гнездится зло. Даже лучезарность божественной любви может ослепить нас и посеять в нас подозрительность, если мы не имеем в ней участия. Воистину несчастен тот, кто вспоминает о вовеки благословенном Господе с ужасом в сердце. И все же даже лучшие из людей познали глубины этой бездны.

«Помышляю, и изнемогает дух мой». Псалмопевец помышлял о Господе день и ночь, однако все больше погружался в пучину отчаянья. Он излил тревоги души своей, но они не оставили его, а обрушились на него с новой силой, словно волны бушующего моря. Страдало не только его тело — дух тоже был объят мучением и изнемогал. Когда человек попадает в столь тяжелое положение, он жаждет смерти как избавления и жизнь становится для него невыносимой ношей. Когда дух наш изнемогает, мы становимся бессильными, ибо уже ничто не может подкрепить нас в немощах наших. Мы уподобляемся человеку, запутавшемуся в колючем кустарнике: каждая колючка ранит нас, как ланцет, и тело наше покрывается тысячей кровоточащих ран. Господи Боже, автору этих комментариев хорошо известны чувства Асафа, ибо и его душа прошла через горнило испытаний.

«Селах». Пусть песня льется мягко и неспешно, ведь это не веселый танец, под который можно пуститься в пляс. Сделаем паузу и позволим страждущему псалмопевцу перевести дух.

5 Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить. 6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;7 припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:8 неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?9 неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?10 неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

5. «Ты не даешь мне сомкнуть очей моих». На меня нашли ужасы Твои, Господи, и я не могу сомкнуть очей. Глаза мои подобны часовым, которым нельзя спать. Сон — великое утешение для души, но страдальцы часто не в состоянии уснуть, и тогда душа их погружается в еще больший мрак. Если сам Господь не дает мне сомкнуть очей, то никакое снотворное не сможет мне помочь. Скольким же мы обязаны Тому, кто дает возлюбленным Своим сон! «Я потрясен и не могу говорить». Когда человек объят великим горем, он не может говорить. Глубокие воды тихи и спокойны — только мелкие ручейки, питаемые случайными дождями, журчат, пробивая себе дорогу сквозь камни. Когда сердце человека исполнено печали, уста его не могут говорить. Асаф взывал к Богу; с людьми же говорить не мог. Как хорошо, что всякий молящийся Господу во время скорби, может не беспокоиться о том, что люди не слышат его голоса. Асаф не мог ни спать, ни говорить: страдание его было поистине великим. Но в конце концов он все же сумел собраться с силами, а значит, это под силу и нам.

6. «Размышляю о днях древних, о летах веков минувших». Псалмопевец не мог найти утешения в настоящем и потому обратился к прошлому, и стал вспоминать о прежних милостях Господа. Память наша с радостью возвращается к радостям прошлых лет, чтобы от них зажегся огонь нынешней надежды. Искать утешения — наш долг. Более того, мы должны искать его со всяким усердием и прилежанием. Тихое размышление может воскресить в нашей памяти как раз то, что нужно для подкрепления нашего изнемогшего духа, и едва ли есть тема более утешительная, чем тема благодати Божьей, которая была явлена святому народу в те далекие времена. Впрочем, на душу псалмопевца это размышление, очевидно, произвело обратное действие: он сравнил свое печальное положение с благословениями древнего Израиля и стал печалиться еще больше, сетуя на свою долю. О дух недовольства, ты не видишь того, что нужно видеть, ибо очи твои застилает густой туман.

7. «Припоминаю песни мои в ночи». В прежние времена он пел на ложе своем, а теперь едва может припомнить мелодии радостных песен. Где арфа, некогда трепетавшая от вдохновенного прикосновения быстрых пальцев? О язык, неужели ты забыл, что такое славословие? Неужели ты можешь петь только печальные оды? О, как ужасно мое положение! Тот, кто некогда наполнял ночь чарами соловьиного пения, ныне вторит уханью совы. «Беседую с сердцем моим». Псалмопевец продолжал размышлять, ибо хотел найти причину своей печали, добраться до самой сути. Он беседовал не только с мыслями, но и с сердцем, поскольку только оно могло ответить на эти вопросы. Будучи человеком деятельным и энергичным, он твердо решил, что не поддастся отчаянью, а будет сражаться за свою надежду до последнего вздоха. «И дух мой испытывает». Он мысленно перебирал все события своей жизни, свои мысли, желания и стремления, желая найти в них либо утешение, либо причину Божьего промедления. Кто достаточно крепок душой, чтобы подвизаться против уныния подобным образом, тот никогда не погибнет от руки врага.

