102. «Благослови, душа моя, Господа»

Заглавие

«Псалом Давида». То, что этот псалом был написан Давидом, несомненно. Неповторимый стиль сына Иессеева угадывается в каждой его строчке. Судя по всему, это сочинение следует датировать поздним периодом жизни Давида, поскольку в преклонном возрасте он осознавал свой грех намного острее, чем в молодости. Слова о бренности человеческой жизни равно как и обильная хвала в адрес Бога свидетельствуют о том, что автор псалма был уже не молод. Некоторые псалмы, как известно, превосходят другие своим величием, так же как альпийские вершины возвышаются одна над другой. Сто второй псалом — это Монте-Роза[1] в божественной гряде хвалебных гор, красота ее затмевает величие других вершин. Он яблоня посреди огромного сада, плоды которой намного слаще и душистей плодов других деревьев, поскольку созрели под солнцем безмерной милости Господней.

Данный псалом представляет собой ответ человека на благословения Божьи, его «нагорную» песнь хвалы, льющуюся в ответ на Нагорную Проповедь Спасителя. Навуходоносор славил своего истукана под звуки «трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий». Давид же в своем неповторимом сочинении призывал всю музыку неба и земли к прославлению живого и истинного Бога.

Прежде чем приступить к истолкованию псалма, мне хотелось бы отметить, что прокомментировать это чудесное произведение исчерпывающим образом едва ли возможно. Я приступаю к этому приятнейшему из занятий с чувством смирения, призвав на помощь все силы своей души, однако душа моя смертна, а умственные способности слишком ничтожны. Тысячи талантливых писателей не хватило бы для того, чтобы воздать должное этому прекрасному псалму. Это одна из тех глав Писания, которая сама по себе является Библией. Одного этого псалма почти достаточно для целого церковного песенника.

Композиция

В стихах 1—5 псалмопевец воспевает полученные им милости. В стихах 6—19 он воспевает величие Господа, явленное в Его чудесных делах на благо святого народа. В стихах 20—22 псалмопевец призывает все живущее прославить Господа и вместе с ним благословить всемилостивейшего Бога.

Истолкование

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. 2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

1. «Благослови, душа моя, Господа». Главное в музыке — это душа. Призвав к прославлению Господа свою душу, псалмопевец тем самым взял самый сладкозвучный из всех возможных аккордов. Мы слышим его внутренний монолог: Давид обращается к самому себе и увещевает собственную душу, как бы опасаясь, что чувства его могут притупиться, если он не будет бодрствовать и трезвиться. Глагол «благослови» хорошо выражает ту степень восхищения, с которой мы должны славить Господа Бога. «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». Вся наша внутренняя сущность, все силы и все чувства должны быть отданы этому величайшему из служений. Каждый из нас должен славить Господа всем сердцем и всей душой. Даже если все славословия на земле умолкнут, мы не прекратим своих радостных песен. «Благослови, душа моя, Господа». Мы благословим Господа, даже если все вокруг будут на Него роптать. Благословляйте имя Господне, даже когда все вокруг благословляют самих себя и своих идолов. Пусть другие славят Господа лишь устами, я же говорю: «Благослови, душа моя, Господа».

«И вся внутренность моясвятое имя Его». Господь милостиво даровал нам способности, чувства и таланты, и все они должны быть задействованы в служении хвалы. Нельзя хвалить любящего Бога неискренне, бездумно, вполсилы. Согласно закону справедливости, мы должны хвалить Творца всем сердцем, душой и разумением, а согласно закону благодарности, мы должны отдать всемилостивейшему Господу гораздо больше — всю свою внутренность. Псалмопевец размышляет над святым именем Господа и почитает его великим сокровищем: святость Господа, или полнота Его Божества, достойна того, чтобы мы восславили ее всей полнотой своих сердец. Младенцы славят Господа за благость, а зрелые мужи — за святость. Под святым именем Божьим мы понимаем все явленные нам качества Божества. Песни, навеянные не слепым разумом, а божественным откровением, достойны того, чтобы мы исполняли их всеми силами своей души.

2. «Благослови, душа моя, Господа». Давид настойчиво призывает свою душу к поклонению. Неужели до сих пор она дремала? Неужели Давид только сейчас понял всю важность и даже необходимость славословий? То, что второй стих повторяет слова первого, не случайно: Святой Дух никогда не ошибается в том, что пишет. Снова и снова Он показывает нам, что мы должны побуждать и подталкивать себя к святому служению. Предлагать Богу лишь часть себя и своих сил — позорно. Первые строки псалма как бы настраивают арфу псалмопевца и подтягивают ее ослабевшие струны, дабы ни одна нота не прозвучала фальшиво. «И не забывай всех благодеяний Его». Ни одно благодеяние Господа не должно быть забыто, все они приносят нам благословение, а значит, заслуживают нашей искренней и сердечной хвалы. Грехопадение испортило нашу память настолько, что мы забываем лучшее, что с нами происходило. О тщете и суете мы помним, а о бесценных сокровищах — забываем. Обиды не выходят у нас из головы, а благодеяния в ней надолго не задерживаются. Память нужно периодически освежать. Следует также помнить о том, что благодарение должно быть для нас приятной и сладкой обязанностью. Давид взывает ко всем силам своей души и просит их помнить благодеяния Господни. Полнота божественной благости заслуживает полноты нашего благодарения.

