99. Хвалебный псалом

Заглавие

«Псалом хвалебный». Это единственный псалом, содержащий подобное заглавие. Каждый его стих преисполнен благодарности и хвалы в адрес Господа, и потому он особенно дорог всем истинным поклонникам. «Споем девяносто девятый» — эти слова слышны в христианской Церкви каждый день, и так будет всегда, пока у великого Царя есть верные служители. По эту сторону небес нет ничего более возвышенного, чем исполнение девяносто девятого псалма всем священным собранием. В этой восхитительной песне мы радостно воспеваем творческую силу и благость Господа и благоговеем перед Его святым именем.

Истолкование

1 Воскликните Господу, вся земля!2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием! 3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.

4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.

1. «Воскликните Господу, вся земля!» Точно так же звучит четвертый стих девяносто седьмого псалма. Древнееврейское слово, переведенное глаголом «воскликните», означает громкий крик, подобный тому, которым верноподданные приветствовали появление своего монарха. Бога радости и веселья должен славить радостный и веселый народ. Природа Божества, Его деяния и благодарность сердец наших столь велики, что мы не можем не радоваться, помышляя о Господе. Все народы видят благость Господа, а значит, все народы должны возносить Ему хвалу. Мир только тогда достигнет своего идеального состояния, когда единым гласом хвалы превознесет единого истинного Бога. Доколе вы будете отвергать Господа в слепоте сердца, о народы земли? Золотой век не наступит, пока сердца ваши не исполнятся благоговением.

2. «Служите Господу с веселием». Мы должны служить Господу, потому что Он наш Бог. А поскольку Он милостив, мы должны служить Ему с весельем. Псалмопевец не призывает нас служить Господу с постным выражением лица, как если бы мы были на похоронах, но искренне увещевает нас веселиться пред Господом, как если бы мы были приглашены на брачный пир. «Идите пред лицо Его с восклицанием!» Прежде чем воздать Богу славу, нам необходимо войти в Его присутствие, а это требует от нас умственных усилий. Все, кто был надлежащим образом наставлен в слове, воспринимает приближение к Богу как нечто серьезное и торжественное, но это не значит, что мы должны входить в присутствие Господа, испытывая рабский страх. Пред лицо Божье следует приходить не с рыданиями и воплями, а с псалмами и гимнами. В пении человек одновременно и радуется, и славит Господа, следовательно, эта форма поклонения должна быть неизменным атрибутом приближения к Богу. Стройное, благозвучное и нелицемерное пение хвалы в собрании истинно благочестивых людей делает богослужение не просто правильным, но еще и радостным. Оно становится предвкушением небесного ликования, когда молитва будет сплошной хвалой и станет единственной формой поклонения. Мне совершенно непонятно, как одна из христианских церквей могла запретить на своих богослужениях пение псалмов и гимнов. Я присоединяюсь к словам доктора Уоттса:

Тот Господа не будет славить пеньем,

Кто не познал святую благодать.

А возлюбивший Господа спасенье

Желает страстно честь Ему воздать.

3. «Познайте, что Господь есть Бог». Мы не поклоняемся Богу слепо, напротив, служение наше вполне разумно. Мы должны знать, кому мы поклоняемся и по какой причине. «Познай себя» — мудрый афоризм, и все же по-настоящему мудр лишь тот, кто познал Бога. Едва ли человек может познать себя, прежде чем он познал Бога. Бог един, вечен и самодостаточен. Познать такого Бога и подтвердить свое знание послушанием, доверием, смирением, ревностью и любовью человек может только с помощью благодати Божьей. Только те, кто знает Бога и выражает свое знание в повседневном благочестии, может воздать Богу благоугодную хвалу.

