94. Песнь о гневе

Заглавие

У этого псалма нет заглавия, и все, что нам известно о его авторстве, это то, что в Послании к евреям Павел применил к нему фразу «через Давида» (Евр.4:7). Без сомнения, это может значить лишь то, что цитата приведена из собрания псалмов Давида, однако, если бы это было так, то Павел, скорее всего, употребил бы фразу «как сказано в книге Псалмов» или что-нибудь в этом духе. Что касается меня лично, то я склонен приписывать авторство псалма Давиду. Оригинал псалма представляет собой истинно еврейскую песнь, обращающую свое увещевание и предостережение к иудейскому народу. Вместе с тем в Послании к евреям Святой Дух указал на то, что с этим же увещеванием можно обращаться и к верующим из язычников. Псалмопевец призывает своих слушателей преклониться перед Богом. В каждой строчке псалма мы слышим звон церковных колоколов, они звучат то радостно, то торжественно, начиная свою песнь радостным трезвоном, а заканчивая погребальным мотивом, как бы отпевающим род сынов Израилевых, погибших в пустыне за свое непокорство. В целом псалом можно назвать «Песнью о гневе».

Композиция

С точки зрения смысла, более естественно разделить псалом на две части: призыв (до первой части стиха 7 включительно) и предостережение (со второй части стиха 7 и до конца). Но для удобства восприятия можно считать стих 6 «смысловым ядром псалма», как выразился Хенгстенберг, и принять за разделительную черту между двумя частями псалма стих 5. Таким образом, первая часть будет называться призывом с увещеваниями, а вторая — призывом с предостережениями.

Истолкование

1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; 2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, 3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.

1. «Приидите, воспоем Господу». Все народы поют песни своим богам, воспоем же и мы Богу нашему. Мы любим Его, восхищаемся Им, поклоняемся Ему, так давайте же выплеснем свои чувства в сладостных напевах. Воспоем Господу от всей души. Если мы призываем других к прославлению Господа, то сами должны подавать им пример, и не просто говорить: «Приидите», но также: «Воспоем». Мы призываем других присоединиться к уже звучащей песне. К сожалению, очень часто в церквах славословия возносятся не для Бога, а для прихожан. Меж тем самое главное в богослужении — это приносить все, что у нас есть, Богу с искренним и благоговейным чувством. «Воскликнем твердыне спасения нашего». Воспоем Господу со святой радостью, свидетельством нашей искренности. Вознесем голоса с ликованием, ощущая блаженство умиротворенного духа, навеянного любовью и доверием к Господу. Воспоем твердыне спасения нашего так же, как Израиль воспел Богу гимн хвалы, когда в пустыне разверзлась скала и из нее хлынули потоки животворных вод. Перед глазами псалмопевца проплывали картины из истории Израиля: рассечение скалы, устроение скинии, переход через Чермное море, принятие закона на Синае. Именно об этом он говорит в первой части псалма. Бог — наша неизменная, прочная и незыблемая твердыня. В Нем мы обретаем избавление и безопасность, а потому нам надлежит славить Его всем сердцем и всей душой день ото дня, в особенности же когда мы собираемся с братьями-христианами для совместного богослужения.

2. «Предстанем лицу Его со славословием». Очевидно, автор псалма ссылается на особое присутствие Господа Бога в святом святых и на Его великую славу, сияющую в столпе огненном над скинией. Бог вездесущ, однако в святом святых пребывает Его особая благодать и слава, в которые человек не может вступить без величайшего благоволения. Что касается нас с вами, то мы имеем дерзновение вступить в святое святых, ибо голос Святого Духа в этом псалме приглашает нас в Его присутствие. Приблизившись к Господу, мы должны вспоминать о Его великой благости к нам и радостно свидетельствовать о ней. Уста наши должны благодарить Бога как за прошлые милости, так и за будущую благодать. Если мы не благодарим Бога за то, что у нас уже есть, то как можем мы ожидать от Него большего. Господь милостиво позволил нам приносить Ему наши прошения, а потому воздавать ему хвалу — наш священный долг.

