56. Не погуби, но помоги

Заглавие

«Начальнику хора». В последние строки этой великолепной песни вложено столько радости, что она должна была войти в репертуар лучшего из израильских певцов. «Не погуби». В этом заглавии звучит ревностная и искренняя молитва, краткость которой ничуть не умаляет ее глубины. Это достойная тема для священного песнопения. Давид просил не убивать Саула, когда тот оказался в его власти, а теперь он просит о том же у Бога в отношении себя. Молитва «Отче наш» учит нас щадить своих врагов: если мы будем щадить врагов, Бог пощадит нас. Фраза «не погуби» встречается в четырех псалмах: 56-м, 57-м, 58-м и 74-м. Общая тема всех этих псалмов — гибель нечестивых и спасение праведных. Кроме того, все они так или иначе упоминают о разрушении Израиля в наказание за то, что иудеи сделали с Сыном Давидовым. Они претерпят тяжкие испытания, но Бог решил, что не погубит их. «Писание Давида». Этот псалом по праву носит название золотого и сокровенного. Мы можем прочесть его слова, но так и не понять тайной радости, которую Давид хранил в своей золотой шкатулке. «Когда он убежал от Саула в пещеру». Давид написал эту песнь, находясь во чреве земли, и так же как молитва Ионы, произнесенная со дна морского, она несет на себе отпечаток того места, в котором была написана. Первая часть псалма написана во тьме пещеры, но потом Давид выходит на поверхность и продолжает свою песнь, глядя на голубые небеса и радостно наблюдая за движением облаков.

Композиция

В стихах 2—7 содержится молитва, а в стихах 8—12 — славословие. Преследуемый врагами псалмопевец на одном дыхании изливает свою молитву и, ободрившись, возносит к небесам песнь хвалы.

Истолкование

2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.

5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! 7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.

2. «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Когда человек срочно нуждается в помощи, он повторяет свои прошения снова и снова. Такие повторения свидетельствуют, что он на самом деле в чем-то нуждается. Говорят, что «дающий быстро, дает дважды». Если следовать этому принципу, то получающий быстро должен просить дважды. Давид воззвал к милости Божьей и, осознав, что лучшей молитвы быть не может, повторил свое прошение. Бог — источник всех милостей, и в трудный час мы должны искать милости у Того, у кого она есть. «Ибо на Тебя уповает душа моя». Сердце, исполненное верой, возносит Господу благоугодные молитвы. Может ли Господь остаться равнодушным к тому, кто уповает на Его милость? Вера — это не плата за милость, но она неизменно обретает благоволение у всемогущего Господа, если уповает на Него искренне и непритворно. Сердцем веруют к праведности.

«И в тени крыл Твоих я укроюсь». Давид прятался не только в пещере, но и под сенью вечной Скалы. Как птенцы находят убежище под крыльями взрослой птицы, так и гонимый Давид обрел защиту под сенью божественного покровительства. Этот яркий образ нам хорошо знаком. Дай Бог, чтобы мы познали его смысл на собственном опыте. Когда мы не видим сияния лица Господня, нам лучше всего укрыться в тени крыл Его. «Доколе не пройдут беды». Все беды рано или поздно кончаются, а до тех пор мы пребываем в безопасности под сенью божественных крыл. Благодарение Богу, наши беды временны, а в безопасности мы находимся вечно. Если мы пребываем под сенью крыл Господа, временные страдания не могут причинить нам вреда. Птенцы не боятся парящего в небе ястреба: они уверены, что материнские крылья — надежное убежище.

