57. Наказание нечестивых

Заглавие

«Начальнику хора». Хотя Давид писал о собственных обстоятельствах жизни, его песнь — это пророческое слово, а не сочинение частного лица. Она предназначена для публичного и регулярного исполнения храмовыми певцами. «Не погуби». Псалом предрекает осуждение нечестивых и их неизбежную погибель, тогда как над благочестивыми звучит торжественное «не погуби». «Писание Давида». Это второй псалом из озаглавленных «Не погуби». Даже если у этих заглавий нет особого предназначения, они, по крайней мере, помогают нам запоминать основные темы псалмов. Человек дает имена лошадям, жемчужинам и другим драгоценностям, и эти имена не столько называют предмет, сколько выделяют его из среды других предметов, а иногда указывают на их особую ценность. По этой же самой причине Давид, поэт Востока, давал названия своим любимым песням, во-первых, для легкости запоминания, а во-вторых, для того, чтобы выразить к ним свое отношение. Не стоит всегда искать особый смысл в этих заглавиях; их следует воспринимать так же, как мы воспринимаем название стихотворений или песен.

Композиция

В стихах 2—6 псалмопевец обвиняет нечестивого врага, в стихах 7—9 просит судью произвести справедливый суд, а в стихах 10—12 пророчески описывает, как это произойдет.

Истолкование

2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?3 Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.5 Яд у них— как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои 6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

2. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи». Враги Давида были многочисленны. Все они стремились к одной цели. Они единодушно обвиняли преследуемого Давида, полагая, что их вердикт справедлив. Меж тем поговорка: «То, что говорят все, должно быть правдой» есть сущая ложь, основанная на распространенном заблуждении, что большинство всегда право. Мы все согласились преследовать Давида; кто посмеет утверждать, что такое великое собрание может ошибаться? И все же гонимый пророк дерзнул поставить вопрос ребром, спросив у своих судей, действительно ли они говорят правду. О, если бы все мы время от времени задавали себе этот вопрос! Некоторые из окружения Саула, хотя и не участвовали в гонениях на Давида открыто, пассивно все же содействовали злодеяниям царя, ибо никак не возражали против клеветы, возводимой на царского врага. Согласно оригиналу, первое предложение адресовано именно им; Давид просит их объяснить свое молчание. Молчание — это все равно, что согласие. Кто не вступается за правду, тот сам становится соучастником во зле.

«И справедливо судите, сыны человеческие?» Вы такие же сыны человеческие, хотя и наделены властью на короткое время. Вы служите людям, да и сами вы люди, а потому ваша прямая обязанность — хранить благочестие. Как могли вы об этом забыть? Разве вы не отвергли правду, осудив праведника и ополчившись на невинных? Но не надейтесь на легкую победу, ибо вы — «сыны человеческие», и Господь отвергнет все ваши решения.

3. «Беззаконие составляете в сердце». Все свои коварные планы нечестивцы вынашивают в сердце и осуществляют с великой радостью при первой возможности. Беззаконие коренится в их сердцах, потому и руки их готовы пролить кровь. Судьи, исполнившиеся негодования к своей жертве, сами были повинны в великом беззаконии.

«Кладете на весы злодеяния рук ваших на земле». Они совершали свой грех намеренно, с расчетливостью злодеев. Как праведный судья взвешивает улики, размышляет над законом и разбирает дело, так и нечестивец обдумывает свои злодеяния хладнокровно и невозмутимо. Обратите внимание на то, что эти люди грешили как в мыслях, так и в действиях: тайно — в сердцах, а открыто — на улицах. Они строили козни и обдумывали планы, совершая беззаконие сознательно. Вот с каким развращенным родом приходится уживаться святым. Именно такими были враги Господа нашего — порождениями ехидны, порочным и развращенным родом, искавшим убить Того, кто был воплощением правды, и оправдывавшим свою ненависть к всеблагому Господу клеветническими обвинениями в Его адрес.

4. «С самого рождения отступили нечестивые». Едва ли стоит удивляться тому, что некоторые люди нещадно гонят праведников, семя жены. Они — семя змея, и между ними и семенем жены положена вражда. Отступили с самого рождения — какая ужасная доля! Можно ли отступить от Бога так рано? Неужели мы становимся грешниками в тот момент, когда становимся людьми? «От утробы матери заблуждаются, говоря ложь». Всем нам хорошо известно, как рано младенец начинает лгать. Он еще не умеет говорить, а уже пытается обвести родителей вокруг пальца. Эта способность развилась в полной мере в тех, кто, достигнув зрелого возраста, становится клеветником. Эти люди начинают осваивать свою профессию в раннем детстве и со временем становятся настоящими мастерами своего дела. Кто начинает работу засветло, тот к вечеру успеет сделать очень многое. Нечестность — один из верных признаков греховной природы, а поскольку ложь так распространена, мы можем заключить, что все люди греховны.

