98. «Святый, святый, святый» псалом

Данный псалом можно назвать «Святый, святый, святый» псалом: слово «свят» употребляется автором как в последнем стихе псалма, так и в рефренах его трех основных частей. Тема псалмопевца — святость небесного владычества и Царства Господа Иисуса Христа. Этот гимн предназначен для херувимов, стоящих вокруг престола, и для святых, живущих в славных пределах Сиона. Его могут петь все, кто, подобно царю Давиду, законодателю Моисею, первосвященнику Аарону и пророку Самуилу, удостоился чести вести Церковь Божью и ходатайствовать за нее пред Господом.

Композиция

Стихи 1—3 — возвещение святости Господа. В стихах 4—5 псалмопевец говорит о справедливости царя, поставленного Господом как изображение Божьей любви к святости. В стихах 6—9 содержится рассуждение о путях Господа с избранными сосудами, Его милости и наказании.

Истолкование

1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясется земля!2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. 3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!

1. «Господь царствует». Это одно из самых радостных восклицаний, когда-либо сходивших с уст человека. О сокрушении царства зла и установлении Царства всеблагого, справедливого и истинного Господа стоит петь снова и снова, вот почему мы уже в третий раз читаем эти слова в Псалтири. «Да трепещут народы!» Да благоговеют избранные Божьи пред Господом и да ликуют пред Ним! Да исполнятся все сердца восторженного трепета! Святые трепещут от восторга, а грешники от ужаса перед близящимся Царством Иеговы. Владычество Христово не пустяк и не мелочь. Весть о Его пришествии должна как ничто другое трогать глубины нашего сердца.

«Он восседает на херувимах». В земной скинии Господь явил себя в величии небесной славы и в милосердном снисхождении к грешникам. Как мы помним, над крышкой ковчега возвышались фигуры херувимов — образы светоносных ангелов, предстоящих пред престолом Божьим, взирающих на славу Божества и вовеки вопиющих: «Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф». Господь, восседающий на престоле благодати, окропленном кровью жертвы и покрытом крыльями милостивой любви, поистине чудесен. Его слава и величие должны внушать благоговейное чувство сердцам всех людей. Вот почему псалмопевец добавил: «Да трясется земля!» Не только отдельные народы, но и вся земля должна благоговейно содрогнуться, узнав о том, что Господь восседает на Своем небесном престоле как полновластный Владыка мира. Он вовеки окружен неумолкающими славословиями, о чем свидетельствуют распростертые крыла ожидающих херувимов. Да трепещет земля, и да преклонятся народы перед безмерным величием Бога! Да содрогнутся основания земли и да признают Царство Господа со страхом и трепетом!

2. «Господь на Сионе велик». В прежние времена центром поклонения великому Царю являлась святая гора Сион, на которой Господь явил все Свое величие. Ныне же слава Его пребывает в Церкви, где мы непрестанно преклоняемся перед могуществом Господа и восхищаемся Его совершенствами. Именно здесь Господь открывает нам Свои свойства и принимает от нас благоугодные жертвы. Если невежды забывают о Господе, нечестивые презирают Его, а неверующие открыто Ему противостоят, то избранные Божьи почитают небесного Владыку более всего на свете. В глазах праведных Господь безмерно велик — велик как Своей милостью, так и бытием. Его милость, могущество, премудрость, справедливость и слава поистине совершенны. «И высок Он над всеми народами». Господь превосходит любые наши представления о Нем. Даже самые высокие мысли о Нем на самом деле мелки и ничтожны, а смиренные и сокрушенные, напротив, благоугодны. Мы радуемся о великом и превознесенном Господе и искренне восхищаемся Его безмерной славой. Чем больше сердца человеческие превозносят и чествуют Господа, тем больше радости они испытывают. Израиль, восхищавшийся Саулом за то, что он был на голову выше всех своих соплеменников, должен замирать от восторга при виде своего Господа и Царя, ибо Он превознесен выше неба.