8. «Неужели навсегда отринул Господь?» Именно этот вопрос мучил его больше всего. Он знал, что Господь оставляет детей Своих на время, и это знание не давало ему покоя. Но еще больше его мучило то, что Бог может молчать неопределенно долго или вообще бесконечно. Вот почему он сказал Господу о наболевшем: «Неужели, Господи, Ты отринул Свой народ навсегда? Неужели Ты сделал его объектом Своего вечного проклятья и осуждения?» Он знал, что этого быть не может. Он взирал на историю народа израильского и не видел там примеров немилости Божьей. «И не будет более благоволить?» Господь всегда благоволил к возлюбленным Своим; неужели Его милость кончилась? Неужели навсегда зашло солнце благодати? Неужели после долгой и суровой зимы не наступит долгожданная весна? Все эти вопросы возникали, потому что псалмопевец боялся, однако именно они в конечном счете избавили его от всех страхов. Не бояться задавать подобные вопросы — великое благо, ибо ответ на них очевиден и более чем утешителен.

9. «Неужели навсегда престала милость Его?» Если у Господа не осталось любви к Своему народу, то, может быть, у Него осталась милость? Неужели и этот источник иссяк навсегда? Неужели Господь не смилуется над Своими страждущими детьми? Неужели слово Его не исполнится вовек? «И пресеклось слово Его в род и род?» В Слове Своем Господь обещает милость тем, кто взывает к Нему с верой; неужели Слово Господа не будет исполнено? Будут ли грядущие поколения говорить о том, что Господь, прежде исполнявший все Свои обещания боящимся Его, ныне нарушил Свое слово? Рассматривать свои сомнения сквозь призму вероучения — великая мудрость. Каждый из вышеупомянутых вопросов — огненная стрела, вонзающаяся в сердце отчаянья. Именно так Церковь подвизается против сил тьмы в наше нелегкое время.

10. «Неужели Бог забыл миловать?» Неужели Господь Бог-Вседержитель решил являть Свою славу как-то иначе? Неужели Он умеет карать, но не умеет миловать? Неужели Господь способен забывать? Может ли Господь забыть о Своей сущности, забыть о том, что Он есть любовь? «Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» Неужели Господь затворил окна небесные и из них уже не льется благодать щедрым потоком? Неужели сердце Его не преисполнено любви к собственным детям? С каждым новым вопросом в сердце псалмопевца оставалось все меньше и меньше сомнений. Неверие ставит перед нами вопросы, мы же отвечаем ему встречными вопросами. Оно внушает нам тревожные мысли и заставляет поступать безумно; мы же смеемся над его нелепыми измышлениями. Разоблачив доводы неверия, мы видим, что все их чудовищные притязания — не более чем блеф.

«Селах». После столь оживленной полемики следует остановиться и немного отдохнуть.

11 И сказал я: «вот мое горе — изменение десницы Всевышнего».12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;

13 буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.

14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш! 15 Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;16 Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

11. «И сказал я: вот мое горе». После победы над неверием псалмопевец говорит более разумно и спокойно осматривает поле боя. Он признает, что неверие — это великая немощь и горе для человека; более того, это безумие и грех. Кроме того, его слова могут указывать на то, что он готов переносить свое горе без ропота и сомнений. Когда мы понимаем, что страдания ниспосланы нам Богом как часть нашего наследия, мы смиряемся с ними и уже не пытаемся избежать неотвратимого. Зачем нам оспаривать Его благую волю? Я не могу роптать против того, что Господь устроил для моего же блага. «Буду вспоминать десницу Всевышнего, явившуюся в древних чудесах» (английский вариант перевода. — Примеч. пер.). Смысл этого стиха весьма неоднозначен, и потому нашим переводчикам пришлось в нем многое домысливать. Согласно традиционному переводу, псалмопевец утешает себя воспоминаниями о прежних милостях Господа, явленных как ему, так и другим людям. В оригинале, впрочем, мы читаем лишь следующие слова: «Время десницы Всевышнего». Их можно трактовать следующим образом: псалмопевец признает, что долгие и тяжелые испытания, продолжавшиеся несколько лет, были даны ему Всевышним. Благо человеку, когда он размышляет о божественной благости и величии и принимает свою долю с детской доверчивостью, не сетуя и не ропща на судьбу.