Разве у нас не достаточно причин хвалить Того, кто одаривает нас столькими благодеяниями? Обратимся к своим дневникам и записям и посмотрим, за какие дары и благословения мы еще не воздали Господу должной хвалы. Возьмем пример с персидского царя, который, прочитав в своих летописях о том, что некто, спасший ему жизнь, не был вознагражден достойным образом, тут же исправил свою ошибку (Есф.6:1—11). Господь даровал нам великое спасение, так неужели мы не сотворим Ему надлежащей хвалы? Неблагодарный — худшее из имен, какое только может носить человек. Будем же изо всех сил избегать этого позорного ярлыка! Пробудимся ото сна и воздадим славу и честь Господу с радостью и ликованием!

3. «Он прощает все беззакония твои». Давид приступает к перечислению Господних благодеяний, каждое из которых заслуживает искренней хвалы. Он выбрал самые драгоценные жемчужины из сокровищницы божественной любви и, нанизав их на нить памяти, сделал из них прекрасное украшение благодарности. Прощение грехов, как мы знаем из опыта, является драгоценнейшим даром милости, одним из первых благословений Божьих, которое открывает верующему доступ к престолу благодати. Исцеление, искупление и блаженство приходят к человеку только после того, как он получил прощение грехов. Духовный опыт начинается с прощения, и в некотором смысле прощение — это самый ценный из всех даров благодати. Однажды полученное прощение даруется нам постоянно: «Прощает». Оно не прекращается ни на минуту. Оно божественно, поскольку исходит от Бога. Оно всеохватно, поскольку распространяется на все наши грехи. Господь прощает нам как греховные действия, так и греховное бездействие, поскольку и то, и другое является, по сути, беззаконием. Прощение — действенный дар, точно так же как исцеление и прочие благословения, перечисленные Давидом.

«Исцеляет все недуги твои». Вслед за устранением причины беззакония, устраняется и следствие. Телесные и душевные болезни являются результатом вошедшего в мир греха, а как только Господь искореняет грех, вслед за ним исчезают и физические, душевные и духовные недуги. «И ни один из жителей не скажет:

„я болен»» (Ис.33:24). Как многогранна личность нашего Отца небесного: Он прощает нас как Судья, а затем приходит к нам как Целитель. Нужды наши обращают нас к Господу, и мы всем сердцем уповаем на Того, кто является нам в разных качествах.

Вся благость в Боге пребывает,

Все зло и грехво мне живет.

Но беззакония Бог прощает

И милость слабым подает.

Бог дает лекарствам их целительную силу и очищает душу благодатью. В духовном смысле мы постоянно находимся под наблюдением великого Целителя: Господь приходит к нам ежедневно, как врач к пациенту, и исцеляет все наши недуги. Ни одна болезнь, поражающая наши души, не ставит Его в тупик. Он исцеляет все болезни, и в конце концов освободит нас от всяких признаков тления. Обратите внимание на то, что местоимение «все» употреблено в этом стихе дважды. Оно как будто призывает нас восславить Господа всем сердцем, всей душой и всем разумением. Псалмопевец познал оба этих благословения на собственном опыте и потому пел от первого лица, благословляя Господа за то, что Он каждый день прощал его беззакония и исцелял недуги. Душа его ликовала в Господе и всеми своими силами славила Того, кто даровал ей великое прощение и исцеление.

4. «Избавляет от могилы жизнь твою». Господь избавляет нас как от духовной смерти, пришедшей в мир в результате грехопадения, так и от вечной смерти, которая была бы ее следствием. Это избавление двояко: с одной стороны, Господь принес за нас выкуп, а с другой — вырвал нас из пасти смерти посредством Своей спасающей десницы. Если бы Он не упразднил смерть как наказание за грех, то прощение и исцеление не принесли бы нам никакой пользы. Впрочем, упразднение греха и его власти ведет к упразднению и обвинительного вердикта, который был произнесен над нами на заре мира. Слава Искупителю, предавшему себя за нас и тем самым избавившему нас от бездны огненной! Теме искупления всегда будут посвящаться самые сладостные мелодии.

«Венчает тебя милостью и щедротами». Господь ничего не делает наполовину. Он не остановится, пока не благословит Своих детей в полной мере. Очищение, исцеление и искупление — это еще не все. Бог делает нас царями и возлагает на головы наши венец милости. Венец этот будет намного драгоценней венцов тленных, сделанных из обычного серебра и золота. Он будет вылит из золота любви и украшен бриллиантами милости. Он воссияет жемчугом милосердия и мягко ляжет на голову благодаря подкладке из кротости и сострадания. Кто подобен Тебе, Господи? Ты венчаешь князей из рода царского, ибо все их благословения — в Тебе. Они не заслужили царского венца, он дается им по милости, а не по заслугам. Они осознают свое недостоинство, и потому Господь окружает их милостями. Господь положил в сердце Своем благословить всех святых и увенчал их милостью и щедротами. Всякое творение Божье имеет свой венец: сначала Господь дарует нам прощение, а затем венчает нас милосердием. «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя». Грех лишает нас благословений Божьих. Некогда мы были предателями и отступниками, но Господь, упразднивший бывшее против нас рукописание, даровал нам новые, преизобильные милости, сверх того, что было нами утрачено. Неужели мы не увенчаем славой Того, кто увенчал нас милостью? О душа, возложи к ногам Божьим свой венец! В смиренном благоговении преклонись перед Тем, кто превознес тебя до самых небес, ибо «из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами».

5. «Насыщает благами желание твое». Более точно: «Наполняет благами душу твою». Душевное удовлетворение — исключительный удел верующих, благословение, которое может ниспослать только Бог. Грешники набивают свое чрево ради пресыщения, но ни один из них не испытывает настоящего удовлетворения. Бог насыщает благом нашу душу — самое драгоценное, что у нас есть, наше украшение и славу, и, как следствие, уста наши также наполняются благом, какой бы голод и жажду они ни испытывали. Когда душа насыщается благом, она не может не славить Подателя этих благ, когда уста наполняются туком, они благословляют милосердного и щедрого Господа. Господь насыщает нас не суетными удовольствиями и мимолетными утехами, а подлинным благом. Он щедр и многомилостив, дары Его льются рекой во всякое время и насыщают наши души. Разве мы не должны прославить Его за это? Если мы будем благословлять Господа все время, пока Он благословляет нас, хвала наша будет неумолчной.