5. «Яд у них — как яд змеи». Может ли человек быть ядовитой змеей? Может, и его яд еще страшнее змеиного. Если ядовитая змея убивает только тело, то невозрожденный несет в своих устах яд, поражающий душу. «Как глухого аспида, который затыкает уши свои». Говоря о змеях, псалмопевец вспомнил, что многие из них подчиняются искусным заклинателям; нечестивцев же никто не мог ни подчинить, ни удержать в рамках закона. Посему Давид сравнил их с глухими аспидами, затыкающими уши, чтобы не слышать заклинателя. Эти люди отказались внимать голосу разума, так же как аспид не поддается голосу заклинателя, в отличие от других змей. Порочный человек вмещает в себе все отрицательные стороны ядовитой змеи при полном отсутствии положительных. О грех, что же ты сотворил с человеком!

6. «И не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях». Нечестивцев невозможно вернуть на путь истинный при помощи логических доводов и искренних увещеваний. Все ваши приемы, о проповедники Слова, не победят предрассудков и извращенного вкуса грешников, и вам придется воскликнуть: «Кто поверил слышанному?» В ваших речах нет изъяна; изъян — в ушах нечестивых слушателей, и только сила Божья может с ним справиться.

Мы можем безуспешно призывать их до скончания века, если Господь не приведет их к истине Своей могучей десницей. В этом одновременно и вина грешника и опасность для него. Он должен слышать, но отказывается слышать. А поскольку он отказывается слышать, он не может осознать, какая пучина разверзлась под ним.

7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! 8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. 9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

7. «Боже! сокруши зубы их в устах их». Если они не способны творить добро, то, по крайней мере, сделай так, чтобы они не могли делать зло. Вырви их ядовитые клыки, сломай им зубы, как делают все заклинатели змей. Господь может сделать это и сделает. Он не позволит злобе восторжествовать, но нанесет нечестивцам такой удар, что они не смогут уже творить нечестие. «Разбей, Господи, челюсти львов!» Давиду было мало одной твари, чтобы завершить описание подлых злодеев, и он упомянул еще одного представителя дикой природы. Он сравнил жестокость беззакон-ников со свирепостью молодых львов, чудовищ в расцвете сил с хищническими инстинктами. Он просил Бога разбить им челюсти, чтобы они не могли больше терзать своих жертв. Не трудно себе представить, как несчастный сын Иессеев, которого травили ядовитой клеветой и устрашали жестокостью, желал освободиться от своих врагов и молил небеса о скором и полном избавлении.

8. «Да исчезнут, как вода протекающая». Да исчезнут они с лица земли как горные потоки, иссушенные лучами летнего солнца, или как ручьи, которые быстро протекают и исчезают без следа, или как разлитая вода, которую уже никто не может собрать. Пусть сгинут навеки оскверненные потоки, и чем быстрее, тем лучше для всей вселенной. «Когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные». Пусть суды Господа Бога обрушатся на Его врагов с сокрушительной силой, и те уподобятся мишени, разбитой в щепки множеством тяжелых стрел. Или же Давид имел в виду, что, когда нечестивый пойдет войной на праведного, его лук и стрелы придут в негодность, тетива порвется, лук сломается, стрелы будут бить мимо цели, наконечники затупятся, и в результате горделивый воитель не сможет ранить праведника. Каким бы ни был смысл этого стиха, Бог делает и то, и другое постоянно, и будет делать всегда, пока в том будет необходимость.

9. «Да исчезнут, как распускающаяся улитка» (в англ. — «тающая улитка». — Примеч. ред.). Когда улитка ползет, она оставляет за собой след из собственной слизи и как бы тает на ходу. Нередко можно найти пустые раковины улиток, которые словно растаяли и так покинули свой дом. Так и злодеи истощают свои собственные силы, пытаясь осуществить свои коварные замыслы, и исчезают с лица земли. Такова доля всех злонамеренных: они уничтожают самих себя злобой и завистью. «Да не видят солнца, как выкидыш женщины». Как ужасно это проклятие, с какой неотвратимостью оно обрушивается на головы безжалостных злодеев! Сердца их безобразны, отвратительны и полны бунтарства. Лучше им лежать в глубокой и заброшенной могиле, чем оставаться среди живых. Их жизнь не ведает цветения, они никогда не достигают своих целей, и существуют только для того, чтобы приносить людям несчастье, а себе — погибель. Такими людьми были Ирод и Иуда — разве не лучше им было вообще не родиться? Разве не лучше было бы их матерям, землям, которые они прокляли, могилам, в которых хранятся их сгнившие кости вдали от солнца? Каждый невозрожденный человек подобен выкидышу. Он никогда не становится человеком в полной мере; он тихо разлагается во тьме греха и никогда не видит света Божьего во всей его небесной чистоте.

