104. Песнь об исходе из Египта

Тема

Этот исторический псалом, по всей видимости, был написан царем Давидом. Его первые пятнадцать стихов пелись израильтянами при перенесении ковчега завета из дома Овед-Едома. Как мы читаем в 1Пар.16:7, «в этот день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его». В тот день Давид официально поручил исполнение этого славословия Асафу и братьям его. Тематика псалма вполне соответствовала случаю: в нем описываются долгие скитания народа Божьего и то, как неизменно Господь заботился о Своих детях в соответствии с заветом, символом которого являлся ковчег. Если предыдущий псалом был посвящен первым главам книги Бытие, то этот охватывает ее последние главы и переносит нас во времена Исхода и Чисел.

После серии коротких псалмов мы переходим к циклу длинных сочинений. Священные песни могут быть разными по длине, и это должно научить нас не устанавливать правил относительно продолжительности молитв и славословий. Для богослужения лучше всего подходят краткие прошения или выборочные стихи из Писания, но бывают моменты в жизни человека, когда и целой ночи, проведенной в молитвах и псалмопении, может оказаться недостаточно. Дух свободен в Своих действиях, и Его невозможно ограничить рамками человеческих традиций. «Дух дышит, где хочет». Иногда Он нисходит на нас внезапными и краткими откровениями, а иногда обновляет лицо земли Своим долгим и продолжительным присутствием.

Композиция

Стихи 1—7 — радостные славословия, псалмопевец призывает святой народ прославить Господа. В стихах 8—15 описано рождение святого народа и его юность, а в стихах 16—23 — переселение в Египет. Стихи 24—38 рассказывают об исходе из Египта, осуществленном могущественной десницей Господа. Стихи 39—45 повествуют о блуждании по пустыне и вступлении в Ханаан.

Истолкование

1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; 2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда. 5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.

1. «Славьте Господа». Господь — Податель всех благих даров, воздадим же славу имени Его. «Призывайте имя Его». Или: «Призывайте Его по имени». Провозглашайте имя Господа и наполняйте мир славой Его. «Возвещайте в народах дела Его». Да услышат язычники о Господе и да оставят своих идолов, научившись славить единого истинного Бога. Перенесение ковчега Божьего было самым подходящим случаем для того, чтобы возвестить совершенства великого Царя и провозгласить Его могущество во всех народах. Дела Господни были явлены всему миру, и потому все народы должны преклониться пред Создателем мира. Первый стих псалма является текстом, на котором основана проповедь всех остальных стихов.

2. «Воспойте Ему и пойте Ему». Принесите в жертву Богу свои лучшие мысли в обрамлении возвышенных слов и сладчайшей музыки. Смотрите за тем, чтобы сердце ваше пело не ради красивой музыки и не ради угождения людям, а ради прославления Господа. Пение приносит человеку столько радости, что петь о пустяках — не говоря уже о пороке — все равно, что бездумно растрачивать великое сокровище. Мы усердно молимся за тех, кто может петь сладко, как соловей, и величественно, как ангел, чтобы сердца их были обновлены в Господе, и чтобы из уст их изливались потоки славословий в адрес Творца и Искупителя рода человеческого. «Поведайте о всех чудесах Его». Все мы любим говорить об удивительных событиях, и каждый из нас с удовольствием слушает рассказы о чем-то необычном и чудесном. Что касается верующих, то мы имеем в своем распоряжении великое множество свидетельств о непостижимых деяниях Господа Бога. Историям этим нет конца, и каждая из них наполняет сердце восторгом. О, как мы нуждаемся в подобных историях! Никого не назовут болтуном лишь за то, что он постоянно говорит о чудесах Божьих. «Поведайте о всех чудесах Его», ибо вы познали чудесную любовь Господа. Если каждый будет говорить обо всех чудесах Господа, то скоро все они будут возвещены. Одному человеку это не по плечу, равно как и целому воинству, но если каждый будет провозглашать славу Божью, то в конце концов мы приблизимся к благословенной цели. Говоря о чудесах Господних, мы должны приводить самые разнообразные свидетельства, не закрывая глаза ни на что. Возвестим же чудеса Божьи, явленные в творении, в благодати, в суде, в провидении и в духовном утешении святых. Мы ничего не можем забыть, не причинив себе ущерба. Этот стих дает работу всем благочестивым и смиренным устам. Музыканты должны петь, а простой народ — рассказывать истории о делах Господа. В обоих случаях Господь получит ту хвалу, которой Он достоин, и дела Его будут возвещены в народах.

3. «Хвалитесь именем Его святым». Радуйтесь Господу Богу своему! Кто называет Господа своим Богом, никогда не постыдится, ибо Господь исполнен совершенств. Идолопоклонники устыдятся дел, приписываемых их богам, ибо имена их связаны с безудержной похотью и кровью жертв. Иегова же свят и достославен во всех Своих делах, которые выдержат любое, даже самое суровое испытание. Имя Его свято, закон Его свят, владычество Его свято и Царство Его — Царство святое. Каждый из нас может хвалиться великим Господом, и никто не в силах лишить нас этого права. «Да веселится сердце ищущих Господа». Даже если они еще не нашли Господа, они могут радоваться хотя бы тому, что у них есть возможность искать такого Бога. Поклоняться Богу, искать Царства Его и правды Его — истинный путь к блаженству. Иного пути нет. Те, кто воистину ищут Бога, посвящают этому все свои силы и время и находят радость на своем пути. Псалмопевец не только дает им позволение радоваться, но и обещает, что они непременно найдут радость. Какие воодушевляющие строки! Когда люди говорят мне о том, что пение псалмов — мрачное и унылое занятие, я не перестаю удивляться. Что случилось с их слухом? Могут ли мирские песни сравниться с торжеством этих ликующих строк? Каждый стих псалма наполнен звуками тимпана и гуслей. Каждый ищущий Бога находит в имени Господа блаженство.

4. «Ищите Господа и силы Его». Сделайте Господа своим прибежищем. Не почитайте Его немощным Богом. Ищите могущества Его и познавайте силу Его благодати. Всем нам нужна сила — так будем же взирать на Того, кто является ее источником. Только безмерная сила Господа может привести нас в обещанный покой, а потому давайте взирать на Господа-Вседержителя и уповать на могущество десницы Его. «Ищите лица Его всегда». Ищите, ищите, ищите. Повеление искать Господа повторяется в этих стихах трижды, и хотя в древнееврейском оригинале употреблены три разных слова, все они значат одно и то же. Если бы поиск Господа не был блаженством, псалмопевец не стал бы нас к нему призывать. Искать лица Господа — значит жаждать Его присутствия, Его улыбки, Его благоволения. Сначала мы ищем Господа, затем — силы Его, а затем — лица Его. Преклонившись пред Господом, мы укрепляемся Его силой, а затем осознаем Его благоволение. Таким образом, поиск Бога не должен прекращаться никогда. Чем больше мы познаем Бога, тем больше мы должны искать Его. Впрочем, поиски наши не должны прекращаться даже после того, как мы Его нашли. Бог ищет себе истинных поклонников, а истинные поклонники ищут Бога. Всякий ищущий Господа очень скоро увидит Его лицом к лицу.