«Что Он сотворил нас, и мыЕго». Разве творение не должно прославлять своего Творца? Некоторые люди живут так, как если бы они создали себя сами. Они называют себя «творцами собственной судьбы» и поклоняются самим себе. Христиане же признают Бога источником своей жизни и благоденствия и не приписывают себе никакой славы. Ни первое, ни второе рождение не являются делом рук человеческих, вся слава за наше сотворение и возрождение принадлежит Господу Богу. Отречься от собственной славы так же необходимо для надлежащего богопочитания, как и приписать всю славу Господу. В последнее время философы учат тому, что все существующее самопроизвольно развилось из атомов, или, иначе говоря, природа сотворила саму себя. Если у этого учения когда-нибудь появятся последователи, то мы уже не сможем укорять суеверных людей, поскольку для принятия этого догмата скептицизма необходимо в тысячу раз больше веры, чем для принятия нелепого суеверия относительно подмигивающих мадонн или улыбающихся младенцев. С моей точки зрения, гораздо легче поверить в то, что мы сотворены Господом, чем в то, что мы образовались из «первичного бульона» благодаря долгому процессу естественного отбора.

«Его народ и овцы паствы Его». Господь оказал нам честь, избрав нас из числа всех народов земли в Свой удел. Он водит нас, заботится о нас и питает от щедрот Своих, и это великое благословение. Овцы всегда ожидают заботы и водительства от своего пастыря. Давайте и мы соберемся вокруг великого Пастыря рода человеческого. Когда мы признаем Господа своим наследием, мы уже славим Его. Вспоминая благость Его, мы воздаем Ему самую благоугодную хвалу. Нам не обязательно что-то придумывать или изобретать, чтобы воспеть Господа должным образом. Для этого вполне достаточно голых фактов. Простое свидетельство о милостях Господних гораздо удивительней безбрежных фантазий. Тот факт, что мы являемся овцами паствы Господней, — простая истина и одновременно возвышенная поэзия.

4. «Входите во врата Его со славословием». Свое заглавие псалом скорее всего получил от древнееврейского слова, переведенного здесь как «славословия». На всех богослужениях славословия Господу должны литься рекой. Хвала подобна курящемуся фимиаму или благовонию, распространяющемуся по всему помещению храма. Если искупительные жертвы были упразднены Христом, то жертвам хвалы не будет конца во веки веков. Пока Господь ниспосылает нам благодать, мы должны возносить Ему благодарность. Во врата Господни мы входим исключительно благодаря милости, восславим же ее всем сердцем. О чем еще можно помышлять в доме Господнем, если не о Господе? «Во дворы Егос хвалою». Входим ли мы во внутренний или во внешний двор, пусть из уст наших льется хвала. Слава Господу, открывшему всем верующим доступ во внутренний двор храма! Теперь мы свободно входим за завесу и вступаем в святое святых. Поистине великую честь оказал нам Господь, и мы должны возблагодарить Его за это своими песнями. «Славьте Его». Пусть сердца наши исполнятся хвалой так же, как уста, и пусть все славословия льются в адрес достославного Господа. «Благословляйте имя Его». Благословляйте благословившего вас. Благословляйте Его имя, благость и совершенство. Что бы Он ни делал, славьте Его. Благословляйте Его за потери и приобретения. Благословляйте Его, доколе живы, славьте Его во всех обстоятельствах. Благословляйте все Его качества.

5. «Ибо благ Господь». Такова природа Божества, и сердца наши наполняются хвалой, помышляя о Его благости. Бог благ, милостив, щедр и заботлив. Воистину, Бог есть любовь. Кто не славит высшее благо, тот сам не благ. Радостное служение Господу, к которому призывает нас псалмопевец, — это естественный плод размышлений о благости Божьей. «Милость Его вовек». Справедливость, строгость и суровость не единственные качества Бога. Господь милостив и сострадателен и не желает смерти грешника. Милость Его вечна и неисчерпаема, и народ Божий будет утешаться ею в род и род. Вечная милость достойна того, чтобы в ее честь слагались священные песнопения. «И истина Его в род и род». В отличие от немощного человека, Господь никогда не забывает Своих обещаний. Он вступил в завет со Своим народом и никогда не отречется от того, что вышло из Его уст. Как отцы уповали на верность Божью и не постыдились, так и их сыновья будут надеяться на Господа во веки веков. Если бы Бог менялся, для праведных это было бы катастрофой. Они не имели бы надежного якоря, и житейские бури бросали бы их из стороны в сторону, словно корабль, оторвавшийся от пристани. Некоторым богословам не помешало бы чаще вспоминать о неизменности и верности Господа Бога. Эта истина разрушила бы их ложные преставления о том, что верующий может отпасть, и привела бы к более жизнерадостному богословию. Мы же с радостью в сердце преклоняемся пред Господом, который не нарушил ни одного Своего обещания и не изменил ни одного Своего намерения. Уповая на непреложное слово, мы испытываем радость, о которой говорил псалмопевец в первом стихе и, укрепившись Господом, вступаем в Его святые дворы со славословиями, благословляя имя Всевышнего.

