80. Праздничный псалом

Заглавие

«Начальнику хора. На Гефском орудии». О значении этого заглавия известно очень мало. В предисловии к восьмому псалму я попытался прояснить его загадочный смысл. Если подобным заглавием предварялись песни, посвященные урожаю винограда, то это свидетельствует о великом благочестии тех, для кого они слагались. Даже в христианских странах вы найдете не так много мест, где сочинялись бы гимны в честь виноградного давильного пресса. Пусть бубенцы на упряжи лошадей поют славу Господней святости под аккомпанемент льющегося виноградного сока. «Псалом Асафа». И снова поэт размышляет над событиями истории своего народа — очевидно, пение поучительных песен исторического содержания было его излюбленным занятием. Асаф был певцом, воспевавшим историю и жизнь избранного народа. Это был благочестивый патриот и подлинный народный поэт Израиля.

Композиция

В стихах 2—8 псалмопевец призывает народ к славословиям по поводу какого-то памятного дня, возможно, Пасхи, и описывает события исхода. В стихах 9—17 Господь мягко упрекает народ за неблагодарность и описывает благословения, которые излились бы на людей, если бы они послушались Господа.

Истолкование

2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова; 3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; 5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.

6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин. 8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.

2. «Радостно пойте». Пойте стройно и слаженно, чтобы ваша совместная хвала Господу была благозвучной. Пойте радостно и громко. Всеблагого Господа надлежит славить громогласной хвалой. Деяния Господа говорят о Его любви более красноречиво, чем все наши славословия. Песни наши не должны быть скучными и вялыми; славословия не должны быть неискренними. Пойте, о должники всемогущей благодати! Коль скоро сердца ваши исполнены вечной благодарности, то пусть и голоса ваши выразят то, чем наполнено сердце.

«Богу, твердыне нашей». Израиль полагался на силу Господа Бога с того самого момента, как Бог вывел его из Египта могущественной десницей. Господь питал их в пустыне, помогал овладевать землей ханаанской, хранил от множества врагов и в конце концов даровал им победу. Человек всегда восхваляет источник своей крепости, а потому воскликнем громогласно Богу нашему, который был и остается нашей неизменной твердыней и песней!

«Восклицайте Богу Иакова». Народ израильский радостно воспел славу Бога Иаковлева и Бога Израилева. Мы, христиане, должны радеть о прославлении имени Божьего ничуть не меньше их, ибо Бог Иаковлев является Богом всех христиан. Как жаль, что излишняя изысканность современных песен часто отпугивает людей от пения гимнов. Что касается меня, то я скорее согласился бы славить Бога громогласными восклицаниями, даже если бы мне пришлось при этом смириться с недостатком слуха и голоса у поющих, чем пожертвовал бы искренностью общего пения на собрании. Песни, которые может петь только профессиональный хор, есть не что иное, как насмешка над истинным поклонением.

Классической музыкой можно прославлять богов Греции и Рима; Иегову же можно прославлять только сердцем, поэтому только та музыка достойна Его, которая исходит из сердца.

3. «Возьмите псалом». Выберите священную песнь и спойте ее дружно. «Дайте тимпан». Бейте в тимпан, девицы, и пусть он звенит и наполняет душу радостью. Трубите в трубу, бейте в барабаны. Бога надлежит славить не унылыми песнями, а радостной хвалой. Бейте в тимпан точно так же, как Мариам и другие жены израильские с ликованием били в него при Чермном море. «Сладкозвучные гусли с псалтиръю». Если тимпан придает песне веселья, то гусли и псалтирь делают ее сладкозвучной. Когда мы хвалим Господа, мы должны использовать самые разнообразные инструменты. Святите Господа множеством духовных песен.

4. «Трубите в новомесячие трубою». Вострубите начало священного месяца, первый день года, в который Господь вывел народ Свой из дома рабства. Пусть Израиль возблагодарит Господа-Искупителя ликованием и радостным гласом хвалы. «В определенное время, в день праздника нашего». Поклонение Господу должно совершаться в соответствии с определением, а не просто по прихоти или настроению. Никакая обрядовая помпезность не может придать ритуалам той священной торжественности, какую придает им Господне определение. Евреи праздновали не только наступление нового месяца, но и ту его часть, которую Господь конкретно заповедал им святить. В древние времена народ израильский особо отмечал дни, предназначенные Господом для поклонения. Мы, христиане, должны ликовать и радоваться не меньше, чем они, и воспринимать субботу не иначе как время для ликования и славословий. Те, для кого эти строки являются заповедью Божьей, будут свято чтить установленные Господом дни и никогда не станут следовать календарю, введенному в Риме или Кентербери.