5. «Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил». Это лучшее, что мы можем запомнить. К сожалению, мы гораздо быстрее запоминаем глупости и пошлости, чем милостивые дела Господа. Если бы мы помнили чудеса Божьи, вера наша была бы крепче, благодарность искренней, молитвы пламенней, а любовь сердечней. Позор тем, кто забывает о том, о чем невозможно забыть. Мы должны без увещеваний помнить о подобных чудесах, особенно в связи с тем, что они были совершены на благо святого народа. «Знамения Его и суды уст Его» не должны забываться. Суды уст Господа так же достопамятны, как и Его чудеса. Одного слова было достаточно для того, чтобы поразить врагов святого народа. Угрозы Господа не были пустыми словами, Он обрушил на голову врагов сокрушительный удар. Слово Божье спасает святых и поражает нечестивых. Из уст Господа исходит обоюдоострый меч, от которого падут все беззаконники.

6. «Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его». Даже если весь мир забудет о Господе, вы не можете себе этого позволить. Отец ваш Авраам был свидетелем многочисленных чудес, а также суда Божьего над Содомом и чужеземными царями. Иаков видел, как Господь навел голод на многие народы, но при этом сохранил народ Свой в пределах благодатной земли, данной им в наследие. А посему да восславят дети Бога своих отцов! Израильтяне были избранным народом Божьим, и потому должны были подражать отцу своему, верному рабу Божьему, ходившему в вере пред Господом. Детям верного Авраама не подобает бунтовать. Читая призыв, обращенный к ветхозаветному народу Божьему, мы также должны осознать Господни требования к нам, ибо Господь выделил нас из числа всех прочих народов. Как ни странно, избрание — это не повод к бездействию, а призыв к усердию и прилежанию. Господь остановил на нас Свой выбор, а потому будем жить достойно нашего избрания.

7. «Он Господь Бог наш». Благословенно имя Его. В Своем великом милосердии Господь стал нашим Богом. Смысл этого короткого предложения настолько глубок, что его не смог бы раскрыть даже самый искусный оратор. В нем заключено больше радости, чем во всех сладкозвучных сонетах, когда-либо написанных человеком. «По всей земле суды Его». Закон Божий распространялся на все пределы земли обещанной. Все колена Израилевы повиновались судам уст Господних и находились под Его защитой. Как велика радость тех, кто пребывает в присутствии Бога постоянно! Господь никогда не оставляет Своего судейского престола, царству Его нет конца. В стихе сказано, что суды Господа распространяются по всей земле, как удивительно, что исключительное положение Израиля вполне сочеталось с широтой божественного владычества. Господь явил себя всем народам: слава Его осияла все пределы земли. Почему же народ израильский стал отделять себя от всего остального мира и совершенно утратил миссионерский дух, как если бы в их священных книгах не было постоянных упоминаний о прославлении «Бога всей земли»? Не менее печально и то, что среди верующих, уповающих на избрание Божье, есть немало тех, кто отказывается проявлять сострадание и милосердие к окружающим, веруя в собственную исключительность. Им было бы полезно вспомнить, что их Искупитель есть «Спаситель всех человеков, а наипаче верных».

8 Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов, 9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,11 говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней 13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, 14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: 15 «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».

8. «Вечно помнит завет Свой». Все, что Господь делает для Своего народа, определяется условиями этого завета. Всевышний никогда не отступает от того, что было обещано Аврааму. Если же сам Бог помнит Свой завет, то насколько более мы должны помнить о Его чудесах (ст. 5)! Господь не забывает данных нам обещаний, а значит, и мы не должны забывать Его чудесной верности. Как радостно то, что Господь никогда не забывал и никогда не забудет Своего завета! Если бы мы только помнили о них так же, как Господь помнит Свой завет! «Слово, которое заповедал в тысячу родов». Та же самая мысль, но выраженная более ярко. Псалмопевец прославляет неизменную верность Бога на протяжении многих родов. Ненавидящие Господа наказываются до третьего и четвертого рода, а любящие Его благословляются до тысячи родов. Обещание Господа, подобно закону, наделено всей полнотой власти. Это слово верховного Владыки, повеление могущественного Монарха, сказавшего: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Посему воздадим славу Господу и возвестим чудесные деяния Того, кто верен и истинен.

9. «Которое завещал Аврааму». Между рассеченными жертвами прошло пламя огня, и Господь утвердил Свой завет с Авраамом. Этот священный договор был заключен посредством кропления крови жертвенного животного и является прообразом Нового Завета, навеки утвержденного и скрепленного печатью крови Иисуса Христа. «И клятву Свою Исааку». Исаак не присутствовал при утверждении священного завета, но Господь обновил завет с ним посредством вторичной клятвы (Быт.22:17). Для Исаака этого было достаточно, и его вера в Господа укрепилась. Все причастники Нового Завета обрели в лице Иисуса Христа как жертвенную печать, так и священную клятву, благодаря которым все обещания, когда-либо произнесенные в Ветхом Завете, — «да» и «аминь» для всех избранных.

10. «И поставил то Иакову в закон». В своем чудесном сновидении Иаков получил подтверждение того, что все деяния Господа совершаются согласно ранее заключенному с ним завету. Господь обещал Иакову: «Не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт.28:15). Таким образом, завет, заключенный с Иаковым, стал для Бога своего рода законом, если, конечно, мы рассуждаем об этом в духе смирения и почтительности. Какая несравненная милость! Самый свободный из всех монархов добровольно связал себя узами закона, будучи выше всякого закона. «И Израилю в завет вечный». Господь изменил имя Иакова, но не изменил Своего завета. Напротив, Он «благословил Его там» тем древним благословением, которое произнес ранее в соответствии с заветом вечной благодати.

