105. Всенародная исповедь

В начале и в конце псалма звучит возглас «Аллилуйя», или «славьте Господа». Между этими двумя восклицаниями псалмопевец излагает печальные события израильской истории, связанные с многочисленными грехами народа Божьего, а также возвещает великое долготерпение Господа. Когда мы говорим о грехе и о благодати, Господа надлежит славить как в начале размышлений, так и в конце. Эта священная песнь является одним из тех многочисленных псалмов, в которых освещаются события ветхозаветной истории израильского народа. Таким образом, мы можем сказать, что вдохновленные Богом авторы, вопреки мнению некоторых, воспринимали исторические повествования Писания как достоверные свидетельства. Верующим непростительно пренебрегать тем, что Святой Дух столь часто предлагает им в качестве назидания. У Давида, разумеется, не было других Писаний, кроме тех самых историй, к которым многие из нас относятся так несерьезно. И мы знаем, что сын Иессеев ценил их больше, чем хлеб насущный, и слагал о них песни на месте странствований своих.

История Израиля записана отчасти для того, чтобы явить нам человеческий грех, точно так же как предыдущий псалом был написан для того, чтобы возвеличить Господню благость. Сто пятый псалом можно назвать «всенародной исповедью», всеобщим покаянием в грехах, содеянных в Египте, в пустыне и в Ханаане. Молитвы о прощении, записанные в этом псалме, могли возноситься всеми поколениями верующих без исключения, в особенности же теми, которые томились в вавилонском плену. Авторство псалма, по-видимому, следует приписать Давиду. По крайней мере, в священном песнопении, которое Давид передал Асафу при перенесении ковчега Господня, первые два и последние два стиха данного псалма повторяются дословно (1Пар.16:34—36).

Разбирая это святое сочинение, попытаемся увидеть самих себя в зеркале израильской истории и покаемся пред Господом в совершенных беззакониях. Пусть сердца наши возрадуются безмерному долготерпению Господа и воздадут Ему хвалу. Святой Дух да произведет в нас смирение и благодарность Господу за Его благие дары.

Композиция

Стихи 1—5: хвала вперемешку с молитвой. Далее начинается повествование о грехах и беззакониях народа израильского, которое продолжается вплоть до заключительной молитвы и славословия двух последних стихов. Среди грехов народа Божьего псалмопевец перечисляет следующие:

Стихи 6—12: грехи, совершенные в Египте и у Чермного моря.

Стихи 13—15: грех похотения в пустыне.

Стихи 16—18: зависть к Моисею и Аарону.

Стихи 19—23: поклонение золотому тельцу.

Стихи 24—27: презрение к земле обещанной.

Стихи 28—30: поклонение Ваалфегору.

Стихи 32—33: беззаконие у вод Меривы.

Стихи 34—44: перечисление отступлений Израиля после вступления в Ханаан и последующие наказания Господа.

Стихи 45—47: сострадание Господа к скорбящему народу.

Стихи 47—48: завершающая молитва и славословие.

Истолкование

Аллилуйя!1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!

4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.

1. «Аллилуйя». Славьте Яхве! Псалмопевец призывает все собрание восславить Господа в святом песнопении. Богу неугодно, когда Его хвалит один человек, а все остальные хранят молчание. Он хочет быть прославляем всеми святыми. Если бы Давиду довелось побывать в церквах, в которых поет только хор или группа певчих, он, несомненно, повернулся бы к собранию и сказал: «Славьте Господа!» Славить Господа приятно и полезно во всякое время и в любых обстоятельствах, даже если в следующее мгновение нам придется говорить о человеческих грехах. «Ибо Он благ». Благость Господня — это первое, за что мы, немощные существа, хотим восславить Бога, и хвала наша выражается в форме благодарения. Когда мы благодарим Творца за Его благие дары, мы тем самым хвалим Его. Забывать о благодарении недопустимо. Все, что мы можем сделать для Бога, это быть благодарными, не будем же пренебрегать этой святой обязанностью. «Ибо вовек милость Его». Милость — это благость Божья по отношению к грешникам. Все наши песни должны быть посвящены этому величайшему из божественных качеств. Слава Господу за то, что милость Его продолжается вовек, ведь человек как был, так и остается грешником. Из века в век Господь окружает Своей милостью Церковь и каждого ее члена. Благодать Его не прекращается никогда. Уже в первом стихе мы находим две веских причины для прославления Господа: Господь благ, и милость Его вовек. Заметьте, что эти причины сами по себе являются хвалой. Лучше всего славит Господа тот, кто простыми словами излагает простые истины о совершенствах великого Бога. Для истинного прославления не требуется ни риторических приемов, ни поэтических гипербол. Простые факты о Господе — верх поэзии, а если человек излагает их с благоговением и верой, то он истинный поклонник. Первый стих сто пятого псалма — это текст, на котором основывается увещевание всех последующих стихов. Разбирая их мы увидим то, как Господь являл Свою милость избранному народу на протяжении веков.

2. «Кто изречет могущество Господа?» Может ли человеческий или ангельский язык в полной мере описать могущество Господа Бога? Оно неизреченно велико. Даже тот, кому довелось воочию видеть явления могущества Господня, не смог бы достойно их описать. «Возвестит все хвалы Его?» Возвещать дела Божьи — это то же самое, что славить Бога, поскольку Господь славен Своими делами. Словами мы не можем описать и десятой доли того, что Господь явил через Свои дела и черты характера. Тот, кто славит Господа, никогда не исчерпает причин для радостных славословий. Целой вечности не хватит для того, чтобы возвестить все хвалы Господа, даже если этим будут заниматься лучшие умы человечества, и даже если весь сонм искупленных будет непрестанно воздавать честь Господу единым гласом хвалы. Таким образом, вопрос, заданный псалмопевцем, не имеет ответа. Никто не в силах принять этот вызов — разве что в той скромной мере, в которой мы славим Господа своей благочестивой жизнью и благодарным сердцем.

3. Если Господь столь благ и столь достоин прославления, то в послушании Ему состоит наше счастье. «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» Как бесчисленны благословения, нисходящие на тех, кто хранит справедливость, в особенности же на тех редких праведников, которые хранят правду. В святости мы обретаем счастье. Путь праведности — это путь мира. Тем не менее, люди предпочитают оставлять этот путь и вставать на стезю губителей. Повествование последующих стихов — пример того, как народ израильский отступил от пути блаженства. Они не хранили суд и правду, но впали в безумие и беззаконие. Помышляя о совершенствах Господа Бога, псалмопевец с изумлением осознал, что всем служащим великому Творцу обещано блаженство. Он обратил внимание на то, как благословенны были племена израильские, когда они повиновались Богу, и как велико было их страдание, когда они отступали от Его заповедей, и еще больше убедился в истинности своих наблюдений. Если бы мы могли избавиться от греха, мы избавились бы и от скорбей. В этом случае мы были бы не просто праведными, но «хранили бы правду». Наша праведность была бы не эпизодической, а постоянной.

4. «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему». Каким бы ничтожным я ни был, не забывай обо мне. Воспомяни обо мне с милостью, так же как Ты вспоминаешь о Своих избранных сынах. Я не прошу о большем, но не могу просить о меньшем. Призри на меня, как на последнего из святых, и я буду доволен. С меня довольно, если я буду Твоим дальним родственником. Если даже Валаам желал умереть смертью праведного (Чис.23:10), то с нас достаточно жить праведной жизнью и умереть праведной смертью. Это желание убережет нас от стремления избежать страданий, гонений и наказаний. Если такова доля всех святых, зачем же нам желать избавится от нее?

Могу ли я на небеса подняться,

В покой блаженный и в обитель грез,

Когда святые на земле томятся,

Страдая от скорбей, греха и слез?

