90. Под кровом Всевышнего

Заглавие

У этого псалма нет заглавия, и мы не можем точно определить ни его автора, ни время написания. Специалисты по древнееврейским текстам утверждают, что при отсутствии имени в заглавии псалма его авторство должно приписываться автору предшествующего псалма. Если так, то автором девяностого псалма является Моисей, человек Божий. В самом тексте встречается немало слов и выражений, схожих с лексикой Второзакония, кроме того, отдельные характерные идиомы указывают на то, что автором псалма, вполне вероятно, был Моисей. Иисус Навин и Халев, следовавшие за Господом всем сердцем, были благословлены продолжительной жизнью и потому являются наглядной иллюстрацией учения данного псалма. В награду за их преданность и любовь Господь сохранил их от смерти в отличие от многих тысяч израильтян, умерших в пустыне. Очевидно, что Моисей вполне мог написать этот псалом, хотя я не стал бы превращать это предположение в неопровержимую догму. Если же эта бесподобная песнь вышла из-под пера Давида, то я не могу согласиться с теми, кто утверждает, будто он посвятил ее прекращению кары Господней, обрушившейся на Иерусалим в наказание за проведенную Давидом перепись. Едва ли Давид мог написать: «Видеть возмездие нечестивым» после сказанного им в 2Цар.24:17: «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?» Кроме того, очень сложно объяснить отсутствие в тексте каких-либо упоминаний о принесенной на Сионе жертве. Давид, конечно, не смог бы после столь искреннего покаяния не упомянуть жертвоприношение Господу и кропление кровью.

Во всей Псалтири нет более радостного псалма, чем девяностый. Песнь течет весело и торжественно и воспевает чудеса веры высоким и грациозным слогом. Один немецкий врач сказал, что этот псалом является лучшим профилактическим средством при эпидемии холеры, и, на самом деле, он небесное лекарство против чумы и язвы. Человек, пропитанный его духом, будет бесстрашен, даже если Лондону еще раз суждено стать лазаретом и превратиться в кладбище.

Композиция

В стихах 1—2 описано блаженство праведных, в стихах 3—8 — безопасность праведных, в стихах 9—10 — прибежище праведных, в стихах 11—13 — рабы праведных, в стихах 14—16 — Покровитель праведных и Его забота.

Истолкование

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

1. «Живущий под кровом Всевышнего». Обещанное здесь благословение предназначено не для всех, а только для тех, кто пребывает в тесном общении с Богом. Все дети Божьи время от времени приходят во святилище, но не все там живут. Многие обращаются за милостью по мере нужды, заходят в скинию, когда есть необходимость, но немногие пребывают в таинственном присутствии Божьем постоянно. Кто преизобильной благодатью Божьей обрел постоянное общение с Богом, кто принял Господа в свое сердце и сам стал Его особым уделом, тот получил великую благодать, недоступную для тех, кто ходит своими путями и оскорбляет Святого Духа. В святое святых вступают только те, кто познал любовь Божью в Иисусе Христе; живут под кровом Всевышнего только те, для кого жизнь — Христос. Они проходят через разодранную надвое завесу храма и видят ковчег завета, сияющих над ним херувимов и ужасающую славу Всевышнего. На таких людях почиет Святой Дух, подобно святой Анне, они не отходят от храма. Они привратники в доме великого Царя, могучие воины, стоящие на страже вокруг ложа Соломона, непорочные души, следующие за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они избранные из избранных, «знатнейшие из трех» (1Пар.11:21) и удостоенные чести ходить с Господом в белых одеждах. Они восседают по правую руку августейшего Монарха, в чертоге которого горит таинственный свет Божьей славы, они знают, что значит вознестись со Христом и воссесть одесную Бога-Отца на небесах. Они граждане неба. Они одарены особой благодатью и потому пребывают в полной безопасности. Поклоняющиеся во внешних дворах не подозревают о том, что происходит во внутреннем святилище, а иначе они выстроились бы в очередь, желая проникнуть в присутствие Божье. Те, кто живет с Господом постоянно, знают, что им нечего страшиться, ибо Бог не допустит зла в Своем присутствии. Господь вкусил вместе с ними соль завета и поклялся хранить Своих верных рабов. «Под сенью Всемогущего покоится». Всемогущий Господь будет защищать тех, кто живет с Ним в доме Его, и они всегда будут пользоваться Его покровительством. Самым примечательным предметом в святом святых были крылья херувимов, возможно, именно они подсказали псалмопевцу эту метафору. Все, пребывающие в общении с Богом, покоятся безопасно, вдали от всякого зла, ибо распростертые крылья всемогущества и любви ограждают их от всякого вреда. Защита Божья постоянна. Верующие живут в ней. Она вседостаточна, ибо они покоятся под сенью крыл всемогущего Господа. Сила Его защитит их от вражеских нападок. Никакое прибежище не может сравниться с сенью крыл Всевышнего. Пребывающие под сенью Всемогущего пребывают с самим Богом и окружены благоволением Его, как щитом. В тени Господа мы спасемся от губительного и смертоносного зноя. Под крылами Его мы укроемся от буйных ветров. Общение с Богом — это безопасность и спокойствие. Чем ближе мы ко Всевышнему, тем больше в нас веры и упования.