3. «Воззову». Давид находится в полной безопасности, тем не менее, он взывает к Богу. Мы молимся оттого, что веруем. Вера же дается нам духом усыновления, которым мы взываем: «Авва, Отче!» Давид выразил свое намерение в будущем времени: «Воззову». Воистину, все мы должны непрестанно взывать к Господу, пока не окажемся по ту сторону жемчужных ворот. Ведь на земле у нас всегда достаточно причин для усердных молитв. «К Богу Всевышнему». Мы молимся только Богу, нас побуждает это делать Его величие и благость. Как бы ни превозносился гордый враг, наш небесный Защитник все равно находится выше него, ибо Он — Всевышний. С высоты Своего положения Он может без труда подать нам помощь в тесное время. «Богу, благодетельствующему мне». Давид видел, что Бог благодетельствует ему, и потому молился. Когда верующий уповает в терпении, Бог действует. Господь благодетельствует нам и не отступится; Он исполнит все обещания завета.

4. «Он пошлет с небес». Если победа не может быть достигнута земными средствами, то Бог пошлет на помощь избранному народу легионы ангелов. В тяжелые времена мы должны ожидать от Бога самых необычных милостей. Каждый день с неба будет сходить свежий хлеб, как манна сходила для израильтян, а для победы над врагом Бог пустит в ход небесную артиллерию, которая сметет неприятеля с лица земли. Всевидящий Главнокомандующий непременно пошлет Свою помощь туда, где ведутся самые ожесточенные бои. «И спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня». В нужное время Бог спасет верующих не только от тех, кто жаждет их поглотить, но и от их злословия. Дети Божьи не просто спасутся от пламени — на них не остается даже запаха гари. О адские псы, Господь спасает не только от ваших клыков, но и от вашего тявканья. Враги не смогут долго потешаться над нами, ибо небесный Посланник скоро положит конец их злорадству и жестоким насмешкам, а нас спасет.

«Селах». Милость Господня заслуживает того, чтобы поразмыслить о ней в тишине и воздать Богу хвалу. Отдохни же, благословенный певец, ибо Бог дарует тебе покой!

«Пошлет Бог милость Свою и истину Свою». Давид просил о милости, а вместе с ней пришла и истина. Бог всегда дарует нам больше, чем мы просим или ожидаем. Его совершенства, словно небесные посланники, всегда готовы прийти на помощь к избранному народу.

5. «Душа моя среди львов». Давид был похож на Даниила. Враги окружили его точно свирепые львы; они рычали и бросались на него, но так и не смогли убить. Хотя он находился в логове львов, вера придала ему спокойствия и храбрости, и он смог даже лечь. Пещера, в которой он прятался, возможно, напомнила ему логово львов, а Саул и его воины, рычащие от того, что упустили Давида, казались ему разъяренными львами. И все же в божественном убежище он чувствовал себя в безопасности.

«Я лежу среди дышащих пламенем». Возможно, Саул и его воины разожгли костер у входа в пещеру, и это пламя напомнило Давиду ту ненависть, которая пылала в их сердцах. Но, так или иначе, верующий выходит невредимым даже из огня — горящий куст не обжег Моисея. Когда мы находимся под защитой самого Бога, мы можем спокойно лечь посреди пылающих угольев, и всепобеждающая вера сохранит нас от всякого вреда. «Среди сынов человеческих, у которых зубыкопья и стрелы, и у которых языкострый меч». Разъяренные злодеи были вооружены до зубов; в их устах обитала смерть — пища перемалывалась в них как в жерновах, а свирепые пасти были полны стрел и копий. Вы не нашли бы там обыкновенных зубов; там были только псиные клыки, да и сами нечестивцы были скорее псами, свирепыми львами, разъяренными волками и коварными бесами. Их язык, этот «небольшой член, который многое делает», был словно обоюдоострый меч, который разит наповал. Рядом со словом «язык», который сравнивается с мечом, использован эпитет «острый». Интересно, что Давид применил этот слово к языку, а не к зубам, которые он сравнил с копьями и стрелами. Это значит, что звериные клыки наших врагов — игрушки по сравнению с языком. Нет более страшного оружия, чем язык, заточенный на дьявольском точиле. Впрочем, верующий не должен страшиться даже вражеского языка, поскольку «ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь».