Впрочем, мы молимся не только о том, чтобы Бог послал нам скорби праведных, но и о том, чтобы Он послал нам их радости. Если Господь благоволил к ним, то и мы не успокоимся, пока не увидим Его светлого лица. Мы желаем жить там, где живут они, радоваться, как радуются они, печалиться их печалью и во всем быть едиными с теми, кого Господь окружил Своим благоволением. В этом предложении мы находим сладостную, смиренную, покорную, но одновременно пылкую и всеобъемлющую молитву. Ею мог молиться как умирающий разбойник, так и живой апостол. Помолимся и мы ею.

«Посети меня спасением Твоим». Донеси до меня спасение Твое. Приди, Господи, в дом мой и в сердце мое. Даруй мне уготованное мне спасение, ибо Ты можешь мне его дать. Иногда с посещением Господа связывают наступление смерти, однако в нашем случае псалмопевец знает, что только посещение Господа может продлить ему жизнь. Иисус Христос сказал Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему», однако спасение это было результатом того, что Он сам явился в его дом. Вне Господа спасения быть не может. Господь должен сам посетить нас спасением, а иначе мы никогда его не обретем. Мы слишком больны, чтобы самостоятельно прийти на прием к великому Целителю, и потому Он сам должен посетить нас в дни болезни. О, если бы великий Блюститель душ явился в каждую церковь и благословил всех Своих овец! Иногда нам кажется, что вторая молитва этого стиха не для нас, что мы не достойны того, чтобы Господь вошел в наш дом. Посети меня, о Господь! Неужели это возможно? Смею ли я просить об этом? Впрочем, я не могу не просить Господа об этой милости, ибо только Он может принести мне спасение. Господи, приди ко мне и сотвори в сердце моем вечную обитель!

5. «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих». Псалмопевец надеялся на то, что Господь позволит ему приобщиться благословений народа Божьего, и это возбуждало в нем желание узреть светлый лик Господа. Бог-Отец благословил нас во Христе всяким духовным благословением и избрал нас в Нем прежде создания мира, и мы всем сердцем уповаем на то, что Он приобщит нас этим благословенным дарам в результате Своего спасительного посещения. Другие блага нам не нужны. Единственное наше желание — это видеть, осязать и наслаждаться тем великим даром, которым Господь благословил святых. «Веселиться веселием народа Твоего». Открыв Господу свое желание приобщиться благоденствию избранных сынов Божьих, псалмопевец просит Всевышнего о том, чтобы на него сошло веселие святого народа. На всей земле нет более счастливых людей, чем святые. «Хвалиться с наследием Твоим». Псалмопевец жаждет хвалиться тем же, чем хвалятся избранные. Он готов терпеть поношение ради Христа и почитать это большим сокровищем, чем все мирские богатства. Слава святых на земле состоит в том, чтобы служить Господу и претерпевать поругание ради имени Его. Господь, дай мне силы радоваться, когда я страдаю за имя Твое. Слава святых на небесах состоит в том, чтобы пребывать с Господом и наслаждаться благословениями во Христе. Господи, даруй и мне место в Твоих небесных обителях.

Хотя вступительные славословия и молитвы приводятся в самом начале псалма, они, по сути, являются плодом размышлений, изложенных во всех последующих стихах. Таким образом, их можно воспринимать не только как предисловие к основной теме псалма, но и как мораль всей песни в целом.

6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.

9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага. 11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.12 И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему.

6. «Согрешили мы с отцами нашими». Это начало развернутой исповеди. Признание грехов — это самый быстрый способ получить ответ на молитву четвертого стиха. Бог посещает спасением только ту душу, которая осознает свою нужду в Спасителе. Мы грешим вместе с отцами нашими, когда ходим их путями, поклоняемся их идолам и делаем свою жизнь продолжением их безумств. В последующих стихах речь идет не о частных, а о национальных грехах, поскольку Израиль — это не один человек, а целый народ. Израильтяне пользовались общенациональными привилегиями, а значит, были сопричастниками общенациональных беззаконий. «Совершили беззаконие, соделали неправду». Трижды псалмопевец повторяет эту исповедь, как бы подчеркивая ее искренность и правдивость. Мы не должны скрывать от Господа своих грехов: ни греховных действий, ни греховного бездействия, ни бунтарских настроений, — если хотим обрести прощение за все свои чудовищные беззакония.

7. «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих». Увидев чудеса Господни в Египте, отцы наши не поняли их, поскольку были невежественны сердцем. Они не уразумели ни милостивых замыслов Господа, ни важных нравственных и духовных уроков, ни явления божественной силы и правды. Долгое пребывание среди идолопоклонников притупило духовное восприятие избранного народа, годы тяжелого рабского существования приучили их к умственной лени. Как часто мы не разумеем чудес Господних или превратно истолковываем их? С великой скорбью отмечу, что дети не слишком далеко ушли от своих отцов. Отцы наши могли оставить нам только то, что имели, и потому мы унаследовали от них обилие грехов и недостаток мудрости. Из этого стиха мы понимаем, что недостаток духовного разумения не является оправданием греха. Напротив, это еще один пункт обвинительного вердикта, составленного против Израиля.

«Не помнили множества милостей Твоих». Недостаток духовного разумения ведет к потере памяти. То, чего мы не понимаем, скоро ускользает из нашей памяти. Никто не любит держать в памяти бесполезные детали. Пока мы не поняли того, что за ними стоит, мы не станем их запоминать. Израиль забыл множество милостей Господа и тем самым усугубил свой грех. Неужели в сердцах их не осталось памяти ни об одном благодеянии Господа? Впрочем, если благодать Божья не даст нам разумения, память о благодеяниях Господа быстро изгладится из наших порочных сердец. «И возмутились у моря, у Чермного моря». Бунтарские настроения с самых первых дней пути — плохой знак. Тот, кто начинает свой путь с возмущения и ропота, едва ли исправится в дальнейшем. Не успел Израиль покинуть пределы Египта, как тут же прогневал Господа, усомнившись в Его способности избавлять и тем самым поставив под вопрос Его верность. Море было Красным только по названию, грехи же израильтян были багряны на самом деле. Чермное море еще называли морем водорослей, в сердцах же избранников Божьих росли настоящие заросли сорняков.

8. «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое». Господь не мог найти других причин для спасения Израиля и потому спас их ради Своей славы, дабы показать Свое могущество. Даже если Израиль не заслуживает спасения, гордыня фараона должна быть сокрушена, а значит, Израиль будет спасен. Господь — ревнитель Своей славы и Своего имени. О Нем никогда не скажут, что Он неспособен спасти народ Свой, или что Он не хочет этого делать, или что Он не может сокрушить гордыню надменных врагов. Любовь к собственной славе побуждает Господа быть милосердным, и мы радуемся тому, что Он великий ревнитель собственного имени.

9. «Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло». Таково могущество слова Божьего. Море услышало глас Божий и повиновалось. Сколько же упреков требуется нам, чтобы смириться пред Господом? Неужели мы более непокорны, чем океанская стихия? Бог воспретил морю, сказав: «Зачем преграждаешь путь народу Моему? Он должен перейти на другой берег, чтобы добраться до Ханаана. Как смеешь ты препятствовать ему?» Услышав голос своего Повелителя, море расступилось. «И провел их по безднам, как по суше». Колена израильские прошли по дну залива, как по сухим пескам пустыни. Переход не был для них опасным, ибо сам Господь заповедал им идти вперед. Он сам вел их, а значит, им ничего не угрожало. Мы также прошли через множество скорбей и испытаний, и Господь всегда защищал нас. Он был нашим неизменным Вождем, и потому мы не знали страха и бедствий. Он провел нас по безднам, как по пустыне.