«Обновляется, подобно орлу, юность твоя». Господь обновил силы псалмопевца, и тот почувствовал, что обрел новую жизнь. Ему казалось, что к нему снова вернулась юность. Он выглядел бодрым и сильным, подобно орлу, который может смотреть на солнце и парить над грозовыми облаками. После долгой болезни псалмопевец исцелился и укрепился настолько, что стал подобен самому сильному, самому неустрашимому и самому величественному представителю семейства пернатых. Тот, кто в предыдущем псалме сидел на развалинах, подобно угрюмому филину, теперь парит в небесах, подобно орлу. Господь производит в нас чудесные перемены, и мы благословляем святое имя Его. Преображение из малой птицы в величественного орла, из пеликана, сидящего в пустыне, в сильную птицу, парящую между звезд, — достаточный повод для славословий.

Так замкнулся круг бесконечных благословений благодати. Бог прощает наш грех, сокрушает его власть и отменяет всякое наказание за него. Он благословляет нас и окружает Своими щедротами, силы наши обновляются, и мы становимся новорожденными младенцами в доме Божьем. Господи, воистину Ты заслуживаешь наших славословий, и мы вознесем их! Ты не лишаешь нас благ, а потому мы восславим Тебя всеми силами своей души. Мы восхваляем имя Твое всем сердцем, всей душой и всей крепостью.

6Господь творит правду и суд всем обиженным.7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:9 не до конца гневается, и не вовек негодует. 10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

15 Дни человека как трава; как цвет полевой, так он цветет.16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, 18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. 19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

6. «Господь творит правду и суд всем обиженным». Мы не должны посвящать все свои песни только тому, что Господь сотворил для нас. Необходимо также славить Его за то, что Он совершает на благо других. Господь избавляет всех обиженных и обездоленных от рук безжалостных врагов. Он всегда приходит к ним на помощь, поскольку является Защитником вдов и сирот и Судьей всякого нечестия. Господь услышал вопль народа Своего, томившегося в египетском рабстве, и избавил его от тяжкой доли. Фараон же и его войско встретили смерть в водах Чермного моря. Господь никогда не оставляет нечестивых замыслов без наказания. Проявить милосердие к святым — значит наказать нечестивых. Отмщение Господне не замедлит. Кровь мучеников никогда не проливается тщетно. Господь слышит стоны исповедников, томящихся в темницах, и посещает их палачей жезлом железным. Справедливость в конце концов будет восстановлена, Господь отомстит за всех обиженных и угнетенных. Даже если земные суды отступают от правды, небесный Суд всегда остается оплотом справедливости, и за это каждый здравомыслящий человек должен благословить имя Господне. Если бы Господь был безразличен к Своему творению, если бы Он не ревновал о справедливости, если бы Он не воздавал отпетым злодеям по заслугам, у нас не было бы никаких причин для радости, и все наше существование было бы наполнено страхом. К счастью, это не так. Господь наш справедлив и праведен, Он взвешивает сердца и намерения человеческие. Надменным и гордым Он воздаст сполна, и все притеснители будут повержены в прах. Часто возмездие Господне настигает самонадеянных злодеев еще в этой жизни. «Познан был Господь по суду, который Он совершил».

7. «Он показал пути Свои Моисею». Моисей стал свидетелем того, как Господь поступает с разными людьми. Он видел Его пути, пока был во дворце фараона, затем — в изгнании и, наконец, сделавшись вождем народа израильского. Господь явил ему Свое владычество над народами земными и то, как Он направляет ход истории. Общаясь с Богом на горе Синай, Моисей узнал о Боге больше, чем кто-либо из смертных. «Сынам Израилевымдела Свои». Сыны Израилевы видели гораздо меньше Моисея, ибо им Господь показал только Свои дела. Пути же и суды Господни были от них сокрыты. Впрочем, они увидели немало и, возможно, увидели бы больше, если бы сердца их не ожесточились. Познание Бога ограничено только ожесточенным сердцем человека, но никогда не самим Богом. Явление Господа любому народу — это акт великой милости и любви. Такое благоволение со стороны Господа должно вызывать в нас чувство благодарности. Верующие во Христа знают пути милосердного Бога, заключившего с нами новый завет, они видят Его милостивые деяния в своей собственной жизни. Мы должны от всего сердца прославлять нашего Учителя и Наставника, Святого Духа, открывшего нам благость Господню.

Если бы не Он, мы до сих пор оставались бы в полной тьме. Господи, почему Ты являешь себя нам, а не миру? Почему Ты избрал нас, а остальных оставил во тьме?

Заметьте, что в утешительном учении этого стиха Господь являет нам Свой характер. «Он показал». Моисею не пришлось самому отыскивать истину. Сам Господь сделался его наставником. Все, что мы знаем, было открыто нам Господом. Только Он может дать человеку знание о самом себе. Если даже великий законодатель Моисей нуждался в том, чтобы Господь открыл ему себя, то насколько же более нуждаемся в этом мы?

