81. Увещевание для судей

Тема и заглавие

«Псалом Асафа». Поэт, воспевающий хвалу в храме Божьем, проповедует истину царям и судьям. Кто преуспел в одном деле, тот, как правило, хорошо справляется и с другими. Талантливый поэт вполне может оказаться способным проповедником. Если бы Мильтон решил стать проповедником, из уст его наверняка полились бы чудесные проповеди. Если бы Вергилий был апостолом, мы услышали бы великие речи.

Итак, Асаф проповедует перед судьями и царями. Речь его проста; ее главная черта — не благозвучие, а убедительность. Это доказательство того, что не все псалмы и гимны должны содержать в себе хвалу. По примеру благословенного псалмопевца мы можем использовать священные песнопения для взаимного назидания. Асаф наверняка видел, что вокруг него процветает взяточничество и превратный суд, но, если Давид боролся с этими явлениями с помощью меча, то поэт решил ударить по нечестию пророческим псалмом. Он не отказывался прославлять Бога песнями — он использовал песни для другой цели, но добивался того же результата. Обличая грех, порочивший имя Господа, поэт тем самым славил Творца; если даже он не написал возвышенной музыки, то, по крайней мере, увещевал правителей творить справедливый суд и тем самым устранял какофонию в израильском обществе.

Композиция

Псалом представляет собой единое композиционное целое и не нуждается в делении.

Истолкование

1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: 2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

1. «Бог стал в сонме богов». Псалмопевец как бы наблюдает со стороны за царями и князьями и оценивает их действия. Они приступают к исполнению своих судейских обязанностей, а Асаф как будто стоит над ними и смотрит за тем, чтобы суд их был праведен. Судьи подвергнутся суду; цари и князья получат воздаяние по делам своим так же, как все остальные. Сельские власти и городские магистраты никогда не должны об этом забывать. Многим из них не помешало бы поучиться в школе Асафа и выучить наизусть этот псалом. Все неправедные и излишне суровые вердикты провозглашаются перед лицом Того, кто воздаст всем судьям земли за каждое несправедливое деяние, ибо Он нелицеприятен. Господь — защитник вдов и сирот. Все неправедные вердикты будут пересмотрены Судом Высшей Справедливости; даже самые беспристрастные судьи будут призваны к ответу Судьей всей земли.

«Среди богов произнес суд». Для других людей они — как боги, но Господь может судить и их, так как Он единый истинный Бог. Люди являются судьями лишь потому, что Бог дает им Свое имя. Они ни в коем случае не должны злоупотреблять данной им властью, зная, что сами подвергнутся суду за все свои решения. В нашей стране с этим уже практически все согласились, однако на ранних этапах английской государственности все было иначе. На Востоке судьи до сих пор берут взятки если не постоянно, то как правило, а в прежние времена найти правителя, который бы знал иную справедливость, помимо своей собственной деспотичной воли, было почти невозможно. Асаф произнес очень нужную речь, этот благочестивый человек не побоялся сказать правду.

2. «Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» Из слов Асафа мы понимаем, что израильские судьи действительно вершили неправедный, лицеприятный суд. Они не только оправдывали нечестивых, но и намеренно решали дела в их пользу, тем самым ущемляя права невинных. Даже капля неправды — уже слишком много; один день беззакония — уже слишком долго. Некоторые добиваются незамедлительного решения своих дел, а другие проводят в томительном ожидании всю свою жизнь и проигрывают только потому, что судья благоволит к богатому сопернику. Доколе продлится это беззаконие? Неужели судьи так и не вспомнят о Великом Судье и не отрекутся от своих преступлений? Эти слова настолько суровы и торжественны, что кажется, будто их произнес Илия.

«Селах». Пусть неправедные судьи подумают над своей долей и внимут предостережению.

3. «Давайте суд бедному и сироте». Прекратите делать зло; научитесь делать добро. Не потворствуйте интересам богачей, которые умасливают вас мздой, но защищайте права бедных, особенно сирот, чье имение чаще всего подвергается опасности. Не преследуйте несчастного крестьянина за то, что он собрал себе чуть больше дров, и не позволяйте знатному аферисту избегнуть наказания за свои злодейства. «Угнетенному и нищему оказывайте справедливость». Даже к нищим вы, судьи, должны быть справедливы. Если вы сочувствуете их тяжелым обстоятельствам, это не значит, что вы должны поступаться принципом справедливости. Если вы ничем не можете им помочь, то, по крайне мере, воздайте им по справедливости. Не допускайте несправедливого отношения к тем, кто и так терпит бедствие. Пусть ни один бедняк не ожидает суда слишком долго.

4. «Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых». Разорвите сети охотника, разрежьте узы ярма, путы рабства, тенета залогов и поручительств. Все это лукавые и хитрые злодеи используют для уловления и порабощения тех, кто беден и нищ. Поистине храбр тот судья, который способен вырвать несчастную жертву из лап безжалостных кровопийц, и поистине ужасен тот суд, который сотрудничает с грабителями. Как часто суд становится орудием отмщения в руках бессовестных подлецов.

Орудие это смертоносно, как яд или кинжал. Предотвращать подобные беззакония — дело судьи.