11—12. «Говоря: „тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего»». Господь подтвердил Свой завет относительно земли обещанной сразу после убиения сынов Сихемовых и связал это с дарованием Иакову нового имени. Этот факт весьма встревожил патриарха, и он сказал своим кровожадным сыновьям почти то же самое, что сказано в следующем стихе. «Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней». «И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой» (Быт.34:30). Иаков выразил в этом предложении вполне естественный страх, и с точки зрения сложившихся обстоятельств он был вполне понятен и оправдан. Однако если взглянуть на обещание о земле, гарантирующее сохранность жизни тех, кому оно даровано, то с этой точки зрения все страхи патриарха были безосновательными. Как часто мы боимся того, чего не следует бояться! Благословение, обещанное Аврааму, не зависело от многочисленности его сыновей и от их могущества. Завет был заключен с одним человеком, и, следовательно, таково наименьшее число наследников обещания. Более того, этот человек не имел никакого надела в земле обещанной за исключением той единственной пещеры, которая служила ему гробницей. Следовательно, таков наименьший удел в наследии сынов Израилевых. Благословение Божье даруется церквам вне зависимости от числа их прихожан и их благосостояния, при условии, конечно, что они искренне молятся об исполнении божественного обещания. Вспомните, как малочисленны и немощны были апостолы и ученики Христа в начале своего пути. Мы странники и пришельцы на земле, подобно отцам нашим, и потому нам едва ли грозят большие беды. В этом мире мы как овцы среди волков, однако, находясь под защитой Доброго Пастыря, мы не страшимся их клыков.

13. «И переходили от народа к народу, из царства к иному племени». Господь неизменно хранил сынов Израилевых, пока они блуждали по миру и переходили от царства к царству. Если бы не божественное покровительство, эта малочисленная семья уже давно погибла бы в своих скитаниях. Своей сохранностью они были обязаны не благосклонности соседей, а таинственному благоволению небес. В Египте ли, в земле филистимской или в пределах Ханаана, наследники обещаний жили в шатрах и пребывали в полной безопасности благодаря божественной защите.

14. «Никому не позволял обижать их». Никто не может причинить нам зла, если на то не будет Господней воли. Даже цари должны спрашивать разрешения у Господа, прежде чем пойти против избранных. Нечестивцы проглотили бы нас с потрохами, если бы только могли, однако без божественной воли они не могут лишить нас даже разменной монеты. «И возбранял о них царям». Фараону и Авимелеху пришлось проникнуться почтением к народу, проходившему по их землям. Величайшие земные цари — ничто по сравнению с Господом и Его избранниками.

15. «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». Авраам и его потомки были родом священническим, призванным приносить Всевышнему жертвы и служить у алтаря. Кроме того, им было вверено слово Божье, и потому они назывались пророками. И, наконец, они были царями — царственным священством. Таким образом, помазание их было тройным. Благодаря своему святому служению они сами сделались святыми и неприкосновенными — причинить зло священникам и пророкам было величайшим святотатством. Господу было угодно навести на варварские народы благоговейный страх перед живущими среди них коленами израильскими, чтобы они никогда не приближались к ним с намерением причинить зло. Возможно, Господь никогда не говорил именно такой фразы, но она является образным описанием того страха, который Господь навел на языческие царства ради Израиля. Всевышний не допустит, чтобы кто-то причинял вред Его избранникам. Он назвал их «помазанными Моими». Он сам помазал их быть священниками, пророками и царями. Господь назвал их пророками, говоря: «Пророкам Моим не делайте зла». За все время, пока три величайших праотца народа израильского жили в земле ханаанской, никто не мог причинить им зла. Хотя они не могли защитить себя силой меча, Господь был их надежным прибежищем. Что касается новозаветного народа Божьего, то его благочестивый остаток никогда не будет истреблен без божественного позволения. Более того, ни один волосок не упадет с их головы без воли Отца Небесного. Врата ада не одолеют Церковь Христову. За все это нам надлежит благодарить Господа и возвещать имя Его, согласно повелению первого стиха.

Это последний из пятнадцати стихов, которые пелись израильтянами при перенесении ковчега завета. Совершенно очевидно, что их содержание вполне соответствовало столь торжественному моменту. Ковчег был символом завета Божьего, а также мистического пребывания Господа среди святого народа, благодаря которому они жили безопасно в чужой земле и пользовались доброй славой. Никто не мог причинить вреда избранным Божьим, Господь никогда не оставлял народ Свой, и слава Его неизменно почивала над крышкой завета, озаряя Своим сиянием золотых херувимов.

16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.17 Послал пред ними человека; в рабы продан был Иосиф. 18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.

20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его; 21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.

Господь был со Своим избранным народом все время, пока он скитался по Ханаану, и не оставил его, когда он направился в Египет. Это переселение было вызвано не желанием народа, а божественной волей. Господь приготовил ему путь, народ Божий множился в изгнании до тех пор, пока не настало время переселить его обратно в землю ханаанскую.

16. «И призвал голод на землю». Господь призвал голод на землю, как человек зовет раба своего, и тот не замедлил явиться. Мы благодарны Всевышнему за то, что Он нечасто призывает этого ужасного раба, исхудавшего, тощего и безжалостного к женщинам и детям, беспощадного к крепким юношам, теряющим в его присутствии последние силы. «Всякий стебель хлебный истребил». Мы настолько немощны, что не можем не опираться на этот тонкий стебель, если у нас нет хлеба насущного, мы умираем. Как немощный старик, лишившись опоры, падает на землю, так и мы покидаем этот мир, если не получаем достаточное количество пищи. Господу так же легко вызвать голод, как преломить стебель пшеницы. Ему ничего не стоит навести голод на весь мир, подвергнув все народы общей доле. Без пропитания род человеческий был бы обречен: он лишился бы своей опоры. Впрочем, не все так печально: всякий голод исполняет благую волю Творца. Переселение в Египет сыновей Иаковлевых было водительством Всевышнего, и сделал Он это посредством голода. Узнав о том, что в Египте было вдоволь хлеба, израильтяне отправились навстречу своей судьбе.

17. «Послал пред ними человека». Иосифу выпала роль быть авангардом Израиля, первопроходцем народа Божьего. Он был продан в рабство нечестивыми братьями, но за этим стояла рука Господа. За рукой злодея, орудующего открыто и явно, может скрываться незримая рука Бога, обращающая зло в добро. Во всем Израиле не было человека более подходившего на роль вождя, чем Иосиф. На эту роль требовался толкователь снов, и братья Иосифа воскликнули: «Вот, идет сновидец». «В рабы продан был Иосиф». Дорога в Египет обошлась Иосифу не так дорого, как Ионе, ибо последнему пришлось заплатить за переезд, тогда как сын Иаковлев перебрался в Египет за счет мадианитян. Благодаря их «заботам» он попал в дом к одному из египетских вельмож, став его рабом. Прежде чем стать кормильцем своего народа, ему пришлось вынести немало тягот: ощутить холод ямы, жестокость работорговцев, позор невольнического рынка и тюремное заключение. Кто станет отрицать, что это был самый правильный, мудрый и, возможно, наикратчайший путь к избранной цели? Иосифу, впрочем, так не казалось. Если бы мы посылали кого-то на столь ответственное задание, мы дали бы ему денег — Иосиф же отправился без гроша.