12. «Буду вспоминать о делах Господа». Отвлекись душа моя от своих бед и тревог и поразмысли о великих чудесах прошлого, о дивных деяниях Господа Бога Саваофа в истории. Он вчера, сегодня и вовеки Тот же и готов вступиться за Своих избранных как и в дни древние. «Буду вспоминать о чудесах Твоих древних». Многие исторические события канули в лету, но о милости Господней забывать нельзя. Память — лучшая служанка веры. Когда вера человека испытывает голод на протяжении семи лет, память, подобно Иосифу, правителю Египта, открывает свои хранилища и изливает на него обильные благословения.

13. «Буду вникать во все дела Твои». Как сладостно вникать в чудесные дела Господа Бога! Как утешительно направлять все свои мысли к одному благословенному предмету! «Размышлять о великих Твоих деяниях». От избытка сердца, преисполненного благими мыслями, говорят уста. Кто много размышляет, тот много говорит. Как жаль, что многие христиане ведут тщетные и пустые разговоры по той простой причине, что им не о чем говорить. Человек, который любит размышлять, непременно должен говорить о своих мыслях с другими, а иначе он интеллектуальный скупец, мельница, обогащающая только мельника. Если мы помышляем о высоких предметах, то и слова наши будут назидательными. Если же мы направляем мысли на разные глупости и претендуем на мудрость, то наше двуличие непременно обнаружится и скоро будет известно всем. Когда наши помышления изливаются в святых и назидательных речах, мы получаем утешение вместе со своими слушателями. Ценность таких речей весьма велика.

14. «Боже! свят путь Твой». Пребывая во святилище, мы постигаем Бога и понимаем, что все Его пути праведны и истинны. Иногда мы не можем постигнуть Его путей, потому что они, как сказано в стихе 20, «в море», но уповаем на них все равно, зная, что все они святы. Чтобы понять пути Господни, необходимо приобщаться к святыне. Всякий, кто желает быть мудрым, должен прежде научиться истинному поклонению. Чистые сердцем Бога узрят; пути Господни могут быть явны только тем, кто поклоняется в чистоте сердца. «Кто Бог так великий, как Бог наш!» В Нем благость и величие существует в неразрывном единстве. И то, и другое является частью божественного совершенства. Чьи величие и сила сравнимы с силой Господа Бога Саваофа?

15. «ТыБог, творящий чудеса». Только Ты, Господи, всемогущ, и только Ты творишь чудеса. Все лжебоги окружают себя иллюзией чудес, но только Ты воистину творишь их. Творить чудеса — исключительное право Господа Бога, и Он делает это естественно, поскольку такова Его сущность, Его истинная природа. Когда святые помышляют об этом, вера их укрепляется. Нет ничего удивительней, чем неверие в Господа-Чудотворца. «Ты явил могущество Свое среди народов». Господь явил Свое могущество не только Израилю, но и Египту, Васану, Эдому и земле филистимской. Все народы узрели силу Бога Иаковлева. Безмерная власть Господа очевидна во все века. Она явлена как в промысле Божьем, так и в Его благодати. Именно поэтому Писание называет Господа «сильным, чтобы спасать». Кто поколеблется в вере, когда за него вступается столь могущественная десница? Можем ли мы сомневаться в Господе, когда сила Его явлена всем народам? О душа, уповай на Господа и изгони из себя всякое неверие!

