96. Пришествие Царя

Тема

Если предыдущий псалом воспевал хвалу Господу в связи с распространением Благой вести среди язычников, то псалом девяносто шестой предвосхищает ниспровержение всемирных ересей и языческого идолопоклонства благодаря державному действию Святого Духа. Голос псалмопевца призывает землю и многочисленные острова возрадоваться Царству Иисуса Христа (ст. 1). С неба нисходит священный огонь (ст. 3), подобно молниям, вспыхивает евангельский свет (ст. 4), препятствия исчезают (ст. 5), и народам открывается слава Господня (ст. 6). Господь сокрушает идолов (ст. 7), Церковь исполняется радостью (ст. 8) и прославляет своего Спасителя (ст. 9). В заключение псалма звучит увещевание хранить верность Господу, несмотря на неизбежные гонения. Псалмопевец призывает святых возрадоваться тому, что путь их праведен, а награда велика и несомненна. Современные критики, с радостью приписывающие авторство псалмов кому угодно, только не Давиду, полагают, что они совершенно верно относят этот псалом ко времени после вавилонского пленения. Свой вывод они основывают на том, что некоторые фразы псалма похожи на язык поздних пророков. С моей же точки зрения, поздние пророки вполне могли заимствовать свой язык у Давида. Один из псалмов этой серии озаглавлен «псалом Давида», и я склонен полагать, что остальные тоже принадлежат его перу. Впрочем, авторство едва ли имеет большое значение, и я поднимаю эту тему только потому, что некоторые критики слишком искусны в изобретении новых и смелых гипотез, а некоторые читатели слишком склонны считать эти гипотезы признаком великого ума. Но, на мой взгляд, все эти теории не стоят той бумаги, на которой написаны.

Композиция

Псалом можно разделить на четыре части, каждая из которых состоит из трех стихов. В стихах 1—3 описано пришествие Господа. В стихах 4—6 говорится о влиянии Его пришествия на землю, а в стихах 7—9 — о влиянии Его пришествия на язычников и народ Божий. И, наконец, стихи 10—12 — это увещевание хранить святость и призыв к радости в свете обещаний Божьих.

Истолкование

1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

1. «Господь царствует». Эти слова служат девизом всего псалма. Кроме того, это суть евангельской вести и основание Божьей власти. Иисус Христос пришел на землю, вся власть на небе и на земле отдана Ему, а посему все народы должны прославить Его своей верой. Святые черпают утешение в этих словах, а непокорные нечестивцы пытаются высмеивать их. «Да радуется земля»; у нее есть все основания для радости. Земные цари принесли народам несправедливость, тиранию, кровопролитье и террор; Царство же безмерно милостивого Господа — это надежда рода человеческого. Человечество снова обретет рай, когда все народы обратятся к своему Владыке. Вся земля радуется восшествию на престол Создателя и Властелина мира. Господь обещает неописуемые благословения каждому, кто готов стать Его верноподданным, а потому все народы веселятся о пришествии Царя.

«Да веселятся многочисленные острова». Древние израильтяне называли островами все заморские страны, а следовательно, эта фраза означает все земли, которые можно достичь по морю. Следует отметить, что некоторые великие победы Евангелия были одержаны именно на островах и прежде всего в Британии, на нашем возлюбленном острове, точно так же как на островах Полинезии и Мадагаскаре. На земном шаре насчитывается огромное количество островов. Пусть же все они станут островками святости и обителями правды, и тогда они воистину превратятся в острова сокровищ. Многие земли обязаны своим спокойным существованием именно морю. Если бы не их изоляция от мира, они уже давно были бы разорены, а потому они должны славить Господа за то, что Он обнес их территорию глубоким рвом и обеспечил их более надежной защитой, чем медные врата. Иисус Христос достоин того, чтобы быть Владыкой многочисленных островов и видеть на каждом песчаном берегу собрания Своих поклонников. Аминь, да будет так.