Мы непременно наделили бы этого человека властью — Иосиф отправился рабом. Мы дали бы этому человеку полную свободу — Иосиф опять-таки отправился рабом. Но задумайтесь на мгновение: с наступлением голода деньги бы обесценились. Что касается власти, то фараон был бы ею скорее раздражен, чем впечатлен. А если бы Иосиф был свободным, его путь, скорее всего, не пересекся бы с путем виночерпия и прочих рабов фараона, и последний никогда не узнал бы о его способности толковать сны. Божий путь единственно верный. Путь Христа к престолу Ходатая и Защитника всех святых лежал через голгофский крест. Наш путь к славе тянется вдоль унылых берегов.

18. «Стеснили оковами ноги его». Автор псалма открывает нам нечто о страданиях Иосифа, чего нет в книге Бытие. Дух Божий не перестал посылать людям Свои откровения, исторические сведения, полученные через Давида, так же достоверны, как сведения, предоставленные Моисеем, по той простой причине, что через него говорил Святой Дух. «В железо вошла душа его». Оковы поразили как тело Иосифа, так и его душу. Как верно сказал Иаков: «Огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы» (Быт.49:23). Сын Иаковлев подвергся жестоким и безжалостным обвинениям, которых не мог опровергнуть, душа его вошла в железо. Если бы не присутствие Господа, страдание повергло бы его в пучину скорби. Во всех своих многочисленных испытаниях Иосиф был прообразом Господа нашего, истинного «Пастыря и твердыни Израиля». Железные оковы подготовили его для ношения золотых украшений, Бог укрепил ноги его и поставил их на высоту. Такова доля всех страдальцев ради Господа: однажды они выйдут из своих темниц и воссядут на престолах.

19. «Доколе исполнилось слово Его». У Бога Свои времена и сроки, и Его дети должны терпеливо ожидать исполнения непреложного слова. Иосиф был послан в горнило огненное, доколе Господь не совершил того, что хотел. Свобода пришла к нему, но не от главного виночерпия, а от слова Божьего. «Слово Господне испытало его». Он веровал в слово Божье, но вера его была подвергнута испытанию. Когда Господь медлит с исполнением обещания, Он испытывает нашу веру. Господь проверяет, имеем ли мы драгоценную веру, способную выдержать испытание огнем. Размышляя над великими обещаниями Бога, мы можем повторить вслед за Даниилом: «И истинно было это откровение, но время ожидания было долгим» (ср. Дан.10:1). Но даже если время ожидания откровения оказывается продолжительным, мы все равно должны терпеливо ждать. Прежде чем исполнится слово освобождающее, нам надлежит претерпеть слово испытующее. Мы без труда можем представить себе, с какой кротостью Иосиф переносил испытания и с каким терпением он ожидал времени восстановления своего доброго имени. Было бы еще лучше, если бы мы, подобно Иосифу, претерпели посланные нам испытания с терпением и стойкостью, и вышли из них приготовленными к тяжкому бремени славы и власти.

20. «Послал царь и разрешил его». В темницу его заточил царедворец, а на свободу его выпустил царь. «Владетель народов и освободил его». Ветер изменился. Владыка народов фараон призвал Иосифа на помощь из темницы. Находясь в заточении, Иосиф истолковал сны двух царских вельмож, а теперь ему предстояло истолковать сон фараона и стать правителем Египта. Когда Бог освобождает Своих узников, Он заставляет царей отпирать им двери.

21. «Поставил его господином над домом своим». Фараон сделал Иосифа первым после себя, наделив его всей полнотой власти: «Только престолом я буду больше тебя» (Быт.41:40). Прислужник рабов становится владыкой над вельможами. Как скоро Господь поднимает из пепла избранных Своих и «посаждает их с вельможами»! «И правителем над всем владением своим». Фараон поручил Иосифу все дела, связанные с хранением зерна, собранного за семь урожайных лет, и с распределением хлеба при наступлении голода. Все египетские сокровища были отданы в его распоряжение. Все хранилища земли открывались и запирались по его велению. Теперь он был более чем в состоянии помочь дому Израилеву, с которым Господь заключил завет. Как Господь наш избежал гнева Иродова, находясь в Египте, так и народ Божий много веков до того обрел здесь прибежище в час нужды. Бог всегда дает приют Своим сынам, и если даже на всей земле не найдется для них единого безопасного угла, то Господь сам станет им убежищем. Мы будем сыты даже тогда, когда во всем мире не будет ни единой крошки хлеба. Как утешительно помышлять об истинном, небесном Иосифе, владычествующем над народами во благо Своей семьи. Какими бы ни были политические потрясения, мы должны с терпением и верой ожидать Бога. Доколе мы живем в новозаветную эпоху, Господь Иисус Христос царствует над миром. Он Царь царствующих и Господь господствующих.

22. «Чтобы он наставлял вельмож его по своей душе». Тот, кто некогда был в узах, получил власть указывать вельможам. Оковы уже не связывали его руки, все темницы были переданы в его распоряжение, и он заточал туда вельмож, когда того требовала справедливость. «И старейшин его учил мудрости». Иосиф учил вождей народа и старейшин науке управления и способам обеспечения народа пропитанием в голодные годы. Он был непревзойденным специалистом по политической экономии и, вне всякого сомнения, учил старейшин народа чистой морали, истинной юриспруденции и божественной мудрости, без которой даже самые проницательные старейшины оставались бы во тьме. Фараон наделил его абсолютной властью, как законодательной, так и исполнительной. Господь научил его пользоваться своими полномочиями и быть благоразумным. Как же возвеличился Иосиф, проданный братьями в рабство за двадцать сребренников! Какой же славой увенчалась глава того, кто был «наилучшим из братьев своих»!

23. «Тогда пришел Израиль в Египет». Престарелый патриарх пришел в Египет вместе со своим растущим кланом, носившим его имя. Путь из Ханаана в Египет он проделал с большим трудом. Пожалуй, только желание увидеть Иосифа заставило его совершить столь утомительный переход и расстаться с землей, где покоились его предки. Так или иначе, воля Господня исполнилась в том, что Церковь Божья на время переместилась в Египет, и Господь питал и умножал ее до назначенного срока. «И переселился Иаков в землю Хамову». Благословенный Сим поселился бок о бок с проклятым Хамом. Голубь стал жить рядом с ястребом. Таково было временное определение Господа, и, следовательно, это было правильно. И все же Иаков оставался странником в земле Хамовой и не находил в ней постоянного жилища. Какой бы прекрасной ни была земля Гесем, она не была землей обещанной. Господь не хотел, чтобы народ Его почитал чужбину своим домом. И для нас земля является временным пристанищем, а не истинным отечеством. Жительство же наше на небесах. Даже оказываясь в процветающем месте, мы не должны забывать, что не имеем здесь постоянного града. Если бы мы были обречены навсегда оставаться в Египте, это было бы ужасно: все его богатства — ничто по сравнению с сокровищем поношения Христова.

