59. Псалом о великой победе

Заглавие

У данного псалма длинный заголовок, но это лишь помогает нам его толковать. «Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф». В переводе с древнееврейского «шушан-эдуф» значит «лилия завета». Как мы помним, слово «лилия» встречалось в заглавии к сорок четвертому псалму и образно указывало на красоту царственного воина, идущего на войну с врагом. В пятьдесят девятом псалме этот воин уже делит добычу и возвещает славу Господа, даровавшего ему великую победу. Конечно, для мелодии такое название весьма необычно, однако мы точно не знаем, что имел в виду псалмопевец. Если бы мы знали все, что он хотел сказать, то данное название, вполне возможно, глубоко тронуло бы наше сердце. Может быть, данная мелодия или музыкальный инструмент были более связаны с заглавием псалма, чем с его содержанием. Кроме того, мы знаем, что розы и лилии часто упоминались в боевых гимнах, как, например, в «Песне о гугенотах» Томаса Маколея, хотя я и не уверен, что поступаю правильно, приводя здесь эти излишне чувственные стихи:

Вперед, французы, заклинаю вас устами тех,

Кто дорог вам, — устами нежных лилий.

«Писание Давида для изучения». Давид старался следовать заповеди Господа и непрестанно наставлять Израиль. Он записывал великие деяния Господа для того, чтобы грядущие поколения могли их знать и помнить. Золотые тайны достойны того, чтобы возвещаться с кровель домов. Великие деяния совершаются не за углом, о них не молчат. Мы должны с радостью внимать сладкозвучию учительных псалмов, ибо они написаны по вдохновению от Господа. «Когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою». Объединившиеся племена сирийцев пошли на Израиль войной, однако потерпели сокрушительное поражение. «И когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной». Он сражался в другом месте, и враги Израиля хотели воспользоваться его отсутствием, однако по возвращении он круто изменил ход военных действий. Согласно 1 Пар. 18:12, событий в той войне было гораздо больше, но автор псалма решил увековечить только это. Битва была поистине ужасной, однако принесла благословенные плоды: врагу было нанесено полное и сокрушительное поражение.

Композиция

Песнь можно условно разделить на три части: стихи 3—5 — сетование; стихи 6—10 — радость; стихи 11—14 — молитва.

Истолкование

3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется. 5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.

3. До воцарения Саула положение Израиля было плачевным. Во время его царствования страну раздирали внутренние конфликты. Конец его царствования был омрачен печальными событиями на горе Гелвуйской. Давиду достался в наследство пошатнувшийся престол — распри внутри страны и многочисленные вторжения извне. Однако он сразу определил истинную причину бедствий богоизбранного народа и начал ее устранять. Все действия Давида были направлены на восстановление в Израиле истинного благочестия, ибо эта политика самая мудрая из всех возможных. Он знал, что бедствия народа вызваны гневом Господа Бога и потому ревностно молился о его помиловании.

«Боже! Ты отринул нас». Ты отверг нас как нечто отвратительное и мерзкое, отринул как грязных бродяг, от которых отказывается общество, отсек как засохшие ветви, уродующие плодовитую лозу. Быть отвергнутым Богом — это самое худшее, что может произойти с человеком или народом, но еще хуже, когда человек не понимает, что отвергнут, или относится к этому с безразличием. Когда немилость Божья вызывает в человеке плач и раскаяние, Бог не будет надолго забирать Свою милость. Когда отринутая Богом душа плачет и жаждет вновь воссоединиться с Богом, она на самом деле не отринута. «Ты сокрушил нас». Давид ясно видит плоды божественного гнева и понимает, что бегство израильских воинов, их поражение и раскол в стране — наказание от Господа. Он обращает внимание не на второстепенные причины бедствий, а на их корень, и молится Богу о помиловании. Израиль был подобен городу, стены которого рухнули, потому что его жители прогневали Бога. Два первых стиха, в которых мы слышим плач и стенание, служат своего рода фоном для той радости и ликования, которыми вера вознаграждается в последующих стихах, когда милость Господня вновь возвращается к Израилю.