10. «И спас их от руки ненавидящего». Фараон погиб в пучине морской, и могущество Египта поколебалось настолько, что за все сорок лет блужданий по пустыне Израиль ни разу не слышал о своих бывших хозяевах. «И избавил их от руки врага». Господь избавил их Своей державной десницей. Это избавление является одним их самых ярких и глубоких образов искупления народа Божьего от греха и ада, свершившегося в Иисусе Христе силою, действующей ныне в сынах Божьих.

11. «Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось». Господь ничего не делает наполовину. Все начатое Он доводит до конца. Израильтяне воочию видели полноту божественной справедливости, явленную в совершенном истреблении египтян. Они были свидетелями того, как точно Господь исполняет Свои обещания, и потому их грех был вдвойне тяжек. Воды, покрывшие врагов Израиля, — это прообраз прощения Божьего, покрывающего наши грехи. Все они утонули в море и никогда не вернутся. Да будет имя Господа благословенно. Он уничтожил все наши грехи до единого. Кровь Христа очистила нас от греховных помыслов, неправедных слов и порочных дел. «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7:19).

12. «И поверили они словам Его». Иначе говоря, они поверили в обещание, когда увидели его исполнившимся, но не раньше. Псалмопевец упоминает этот факт не для того, чтобы похвалить израильтян, а для того, чтобы устыдить их. Тот, кто верует в слово Божье только после того, как оно исполнилось, не является верующим. Нам не нужно верить в то, что мы и так видим. Такая вера могла быть и у египтян. «И воспели хвалу Ему». Разве могли они поступить иначе? Величественная песнь израильтян является прообразом небесных песнопений. Впрочем, несмотря на всю свою сладость, она скоро оборвалась, и народ снова начал роптать. «Воспели хвалу Ему», но «скоро забыли дела Его». Переход от песен ко греху оказался для них слишком быстрым. Песнь их была великолепна, но славословия слишком быстро уступили место сетованиям.

13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.

13. «Но скоро забыли дела Его». Слишком быстро милости Божьи выветрились из их памяти. Слишком скоро в их сердцах поселилась неблагодарность. «Не дождались Его изволения». Израильтяне не дождались ни заповеди Божьей, ни Его обещания. Они уповали только на самих себя и не желали слушать кого бы то ни было. Именно этот грех является наиболее распространенным среди верующих на сегодняшний день. Как трудно нам ожидать Господа и уповать на Него! Совет и сила у Бога, мы же по глупости своей ищем и того и другого в самих себе и, конечно же, совершаем ошибки.

14. «Увлеклись похотением в пустыне». Израильтяне не желали ожидать исполнения воли Божьей, и во всем следовали только своей собственной воле. Даже обилие вкусной и полезной пищи удовлетворило их совсем ненадолго, прошло немного времени, и они презрели хлеб ангелов. Избранный народ возжелал мяса, которое было вредно для них из-за жаркого климата и отсутствия физической работы. Это желание вызревало в них долго, пока наконец не превратилось в безудержную манию, в страсть, подобную бешеному мустангу, понесшему своего седока. Обезумевший народ готов был проклясть Бога и отказаться от земли, текущей молоком и медом, только бы набить свое чрево мясом. Удивительно, что Господь не воздал им по словам их. «Искусили Бога в необитаемой». Сыны Израилевы зависели от Бога во всем и ежедневно получали от Него хлеб насущный, но, несмотря на это, все же дерзнули искусить Всевышнего и усомниться в Его могуществе. Они хотели, чтобы Бог изменил Своим мудрым замыслам и стал исполнять их похоти и вожделения, чтобы Он совершал чудеса по их первому требованию. Господь, конечно же, не мог этого сделать, однако они со своей стороны старались принудить Его к этому всеми силами. У них, разумеется, ничего не вышло, но не потому, что в сердцах их было достаточно истины, а потому, что «Бог не искушается злом» (Иак.1:13). Искушение не имеет над Ним никакой власти. Человеческие угрозы и обещания не могут поколебать Его намерений.

15. «И Он исполнил прошение их». Иногда Бог отвечает на наши молитвы в гневе, а иногда говорит нам «нет» из любви. Даже если Господь отвечает на прошения людей положительно, это вовсе не значит, что они пользуются Его благорасположением. Все зависит от того, что это за прошение. «Но послал язву на души их». Желанная трапеза обернулась горечью в устах их. Когда пища приходит к нам без благословения, она оборачивается для нас проклятием. Мясо, утучняющее тело человека, не принесло израильтянам никакой пользы, поскольку души их были уязвлены. Если нам суждено испытать бедность, то не дай Бог, чтобы это была бедность души. Меж тем такова участь многих, кто богат в веке сем. Они накапливают земные сокровища, имение их растет, а души — скудеют. Получить серебро вместо золота — большая неудача, но обрести весь мир, повредив собственной душе, — гораздо хуже. С какой поспешностью израильтяне отозвали бы свои прошения, если бы знали, что они получат вместе с ответом! Молитвы о похотях будут стоить нам горьких слез. Мы жаждем чего-то, горим нетерпением, раздражаемся, но, получив желание сердца нашего, печалимся еще больше, ибо понимаем, что это совсем не то, чего мы хотели на самом деле.

16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона.18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.

16. «И позавидовали в стане Моисею». Израильтяне всем были обязаны Моисею, избранному сосуду Божьему. И все же они позавидовали его власти. Некоторые восстали против него открыто и возглавили мятеж. Духом недовольства были заражены все без исключения, и потому грех неповиновения был вменен всему народу. Кто может не поддаться зависти, если даже самые кроткие часто не могут устоять против этого искушения? Разумеется, зависть израильтян была беспричинна: Моисею приходилось работать больше всех и нести на себе самое тяжкое бремя. Народ должен был проявлять к нему сочувствие, а посему зависть с его стороны была совершенно неуместна. «И Аарону, святому Господню». Святым Аарона сделало избрание Божье. Израильтяне же, вместо того чтобы возблагодарить Господа за первосвященника, чьими ходатайствами очищались их грехи, восстали против помазанника небес. Они вступили в пререкания с тем, кто был призван приносить за них жертвы. Таким образом, израильтяне не подчинились ни государственной, ни церковной власти: они отвергли как скипетр Моисея, так и митру Аарона. Зависть к добрым людям и ненависть к благодетелям — свойство развращенной и порочной натуры.

17. «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона». Корей не упоминается в списке погибших по той причине, что дом его был помилован Господом. Мятежные и неблагодарные сердца были для земли невыносимым бременем, и в конце концов она его сбросила (Чис.16:31—32; Втор.11:6). Как только завистники начали нападать на Моисея и Аарона, верных рабов Божьих, терпению Всевышнего пришел конец. Господь любит Своих детей и хранит их от нападок врагов как зеницу ока (Втор.32:10). Когда-то Моисей разверз бездну морскую, чтобы израильтяне прошли по ней, как по сухой земле, а теперь сама земля разверзлась и поглотила тех, кто прогневал Господа. Пришло время покрыть наготу их греха, земля отверзла уста и поглотила тех, кто посмел открыть уста для хулы на Господа и Его верных служителей.

18. «И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых». Левиты, примкнувшие к Корею, погибли от огня.

Домогавшиеся священства и принесшие Богу неугодные воскурения приняли достойную смерть за свои преступления. Колчан Господа полон стрел: тех, кого не поглотила бездна, настигнет огонь. Псалмопевец упоминает о страшном правосудии Господа для того, чтобы показать нераскаянность и упорство избранного народа, продолжавшего восставать против Господа. Ни гнев, ни милость не могли отвратить их сердца от греха. Они не покорялись ни узде, ни кнуту.

19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. 21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их.