Перенося ковчег завета в город Давидов, где Господь уготовал ему вечное пристанище, израильтяне пели песнь о переселении народа Божьего в Египет, и песнь эта звучала в унисон с тем, что в этот момент делали священники, поднимая и перенося ковчег из одного места в другое.

24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его. 25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.

26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой.28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.

37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.

24. «И весьма размножил Бог народ Свой». В благодатной земле Гесем численность израильтян быстро выросла. Египтяне были встревожены этим фактом и пытались ослабить крепнущий народ, подвергнув его рабскому труду. Господь, однако, благоволил к Израилю «и сделал его сильнее врагов его». Многолюдный Израиль становился все сильнее и сильнее и стал представлять реальную угрозу для египтян. Принятые фараоном меры не принесли успеха, вместо того чтобы сокращаться, Израиль рос и множился. Умножение народа Божьего в Египте стало первым примером того, что впоследствии стало в Церкви поговоркой: «Но чем более изнуряли его, тем более он умножался» (Исх.1:12). Состязаться с Богом или Его народом бессмысленно.

25. «Возбудил в сердце их ненависть против народа Его». Ненависть египетской знати к израильтянам была возбуждена Господом во благо святого народа. Он использовал это чувство, чтобы лишить Свой народ спокойной и размеренной жизни, ибо желал, чтобы они возненавидели свое существование в Египте, к которому были привязаны всем сердцем. Позволив египтянам ненавидеть избранный народ, Господь, однако, не позволил этому чувству переливаться через край. Он свят и не может творить греха.

Всевышний не несет моральной ответственности за существование греха. Впрочем, часто бывает так, что Господь использует укоренившееся в человеческой природе нечестие, чтобы возбудить в порочном сердце грешника то или иное неправедное чувство. Можно ли винить солнце за то, что от его жара воск плавится, а глина затвердевает? Можно ли винить дневное светило за то, что, постояв под его жаркими лучами, болота начинают источать зловоние? Солнце можно назвать причиной зловония навозной кучи лишь в определенном смысле. Если бы его лучи падали не на навоз, а на цветочную клумбу, они произвели бы дивный аромат. Зло коренится в человеке. Господь же являет Свою славу в том, что обращает его в добро. Как известно, ненависть и коварство всегда идут рука об руку.

Возненавидев народ Божий, египтяне стали измышлять «ухищрение против рабов Его». Они прибегли к коварству, превратив их в рабов и изнуряя непосильным трудом. Втайне они задумали умертвить всех младенцев мужеского пола в Израиле и затем открыто взялись за осуществление своего коварного плана. Все это делалось для того, чтобы сократить число израильтян — египтяне опасались, что в случае войны народ израильский может встать на сторону их врагов. Несомненно, сатана торжествовал в этот ужасный момент, однако все ухищрения человеческие, направленные против избранных, напрасны.

26. «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал». И вот, когда страдания народа Божьего достигли своего апогея, пришел Моисей. Снова автор употребляет глагол «послал». Сначала Бог послал Иосифа, а затем Моисея и его красноречивого брата Аарона. Эти люди были подготовлены к своей миссии задолго до этого, и Господу нужно было только их послать. Заметьте, что Господь послал двоих, поскольку двое могут утешать и подкреплять друг друга. Апостолы и семьдесят учеников также ходили на служение парами. Моисей и Аарон были разными людьми. Но они хорошо дополняли друг друга и потому могли сделать гораздо больше, чем если бы были похожи. Главное, что оба они были посланы Богом и облачены силой свыше.

27. «Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой». Чудеса, совершенные Моисеем, были совершены Господом. Они названы «знамениями Его», знаками Его присутствия и силы. Казни египетские — это знамения силы Господней. Они свидетельствовали о могуществе Господа, о Его решимости добиться послушания Своей воле и о гневе против ожесточенного фараона лучше любых слов. Знамения Господни были более убедительны, ясны, понятны, могущественны и однозначны, чем любые доказательства. И все же потребовалось десять казней, чтобы сломить гордыню египтян. Что касается проповеди Евангелия, то здесь тоже есть свои слова, знамения и чудеса, а потому неизвинителен всякий человек, отказывающийся покаяться в своих грехах. Когда Царство Божье подходит так близко, только поистине ожесточенные сердца могут продолжать упорствовать. Чудо греха — люди, не принимающие чудеса благодати! Даже фараон, несмотря на все свое ожесточение, не навлек на себя такой вины, поскольку явленные Богом чудеса были знамениями суда, а не милости.

28. «Послал тьму и сделал мрак». В отличие от слепящих бурь африканского самума[2], эта тьма не была вызвана естественными причинами. Раньше такого не случалось никогда, это явление было исключительным и беспрецедентным. Ужасный и вполне осязаемый мрак окутал египтян пеленой смерти. Тьма была плотной и непроглядной, она стояла в течение трех дней и сковывала людей страхом. Поистине незавидное положение! Хотя эта казнь не была первой, псалмопевец упомянул ее в первую очередь, поскольку она лучше всего отражает ужас этого времени. Над египетской землей сгустился мрак скорби и греха. Содрогаясь при мысли об этом продолжительном периоде отчаянья, не будем забывать о том, что такая же греховная тьма до сих пор окутывает многие языческие народы. Тьма — это естественное последствие беззакония. Да грядет день, когда все ходившие во тьме увидят великий свет! «И не воспротивились слову Его». Моисей и Аарон исполнили заповедь Божью. Египтяне были столь напуганы казнью Господней, что жаждали поскорее расстаться с израильтянами, даже после того, как тьма рассеялась. Если бы не греховная гордыня фараона, они отпустили бы народ Божий в тот же день. Бог знает, как заставить человека повиноваться. Даже самые ожесточенные сердца проникаются уважением к Его воле, опасаясь умножения казней. Впрочем, это предложение может относиться не к Моисею и не к египтянам, а к казням, повиновавшимся слову Господню.

Тьма, град, жабы и падучая болезнь скота были лишь послушными рабами, исполнявшими волю вселенского Владыки.