8. «Щедр и милостив Господь». Господь пришел в мир спасти не праведных, а грешных. Как бы Он ни благоволил к ним, они виновны и нуждаются в Его милости, и потому Господь с готовностью и желанием проявляет к ним милосердие и вызволяет из рабства Своей преизобильной благодатью. Господь щедр и многомилостив: Он милостиво прощает грешников и щедро благословляет их Своими дарами. Именно эти качества Господа были явлены Моисею на горе (Исх.34:6), и именно так Господь открывается сынам человеческим, покуда они живут в день благодати. «Господь творит правду и суд» и одновременно любит миловать. «Долготерпелив». Хотя Господь и гневается на тех, кто преступает Его закон, и воздает им по справедливости, Ему более свойственно долготерпеть и миловать. Он ждет грешников долго, надеясь на то, что они в конце концов придут к покаянию и примут Его милость. Гнев Его к таким людям длится лишь мгновение. Даже если Ему приходится наказывать Своих сынов, Он делает это неохотно и быстро сменяет гнев на милость. Что касается нас, то мы должны брать пример с Господа и быть, как Он, медленными на гнев. Если Господь столь долготерпелив к нашим великим беззакониям, то насколько же более мы должны быть милосердны к людским промахам. «И многомилостив». Господь богат милостью, прощением и состраданием. Если бы милость Его не была столь преизобильной, мы бы уже давно погибли. Но Господь не человек, Он медлит с гневом, и потому грехи наши не отнимают у нас Его любви. Сколько бы ни было в нас грехов, все они тонут в океане божественной милости.

Ты подаешь мне милость искупленья,

Меня прощаешь благостью Своей.

Пусть будут полными потоки исцеления

И пусть очистят от греха сердца людей.

Милосердие и щедрость Господа известны всему миру. Все слышащие Евангелие приобщаются милости Божьей, она приглашает всех жаждущих насытиться живительной благодатью. Милость Господня помогает святым во всем: дает им способность жить верой, хранит в святости, утешает в скорбях, и, в конце концов, приводит на небеса. Пусть песни в честь преизобильной милости льются из уст наших непрестанно, покуда мы пребываем на месте странствований наших. Да восславят Господа все, кто черпает силы и утешение в этом неиссякаемом источнике милости!

9. «Не до конца гневается». Иногда Он все же гневается на нас, ибо не может допустить, чтобы народ Его пребывал во грехе, однако гнев Его длится мгновение. Как только сыны Божьи оставляют свой грех и обращаются к Господу, Он прекращает гневаться. Несмотря на то, что у Господа всегда достаточно причин для гнева — все мы много согрешаем, — Он удерживает Свою ярость, не желая вводить нас в уныние. Всякий, кто не имеет личного общения с Господом, должен выяснить причины Его гнева: «Объяви мне, за что Ты со мною борешься?» Господь с готовностью слушает нас и очень скоро перестанет гневаться. «И не вовек негодует». Господь не злопамятен. Он подает Своему народу пример того, как легко нужно прощать обиды. Наказав Своего ребенка, Господь уже не гневается на него, кроме того, Он наказывает не как судья, а как отец. Отшлепав непослушного сына, Он тут же прижимает его к груди и утешает, как если бы между ними был полный мир. Если человек грешит по привычке, Господь продолжает исправлять его, однако не отнимает от него любви Своей. Он может гневаться на Свой народ только в этом мире. В век будущей жизни грешный народ вступает, наслаждаясь милостью Господней.

10. «Не по беззакониям нашим сотворил нам». Если бы Господь сотворил нам по беззакониям нашим, мы уже давно погибли бы и были бы ввергнуты в бездну ада. Мы должны восхвалить Господа не только за то, что Он сделал, но и за то, чего Он не сделал, ибо Его бездействие вполне заслуживает нашей благодарности. Даже самые тяжелые моменты нашей жизни не были тем наказанием, которое мы действительно заслуживаем. То, что мы получаем каждый день, является даром незаслуженной милости, а не следствием того, что мы делаем. Разве это не причина возблагодарить Бога? В то время как нашим уделом могла бы быть неизбывная печаль, мы наслаждаемся сравнительным счастьем, и некоторые из нас даже благословлены радостью и душевным спокойствием. Восславим же святое имя Господа всеми силами души и всей своей крепостью!

11. «Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его». Милость Господа к избранным безбрежна, как небесные просторы. Она бездонна, как небеса небес, и ее невозможно измерить. Если перевести древнееврейский оригинал дословно, то эта фраза будет звучать так: «Как высота небес». Это прочтение дает нам еще один яркий образ: милость Божья подобна чему-то величественному, грандиозному и прекрасному. Господь простирает милость Свою над святыми, как небеса распростерты над землей. Небо дарит земле обильные дожди, освещает ее светом Солнца, Луны и звезд и взирает на нее сверху, подобно бдительному стражу. Милость Божья обогащает, защищает со всех сторон и стоит незыблемо, как надежное прибежище. Согласно нашему переводу, милость Господа есть нечто великое и непостижимое, ибо кто может измерить высоту небес? Кто способен добраться хотя бы до ближайшей звезды, и кто может измерить пределы видимой Вселенной? Милость Господа так же велика, как высоко небо над землей! Какое грандиозное сравнение!

Впрочем, вся эта милость предназначена лишь «боящимся Его». Мы должны искренне и смиренно преклоняться перед властью Творца, а иначе мы не увидим Его благодати. Первый плод благочестивой жизни — это страх Господень, который также назван «началом мудрости» (Пс.110:10). Тот, кто им обладает, уверен в милости Божьей, страх Господень открывает человеку суть истинной веры. Многие истинные дети Божьи испытывают сыновнее благоговение в присутствии Господа, однако все равно боятся, что не приняты Им. Этот страх бессмысленный и излишний. И все же его следует предпочесть той безбожной самонадеянности, которая побуждает людей хвалиться своим усыновлением и уверенностью в благоволении Божьем, в то время как сердца их полны горечи и злобы. Тот, кто самонадеянно рассчитывает на безграничность милости Господа, должен помыслить о том, что она, хоть и широка, как горизонт, и высока, как звезды, но дается лишь тем, кто имеет страх Божий. Что же касается упрямых бунтарей, то их удел — суд без милости.