2. «Облако и мрак окрест Его». Господь явил себя на горе Синай в облаке и мраке — Его божественная сущность может открываться сынам человеческим только так и не иначе. Если бы Господь предстал перед нами лицом к лицу, мы были бы уничтожены сиянием Его славы. Бог являет себя так, чтобы открыться нам отчасти. Смертные существа могут увидеть вечную славу только тогда, когда она отчасти скрыта. Это правило сохраняется и в провидении Божьем. Осуществляя Свои продиктованные любовью намерения, Господь скрывает от нас Свои цели, и мы узнаем их только в конце пути. «Слава Божия — облекать тайною дело». Несмотря на то что над Церковью нависают грозовые тучи гонений и иногда на нее сходит мрак отчаянья, Господь не отступает от нее ни на шаг. Хотя мы порой не видим за густыми облаками никакого просвета, в свое время сияние божественной любви прорывается сквозь эту завесу и приводит врагов Евангелия в полное смятение. Псалмопевец учит нас сдерживать свою самонадеянную гордыню и не быть слишком любопытными относительно природы Божества, не пытаться постигнуть тайну божественного триединства и не судить о путях Божьих с помощью человеческого разума. Немощный ум не может указывать Всевышнему, что делать. Мудрость смиренно покрывает лицо свое и восхищается милостью, облекшей божественные намерения завесой тайны, а безумие летит вперед очертя голову и гибнет, сначала ослепленное, а затем и уничтоженное сиянием божественной славы.

«Правда и судоснование престола Его». Небесный Владыка никогда не поступается правдой и справедливостью. Вечная святость — основание престола Его. Праведность — неизменное качество Господа, и все Его деяния совершаются сообразно суду высшей справедливости. Хотя мы и не видим того, что Он делает, мы можем быть уверены, что Он никогда не причинит вреда ни одному из Своих созданий. Разве этого недостаточно для того, чтобы возрадоваться Господу и возлюбить Его всем сердцем? Владычество Христово не имеет ничего общего с тиранией. Господь — самодержец, но не деспот. Тот, кто никогда не ошибается и не погрешает против справедливости, не может злоупотреблять абсолютной властью. Когда откроются книга божественных замыслов и книга божественного провидения, мы не найдем ни в той ни в другой ни одного лишнего слова, ни одной ошибки, ни одного несправедливого указа, ни малейшего намека на неправедность. Такова неизменная сущность Господа Бога.

3. «Пред Ним идет огонь». Словно боевой авангард, огонь предваряет шествие Господа и расчищает пред Ним путь. Как было на Синае, так будет и везде: присутствие Господа источает силу, испепеляющую Его врагов. Всемогущество подобно всепожирающему пламени, которое «вокруг попаляет врагов Его». Бог долготерпелив, однако когда придет время суда, Он быстро разделается с нечестивцами — они сгорят, как сухая солома. Если воспринимать этот стих как пророчество о пришествии Иисуса Христа и нисхождении Святого Духа, то мы немедленно вспоминаем о языках пламени и о силе, сопровождавшей распространение Евангелия и сокрушавшей всякое противление. Даже сегодня когда Евангелие проповедуется в вере и в силе Святого Духа, оно как будто прожигает себе путь каленым железом, неизменно уничтожая ложь, суеверия, скептицизм, грех, безразличие и ожесточение сердца. Господь царствует через Евангелие, да возрадуется и возвеселится вся земля!

4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

4. «Молнии Его освещают вселенную». Во время грозы вся земля озаряется ослепительными вспышками молний. Даже свет солнца уступает по яркости свету электрических разрядов. Если таков естественный свет, то каково же сияние славы Божества?! В какое изумление приходят народы, когда Господь на долю секунды приподнимает завесу со Своего лица?! Они закрывают глаза и падают пред Ним ниц в благоговейном страхе. Евангелие Иисуса Христа озарило землю таким сиянием истины и благодати, которого никто и никогда прежде не видывал. В апостольские времена Слово Божье вспыхнуло в небе подобно огромной ослепительной молнии и озарило все уголки мира. «Земля видит и трепещет». В присутствии Господа земля начинает содрогаться. Слава Божья наполняет ее страхом, и она трепещет. Все эти слова в полной мере относятся к пришествию Господа нашего и установлению Его Царства. Евангельская весть потрясла мир как ничто другое. Ее триумфальное шествие было исполнено славы и величия. Она перевернула мир вверх дном, понизила холмы и наполнила долы. Иисус Христос пришел, увидел, победил. Служители Божьи, принявшие силу Святого Духа, шествовали по миру, словно мощный ураган. Истина Божья сверкала как молния и громыхала как раскаты грома. Философы и священники, князья и простой народ пришли в полное смятение и не могли противостоять ее напору. Так будет всегда. Христианская вера по сей день разжигает в мире пожар божественной любви и приводит народы в смятение.