16. «Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа». Все колена израильские, Ефрем, Манассия и потомки других сыновей Иакова, были выведены из Египта могущественной мышцей Господа. Интересно, что это дивное деяние приписано не руке, а мышце Господа — в чудесном избавлении Израиля из рабства Всевышний явил все Свое могущество. Древние святые постоянно говорили о чудесах, совершенных при Чермном море, и мы можем присоединиться к ним, воспеть вместе с песнью раба Божьего Моисея песнь Агнца. Размышляя об этом, мы можем получить великое и обильное утешение, ведь Тот, кто вывел народ Свой из дома рабства, будет неизменно помогать нам, доколе мы не войдем в обещанный покой.

«Селах». Сделаем еще одну паузу, прежде чем песнь поднимется в небесную высь.

17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. 19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.21 Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.

17. «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись». Море как бы увидело Творца и расступилось, убоявшись лица Его. Эти строки в высшей степени поэтичны; события как бы мелькают перед мысленным взором псалмопевца, и он описывает их величественным слогом. Воды узрели своего Творца, а человек не видит Бога. Море убоялось Господа, а ожесточившиеся грешники бунтуют против Него и не боятся божественного гнева. «И вострепетали бездны». Даже бездны устрашились гласа Господнего. Тихие недра морские, погребенные под толщей воды, вострепетали и обнажились пред Господом. Воды убоялись и убежали от лица Бога Израилева.

18. «Облака изливали воды». Земные испарения, послушные воле Господа, обрушили на врагов Израиля свои воды. Грозовые колесницы небес низвергли на землю свои мощные потоки. «Тучи издавали гром». В облаках раздались оглушительные раскаты небесной артиллерии. Небо грохотало над головами разбитых и обезумевших врагов и обрушивало на них удар за ударом. «И стрелы Твои летали». Господь натянул Свой лук и выпустил из него стрелы-молнии. Огненные вспышки озаряли все небо и, отражаясь от сверкающих шлемов и щитов, освещали своим смертоносным голубым сиянием бушующую бездну, готовую поглотить гордость Мицраима. Все творение застыло в ожидании гласа Божьего, готовое по единому Его слову обрушить на головы врагов всю свою мощь.

19. «Глас грома Твоего в круге небесном». Буря, бушевавшая на небесах, была подобна стремительно несущейся огненной колеснице. Правивший ею Господь, словно великий воин в пылу битвы, понукал Своего резвого коня голосом грома. «Молнии освещали вселенную». Вся вселенная озарилась блеском огненных вспышек. В эту ночь никто не нуждался в факелах — каждая волна отражала в себе блеск огненного сияния, весь берег был залит голубым светом небес. Как бледны были человеческие лица в тот час, когда страшный огонь, плясавший между морем и сушей, неистово скакал по скалам и горным пикам, взмывал к звездам и озарял всю вселенную огненным фейерверком во славу Господа Бога, одержавшего великую победу. «Земля содрогалась и тряслась». От подземных толчков вся земля дрожала и трепетала. Позабыв о своей незыблемости, она вторила колеблющемуся морю. Как страшен Ты, Господи, когда являешься во всем Своем величии, чтобы смирить надменных врагов!

20. «Путь Твой в море». Пути Господни таинственны и не-исследимы. Когда Господу угодно, Он может шествовать даже по морю. «И стезя Твоя в водах великих». Ты, Господи, шествуешь там, где бушуют и ревут морские волны, Ты укрощаешь их. «И следы Твои неведомы». Никто не может постигнуть путей Господних. Он шествует во славе, и никто из смертных не может уразуметь Его таинственного шествия. Господь осуществит все Свои намерения, но пути Его часто сокрыты от наших глаз. Более того, они сами по себе слишком велики и непроницаемы, чтобы человеческое разумение могло их охватить. Слава Тебе, Господи Боже!

21. «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона». От описания неистовой бури псалмопевец резко переходит к описанию мирных картин Божьего водительства. Господь заботливо вел паству Израиля рукою Моисея и Аарона, скрывая за человеческим посредничеством Свою великую славу. Тот, кто поразил Египет, был Пастырем Израиля. Господь обратил в бегство надменного врага и сам повел народ Свой к земле обещанной. Небо и земля подвизались вместе с Господом против сынов Хамовых, а сынам Израилевым благоволили. Псалом завершается на радостной и утешительной ноте. Его пел человек, который в печали своей не мог вымолвить ни слова, однако научился самым сладостным песням.