«В песнях воскликнем Ему». Наши песни должны быть подобны радостным крикам победителей и в то же время звучать торжественно, как если бы мы пели псалом. Соединить радость с благоговением не так-то просто — пытаясь достичь чего-то одного, нам часто приходится жертвовать другим. Лучше всего поет тот, кто соединяет в своем пении радость и торжественность, ликование и смирение, ревность и трезвость. Призыв первого стиха повторяется во втором с добавлением ряда конкретных наставлений, выражающих цель автора более полно. Читая их, мы без труда представляем себе Давида, призывающего израильтян присоединиться к его славословиям под радостные звуки арфы и сладкозвучной псалтири. Следует особо отметить то, что хвала наша должна быть радостной — об этом Давид говорит дважды. В настоящее время этим аспектом богослужения часто пренебрегают: люди настолько проникнуты идеей о том, что они должны быть серьезными, что лица их волей-неволей начинают выглядеть мрачно. Меж тем истинное поклонение должно быть не только торжественным, но и радостным.

3. «Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами». Соседние языческие народы, без сомнения, почитали Господа Бога Израилева не более чем местным божеством. Для них Он был всего лишь богом малочисленного народа, на которого не стоит обращать внимание. Псалмопевец разбивает это представление в пух и прах. У язычников было множество богов и правителей, и каждому они отводили особое место и воздавали особую честь. Что же касается иудейского монотеизма, то он исключал подобное представление о мире и почитал Господа Бога единственным всевышним Богом. Господь велик, поскольку наполняет все во всем. Он великий Царь над всеми силами и правителями, будь то ангелы или князья человеческие. Все они существуют благодаря божественному провидению, а идолы настолько ничтожны, что о них не стоит и упоминать. Третий и четвертый стих открывают нам о Господе, Его бытии, могуществе и всевластии великие истины, пробуждающие в нас желание поклонения.

4. «В Его руке глубины земли». Господь есть Бог долин и холмов, пещер и горных пиков. Он владычествует в шахтах, вырытых под землей, в тайных глубинах земли, где покоятся великие океаны, питающие земные реки и ручьи, и, наконец, в бездонных недрах земли, где клокочет и ревет пламя огненного ядра. Как князья величественно держат в руках скипетр и державу, так и Господь, только в буквальном смысле, держит в руках земной шар. Народ израильский, утоливший жажду из кристально чистого источника, открывшегося в скале, на опыте познал, что глубины земли — в руках Господа. «И вершины горЕго же». Этот факт открылся Израилю, когда они стояли у подножия Синая, погруженного в плотную завесу дыма. Воистину, это так везде и во всякое время. Господь единовластно владычествует на вершинах гор. Ему принадлежат и основания гор, и остроконечные пики, и сами каменные громады, и нехоженые тропы близ горных вершин. Все это — твердыни Господни, Его сокровищницы, в которых хранятся буйные ветра и дожди, откуда Он низвергает на землю потоки града и лавины. Гранитные отроги и величественные горные шпили — Господни, точно так же как крутые обрывы и утесы. Когда смотришь на морское побережье, со всех сторон окаймленное скалами и холмами, или всматриваешься в небесную лазурь, выглядывающую из-за плотных облаков, то ум наполняется мыслями о величии и могуществе Господа. Могучие скалы, смело отражающие натиск бушующих стихий, подобно медным стенам, которым не страшны капризы природы, свидетельствуют о всевластии Творца.

5. «Егоморе». Эта истина стала явна израильтянам при Чермном море, когда воды, увидев Бога, убоялись и послушно расступились перед Ним, позволив бывшим рабам перейти на другой берег по суше. Море не было собственностью Едома, хотя и называлось Чермным, Египет не называл его своим, хотя оно и омывало его берега. Всевышний Бог владычествовал и владычествует над водами морскими во веки веков. То же самое относится и к океанам — Атлантическому, Тихому, Индийскому и Северному Ледовитому. Никто не может указать на них на карте и сказать: «Это мое». Бескрайние океанские просторы знают только одного Царя — Господа Бога. Он единовластный Правитель над водами морскими. Ему принадлежат все бездонные глубины, недоступные для человеческого глаза и для исследований глубоководных ныряльщиков. Каждая могучая волна, каждый пенистый гребень признает Его владычество. Нептун — это всего лишь тень, истинный Владыка океана — это Господь Бог. Именно Он сотворил океанские просторы, а потому власть принадлежит Ему по праву. Он вычерпал незримый небесный источник и наполнил его водами океанские ложа. Моря образовались не в результате действия слепых сил природы, причудливые узоры береговой линии не случайность. Мировой океан — это творение рук Божьих, а потому каждый ручеек, каждая бухта, каждое течение и каждый мощный прилив несет в себе отпечаток Его руки. Все поет славу Творцу и Владыке моря, пусть же все путешествующие по сказочным просторам океана возгласят хвалу Всевышнему.