5. «Горы, как воск, тают от лица Господа». Неживая природа знает своего Создателя и воздает Ему честь. Государства и империи, возвышающиеся над миром, словно огромные горы, исчезают с лица земли по велению Господа. Древние и незыблемые царства тают от одного Его взгляда. После Пятидесятницы и в последующее время это стало правилом: язычество отступало, лишь завидев лицо Господа Иисуса Христа, и основанные на язычестве деспотические царства таяли от присутствия Божьего, как воск, поднесенный к пламени. «От лица Господа всей земли». Господь владычествует над всей землей, и все ее уголки знают Его силу. Человек не может передвигать горы; чтобы взобраться на них, ему приходится прикладывать огромные усилия. На пути ему встречаются препятствия, которые он преодолевает с большим трудом. У Господа же все иначе. Стоит Ему появиться, как путь Его расчищается от всяких преград. Валуны исчезают, и появляется широкий и ровный путь, однако Господь не прикладывает к этому никаких усилий. Горы расступаются сами по себе, повинуясь одному Его слову или взгляду. О, если бы Господь ныне явил Свое могущественное присутствие в Церкви! Это восполнило бы все ее нужды. Все препятствия исчезли бы с ее пути, все трудности канули бы в лету. О, если бы Ты соблаговолил отверзть небеса и сойти на землю, растопив горы светом лица Своего, о Господи!

Когда Господь Иисус входит в мир нашей души, Его присутствие, подобно всепожирающему пламени, уничтожает наши похоти и растапливает лед ожесточенных сердец. Иногда мы сомневаемся в том, что Господь воистину пребывает в сердцах наших, поскольку лик Его сокрыт облаками и мраком, но как только в нашу душу проникает свет, она наполняется благоговейным страхом и мы снова обретаем уверенность. Тепло благодати, подобно пламени, размягчающему воск, производит в нас покаяние, смирение и послушание.

6. «Небеса возвещают правду Его». Правда Божья запечатлена в небесах так же ясно, как если бы через все небо проходила соответствующая надпись. Небесные и земные тела светят отраженным светом Господней праведности. Озаренные Святым Духом поэты часто говорят о природе как об отражении славы Божьей, и это не просто поэзия. За этими образами скрывается великая истина: все творение мучается и стенает из-за человеческого греха, но вскоре оно будет искуплено, так же как человек. «И все народы видят славу Его». Славное Евангелие Божье распространилось по всей земле и стало известным всякой твари. Казалось, даже звезды проповедовали славу Божью и небесная твердь свидетельствовала о величии Творца. Все народы земные познакомились с Благой вестью и узрели явленную в ней преизобильную славу благодати. О, если бы Господь снова возродил былой миссионерский дух и распространил Благую весть далее среди сынов Адамовых, чтобы скорее пришел тот день, когда вся плоть узрит славу Господню! Впрочем, так оно и будет, а посему возрадуемся и возвеселимся пред Господом!

7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.

7. «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами». Воистину так и будет. Все служащие истуканам постыдятся и с ужасом будут вспоминать о своих безумных бахвальствах. Как безрассуден тот, кто поклоняется высеченному рукой человеческой истукану, кто уповает на ничто, на кусок дерева! Пробудившись от своей слепоты, он испытывает вполне естественный стыд. Человек, поклоняющийся подобиям Божества, — лишь подобие человека. Разум оставил его. Поклоняющийся пустоте произносит пустые бахвальства. «Поклонитесь пред Ним, все боги». Преклонитесь перед Господом, о измышления человеческие! Пусть Юпитер поклонится Иегове, пусть Тор положит свой молот у подножия креста, пусть Джаггернаут уберет свою окровавленную колесницу с пути Эммануила. Если даже языческие боги должны преклониться пред Господом, то насколько же более это повеление относится к ангелам небесным! В Послании к евреям 1:6 Павел приводит слова Бога, обращенные к ангелам, в которых звучит повеление поклониться перед первородным Сыном, пришедшим в мир. Все силы и начальства должны преклонить колени перед высшей властью. Всю свою власть они заимствуют от единого Владыки мира, а потому должны смиренно признать Его первенство во всем и преклониться перед Ним в благоговейном восторге.

8. «Слышит Сион и радуется». Язычники приходят в смятение, а народ Божий торжествует, видя победы Господа. Грядет день, когда Сион, надолго оставленный своими сынами, наконец возрадуется спасению Божьему вместе с остальными народами. Так было, когда апостолы еще пребывали в Иерусалиме, и так будет снова. «И веселятся дщери Иудины». Каждый истинно верующий радуется, когда видит крах идолопоклонства и разоблачение ошибочных учений. Те, кто поклоняется Господу в духе и истине, черпают великое утешение в судах Божьих. В первые века христианства верующий Израиль радовался, видя победы Царства Христа среди язычников, и хотя ныне в Израиле произошло ожесточение отчасти, дщери Иудины снова возвеселятся о Царствии Божьем благодаря Евангелию единородного Сына. Как навстречу Давиду вышли танцующие девы с песнями в честь победы над филистимлянами, так и ныне дщери Иудины воспоют славу победоносному Сыну Давидову, Господу Иисусу Христу.