19. «Сделали тельца у Хорива». Непокорный народ нарушил вторую, если не первую, заповедь в том самом месте, где ранее поклялся повиноваться воле Божьей во всем. Они сделали себе египетского истукана, золотого вола, и поклонились ему. Псалмопевец называет статую вола «тельцом» исключительно в насмешку. Идол — ничто, он не достоин даже малейшего внимания с нашей стороны. Все попытки изобразить невидимого Бога смехотворны и потому достойны нашего презрения. Со стороны израильтян было верхом безумия думать, будто божественная слава может обитать в обыкновенном тельце — впрочем, даже не в тельце, а в его изображении. Вообразить, что изображение тельца может быть изображением Бога, — величайшая глупость. «И поклонились истукану». Неверный народ воздал тельцу должные почести и провозгласил: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Какое безрассудство! Все то же самое можно отнести и на счет приверженцев внешней обрядности, которые связывают свою веру с бесчисленным количеством образов и символов. Они не понимают сущности духовного поклонения, их поклонение основано на чувствах — обонянии, зрении и слышании. Как велико безумие тех, кто сам преграждает себе путь к богоугодному поклонению и предпочитает путь обрядов и ритуалов, отягощающих человеческое сердце и препятствующих его приближению к Богу! Мы знаем, какой помпой и блеском окружено папское богослужение, однако даже если истукан изготовлен из золота, Бог благоволит к нему не больше, чем к куче навоза. Никакое искусство не может скрыть уродливости греха. Нам говорят, что их образы в высшей степени убедительны. Ну и что? Бог запретил нам создавать изображения. Все притязания на то, будто при помощи образов человек поклоняется с гораздо большей искренностью и пылом, беспочвенны. Искреннее участие в том, что запрещено Богом, делает грех человека еще более тяжким.

20. «И променяли славу свою на изображение вола, идущего траву». Они утверждали, будто поклоняются Богу при помощи истинного и наглядного образа, в котором великая сила Господа явлена всему народу. С возвращением к обрядовости и пышным ритуалам они связывали всенародное пробуждение — народ действительно обступил Аарона со всех сторон и неистово плясал вокруг тельца. На самом же деле они оставили истинного Бога, в поклонении которому состояла их слава. Золотой телец был заменой Бога, а не Его изображением. Действительно, можно ли сравнить Бога с тельцом? Нет. Следовательно, презрительное отношение псалмопевца к этому идолу было вполне справедливым. Презрение к истукану — это косвенное признание Бога. Лжебоги, попытки изобразить истинного Бога, да и все материальное, чему мы так часто поклоняемся на земле, суть мерзость пред лицом Господа, даже если речь идет о крестах, распятьях, статуях девы Марии, облатках, мощах или самом папе. Как же неискренни мы в отношении подобных мерзостей! Если Бог ненавидит их, то и мы должны проникнуться к ним чувством презрения. Променять славу духовного поклонения на мишурный блеск — верх безумия, заслуживающий нашего порицания.

21—22. «Забыли Бога, Спасителя своего». Помнить о тельце — значит забыть о Господе. Несмотря на то, что Бог запретил им делать изображения (Исх.20:4), они дерзнули ослушаться Его и пренебрегли заповедью. Очевидно, они не помнили ни Бога, ни черт Его характера, поскольку в противном случае никогда не уподобили бы Его животному, съедающему траву. Некоторые люди искренне надеются, что Бог пребудет с ними, даже если они не отрекутся от своих грехов. Меж тем все грешащие сознательно и намеренно уже удалились от Господа, и Он вычеркнул их из Своей памяти. «Совершившего великое в Египте». В Египте Бог сокрушил всех идолов. Израильтяне же сравнили Его с одним из египетских божеств и тем самым пренебрегли Господом, свершившим великое в Египте. Мог ли вол совершать чудеса? Мог ли золотой телец навести казни на врагов Израиля? Какое безумие — возводить жалкое подобие Бога, когда вы только что видели Его безмерное могущество! «Дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря». Израильтяне стали очевидцами самых разнообразных чудес — Господь щедро расточает свидетельства Своей вечной силы и Божества. Но даже увидев Его великие деяния, они все равно отказались поклоняться Ему установленным образом. Им понадобилось «руководство к поклонению» собственного изобретения, четкий и детально разработанный ритуал, подобный тем, что они видели в Египте, видимый объект поклонения, с помощью которого они могли бы почитать Иегову. Одного этого было достаточно, чтобы прогневать Господа, и ярость Его обрушилась на головы отступников. Насколько же грехи наши гневят Господа в настоящее время!

23. «И хотел истребить их». Наконец Бог стал грозить им полным истреблением. После первого греха в пустыне Бог послал язву на души их, после второго — очистил стан от виновных и спалил нечестивцем огнем, после третьего — стал грозить им уничтожением, после четвертого — поднял руку, а после пятого — нанес сокрушительный удар. Чем больше они упорствовали в грехе, тем суровей было наказание. Печальная участь Израиля — предостережение в адрес тех, кто не желает оставлять своих беззаконий. Прежде чем нанести удар, Господь всегда увещевает народ Свой словами. «И хотел истребить их». Слова Господа не пустая угроза. Он достаточно могущественен для того, чтобы слова Его не расходились с делом.

«Если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине». Подобно отважному воину, сдерживающему натиск врага в проломе стены, Моисей остановил карающую десницу Божью своими молитвами. Бог особенным образом благоволил к молитвам Моисея, поскольку тот являлся одним из самых выдающихся предтеч Господа нашего, о котором сказано: «Избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». Как избранный Искупитель вступился за грешный мир перед Господом, так и Моисей встал в проломе между Господом и Его многогрешным народом, защитив их своими ходатайствами. История Моисея интересна и поучительна. Она возвеличивает благость Господа, позволившего благочестивым молитвам отвратить от Израиля уготованную ему казнь. Великий законодатель ходатайствовал пред Господом за свой возлюбленный народ бескорыстно, отрекшись от всех дарованных ему привилегий, «чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их». Такова сила молитвы, исходящей из праведного сердца! Каким бы великим ни был гнев Божий против Израиля, могущественная молитва Моисея отвратила его. Как же ревностно должны мы ходатайствовать пред Господом за сей падший мир и за наш многогрешный народ в особенности! Благородная цель достойна того, чтобы для ее достижения употребить действенное средство. Господь всегда отвечает на молитвы, но будем ли мы Его просить?

24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.

24. «И презрели они землю желанную». Об обещанной земле они говорили пренебрежительно, как если бы она ничем не отличалась от других земель. Овладевать ею с оружием в руках они отказались. Египет, страна рабства и железных оков, казался им более райским уголком, чем Ханаан, текущий молоком и медом. Когда христианин начинает говорить о Царстве Небесном с пренебрежением — это верный признак того, что ум его развращен. Презрительно относиться к тому, что Господь высоко ценит, искренне любит и хранит для избранных — богохульство. Предпочитать земное небесному — это все равно, что предпочитать Египет Ханаану, землю рабства — благословенному наследию. «Не верили слову Его». Корнем их греха было неверие. Если мы не веруем в слово Божье, мы будем пренебрежительно относиться к тому, что Бог обещает. «Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:19). Неверие закрыло им вход в землю обещанную. Когда странники, ищущие небесного града, начинают сомневаться в Господе и Его обещаниях райского блаженства, они постепенно теряют интерес ко всему, что обещано им в конце пути. Неверие делает их плохими странниками. Именно неверие заставило израильтян выслать в землю ханаанскую соглядатаев. Доставленные ими сведения оказались противоречивыми, и в ожесточенных сердцах вспыхнули новые сомнения, приведшие к весьма плачевным последствиям.

