117. Национальный гимн

Автор и тема

«Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь „хвалите» и „славьте Господа», „ибо Он благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня». Поскольку сто семнадцатый псалом начинается и завершается вышеупомянутыми славословиями из книги Ездры, логично предположить, что настоящий гимн исполнялся всем народом и что эти величественные славословия пелись по уставу самого царя Давида, которому мы и приписываем авторство псалма. Следует также отметить, что Давид писал о самом себе — повествование ведется от первого лица. Вместе с тем не все, описанное Давидом, является его личным опытом. Псалом одновременно представляет собой пророчество о жизни Господа Иисуса Христа, что подтверждается многочисленными новозаветными ссылками. Вместе с тем нельзя сказать, что все стихи псалма так или иначе связаны с Мессией. При желании можно увидеть Христа в каждой строке, но это потребовало бы чрезмерно оригинального толкования, которое, как правило, редко бывает правильным. В попытке применить стих 17 к Спасителю («Не умру, но буду жить») некоторые экзегеты отступили от его очевидного смысла. Но Господь все же умер и прославился благодаря Своей смерти, а потому у нас нет никаких оснований искажать ясный текст Писания.

Предположительно псалом представляет собой краткое жизнеописание Давида, избранника Божьего, который волею Господа был помазан на царство. Но, несмотря на свое избрание, будущий царь Израиля столкнулся с яростным сопротивлением со стороны врагов и неприятием со стороны соотечественников. Только благодаря своей вере Давид не отказался от дарованных ему привилегий, но продолжал бороться до тех пор, пока Господь не явил силу и благость и не возвел его на престол чудесным образом. В благодарность за свое воцарение Давид отправился в дом Господень, чтобы принести жертвы и прославить своего Спасителя. Народ, собравшийся в храме, единодушно благословил царя и пожелал ему процветания и долгих лет жизни.

Хотя героем, воспеваемым в псалме, является Давид, обстоятельства его жизни до определенной степени предызображают земную жизнь Иисуса Христа, хотя, конечно, не стоит искать параллели во всех мелочах. Мнение Алекзандера, что здесь автор псалма является образом целого народа, заслуживает нашего пристального внимания. Однако, возможно, здесь говорится и об одном человеке, ибо то, что верно в отношении вождя, в большой мере верно и для его народа. То, что испытывает Глава, испытывают и остальные члены тела, а потому все, что сказано о Главе, относится и к ним. По мнению Алекзандера, избавление, упомянутое в псалме, вполне могло быть избавлением из вавилонского плена, однако, на мой взгляд, лучше не связывать эти строки с конкретными событиями истории. С моей точки зрения, псалом является скорее национальным гимном, посвященным либо воздвижению Богом национального героя, кем бы он ни был, либо воздвижению храма Божьего. Идет ли речь о спасении народа Божьего из плена рукой божественного посредника или о возложении в основание храма краеугольного камня, сочинение Давида в равной степени применимо к обоим событиям.

Композиция

В стихах 1—4 псалмопевец призывает верных славить Господа за Его неизменную милость. В стихах 5—18 он кратко описывает собственный опыт и исповедует свою веру. В стихах 19—21 он просит позволения войти в дом Божий и признает Господа своим Спасителем. А в стихах 22—27 говорится о том, что священники и весь народ признают своего вождя, прославляют за него Господа, провозглашают его благословенным и просят его принести надлежащие жертвы. Стихи 28—29 посвящены описанию того, как благодарный герой превозносит Бога, милостям которого нет конца.

Истолкование

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. 2 Да скажет ныне дом Израилев: ибо вовек милость Его.3 Да скажет ныне дом Ааронов: ибо вовек милость Его.4 Да скажут ныне боящиеся Господа: ибо вовек милость Его.