«И Он создал его, и сушу образовали руки Его». Плодородная земля, безжизненная пустыня — все, что мы называем твердью, — были созданы Богом. Он поднял сушу из вод первобытного моря и поставил преграду для волн, которую они не могут перейти. «Господня земля и что наполняет ее». Он повелел островам подняться из воды и распростер великие равнины. Он образовал огромные плоскогорья, разбросал тут и там живописные холмы и вознес до небес величественные Альпы. Господь создал обитаемую землю так же, как горшечник вылепливает из глины свой сосуд. Придите же все живущие в этом прекрасном мире и поднимите голоса во славу Господа, ибо перст Его запечатлен в каждой травинке! Пусть земля будет для вас основанием храма, в котором каждый истинно верующий может увидеть отпечаток божественной стопы. Если сердце ваше чисто, вы не сможете не отозваться на этот призыв, призыв к прославлению Господа подобен велению разума или побуждению веры.

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.

10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».

6. Псалмопевец снова приглашает своих слушателей к прославлению Господа и приводит еще один довод, убедительный как для древних израильтян, так и для современных христиан. Израиль по плоти и истинный, духовный Израиль являются, по словам Давида, «народом паствы Его». И те и другие называют Господа «Богом нашим». «Приидите, поклонимся и припадем». Восхищение Богом всегда производит в человеке смирение. Радостные восклицания должны изливаться из сердца, исполненного благоговейным трепетом. Поклоняться Господу следует так, чтобы всем своим существом явить смирение и уничиженность пред лицом великого и могущественного Бога. «Преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего». Мы должны приходить к Господу как смиренные просители — радостно, но не самонадеянно, смело, как дети, приходящие к отцу, но и благоговейно, как твари, приближающиеся к Создателю. Положение тела в молитве не главное, однако и в нем есть свой смысл. Господь слышит наши молитвы даже тогда, когда мы не преклоняем колен, однако когда человек воистину поклоняется Господу, благоговейное чувство побуждает его преклонить колени пред Создателем и трепетно припасть к Его стопам.

7. «Ибо Он есть Бог наш». Это главная причина нашего преклонения пред Господом. Он избрал нас из среды прочих народов в Свой особый удел и заключил с нами завет. Даже если весь мир откажется преклониться пред Господом Богом, мы вознесем Ему радостную и доброхотную хвалу. Он есть Бог наш, наследие наше, и мы любим Его. Он Господь наш, и мы благоговеем пред Ним. Блажен тот, кто может применить слова этого стиха к себе. «И мынарод паствы Его и овцы руки Его». Бог принадлежит нам, а мы — Богу. «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». Господь каждый день хранит нас и подает хлеб насущный. Пастбища, на которых мы пасемся, принадлежат не нам, а Ему. Все, что у нас есть, мы черпаем из божественных хранилищ. Мы принадлежим Богу, так же как овцы принадлежат своему пастырю. Он направляет нас рукой Своей, ведет и наставляет, поддерживает и питает. Как Израиль был проведен через пустыню рукой Божьей, так и мы идем по жизни благодаря водительству «Великого пастыря овец». Рука, разделившая Чермное море и даровавшая Израилю воду из скалы, до сих пор с нами и творит такие же чудеса. Неужели мы откажемся «поклониться и припасть», когда ясно видим, что «сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти»?

Почему же в следующих стихах Господь дает Израилю предостережение об опасности отступничества? Воистину, древнему народу Божьему было более чем необходимо услышать эти отрезвляющие слова, как, собственно, и нам с вами. Богоизбранный народ стал глух к заповедям Божьим и тем самым показал, что не являлся паствой Господней, о которой сказано: «Они услышат голос Мой». Неужели и мы окажемся для Господа чужими? Упаси Бог! «О, если бы вы ныне послушали гласа Его». Как ужасны слова: «О, если бы!» Многие не услышали голоса Божьего, отвергли Его любовь и тем самым возбудили гнев Всевышнего. Ныне в день благодати и спасения Бог испытывает нас, насколько мы готовы слушать голос Его. Обратите внимание, что Господь ничего не говорит о завтрашнем дне и все наше внимание привлекает ко дню сегодняшнему. «Еще определяет некоторый день». Согласимся ли мы услышать Господа? Дух Святой глаголет: «Ныне», — так неужели мы огорчим Его промедлением?