12. «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». Какая грандиозная истина! Ни одно богодухно-венное учение не может сравниться с ней своим величием! Грех удален от нас благодаря чуду божественной любви. Грехи наши поистине велики и тяжелы, однако Господь удалил их от нас на огромное расстояние. Унеситесь на крыльях воображения так далеко, как только сможете, но, двигаясь на восток, вы будете с каждым взмахом крыла удаляться от запада. Если грех наш удален на такое расстояние, то мы можем не сомневаться в том, что от него не осталось ни следа, ни воспоминания, ни запаха. Если он был удален на такое огромное расстояние, значит, нам нечего бояться, что он может вернуться. Такая задача не по плечу даже сатане! Грехи наши удалены, ибо Господь Иисус унес их на Своих собственных плечах. Девятнадцать столетий назад козел отпущения унес беззакония наши так же далеко, как восходящее солнце удалено от места, где оно садится. Если кто взыщет их теперь, то не найдет, ибо они упразднены, говорит Господь. Восстань, душа моя, и прославь Господа за Его преизобильные благословения всей своей крепостью! Аллилуйя! Только Господь может уничтожить наш грех, и Он уничтожил его поистине божественным способом.

13. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Господь — Отец для всех, кто боится святого имени Его. Он милует Своих детей, ибо видит, что они немощны и достойны жалости. Даже в расцвете сил человек постоянно нуждается в божественном сострадании. Этот факт должен смирить всех, кто слишком гордится собой и своими силами, и одновременно утешить тех, кто осознает собственную немощь. Отцы всегда сочувствуют своим детям, особенно, когда те испытывают боль. Они с радостью приняли бы на себя их страдания — стоны и плач детей доставляют любящему родителю нестерпимое мучение. Отец небесный милует сынов Своих. У Него не каменное сердце. Мы поклоняемся живому Богу, чье сердце — сама нежность. Господь милует боящихся Его уже сейчас — глагол «миловать» стоит в настоящем времени. Сострадание Его течет к нам мощным потоком, и мы нуждаемся в нем постоянно.

14. «Ибо Он знает состав наш». Он знает, из чего мы состоим, ибо сам создал нас. Он испытывает сердца наши и знает наш состав, наши силы, наш темперамент, наши греховные склонности и то, что может ввести нас в соблазн. «Помнит, что мы — персть». Мы — персть, прах, мы состоим из праха земного и вернемся в него. Все мы слышали о Железном Герцоге и о людях с железным сердцем, однако смею вас уверить, это ложь, и Железный Герцог сошел в могилу точно так же, как и другие крепкие ребята. «Прах к праху» — самый подходящий для них реквием. Мы часто забываем о том, что состоим из праха, и чрезмерно перегружаем свой ум и тело. Мы мало помышляем о немощах других людей и нередко возлагаем на их плечи бремена неудобоносимые. Господь же дает нам бремена по силам и укрепляет нас каждый день. Проводя нас через испытание, Он всегда учитывает наш состав. Благословим же Его святое имя за то, что Он милосерд к немощным тварям.

15. «Дни человека как трава». Он питается травой и умирает, как трава. Хлеб — эта та же трава, только окультуренная, и всякий, кто ею питается, разделяет ее участь. Трава растет, цветет, скашивается, засыхает и убирается. Перечитайте предыдущее предложение, и вы узнаете судьбу человека. Даже если человек доживает до старости, он все равно умирает и засыхает, как трава. Но чаще всего он засыхает, не достигнув зрелого возраста, исчезает внезапно, в расцвете сил. «Как цвет полевой, так он цветет». Красота человека подобна красоте зеленых лугов, покрытых ковром из желтых лютиков. Но как же краток ее век! Она расцветает и тут же исчезает, как мимолетное видение. Человек не похож на оранжерейное растение. Лучше всего он растет в условиях дикой природы — как полевой цветок. И подобно полевому цветку ему грозит тысяча опасностей. Большое и пестрое церковное собрание всегда напоминает луг, одетый множеством цветов. Печально лишь то, что все, кого мы видим, скоро канут в небытие точно так же, как исчезают цветы луговые. И так будет со всякой плотью, ибо «рожденное от плоти есть плоть», она засыхает от любого дуновения ветра, подобно хрупкому цветку. Блаженны те, кто рожден свыше, в них живет нетленное семя, пребывающее вовек.

16. «Пройдет над ним ветер, и нет его». Траву не обязательно косить — одного дуновения ветра вполне достаточно, чтобы она засохла. Подует ветер, и нет ее, ибо хрупка и немощна. Немного нездоровой атмосферы, и человек гибнет от неизлечимой болезни, остановить которую не в силах никакое врачевство. Меч и пуля здесь излишни: дуновения отравленного воздуха вполне достаточно, чтобы человек оставил этот мир. Даже самые сильные и выносливые из сынов человеческих не могут противостоять губительной инфекции. «И место его уже не узнает его». Завядший цветок уже никогда не будет цвести. На его месте может вырасти другой, однако сам он уже никогда не будет наполнять вечерний воздух своим ароматом. Так и человек, умирая, покидает место своего обитания, свой родной дом, свое ремесло и уже никогда не возвращается на землю. Для всех живущих его как будто и не существовало. Солнце всходит и заходит, Луна проходит свои фазы, зима и лето сменяют друг друга, как обычно, реки текут, и жизнь идет своим чередом, как если бы ничего не изменилось — так мало значит человеческая жизнь в масштабах мироздания. Об уходе человека могут вспомнить лишь его друзья:

Однажды утром он покинул нас,

Мы не нашли его следов в привычном месте,

Весь лес мы обошли, искали у ручья,

Но, видно, нам вовек не быть уж вместе.