2. «Говорит Господу: „прибежище мое и защита моя“». Высшая мудрость заключается в том, чтобы, узнав истину общего характера, верой приложить ее к себе. В словах «Господь является прибежищем» мало утешения, если же мы скажем, что Господь: наше прибежище, то утешению нашему не будет конца. Верующие должны говорить с Господом — наши дерзновенные молитвы приносят Богу славу и пробуждают в окружающих молитвенный дух. Человек с великим удовольствием говорит о своих сомнениях и даже кичится ими. Вот и в наши дни есть род людей, претендующих на высокую образованность и великолепное воспитание, которые гордятся тем, что могут бросить тень сомнения на все, что угодно. Вот почему все истинные христиане должны свидетельствовать о своем уповании с кротостью и дерзновением. Что бы ни говорили другие, мы скажем о Господе: «Он наше прибежище». Более того, слова наши не должны расходиться с делом, во время скорби мы должны действительно прибегать к Господу, а не искать человеческой помощи. Как птицы улетают в лесную чащу, как лисица прячется в свою нору, как всякая тварь ищет себе убежище, подвергаясь смертельной опасности, так и нам необходимо прибегать к Господу Богу, вечному Защитнику святого народа во время скорби или в момент опасности. Возрадуемся же Господу, даровавшему нам безопасность в тени крыл Своих, ибо Он не только наше прибежище, но и неприступная крепость. Ни рвы, ни решетки, ни подъемные мосты, ни стены, ни укрепления, ни башни не могут дать нам такой безопасности, какую мы обретаем в присутствии Господа Бога Саваофа. Се, Господь для нас — крепостной вал и неприступная цитадель! Все орды ада бессильны против всемогущества Господа. Земные и небесные враги лишаются своей добычи, когда Господь Бог Саваоф вступает с бой. Завидев Его, все вражеские воинства обращаются в бегство. Стены не могут сохранить нас от язвы и мора, Господь же — надежная защита от всех бед.

Псалмопевцу мало было назвать Господа прибежищем и защитой, и он добавил: «Бог мой, на Которого я уповаю!» К этому уже нечего было добавить, ибо исповедание «Бог мой» равносильно признанию Господа единственным надежным источником безопасности. Неверие в такого Бога — сознательный грех и вопиющее богохульство, и потому псалмопевец воскликнул: «На Которого я уповаю!» Живущий в неприступной крепости возлагает на нее все свои надежды. Так и живущий в Боге чувствует себя в полной безопасности, и душа его пребывает в безмятежном покое. О, если бы и мы постоянно уповали на Господа! Однажды уверовав, давайте уповать на Господа непрестанно. Он никогда не оставлял нас, зачем же нам сомневаться в Его любви? Уповать на человека — вполне естественно для падшей человеческой природы, а доверять Богу — естественная потребность его новой, духовной природы.