3. «Да славят великое и страшное имя Твое». Да славят Господа все жители Сиона, все народы земли да признают милость Его с благодарным сердцем. Господь настолько велик и достохвален, что сердца наши должны сами собой приходить в восторг от одной мысли о Нем. Даже страх Господень и тот заслуживает нашей похвалы. Многие с восторгом говорят о своей любви к мягким лучам Солнца правды, но категорически отвергают Его палящий лик. Этого быть не должно. Жезл Господень достоин нашего прославления так, же как Его милость, мы должны возносить хвалу Тому, кто одним словом ввергает нечестивых в бездну ада. В свое время Израиль славословил Бога, который «низверг фараона и войско его в море Чермное». Таким образом, мстящий Бог не менее заслуживает наших похвал, чем Бог милующий. Порочное сердце человека восстает против этой истины. Оно хочет лишить Бога твердости и сделать Его мягкосердечным и не суровым. Впрочем, чада Божьи, наставленные в слове, одинаково превозносят Творца за все Его качества. Праведный образ мыслей производится в нас божественной благодатью, нисходящей с небесного престола. «Свято оно!» В Господе нет ни пятна, ни порока, ни избытка, ни недостатка, ни греха, ни беззакония. Он само совершенство, и потому псалмопевец называет Его имя святым. Все слова, мысли, деяния и откровения Господа совершенны, как и Он сам.

4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!

4. «И могущество царя любит суд». Господь — Царь, восседающий на небесном престоле, предызображением которого служила крышка ковчега. Владычество Божье свято, как и Он сам, однако Господь никогда не царствует деспотично. Он самодержец, власть Его абсолютна, но «могущество Его любит правду и суд», и сила Его служит только справедливым целям. Люди, как правило, недовольны божественным владычеством и бунтуют против Его провидения, однако святые прошлого мыслили об этом совершенно иначе. Они были убеждены в том, что все деяния Господа праведны, и кротко смирялись под Его крепкую руку. Они твердо веровали в то, что Господь всегда преследует благие цели и в конце концов дарует благо Своим детям, и радовались в своем уповании. «Ты утвердил справедливость». Ты, Господи, утвердил не только справедливый суд, но и саму справедливость. Она стоит незыблемо, как Твой престол, ибо Ты утвердил ее навек. Господь не отменит Своих справедливых законов даже ради милости. Он внимательно следит за тем, чтобы Его суды были безупречно справедливы как в провидении, так и в милости. В каждом государстве есть своя система правления, однако в большинстве случаев эта система несправедлива. Господь же учреждает абсолютно справедливую систему правления. Более того, Он низвергает всякую систему, основанную на несправедливости и лжи, и утверждает на ее месте закон и правопорядок.

«Суд и правду Ты совершил в Иакове». Что касается Царства Божьего, то в нем справедливость не просто утверждена, но еще и «совершена». Здесь справедливые законы не просто существуют, но и действуют, исполнительная власть осуществляется так же безупречно, как и законодательная. Все угнетенные и возлюбившие правду находят в этой истине источник радости и повод для славословий. Находясь во власти деспотичного правителя, народ становится одновременно и жертвой, и совершителем тяжких грехов. Но когда племена и народы верно служат Господу, они получают в награду справедливую власть и поступают со своими ближними по правде. Божественная власть противоположна правлению, основанному на коварстве, фаворитизме и грубой силе, так же как свет противоположен тьме. Обитель Господа Бога — это не замок тирана, построенный на костях невольников и на крови несчастных рабов, в подвалах которого томятся невинные жертвы. История большинства земных царств написана слезами угнетенных и обездоленных, тогда как каждая страница летописи Царства Божьего сияет истиной, каждое ее слово — благостью, а каждая ее буква — справедливостью. Да будет славно имя великого Царя, восседающего на Своем небесном престоле и судящего народы милосердно.