9. «Ибо Ты, Господи, высок над всею землею». Вот почему мы радуемся, видя низвержение идолов и преклонение всех народов перед Твоим престолом. Бог един и нет другого; Он был и остается Богом всевышним. «Превознесен над всеми богами». Господь превознесен над другими богами так же, как «все» превознесено нас «ничем», так же, как совершенство превознесено над безумием. Господь превознесен не только над Иудеей, но и над всей землей. Он Всевышний не только для человека, но и для всего, что человек делает богом. Наступит день, когда все народы узрят эту истину и поклонятся Господу, достойному всей славы.

10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их. 11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

10. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» Ненавидьте зло, потому что Бог ненавидит его. Зло пожирается огнем, испепеляется молниями и сотрясается присутствием Господа. Бог повергает в смятение всех любящих зло. Невозможно любить Бога и терпимо относиться к тому, что Он ненавидит. Мы должны не просто избегать зла, но и всячески противиться ему. Необходимо постоянно бороться с ним и ненавидеть его всеми силами души. «Он хранит души святых Своих». Вот почему им надлежит смело вступать в бой с теми, кто любит грех. Святые покоятся у Господа безопасно. Они спасены благодатью Его, и Господь приведет их в жизнь вечную. Господь хранит тех, кто хранит Его закон. Любящие Бога узрят любовь Господа в том, что Он защитит их от всех врагов. Они держатся вдали от зла, поэтому зло удерживается вдали от них. «Из руки нечестивых избавляет их». Господь никогда не поступится Своей славой и не предаст в руки врагов тех, кто благодатью Божьей стал Его другом. Даже если тела гонимых святых останутся во власти нечестивцев, души их будут избавлены от зла, ибо они драгоценны в очах Господа и Он хранит их у самого сердца. Из этого стиха мы узнаем, что однажды Церкви придется вступить в бой с силами тьмы, но Господь сохранит ее от руки злодеев и приведет в славный Свой свет.

11. «Свет сияет на праведника». Весь путь праведника озарен светом. Ночь почти минула, день уже близится. Утро нового дня уже залило горизонт розовым сиянием и усеяло землю драгоценным жемчугом росы. Мы еще не пожали всего урожая радости, но он уже посеян для нас. Колосья уже почти созрели и вот-вот раскроются. Таково наследие праведников, тех, кто является светом пред Господом благодаря вмененной праведности, а для всех остальных уготована внешняя тьма. «И на правых сердцем — веселие». Веселие предназначено не для одного праведника, а для всего сонма святых. Апостол, сказав в своем послании о приготовленном для него венце, тут же добавил: «И не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Правые сердцем должны радоваться, они имеют для этого все основания. Чистые сердца всегда ликуют. Правда всегда приводит человека к свету. Борозды целомудрия засеяны семенами радости, которые, прорастая, приносят урожай блаженства. Для нечестивых уготованы громы и молнии, а для праведных — свет. Куда бы ни пришло Евангелие, всюду оно сеет радость для верующих, ведь они — правые сердцем.

12. «Радуйтесь, праведные, о Господе». Призвав землю к радости и веселью, псалмопевец обращается ко всем праведным земли, призывая их присоединиться к его песне. Даже если весь мир откажется славословить, благочестивые не должны оставлять своего святого занятия. Господь явился им особым образом, и потому они, как никто другой, должны восхищаться Им. «И славьте память святыни Его». Святость — это гармония всех качеств Божества и высшее проявление Его благой сущности. Нечестивым она внушает ужас, а праведным дает повод для благодарения. Все живущие во дворах Всевышнего должны помнить о святости Господа; когда человек помнит о святости Божьей и непрестанно благодарит за нее, он тем самым подтверждает то, что достоин находиться в присутствии Господа. Автор псалма также учит нас ликовать о победах Евангелия и об очищении, которое оно приносит, ведь Евангелие истребляет грех и рождает добродетель. Евангелие, которое не несет святости, это не Евангелие. Слава Евангелия Иисуса Христа в его святости. Святость — это суть Благой вести: если бы человек оставался в своих грехах, он никогда бы не обрел блаженства. Спасение от греха — это бесценный дар триединого Бога, а посему давайте вечно петь славу Его святому имени. Аминь.

Советы проповедникам

Стих 1. Всевластие Бога вселяет радость в сердца многих людей по многим причинам, но главным образом потому, что оно утвердило царство благодати.