5. «Ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева». Господь заповедал всем племенам израильским хранить особые дни в память о Божьей милости. Он имел на это полное право, ибо избавил израильтян от руки египтян. Если католики приведут нам убедительные доказательства того, что папские праздники были введены согласно установлению Божьему, мы согласимся их праздновать, но не раньше. Наш долг состоит не только в том, чтобы соблюдать Господние установления, но и в том, чтобы отвергать человеческие. Каждый обряд, каждое богослужебное правило должно исполняться только в том случае, если оно является установлением Бога Иаковлева.

6. «Он установил это во свидетельство для Иосифа». Псалмопевец назвал Израиль Иосифом, поскольку в Египте потомков Иакова, скорее всего, называли родом Иосифовым. Кроме того, Иосиф действительно был своего рода приемным отцом для колен Израилевых. Праздник Пасхи, о котором, скорее всего, идет речь в этих стихах, служил живым напоминанием о чудесном избавлении израильтян из Египта. Все в нем было свидетельством грядущим родам и всем народами земли о славе Господа, выведшего народ Свой из дома рабства. «Когда он вышел из земли Египетской». Освобождаясь из рабства, Израиль прошел по всей земле египетской, и в каждом месте, где отмечался праздник Пасхи, он свидетельствовал о Господе, который в ночь истребления первенцев египетских сам прошел над землей Хамовой. Бывшие невольники прошли по землям своих хозяев как победители, попирающие ногами своим поверженных врагов.

«Где услышал звуки языка, которого не знал». Эти слова, несомненно, являются словами Господа, поскольку разделять стих на две не связанные друг с другом части было бы нарушением грамматического строя стиха. Что же могут означать эти слова о том, что Господь услышал звуки языка, которого не знал? Бог знает все, и никакой язык не является для Него чужим. На наш взгляд, Господь в данном стихе отождествляет себя со Своим народом и называет незнакомым тот язык, которого не знали израильтяне. Господь никогда не слышал ни псалма, ни молитвы на языке Египта. В святилище Господнем всегда звучал только иврит; египетское наречие было здесь чужим и незнакомым. То же самое Господь мог сказать и в прямом смысле, поскольку идолопоклоннические ритуалы и обычаи Египта были Ему противны и, следовательно, незнакомы. Христос скажет нечестивым: «Я никогда не знал вас», и, скорее всего, смысл этого вердикта будет таким же, как и смысл данного стиха: «Услышал звуки языка, которого не знал». Посреди скорбей Израиль слышал звуки языка, которого не знал, и это постоянно напоминало ему о том, что он находится на чужбине. Однако Господь сжалился над Своим народом и освободил его. И теперь его святым долгом было хранить память об этом чудесном избавлении.

7. «Я снял с рамен его тяжести». Господь вывел народ Свой из рабства, где ему приходилось выполнять тяжелую работу. Только Господь был избавителем святого народа, и никто другой. Другие народы обретают свободу своими силами, а Израиль получил Великую хартию вольностей даром. Воистину Господь может сказать о каждом освобожденном израильтянине: «Я снял с рамен его тяжести». «И руки его освободились от корзин». Он уже не будет таскать на себе землю, мешать глину и обжигать кирпичи. Отныне никто не возложит корзины на плечи народа Божьего, никто не прикажет им делать определенное количество кирпичей, ибо Господь вывел их в пустынное место, где никто не мог им указывать. Точно так же верующие освобождаются от греховного рабства: через веру грех наш переходит на Спасителя, лежащего в гробнице, и мы навсегда освобождаемся от рабской зависимости от собственных добрых дел.