Советы проповедникам

Стих 2. Польза от молитвы вслух.

Стихи 2, 4, 6, 11. Обратите внимание на то, как псалмопевец избавляется от душевной тревоги: взывал, вспоминал, размышлял, говорил.

Стих 3.

1. Особая молитва: «в день скорби».

2. Настойчивая молитва: воздевал руки к небу день и ночь.

3. Слезная молитва: «душа отказывается от утешения».

Стих 3 (последняя часть). Когда отказаться от утешения — мудро, а когда — достойно порицания.

Стих 4.

1. Благочестивый человек не может найти покой на ложе своем, пока душа его не обретет покоя в Боге.

2. Он не может свободно говорить с другими, пока Бог не дарует его душе покой.

Стих 5. Занятие для тех, кто не может уснуть, и утешение для тех, кто не может говорить.

Стихи 6—7. Четыре правила, как обрести мир в скорби:

1. нужно размышлять о благости Господа к древнему Израилю;

2. вспоминать о милостях Господа лично к нам;

3. проверять себя;

4. прилежно изучать Слово.

Стих 7. «Вспоминаю». Хорошая память полезна. Память — это средство:

1. познания, нет смысла читать или слушать, если не запоминать;

2. укрепления веры: 1Кор.15:2;

3. утешения. Когда страждущий христианин вспоминает Божьи обещания, сердце его наполняется новой жизнью. Когда он их забывает, дух его становится немощным;

4. благодарения;

5. обновления надежды: «От опытности надежда» (Рим.5:4). Опыт хранится в нашей памяти;

6. покаяния; мы не можем раскаяться в том, чего не помним;

7. служения. Когда одно сердце возгорается от искры благочестивых воспоминаний, оно обязательно зажжет другие.

Стих 8 (первая часть). Чтобы понять весь смысл этого вопроса, ответим на другие:

1. о ком идет речь? О Господе;

2. в чем суть вопроса псалмопевца? Отринет ли Господь Свой народ;

3. кого это действие непосредственно затрагивает?

Стихи 8—10. Вопросы:

1. предполагают изменения в неизменном Боге;

2. противоречат всему прошлому опыту;

3. исходят исключительно от плоти и сатаны;

4. должны умерщвляться Духом и твердой верой в вечного Бога.

Стихи 12—13.

1. Утешительные воспоминания о прошлом.

2. Благотворное действие размышления.

3. Утешение от общения.

Стих 13. «Великие деяния»: сотворение, провидение, искупление.

Стихи 14, 20. Пути Господа святы; пути Его «в море». Пути Господни таинственны и праведны. Святость — разгадка этой тайны.

Стих 16. «И Иосифа». Великая честь — помогать детям Божьим стараниями других людей.

Стих 16.

1. Искупленные, народ Божий, сыны Божьи:

а) сыновья Божьи томились в рабстве, несмотря на свое высокое происхождение;

б) несмотря на их уничижение, Бог не отверг их.

2. Искупление из египетского рабства.

3. Искупитель: «Ты мышцею». Бог во Христе спас нас мышцею Своей: «Но помогла Мне мышца Моя». «Кому открылась мышца Господня?»

Стихи 17—19.

1. Природа преклоняется перед благодатью Божьей.

2. Природа исполняет Его намерения.

Стих 20.

1. Пути Господни таинственны: «в море», «стезя Твоя».

2. Пути Господни неизменны и праведны.

3. Пути Господни неисследимы, они подобны следу корабля в море, а не борозде, тянущейся за плугом.

Стих 20. Пути Господни в море. Господь владычествует над изменчивой, огромной, невообразимо ужасной и безмерно великой бездной.

Стих 21.

1. Господь ведет Свой народ.

2. Господь ведет Свой народ как стадо, отделенное от всего остального мира, единое и полностью от Него зависимое.

3. Человек выполняет роль посредника: «рукою». Великий Пастырь ведет Свое стадо посредством Своих представителей.

Стих 21. История Церкви:

1. Церковь есть паства;

2. Бог ведет ее;

3. ведет опосредовано.