29. «Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их». Это чудо не то же самое, что естественное окрашивание воды в красный цвет благодаря наличию в воде цветных грязей, как считают некоторые исследователи. Как мы знаем, с пришествием этой казни жизнь в реке стала невозможной, и вся рыба погибла. Любимый египтянами Нил и все другие водоемы наполнились кровью. То, что является величайшим благословением, стало для них величайшим проклятьем. Вода — это милостивый дар Божий, и чем больше ее имеется в наличии, тем лучше. Кровь же — отвратительное зрелище, а если ею наполнены реки и озера, то трудно себе представить нечто более ужасное. Рыба была незаменимой частью египетской кухни, и видеть красный от крови Нил, усеянный телами погибших рыб было для египтян большим мучением. Карающий перст Божий коснулся всех слоев египетского общества, страдание никого не обошло стороной.

30. «Земля их произвела множество жаб». Там, где не выживут рыбы, могут выжить жабы. Они в великом множестве распространились по земле и воде и кишели повсюду. «Даже в спальне царей их». Жабы проникли в лучшие покои царского дворца и даже в опочивальни царей. Господь призвал жаб, и они послушно явились на Его зов. Они были противны и отвратительны, но никто не мог им противостать. Казалось, они выходили прямо из-под земли, как будто бы рождаясь из нее. Нашествие жаб, несомненно, вызывало у людей ужас и отвращение, кроме того, эти животные распространяли болезни и тем самым осложняли жизнь. Видя этих отвратительных существ в своей собственной спальне, царь египетский несомненно почувствовал, что Господь обличает его жестоковыйную гордыню. Бог относится ко всем людям одинаково, независимо от того, цари они или простолюдины. Но что касается царей, бунтующих против Бога, то их Господь особо не жалует. Если бы жабы распространились повсюду, кроме опочивальни царя, то последний, несомненно, не обратил бы на это никакого внимания, будучи человеком жестокосердным. Бог же устроил так, что жабы в великом множестве заползли в царские покои.

31. «Он сказал». Такова сила божественного слова: стоило Богу открыть уста, как повеление Его тут же исполнилось. «И пришли разные насекомые». Господь наслал на Египет полчища самых разнообразных кровососущих насекомых: кусающих, жалящих и жужжащих, мошек, комаров, мух, жуков и прочих паразитов, причиняющих вред человеческому телу и откладывающих в него свои личинки. «Скнипы (вши) во все пределы их». Тучи вредоносных насекомых закрыли собой полнеба. Они облепили людей с ног до головы, проникли к ним под одежду и испортили им пищу. Когда Господь желает смирить гордыню человека, Он использует для этого любые средства, даже ничтожных насекомых. Однажды сыны Хамовы презрели сынов Израилевых, но теперь Господь вынудил их с презрением смотреть на самих себя. Некогда гордые египтяне были более неприступны, чем попрошайки, но теперь Господь сбил с них спесь и заставил трепетать от боли. Когда Господь обнажает Свою десницу и вступает в войну, Он насылает на врагов Своих поистине удивительные войска. Он поражает надменные народы не воинством ангелов, а с помощью обыкновенных вшей и тем самым облекает Своих врагов несмываемым позором. Когда тело фараона сплошь покрылось кровососущими паразитами, у египетского владыки не осталось причин для гордости. Эта казнь была для него пощечиной, смиряющей гордыню. Впрочем, когда сердце человека окончательно испорчено грехом, оно остается надменным и самодовольным. Такой человек превозносится даже тогда, когда во всем мире нет никого более отвратительного, чем он. Воистину, гордыня есть нравственное безумие.

32. «Вместо дождя послал на них град». В Египте дождь был большой редкостью, но на этот раз тучи наполнились невероятной тяжестью и излились на землю смертоносным градом вместе с ураганным ветром и грозой. Этот дождь был сокрушительным, ужасным и беспощадным. «Палящий огонь на землю их». Огненные стрелы молний распарывали небеса своими яркими вспышками. Казалось, они стелятся по земле или падают на нее пылающими хлопьями. Плодовые деревья и созревший урожай были полностью уничтожены градом или сожжены. Устрашенные сердца вострепетали, будучи повержены в прах. У большинства стихийные явления, связанные с грозой, вызывают трепет. Когда небесная артиллерия дает залп из всех своих орудий, даже самые отпетые богохульники исполняются страхом.

33. «И побил виноград их и смоковницы их». Никакой надежды на урожай не оставалось, все плодоносные деревья были уничтожены казнью Господней. Весь виноград и все смоковницы в Египте оказались побитыми градом. Псалмопевец упоминает эти два дерева по той причине, что их плоды составляли основную часть меню египтян и широко использовались как на праздниках, так и на обычных трапезах. «И сокрушил дерева в пределах их». Ужасный град повалил деревья во всех уголках Египта. Когда Господь намеревается сокрушить надменный и гордый дух, рука Его тверда, а наказание сурово. Тех, кто противостоит Господу, ждет либо исправление, либо погибель.

34—35. «Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа». Главнокомандующий дал приказ, и Его войска ринулись в бой. Как могущественно слово Господа! Он сказал, и слово Его исполнилось в тот же час: на Египет двинулись несметные полчища саранчи, неся с собой еще большее разорение, чем предыдущие казни. Однажды мне довелось видеть целую армию подобных тварей, пожиравших всю зелень на своем пути, а потому едва ли следующие слова являются преувеличением: «И съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их». Ничто не может укрыться от челюстей этих прожорливых существ: они с легкостью взбираются на любое дерево и съедают всю его листву. Мы можем быть уверены, что эти посланники Господа сделают свое дело со всей тщательностью и не оставят после себя ничего, кроме бесплодной пустыни.

36. «И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их». На голову египтян обрушился самый сокрушительный из ударов Господа. До того Господь только говорил, а теперь Он обнажил десницу. До того Он сокрушал только деревья, а теперь стал сокрушать людей. Слава Египта погибла за одну ночь, гордость Египта была сокрушена. В глухую полночь воинство египетское лишилось своих лучших бойцов, богатые — своих наследников, а бедные — своей единственной надежды. Стрела Господня попала в самое яблочко: против этой казни не было никаких средств. Она пришла в дом фараона так же, как в дом рабыни. Господь воздал владыке египетскому, поразившему израильских младенцев, той же монетой. Каким же плачем огласились пределы Египта, когда каждый дом стал оплакивать своего первенца! Господи Боже, в ту ночь Ты одержал великую победу, Ты распростер Свою десницу и освободил избранный народ.