8. «В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя». Бог услышал плач народа Своего в Египте и при Чермном море. Это должно было наполнить их сердца беззаветной преданностью Богу. Если Бог никогда не оставляет нас в час нужды, то и мы должны хранить Ему верность в любых обстоятельствах. Когда сердца наши отступают от Господа, все молитвы, на которые мы когда-либо получили ответ, свидетельствуют в осуждение нам. «Из среды грома Я услышал тебя». С высоты небес Господь обрушил неистовую бурю на головы нечестивых египтян. В Своем тайном небесном чертоге Господь хранил боевое оружие — молниеносные стрелы и трубный глас грома. Господь вышел из Своего чертога и поразил врага, грозившего Израилю гибелью.

«При водах Меривы испытал тебя». Израиль испытал Бога и оценил Его верность, и теперь настала очередь Господа испытать Свой народ. Мы всегда подвергаем испытанию то, что нам дорого, и вот Господь испытал верность Израиля, но, к сожалению, нашел ее неудовлетворительной. Израильтяне чтили Бога, пока Он был к ним благ, и злословили, когда приходило искушение и они начинали голодать или испытывать жажду. История Израиля — это аллегорическое изображение наших взаимоотношений с Богом. Бог услышал наши мольбы и избавил нас от рабства греху, однако мы часто отвечаем Ему неверием, ропотом и бунтом. Грех наш так же велик, как милость Господа. Поразмыслим же над тем и над другим, прекратив на время чтение комментариев.

«Селах». Слишком быстрое чтение редко приносит пользу, но если время от времени останавливаться и предаваться размышлениям о прочитанном, то душа наша поистине обретет благо.

9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня! 10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному. 11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».

12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;

13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.

14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!

15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.

9. «Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе». Как? Неужели народ Божий настолько глух, что его нужно призывать к вниманию? Видимо, да, поскольку Господь настоятельно призывает их слушать. Всегда ли мы слушаем Господа, когда Он обращается к нам? «Израиль! о, если бы ты послушал Меня!» Сколько же боли звучит в этом восклицании: «О, если бы!» Как низко пали те, кто отказывается слушать самого Господа! Глухой аспид и тот достойнее их. Мы не любим, когда нас обличают и предпочитаем избегать неприятных истин. Более того, мы отказываемся слушать даже мягкие обличения из уст Господа.

10. «Да не будет у тебя иного бога». В шатрах израильских не должно было быть никаких других богов. «И не поклоняйся богу чужеземному». Где есть лжебоги, там всегда будет и поклонение им. Идолопоклонство свойственно человеку, и потому видимые образы Божества всегда вводят его в большой соблазн. Свято место пусто не бывает. Так или иначе, Израиль ничем не был обязан иным богам, поскольку они ничего не совершили для его блага. Тот же самый довод применим и к нам. Все, что мы имеем, мы получили от Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Ни мир, ни плоть, ни дьявол ничего нам не дали. Они чужды нам, они наши враги, и мы не должны перед ними склоняться. «Дети! храните себя от идолов», — вот глагол Господень к нам, и силою Духа Святого мы изгоняем из сердец наших всех лжебогов.

11. «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской». Так обычно называл себя Господь, когда обращался к народу израильскому. Он требовал от них послушания на том основании, что именно Он вывел их из Египта рукой твердой и мышцей крепкой. Народ всегда связан со своим богом моральными обязательствами; что же касается израильтян, то они были обязаны воздавать Господу всяким послушанием в ответ на Его милостивые чудеса, явленные в Египте.

«Открой уста твои, и Я наполню их». Господь, изведший их из Египта, обещал совершать для их блага многочисленные чудеса. Он доказал им Свои благие намерения и могущество, и израильтянам только и оставалось, что веровать в Него и просить Его о всякой милости. Никакие, даже самые непомерные желания, не могут истощить благости Божьей. Птенцы, сидящие в гнездах, широко открывают свои рты и ожидают пищи от родителей. Взрослые птицы могут и не накормить птенцов, но Господь никогда не оставит Своих созданий. Богатство благости Его неистощимо. Господь начал Свои деяния на благо Израиля с великих чудес и предложил в обмен на его веру и любовь великое воздание при условии, что народ будет верно следовать за своим Господом. Но, увы, результаты этого великого эксперимента оказались плачевными.

12. «Но народ Мой не слушал гласа Моего». Народ израильский отверг предупреждения Господа, забыл Его обещания и отверг Его заповеди. Он отступил от Господа, который не обещал ему ничего, кроме блага. «И Израиль не покорялся Мне». Заповеди Господа были отвергнуты; израильтяне нарушали закон Божий и почитали богов египетских. Сердца их были совращены идолами соседних народов. Тот же дух отступничества царит и в наших сердцах, и если мы до сих пор не отступили от Господа, то только благодаря действию всемогущей благодати.

