58. Мольба о защите и торжество

Заглавие

«Начальнику хора». Как странно, что печальные события в жизни Давида обогащают репертуар лучшего из израильских музыкантов. Медоносные соцветия Псалтири вырастают на почве скорбей и печалей. Если бы Саул никогда не преследовал Давида, у Израиля, а впоследствии и у Церкви, никогда не было бы столь поучительного гимна. Богослужения во многом обязаны своим репертуаром страданиям святых. Испытания лишь настраивают арфы освященных музыкантов. «Не погуби». Это еще один псалом из цикла «не погуби». Сатана не может причинить вреда тому, кто находится под покровительством Бога. Господу не составляет труда накормить Своих пророков даже с помощью воронов, которые в других обстоятельствах просто выклевали бы им глаза. Попадая в опасные обстоятельства, Давид всегда находил себе друга, который неизменно помогал ему в беде, и всякий раз этот друг принадлежал к дому Саула. В данном случае этим другом была Мел-хола, дочь Саула, а до того — Ионафан, его сын. «Писание Давида. Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его». В истории было немало попыток приписать авторство этого псалма кому угодно, только не тому, кто указан в заглавии. Такова модная тенденция последнего времени — выказывать свой ум, оспаривая мнения предшественников. Возможно, через несколько лет старые заглавия, которые сегодня отвергаются, снова будут в чести. У тех, кто называет себя «интеллектуалами», часто меняется настроение. Я не стану слишком быстро соглашаться с их предположениями и потому скажу лишь то, что этот псалом следует воспринимать в свете упомянутых в нем обстоятельств. В этом гимне нет ничего такого, что бы заставило нас усомниться в авторстве Давида.

Композиция

Стихи 2—3 — молитва. Стихи 4—5 — сетование на горести. Стих 6 — снова молитва. Пауза, завершающая первую часть псалма. Стихи 7—8 — снова сетование. Стихи 9—11 — исповедание уверенности в Боге. Стихи 12—14 — мольба к Богу и пауза, завершающая вторую часть псалма. Стихи 15—16 — снова молитва и пение.

Истолкование

2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных.

2. «Избавь меня от врагов моих, Боже мой!» Могущественные враги окружили дом со всех сторон и пытались схватить Давида с разрешения царя. Им было приказано взять его живым или мертвым, в болезни или в здравии и привести к месту казни. Никакая хитрость не помогла бы вырваться из рук вооруженных воинов, и никакое красноречие не убедило бы их остановить свое злодейство. Он был схвачен, как птица, пойманная в силки, и не было никого, кто мог бы прийти к нему на помощь. Неверие могло бы нашептать ему, что все молитвы напрасны, однако благочестивый муж думал иначе и потому сделал молитву своим единственным упованием. Он воззвал к Богу об избавлении и предоставил Ему выбирать способы и средства. «Защити меня от восстающих на меня». Саул был царем и пытался сокрушить Давида с высоты своего положения. Поэтому Давид и обратился к Богу с просьбой защитить его и превознести. Он хотел, чтобы Бог вознес Его на высокую крепость, туда, где враг не смог бы его достичь. Обратите внимание на то, что Давид противопоставил фразу «Боже мой» фразе «врагов моих». Огненные стрелы лукавого разбиваются о щит веры, когда мы взываем к Богу нашему и уповаем на Его спасение и защиту.