1. «Славьте Господа». Доблестный воин Израиля чувствовал, что не может восславить Господа должным образом, и призвал на помощь других. Когда наше сердце исполнено благодарности, оно желает, чтобы все уста неумолчно хвалили достопоклоняемого Господа. Весь Израиль принимал участие в возведении на престол царя Давида, а значит, весь Израиль должен был воспеть вместе с ним хвалебный гимн. Давид взошел на престол не собственной доблестью и не собственным терпением, а исключительно благодаря Господу, и потому славословить надлежало только Его одного. Всем нам надлежит воздать должное Источнику наших благословений; если мы не в силах отплатить Ему за бесчисленные благодеяния, то выразим, по крайней мере, свою благодарность. Не стоит думать, будто благо пришло к нам от посредника — оно пришло от Господа как от первоисточника всяких благ, а потому вся наша хвала принадлежит Ему одному.

Забыли ли вы о милости Господней? Ропщете ли вы на судьбу? Тогда послушайте живые фразы этого псалма и позвольте им коснуться ваших сердец. Перестаньте сетовать, оставьте тщеславие и восхвалите Господа, «ибо Он благ». Это достаточно веская причина для того, чтобы восхвалить Создателя. Благость — это одно из свойств божественной природы, а потому мы должны славить Господа всегда, вне зависимости от того, получаем ли мы от Него благословения или нет. Те, кто благодарят Господа лишь тогда, когда получают от Него благие дары, должны подняться на уровень выше и восславить Его за то, что Он благ по Своей сути. Если уж быть до конца точными, то никто не благ, кроме одного Бога. А посему благодарить Господа следует как никого другого. Люди только кажутся благими — Господь же благ на самом деле. Люди благи только до определенной степени — Бог же благ всегда и во всем. Видя грехи людские, мы должны с еще большим усердием благодарить Господа за то, что Он благ. Осознавая свои собственные беззакония, мы с благоговейным трепетом благословляем Того, кто воистину благ. Неверие в благость Божью не должно проникать в сердца наши ни на секунду. В чем бы мы ни сомневались, благость Господня не подлежит сомнению. Господь благ! Воздадим славу имени Его, даже если в настоящий момент над нами сгустились тучи.

«Ибо вовек милость Его». Милость — это часть благой природы Господа, которая к нам, грешникам, нуждающимся в прощении, имеет самое прямое отношение. Ангелы могут признать Господа благим, но они не нуждаются в Его милости и потому не могут возрадоваться ей так же, как мы. Неживая природа никогда не согрешала пред Господом и потому не в состоянии почувствовать Его милосердие. Виновное и оправданное человечество воспринимает милость Божью как основное свойство всеблагой природы Господа. Долготерпение милостивого Господа достойно наших песен, поскольку милость Его пребывает вовек, несмотря на наши грехи, испытания и страхи. Мирские радости прейдут, «земля обветшает, как одежда», а милость Божья останется неизменной. Господь миловал отцов наших, милует нас и будет миловать детей и внуков наших. Я искренне надеюсь на то, что толкователи Псалтири, воспринимающие слово «вовек» как обозначение периода времени, оставят свои домыслы ради всего святого. Впрочем, как бы они ни поступили, мы веруем в то, что милость пребывает вовек, что она бесконечна. Глядя на Иисуса Христа, совершенное воплощение милости Божьей, мы не можем не благодарить Господа за Его безмерную благость.

2. «Да скажет ныне дом Израилев: ибо вовек милость Его». Бог заключил с их отцами завет милости и любви и никогда не отступал от него. Израильтяне много согрешали в Египте, в пустыне, во времена судей. Беззакониям их не было конца. Но Господь все равно почитал их Своим народом, благословлял их пророческим словом и прощал им грехи. Он благоволил к ним, и потому наказания Его были непродолжительными, несмотря на то, что израильтяне заслуживали их в полной мере. Сердце Господа было преисполнено любви к Своему народу, и, как только те каялись в своих грехах, Он прекращал наказание. «Вовек милость Его». Эти слова стали национальным гимном израильтян и звучали очень часто. Вот почему предводитель колен Израилевых, который наконец взошел на уготованный ему Господом престол, призвал весь народ восславить вечную милость Божью. Благоуспешность царя Давида была благословением как для Израиля, так и для него самого. Если благословенный Израиль откажется петь хвалу Господу, то кто будет это делать? Если израильтяне не прославят Господа за восшествие на престол царя Давида, то камни возопиют.