После того, как умолкнут погребальные песни и разрушится надгробный камень над нашей могилой, какая память останется о нас на этой суетливой и беспокойной земле? Есть вещи, остающиеся в памяти поколений гораздо дольше, чем человек, и есть жизнь, которая не кончается никогда. Однако ни то, ни другое не наследуется плотью — она подобна траве полевой. Вечная жизнь — это удел тех, кто пребывает в тесном общении с вечным Богом.

17. «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его». О, как велика пропасть между вечным Богом и тленным цветком, и как чудесно то, что милосердием Божьим столь хрупкое создание приобщается вечности и обретает бессмертие! Милостивый Господь избрал народ Свой от века и сделал его причастником божественной благодати. Учение о вечном избрании приносит великое утешение тем, кто достаточно прозрел, чтобы увидеть его суть и возлюбить его всем сердцем. Эта тема достойна глубоких размышлений и радостных песен. «От века и до века». Какая утешительная весть! Иегова никогда не меняется. У милости Его нет ни начала, ни конца. Боящимся Бога и их потомкам никогда не вычерпать бездонного колодца божественной благодати. Вместе с тем главный вопрос, который мы должны себе задавать, это: «Имеем ли мы страх Божий?» Если мы непрестанно взираем в небеса, то Господь никогда не лишит нас Своей милости и будет благоволить к нам от века и до века.

18. «И правда Его на сынах сынов». Когда Господь заключает с нами завет, гарантией Его неизменной милости является Его праведность. Господь праведен и никогда не нарушает собственного Слова. Наши верующие сыновья и сыновья сыновей наших никогда не разочаруются в обещаниях Божьих, ибо они неизменны. Господь явит благодать детям нашим и благословит их так же, как Он благословил нас. Воспоем же о радости, обещанной будущим поколениям! Прошлые милости требуют от нас славословий, а будущие — призывают к восхвалению праведного Бога. Давайте же петь и молиться о сыновьях наших. Благочестивые могут ликовать о своих потомках, так же как Авраам ликовал о своих, ибо «вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои». Как сказано в последнем стихе предыдущего псалма, «сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим».

Впрочем, обещания милости даются сынам праведных не без оговорок. Следующая часть стиха дополняет обещание первой: «Хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их». Отцы и дети должны быть послушны Господу, повелевшему нам хранить завет Свой. Тот, кто уповает не на искупительную жертву Христа, а на что-то другое, не исполняет завета Божьего. Впрочем, все, с кем Господь воистину заключил завет, хранят свою веру до конца. Начавши Духом, они не пытаются достичь совершенства через дела закона. По-настоящему благочестивые люди прилагают все усилия к тому, чтобы сохранить завет Божий. Они помнят заповеди Его и соблюдают их в повседневной жизни, то есть «исполняют их». Кроме того, они никогда не выбирают, какие заповеди соблюдать, а какие нет, они одинаково почитают все повеления Господни и не возвышают одно над другим в угоду своим похотям. Пусть же наши потомки будут внимательны, благомысленны и богобоязненны, и пусть они всем сердцем жаждут познать волю Божью, а познав, исполняют ее должным образом. И тогда благодать Божья будет их неизменным спутником в роды родов.

Учение данного стиха достойно всяческой похвалы, ибо, если бы Господь являл милость к безбожникам и бунтарям, то это было бы весьма печально. Более того, это поощряло бы злодеев к еще большему злу. Некоторые не слишком внимательные проповедники учат о завете Господнем так, как если бы Он благословлял ту или иную группу людей вне зависимости от того, как они жили и какие дела совершали. Однако ничего подобного в Писании нет. Завет Господень — это не правовая норма, а святыня. Он вместилище благодати, которая ни коим образом не потворствует греху. Напротив, одно из величайших обещаний благодати гласит: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). Главная цель этого завета — «очистить для Бога народ особенный, ревностный к добрым делам», и каждое его обещание способствует достижению этой цели. Верующий человек хранит завет Божий через веру в единого Господа Иисуса Христа и через ревностное послушание заповедям Божьим.

19. «Господь на небесах поставил престол Свой». Из уст псалмопевца вырывается восторженное восклицание, прославляющее Бога за Его безмерное могущество и абсолютное владычество. Престол Божий утвержден на небесах и стоит твердо и незыблемо. Бог — Царь вселенной, и в мире не существует ни волнений, ни беспорядков, ни бедствий, ни срочных дел, ни случайностей, ни неожиданных катастроф. Все совершается согласно извечным намерениям и замыслам Господа. Господь — единый Самодержец, престол Его не престол наместника. Вся власть в Его руках, Царство Его поддерживается Им самим и утверждается Его могущественной десницей. Абсолютное владычество Бога — залог нашей вечной безопасности и основание твердой надежды и спокойствия. «И царство Его всем обладает». Скипетр божественной власти распростерт над всею вселенной. Владычество Господа — до края земли. Так было и так будет во веки веков. Нам может показаться, что в мире царит анархия, однако Господь в силах сотворить порядок даже из полного хаоса. Бушующие стихии шествуют по земле под знаменем вселенского Владыки. Все от мала до велика покорны воле Господа; Он владычествует над разумными и приземленными, над смиренными и непокорными, над свирепыми и добрыми. Во всем мире существует только одна власть — власть Господа. Он единый Властитель мира, Царь царствующих и Господь господствующих. Одним из самых утешительных духовных даров является способность видеть руку Божью во всем, что происходит в мире. Обладающие этим даром не могут не благословлять имя Господне за все, что видят их очи.