13. «Потому Я оставил их упорству сердца их». Более сурового наказания и быть не могло. Если человек отвергает всякий закон и в бешенстве кусает удила, отказываясь повиноваться, удивительно ли, что Господь оставляет его на милость его же собственных страстей и представляет ему идти прямой дорогой в ад? Оказаться в пасти львов гораздо лучше, чем оказаться во власти собственных похотей. «Пусть ходят по своим помыслам». Никто и не сомневался в том, какой путь они изберут, ибо человек везде и всегда ходит собственными путями и слушается только собственной мудрости. Человеческая мудрость всегда желает противного Богу. Человек, от которого отошла спасительная благодать, грешит намеренно и осознанно. Он думает, советуется и спорит, но все равно предпочитает добру зло и творит неправду обдуманно и хладнокровно. Порой человек грешит не потому, что он не в силах совладать со своими страстями, а потому, что он «ходит по своим помыслам», то есть хладнокровно идет путем греха.

14. «О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!» Милосердный Господь выражает Свою безмерную любовь возгласами сожаления о том, что Израиль совратился с пути истинного и заслуживает суровой кары. Именно так Иисус оплакивал Иерусалим. Некоторые излишне фанатичные богословы претыкаются о подобные отрывки Писания и пытаются как-то сгладить их острые углы, однако человеку, понимающему божественную сущность, подобные чувства и эмоции Бога вполне ясны. Может ли милосердный Господь не сожалеть о том, что человек своими грехами сам обрекает себя на мучения?

15. «Я скоро смирил бы врагов их». Господь поразил бы всех врагов Израиля точно так же, как Он смирил войско фараона. «И обратил бы руку Мою на притеснителей их». Десница Его нанесла бы врагу сокрушительный удар. Смотрите, как много мы теряем, когда совершаем грех! Самое мощное оружие врага — наши собственные беззакония. Он никогда не поверг бы нас в прах, если бы мы сами в него не упали. Грех лишает человека защитной брони и оставляет его на милость врага. Если бы мы хранили верность Господу, наши сомнения и страхи уже давно были бы побеждены. Если бы мы сохраняли святость в поступках и речах, то Господь уже давно избавил бы нас от многочисленных скорбей, обрушившихся на наши головы. Мы должны понимать, что грех не только требует от нас немедленной платы, но и мешает нам обретать то благо, которое мы могли бы приобрести. Любой здравомыслящий человек понимает, что грех обходится нам очень дорого. Когда мы оставляем Бога, внутренняя предрасположенность ко греху склоняет нас к бунту. В результате, мы становимся уязвимыми для нападок сатаны, забот мира сего, сомнений плоти — и все это как плод нашего же собственного безумия. Как на Соломона, отступившего от Бога, напали иноземные цари, так и мы непременно окажемся в беде, если отвергнем закон Господа. Если же пути наши будут угодны Богу, то даже лютые враги будут жить с нами в мире.

16. «Ненавидящие Господа раболепствовали бы им». Хотя их смирение и покорность были бы притворными, тем не менее, враждебные народы искали бы примирения с благословенным Израилем. Когда мы принимаем твердое решение ходить с Богом, враги наши начинают бояться. Господь способен держать в узде даже самых свирепых врагов и воистину сделает это, если сердца наши будут полны сыновнего почтения. «А их благоденствие продолжалось бы навсегда». Народ Божий был бы утвержден в своем благословенном положении, и благоденствие его не прекращалось бы вовек. Ничто не утверждает государство или церковь так, как святость. Благословение наше прямо пропорционально послушанию. Праведность утверждает народ, а грех губит его.