«Ты прогневался». Вот в чем причина наших бедствий. Если бы мы угождали Тебе, Ты благоволил бы к нам. Но мы преступили закон Твой, Ты прогневался. «Обратись к нам». Прости наш грех и осияй нас светом лица Своего. Обрати нас к себе и обратись к нам. Призри снова на народ Свой с благоволением и благодатью, как было в прежние дни. Некоторые переводят этот стих как «Ты обратишься к нам». Однако это прочтение мало чем отличается от традиционного, поскольку истинная молитва стяжает благословение так скоро, что о нем вполне можно говорить как об уже полученном. Израильтяне гораздо больше нуждались в благоволении Господа, чем в храбрости войска или мудрости военачальников. Когда Бог с нами, у нас есть гораздо больше, чем сильное войско. Но когда Бог гневается на нас, это страшнее, чем все идумеи, когда-либо ступавшие по соляной долине, и все бесы, когда-либо осаждавшие Церковь. Если Бог с нами, то нам не страшны ни Месопотамия, ни Ассирия, ни даже сам ад. Если же Он отринул нас, то нам следует бояться любого шороха.

4. «Ты потряс землю». Все вокруг пришло в смятение, как будто сотряслась сама земля. Священники были убиты Саулом, на их место были поставлены злодеи, армия Израиля была разгромлена филистимлянами, а гражданские власти утратили доверие народа в результате бесконечных распрей и внутренних конфликтов. «Разбил ее». Царство Израиля раскололось на части так же, как земля разламывается под ударами подземных толчков. «Исцели повреждения ее». Как дом сотрясается мощным землетрясением и в стенах его появляются угрожающие трещины, так и царство израильское пошатнулось и раскололось под ударами божественного жезла. «Ибо она колеблется». Израиль был на грани падения — еще немного и он превратился бы в руины. Положение Сиона было столь плачевным, что только прямое вмешательство Бога могло уберечь его от падения. Как часто мы видим церкви в таком состоянии и как благословенна та молитва, в которой Давид обращается к Господу за помощью в час крайней нужды! Она подходит для любых ситуаций такого рода. То же самое относится и к нашей вере: испытания и скорби часто сотрясают ее, словно дом, колеблемый землетрясением, и только Господь может исцелить ее повреждения и уберечь от полного краха.

5. «Ты дал испытать народу твоему жестокое». Испытание за испытанием обрушивались на народ Божий, и Давид понимал истинный исток этих бедствий. Скорби и печали Израиля не были случайностью; они были посланы Господом для определенной цели. Давид назвал израильтян народом Божьим, хотя в третьем стихе утверждал, что Бог отринул Свой народ. Душа, изливающая свое стенание, часто говорит сбивчиво и противоречиво, но вера очень быстро исправляет мрачные предсказания плоти. «Напоил нас вином изумления». Мы испили чашу посланных Тобой страданий и опьянели от вина горечи и безумия. Мы совершенно сбиты с толку, мы не видим перед собой пути и бредим. Ноги наши заплетаются, и мы вот-вот рухнем без сил. Великий Целитель напоил своих пациентов чудотворным эликсиром, чтобы избавить их от тяжелого и застарелого недуга. Великие беззакония в конце концов приводят к великому безумию. Вино, получаемое из виноградника греха, наполняет сердца самых ожесточенных великой скорбью, ибо они пьют эту чашу до дна. Даже праведники исполняются трепета, пробуя на вкус огненную воду печали, и души их наполняются смертельной скорбью. Печаль, ставшая для человека столь же привычной, как вода или вино, и изгнавшая из его серд-ца все радости жизни, — поистине великое горе.

6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.