10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. 11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

10. «Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн». Гибель настигает нечестивых так внезапно, а поражение приходит так неотвратимо, что они никогда не испытывают радости. Нечестивцы ставят котлы, чтобы приготовиться к празднику радости, подкладывают под них терн, но прежде чем огонь разгорится, прежде чем горячее пламя коснется котла, налетает сильный ветер и гасит огонь. Котлы опрокидываются, а угли разносятся ветром во все стороны. Или же Давид имеет в виду, что терн прогорает слишком быстро, и котлы не успевают нагреться. В результате мясо остается сырым, и все труды нечестивца идут насмарку. «И свежее и обгоревшее да разнесет вихрь». И повар, и огонь, и котлы, и мясо, и все остальное исчезает в небесном вихре и уносится навстречу гибели. Яростный вихрь обрушивается на злодея внезапно, в тот самый час, когда он, наслаждаясь жизнью, замышляет коварство против праведного, и все его планы рушатся, замыслы разваливаются, а сам он ввергается в погибель. Злобный гонитель разжигает огонь под своим котлом, подбрасывает в него дров и желает проглотить праведного, но, поскольку он пренебрегает волей Господа, или лучше сказать Господа небесных воинств, внезапно налетает мощный вихрь и в мгновение ока сметает его с лица земли вместе с котлами и пиршеством.

11. «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение». Праведник не будет участвовать в отмщении нечестивым и радоваться их осуждению как таковому. Его праведный дух лишь согласится с судом Божьим, и он возрадуется торжеству справедливости. В Писании вы не найдете примеров воображаемой божественной жалости к беззаконникам, о которой современные отступники любят говорить как о высшем проявлении сострадания. В конечном счете мы скажем «аминь» осуждению нечестивых и не будем подвергать сомнению справедливость божественных действий по отношению к ожесточенным грешникам. Вспомните, как сказал об этом Иоанн, возлюбленный апостол: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков».

«Омоет стопы свои в крови нечестивого». Он восторжествует над своим врагом, и победа его будет окончательной и необратимой, а избавление радостным и полным. Проклятие нечестивых никак не омрачит торжества святых.

12. «И скажет человек: подлинно есть плод праведнику!» Эти слова произнесут все люди, какими бы невежественными они ни были. Если даже все прочее — ложь, то это — чистейшая правда. Бог никогда не оставляет праведных и не предает их в руки врага. Злодеи теряют все, что надеялись приобрести, а верность и благость в конечном счете получают доброе воздаяние. «Итак есть Бог, судящий на земле!» В день последнего суда все люди признают, что Бог есть и что Он — праведный Царь всей вселенной. Все поймут, что Бог существует и ищущим Его воздает. Время развеет все сомнения, разрешит все трудности и все тайное сделает явным. Вера же пророческим взором видит все это уже сейчас и радуется радостью великой.

Советы проповедникам

Стих 4.

1. Естественные последствия первородного греха проявляются в страданиях и смерти в раннем возрасте.

2. Нравственные последствия первородного греха проявляются в отступлении от закона еще в раннем возрасте.

3. Наличие первородного греха в младенцах доказывается их склонностью ко лжи, проявляющейся в раннем возрасте.

Стих 4 (первая часть). Опись человеческих грехов.

Стих 5 (первая часть). Семя змея.

Стих 5. Грех отравляет человека как яд. Яд может быть приятен на вкус и цвет, действовать быстро, медленно или болезненно, может усыплять или дурманить, однако во всех случаях он убивает.

Стих 6. Заклинатель змей заклинает

1. при помощи убеждения, обещаний, угроз;

2. мудро, искренне, с любовью, с убедительностью;

3. напрасно; воля желает противоположного. Для преображения воли необходима божественная благодать и Евангелие.

Стих 9. Нечестивый ползет по жизни подобно улитке. Грех в конечном счете лишает его имения, здоровья, времени, влияния и жизни.

Стих 12. Приведите яркие примеры божественного суда и его последствий.