3. «Избавь меня от делающих беззаконие». Саул преследовал Давида несправедливо и поступал деспотично и неправедно по отношению к другим людям. Вот почему Давид всем сердцем молил Бога о прекращении его беззаконий. Среди придворных царя появлялось все больше и больше негодяев, которые готовы были стать верными исполнителями царской воли. Молитва Давида была направлена и против них. Когда дурные люди объединены дурной целью, мы непременно должны молить Господа о пресечении беззакония. Когда в дом врываются разбойники, хозяин дома поднимает тревогу. Так и Давид поднял тревогу и во весь голос возопил: «Избавь меня», «защити меня», «избавь меня», «спаси меня». У Саула было больше оснований для страха, чем у Давида, поскольку на него было направлено грозное оружие молитвы, призывающее к бою все воинство небесное. «Спаси от кровожадных». Давид помнил, сколько раз Саул пытался убить его, и хорошо знал, чего следует ожидать от царя и его остроглазых шпионов. Он назвал их кровожадными по вполне понятной причине; мы нуждаемся во вмешательстве Божьем, когда на нас нападают кровожадные враги, ведь Бог ненавидит тех, кто жаждет невинной крови.

4 Ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.

4. «Ибо вот, они подстерегают душу мою». Злодеи притаились, чтобы уловить душу праведного; псалмопевец же, узнав об их коварных планах, стал просить Бога об избавлении. Как дикий зверь тихо подкрадывается к своей жертве, так и нечестивые готовились к роковому прыжку, но Давид знал эффективное средство борьбы с ними и предал себя в руки Божьи. Когда враг желает поглотить нас подобно дикому зверю, мы опускаемся перед Богом на колени, зная, что Он хочет оказать нам милость, а злодеям — воздать сполна. «Собираются на меня сильные». Все сильные мира сего как один восстали на святого. Они не могли отказать себе в таком удовольствии. Вместо того чтобы защищать свою страну, воины Израиля преследовали мирного гражданина. Великий царь тратил столько сил и средств на поимку одного-единственного верноподданного. «Не за преступление мое и не за грех мой, Господи». Давид не совершил никакого греха, чтобы заслужить к себе такое отношение. Его единственным «грехом» была его доблесть и милосердие, а также то, что он был избранным Божьим. Но именно поэтому завистливый Саул жаждал омыть руки в его крови и не мог спать спокойно, пока его прославленный соперник был жив. Знать о своей невиновности — великое благословение. Даже если это не поможет нам оправдаться перед земным судом, для суда совести это всегда будет наилучшим аргументом, а во время гонений — неизменным утешением. Обратите внимание на то, что Давид дважды объявил о своей невиновности. Он был уверен в своей правоте, совесть его была чиста, и он не боялся говорить об этом.

5. «Без вины моей сбегаются и вооружаются». Враги Давида были кровожадны и готовы к активным действиям. Они использовали свою излюбленную тактику: окружили дом псалмопевца и притаились в засаде, как если бы подстерегали злостного преступника. Вооружившись до зубов, они набросились на меня с силой и сноровкой настоящих воинов, штурмующих замок, хотя во мне не было никакой вины. Они возненавидели меня безо всяких на то оснований и с готовностью повиновались своему жестокому господину, не задумываясь над правильностью своих действий. Услышав приказ, они бежали выполнять его в тот же миг, даже если им приходилось надевать доспехи на бегу. Подвергаться гонениям без вины — великое несчастье. Храброму человеку легче пережить опасность, чем испытать несправедливое отношение окружающих. То, что такой прославленный герой, как Давид, подвергался гонениям как последний отступник и вынужден был бежать из собственного дома, как дикий зверь, вырвавшийся из сетей, — великий, чудовищный позор. «Подвигнись на помощь мне и воззри». Не своди с меня глаз, Господи, даже в стражу ночную. Яви могущество Свое. Восстань и начни действовать. Воззри на скорбь раба Твоего и десницу Свою приведи ко мне на помощь. Воистину упование псалмопевца на милость Божью было полным и безраздельным — Он не сомневался, что Господь помилует его, как только узрит его бедственное положение.

6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников.