3. «Да скажет ныне дом Ааронов: ибо вовек милость Его». Сынам Аароновым была отведена особая роль — предстоять перед лицом Господа. Лишь благодаря милости триединого Бога они могли спокойно находиться в присутствии Господа, который есть «огонь поядающий». Священники могли видеть неизменную милость Божью каждое утро и каждый вечер, когда заколали жертвенных агнцев. О безмерной благости Господа свидетельствовало все вокруг: и священные сосуды во святилище, и богослужения, возобновлявшиеся каждый час. Когда первосвященник входил в святое святых и Господь принимал его жертвы и молитвы, у него, как ни у кого другого, были основания хвалить Спасителя за Его безмерную милость. Если настоящий псалом посвящен воцарению Давида, то у священников были особые основания благодарить Господа, ибо Саул, предшественник Давида, в свое время умертвил множество священников и мешал отправлению предписанных Господом обрядов. Теперь на престоле Израиля восседал человек, который ради Господа высоко чтил священников, воздавал им должное и защищал их от всякого зла. Господь Иисус Христос, соделавший Свой народ царями и священниками Богу, вполне мог бы призвать их к прославлению Всевышнего, милость которого пребывает вовек. Неужели царственное священство не отзовется на Его призыв?

4. «Да скажут ныне боящиеся Господа: ибо вовек милость Его». Давид призывает всех неиудеев, которые, тем не менее, боятся и почитают Господа, хвалить своего Благодетеля непрестанно, в особенности же теперь, когда он стал царем. С какой радостью они будут это делать, зная, что на престоле Израиля восседает истинный служитель Господа! Процветание Израиля при царе Давиде стало благословением для всех истинных поклонников Иеговы. Боящиеся Господа не отрывают взора от милости Божьей, зная свою глубокую нужду в ней. Помышляя о совершенном и милостивом Господе, они ощущают истинное благоговение. «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою».

Фраза «ибо вовек милость Его» повторяется во всех трех призывах — к дому Израилева, к дому Ааронову и ко всем боящимся Господа. Нам надлежит не только веровать в милость Господа, но и возвещать ее другим. Истину нельзя замалчивать, о ней следует открыто проповедовать. Господь не хочет, чтобы народ его спокойно смотрел на то, как язычники хулят Его славное имя. Когда мы помышляем о воцарении единородного Сына Божьего, мы не можем не радоваться и не возвещать этой истины всему миру. Видя то, как отвергнутый строителями краеугольный камень снова возлагается в основание храма, мы восклицаем «Осанна!» и воспеваем Богу «Аллилуйя!».

Обратите внимание на слово «ныне» во всех трех призывах. Возвещать милость Божью лучше всего прямо сейчас, не откладывая на завтра. Восшествие на небесный престол Сына Давидова заслуживает хвалы и благодарения уже ныне, а значит, мы должны восхвалить Того, кто возвел Христа на престол Сиона. Слово «ныне» также означает «всегда». Милость Божья не иссякает вовек, а значит, и славословия не должны прекращаться вовек.

Четыре стиха, свидетельствующие о безмерной милости Божьей, обращаются к нам как четыре евангелиста, каждый из которых возвещает Благую весть в своей неповторимой манере. Они подобны «четырем Ангелам, стоящим на четырех углах земли, держащим четыре ветра земли», которые сдерживают казни последнего времени, дабы милость и долготерпение Господа к сынам человеческим продлились еще немного. Они — четыре веревки, которыми привязывали жертву к четырем рогам жертвенника, четыре трубы, возвещающие юбилейный год во всех концах земли. Остановитесь же и исповедуйте от всего сердца и во весь голос: «Ибо вовек милость Его!»