Когда Господь призывает нас к вере, давайте уповать на Него без ропота и сомнений. Дорогой читатель, молись о том, чтобы Бог вложил в твои уста исповедание: «На Которого я уповаю».

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,6 язвы, ходящей но мраке, заразы, опустошающей в полдень.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

3. «Он избавит тебя от сети ловца». Когда Бог защищает человека, ему не страшны коварные замыслы врагов. Мы наивны и немощны, как малые птицы, которые легко попадаются в сети ловца, но если мы живем под кровом Всевышнего, то ни один обольститель, каким бы искусным он ни был а своем коварном ремесле, не сможет нас уловить в свои тенета. «И обольститель сатана, что так искусно души уловляет», не сумеет смутить умы тех, кто удостоился чести пребывать во святилище Всевышнего. «От гибельной язвы». Дух Божий защитит нас от злых духов. Таинственный Бог оградит нас от всех тайных опасностей, бессмертный Господь убережет от всех смертельных болезней. Если мы пребываем в общении с истинным Богом, то Он избавит нас от гибельной язвы заблуждений. Если мы тесно общаемся с трижды святым Богом, то нас никогда не поразит смертельная болезнь греха. Даже от телесных недугов вера спасает того, кто видит лицо Божье постоянно, кто пребывает в блаженном покое и всегда исполняет свой долг. Вера веселит сердце человека и тем самым освобождает его от страха, который, как известно, поражает дух человека больше, нежели сама болезнь. Конечно, вера не во всех случаях спасает человека от болезни и смерти, однако, когда человек воистину живет под кровом Всевышнего, он становится бессмертным в отличие от других людей. Такая вера дается не всем — у одного веры больше, а у другого меньше. Псалмопевец говорит не обо всех верующих, а только о тех, кто пребывает в тесном и постоянном общении с Богом. Слишком многие из нас немощны в вере, слишком многие полагаются на пилюли и капли, а не на животворящего Господа. И если мы умираем от язвы, как прочие люди, то это потому, что мы творили дела, подобные их делам, и не ожидали Господа в терпении. Милость Господа, однако, состоит в том, что даже в этом случае смерть наша будет благословенной, и мы достигнем спасения души, ибо всегда пребываем с Господом. Для святых язва — вестник рая, а не вестник смерти.

4. «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Какая чудесная метафора! Если бы эти строки были написаны без водительства Святого Духа, то человек, их написавший, был бы виновен в богохульстве, ибо кто отважится применить такие слова ко всемогущему Богу? Но поскольку сам Господь по великой милости Своей дал нам этот образ, мы можем им восхищаться и утешаться. Неужели Господь сравнивает себя с птицей, у которой есть перья? Любой увидит в этом образе совершенную любовь и божественную заботу, которые привлекают нас в общение с Господом. Как несушка прячет своих птенцов под крыльями, так и Господь защищает души всех живущих в Нем. Давайте же прижиматься к Нему, как к любящей матери, всякий раз, когда мы нуждаемся в утешении и безопасности. Покоясь под крыльями Господа, мы ограждены от парящего в небе ястреба и от расставленных в поле силков.

«Щит и ограждение — истина Его». Уповающий на Господа защищен двойной броней. Он носит как щит, так и прочную кольчугу. Именно это подразумевается под еврейским словом «ограждение». Истина Господня — надежное средство против огненных стрел неверия и непробиваемая броня против вражеских секир. Выйдем же на войну в полном боевом облачении, и оно сохранит нас в пылу ожесточенной схватки. Так было и так будет всегда до тех пор, пока мы не достигнем берегов рая, но и там, среди серафимов и херувимов, мы будем облачены только в истину, ибо она щит и ограждение.