25. «И роптали в шатрах своих». От неверия к ропоту — один шаг. Удивительно, что израильтяне плакались в тот самый момент, когда у них были все основания ликовать. Ропот — это тяжкий грех, а не просто слабость характера. Он произрастает на почве неверия, гордыни, бунтарского духа и множества других пороков. Кроме того, это «домашний» грех — чаще всего люди ропщут на жизнь в своих шатрах. Впрочем, ропщем ли мы дома, на улице или где-то еще, мы гневим Господа. «Не слушались гласа Господня». Они так громко выражали свои недовольства, что не слышали голоса своего лучшего Друга. Тот, кто много жалуется, как правило, не умеет слушать.

26—27. «И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне». В гневе Своем Господь поклялся, что неверный и развращенный род не войдет в землю обещанную, и суд Его не заставил себя долго ждать: постепенно народ начал вымирать. Если Господь поднимает руку на кого-то, то этому человеку приходит конец. Поистине ужасна смерть того, кого поражает рука Господня. «Низложить племя их в народах и рассеять их по землям». Господь предвидел, что потомки упрямого народа будут повторять грехи своих отцов и торжественно поклялся отправить их в изгнание и предать мечу. Те, чьи тела остались в пустыне, были в некотором смысле изгнанниками из земли обещанной. Их окружали враждебные народы, и они находились, можно сказать, на чужбине. Смерть вдали от наследия отцов была достойным воздаянием за их бунтарство и ропот. Что касается нас с вами, то зачастую наша отдаленность от Бога и острые разногласия между церквами являются наказанием Господним за те самые грехи, которые породили все эти беды. Если мы не прославим Господа, Он не прославит нас. Если мы забудем о Господе и презрим Его милость, то скоро наши вожди станут пленниками, а князья — узниками. Если мы не будем ходить путями Господа, то пение наше обратится в воздыхания, веселие — в плач.

28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным, 29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.30 И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва.31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.

28. «Они прилепились к Ваалфегору». Упование на внешние обряды скоро привело к поклонению лжебогам. Выбирая ложную форму поклонения, мы очень скоро обращаемся к ложным богам. Ваалфегор был идолом, мерзостью моавитской, и, принося ему жертвы, женщины предавались бесстыдству и похотям (Чис.25:1—3). Как мог святой народ Божий дойти до подобного кощунства, трудно себе вообразить. «И ели жертвы бездушным». Израильтяне присоединились к оргиям моавитян и к их омерзительным пиршествам и стали принимать активное участие в их жертвоприношениях, хотя и знали, что все эти жертвы приносятся бездушным истуканам. Возможно, они участвовали также в ритуалах гадания, суть которых заключалась в общении с мертвыми, и тем самым подвергали сомнению благое провидение Божье, вторгаясь в области закрытые и тайные. Когда человек устает от поисков живого Бога, он нередко обнаруживает в себе непреодолимое влечение к черной магии и вступает в общение с бесами и прочей нечистой силой. Воистину, Господь предает всех утративших страх Божий духу заблуждения (Ис.66:4). В наши дни эти слова актуальны ничуть не меньше, чем в те далекие времена.

29. «И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва». Господь не мог закрыть глаза на столь откровенное бесстыдство и неприкрытое идолопоклонство. На этот раз злодеяния нечестивцев требовали возмездия, и возмездие не заставило себя долго ждать. В стане внезапно вспыхнула смертельная болезнь, унесшая жизни двадцати четырех тысяч человек и поставившая под угрозу выживание остальных. Новые грехи — новая язва. Когда народ изобретает грехи, Господь изобретает наказания. Грех их был духовной язвой, Господь же воздал им физическим недугом. Он всегда карает подобное подобным.

30. «И восстал Финеес и произвел суд,и остановилась язва». В тяжелые времена Господь всегда воздвигает в народе Своем великих воинов, которые отважно подвизаются за правое дело. Финеес, воспылав праведным гневом, предал смерти двух самых отъявленных бунтовщиков. Он не мог вынести открытого бесстыдства, совершаемого на глазах у всего народа в то самое время, когда в стане был объявлен плач. Столь дерзкий бунт заслуживал суровой кары, и Финеес, схватив свое копье, пронзил блудодействовавших. Им двигала ревность по славе Божьей, он не испытывал к этим людям никакой личной неприязни. Обстоятельства были столь исключительными, а грех Израиля столь вопиющим, что со стороны Финееса было бы преступлением не помешать открытому бунту против Бога и осквернению Израиля. Но, к счастью, Финеес не был пособником греха. Закон Господа был сокрыт у него в сердце, и душа его пылала ревностью о славе Божьей. Будучи священником, он не был обязан брать на себя роль палача, однако сделал это ради Господа. Оба блудодействовавших принадлежали к царскому роду, однако Финеес не смотрел на лица и не пощадил беззаконников. Его решительный и храбрый поступок был столь благоугоден Господу, что болезнь в стане тут же прекратилась; Финеес доказал, что среди израильтян еще остаются те, кто предан Господу всей душой. Так две смерти предотвратили гибель всего народа.

31. «И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки». Потомки Финееса чествуются в Израиле по сей день. Подвиг его веры поистине велик. Сам Господь засвидетельствовал праведность Финееса, и в награду сделал его потомков священниками навек. Побуждения Финееса были столь чисты, что в очах Божьих его деяние — которое при иных обстоятельствах могло бы трактоваться как убийство — получило высшую похвалу. Кроме того, действия Финееса были доказательством его праведности. Его поступок был продиктован не личными амбициями, не жаждой мести, не своекорыстными мотивами и не слепым фанатизмом, а ревностью о славе Божьей, ненавистью к открытому беззаконию и истинным патриотизмом.

И снова мы видим безмерную милость Божью: в тот самый момент, когда кара Господня уже совершала свое губительное действие в стане израильтян, поступок одного человека смог остановить распространение смертоносной язвы. Сделанное Финеесом дало Богу повод для проявления милости в тот самый момент, когда божественная справедливость требовала сурового и немедленного возмездия.

32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.

32. «И прогневали Бога у вод Меривы». Неужели грехам их не будет конца? Где бы израильтяне ни находились, они продолжали грешить. Как-то раз, вместо того чтобы помолиться Богу и получить от Него воду в преизбытке, они стали требовать от Него удовлетворения своей жажды и тем самым прогневали Всевышнего. И вот они сделали это снова. Поистине грех их не удвоился, а усемерился, и Господь воспылал к ним еще большей яростью. «И Моисей потерпел за них». Утомленный Моисей с трудом сдерживал свой гнев, он уже не верил в то, что непокорный народ может измениться к лучшему. Стоит ли этому удивляться: он был обыкновенным человеком, а не Богом. Сорок лет этот наикротчайший человек вынужден был терпеть рядом с собой скопище бунтарей, и в конце концов терпению его пришел конец. Он прямо назвал их мятежниками и впал в неправедный гнев. За это Господь наказал Моисея и не позволил ему войти в обещанную землю, которую он так жаждал получить в наследие. Он увидел благословенную землю с вершины горы Фасга, но войти в нее не мог. Вот почему сказано, что Моисей «потерпел за них». Несмотря на то, что в соблазн он был введен вызывающим поведением израильтян, ответственность за гнев лежала только на нем. Даже если другие виноваты больше нас, это не значит, что с нас снимается всякая ответственность. Каждый из нас должен нести свое бремя.