17. «Я питал бы их туком пшеницы». Они не знали бы, что такое голод, Господь питал бы их лучшей едой и каждый день посылал бы им изобильную пищу. «И насыщал бы их медом из скалы». Он даровал бы народу Своему не только самое необходимое, но и то, что доставляло бы им удовольствие. Даже камни источали бы сладость Господню. Пчелы отложили бы в расселинах скал душистый мед, и самые бесплодные участки земли превратились бы в источник богатства. Для послушного народа Господь готов совершать великие чудеса. Когда народ Божий ходит в свете лица Его и хранит себя в святости, радость и утешение его не знает предела. Для таких людей небесные радости начинаются на земле. Они могут петь на путях Божьих. Для них началось вечное лето; они уже получили благословение и с нетерпением ожидают грядущих радостей. Доля же сынов Божьих, продающих себя в рабство греху, печальна по сравнению с теми, кто верен Господу. Следуя за чужими богами, они истощают собственную душу. Господи, не дай нам отступить от Тебя вовек, сохрани в нас веру до конца!

Советы проповедникам

Стих 2. Церковное пение должно быть общим, искренним, радостным. Почему? Какие плоды приносит такое пение?

Стихи 2—4.

1. Хвала должна быть искренней. Такая хвала может изливаться только из уст сынов Божьих.

2. Хвала должна быть непрестанной: Бога надлежит славить постоянно.

3. Хвала должна быть особой. Особые дни для особой хвалы:

а) установления Божьи; суббота и священные праздники;

б) особые дни, связанные с чудесными избавлениями или милостями Господа.

4. Хвала должна быть общей: «Восклицайте».

Стих 5. Установления Господни в поклонении. Почему нельзя придумывать обряды. Опасность и греховная сущность самовольного поклонения.

Стих 6. Что в языке мира непонятно для сынов Божьих?

Стих 7. Освобождение верующих. Дела закона налагают на человека тяжкое бремя; закон требует от него рабского труда; дела закона никогда не кончаются, ничем не вознаграждаются и со временем истощают силы человека. Только благодать и могущество Господа могут освободить нас от рабского труда. Мы должны помнить о своем избавлении, благодарить за него и жить достойно своего нового положения.

Стих 8.

1. Когда Господь отвечает на наши молитвы, мы должны Его благодарить,

2. Прошлые испытания — напоминания о верности Божьей.

3. В настоящее время Бог снова отвечает на наши молитвы и снова подвергает нас испытаниям.

Стих 8. «Воды Меривы». Разные испытания-вехи в жизни верующего. Стихи 9—11.

1. Милосердный Отец, взывающий к сыну: «слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!»

2. Господь-ревнитель, излагающий Свой закон: «да не будет у тебя иного бога».

3. Великий помощник, обещающий поддержку: «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».

Стихи 9, 12, 14. Заповедь, непослушание, сожаление.

Стих 10. Идолопоклонство — наш излюбленный грех. Что или кто чаще всего становится нашим идолом. Осуждение, которому мы подвергаемся за идолопоклонство. Средства, которыми мы можем предотвратить совершение этого греха.

Стих 11.

1. Опустошенность бедных грешников: они потеряли Бога.

2. Возможность заполнить опустошенность грешников полнотой Бога.

3. Заполняющий опустошенность грешников: «Я Господь». Чужие боги этого сделать не могут.

4. Обязанность грешников по отношению к заполняющему опустошенность Богу: «открой уста твои».

Стих 11.

1. Бог, помиловавший в прошлом: «изведший тебя из земли Египетской»,

2. ожидает прошений в настоящем: «открой уста твои»,

3. обещает благословения в будущем: «Я наполню их».

Стих 12.

1. Кто: «Израиль», избранный, наставленный, возлюбленный народ.

2. Что делал: «не слушал» законов, обещаний, призывов.

3. Чьих: «Моих», их Бога, благого, любящего, милующего.

Стихи 12—13.

1. Грех Израиля: отказался внимать Господу Богу. Когда человек внимательно слушает, его уста открыты. Грех его был отягчен рядом факторов:

а) величием божественных чудес, совершенных ради его блага;

б) следованием за чужеземными богами.

2. Последовавшее наказание:

а) суровое: «оставил их»;

б) справедливое: «пусть ходят по своим помыслам».

Стих 14. Благословение верных.

1. Враги раболепствуют.

2. Радости пребывают вовек.

3. Благоденствие не прекращается.

Стихи 14, 15. Грех и наказание отступника.

Стих 15. Лучшее оружие против духовных врагов — жизнь послушания Богу.

Стих 17. Духовное изобилие;

1. его источник;

2. кому оно дается;

3. к чему приводит: «насыщал».