6. «Будь превознесен выше небес». Это припев псалма. Прежде чем завершить свою молитву, праведник прославляет величие Бога. Хвала его поистине драгоценна, ибо исходит из логова львов и огнедышащих драконов. Всевышний превознесен выше небес, и хвала наша должна быть соответствующей. Ни серафимы, ни херувимы не могут возгласить всю хвалу Господу, однако Его слава явлена нам, поэтому и мы должны прославить Его. «Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!» Будь прославлен, о великий Иегова, в небесах и на земле! Как воздух опоясывает землю, так и Твоя слава пусть звучит во всех концах земли.

7. «Приготовили сеть ногам моим». Враги праведных осуществляют свои коварные планы с завидным упорством и холодной расчетливостью. Как каждой птице нужна особая сеть, так и нечестивцы тщательно и искусно плетут каждому верующему отдельную сеть, учитывая особенности его характера и обстоятельства жизни. Что бы Давид ни делал, к чему бы ни приложил руку, враги были готовы уловить его в свои сети. «Душа моя поникла». Подобно пойманной птице, он чувствовал безнадежность своего положения. Враги позаботились о том, чтобы лишить его всякого утешения. «Выкопали предо мною яму, и сами упали в нее». Давид сравнивает козни нечестивых с ямами, при помощи которых охотники ловят свою добычу. Эти ямы, как правило, выкапывались на звериных тропах. Так и Давид говорит, что враги вырыли яму перед ним, там, где он обычно ходил. И все же он радуется тому, что коварные планы врагов обратились на их же голову. Саул преследовал Давида очень долго, однако Давид несколько раз застигал его врасплох и мог убить его. Зло — это ручей, который рано или поздно впадает в самого себя.

«Селах». Остановимся у края ямы и в благоговении прославим Бога за Его справедливое отмщение.

8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. 9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. 10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, 11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

8. «Готово сердце мое». Вместо того чтобы сказать «трепещет сердце мое», псалмопевец воскликнул: «Готово сердце мое!» Его сердце было спокойно, счастливо, исполнено упования и твердости. Если ось крепка, то и колесо крутится правильно. Если якорь крепок, то корабль не сдвинется с места. Боже, готово сердце мое! Я готов уповать на Тебя, служить Тебе и славить Тебя. Давид произносит одни и те же слова дважды во славу Того, кто дает его сердцу столь дивное утешение. Читатель, если твое некогда трепетавшее сердце ныне готово к прославлению Бога, то воистину душа твоя благословенна. «Буду петь и славить». Буду праздновать величие Господа гласом радости и на музыкальных орудиях. Прославлю Бога устами и сердцем. Меня не остановят ни сатана, ни Саул, ни филистимляне — в пещере Одолламской зазвучит дивная музыка; по всем ее уголкам разнесется эхо радостной песни. Верующий, прими решение всегда и во всех обстоятельствах возвеличивать Господа.

Пой Господу, хотя и плоть, и чувство

Грозят взвалить на душу скорбный груз.

Воспой Ему, ведь большей нет измены,

Чем сдерживать горячий пламень уст.

9. «Воспрянь, слава моя». Я жажду восхвалить Господа всеми силами души: разумом, порождающим мысль, языком, ее выражающим, и просвещенным воображением, ее украшающим. Да воспрянет душа моя со всем своим богатством и да восхвалит Господа! «Воспрянь, псалтиръ и гусли!» Буду славить Бога на всех известных мне музыкальных инструментах. «Я встану рано». Я разбужу зарю своим радостным пением. В голосе моем не будет ни усталости, ни сна. Я вознесу Господа всеми силами души. Мы не можем должным образом прославить Господа, даже когда стараемся изо всех сил. Будем же следить, по крайней мере, за тем, чтобы наши жертвы действительно были «от начатков прибытков» наших, а если они не лишены изъянов, то пусть хотя бы не будут осквернены нерадивостью. Псалмопевец трижды призывает себя восстать ото сна. Приступим же и мы к столь радостному делу, не будем терять времени, ибо прославление Бога — достойнейшее из занятий, слишком важное, чтобы им пренебрегать или выполнять нерадиво.