5. «Превозносите Господа, Бога нашего». Народ Божий должен превозносить Господа даже тогда, когда никто другой этого не делает. Милосердный Господь даровал нам великую честь называть Его своим Богом и никогда не отступит от Своего завета, будучи верен и праведен. Все, принявшие любовь Божью, должны славословить Господа всем сердцем. Слава Его сияет на нас с небесного престола, осененного крылами херувимов, а посему поклонимся подножию ног Его. Господь явил себя в Иисусе Христе как Бог, прощающий беззакония и позволяющий нам дерзновенно приступать к Его престолу, а посему нам надлежит превозносить Его искренне и смиренно, радостно и восхищенно. Неужели нас нужно постоянно побуждать к прославлению Господа? Нам должно быть стыдно за то, что в нас столько нерадивости. Славить великого и всеблагого Бога должно быть нашим вседневным занятием и неизменным утешением.

«Свято оно!» Эти слова звучат уже во второй раз и, судя по всему, исходят из уст херувимов, распростерших крылья над ковчегом завета, который служил прообразом небесного престола. Согласно Писанию, эти существа непрестанно взывают: «Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф». Святость — это созвучие всех добродетелей. В Господе все совершенства Божества сливаются в единое целое и пребывают в полной гармонии. В Нем нет ничего лишнего, нет и недостатка. Святость — это венец славы Божьей и слава Его венца. Самая драгоценная жемчужина в этом венце не могущество и не всевластие, а именно святость. Господь хочет, чтобы всякая тварь утешалась святостью Божьей как средоточием всех Его нравственных совершенств. По свидетельству язычников, языческие боги, как правило, сладострастны, жестоки и суровы, и люди поклоняются им только потому, что боятся их власти и гнева. Насколько же более сладостным покажется нам поклонение непорочному, справедливому, истинному и любящему Богу? Святость как средоточие всех этих качеств достойна нашего поклонения.

6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.

8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.

6. «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его». Моисей, подобно Мелхиседеку, являлся истинным священником Господа, хотя и не был рукоположен в священство согласно левитскому закону. Помимо символического священства, у Бога есть священство иного чина. И Моисей, и Аарон, и Самуил были истинными священниками, потому что каждый из них пребывал в непосредственном общении с Господом и видел Его святость. Моисей видел Господа в языках пламени, когда Тот сообщал ему Свой совершенный закон, Аарон видел, как священный огонь пожирает жертвоприношения за грех, а Самуил был свидетелем суда Божьего над домом Илия, отступившего от пути истинного. Все трое стояли в проломе за народ Божий и усердно молились об отвращении гнева Божьего. Каждый из них выступал в роли ходатая и умолял разгневанного Бога помиловать многогрешный народ и не предавать его смерти. И только ради их молитв Господь не обрушил на голову Иакова страшную кару. О, если бы и нас с вами вели такие же святые люди, как Моисей, Аарон и Самуил! Приступим же к престолу Божьему с дерзновением, подобно этим трем мужам, ибо для нас Господь доступен так же, как и для них. Всю жизнь эти люди неустанно взывали к Господу и тем самым стяжали бесчисленные благословения как для себя, так и для других. Разве Господь не призывает нас взойти на гору вместе с Моисеем и вступить в святое святых вместе с Аароном? Разве мы не слышим Его призыва, подобно Самуилу? Разве мы не отвечаем: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».

«Взывали к Господу, и Он внимал им». Молитвы их не были тщетными. Святой Господь, будучи верен и праведен, неизменно исполнял Свои обещания и отвечал на их мольбы с небесного престола. Восславим же Господа Бога: если Он отвечает на молитвы одних, значит, ответит и на молитвы других. Трое вышеупомянутых мужей просили Бога о великих благословениях. Они ходатайствовали за весь народ, предотвращали моры и язвы и обращали вспять неистовый гнев. Воистину, милостивый и великий Бог достоин нашего восхищения! Если бы Он не был свят, то не услышал бы воплей народа Своего и не исполнил бы Своего слова. В утверждении псалмопевца о том, что молитвы праведников прошлого не были напрасными, мы черпаем великое утешение и безмерную радость.