6. «Ты». Я нуждаюсь в Твоей и только в Твоей защите, Господи. Я не могу защитить себя сам, ибо преследуем безвинно. «Господи, Боже сил», Ты вечен и неизменен, и можешь избавить меня от бед. Бог Израилев, обещавший хранить Своих верных рабов от зла и скорбей, восстань и посети язычников жезлом железным. Яви премудрость Твою и святое могущество; покарай язычников в среде Израиля, которые называют себя иудеями, но таковыми не являются. Пусть все ненавидящие Тебя народы и доморощенные язычники увидят Тебя, восстающим на суд и карающим Своих врагов. Мы знаем, что молитва Давида была продуманной и глубоко прочувствованной, ибо все употребленные им имена Бога соответствовали сути его прошений и добавляли им весомости. Разве не вступится Иегова за Свой многострадальный народ? Может ли Господь Саваоф допустить поражение Своих верных рабов? Может ли Бог, хранящий Свой завет, оставить избранный Им народ в смертельной опасности? Имя Божье в буквальном смысле является крепкой башней для праведника. Воистину, фраза «Боже Израилев, восстань посетить все народы» была действенной молитвой. Давид просил Бога справедливо осудить, покарать и очистить.

«Не пощади ни одного из нечестивых беззаконников». Пощади их как людей, но не как беззаконников. Если они станут упорствовать в грехе, не потворствуй их ожесточению. Тот, кто закрывает глаза на беззаконие, обрекает праведных на страдания от рук нечестивых, а посему, Боже, воззри на их преступления и воздай им по заслугам. Псалмопевец понимал, что поражение нечестивых необходимо как ему лично, так и многим братьям, проходящим подобные испытания по всему миру, и потому молился за всех святых и просил Бога об отмщении всем врагам избранного народа.

«Селах». Размышлять о таком предмете необходимо с остановками. Когда речь идет о возмездии всем врагам Божьим, не следует торопиться с выводами. Неправ тот, кто не желает слышать о справедливом возмездии нечестивым!

7 Вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города; 8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»

7. «Вечером возвращаются они». Словно дикие звери, они выходят на свою охоту под покровом ночи. Потерпев неудачу днем, они пытаются достичь своих целей в более подходящее для них время. Они крадутся во мраке и вторгаются в дома безвинных. «Воют, как псы, и ходят вокруг города». Они бродят вокруг городских стен, крадутся в ночной тиши, воют от голода и лают в порыве общей ненависти. Давид сравнивает своих врагов с бродячими псами, которых на Востоке было великое множество, — с мерзкими, тощими, грязными и голодными псами, воющими от досады, что не могут найти пищи. Соглядатаи Саула, да и сам злобный царь, должно быть, пришли в бешенство, обнаружив в постели Давида статую и козью кожу. Все их старания оказались напрасны: Давид был избавлен от руки их, и не кем-то, а дочерью того самого человека, который жаждал его крови. Возвращайтесь же, псы, в свою конуру и глодайте свои кости, ибо сей благочестивый муж вам не по зубам.

8. «Вот они изрыгают хулу языком своим». Злоба разъяренных псов столь удивительна, что автор привлекает к ней внимание слушателей словом «вот». Вместо известных слов «вот человек» звучат слова «вот псы». Злобные речи извергаются из их уст, как вода из бурлящих гейзеров. Все клеветники многословны и словоохотливы. У них большой запас ругательств, они изливают на праведных потоки своих проклятий. Им не нужны суфлеры — ненависть сама ищет себе выход и выражает себя от избытка сердца. «В устах их мечи». Слова их остры, как кинжалы, пронзают, как рапиры, разят, как сабли. Как подушечки на лапах льва скрывают острые когти, так и мягкие алые уста таят смертоносные слова. «Ибо, думают они, кто слышит?» Они почитают себя свободными от всех ограничений, они забыли страх перед Богом и захватили всю власть на земле. Когда никто не может призвать человека к ответу за то, что он делает, беззакониям его нет предела. Тот, кто не боится Бога и не стыдится человека, делает притеснения своим излюбленным занятием и речи его полны злобы и коварства. Давид, несомненно, испытывал невероятные мучения, слыша дерзкие слова и отвратительные бахвальства из уст Сауловых приспешников, окруживших его дом. Царские посланники проклинали избранного Богом Давида, которого им было приказано схватить, так же, как роялисты проклинали пуритан. Давид назвал их псами — и действительно, они были сворой тявкающих шавок. Бог слышал их дерзкий вызов: «Кто слышит?» Давид знал об этом и потому не терял мужества.