8. «Не ожесточите сердца вашего». Если вы желаете услышать Господа, то научитесь бояться Его. Море и суша повинуются гласу Его, так не будем же более упрямы, чем они! Мы не можем смягчить собственных сердец, но можем их ожесточить, и последствия этого шага будут для нас фатальными. Мы живем в день благоприятный, не будем же ожесточать сердец наших и отказываться от милости Господней. Не будем бунтовать против Бога в день спасения. «Как в Мериве, как в день искушения в пустыне». Не позволяйте сердцам вашим сознательно, безрассудно, постоянно и упорно роптать на Господа Бога. Пусть пример непокорного и развращенного рода служит вам вразумлением. Не повторяйте грехов, за которые израильтяне не раз подвергались суровой каре. Бог помнит грехи человеческие, в особенности же грехи, совершенные избранным народом вопреки многочисленным предостережениям, угрозам и обещаниям преизобильной милости. Такие грехи высечены в камне. Читатель, этот стих для тебя, даже если ты можешь сказать: «Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его». Не пренебрегай столь суровым предостережением. Ты нуждаешься в нем, а потому отнесись к увещеваниям Господним со всей серьезностью.

9. «Где искушали Меня отцы ваши». Эти люди искушали Господа, как только могли, и старались вынудить Его изменить Свои обычные действия в угоду их сиюминутным прихотям. Они знали, что Господь не искушается злом и никогда не поддастся на их греховные ухищрения, но все равно искушали Его и тем самым подтверждали свою вину. Пути Господни совершенны, и всякий раз, когда мы вынуждаем Его изменить Свои пути в угоду нашим желаниям, мы искушаем Его. Тот факт, что все наши попытки напрасны, возвеличивает святость Господа, но ни коим образом не снимает с нас вины. Особенно трудно противостоять этому греху во время испытаний, когда в сердце наше проникает неверие, и мы требуем у Господа иной судьбы, несмотря на то, что наши обстоятельства — плод безмерной мудрости Божьей и Его совершенной святости. Когда мы не покоряемся воле Божьей, мы тем самым искушаем Создателя, ибо требуем изменения божественных замыслов относительно нашей судьбы в соответствие с нашими несовершенными представлениями о том, как должен быть устроен мир.

«Испытывали Меня». Они снова и снова искушали Господа, требуя от Него новых чудес, новых сверхъестественных вмешательств и новых знамений Его присутствия. Разве мы не требуем у Господа постоянных знаков любви, не удовлетворяясь тем, что Он посылает нам каждый день? Разве мы не выпрашиваем у Господа особых благословений, зная в глубине сердца своего, что если Он не ответит, то мы откажемся в Него веровать? Господь весьма милосерд, Он постоянно подтверждает Свою любовь к нам великими знамениями силы, однако мы не должны предъявлять Ему требований. Тот, кто неизменно одаряет нас Своими благами, достоин нашей веры. Господь доказал нам Свою любовь столь совершенным образом, что любые попытки с нашей стороны испытать Его снова являются проявлением неблагодарности. Мы можем испытывать Господа только тогда, когда Он сам повелевает нам это сделать, говоря: «Испытайте Меня». Если бы мы всю жизнь испытывали верность своего супруга, несмотря на его неизменную преданность в течение многих лет, всякому человеческому терпению, несомненно, пришел бы конец. Дружба может процветать только в атмосфере доверия, сомнения же действуют на нее пагубно. Так неужели мы будем каждый день подвергать сомнению благость истинного и неизменного Господа и каждый день возбуждать гнев Его?

«И видели дело Мое». Они видели дело Божье как подтверждение Его благости и верности, но все равно искушали Его на протяжении сорока лет. Никакие деяния Господа не могли убедить их на долгое время в Его благости.

И чудеса Господни видели они,

И песни радости в пустыне воспевали.

Но скоро позабыв все милости Твои,

Тебя неверием греховным искушали.

Лишь воды свежие из камня потекли,

Сердца уверовали в Божье вспоможение.

Но вожделенья снова души увлекли,

И Бог поверг Своих рабов в уничижение.