5. «Не убоишься ужасов в ночи». Мы немощные существа, подвергающиеся опасности и днем и ночью. Природа наша настолько греховна, что страх может овладеть нами в любое время. Обещание данного стиха защищает избранников небес от всякой опасности и от всякого страха. Ночь — это стихия страхов и ужасов, которые бродят вокруг нас, словно хищные звери или вампиры среди могил. Страхи превращают время блаженного отдыха в кромешный ад, и, хотя ангелы ополчаются вокруг нас и хранят нас от всякого зла, нам мерещатся демоны и прочая нечисть. Благодаря общению с Богом, однако, все ночные страхи и ужасы, навеянные тьмой, рассеиваются, словно утренний туман. Отсутствие страха — уже само по себе великое благословение, ибо душа, предвкушающая бедствие, всегда мучается от страха гораздо больше, чем от самого бедствия. Тень Всемогущего рассеивает ночную тьму. Когда мы покрыты крылами Господа, нам все равно, чьи крылья мелькают в ночной мгле.

«Стрелы, летящей днем». Коварные враги притаились в засаде и метятся из своих луков нам в самое сердце. Но мы не боимся их, ибо у нас нет для страха никаких причин. Нет такого оружия, которое могло бы поразить праведных, ибо Господь сказал: «Ни одно орудие, сделанное против Тебя, не будет успешно». Господь всегда спасает тех, кто во время опасности полагается на Его могущество. Главная мысль этого стиха состоит в том, что Господь хранит от трусливых и коварных врагов тех, кто ходит верой. Он избавляет их от хитроумных ересей и неожиданных соблазнов. Ночь так же, как и день, полна опасностей, но Господь ограждает нас от стрел более смертоносных и бесшумных, чем отравленные стрелы индейцев, если только мы берем в руки щит истины. Верующий, покойся в тени крыл Господних, и ни одна стрела не повредит тебе. Даже если они ранят тебя, лук твой останется крепким и надежным. Даже когда сатана опустошит свой колчан, ты будешь целым и невредимым. Ты соберешь обломки его огненных стрел как трофеи великой победы истинного и всемогущего Бога.

6. «Язвы, ходящей во мраке». Неизлечимая болезнь, жуткая и необъяснимая, шествует победоносно и незримо. Она разит людей невидимым оружием, точно коварный враг, притаившийся в ночи, но живущие с Богом не страшатся ее. Нет ничего ужасней, чем коварный замысел убийцы, ибо он может осуществить его в любую минуту. Так же ужасна и широкомасштабная эпидемия, ибо никто не может гарантировать себе безопасность от нее, пока находится в зараженном городе. Болезнь заходит в дом непрошенным гостем, и одно ее дыхание смертоносно. И все же души тех, кто пребывает с Господом, свободны от всякого страха даже посреди зачумленных мест. «Заразы, опустошающей в полдень». Посреди голода, кровавой бойни, землетрясений и ураганов человек, уповающий на милость Божью и пребывающий в тени крыл Господних, надежно защищен от всякого зла и благословен великим покоем. Пусть другие проводят свои дни в страхе, человек Божий день и ночь пребывает с Господом и потому находится в священном покое. Покой его не зависит ни от времени года, ни от времени суток, ни от чистоты атмосферы, ни от защищенности его страны. Язва не страшна тому, кто является истинным сыном Всевышнего. Зараза не нанесет ему никакого вреда. Язва ходит ночью, а сын Божий обитает во свете. Зараза опустошает в полдень, а сын Божий купается в лучах иного Солнца, несущего жизнь и обновление. Обратите внимание, что слова «не убоишься» произнес сам Господь. Тем самым Он клятвенно пообещал даровать безопасность тем, кто покоится в тени Его крыл. Более того, Он пообещал дать им не только безопасность, но и блаженный покой. Зло, со всех сторон окружающее сыновей Божьих, не только не причинит им вреда, но даже не напугает их, ибо Господь защищает их.

Могучие крылья Господь распростер,

Ведь враг наш коварен, лукав и хитер,

И истиной нас, как щитом, оградил,

И крепкой бронею нас всех одарил,

От страхов избавил, от ужасов спас.

Ни язва, ни мор не страшны нам сейчас.