9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы. 10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.11 Бой мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.

9. «Но Ты, Господи, посмеешься над ними». Давид говорил с Богом так, как если бы Тот сидел рядом. Он указал на притаившихся за дверью клеветников и открыл Богу свое желание. Они смеются надо мной и жаждут моей погибели, Ты, Боже, насмехаешься над ними, ибо решил отослать их с пустыми руками и научил Мелхолу, как одурачить их. Господь смеется над могущественными, хитрейшими и коварнейшими врагами Церкви; все их лукавые замыслы напрасны и никак не могут повредить верующим. «Ты посрамишь все народы». Давид как бы сказал Господу: «Кто притаился в засаде за стенами моего дома? Может ли их царь навредить мне, если Бог на моей стороне?» Даже если бы все народы ополчились на Давида и окружили его дом, Иегова без труда разрушил бы все их коварные планы и избавил бы избранных Своих. Враги царства Божьего воистину отвратительны и презренны, и это будет очевидно в последний день. А кто видит поражение могущественных врагов Церкви уже сегодня, несмотря на то, что они со всех сторон окружают народ Божий и грозят ему расправой, тому нельзя отказать в храбрости.

10. «Силау них, но я к Тебе прибегаю». Когда на меня нападает сильный враг, я обращаюсь к Господу и предаю себя в Его руки. Возлагая свои заботы на Господа во время великих испытаний, мы принимаем мудрое решение.

Когда враги мне посылают

Страданье, горе и нужду,

Силен я немощью своею

И Бога в упованье жду.

«Ибо Богзаступник мой». Он моя защита, крепость и прибежище в тесное время. Когда враг слишком силен для меня, я убегаю в свою надежную крепость и укрываюсь от его злобы.

11. «Бог мой, милующий меня, предварит меня». Бог, Источник и Податель всех незаслуженных милостей, сам пойдет впереди меня и будет указывать мне верный путь. Он придет ко мне на помощь во время нужды. Мне не придется в одиночку справляться с врагами — Тот, кто не раз доказывал Свою верность и могущество, сам расчистит мой путь и будет моим защитником. Как часто и жизни мы видим, что Бог предваряет нас в той или иной сложной ситуации: заблаговременно восполняет нужду или воздвигает убежище еще до того, как пришла беда. Предваряющая благодать Господня готовит нам путь на долгие годы вперед и так направляет развитие событий в нашей жизни, чтобы мы в конечном счете оказались победителями. «Бог даст мне смотреть на врагов моих». Давид был уверен в том, что Бог позволит ему без страха смотреть на могущественных врагов. Он вселит в него такое бесстрашие, что враг уже не будет вызывать в нем ни малейшего трепета; он будет спокоен и хладнокровен в минуту опасности и очень скоро увидит окончательный разгром и гибель нечестивых. Когда нас предваряет сам Иегова, победа шествует за Ним по пятам. Взирайте на Бога, и вам не придется трепетать при виде врагов. Давид был окружен предателями со всех сторон, но, взирая на Господа, одерживал над ними полную победу.

12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.

14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.

12. «Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой». Воистину вера Давида была крепка, если, находясь в окруженном доме, он смог обратиться к Господу с просьбой не умерщвлять его врагов. Он был уверен в том, что их полное поражение не за горами. Господь мог бы поразить коварных злодеев в мгновение ока, но зачем прекращать конфликт так быстро? Истребление всех злодеев одним взмахом меча было бы слишком внезапным окончанием вселенской драмы. Если же позволить праведникам пострадать еще немного, а хвастливым злодеям — умножать свои пустые бахвальства, пока не придет их бесславный конец, то праведники, подвизающиеся на стороне Господа, на опыте узнают, что такое божественное вмешательство, и обретут мужество. Добродетель ярче сияет на фоне клеветнических обвинений, поэтому не надо лишать ее столь полезного фона. Происки врагов помогают благочестивым бодрствовать и трезвиться. Беса, который активно досаждает человеку, стоит бояться гораздо меньше, чем беса, вызывающего сон и забывчивость.