6. Но вот музыка меняется: Господь снова призывает к себе Своих служителей и поручает им вступить в борьбу за правое дело. В знак Своего благоволения Он дает им боевое знамя. «Даруй боящимся Тебя знамя». Горести произвели в них благоговейный страх, и Господь вернул им Свое благоволение. Он вручил им знамя как символ единства Израиля, как доказательство того, что они посланы Богом, как залог победы. Нести знамя обычно поручают самым храбрым — страх Божий делает сердца Его служителей неустрашимыми. Верующим в Иисуса Христа было даровано знамя Евангелия, и мы должны нести его с честью и, если нужно, сражаться за него до смерти. Мы должны подвизаться за Евангелие и не сомневаться в успехе, зная, что мы несем веру, которую Господь сам однажды предал святым. «Чтобы они подняли его ради истины». Знамена созданы для ветра, солнца и битвы. Под знаменем Господа израильтяне могли смело вступить в бой. Возвещение Евангелия — это священный долг любого христианина, а пренебрежение этим долгом — смертный грех. Армия Давида одержала победу благодаря истине Божьей, ибо Бог, обещавший им победу, верен и истинен. Так же и мы должны, не колеблясь, провозглашать Евангелие, ибо истинный и верный Бог непременно исполнит Свое Слово. Последуем же примеру воинов Израиля и с упованием на победоносное присутствие Бога поднимем наши знамена ради истины, вступая в битву с врагом. Да не смущаются сердца наши слухами о настоящих и грядущих бедах: если бы Господь положил уничтожить нас, Он не дал бы нам Евангелия. Сам тот факт, что Он явил себя в Иисусе Христе, гарантирует нам победу. Велика истина и всемогуща!

Господь нам скорби ниспослал

И напоил вином печали,

Но знамя Твой народ поднял,

Чтоб правду Божью в мире знали.

Пусть непрогляден жизни мрак,

Не падай духом, Божье чадо.

Падет перед тобою враг,

Когда придет Пленителъ ада.

«Селах». Пауза более чем уместна там, где развевается стяг воинств Израилевых, там, где мы видим надежду, долг и радость. Мы чувствуем, что настало время остановиться. Это подтверждается и мелодией, в которой начинают звучать светлые и радостные ноты.

7. «Чтобы избавились возлюбленные Твои». Давид был возлюбленным чадом Божьим; его имя означало «драгоценный или возлюбленный». Кроме того, в Израиле был благословенный остаток, избранный благодатью Божьей. Они тоже были возлюбленными Господа. Ради них Господь совершал великие чудеса и ради них творил историю. Возлюбленные Божьи — это семя, избранное и хранимое Богом в том или ином народе. Таким образом, народ в целом является как бы скорлупой, внутри которой содержится драгоценное семя. Главная цель божественного промысла в том, «чтобы избавились возлюбленные Твои». Если бы не было их, то Господь никогда не вручил бы Израилю знамя и никогда не даровал бы ему победы.

«Спаси десницею Твоею и услышь меня». Спаси меня прямо сейчас, пока я еще не кончил молиться. Я в большой беде и нуждаюсь в немедленном спасении. Не медли же, Господь, не жди, пока я закончу молиться. Сначала спаси меня, а затем слушай мои прошения. Мы нуждаемся в спасении от Господа и Царя — в таком спасении, которое могут дать только десница Всевышнего и Его безмерная мудрость. Когда человек испытывает крайнюю нужду, он вынужден обращаться к Богу со столь дерзновенными и смелыми прошениями. Сущность нашей веры такова, что она ожидает божественного вмешательства в час крайней нужды. И если таково наше ожидание, то мы непременно увидим славное спасение Божье и избавимся от всех тревог. Давид ходатайствует за весь народ Божий, так же, как Господь ходатайствовал за всех святых. Устами земного Давида великий Сын Давидов ходатайствует за всех Своих возлюбленных, угодных Богу в Первородном Сыне, на котором лежит печать Божьего благоволения. Он ищет спасения как будто для самого себя, однако все Его помыслы устремлены к тем, кто един с Ним в любви Отца. Если для спасения избранных требуется божественное вмешательство, оно непременно произойдет, ибо величайшая слава Божья состоит в том, чтобы вмешаться в момент отчаянной нужды и обратить поражение в триумф. Такова неизменная воля Божья, непреложный закон Того, кто вчера, сегодня и вовеки тот же.