Сердце человека немощно, и грех неверия — его частый недуг. Если мы не хотим поколебаться в вере, то должны постоянно бодрствовать и трезвиться. Сомнения в благости Божьей — тяжкий грех, заслуживающий суровой кары.

10. «Сорок лет Я был раздражаем родом сим». Бесконечный ропот израильтян возбудил ярость и гнев Господа, и Он назвал их «родом сим». Он сам явился с обвинениями в их адрес, несмотря на то, что пророки вразумляли народ Божий уже на протяжении долгого времени. Господь обвинил израильтян в том, что они своими поступками вызвали в Нем негодование и отвращение. Раздражить долготерпеливого Господа так, чтобы навлечь на себя Его гнев и ярость, как сказано в тексте, поистине трудно. Из текста понятно, что грехи израильтян действительно были вопиющими. Кто дорожит своей репутацией, тот не станет терпеть беспочвенные подозрения со стороны окружающих, их недоверие или клевету, когда совершенно очевидно, что он заслуживает всяческого доверия. Пастырь Израиля терпел такое обращение с собой не день и не месяц, а сорок лет. К тому же Его доброе имя хулилось не одним маловерным израильтянином, а целым народом, в котором нашлось только два мужа, удостоившихся избегнуть печальной участи непокорных. Что более удивительно: самонадеянная гордыня человека или долготерпение Господа? Что производит на нас большее впечатление: грех или его наказание? Неверие или запрет на вступление в покой Божий?

«И сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих». Сердца их были ожесточены и заблуждались постоянно. Они следовали путями неправды не потому, что не понимали повелений Господа разумом, а потому, что сердца их были поражены пороком. Любовь Божья взывала к их чувствам, но они не внимали ее голосу. Все источники жизни человека — в сердце, но если сердце его не в порядке, то и вся его натура начинает стремиться ко злу. Если бы грех оставался на поверхности и не проникал в сердце, все было бы иначе. Но поскольку порок проникает в самую душу человека, положение его поистине плачевно. Каждый день Господь учил народ израильский, подтверждая любовь Свою чудесами, обильно нисходившими с небес, и водами, изливающимися из скалы. Но вместо того чтобы внять небесному наставлению они, к своему вящему стыду, остались невеждами и не познали путей Божьих. Они блуждали как телесно, так и в помыслах, и благое промышление Господа оставалось для них великой тайной, подобной запутанному лабиринту божественных путей, которыми они следовали по пустыне. Но разве мы лучше их? Мы не менее часто впускаем в сердце сомнения относительно благости путей Божьих. Неужели все наши страдания и все наши радости прошли напрасно? Увы, для многих это действительно так. Сорока лет обучения в школе божественной премудрости и многолетнего опыта хождения с Богом не хватило для того, чтобы научить израильтян блаженному упованию и твердой вере. Каждому из нас следовало бы испытать собственное сердце на предмет доверия Богу. Для многих неверие — пустяковый, незначительный грех, слабость, присущая человеку, но никак не преступление. Господь же считает иначе. Он достоин нашей веры — в особенности же веры тех, кто называет себя народом паствы Его. А если человек за свою долгую жизнь видел множество примеров благости Господней, но остался глух к их урокам, то он поистине неизвинителен. Неверие оскорбляет Того, кто обладает всеми атрибутами Божества, оскорбляет безо всякого на то основания, вопреки убедительнейшим доводам в пользу божественной любви. Да испытывает себя каждый читающий этот псалом и да внимает его мудрым поучениям.

11. «И потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Неверующее сердце никогда не обретет покой. Израильтянам было мало манны и чудес, а значит, и земля, текущая молоком и медом, не смогла бы их удовлетворить. Ханаан служил прообразом покоя Божьего, местом, уготованным для пребывания ковчега Господня и отправления религиозных обрядов. Сорок лет Господь долготерпел беззакония непокорного и развращенного рода вышедших из Египта, но в конце концов принял справедливое решение закрыть им вход в землю ханаанскую. На протяжении всего странствования по пустыне, сопровождаемого чудесами и знамениями, израильтяне раздражали Бога своего. Мог ли Господь допустить, чтобы земля обещанная стала новой Массой и Меривой? Ни в коем случае. Господь не просто сказал, но и поклялся в гневе Своем, что никто из них не вступит в пределы Ханаана. Все вышедшие из Египта встретили в пустыне свою смерть. Какое суровое предостережение в адрес тех, кто оставляет путь веры ради ропота и сомнений. Непокорные отцы не вошли в покой из-за неверия: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обещание войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

Следует также отметить и благословенную часть данного наставления. Покой Божий существует. Хотя для непокорных земля обещанная стала недоступной, некоторые все же входят в нее: «Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность». Неверующие не вошли в покой Божий, но, как гласит Писание, «входим в покой мы уверовавшие». Возрадуемся же этой великой чести и возблагодарим Господа непрестанной хвалой. Субботний покой принадлежит нам. Мы успокоимся ото всех дел своих, как и Господь успокоился от Своих. Давайте же «предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему».