7. «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя». Даже если эпидемия будет настолько губительной, что лишит жизни огромное количество людей, благочестивый муж, пребывающий в общении с Господом, избежит общей участи. «Но к тебе не приблизится». Пагуба подойдет к нему достаточно близко, но не так близко, чтобы нанести вред. Как огонь уничтожает все вокруг, так и пагуба поглотит всех и вся, а тебя обойдет стороной. Все это более чем справедливо в отношении нравственного зла, ереси и вероотступничества. Человек Божий огражден от этой заразы, даже когда ею заражено все общество. Когда в моду входит ложь, он твердо хранит истину. Когда номинальные христиане утопают в разврате, Церковь лежит в руинах, а учение пребывает в упадке, истинный верующий обновляется в силе и сохраняет свое душевное здоровье посреди всеобщего разложения. В определенной мере все это можно отнести и на счет физического зла. Когда Господь навел на Египет казни, Израиль находился под Его защитой. Воинство Сеннахирима было разбито наголову, а Иерусалиму Бог даровал жизнь.

8. «Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым». В этом деянии явится как справедливость, так и милость Господня. Первую Господь явит в истреблении нечестивых, вторую — в спасении верующих. Отчасти это обещание было исполнено в Иисусе Навине и Халеве. Проповедники-пуритане, вышедшие из своих домов во время эпидемии чумы в Лондоне, чтобы возвестить развращенному роду, претерпевающему кару Господню, милость и суд Божий, должно быть, находились под впечатлением от этого великолепного стиха. Зрелище суда Господня смягчает сердце, внушает благоговейный страх, пробуждает благодарность и вызывает в сердце глубокое восхищение. Никто из нас не хотел бы по доброй воле смотреть на возмездие нечестивым, но если бы мы увидели его, то, вполне вероятно, стали бы лучшими из людей. Если мы будем внимательно следить за путями Божьего провидения, то непременно увидим множество поучительных примеров Его суда. По одному случаю трудно судить об общей картине. Если же человек внимательно следит за деяниями Господа в этом мире, то он непременно сохранит в памяти множество примеров божественного отмщения. Соединив их все вместе, он сможет составить правильное мнение о справедливости Господа, и поймет, что над миром есть праведный Судья, который рано или поздно призовет нечестивых к ответу. На это нельзя закрывать глаза.

9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

9—10. Прежде чем продолжить свое истолкование, мне очень хотелось бы рассказать вам о событиях моей жизни, наглядно иллюстрирующих способность этих стихов утешать сердце человека, при условии, конечно, что Святой Дух производит в нем Свое благотворное действие. После моего переезда в Лондон не прошло и двенадцати месяцев, как в 1854 году в нашем районе города вспыхнула эпидемия азиатской холеры. Многие члены нашего прихода заболели и лежали в постели при смерти. Меня вызывали к больным постоянно, и почти каждый день мне приходилось бывать на кладбище. С юношеским запалом я предал себя делу посещения больных и утешал людей самых разных чинов, рангов и даже религий. Через какое-то время я почувствовал, что во мне накопилось физическое и духовное истощение. Мои друзья умирали один за другим, и мне уже начинало казаться, что и меня ждет та же участь. Еще немного напряженной работы, еще немного скорби, и я сойду в могилу так же, как все остальные. Я чувствовал, что эта ноша мне не по плечу, что она меня убивает. Однако Бог незримо вел меня Своими путями. Однажды в разбитом состоянии я возвращался домой с похорон, и мое внимание привлекла надпись, приклеенная к витрине мастерской сапожника. Торговые объявления меня не интересовали, но то, что я прочел, не имело никакого отношения к торговле. Красивым подчерком на ней были выведены следующие слова: «Ибо ты сказал: „Господьупование мое“; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему». Воздействие этих слов на состояние моего духа было молниеносным. Возгоревшаяся в сердце вера приняла эти слова за истину, и я почувствовал себя бессмертным, могучим и неуязвимым. Я продолжил свои посещения со спокойным и безмятежным духом, не испытывая ни малейшего страха, и Господь действительно оградил меня от всякого вреда. Я признаю, что эта спасительная надпись была помещена в витрину сапожника волей провидения, и благодарю Господа Бога моего за то, что Он чудесным образом придал мне сил.