Так благословенный псалмопевец восславил многоразличные качества Господа Бога, явленные, соответственно, в творении, искуплении и провидении. В заключение псалма звучит еще одно восторженное славословие в адрес Господа Бога, к которому псалмопевец призывает присоединиться всех без исключения, поскольку все мы являемся подданными великого Царя.

20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; 22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

20. «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою». Почувствовав, что сыны человеческие не способны прославить Господа в полной мере, псалмопевец призывал на помощь «первородных сынов света». Воистину ангельские славословия несравнимы ни с чем. Как сказал Мильтон: «И сотворят достойную хвалу». Ангелы находятся гораздо ближе к престолу благодати, чем позволено смертному человеку, и видят божественную славу лицом к лицу. Более того, ангелы наделены необычайным разумением, прекрасным голосом и великой силой, и могут славить Господа, как никто другой. Пусть же они воспоют вместе с нами песнь хвалы, воспаряющую к третьему небу. Да будет вся ангельская крепость возвращена Тому, кто наделил ангелов их необычайной силой. Ангелы — творения Господни, и они готовы прославлять Своего Творца неумолчной хвалой. «Исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его». Исполнять заповеди Божьи — наш долг, однако это бремя оказалось нам не по плечу. Пусть же те духи, которые не осквернили себя беззаконием и пребывают в вечном блаженстве, воздадут Господу славу и честь за свою святость. Они слышат гораздо больше заповедей, чем мы, и своим благоговейным вниманием воздают Господу славу точно так же, как активными действиями. Они учат нас, как надлежит исполнять божественную волю. Впрочем, каким бы безмерным ни было их величие, они не должны превозноситься, поскольку вся слава принадлежит Тому, кто сотворил их и позволяет им быть тем, кем они являются. Дай, Боже, и нам услышать ангельские голоса, льющиеся с небес, точно так же как их услышали пастухи при рождении Христа.

Вдруг музыка рая ушей их коснулась,

И сладкие песни в сердца ворвались,

Нетварная слава с небес загремела,

И ангелов звуки с небес полились.

В восторге застыли блаженные души,

Мелодию неба боясь упустить,

И каждую ноту небесного гимна

Пытаются страстно в себе отразить.

Наши радостные души с нетерпением ожидают того момента, когда мы услышим «голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих» (Откр.14:2).

21. «Благословите Господа, все воинства Его». Благословлять имя Господне должна всякая тварь, ибо все мы являемся частью победоносного воинства под началом великого Генералиссимуса. И птицы небесные, и рыбы морские — все живущее и дышащее должно единым гласом хвалы восславить своего Творца. «Служители Его, исполняющие волю Его». Прославьте Господа служением своим, что бы вы ни делали. Псалмопевец призывает всех служителей дома Божьего присоединиться к нему и вместе восхвалить Господа. В наше время значение слова «служитель» стало слишком узким и обозначает лишь тех, кто служит Богу словом и проповедью. Впрочем, ни один из истинных служителей не откажется от чести служить Господу, ибо мы более всех остальных людей призваны на служение Господу Богу. И мы восславим благословенного Творца точно так же, как Его славят прочие силы и прочие служители.

22. «Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его». Это тройное благословение звучит в честь трижды благословенного Господа, и каждое последующее славословие является как бы следствием предыдущего. Призыв псалмопевца универсален — Господа должны благословить «во всех местах владычества Его». Воистину, смертный человек способен пробудить во всякой твари желание славить Бога! Человек — ничтожное создание, но, возлагая руки на клавиши вселенского органа, он может возвестить славу Божью звучными и мощными аккордами. Искупленный человек — это голос природы, священник в храме творения и регент вселенского хора. О, если бы творение было освобождено от рабства тлению и уже вступило в свободу славы детей Божьих! Время искупления близится, и блаженный час не за горами. В тот день все творение вознесет Господу громогласную хвалу. Непреложное обещание Божье уже близко к окончательному исполнению. Милость верного Господа уже в пути. Гряди же, о благословенный час!

«Благослови, душа моя, Господа!» В завершение псалма мы снова слышим его основную тему. Псалмопевец не мог призывать других к прославлению и не участвовать в нем сам. Даже если бы творение превзошло его в искусстве прославления Бога, уста его все равно не умолкли бы. О душа моя, водворись у Господа, и пусть твой маленький мир вбирает в себя музыку небесных сфер, звучащую во славу великого Господа. О вовеки благословенный Господь, даруй нам милость непрестанно хвалить милость Твою всем сердцем и всей душой!

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Мы должны благословлять самого Всевышнего. Возможно прославлять Его дела, дары, слово или пути, забывая при этом благословить Его самого.

2. Каждый должен славить Творца лично: «Душа моя». Не отец семейства от лица всей семьи, не пастор от лица всего прихода, не хор от лица всего собрания, а каждый лично за себя.

3. Мы должны благословлять Господа душой: «Душа моя». Не только с помощью органа, голоса, пожертвований, дела и т. п.

4. Мы должны благословлять Его неограниченно: «Вся внутренность моя».

Стих 1.

1. Разговор с собой: «Душа моя». Многие из нас привыкли говорить с другими, но не с собой. Поэтому многие не знают самих себя, не понимают себя, не интересуются собственной душой и приходят в уныние, оставаясь в одиночестве.

2. Увещевание себя: «Благослови, душа моя, Господа», твоего Создателя, Покровителя и Искупителя.

3. Вызов самому себе: «Вся внутренность моя», всеми силами души, разума и духа. На десятиструнном, то есть всеми возможными средствами.

Стих 1 (первая часть), стих 22 (вторая часть). Личное поклонение Альфе

и Омеге истинной веры.

Стих 2. Причины, в силу которых человек забывает о милостях Господних, их греховная суть и способы от них избавиться.