33. «Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими». Этот грех не кажется таким уж серьезным по сравнению с другими, действительно тяжкими грехами. Однако не следует забывать, что он был совершен Моисеем, избранным рабом Божьим, который видел Господа лицом к лицу и знал Его очень близко. От этого греха нельзя было просто отмахнуться. В стихе сказано, что Моисей «погрешил устами». Это не значит, что он произнес хулу на Бога или лжесвидетельство. Просто с уст его слетели необдуманные и безрассудные слова. Впрочем, для законодателя это тяжкое преступление, в особенности же для того, кто является глашатаем божественной воли. На мой взгляд, во всей Библии нет более страшного стиха, чем этот. Поистине, мы служим Богу-ревнителю. Конечно, мы не должны думать, будто Он суровый и беспощадный Владыка, но вместе с тем не стоит и забывать, что Он ждет от нас ревностного отношения к святости как в поступках, так и в словах. Кроме того, мы должны внимательно следить за тем, как наши действия влияют на служителей божественного слова, чтобы не «огорчать их дух» и не заставлять их совершать поступки, за которые им придется дать ответ. Вечно недовольные и ропщущие люди и не подозревают о том, каким опасностям они подвергают своих пасторов.

34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,35 но смешались с язычниками и научились делам их;36 служили истуканам их, которые были для них сетью,37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.

40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.

34. «Не истребили народов, о которых сказал им Господь». Господь возложил на израильтян роль карателей, несущих справедливое возмездие тем народам, которые были виновны в совершении особо тяжких преступлений. Они же по своему нерадению, трусости и греховному самодовольству вложили меч в ножны слишком рано и поплатились за это. Верующие, отказывающиеся отречься от греха целиком и полностью, впадают в великое беззаконие. Заключать мир с врагом, которого Господь заповедал истребить, недопустимо. В оправдание своему нерадению мы приводим массу причин: темперамент, прошлый опыт, обстоятельства и многое другое. Мы не отрекаемся от греха целиком, но ведь частичное освящение не является освящением вообще. Мы редко обличаем грех в других и можем не обратить никакого внимания на так называемые допустимые грехи. Меж тем грех должен уничтожаться нами в той мере, в какой указал нам Господь — вне зависимости от наших наклонностей или привычек других людей. Попустительское отношение к греху не может быть оправдано ничем.

35. «Но смешались с язычниками и научились делам их». Непослушание израильтян не было вызвано тяжелыми условиями жизни в пустыне: в земле обещанной они грешили не меньше. Вступив в общение с язычниками, они нашли их общество более чем приятным и стали друзьями тем, кого должны были истребить. Собственного греха им было мало — они стали учиться грязным делам хананеев и совершенствоваться в искусстве беззакония. Однако научиться чему-то доброму у народа, осужденного Богом на полное истребление, было, конечно, невозможно. Мало кто захочет быть ввергнутым в погибель за то, что он чему-то научился, Израиль же не побоялся сесть у ног проклятого Ханаана и перенять у него всякую языческую мерзость. Верующие часто совершают эту серьезную ошибку. Они вступают в общение с миром и перенимают его пути, тогда как их призвание состоит в обратном — в свидетельстве против тьмы века сего. Кто знает, сколько зла совершается в мире из-за излишнего конформизма.

36. «Служили истуканам их, которые были для них сетью». Идолопоклонство окутало их своими чарами и расставило на них сети. Нельзя служить греху и оставаться свободным. Грех подобен смоле: прикоснись к нему, и ты запачкан. Положив голову на грудь филистимлянки, Самсон лишился своей силы. Несерьезное отношение к греху ведет к потере духовной свободы.

37—38. «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам». Каким же сильным было это обольщение! Народ Божий был настолько околдован языческими суевериями, что стал приносить в жертву мерзким идолам собственных детей. На самом же деле эти жертвы приносились бесам. «Проливали кровь невинную». Бедные малютки, предаваемые на смерть, не участвовали в грехах своих родителей, и Бог с негодованием смотрел на пролитие невинной крови. «Кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским». Кто знает предел злу? Именно зло сделало израильтян сначала безбожными, а затем бесчеловечными. Если бы они задумались хотя бы на минуту, то поняли бы, что божество, которого можно умилостивить кровью детей, вовсе не божество, а бес. И как могли они предпочесть Иегове подобную мерзость? Разве Господь когда-нибудь забирал у них детей и радовался их предсмертной агонии? Но человек готов носить на себе железное бремя сатаны, лишь бы не вставать под легкое иго Господа. Разве это не достаточное доказательство того, что природа человеческая крайне порочна? Если бы в человеческой природе было что-то доброе, то он, разумеется, не смог бы совершать столь чудовищных преступлений. Едва ли можно себе представить больший грех, чем тот, о котором псалмопевец говорит в этом стихе. «И осквернилась земля кровью». Благодаря присутствию Господа земля оставалась благословенной и святой, славой всей земли. И все же она была осквернена кровью невинных младенцев, которых родители принесли в жертву бесам. Воистину, израильтяне огорчили Святого Духа Божьего!

39. «Оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими». В результате безбожных действий осквернилась не только земля, но и ее обитатели. Нарушив супружеский обет, данный Господу, сыны Израилевы впали в духовный блуд. Псалмопевец намеренно говорит об этом словами с ярко выраженной негативной окраской, поскольку никакие другие выражения не смогли бы адекватно описать чудовищность совершенных ими грехов. Как муж бесчестится и уязвляется бесстыдным поведением своей жены, блудодействующей в его собственном доме, так и Господь вознегодовал на Свой народ за то, что они возвели себе других богов и господ в пределах земли обещанной. Они придумали себе других богов, сделали их изображения и стали поклоняться делу рук своих. Какое безумие! Их новоявленные боги были омерзительными чудовищами и жестокими бесами, но они все равно воздавали им честь и хвалу. Какое преступление! Они отвергли истинного Бога, чудеса которого видели собственными глазами, Бога, который избрал их в Свой удел, и тем самым дополнили свое безумство и грех. Бог не мог не разгневаться на них.

40—41. «И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим». Даже после столь вопиющих беззаконий Господь не отверг Свой многогрешный народ и не нарушил Своего завета. Он вознегодовал на них всем сердцем и воззрел на них с отвращением. Таковы чувства обманутого мужа, который все еще любит свою неверную жену. Мысль о ее бесстыдстве наполняет его душу праведным гневом, и он не может смотреть на нее без боли. Как долго гнев Божий может пылать против избранного народа, сказать трудно. Ясно одно: Израиль сделал все, чтобы вывести Господа из терпения. «И предал их в руки язычников». Так Господь явил Свой гнев. Он дал им вкусить горькие плоды их беззаконий. Израильтяне пощадили язычников, смешались с ними, научились их путям, а теперь им пришлось пострадать от их рук, ибо в пределы Ханаана вторглись безжалостные орды, неся с собой гибель и разорение. Как часто наши собственные поступки оборачиваются против нас. Мы падаем в яму, которую сами себе вырыли. «И ненавидящие их стали обладать ими». Стоит ли этому удивляться? Грех никогда не порождает истинной любви. Израильтяне научились мерзостям язычников, но не приобрели их благорасположения. Напротив, соседние народы возненавидели избранный народ. Вступая в тесное общение с людьми мира сего, мы очень скоро становимся их рабами. Что может быть хуже?

42. «Враги их утесняли их». Такова была их природа: израильтянину всегда плохо, когда он попадает в руки язычников. Попустительское отношение к Ханаану обернулось для сынов Израилевых сущим бедствием. «И они смирялись под рукою их». Они согнулись под невыносимым бременем рабства и смирились под игом тирании. Если в Боге они нашли доброго Господина, то их сомнительные друзья скоро превратились в безжалостных деспотов. Кто оставляет Бога, тот оставляет блаженство ради бесчисленных бед. Бог часто использует наших врагов в качестве жезла, чтобы вернуть непокорные сердца их истинному Другу.