7. «В столпе облачном говорил Он к ним». Ранее мы уже упоминали о ковчеге и о видимой Божьей славе, а облачный столп — это еще одно знамение божественного присутствия в стане израильском. Господь отвечал на молитвы Моисея и Аарона из облачного столпа, почивавшего над скинией завета. Самуил же, хотя и не видел этого чуда, тем не менее, не раз слышал таинственный глас Божий. Если Господь вступил с нами в общение, значит, и мы должны воздать Ему тем же. Он возвестил нам будущее, так давайте и мы откроем Ему свои прошлые грехи. Он явил нам Свои мысли, так давайте и мы откроем Ему свои сердца.

«Они хранили Его заповеди». Эти люди хранили закон Божий, даже когда все вокруг отступали от него. Слово Господне было сокрыто в сердцах их, и они неизменно следовали ему в повседневной жизни. Слыша голос Божий, они повиновались ему, и потому Господь слышал их настойчивые прошения и отвечал на них. В наши дни мало кто может похвалиться добродетелью послушания. Каждый придерживается своих собственных взглядов и мнений и пренебрегает истиной Божьей. Как следствие, молитвы наши малоэффективны, и потому некоторые даже смеют заявлять, будто от молитв нет никакой пользы вообще. Господи, произведи в народе Своем истинное послушание, и тогда Ты будешь внимателен к голосу их молитв!

«И устав, который Он дал им». Моисей, Аарон и Самуил хранили как заповеди Божьи, так и божественное учение. Если мы нерадивы в исполнении уставов, то будем нерадивы и в следовании заповедям. И, наоборот, пренебрежение богодухновенным учением ведет к пренебрежению моралью. Моисей, Аарон и Самуил благоговели пред Господом Богом и поклонялись Ему всем сердцем, и потому в полной мере осуществили вверенное им служение и оправдали возложенное на них доверие. Они были совершенно разными людьми, и каждому из них было поручено особое дело во славу Господа. Но поскольку все трое были великими молитвенниками, Господь сохранил их в чистоте и непорочности и позволил им исполнить свое служение на благо святого народа. Боже, научи нас воздевать руки, подобно Моисею, поразившему амаликитян в молитве, кадить, подобно Аарону, остановившему мор в стане израильском, и увещевать, как Самуил: «И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой». Господи, если Ты соделаешь нас сильными в молитве пред Тобой, то и мы исполним вверенное нам служение должным образом.

8. «Господи, Боже наш! Ты внимал им». Псалмопевец обратился к Господу по имени, внушающему радость и утешение. Господь особенным образом отвечал Моисею, Аарону и Самуилу, когда они взывали о спасении народа израильского. «Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их». Господь прощал грешников, и одновременно умерщвлял их грех. Некоторые относят эти слова на счет Моисея, Аарона и Самуила, поскольку у каждого из них был свой грех, и каждый принял от Господа соответствующее наказание. В отношении Самуила они утверждают, что, сделав своих сынов священниками после себя, он был вынужден помазать Саула на царство, хотя в глубине души и не хотел этого делать. С моей точки зрения, это весьма сомнительный вывод, от которого следует отказаться. Я убежден, что в данном контексте речь идет о народе Божьем, помилованном по молитвам трех благочестивых мужей, но не оставленном без наказания. Господь пощадил колена Израилевы ради молитв Моисея, однако поклялся в гневе Своем, что они не войдут в обещанный покой, но встретят смерть в пустыне. Золотой телец Аарона был уничтожен, однако народ, впавший в идолопоклонство, не был истреблен небесным пламенем. Израиль стенал под сапогом жестокого Саула, но по молитве Самуила был избавлен от наказания за бунт против Господа Царя. Господь, как никто другой, умеет одновременно и прощать и наказывать. Наиболее ярко эта черта проявилась в искуплении рода человеческого жертвой Христовой. Дорогой читатель, веруешь ли ты в Господа? Если да, то грех Твой прощен, однако если ты отступишь от Господа, то тебя непременно посетит жезл родительского наказания. «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши».