«Расточи их силою Твоею». Развей их по ветру, как мякину. Пусть нечестивец всю свою жизнь проведет в скитаниях и уподобится Каину. Да будет он живым напоминанием о божественном могуществе и печатью божественной верности. Да явится на нем вся божественная справедливость. «И низложи их». Да низринутся они с высоты своего могущества, как созревшее яблоко падает на землю. Да падут они с оскверненных ими престолов и ввергнутся в прах. Со стороны Давида это желание было праведным; мы не видим в нем кротости Христа, но не следует забывать, что он молился как воин, претерпевавший несправедливые гонения и страдавший от нечеловеческой жестокости врагов. «Господи, защитник наш». Давид говорил от лица всех благочестивых израильтян, уповавших на Господа, и потому сказал «защитник наш». Прибегая к защите Всевышнего, мы оказываемся в надежном убежище. Господь же, покровительствующий народу Своему, развеет злобных нечестивцев как прах по ветру.

13. «Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей». Слова неверия и дерзости заслуживают справедливого возмездия. Нечестивцы жаждут уловить праведных, но в конце концов окажутся в собственных же сетях, упадут в яму, которую сами же вырыли, пребывая в плотской безмятежности. Грехи уст противны Господу так же, как все остальные грехи, и Он потребует за них ответа. Никто пусть не думает, что избежит наказания только потому, что его грех ограничивается хулой и злословием. Господь, взыскивающий за греховную мысль так же, как за греховное действие, взыщет за недоброе слово так же, как за преступление. Все нечестивцы, прибегающие к клевете и злословиям, получат сполна за то, что они обещали сделать, но не сделали. Гордыня остается грехом, даже когда выражается только в словах, а притесняющую гордыню, пусть она и не сжигает праведников на кострах, Господь накажет так же сурово, как нечестивых инквизиторов.

«За клятву и ложь, которую произносят». Грехи часто гнездятся в нас парами, как охотник и гончая, которые всегда ходят на охоту вместе. Кто не стыдится злословить ближнего в присутствии Господа, тот не постесняется и солгать. Все ругатели — лжецы. От притеснений до лжесвидетельства — один шаг. Такие люди лгут и клянутся в том, что сказали правду. Они проклинают, но не го-ворят истинной причины своей ненависти. Но Господь видит их нечестие и в свое время взыщет за него суровой карой. Жезл отмщения Господня часто обрушивается на кощунников в тот самый момент, когда они произносят свои надменные речи. Бог хочет, чтобы они увидели, что зло всегда возвращается к тому, кто его совершает.

14. «Расточи их во гневе». Как видно, Давид стал думать в другом направлении, он воскликнул: «Расточи их во гневе» и снова: «Расточи, чтобы их не было». Он просил Господа стереть нечестивых с лица земли и превратить их в прах. Святая душа не обязана терпеть такие кощунства и злоречие, которые вынужден был выслушивать Давид; она должна дать выход скопившемуся в ней гневу, воззвав к Богу об отмщении. Когда нечестивцы проклинают время и место, в котором живут, сама гуманность требует их уничтожения. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы эти люди изменились. Но коль скоро они упорствуют в своем грехе и уподобляются своре бешеных собак, свободно разгуливающих по городу, то их непременно нужно истребить. Что стало бы с миром, если бы таким людям просто позволили существовать?