Стих 3. Богу присуще не только наказывать, но и прощать грех.

1. Прощение в Боге. Господь прощает наши беззакония и одновременно наказывает наш грех.

2. Прощение исходит от Бога. Только Бог может простить грех.

3. Прощение подобно Богу: полное, безусловное, вечное: «Все беззакония твои».

Стих 3. «Исцеляет все недуги твои».

1. Почему грех назван болезнью?

а) Он уничтожает нравственную красоту.

б) Причиняет боль.

в) Мешает исполнять долг.

г) Ведет к смерти.

2. Мы подвержены множеству духовных недугов (Мтф. 7:21—23; Гал.5:19 и т. п.).

3. Господнее исцеление.

а) Милость прощения через искупление в Иисусе Христе.

б) Освящение благодатью.

в) Средства благодати.

г) Воскресение тела.

Стих 3 (вторая часть). Болезни нашей греховной природы; великий Целитель, полное исцеление, которое Он нам дает, плоды этого здоровья.

Стихи 3—5. Милость Божья:

а) сняла с нас три проклятья:

1) вину;

2) порок;

3) смерть;

б) ниспослала три благословения:

1) благословения, услаждающие душу;

2) удовольствия, приносящие удовлетворение;

3) бессмертие.

Или:

1. Прощение (ст. 3).

2. Очищение (ст. 4).

3. Искупление.

4. Коронация (ст. 5).

5. Изобилие.

6. Обновление силы.

Стих 4 (первая часть). Избавление Давида от могилы.

1. Его пастушеские годы.

2. Участие в войнах.

3. Гонения.

4. Царствование.

5. Духовная жизнь.

Стих 5.

1. Особое состояние: насыщение.

2. Особый дар: благо.

3. Особый результат: обновление юности.

Стих 7.

1. Бог хочет, чтобы человек Его познал.

2. Он сам являет себя.

3. Существуют степени богооткровения.

4. Мы можем молиться о том, чтобы познать Бога лучше.

Стих 9.

1. Что Господь делает для Своего народа? Иногда наказывает:

а) испытаниями;

б) внутренними конфликтами.

2. Чего Он не делает:

а) не гневается на них постоянно;

б) не гневается в будущей жизни: «Окончатся дни сетования твоего».

Стих 10.

1. Ужасное допущение: если бы воздал по грехам?

2. Причины, по которым это допущение неверно.

3. Допущение может стать реальностью.

4. Виновные должны искать милости.

Стихи 11—13. Высота, ширина и глубина божественной любви.

Стих 12.

1. Связь между человеком и его беззакониями:

а) юридическая;

б) действительная;

в) вечная.

2. Отделение человека от его грехов.

а) Кем совершено? «Удалил Он».

б) Как? Посредством заместительной жертвы Сына Божьего.

3. Невозможность восстановления этой связи: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». Только тогда мы вновь воссоединимся с греховной плотью, когда восток встретится с западом. Как концы прямой линии всегда удаляются друг от друга и не могут быть продолжены так, чтобы не удалиться на еще большее расстояние, так и прощенный грешник никогда не пересекается со своими грехами.

Стихи 13—14.

1. Господь проявляет жалость к боящимся Его.

2. Как Он проявляет жалость? «Как отец милует сынов».

3. Почему Он милует сынов? «Ибо Он знает состав наш». Он знает состав наш, потому что сам сотворил нас из праха земного: «Помнит, что мы — персть».

Стих 15. Путь человека на земле. Его рождение, рост, зенит славы, упадок и забвение.

Стихи 15—18.

1. Что есть человек без Бога?

а) На земле: «Дни человека — как трава». Слава его — как цвет полевой.

б) В вечности: пройдет над ним знойный ветер божественного гнева, и нет его на земле, он ввергается в бездну огненную.

2. Милосердие Божье.

а) Господь заключает с человеком завет благодати, и тот цветет вечно.

б) Господь заключает с человеком завет мира, и дает ему вкусить его уже на земле.

в) Заключает с ним завет вечного спасения.

3. К кому Бог проявляет милосердие?

а) К боящимся Его;

б) к ходящим праведно по образу благочестивых отцов;

в) к уповающим на обещания милости;

г) к хранящим завет Божий.

Стих 18. Завет. В какой мере мы можем его исполнить? С каким отношением его следует исполнять? По каким внешним признакам можно узнать, исполняете ли вы завет Божий?

Стих 19.

1. Сущность престола.

2. Масштабы Его владычества.

3. Характер восседающего на нем Монарха.

4. Радость Его подданных: «Благословите Господа» (ст. 20).

Стих 20. Служение ангелов и его назидательная суть.

1. Ангелы обладают великой силой. Будучи служителями Божьими, мы также должны заботиться о своем духовном и физическом здоровье.

2. Их послушание носит практический, а не теоретический характер.

3. Они внимательно относятся к исполнению своего дела, готовы учиться новому, непрестанно общаются с Богом, который лично увещевает их.

4. Все дела совершаются ими с радостью и благодарением. Они благословляют Господа.

Стихи 20—22.

1. Объект хвалы: «Благословите Господа». Всякая хвала направлена к Богу.

2. Единый глас хвалы:

а) ангелы;

б) воинство искупленных;

в) служители в особенности;

г) все творение.

3. Высшая точка прославления: «Благослови, душа моя, Господа». Моя душа не может не благословить Бога, достойного благодарности и хвалы. Как бы ни был велик небесный хор, он не будет полным без моего голоса. Вот почему псалмопевец призывает свою душу к поклонению.

Стих 21. Кто является служителями Божьими? Каково их служение? Творить хвалу Всевышнему. В чем их радость? В вознесении славословий.