В этих стихах псалмопевец убеждает всех, пребывающих с Богом, что жизнь их находится в полной безопасности. Верующий человек не требует награды за свою праведность, однако Бог всегда вознаграждает его веру. Делающий Бога своим прибежищем будет покоиться безопасно. Жилище того, кто пребывает с Господом, будет всегда ограждено от всякого зла. Все христиане должны сделать Господа своим прибежищем, то есть уповать на Него и покоиться в Нем, и тогда они будут спокойны и неуязвимы. Никакое зло не коснется их, и суд Божий обойдет их дома стороной. В оригинале под словом «жилище» подразумевается простой шатер — даже такого хлипкого прибежища вполне достаточно, чтобы быть в полной безопасности. Если сердце наше живет в Господе, то совершенно не важно, живем ли мы в убогом шалаше или в царских палатах. Живите в Боге, и вы будете наслаждаться обилием блага и миром. Наша надежда на спасение Божье зиждется не на собственных заслугах и не на высоком положении в обществе, а на верности и заботе Господа, ставшего нам прибежищем и утешением. В тени крыл Его мы обретаем безмятежность и блаженство.

Возлюбленный Господа надежно защищен от всякого зла. Великие несчастья и потрясения могут лишь сократить срок его земного странствования и тем самым приблизить к вечной награде. Зло для него не зло, а добро, явленное таинственным образом. Потери обогащают его, болезни исцеляют, поругание делает ему честь, смерть приближает к награде. Зло, в строгом смысле слова, не может приключиться избранному Божьему, ибо все его обстоятельства обращаются Господом во благо. Воистину блажен такой человек! Даже посреди смертоносных бурь и губительных бедствий он пребывает в полной безопасности, и жизнь Его сокрыта в деснице всемогущего Бога.

11 Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

11. «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе». Не одному ангелу-хранителю, как наивно полагают некоторые, а всем ангелам на небесах. Они телохранители высокородных наследников царского престола, им поручено охранять детей Божьих на всех их путях. Когда человеку дается задание, он становится вдвойне внимательным. Именно поэтому псалмопевец упоминает о том, что сам Бог дал ангелам задание беречь детей Его, как зеницу ока. Все воинство небесное знает о своей святой обязанности хранить от всякого зла тех, кто живет с Богом. Стоит ли удивляться тому, что рабы небесного Владыки заботятся о желанных гостях своего Господина? Мы можем быть уверены в том, что они тщательно исполнят данный им наказ, поскольку он получен от самого Господа. «Охранять тебя на всех путях твоих». Господь поручил ангелам хранить в неприкосновенности наше тело, душу и дух, и это покровительство распространяется только на наши обычные пути. Для праведного сердца, впрочем, здесь нет никаких ограничений. Оно никогда не изменяет самому себе и не сходит с избранного пути. Оно ходит путем истинным, и ангелы хранят его от всякого зла. Обратите внимание, что обещанное нам покровительство весьма обширно, ибо распространяется на все наши пути. Можем ли мы желать большего? Как ангелы могут справиться с этим заданием, остается загадкой. Никто не может с точностью сказать, сражаются ли они с демонами, ниспровергают ли коварные замыслы наших духовных врагов или не позволяют источникам болезни проникать в наш организм. Возможно, однажды мы придем в изумление, узнав о том, сколько неоценимых услуг оказал нам сонм невидимых друзей.

12. «На руках понесут тебя». Ангелы с великой радостью станут нашими служителями и понесут нас на руках, как кормилицы носят на руках новорожденных младенцев. Они будут обращаться с нами нежно, нося все наши заботы и тревоги. «Да не преткнешься о камень ногою твоею». Ты будешь огражден даже от незначительных бед. Никто не желает спотыкаться и падать, и потому со стороны Господа великая милость — поручить могучим ангелам поддерживать святых на ухабистых путях мира сего. Когда путь наш тернист и узок, ангелы хранят нас от падения по воле Господа. Большие беды часто начинаются с маленьких, и потому Господь по мудрости Своей оградил нас даже от незначительных преткновений.