Советы проповедникам

Стих 1. Приглашение к прославлению Бога.

1. Излюбленная форма славословий: «Воспоем».

2. Радость готовит сердце к пению хвалы.

3. Тема, внушающая радость и благодарность: «Твердыня спасения».

Стих 1. «Скала спасения нашего». Яркий образ: прибежище, поддержка, приют, восполнение нужд. Проиллюстрируйте все благословения на примере вод, хлынувших из скалы.

Стих 2.

1. Что значит «предстать лицу Его»? Не значит прийти в определенное место и т. п.

2. С чем мы должны являться перед лицом Господа?

Стих 3.

1. Величие Бога. Его великая благость, сила, слава и т. п.

2. Владычество Господа над всеми силами земли и неба.

3. Надлежащее Ему поклонение.

Стихи 4—5. Всеобъятность Божьего владычества.

1. Владычество над всей землей.

2. Владычество над всеми обстоятельствами.

3. Владычество над всеми стадиями нравственного совершенствования.

Стих 6. Когда человек воистину познал Бога, он:

а) жаждет поклонения;

б) призывает других к поклонению;

в) приступает к Господу с благоговением;

г) чувствует присутствие Господа в поклонении.

Стихи 6—7. Мы поклоняемся Богу:

а) как Создателю;

б) как Искупителю;

в) как Блюстителю душ наших.

Стих 7. Призыв Святого Духа.

1. Голос Святого Духа:

а) в Писании;

б) в сердце человека;

в) в возрожденной совести;

г) звучащий в делах благодати.

2. Особое дело: «Послушайте голос Его», то есть Его наставления, заповеди, призывы, обещания и предостережения.

3. Особое время: «Ныне». Послушайте Бога сегодня, в день благодати, пока вы живете во плоти.

4. Особая опасность: «Не ожесточите сердца вашего» посредством нерадивости, неверия, требования знамений, самонадеянности, угождения плоти.

Стих 7. Призыв, обращенный к грешникам: «Послушайте голос Его», ибо:

а) жизнь коротка и может оборваться в любую минуту;

б) если мы решим ждать до завтра, то обязательно ожесточим сердце наше;

в) если мы медлим даже сегодня, в день благодати, то можем вовсе не прийти к вере;

г) Бог не вечно призывает грешников обратиться;

д) христианская жизнь не принесет с собой ничего обременительного и неприятного, поэтому нет причин откладывать ее начало.

Стих 7. Важность определенного времени в духовной жизни.

1. Раньше гораздо лучше, чем позже.

2. Время невежества не то же самое, что время богопознания.

3. Время до совершения сознательного греха отличается от времени после его совершения.

4. Время до формирования дурных привычек не то же самое, что время после их появления.

5. Время милостивого посещения Господня не то же самое, что время сокрытия лица Божьего в наказание за грех.

6. Время здоровья и расцвета сил не то же самое, что время болезни, слабости и приближающейся смерти.

7. Время настоящее отличается от времени будущего, и этот мир отличается от мира грядущего.

Стих 7. На основании слов «если бы вы послушали» и «не ожесточите сердца вашего» можно сделать вывод, что правильное слышание слов Божьих, а в особенности Евангелия Иисуса Христа, предотвращает ожесточение сердец. Именно Евангелие смягчает сердца человеческие и делает их смиренными.

Стихи 8—11.

1. Печальный эксперимент израильтян, искушавших Господа.

2. Плачевные последствия.

3. Не стоит повторять этот эксперимент снова.

Стих 10. Фатальное заблуждение и роковое невежество.

Стих 11. Момент гибели души, что приближает этот момент, каковы признаки его приближения, как страшно переступить последнюю черту.

Стихи 10—11. Разжигание гнева, его усиление, его полная сила и губительные последствия для человека.