Советы проповедникам

Псалом в целом. Девяносто девятый псалом сравним с виноградной гроздью из долины Эсхол. Он предвкушение обещанного покоя, в который нам предстоит войти. Во времена Соломона иудейская церковь достигла своего совершенства, «и вот здесь больше Соломона». Псалом предвосхищает совершенства новозаветной Церкви. Его учение состоит в следующем:

1. Однажды в мире наступит всеобщая радость (ст. 1).

а) Призыв обращен ко всей земле.

б) Суть призыва: «Воскликните Господу». До сих пор земля издает только стоны.

в) От кого исходит призыв? От Бога, производящего в нас способность исполнять Его заповеди.

2. Всеобщая радость будет результатом познания Бога (ст. 2).

а) Человек издревле пытался обрести счастье без Бога.

б) В конце концов он поймет, что это невозможно. Обращение одного верующего от суеты мира к Богу — прообраз обращения всего мира.

3. Всеобщая радость будет плодом новых отношений с Богом (ст. 3).

а) Познание Бога: мы познаем Бога как Троицу, как Бога милостивых обещаний, как Бога спасения.

б) Его права на нас:

1) Право творения: «Он сотворил нас».

2) Право искупления: «Его народ», «Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой».

3) Право сохранения: «Овцы паствы Его».

4. Благодаря новым отношениям с Богом мы полюбим установления

дома Божьего (ст. 4).

а) Из чего будет состоять богослужение? Из славословия и хвалы.

б) Ради кого оно будет проходить? «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его».

5. Наше служение будет вечным. Оно начнется на земле и продолжится на небесах. Это обещание утверждено:

а) благостью Господа: «Ибо благо Господь»;

б) вечной милостью: «Милость Его вовек»;

в) неизменной истиной: «Истина Его в род и род».

Стих 2. «Служите Господу с веселием», потому что:

1) Он совершенство;

2) заповеди Его не тяжелы;

3) Он ваш Спаситель и Творец, Друг и Господь;

4) даже ангелы небесные служат Господу с радостью;

5) служа Ему, вы служите себе;

6) это делает веру привлекательной;

7) это подготавливает нас к небесам.

Стих 2 (первая часть). Верное сердце:

1) смиренно: «Служите»;

2) благочестиво: «Служите Господу»;

3) активно: «Служите»;

4) всегда радостно: «С веселием».

Стих 3. «Познайте, что Господь есть Бог», чтобы оставаться верным среди суеверий, сохранять надежду в смирении, быть неотступным в молитве, терпеливым в трудах, спокойным в испытаниях, твердым в искушениях, мужественным в гонениях и счастливым среди упадка.

Стих 3. «Овцы паствы Его». Как всякое дитя Божье, мы были рождены дважды. Мы любим общество святых, уповаем на Христа, как подобает народу Божьему, отделяемся от мира, согласно заповеди, страдаем вместе со всеми сынами Божьими и радуемся радостью святых. Кроме того, нам дарованы благословения народа Божьего.

Стих 4.

1. Свободный доступ к Богу.

2. Повеление благодарить Бога.

3. Радость и о том, и о другом.

Стих 5.

1. Неиссякаемый источник благости Божьей.

2. Полноводный поток милости Божьей.

Безбрежный океан истины Божьей. «О бездна!»