Восславим Господа благого,

Того, кто милость нам дарит.

Он исполняет Свое слово

И вечно Свой завет хранит.

5 Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.6 Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек?7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.8 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

10 Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; 11 обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; 12 окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.13 Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.14 Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.

15 Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! 16 Десница Господня высока, десница Господня творит силу! 17 Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.18 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.

5. «Из тесноты воззвал я к Господу». Или: «Из бездны скорби призвал я Господа». Псалмопевцу не оставалось ничего другого, как только молиться. Страдания его были столь велики, что он не мог делать ничего другого. Впрочем, сама возможность молиться делает человека богатым и обеспеченным. Когда наши молитвы рождаются в страданиях, они идут из глубины души и обретают у Господа особое благоволение. Вспоминать свои молитвы приятно, а рассказывать другим о том, как Господь на них ответил, еще и полезно. Какой бы скорбной ни была наша молитва, ответ на нее будет сладким и утешительным. Благочестивый муж взывал к Господу во время благоприятное, и поэтому ему было легко взывать к Нему в печали. Он молился, славословил и благодарил — так человек призывает имя Господне даже в часы великих испытаний.

Некоторые переводчики переводят слово «теснота» как «узкое ущелье». Если этот перевод верный, то с какой же радостью псалмопевец воскликнул: «И услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь!» Всевышний вывел его из теснины и бездны отчаяния на пространное место, текущее молоком и медом. Давид сказал: «И услышал меня Господь в пространном месте» — Господь вездесущ и не ограничен в передвижениях. Когда Он слышит нашу молитву, мы можем быть уверены в скором ответе. Хотя в оригинале употребляется глагол «услышал», мы понимаем, что Господь ответил на молитву псалмопевца. Он вывел его из тесноты и поставил на пространное место, Господь даровал ему свободу, чтобы тот ходил безопасно, не страшась вражеских угроз и незримых препятствий. Не сомневаюсь, что многие из нас могли бы присоединиться к исповеданию Давида. Все мы томились в темнице греха, всех нас закон сделал пленниками, но в ответ на молитву веры Господь вывел нас в свободу славы сынов Божьих, даровав нам оправдание. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Мы освобождены Господом и именем Его, так воздадим же всемилостивейшему Спасителю всю славу и честь! Мы обрели спасение не своими заслугами, усилиями или мудростью. Молитва была единственным усилием с нашей стороны, но и она — дар Божий. Господь, чья милость пребывает вовек, пришел к нам на помощь, когда мы воззвали к Нему в душевной скорби. Мы покинули свою темницу и вышли на пространное место, где смогли насладиться своим преизобильным наследием в полной мере. Какую же славную свободу даровал нам Господь! Все принадлежит нам — и время, и всякое место, — ибо Бог стал нашим уделом. В настоящее время мы странствуем по земле, а в будущем обретем небесное жилище. Можно ли представить себе более пространное место? И дом Израилев, и дом Ааронов, и все боящиеся Господа должны единым гласом хвалы возблагодарить Всевышнего, ибо Он ниспослал нам безмерную милость. Впрочем, даже если все мы как один восхвалим великого Господа, нам все равно не удастся прославить Его так, как Он того заслуживает.

6. «Господь за меня». Некогда справедливый и праведный Господь был моим врагом, но теперь, когда между нами мир, Он всегда защищает меня. Давид всем сердцем радовался помощи Божьей. Всевышний оставался его верным защитником и ходатаем, даже когда он был отвержен людьми. Все личные обстоятельства псалмопевца так или иначе служили осуществлению милостивых замыслов Господа о Давиде. Слова «за меня» могут также означать просто «ко мне» или «мне». Господь принадлежит мне. Воистину, я обрел несметное сокровище! Кто не благодарит Господа за столь великий дар, тот безмерно глуп.