Стихи 3—6. Неизменные спутники Евангелия Иисуса Христа:

а) огонь Духа;

б) свет Слова;

в) смятение в мире;

г) преодоление препятствий;

д) явление божественной славы.

Стихи 4—5.

1. Законодательство на Синае сопровождалось громами и молниями.

2. Господь навел ужас на народ:

а) чтобы человек осознал свою вину;

б) чтобы человек понял свою неспособность исполнить закон;

в) чтобы человек осознал свою нужду в Исполнителе закона.

Стихи 4—6. Описание того, как был дан закон.

1. Посланники Законодателя — обличение (ст. 4).

2. Результат Его присутствия — сокрушение (ст. 5).

3. Провозглашение закона — наставление (ст. 6).

4. Результат того, как людям был дан закон, — богоявление (ст. 6, вторая часть).

Стих 5. Благодаря присутствию Бога Церковь непобедима.

Стих 7. Идолопоклонство покрывает человека стыдом, даже если это поклонение духовно. Сокрушение идолов, осознание их никчемности, раны, нанесенные идолами, избежание идолов.

Стих 8.

1. Страх мира сего перед судом Божьим.

2. Радость Церкви о судах Божьих. «Слышит Сион».

Или:

1. Когда мир ликует, Церковь горюет.

2. Когда мир горюет, Церковь ликует.

Стих 10.

1. Отличительная особенность народа Божьего: «Любящие Господа».

2. Ее проявление: «Ненавидьте зло!»

3. Ее награда: «Он хранит», «из руки нечестивых избавляет».

Стихи 10—11. Давид замечает в Господе три черты настоящего друга:

а) Он верно и неизменно хранит души благочестивых по благости Своей;

б) Он могущественно избавляет их от руки нечестивых;

в) Он просвещает и укрепляет их мудростью и святостью.

Стих 11. (В англ. стих 11 звучит так: «Свет посеян для праведника, и веселье — для правых сердцем». — Примеч. ред.)

1. Где сияет (посеян) этот свет? В замыслах Божьих, в жертве Христа, в действии Святого Духа, в обещаниях Слова, в действии Бога в сердце человека и в приготовлении небесных обителей.

2. Когда этот свет произведет свой плод? В этой жизни мы собираем только начатки урожая. Большую часть урожая мы убираем в момент смерти. Окончательно урожай будет собран в судный день, и мы будем наслаждаться плодами всю вечность.

а) Начатки урожая в этой жизни.

1) Праведные собирают плоды божественного света в скорбях. Это готовит их к новым страданиям, помогает претерпевать их и впоследствии забывать о них в виду дарованной Богом радости. Таким образом, Бог просвещает их тьму светом, а в дождливый день посылает им солнечные лучи сквозь плотную завесу туч. Он приводит народ Свой в пустыню и говорит к сердцу его.

2) Особый урожай радости праведные собирают, страдая за Христа и Евангелие. Сражаться до крови, подвизаясь против греха, они могут тогда, когда получают подкрепление от Господа. Только так они могут претерпеть все огненные искушения. В результате они обнаруживают, что помощь и поддержка от Господа принесла им больше утешения, чем они рассчитывали (Ин.16:33).

3) Первый урожай мы также собираем при осуществлении ответственного и трудного служения, к которому нас призывает Господь. Мы с готовностью следуем за Господом, когда видим перед собой свет лица Его и чувствуем в сердце Его любовь.

4) Ростки небесной радости неизменно утешают сердца тех, кто выстоял в противостоянии сатане. После искушений в пустыне ко Христу явились ангелы и служили Ему. Господь ободряет Своих последователей словами: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр.2:17).

5) Начатки небесной радости приходят к верующим, когда они ожидают Бога во святилище и пребывают в общении с Ним.

б) Большая часть урожая собирается в момент смерти. Смерть — это начало великой жатвы. Некоторые ощутят радость уже в момент исхождения души из тела, а все остальные — сразу после ее отделения от тела.

в) Окончательно урожай радости будет собран в судный день. Христос придет и будет прославлен в святых и превознесен всеми верующими сердцами. Он поведет святых, уже достигших совершенства, в присутствие Бога, где обитает полнота радости и блаженство вовек (Пс.15:11).

Стих 12. «Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни

Его». Благодарите Бога:

а) за Его совершенную святость;

б) за то, что она дает Богу долготерпение;

в) за то, что она дает нам спасение;

г) за то, что во Христе мы имеем к ней доступ;

д) за ее грядущие победы.

Стих 12.

1. Мир вспоминает о святости Божьей, но не восхваляет Его.

2. Почему праведные благодарят Господа за Его святость? Святость и спасение, святость и евангельское учение, святость и закон христианской жизни.