13. «На аспида и василиска наступишь». Будешь шествовать победоносно, попирая вражьи силы и лукавство, повергнешь в прах дерзкого неприятеля и поразишь вероломного врага. Ноги наши обуты в сапоги, подкованные железом, и мы попираем львов и василисков. «Попирать будешь льва и дракона». Человек Божий одолеет самого могущественного и коварного из врагов. Господь защитит нас не только от преткновения, но и от змей, притаившихся у дороги. Злые силы не страшны тому, кто пребывает с Богом. Праведные окружены благословением Господним, точно невидимой стеной, и не боятся никакого зла. Ноги их касаются лютых врагов, сам сатана впивается им в пяту, но во Христе Иисусе они сокрушают голову древнего змея. Каждый истинный святой — Георгий Победоносец, укротитель львов и заклинатель змей. Он владычествует над силами зла и восклицает: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем».

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

14. Далее псалмопевец приводит слова самого Господа о Его избранном. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его». Не потому, что он того заслуживает, а потому, что со всеми своими несовершенствами он любит Бога. Вот почему не только ангелы, но и сам Господь придет ему на помощь в день скорби и спасет его. Когда сердце человека любит Бога и возлагает на Него все свои надежды, Господь видит это святое горение и окружает такого человека Своим благоволением, как щитом. Любовь к Богу — отличительный знак тех, кого Господь ограждает от всякого зла. «Защищу его, потому что он познал имя Мое». Он познал Бога и Его совершенства, стал полагаться на них в повседневной жизни и в результате накопленного опыта познал Бога еще глубже. Такое опытное знание является верным признаком благодати в сердце человека, и потому Господь избавляет его от всех страхов и возводит на безопасную скалу. Только любящие Бога всем сердцем и знающие Его благость на собственном опыте, могут пребывать с Ним в близких отношениях. Господь видит все эти качества в человеке и потому благоволит к нему. Воистину, он будет вознесен на высоту небес. Все мы должны жаждать подобного благословения всем сердцем. Самостоятельное восхождение на вершину мира грозит нам падением, если же Господь вознесет нас на высоту, то мы достигнем небесной славы.

15. «Воззовет ко Мне, и услышу его». Богу угодно, чтобы благочестивый человек молился, и Он ответит на все его прошения. Святые, призванные Богом, призывают Господа всем сердцем, и их благоугодные молитвы неизменно достигают небесного престола. Избранные Божьи обретают благословение не без молитвы: только в общении с Богом они получают благие дары. «С ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его». Во время испытаний наследники небес ощущают особое божественное присутствие. Господь всегда сострадает чадам Своим и всегда поддерживает их Своей могущественной десницей. Когда человек славит Бога, Бог прославляет его. Спасение Господне не делает нас ниже, чем мы есть, но, напротив, возвышает. Милосердный Господь избавляет Своих детей и облекает их славой. Сначала Бог посылает нам всепобеждающую благодать, а затем вознаграждает за нее.

16. «Долготою дней насыщу его». Тот, кто живет под кровом Всевышнего, живет долго, а если жизнь его обрывается в молодости, то он все равно чувствует, что насыщен днями сполна и может спокойно оставить бренный мир. Он покидает пир этой жизни, насытившись его яствами в полной мере, и душа его полностью удовлетворена прожитыми днями. «И явлю ему спасение Мое». В конце жизненного пути Господь являет ему всю Свою многоразличную благодать. Он вступает в небесный покой, видя перед собой свет спасения Господнего, а не тьму отчаянья.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Кров Всевышнего. Можно жить в мире, в обещанной земле, в святом граде, во внешних дворах, а можно — в святом святых — в тесном общении с милосердным Богом.

2. Спасительная сень, дарующая безопасность, мир и т. п. Подобно деревушкам в прежние времена, она примыкает к стенам царского дворца.

Стих 1.

1. Человек. Пребывает в близком, личном, тайном и непрерывном общении с Богом. Обитает в святом святых за завесой.

2. Благословение. Этот человек — гость Господа. Господь защищает, поддерживает и утешает его всю вечность.

Стихи 1—2. Четыре имени Бога.

1. Всевышний внушает нам благоговение.