10. «Буду славить Тебя, Господи, между народами». Моя хвала достигнет языческих народов. Вот наглядный пример того, как истинный дух Евангелия ломает все ограничения, наложенные слепым фанатизмом. Обыкновенный иудей погнушался бы одной мыслью о том, что имя Иеговы может быть возвещено языческим псам, если только не для их устрашения. Псалмопевец же был научен благодатью и был ведом истинным миссионерским духом, который побуждал его распространять славу Господа по всем концам земли. «Буду воспевать Тебя среди племен». Как бы далеко они ни находились, я позабочусь о том, чтобы и они узнали о славе Господа через мои радостные песни.

11. «Ибо до небес велика милость Твоя». Милость Господня велика — простирается от глубин человеческой немощи до самых небес. Мы не можем даже вообразить себе, где кончаются небеса; милость же Господня превосходит даже самые смелые наши предположения. «И до облаков истина Твоя». Истина Божья запечатлена в облаках — в радуге, подтверждающей завет Божий. Облака — хранилища дождя и снега; они подтверждают истину Божью, даруя человеку время для посева и богатый урожай, холод и тепло. Если творение исполнено величия, то сколь же велик сам Господь? Даже небеса небес не могут вместить Господа всей вселенной; благость Его выше облаков и звезд.

12. «Будь превознесен выше небес, Боже». Великие слова. Воспойте же его вместе с нами, о ангелы, духи праведных и все сыны человеческие, и воскликните: «И над всею землею да будет слава Твоя!» В предыдущем стихе псалмопевец сказал, что милость Божья до облаков, а теперь превозносит Бога «выше небес». Хвала Господу поднимается все выше и выше к небесам и распространяется во все концы вселенной.

Советы проповедникам

Стих 2 (первая часть). Повторения в молитве.

1. Опасность повторений. Повторения могут превратиться в многословие. Они могут создать впечатление, что Бог неохотно отвечает на наши молитвы.

2. Польза от повторений. Они приносят душе облегчение, как слезы, свидетельствуют о сильных переживаниях.

Стих 2.

1. Беды:

а) война;

б) болезни;

в) лишения;

г) грех, самое большое бедствие;

д) смерть;

е) проклятие нарушенного закона.

2. Избавление от бед:

а) в Боге;

б) благодаря Его милости.

3. Мы прибегаем к Богу:

а) посредством веры: «на Тебя уповает душа»; «в тени крыл»;

б) посредством молитвы: «помилуй».

4. Вера и молитва должны быть неотступными: «доколе».

Стихи 2, 5, 7—8. Разные состояния одного и того же сердца в одно и то же время: «на Тебя уповает», «душа моя среди львов», «душа моя поникла», «готово сердце мое».

Стих 3. Молитва к Богу-благодетелю. Господь исполняет все Свои обещания, дарует мне спасение, хранит меня от неверия, восполняет все мои нужды на пути к небесам. Он являет Свое всемогущество, благодать, верность и неизменность; мы, со своей стороны, должны воздавать Ему верой, терпением, радостью и благодарностью.

Стих 3. Парадоксы:

1. В пучине отчаянья псалмопевец взывает к Богу, превознесенному в славе. Мысль о величии Господа могла бы наполнить его сердце сомнением, что Бог слышит грешника, однако душа, оживотворенная страданиями, возрадовалась истине: «Высок Господь: и смиренного видит».

2. Он взывает к Господу-благодетелю. Но если Бог и так благодетельствует ему, зачем молиться? Молитва — это музыка, с которой воин отправляется на войну.

Стих 4. Уверенность святых перед лицом врагов:

1. Господь восполняет их нужды: «Он пошлет».

2. Он даст им все необходимое для победы: «с небес».

3. В конце концов лютый враг будет поражен: «ищущий поглотить меня».

4. Он будет поражен милостью и истиной.

Стих 4. Небесные посланники. Их постоянное покровительство. Их действенная защита. Благодарность святых.