9. «Превозносите Господа, Бога нашего». В третий раз псалмопевец называет Бога сладостным именем «Бог наш». Каждая строка этого псалма проникнута учением о Святой Троице. Господь Бог принадлежит святому народу в трех лицах: как Отец, как Сын и как Святой Дух. Превознесем же имя Его всеми силами обновленной души! «И поклоняйтесь на святой горе Его». Поклонимся Господу там, где Он воздвиг храм Свой. В настоящее время пребывание Господа на земле не ограничено каким-то местом. Святая гора Божья — это Церковь, в которой мы желаем поклоняться вместе с богоизбранным народом. «Ибо свят Господь, Бог наш». В заключение псалма снова звучит рефрен о святости Божьей, представляющий собой как бы финальный аккорд всей песни. Даруй нам, Господи, чистые сердца, дабы мы воистину узрели славу Триединого Бога и воздали Ему должную хвалу.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Провозглашение учения о божественном всевластии.

2. Требование принять власть Бога. Принимать власть Бога следует духовно, потому что Бог хочет быть Царем в сердцах людей. Все смертные должны трепетать перед Бессмертным, особенно нечестивые.

3. Спутники божественного всевластия. Всемогущий Бог, вечно восседающий на престоле. Херувимы, окружающие престол и служащие Господу.

4. Описание результата божественного всевластия. Люди должны «трепетать» перед Царем, бояться Его и подчиняться Ему, ибо перед Ним и ангелы склоняются. Люди должны захотеть найти ту благодать, которую ангелы пытаются постичь.

Стих 1. «Он восседает на херувимах».

1. Бог восседает на престоле, прообразом которого служила крышка ковчега. Здесь Он слушает наши молитвы, исповеди и дарует спасение.

2. Земля трепещет пред Богом, и это производит в ней благоговение, молитву, сокрушение и желание приблизиться к Богу.

Стих 2.

1. Господь велик на Сионе так, как Он не был велик в творении, передаче закона, в мире ангелов.

2. Господь велик в спасении грешников. Только в этом деянии слава Его проявляется в полной мере.

3. Господь велик в искуплении.

4. Господь велик в любви к искупленным.

Стих 2. «Господь на Сионе велик».

1. Велик в милости. Сион — Его обитель, Его покой.

2. Велик в славе. Сила и слава Божья — во святилище (Пс.62:3).

3. Велик в Церкви, собираемой от мира: «Являются пред Богом на Сионе» (Пс.83:8).

4. Велик Своими благословениями.

5. Велик в Своем владычестве.

Стих 3. Имя Божье страшно своей святостью и достойно всякого почитания.

Стих 4.

1. Три стадии приведения в жизнь праведных законов:

а) любовь;

б) утверждение;

в) осуществление.

2. Проиллюстрируйте на примере благих деяний Господа.

3. Поясните это применительно к личной жизни и жизни всего общества.

Стих 5. «Превозносите Господа, Бога нашего».

1. Почему? Он — Бог наш. Он даровал нам великие благословения. Он даровал нам великие обещания.

2. Каким образом? Любовью. Размышлением, Молитвами. Разговорами. Исповеданием. Освящением. Сотрудничеством. Ожиданиями.

Стих 5.

1. Восторженное поклонение возвеличивает Господа.

2. Испытывая святое смирение пред Господом, мы поклоняемся подножию ног Его.

3. Веская причина для поклонения: «Свято оно».

Стихи 6—7.

1. Вознесение молитв. Пророк Моисей, священник Аарон, правитель Самуил: «Взывали…»

2. Ответ на молитвы: «Внимал…», «говорил…».

3. Причина Божьей благосклонности. Они хранили уставы Его.

Стих 7 (первая часть). Знамение столпа облачного. Что оно предызображало?

1. Желание Бога вступить в общение с человеком.

2. Неминуемую смерть грешника, увидевшего славу Божью.

3. Воплощение Бога: Бог облекся в плоть, как в облако.

4. Божье покровительство, защиту, водительство.

5. Введение в землю обещанную воплотившимся Богом.

Стих 8. Милость и суд. Море стеклянное, смешанное с огнем.

Стих 8.

1. Наказание за грех не отменяет прощения грехов.

2. Прощение грехов не отменяет наказания за них.

Стих 9. «Господа Бога нашего». В контексте данного стиха поразмышляйте над следующими вопросами: в каком смысле Господь является нашим и каковы взаимоотношения между Богом и Его народом.