2. Всемогущий дает покой.

3. Господь (Иегова) — наши прибежище и защита.

4. Бог (Эль) — наше упование.

Стих 2.

1. Кто Бог? Прибежище и защита.

2. Чей Бог? «Мой» — повторяется трижды.

Стих 2. Сила, плоды, разумность, открытость личной веры.

Стих 3. Невидимая защита от невидимых опасностей. Мудрость Божья противостоит лукавству врагов, Его любовь — жестокости, вездесущность — скрытности, жизнь — смерти.

Стих 3. Основания твердой уверенности в защите Божьей.

Стихи 3—7. Язва, паника и спокойствие (во время эпидемий).

Стихи 3, 8—9.

1. Полная безопасность святых: «Избавит» (ст. 3).

2. Сдерживание зла: «Только» (ст. 8).

3. Причины нашей безопасности: «Ибо» (ст. 9).

Стих 4.

1. Сострадание Божье.

2. Уверенность святых.

3. Броня истины.

Стихи 5—6.

1. Все люди подвержены страху:

а) постоянно, день и ночь;

б) заслуженно, «совесть всех нас делает трусами».

2. Некоторые люди избавлены от страха:

а) по причине упования на Бога;

б) по причине божественной защиты.

Стих 7. Зло приближается к святым, но не слишком близко.

Стихи 9—10.

1. Господь — наше духовное убежище.

2. Господь — хранитель наших земных домов.

3. Духовное благословение, как правило, приносит материальное благословение.

Стих 10.

1. Личное благословение.

2. Благословение дома.

3. Связь между этими благословениями.

Стихи 11—12. Исправление ошибочного толкования Библии.

1. Сатана трактует эти строки как призыв к самонадеянности.

2. Святой Дух как призыв к доверию.

Стихи 11—12. Служение ангелов:

1) поручено Богом: «Заповедует»;

2) касается нас лично: «Охранять тебя»;

3) постоянное: «На всех путях твоих»;

4) направлено на нашу защиту: «На руках понесут». Нежное обращение и действенная помощь;

5) ограничено: они не могут исполнять служение Бога, Христа, Духа Святого, служителей Божьих и нести нам духовное спасение.

Стих 12. Избавление от мелких зол весьма ценно, ибо они доставляют нам наибольшее количество неприятностей, ведут к тяжким грехам и имеют серьезные последствия.

Стих 13.

1. У всех верующих есть враги.

а) Они многочисленны: «Лев, василиск, дракон»;

б) и различны: коварны и сильны, как лев и василиск, и велики как лев и дракон.

2. В конце концов верующие одержат над ними победу: «Будешь попирать», «Бог сокрушит сатану».

Стихи 14—16. Шесть обещаний.

Стих 14. Бог воздает любовью за любовь. Его любовь проявляется в:

1) избавлении от греха, опасности, искушения;

2) защите от любого зла.

Сначала Бог любит нас без нашей ответной любви к Нему, затем Он откликается на нашу любовь Своей любовью.

Стихи 15—16.

1. Великие и драгоценные обещания:

а) ответ на молитву: «Воззовет»;

б) утешение в скорби: «С ним я в скорби»;

в) избавление: «Избавлю его»;

г) прославление после скорби: «Прославлю»;

д) долгая жизнь: «Долготою дней насыщу»;

е) спасение Божье: «Явлю ему спасение». Господь дарует нам больше, нежели мы можем думать или ожидать.

2. Кому даны эти обещания? Тому, кто взывает к Богу (ст. 15), кто познал имя Господне (ст. 14), кто возлюбил Господа (ст. 14), кто сделал Господа своим упованием (ст. 9), кто живет под кровом Всевышнего (ст. 1). Хана Мор говорил: «Проповедовать благословения, не указывая, кому они предназначены, — это все равно, что опускать в почтовый ящик письмо, не указав адресата». Даже если в письме лежит чек на значительную сумму денег, никто не знает, кто ее получатель. Все обещания Писания имеют своего адресата. Получатели божественных милостей указываются в Библии четко и неоднократно.