8 Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю: 9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой, 10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»

8. «Бог сказал во святилище Своем». Сущность веры в том, чтобы всецело полагаться на обещание Божье. Какими бы тяжелыми ни были испытания, вера ставит слово Божье на первое место и презирает голос земных тревог. Пусть внешние обстоятельства внушают нам все, что угодно; голос истинного Бога заглушает любой плач. Бог обещал Израилю победу, а Давиду — царство, и царь израильский говорил об этом с уверенностью, зная, что обещания святого Бога непреложны. Земля, текущая молоком и медом, была дарована Израилю по обещанию, данному Аврааму, а значит, и победа израильской армии в войнах против язычников была гарантирована. Верующий, гони прочь всякие сомнения, ведь у тебя есть Слово Божье! «Восторжествую». Вера воспринимает обещание Божье как свершившийся факт; она черпает из него радость и торжествует победу. Если «Бог сказал», значит, пришло время для радости. Эти слова должны быть девизом всех воинов Иисуса.

«Разделю Сихем». Одержав победу в войне, Давид раздает земли израильские тем, кому они выпали по жребию от Господа. Сихем был важной частью земли израильской, которая до той поры еще не была захвачена Давидом, но, предвидя ее близкое падение, царь называет эту землю своей. Верующее сердце уверено в обещании Божьем и готово в любой момент завладеть тем, что ей обещано, и разделить добычу. «И долину Сокхоф размерю». Земля к западу от Иордана должна была перейти к своим законным владельцам, так же, как земля к востоку. Ее следовало освободить от врагов и передать тем, кому она была назначена божественным определением. Там, где Иаков разбил свой шатер, должны жить его потомки. Когда Господь дает нам Свое обещание, наши действия становятся как бы повторением божественных дел, а не пустым бахвальством. О верующий, восстань и захвати то, что даровано тебе по милости завета! Раздели Сихем и размерь Сокхоф! Не позволяй хананейским сомнениям и пустому притворству лишить тебя наследия благодати! Будь достоин своих благословений; возьми то, что Бог тебе подарил!

9. «Мой Галаад, Мой Манассия» (в англ. имеется в виду, что Галаад и Манассия принадлежат Давиду. — Примеч. ред.). Уповая на обещание Божье, Давид называет всю землю своей. Он упоминает еще две значительные области Израиля, очевидно, находя удовольствие в размышлении о благодатной земле, текущей молоком и медом. Настоящее и будущее — все ваше. Все, что Бог дал верующему, есть благо, и мы не должны пренебрегать Его благими дарами. Ни одному врагу не под силу лишить верующих того, что даровано им Богом, — могучие воины благодати не позволят этому произойти. Все мое — и жизнь, и смерть, и Христос. «Ефрем крепость главы Моей». Все воины Ефрема были в подчинении у Давида, и он прославил Господа за эту милость. Для осуществления Своих целей Бог собирает всех великих воинов земли. Церковь может смело воскликнуть: «Могущество вражеских армий принадлежит мне». Бог ниспровергнет все вражьи замыслы ради осуществления Своих целей.

«Иуда скипетр Мой». Земля Иудина была центром государственной власти в Израиле. Сам царь принадлежал к этому колену и отсюда правил всей страной. И Законодатель Церкви вышел из колена Иудина. Ни Рим, ни Оксфорд (имеются в виду католическая и англиканская церкви. — Примеч. ред.), ни человеческие соборы не могут диктовать нам своей воли; мы свободны от всякой церковной власти, кроме власти Христа. Ему же мы служим с радостью: «Иуда скипетр мой». Какое благословение — иметь в темные времена хорошие законы. Для Израиля они были как целительный бальзам, а для Церкви Божьей — источник великой радости.

10. Окинув взором землю израильскую и удовлетворившись увиденным, царь перенес свое внимание на соседние страны. «Моав умывальная чаша Моя». Тот самый Моав, который некогда принес Израилю столько бедствий, теперь подобен умывальной чаше, в которую стекает грязная вода из-под моих ног. Моав превратился в сосуд для грязной воды. Когда-то Моав причинил Израилю вред по наущению Валаама, сына Веорова. Но теперь он не причинит ему никакого вреда. Моав будет умывальной чашей для тех, кого он хотел очернить. По милости Господа, нечестивцы, совершающие зло и принимающие за него наказание, станут средством очищения праведных. Разумеется, это произойдет вопреки их воле и естественным желаниям, однако вера умеет находить мед даже в львином трупе и умывальную чашу даже в нечистом Моаве. Враги не представляли для Давида никакой опасности; Моав был не более чем умывальной чашей для его народа.