37. «И вывел Израильтян с серебром и золотом». Израильтяне попросили у египтян — если не потребовали — золота и серебра (Исх.12:35—36). С их стороны это не было грабительством, поскольку их самих грабили и обирали на протяжении веков. Было бы несправедливо, если бы они покинули пределы Египта с пустыми руками. Египтяне с радостью отдали сынам Израилевым золото и драгоценности, желая умилостивить тех, кто имел на небесах столь могучего Союзника. Никто не заставлял их это делать: они были настолько напуганы казнями Господа, что не смели отказать израильтянам ни в чем. Покидая Египет, израильтяне оставили свои дома и земли, и потому им необходимо было обратить свое добро в серебро и золото. «И не было в коленах их болящего». Господь совершил великое чудо. Число израильтян, вышедших из Египта, было огромным, однако среди них не было ни одного больного, ни одного нуждавшегося в медицинской помощи и ни одного хромого. Несмотря на бедность и притеснения, евреи оставались бодрыми и полными сил. Никто из израильтян не чувствовал на себе последствий рабства. Призывая сынов Своих в путь, Господь неизменно укрепляет их. Пока мы странствуем по дорогам этого мира, у нас всегда будет достаточно сил. Обратите внимание на контраст между Египтом и Израилем: в каждом египетском жилище раздавались вопли по умершему младенцу, тогда как среди сынов Израилевых не было даже намека на немощь.

38. «Обрадовался Египет исшествию их». Этого бы не произошло, если бы израильтяне взяли серебро и золото взаймы — заимодавцы не любят, когда их добро уносят в другую страну. На Египет напал страх перед Израилем, и они готовы были отдать свои драгоценности, лишь бы поскорее отделаться от столь неприятного общества. После долгих лет рабского труда, в течение которых отверженные сыны Иаковлевы вынуждены были делать кирпичи и получали в награду за свою работу удары палки и хлыста, положение многострадального народа впервые исправилось. Теперь их чествовали как пророков и священников, «ибо страх от них напал на него». Сердца египтян исполнились суеверным страхом перед израильтянами. Бывшие рабовладельцы отправляли своих рабов на свободу с добрыми пожеланиями и радостными возгласами. Гордыня фараона была сломлена, и избранный народ снова отправился в путь, в землю, которую Бог обещал им по завету соли. «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его» (ст. 1).

39Простер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью.40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуйя!

39. «Простер облако в покров им». Это была величайшая из милостей Божьих. Тот, кто путешествует по пустыне, отдал бы все свое состояние, чтобы заполучить такой покров. Израильтяне были надежно защищены от солнца, и оно не могло обжечь их своими палящими лучами. Стан израильский был подобен царю, покоящемуся в своих палатах. Господь Бог являет несказанную щедрость к Своим избранникам: Он все предусмотрел для того, чтобы их переход через пустыню был безопасным и спокойным. «И огонь, чтобы светить им ночью». В то время, как города были окутаны тьмой, в стане израильском горел свет, который не могла бы произвести даже современная наука со всеми ее изобретениями. Господь был для сынов Израилевых солнцем и щитом, их славой и защитой. Разве можно было бунтовать против Бога, когда днем тебя осеняло чудесное облако, а ночью для тебя светил чудесный свет? Что касается израильтян, то грех их был поистине вопиющим, несовместимым с той любовью, которую оказал им Господь. Впрочем, автор псалма предпочитает говорить только о любви Господа и Его верности Своему завету. «Славьте Господа, ибо Он благ». Нам с вами Господь явился таким же благим и любящим, Он всегда был нам солнцем и щитом и сохранил нас от всех опасностей как во время благоденствия, так и в дни печали.

В скорбях Господь дает мне утешенье,

В уныньепосылает подкрепленъе.

Он в радости меня увещевает

И милостиво сердце ободряет.

Воистину Господь исполнил данное нам обещание: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна — ночью».

40. «Просили». Но как нечестива и как ужасна была эта просьба! Господь же по милости Своей простил израильтянам их греховный ропот, поняв, чем он был вызван. Возможно также, что во время всеобщего бунта в стане оставалось несколько благочестивых мужей, которые молились Господу в праведности сердца и стяжали Его благословение. «И Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их». Он дал им то, чего требовали их нечестивые сердца, вместе с благим даром. Наказание их было перемешано с благостью. Мясо перепелов, которое было роскошью и деликатесом, из-за алчности и ненасытности их сердец превратилось в проклятье. Их собственный порок сделал эту трапезу смертоносной. Что же касается манны, то этот дар принес им только благословение и по-настоящему насытил их, в отличие от перепелов. Это был небесный хлеб — хлеб, сошедший с небес. Как жаль, что ожесточенные израильтяне никогда не смотрели в небеса, никогда не благоговели пред Господом и не любили Того, кто одождил на них манну. Так или иначе, Господь был их покровом и питал их яствами со Своего стола. Никогда еще человек не жил в столь комфортных условиях. «Дом Израилев, благословите Господа!»

41. «Разверз камень, и потекли воды». С помощью жезла Моисеева и силой собственного слова Господь «разверз камень, и потекли воды» в том самом месте, где израильтяне умирали от жажды. Господь может с легкостью восполнить нужды Своего народа даже в самых бесплодных местах земли. По Его велению даже камень становится источником животворных вод. «Потекли рекою по местам сухим» и утолили жажду тех, кто находился вдалеке от чудесного камня. Потоки превратились в реку и сделались обильным источником вод для будущих путешествий. Обычно пески пустыни поглощают любую появившуюся на них влагу, но в этот раз все было иначе. Вода потекла «по местам сухим». Как мы знаем, чудесный камень являлся предызображением Господа нашего Иисуса Христа, который стал для нас преизобильным источником животворных вод. Эти воды не иссякнут до тех пор, пока последний паломник не перейдет Иордан и не вступит в пределы Ханаана.

42. «Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему». Вот тайная причина Божьего благоволения к Израилю. Господь всегда помнит о Своем завете и о тех, с кем он был заключен. Он вспомнил народ Свой потому, что вспомнил Свой завет. Он не мог нарушить этот милостивый договор, поскольку для Него он свят — Его святое слово. Святой Бог должен свято хранить Свое слово. Что касается нас с вами, то Господь взирает на Своего возлюбленного Сына и на Его жертву, принесенную на кресте, и милует нас. Именно эта жертва является неиссякаемым источником благословения для нас, покуда мы странствуем по пустыне этого мира.

43. «И вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии». Господь вывел их из пустыни в радости и ликовании и сам ликовал над Своим народом. Израиль был Его народом, Его избранным уделом. Господь радовался Своим сынам и окружал их благословениями благости, желая, чтобы избранный народ ликовал в Нем и почитал Его Своим уделом.