43. «Много раз Он избавлял их». В книге Судей вы найдете тому множество подтверждений. Господь снова и снова сокрушал врагов Израиля и освобождал народ Свой от тиранов, но проходило немного времени, и они опять возвращались к своему нечестию. «Они же раздражали Его упорством своим». Израильтяне возвратились на ложный путь вполне сознательно. Упорство сердца было им советчиком, и они последовали его голосу, приближая собственную погибель. «И были уничижаемы за беззаконие свое». Все больше и больше бед обрушивалось на их головы, все сильнее и сильнее они погрязали в болоте греха и скорби. Безоружные, они укрывались в берлогах и пещерах и прятались от презревших их завоевателей. Пока Господь по милости Своей не восставил их из праха, они скорее походили на род невольников, чем на свободных людей. Если бы нам было доподлинно известно, сколько ужасов и разрушений принесли Палестине бесчисленные войны, и сколько ее жителям пришлось голодать и умирать с голоду в результате разорительных набегов, мы ужаснулись бы суровой каре, обрушившейся на их головы в наказание за грех. Очевидно, грех идолопоклонства коренился глубоко в сердце израильтян. В противном случае они не возвращались бы к нему с таким упорством, зная, к каким ужасным последствиям он приводит. Впрочем, едва ли этому стоит удивляться. Гораздо удивительней то, что человечество предпочитает грех и ад Богу и раю.

Урок, который мы как народ Божий можем почерпнуть из израильской истории, заключается в том, что мы должны смиренно ходить пред лицом Господа, а главное — хранить себя от идолов. Даруй нам, Господи, благодать, чтобы мы не вставали под одно ярмо с неверными и хранили себя от всякого греха.

44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.

44. «Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их». Господь услышал их молитвы и сжалился над ними, несмотря на все их непокорство и постыдную приверженность идолам. Какая радостная весть! Со стороны Господа было бы вполне естественно не слушать их молитв после того, как они отказались слушать Его увещания. Но отеческая любовь не позволила Ему это сделать. Вопли израильтян не могли не тронуть Его сердца. Их крики и мольбы вошли в Его сердце, и Он снова призрел на них с благоволением. Даже самый яростный гнев Господа против избранного народа длится всего лишь миг, тогда как любовь Его пылает вечным и неугасимым пламенем.

45. «И вспоминал завет Свой с ними». Завет — надежное основание для милости. Когда видимая добродетельность святых разрушена грехом, Бог руководствуется в Своих действиях заветом, который не меняется никогда. На его основании Господь возводит новое здание благодати. Милость, гарантированная заветом Божьим, непреложна, как престол Господа. «И раскаивался по множеству милости Своей». Господь удерживал руку и не наводил на Израиль уготованного бедствия. Говоря человеческим языком, Господь передумывал. Он не отдавал их на милость врагов ради сохранения Своего завета. Господь настолько полон благодати, что псалмопевец приписывает Ему не просто милость, а множество милостей. Воистину, милостям Господа нет числа, и все они собраны в завете Божьем, чтобы быть ниспосланными во благо заблудших сынов человеческих.

46. «Ты возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их». Все сердца человеческие — в руке Господа, даже язычники, и те прониклись состраданием к Израилю по воле Всевышнего. В свое время Господь нашел друзей для Иосифа, пока тот томился в Египте, ныне же Он даровал Своему плененному народу благожелателей среди язычников. В каких бы обстоятельствах мы ни находились, Господь знает, как облегчить наши скорби. Он может найти нам друзей даже среди наших бывших притеснителей и воистину сделает это, если мы будем Его народом.

47. Далее следует заключительная, пророческая молитва за всех узников и пленников. Ею вполне могли молиться те, кто был изгнан жестоким Саулом из своих домов, а также многочисленные переселенцы, которые из-за голода и прочих бедствий были вынуждены оставаться на чужбине в темный век правления судей. «Спаси нас, Господи, Боже наш». Вспомнив о завете Божьем, страждущий народ воспрянул духом и стал взывать к своему Господу о спасении. Новая надежда придала их молитвам особое дерзновение. «И собери нас от народов». Израильтяне настолько устали от безбожных народов и их неправедной жизни, что всем сердцем жаждали вернуться на родину. Им хотелось снова вкусить божественной благодати, возобновить общение с братьями, удалиться от скверны, царившей в мире, и спокойно уповать на Господа. Истинные верующие, живущие в домах нечестивых, часто желают покинуть то место, в котором их души страдают от неправедных разговоров и порочных деяний. «Дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою». Отвергнув идолов, народ Божий с великим желанием и усердием восславил имя единого Господа, приписывая все свои благословения Его неизменной верности и любви. Господь многократно спасал их ради Своего святого имени, и каждый раз они благодарили Его за оказанную милость. В прославлении единого истинного Бога заключалась их слава.

48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуйя!

48. «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века!» Милость Господа не истощается вовек, а значит, и хвала Ему должна быть неумолчной. Господь Бог Израилев благословил Свой народ, а значит, и они должны благословлять Его в ответ. «И да скажет весь народ: аминь!» Израиль не исчез с лица земли только благодаря милости Господа. Да восславит весь народ своего всемилостивейшего Творца и да вознесет Ему громогласную и единодушную хвалу! Дружные восклицания народа Божьего подобны грому. Должен ли народ славить своего Господа? Несомненно. Но даже если все народы, когда-либо жившие на земле, единодушно возгласят Господу славу и честь, они все равно не смогут возблагодарить Его в достаточной мере. Благословен тот час, в который всякая плоть узрит славу Божью и возгласит Ему хвалу. «Аллилуйя!» Восславьте Господа вместе с тем, кто пишет эти скромные комментарии и восхваляет Всевышнего всеми силами своей души.

Да будет славен вечный наш Властитель,

Наш дивный, неизменный Искупитель.

Достоин славы истинный Господь.

Пусть весь народ Его восхвалит в песне

И возвестит Того, кто всех чудесней,

Пусть величает Господа вся плоть.

Советы проповедникам

Стих 1. Если воспринимать этот стих как тему всего псалма, то мы увидим, что весь псалом представляет собой призыв к прославлению Бога.

1. Призыв обращен к особенному народу — избранному и искупленному Богом, но одновременно грешному, требующему терпения и прощенному.

2. Призыв основан на веских доводах: человек грешен и недостоин прославления; Бог благ и потому дает нам благие дары; Бог милостиво прощает нас и потому заслуживает нашей благодарности.

3. Призыв актуален всегда: история Израиля — это прообраз нашей личной истории.

Стих 2.

1. Вопрос ребром.

2. Предложение: мы должны сделать хотя бы то, что в наших силах.

3. Намерение: мы хотим в грядущих веках явить вместе с Церковью Божьей как ангелам, так и всем разумным существам великие деяния божественной благодати.

4. Вытекающий вопрос: буду ли я возвещать эти деяния?

Стих 3. Блаженство благочестивой жизни.

Стих 4.

1. Слова смирения: «Вспомни о мне, Господи». Заботясь о миллионах существ, созданных Тобой, не забудь обо мне.

2. Слова веры: избранному народу Господь оказывает особую милость. Он даровал им спасение.

3. Слова молитвы:

а) о даре спасения;

б) об общем спасении: «В благоволении к народу Твоему».

Стихи 4, 7, 45. Молитва о том, чтобы Бог не забыл раба Своего (ст. 4). Забывчивость со стороны израильтян (ст. 7). Прославление Божьей верности (ст. 45).

Стих 5.

1. Народ Божий:

а) «избранные Твои»;

б) «народ Твой»;

в) «наследие Твое».

2. Особенные благословения:

а) «благоденствие»)

б) «веселие»;

в) «хвалиться».

3. Доводы:

а) «дабы мне видеть»)

б) некогда они были подобными мне, ныне же соделай меня подобным им;

в) спасение — это все для меня;

г) народ многочисленен, я же один.

Стих 6. Каким образом дети участвуют в беззакониях своих предков? Стихи 7—8.