5. «Не знают, не разумеют». Как ужасно положение народа, в котором нет судей, знающих справедливость и имеющих разумение! Не знать своего долга и не хотеть его знать — это скорее черта неисправимого преступника, чем судьи, однако именно таким клеймом заклеймил псалмопевец судей израильских. «Во тьме ходят». Их нечестие было подстать их невежеству. Нечестивые невежды, они не желали следовать путем знания и правды. Они, не колеблясь, шли по пути зла, забыв о своих обязанностях и о грядущем гневе. «Все основания земли колеблются». Когда гаранты правосудия забывают о справедливости, они тем самым как бы сотрясают землю, колеблют ее основы и подрывают общественный порядок. Когда несправедливость становится правилом, мир впадает в хаос. Когда «справедливость» судей становится притчей во языцех, наступает время для справедливого отмщения. Давно пора воздать тем, кто творит зло безнаказанно, ибо их суд каждый день свидетельствует о том, что они потеряли разум. Лорды, избивающие своих крестьян и остающиеся без наказания, богачи, ценящие красивых птиц больше, чем жизнь бедняка, сотрясают основания земли, и те разрушаются, подобно подгнившим опорам, неспособным вынести груз возведенной над ними постройки. Слава Богу, что в нашей стране до сих пор есть неподкупные и справедливые судьи! Пусть так будет всегда. Даже наши младшие судьи — как правило, достойные люди, и за это мы должны возносить Богу непрестанное благодарение.

6. «Я сказал: вы — боги». Эти люди удостоились величайшей чести — приняли на себя божественные полномочия и на время стали осуществлять среди сынов человеческих суд Господень. «И сыны Всевышнеговсе вы». Все судьи являются сынами Всевышнего по роду своей деятельности, хотя и не являются таковыми по сути. Бог не посылает ангелов, чтобы управлять народами, а ставит одних людей над другими и наделяет их необходимыми полномочиями. Эти полномочия сохраняются за ними все время, пока они вершат праведный суд и не принимают подарков. Судьи не имели бы никакого права осуждать виновных, если бы сам Бог не установил государственную власть и не санкционировал надлежащего совершения правосудия и исполнения вынесенных приговоров. Таким образом, Дух Божий подтверждает законность судейской власти, но осуждает неправедных судей. Тем самым Он учит нас воздавать честь тем, кому должно воздавать честь, и почитать судейскую власть даже тогда, когда мы осуждаем конкретных судей.

7. «Но вы умрете, как человеки». Какая ирония! Какую бы высокую должность человек ни занимал, он остается смертен. Каждый судья должен видеть в этом стихе повторение незабвенного призыва momento mori, помни о смерти. В свое время ему придется оставить судейское кресло и сесть на скамью подсудимых, и по пути в небесный трибунал он снимет свою судейскую мантию и облачится в саван. «И падете, как всякий из князей». Князья, как правило, погибают в первую очередь. Войны, мятежи и жизнь полная излишеств, — все это лишь приближает безвременную кончину великих мира сего. Судьи земли, забывающие справедливость, умрут так же внезапно, как всякий из князей. Против судей, как правило, не устраивают заговоров, как против князей и вельмож. Однако собственная несправедливость лишит их этой ненадежной защиты, и они падут, как и прочие вельможи. Смерть лишает великих величия в один миг. Она — великий уравнитель. Смерть никому не дает свободы, но в отношении равенства и братства, она непревзойденный демократ. Цари умирают точно так же, как безродные бедняки. Все они — потомки смертного Адама, испытывающие одинаковую боль и одинаковые страдания. Нет такой высоты, куда не долетели бы стрелы смерти. Они поражают даже птиц, гнездящихся на неприступных скалах. Пусть каждый поразмыслит над этими отрезвляющими истинами и вразумится.

8. «Восстань, Боже, суди землю». Приди, о Судья всех народов, и призови к ответу всех лицемерных судей за их порочность и нечестие. Вот единственная надежда мира на спасение от безжалостных тиранов. «Ибо Ты наследуешь все народы». Придет время, когда все народы признают Бога своим Господом и Царем. Он — Царь по праву, данному Богом. В последнее время всякая плоть узрит пришествие Господнего царства и все отступники будут сокрушены жезлом железным, точно глиняные сосуды горшечника. Второе пришествие Господа— сама светлая надежда рода человеческого. Гряди же, Господи Иисусе.

Советы проповедникам

Стих 1. Великие и сильные мира сего — в руках Господа. Каким образом Господь являет Свое всевластие, что нам ждать от него.

Стих 1. Господь — неизменный участник всех конгрессов и заседаний сенатов.

Стих 2. Распространенный грех. От того, как мы относимся к человеку, зависит наша оценка его характера и его достоинств. Это часто ведет к несправедливому отношению к другим, а также причиняет серьезный вред самому льстецу.

Стих 3. Молитва за сирот.

Стих 5.

1. Нечестивые князья:

а) невежественны: «не знают»;

б) намеренно ничего не видят: «не разумеют».

в) постоянно упорствуют в грехе: «во тьме ходят».

2. Расшатывают «основания»:

а) личной безопасности;

б) общественного спокойствия;

в) финансового процветания;

г) национальной безопасности;

д) религиозной свободы.

Стих 5 (вторая часть). Путь самонадеянных грешников.

Стих 5. «Выбоги». Ветхозаветный фрагмент, содержащий учение о божественной природе Христа.

Стих 8.

1. Призыв: «восстань».

2. Предсказание: «ибо Ты наследуешь».