«И да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли». Тот, чье владычество до края вселенной, пребывает среди избранного народа и наказывает его грех более сурово, чем грех других людей. Вот почему Давид просит Бога сделать Его владычество явным во всех народах. Пусть даже самые отдаленные уголки земли узнают, что Судья всей вселенной силен истребить всякое нечестие и не потворствует греху нигде и никогда. Когда Господь открыто взыскивает за грех, народы получают ценный урок. Поражение Наполеона — поучительная проповедь для всех монархов. Смерть Томаса Пейна — предостережение всем отступникам. Осада Парижа — урок для всех городов.

«Селах». Давид поднял весьма важную тему, а потому настало время для паузы и размышлений. О глубоком предмете следует думать долго и неторопливо. В сердце, размышляющем о великом, не должно быть холодности и безразличия. Поразмысли же, дорогой читатель, над тем, как Господь поступает с сынами человеческими в этом мире.

15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города; 16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.

15. Этот стих — точная копия седьмого: Давид как бы бросает своим врагам вызов, наслаждается мыслью о тщете их поисков и смеется над их беззубой злостью, напрасными бодрствованиями и впустую потраченными усилиями. Его веселит мысль о том, что скоро весь город будет знать, как были одурачены его враги, и что весь Израиль узнает, что вместо Давида они нашли в постели статую и козью кожу. На Востоке всегда больше всего смеялись над теми, кто, замышляя лукавство, сам оказался в дураках. Однако еще большим позором покрывались те, кого сумела провести женщина — что и произошло с Саулом и его приспешниками: их обманула Мелхола. Мысленно Давид представляет себе, какой вой раздастся в стане врага, когда они поймут, что птица выпорхнула из клетки.

16. «Пусть бродят, чтобы найти пищу». Да уподобятся они псам, которые упустили свою добычу и теперь бродят по городу, поют от досады, грызут друг друга и не могут успокоиться и забыть о своей потере. «И несытые проводят ночи». Они не могут поверить, что упустили лакомый кусок. Пусть же они воют как бродячие псы, которые во множестве водились на улицах восточных городов и, обреченные на вечный голод, рыскали в поисках пищи. Приспешники Саула бродили взад-вперед по улицам города, тщетно надеясь утолить ненасытную злобу своего господина. «Мы еще разыщем и схватим его, — твердили они себе. — Он не уйдет от нас так легко. Наверное, он где-то тут, прячется в укромном уголке.

И мы его схватим. Нам нужна его жизнь. Мы жаждем его крови и не примиримся с мыслью, что упустили его навсегда». Такова злоба и ярость нечестивцев по отношению к праведникам, и она будет только расти по мере того, как растет их ненависть к Богу. В аду же эта ярость будет им вечной мукой. Нечестивцы — как ожесточившиеся бунтари, которые вступили на заведомо проигрышный путь и не желают признавать своего поражения, но, побуждаемые ненасытной злобой, неистовствуют против Бога, истины и святого народа.

17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.

18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.

17. «А я буду воспевать силу Твою». Нечестивцы воют от бессильной злобы, а я пою о силе Господа. Вся их сила — немощь, Ты же, Господи, всемогущ. Враги Твои повержены в прах, и Ты торжествуешь над ними победу. Буду петь о силе Твоей во веки исков. «И с раннего утра провозглашать милость Твою». Когда Господь истребит всех, кто возлюбил тьму, и прекратит их полуночный вой, я вознесу к небесам песнь хвалы и воспою милость Господа без страха и трепета. Грядет утро великих благословений, и все праведные воспоют чудесную песнь! О сыны зари, стенающие под тяжестью земного бремени, мужайтесь, скоро к вам примчится радость на крыльях восходящего солнца! Уже сейчас приготовьте свои арфы, ибо сигнал к началу вечного ликования вот-вот прозвучит! Грядет утро нового дня, и солнце ваше не зайдет во веки веков.