Стих 4 (вторая часть). Черты характера Божьего гармонично проявляются в спасении. Милость основывается на истине; истина утверждает милость. Милость лишена несправедливости; справедливость прославляется милостью.

Стих 5. «Душа моя среди львов». Как я оказался здесь?

Если ради имени Божьего, тогда я должен помнить:

1. Мой Господь в пустыне был со зверями.

2. Львы сидят на цепи.

3. Они могут только рычать.

4. Я выйду из их логова живой, невредимый, прославленный.

5. Лев Иудин со мной.

6. Моя душа скоро будет среди ангелов.

Стих 6.

1. На небе и на земле, в грешном и безгрешном мире для Бога главное — Его слава.

2. Наш долг — содействовать распространению Божьей славы: «будь превознесен». Мы должны славить не себя, не других людей, не ангелов, а Бога. За славу Божью мы должны подвизаться двумя способами: прославлять Бога и повиноваться Его воле.

Стих 7 (первая часть).

1. Кто они?

а) Ведущие нас ко греху.

б) Защищающие мирскую философию.

в) Держащиеся церковных суеверий.

г) Учащие беззаконию.

2. Как спастись от них?

а) Не встречаться им на пути.

б) Идти Божьим путем.

в) Каждый день уповать на Господа.

Стих 7. «Душа моя поникла».

1. Упадок сил

а) вызван врагами, страхом, болью;

б) глубокий, болезненный, испытующий;

в) знаком Главе и членам церкви.

2. Источник утешения.

а) Душа поникла, но не осуждена.

б) Надеется на обещание.

в) Доверяет Богу.

г) Ожидает, что испытание станет благословением.

Стих 8.

1. «Готово сердце мое». Готова воля, чувства и ум. Сердце обрело надежный якорь, убежище, поэтому защищено от ветров.

2. Готово к чему?

а) к упованию на Бога;

б) к упованию на слово;

в) к упованию на спасение;

г) к упованию на небеса.

Стихи 8—10.

1. Благодарный человек помнит об оказанной ему милости. Давид помнил о милостях Господа, потому и упомянул о сердце. Добавив слово «мое», он подчеркнул то, насколько ему лично дороги милости Господа.

2. Недостаточно просто иметь благодарное сердце; необходимо говорить о своей благодарности другим людям, рассказывать о милостях Господа с радостью. Давид сказал: «буду петь и славить».

3. Давид использует все доступные средства для выражения своей благодарности: язык, псалтирь, гусли: «воспрянь, язык, восстань слава моя, гусли и арфа, пробудитесь вместе со мной!»

4. Славить Господа следует бодро и весело — не сонно: «восстань».

5. Давид использует все возможности для прославления Бога; он не ждет и не откладывает на потом: «я встану рано».

6. Давид хотел славить Бога перед разными людьми: «буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен».

Стих 10.

1. Кто? Я.

2. Что буду делать? Славить.

3. Кого? Тебя.

4. Где? Между народами.

Стих 10. Открытое исповедание перед людьми является

1. необходимостью;

2. благословением;

3. долгом.

Стих 11. Милость Божья до небес.

1. Милость — это престол Божий. Бог превознесен в глазах людей благодаря Своей милости.

2. Милость — это лестница на небеса. Мы восходим на небеса благодаря милости.

3. Милость — это радуга. Прошлые и настоящие милости доказывают то, что святые избавлены от участи нечестивых.

4. Милость — это гора. Ее основание на земле, а вершина — над облаками. Благословение креста превыше небес. Возможно ли описать великолепие горной вершины, если даже подножье горы исполнено неизреченной славы и величия?

Стих 11. Дивное величие милости.

1. Милость Божья велика до небес — не просто высока как небо. Она возвышается над всеми грехами и гордыми помыслами человека.

2. Милость Господня широка как небосвод, охватывает всех людей во все века, все народы, сословия и т. п.

3. Милость Господня глубока. Поскольку у Бога все соразмерно, милость зиждется на вечном основании — бесконечной мудрости.