1. Со стороны человека — помрачение разума. Человек неблагодарен, забывчив и дерзок.

2. Со стороны Бога — полное разумение ситуации и поиск причин для милосердия. Господь помнит Свой завет. Сила божественного долготерпения.

Стихи 7—8.

1. Вызов: «Возмутились у моря, у Чермного моря».

2. Избавление: «Но Он спас их».

3. Замысел: «Ради имени Своего, дабы показать могущество Свое».

Стих 8. Спасение по благодати — явление великого могущества.

Стих 8. Почему люди спасаются?

1. Славный Спаситель: «Он спас их».

2. Особенный народ.

а) Кто они? Некогда они были безрассудны: «Отцы наши… не уразумели» (ст. 7).

б) Неблагодарный род: «Не помнили множества милостей» (ст. 7, 13, 24).

в) Дерзкое племя.

3. Причина спасения: «Он спас их ради имени Своего». Имя Божье: личность Бога, Его качества, Его природа.

4. Устранение препятствий: «Но».

Стих 9. Израиль у Чермного моря.

1. Три препятствия на пути израильтян.

а) Чермное море — препятствие не от людей, а от Бога. Чермное море — образ трудностей, посылаемых Богом всем новообращенным христианам для испытания их веры и искренности упования на Господа.

б) Воинство египтян — образ грехов, которые мы почитали мертвыми и сгинувшими.

в) Уныние в сердцах.

2. Три опоры израильтян.

а) Божье провидение.

б) Знание того, что они в завете с Богом.

в) Человек Божий Моисей. Надежда и помощь христианина — Богочеловек Иисус Христос.

3. Великий замысел Бога: посвятить их на вечное служение себе, крестив в испытаниях (1Кор.10:1—2).

Стих 9 (вторая часть). Когда Бог ведет Свой народ, всякий тернистый путь становится легким и гладким.

Стих 11 (вторая часть). Песнь о прощенных грехах.

Стихи 12—14. Вера, основанная на видении, приносит человеку временные радости, которые быстро исчезают и оставляют после себя полное неверие. В результате человек совершает еще большие грехи.

Стихи 13—15.

1. Милости забываются быстрее, чем испытания: «Но скоро забыли». Скорби мы высекаем в камне, а милости записываем на песке.

2. Мы должны ожидать Господа и уповать на Него: «Не дождались Его изволения».

3. Неумеренная страсть по тому, чего мы не имеем, вынуждает Господа лишать нас даже того, что мы имеем (ст. 14).

4. Положительный ответ на молитву может обернуться как благом, так и наказанием. «Он исполнил прошение их», но затем наказал язвой.

5. Плотские удовольствия вредят духовной жизни. Лучше иметь больное тело и здоровую душу, чем здоровое тело и больную душу. «Нищ в мире, но богат верой». Лишь немногим можно пожелать, «чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» (3 Ин.2).

Стих 14. Грех необузданных желаний.

1. Такие желания неуместны: «В пустыне».

2. Они бунт против Бога: «Искусили Бога».

3. Они насмешка над полученными милостями (см. предыдущие стихи).

4. Они чреваты бедами (см. следующий стих).

Стих 16. Грех зависти.

1. Бессмысленность зависти.

2. Жестокие действия, к которым приводит зависть.

3. Зависть — противоположность благодарности.

4. Зависть нападает на тех, кого ненавидит.

5. Зависть ненавистна Богу.

Стих 19. Грешник — великий изобретатель.

Стихи 19—22.

1. Грех.

а) Идолопоклонство. Израильтяне не просто забыли Бога и не просто отреклись от Него, а заменили Его золотым тельцом.

б) Идолопоклонство израильтян приняло самую тяжкую форму: променяли славу Бога на изображение вола.

в) Они впали в идолопоклонство египтян, от которого Израиль много пострадал, но был избавлен Господом.

г) Они впали в идолопоклонство после множества чудесных Божьих избавлений.

2. Воспоминание о грехе:

а) для смирения. Таков был грех отцов;

б) для самоосуждения. Мы унаследовали от них греховную природу. Наш грех — их грех.

Стих 23. Ходатайство Моисея — прообраз посреднического служения Господа. Внимательно ознакомьтесь с молитвами Моисея, записанными в Исх.32:11-14.

Стих 23.

1. Необходимость в посреднике: «Хотел истребить их».

2. Действия посредника: «Моисей… стал пред Ним».

3. Плоды посредничества: «Чтобы отвратить ярость Его» (Исх.32).

Стихи 24—26. Недовольство:

а) возникает в сердце, презревшем милости Божьи;

б) поощряется неверием;

в) проявляется во всякое время и во всяком месте;

г) делает людей глухими к голосу Бога;

д) навлекает на человека суровую кару.

Стихи 24—27.

1. Обещание покоя: «Землю желанную».

2. Отказ от покоя: «Презрели… землю желанную».

3. Причины отказа. Неверие: «Не могли войти за неверие» (Евр.3:19).

Стихи 30—31. Плоды одного благочестивого поступка: немедленное вмешательство Бога, личное благословение и благословение грядущих поколений.

Стихи 32—33.

1. Скорби даются избранному народу для испытания его веры.

2. Испытания даются для того, чтобы научиться уповать не на обстоятельства, а на Бога.

3. Бог долготерпит Свой народ больше, чем кто бы то ни был из людей.

Стих 33.

1. Что значит погрешить устами?

2. Чем вызван этот грех? «Огорчили дух его».

3. Каковы его последствия?

Стихи 34—42.

1. Чего израильтяне не сделали? Начав завоевание земли, они не довели его до конца (ст. 34).

2. Что они сделали? (ст. 35—39)

а) Вступили в общение с врагами.

б) Переняли их обычаи: «Научились делам их».

в) Стали поклоняться их богам: «Служили истуканам их».

г) Стали подражать их жестокостям (ст. 37—38).

д) Поступали хуже язычников (ст. 39), добавляя к языческим беззакониям свои собственные.

3. Что сделал Бог (ст. 40—42)?

а) Предал в руки язычников, позволил врагам притеснять их.

б) Либо мы возьмем врагов наших в плен, либо они — нас. Либо ты принесешь домой свой боевой щит, либо тебя принесут на нем.

Стих 37. Поклонение Молоху в наши дни.

1. Дети, приносимые в жертву моде, богатству и женитьбе по расчету, — среди богатых.

2. Обилие дурных примеров, пьянство и т. п. — среди бедных.

Стихи 44—45. Грех народа Божьего:

а) возбуждает гнев Божий;

б) будет наказан;

в) должен оплакиваться: «Вопль»;

г) будет милостиво прощен, а его последствия — сняты. Таковы обещания непреложного завета.

Стих 47.

1. Ревностная молитва: «Спаси нас, Господи, Боже наш».

2. Молитва веры: «Господи, Боже наш».

3. Молитва смирения: «Собери нас от народов».

4. Искренняя молитва: «Дабы славить святое имя Твое».

5. Молитва твердого упования: «Хвалиться Твоею славою».

Стих 48.

1. Бога надлежит славить как Бога Израиля.

а) Израиль как образ истинного народа Божьего.

б) Израиль как истинный народ Божий.

2. Бога надлежит славить как Бога Израилева во всех обстоятельствах: за суды точно так же, как за милости.

3. Во всякое время: «От века и до века!»

4. Всем народом: «И да скажет весь народ: аминь!»

5. В начале и в конце всякой песни: «Аллилуйя!»

Стих 48. «И да скажет весь народ: аминь!» Призыв к прославлению Бога всем миром. Все люди — должники Бога. Все согрешили. Все слышат Евангелие. Все дети Божьи спасены. Единодушная хвала не только приятна, но и способствует достижению единства в прочих вопросах.