«Ибо Ты был мне защитою». Эта песнь поется только для Бога, ее могут петь только те, кто лично испытал милость Господа в своей жизни. Взирая на бесчисленные милости Господа, святые благословят Всевышнего всем сердцем и торжествуют в Боге, даровавшем им надежное убежище. «И убежищем в день бедствия моего». Чем тяжелее наши теперешние печали, тем громче будут наши песни в день Господень. Если бы в нашей жизни не было дней печали, разве смогли бы мы благодарить Бога за прошлые милости? Происки Саула и его посланников, окруживших дом Давида, дали Богу превосходную возможность для вмешательства, а значит, и для прославления Своего великого имени.

18. «Сила моя! Тебя буду воспевать я». Какой порыв чувств! Все эмоции Давида были направлены на прославление великого Бога. Сила Господа сокрушила могущество нечестивых. Не меч праведных восторжествовал над ними, но десница Господня. Обратите внимание, что псалмопевец препоясался силой от Господа и назвал ее своей по вере. Из сердца, наполненного воспоминаниями о милостях Божьих, изливается дивная музыка, и каждая ее нота посвящена Господу — не себе, не людям, а исключительно Всевышнему Богу. «Ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня». Давид назвал вечного Господа заступником и надежным прибежищем: он был полностью уверен в Его обещании. Он видел Бога, наполняющего все во всем, и назвал все Его дары своими. Он видел милость Господа великую и многоразличную, и ошущал свою никчемность. Он знал, что Бог хранит Его в совершенном мире и полной безопасности. О дивная песнь небес! Душа моя воспоет тебя уже ныне, назло всем церберам ада! Отойдите от меня, все враги души моей, ибо милосердный Господь не подпустит вас слишком близко!

И адским псам вовек не разорвать

Того, кто вечно с Богом пребывает.

Советы проповедникам

Стих 2 (первая часть). Избавь меня от искушения, поддержи меня в искушении, очисти меня от его последствий. Наши враги — мир, плоть, дьявол, а главный враг — грех. Сами по себе мы не способны избавиться от них; только Бог может спасти нас по великой милости и благодати.

Стих 3 (первая часть). Не дай мне слушать их лживые обещания, поддаваться на их угрозы, оскверняться их учением, следовать их примеру, принимать их клевету и останавливаться, испугавшись гонений.

Стих 4 (первая часть). Лукавство сатаны. Он ждет удобного времени, места, состояния, обстоятельств, чтобы напасть на нас. Мы часто попадаем в сети собственных ошибочных учений, искаженного понимания сути благочестия и богослужения. «Ибо нам не безызвестны его умыслы». Дьявольская ловушка, которую мы можем избежать, сохраняя бдительность, и победить, уповая на Бога.

Стих 5. Деятельность злодеев — упрек праведным.

1. Они энергичны: «сбегаются».

2. Они единодушны: «они сбегаются».

3. Они предусмотрительны: «вооружаются».

4. Они не медлят: «не за грех мой».

Стих 6. «Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев». Имя Господа — благодатная тема для проповеди.

Стих 10. Испытание — повод для молитвы и возможность проявить веру.

Стих 11 (первая часть). Бог жаждет благословить Свой народ.

Стих 12. Бог попускает нашим врагам неотступно преследовать нас, поскольку это удерживает нас от совершения опасных грехов.

Стих 14 (вторая часть). Бог Церкви и Его владычество, явленное в истории.

Стих 17. Небесный музыкант.

1. Его песнь — полная противоположность злобе врага. «А я».

2. Он поет о силе Бога, которая ужасает нечестивых. «Силу Твою».

3. Песнь звучит громче, когда речь заходит о милости Божьей. «Милость Твою».

4. Излюбленное время для пения. «С раннего утра».

5. Песнь рождается из глубин опыта. «Ибо Ты был».

6. Песнь звучит во славу Бога. «Силу Твою, милость Твою, ибо Ты был».

Стих 18.

1. Учение: Бог — сила святого народа.

2. Понимание учения: «сила моя».

3. Решение: песнь благодарности за прошлые милости, вера в настоящем, надежда на будущее прославление и вечное блаженство.