«На Едома простру сапог Мой». Давид завладеет надменными потомками Исава так же легко, как человек простирает сапог. Возможно, Давид тем самым хотел сказать, что бросает Едому вызов, подобно тому, как в наше время дуэлянты бросают перчатку. Он знал, что ему не нужно даже вынимать меч из ножен, чтобы поразить этого полуразбитого врага; ему было достаточно простереть сапог, чтобы Едом осознал свое полное поражение. Когда всемогущий Господь идет впереди войска, победы достаются легко. Наступит день, когда Церковь с такой же легкостью покорит Китай и Эфиопию и обратит их в христианскую веру. Кроме того, каждый верующий может преодолевать тяжелые обстоятельства, уповая на Господа, и царствовать с Тем, кто соделал нас царями и священниками. «Они победили его Кровию Агнца» — эти слова будут произнесены над теми, кто всю жизнь уповал на могущество Иисуса Христа.

«Восклицай Мне, земля Филистимская!» Смирись предо мной настолько, чтобы радоваться моим победам над другими врагами! Или же Давид имеет в виду, что та земля, к которой принадлежал сраженный им Голиаф, покорилась ему и уже никогда не восторжествует над Израилем. Триумф отныне мог принадлежать только Давиду. Или же Давид бросает эти слова как дерзкий вызов земле филистимской? О надменные и гордые филистимляне, что стало с вашими бахвальствами? Где ваши хваленые победы и дерзкие притязания? Точно так же христианин бросает вызов смерти: «Смерть, где твой жало? Ад, где твоя победа?» Теперь, когда Господь вступил в войну, поражение ада столь неминуемо, что даже немощная дщерь Сиона может смело бросить вызов надменному врагу и покрыть его позором. О дерзновение веры! В тебе нет ни тени тщеславия, однако никто не может остановить потока твоих святых притязаний. Мы хвалимся любым словом от Господа и торжествуем победу.

11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома? 12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?

11. Укрепленные города Едома еще не сдались на милость Давида. Отряды, вторгшиеся в пределы Израиля, были сокрушены в Соляной долине, и Давид решил гнать врага даже до Петры, неприступного города на скале.

«Кто введет меня в укрепленный город?» Когда мы достигаем успеха в чем-то одном, это должно побуждать нас к дальнейшим подвигам, однако мы не должны становится самодовольными. Как и начале боевых действий, так и в конце мы должны уповать на источник силы. «Кто доведет меня до Едома?» Величественный город, обнесенный каменной стеной, возвышался до небес, но Господь дал Своему рабу победу над ним. Когда нас ведет Господь, мы с легкостью восходим на любые вершины, но нам необходимо проявлять бдительность, чтобы не впасть в самонадеянность и не лишиться благодати. Девиз «Выше!» хорош, но наша задача — следовать за Тем, кто восседает выше облаков. Иоав не смог ввести Давида в Едом. Ветераны сражения в Соляной долине не смогли пробить оборону города, несмотря на все отчаянные попытки. Давид же обратился за помощью к Господу. Язычники покорятся Богу Израилеву. Город на семи холмах еще услышит Евангелие. Кто поможет Церкви совершить этот подвиг? На этот вопрос не требуется ответа.

12. «Не Ты ли, Боже, Который отринул нас». Наша единственная надежда — это наказывающий нас Бог. Он любит нас, несмотря ни на что. Если Он и оставляет нас, то на мгновение и великой милостью принимает обратно. Господь поражает, но Он же исцеляет наши раны. Он отринул нас, и мы увидели, насколько мы немощны; теперь же Он готов явить Свою славу в великих свершениях. «И не выходишь, Боже, с войсками нашими?» Ты, Господи, неизменен, и мы держимся за Тебя верой. Даже если Ты убиваешь нас, мы будем надеяться на Тебя и искать Твоей милостивой помощи.

13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна. 14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.