44. «И дал им земли народов». Он изгнал хананеев из пределов земли обещанной и насадил там Свой народ. Израильтянам было дано повеление идти и овладевать благодатной землей с помощью меча и копья, однако победа была достигнута не их силой, а десницей Господа. «И они наследовали труд иноплеменных». Они поселились в домах, которых не строили, и собирали плоды с винограда и маслин, которых не насаждали. Место их обитания не было пустыней, которую нужно было орошать и возделывать, Господь дал им землю, о плодородии которой ходили легенды, землю, возделанную и ухоженную ее бывшими обитателями. Как и Адаму, в удел им достался райский сад. В день перенесения ковчега Господня на Сион Израиль с ликованиями и трубными звуками отпраздновал вступление израильтян в землю обещанную (2Цар.6:14-15).

45. «Чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его». Таков был практический замысел Господа. Избранный народ должен был хранить истину, воплощая в себе пример нравственности и образец благочестия. Господь все сделал для того, чтобы они могли выполнить возложенные на них обязанности. Это было высоким призванием и великим поручением. На израильтян была возложена огромная ответственность, однако с ней приходило и великое благословение, за которое они должны были благодарить Господа.

Псалом заканчивается радостным и торжественным возгласом «Аллилуйя!», и это вполне достойное окончание для подобного сочинения. Хвалите Господа! Если вышеописанные события не подвигли израильтян к искреннему прославлению Господа, то их не подвигнет к этому ничто другое.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Хвалите Господа за полученные милости.

2. Хвалите Господа за грядущие милости.

3. Провозглашайте Его славные милости.

Стихи 1—5. Упражнение в благочестии.

1. «Славьте».

2. «Призывайте имя Его».

3. «Возвещайте».

4. «Воспойте Ему».

5. «Поведайте о всех чудесах Его».

6. «Хвалитесь именем Его святым».

7. «Да веселится сердце ищущих Господа».

8. «Ищите Господа».

9. «Воспоминайте чудеса Его».

Стих 2.

1. Удовольствие от разговора с Богом: «Воспойте». В сердцах ваших воспевайте Господу.

2. Обязанность рассказывать о Господе: «Поведайте о всех чудесах Его».

Стих 2. Застольные беседы христиан.

Стих 3 (вторая часть). Да веселятся ищущие:

а) о том, что Бога можно искать;

б) о том, что Он хочет быть найденным;

в) о том, что Он побуждает нас искать Его;

г) о том, что Он дает нам силы искать Его;

д) о том, что Он обещает быть найденным.

Ищущим свойственно пребывать в унынии, однако у них множество причин для надежды.

Стих 4. Как искать силы Господа?

а) Смиряться под крепкую руку Божью;

б) полагаться на нее;

в) укрепляться ею в служении;

г) радоваться ее действию в других людях.

Стих 4. Поиск;

а) милости Божьей;

б) силы Его в служении;

в) лица Его ради радости.

Стих 4 (вторая часть). Искать Господа — постоянная обязанность верующего.

Стих 5. Работа для памяти.

1. Дела Господни.

2. Слова Господни.

Стихи 5, 8. Наша память и Божья память: «Воспоминайте», «помнит».

Стих 7. Отношение Бога к избранным и ко всему человечеству.

Стихи 9—10. Заключение завета с Авраамом, подтверждение завета клятвой Исааку и повторение завета Иакову.

Стих 12. Утешение для малочисленного народа.

1. Израиль как прообраз Церкви Божьей сначала состоял из семидесяти душ.

2. Несколько человек, переживших потоп, наполнили мир своими потомками.

3. Малые группы известны своим чудесным влиянием.

4. Христос обещал пребывать с двумя или тремя.

Стихи 13—14.

1. Народ Божий часто перемещается.

2. Никто не может причинить им вреда.

3. Господь не отречется от них.

Стих 15. В каком отношении Авраам был пророком? В каком смысле все верующие являются пророками?

Стих 16.

1. Все подчиняется велению Господа.

а) Он призывает изобилие, и оно приходит.

б) Он призывает голод, и он приходит.

в) Он призывает пленение, и оно приходит.

г) Он призывает избавление, и оно приходит.

2. Бог часто достигает Своих целей немыслимыми для человека способами.

а) Он даровал Аврааму Ханаан, изгнав его оттуда.

б) Он ниспослал изобилие после семи лет голода.

в) Он даровал свободу после многовекового рабства.

Стих 19. Продолжительность наших бедствий. Испытующая сила обещания. Обещанный нам благословенный исход.

Стих 24.

1. Процветание Церкви — умножение числа верующих и духовной силы — желанно.

2. Оно достижимо вопреки гонениям.

3. Оно от Бога: «Размножил Бог».

4. Оно указывает на истинный народ Божий.

Стих 24 (вторая часть). В каком смысле благодать делает верующих сильнее их врагов?

Стих 25.

1. Естественная ненависть мира к Церкви.

2. Бог иногда позволяет миру являть свою ненависть. Где и когда?

3. Коварство, с которым мир осуществляет свои злодейские замыслы.

Стих 32. «Вместо дождя послал на них град». Суд вместо милости.

Стих 37. После скорби — изобилие.

Стих 39.

1. Черные тучи провидения Божьего направляют верующих в течение дня.

2. Светлые облака обещаний ведут верующих в течение ночи.

Стих 39. Благость Божья, явленная в разнообразных обстоятельствах.

1. Во время благоденствия Господь дает нам облако.

2. Во время скорби — огонь.

Стих 40.

1. Любящий Господь часто дает нам то, чего мы не просим: Он даровал израильтянам хлеб небесный, о котором они не могли и помышлять.

2. Разгневанный Господь часто дает нам то, что мы просим: израильтяне просили у Него мяса, и Он послал им перепелов.

Стих 41.

1. Камень — образ Христа.

а) Он был так же непригляден с виду, как скала: «И не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2).

б) Он был тверд и непоколебим: «Кто защита, кроме Бога нашего» (2Цар.22:32).

2. Разверстый камень — образ страдающего Христа.

а) Он был разверст ударом закона.

б) Поражен в самое сердце.

3. Вода, потекшая из камня, — образ благословений во Христе.

а) Чистые благословения.

б) Животворные благословения.

в) Вечные благословения.

г) Изобильные благословения.

Стих 41.

1. Чудесная сила Божья, явленная в обращении грешников: «Разверз камень, и потекли воды».

2. Ее воздействие. Показывает одновременно совершенство чуда Божьего и его реальность в нас: «Потекли рекою по местам сухим».

Стих 41.

1. Великий источник: отверстый камень.

2. Преизобильный поток: «Потекли воды».

3. Неиссякаемый источник: «Потекли рекою».

Стих 42.

1. Господь помнит о Своих обещаниях.

2. Господь помнит о нас.

3. Господь творит чудеса, помня Свой завет и Свой народ.

Стих 45. Послушание Богу — цель Божьих милостей, явленных нам.