13. «Подай нам помощь в тесноте». Помоги нам, Господи, прекратить внутренние распри и остановить нашествие врагов. Спаси нас от внутренних неурядиц и внешних вторжений. Даруй нам Свое спасение, ибо защита человеческая суетна. Мы на горьком опыте убедились, что ни воинства, ни цари, ни народы не могут спасать, если Ты не поможешь в битве. Без Тебя наши стяги волочатся по сырой земле, но, когда Ты даешь нам Свое знамя, мы знаем, что Ты явился к нам на помощь и исполняемся храбростью и отвагой. Благословенные слова этого стиха не должны сходить с уст многострадального народа Божьего. Мы, как никто, знаем, о чем идет речь.

14. «С Богом мы окажем силу». Вся сила — от Господа, и всеми победами мы обязаны только Ему. Однако со своей стороны мы должны сражаться и проявлять доблесть, поскольку Господь соделал нас Своими воинами и царями. Божье действие не дает человеку право на бездействие, а напротив, является мощным стимулом к проявлению доблести и мужества. Мы знаем, что Бог помогал нам раньше, мы уверены, что Он поможет нам в будущем, и потому с готовностью отдаем свою жизнь за правое дело. «Он низложит врагов наших». Господь подаст нам силу и получит всю славу. Мы будем попирать поверженных врагов, так же, как вол топчет солому под своими ногами. В действительности же сам Бог низложит врагов наших и прострет на них Свой сапог. Это Его десница сокрушит несметные полчища и смирит гордыню нечестивых. Что касается христиан, то у нас есть все основания исполниться доблестью и отвагой. Мы смело вступим в бой с врагом и не будем стыдиться своего знамени. Враг не внушит нам страха и не отвратит от правого дела. Господь с нами, мы — под мышцами вечными, а потому не поколеблемся и не устрашимся. Гряди, Царь наш, истинный Давид, ибо царство земное принадлежит Тебе и Ты есть единый Владыка над всеми народами!

Советы проповедникам

Стих 3. Молитва Церкви в час скорби.

1. Сетование:

а) отсутствие Святого Духа;

б) разобщенность.

2. Причина:

а) гнев Божий;

б) нерадивость или сознательный грех;

в) необходимость испытывать себя.

3. Спасение:

а) возвращение к Богу;

б) Его возвращение к нам.

Стих 4. Смятение, молитва, прошение.

Стих 5. Бог наказывает Свой народ для пользы и имеет на то все основания.

Стих 5. «Вином изумления». Это и очищающее, и укрепляющее средство. Изумляющие грехи заслуживают изумляющего наказания. Грешник с изумлением открывает для себя свою порочность, духовность закона, ужас Божьего гнева.

Стих 6. Знамя Евангелия.

1. Почему здесь использован образ знамени? Символ объединения и стимул к борьбе.

2. Кем оно дано? Богом.

3. Кому? «Боящимся Тебя».

4. Для чего? «Чтобы они подняли его».

5. Ради какого дела? «Ради истины».

Стих 7. Для избавления избранных необходим Бог спасающий, всемогущий («десница») и слышащий молитвы.

Стих 7 (вторая часть). «Спаси… услышь». Странный порядок слов указывает на то, что

а) осуществляя Свои намерения,

б) даруя благодать,

в) посылая испытания,

Бог спасает прежде нашего прошения.

Стих 8. Святое обещание, основание для радости в настоящем, дерзновенное овладение обещанным.

Стих 9. «Мой Галаад, Мой Манассия». В каком смысле весь мир принадлежит христианину.

Стих 9. «Иуда скипетр Мой». Для верующего существует только закон Христов.

Стих 10. «Моав умывальная чаша Моя». Как язычники способствуют очищению праведников. Их грех и наказание — нам предостережение.

Стих 11. Вопрос евангелиста.

1. Направление атаки: твердыня в сердце человеке, укрепления греха, невежества, предрассудков, традиций и т. п.

2. Цель: проникнуть в цитадель, обратить ко Христу.

3. Главная дилемма: ворота цитадели может пробить только Бог — не наше красноречие, ученость или мудрость.

Стих 14. Божье действие — стимул к активным действиям с нашей стороны.