«Не устрашусь». Заметьте: псалмопевец не говорит, что никогда не будет страдать; он говорит, что не будет бояться страданий. Милость Божья столь велика, что, по сравнению с ней, человеческая ненависть кажется чем-то незначительным. Давиду нечего было бояться; он был спокоен и чувствовал себя в безопасности, хотя и был окружен врагами со всех сторон. Святые должны уповать на Господа так же, как Давид, поскольку для них Господь является защитником.

«Что сделает мне человек?» Человек не может сделать нам ничего, что не было бы допущено Господом. Худшее, что он может сделать, это убить наше тело. Когда Бог решает возвести на престол Своего помазанника, ничто и никто не в силах воспрепятствовать Его решению. Совет Господень стоит вовек, и определения Его непоколебимы. Намерения Его исполняются в срок, и никто не может им помешать. Саул искал смерти Давида, но тот пережил его и воссел на его престоле. Книжники, фарисеи и священники объединились в противостоянии Помазаннику Божьему, но Он вознесся в славе, вопреки ненависти врагов. Сила противостоящего Господу обращается в немощь. Великие мира сего становятся ничтожными червями, когда противятся воле Всевышнего. А потому нет никаких причин бояться жалких и ничтожных существ, противоставших всемогущему Господу. Псалмопевец рассуждает как бесстрашный воин, бросающий вызов вооруженному до зубов человечеству. Доблестный рыцарь без страха и упрека вызывает на бой всех своих врагов, зная, что Господь благоволит к нему.

7. «Господь мне помощник». Господь снизошел до того, чтобы стать союзником благочестивого Давида и его товарищей. Он не мог просто смотреть на буйство врагов и решил вступить с ними в бой. Как утешительно знать, что Господь всегда поборает за нас и что Он не просто посылает нам на помощь друзей, но и сам вступает в бой, будучи нашим защитником. Господь выходит на поле брани и сражается с нашими врагами. Без сомнения, Давид помнил и о других своих помощниках. В 1Пар.11—12 приводится длинный список «храбрых Давида». Это учит нас не пренебрегать теми, кто воюет на нашей стороне, и не забывать их заслуг. Впрочем, основной нашей надеждой и защитой должен оставаться Господь Бог. Без Него даже самые сильные союзники терпят поражение, без Его помощи всякая человеческая помощь суетна. Но когда милостивый Иегова поддерживает и укрепляет тех, кто подвизается на нашей стороне, они становятся поистине могущественными союзниками.

«Буду смотреть на врагов моих». Псалмопевец как бы сказал: «Буду смотреть в лицо врагам своим и не устрашусь. Всякая вражда против меня будет прекращена. Буду смотреть на них сверху вниз, они же не восторжествуют надо мной. Я увижу их поражение собственными глазами». Господь Иисус также смотрит на Своих врагов сверху вниз, ибо сказано: «Враги Его будут положены в подножие ног Его». Господь победоносно воззрит на врагов Своих, когда явится судить небо и землю. Враги Его не смогут выдержать на себе испытующего взора и обратятся в бегство.

8. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека». И тому есть несколько причин. Прежде всего, так велит мудрость. Ведь у Бога больше возможностей помочь нам, чем у любого из смертных. Таким образом, само благоразумие велит нам уповать на Господа более, нежели на человека. Кроме того, это лучше с нравственной точки зрения — творение обязано надеяться на своего Творца. Бог достоин доверия Своих созданий и потому требует от них упования. Полагаться не на Бога, а на кого-то другого, — значит наносить оскорбление Господу, верно хранящему Свой завет. Уповая на человека, мы лишаемся твердой почвы под ногами, а в руках Господа пребываем в безопасности. И, наконец, человек, уповающий на Господа, становится более зрелым. Упование на немощную плоть делает нас ничтожными и пресмыкающимися червями, полностью зависимыми от чьих-то капризов. Упование на Бога, наоборот, производит в нас спокойствие духа и очищает душу. Таким образом, уповать на Господа гораздо лучше, нежели на человека, поскольку человек всегда может подвести нас из-за недостатка способностей, великодушия, любви или по обыкновенной забывчивости. Господь же «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем». Этот стих написан теми, кто на собственном печальном опыте познал, что такое упование на человека, упование на «надломленную трость». Когда трость не смогла выдержать их скорбей, они обратились к Господу и с радостью обнаружили, что Он вполне способен вынести тяжкий груз жизненных перипетий.

9. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». По идее, князья должны быть самыми великодушными и самыми достойными доверия людьми. Слово, сказанное князем, не должно вызывать никаких сомнений. Но хотя князья и принадлежат к высшему свету и обладают большой властью, слово их так же ненадежно, как слово простого смертного. Увы, человеку нельзя доверять, одет ли он в золоченый кафтан или в ветошь. Князья — это обыкновенные люди, но даже лучшие из людей — всего лишь жалкие и ничтожные существа. Они не могут нам помочь ни в болезни, ни в печали, ни в смерти. Они не в состоянии даровать нам ни спасение, ни вечную жизнь. На небесах протекция князя — ничто. Ни ад, ни рай не испытывают благоговения перед знатью. Слово князей ненадежно, и этот факт могли бы засвидетельствовать тысячи обманутых. Помните поэтическое переложение предсмертных слов Уолси?

О, как ничтожен человек, что уповает

На слово жалкое из уст земных князей.

Меж той улыбкою, что он так сильно жаждет,

И гибелью суровой больше бедствий,

Чем в женщинах и войнах всех вместилось,

Падение ж его подобно будет

Бесславному паденью Люцифера,

Которому отказано в надежде.

И все же сколько людей пало жертвой этой предательской улыбки! Ради того чтобы сохранить свое положение при дворе, люди идут на компромисс с совестью и преступают любые нравственные законы. Как часто мы предпочитаем порочную власть сластолюбивых монархов мужественности простого раба! Впрочем, уповающие на Господа, на великого Царя, более чем кто-либо другой, способны подняться до вершин благородства. Чем больше мы уповаем на Господа, тем в большей свободе мы живем. Подлый льстец, пресмыкающийся у ног владыки, не достоин даже праха, по которому ходит. По этой и по множеству других причин «лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей».

10. «Все народы окружили меня». Псалмопевцу не на кого было надеяться. Со всех сторон его окружали враги, и он чувствовал себя как олень, загнанный в угол. Кто способен выдержать гнев всех народов? Враги как будто сговорились между собой и восстали на него одновременно. Давид, однако, был готов к встрече с ними, ибо уповал на Господа.

Он с радостью принял бой и, смело разя врага, воскликнул: «Но именем Господним я низложил их». Или: «рассек их на куски». Они замыслили уничтожить Давида, но он был уверен в своей победе. Они хотели истребить его род, но Давид не сомневался в том, что прославит не только свое имя, но и имя Господа. Сохранять самообладание в пылу битвы очень сложно, особенно если бой идет не на жизнь, а на смерть; Давид же был спокоен, как если бы вокруг него стояла полнейшая тишина. Наполеон заявлял, что Бог всегда на стороне тех, чье войско многочисленней. Доблестный воин и поэт Израиля обнаружил, что Господь Бог Саваоф подвизается на стороне одного-единственного воина и ради славы Своего имени низлагает всех его врагов. В последнем стихе чувствуется некоторая самонадеянность, однако в свете упования на Господа она кажется весьма незначительной. Псалмопевец лишь признает собственную индивидуальность и начинает предпринимать активные действия, не уповая на чудо безо всякого участия со своей стороны. Давид храбро взял меч и вступил в бой с врагом, чтобы стать орудием в руках Господа-избавителя. Все это он совершил во имя Господа, но не стал складывать с себя ответственность за участие в борьбе и воскликнул: «Я низложил их!» Он не просто избежал конфликта, как птица, выпорхнувшая из сети ловца, но дал клятву вторгнуться в стан врага и поразить его так, чтобы он уже никогда не поднялся с колен.

11. «Обступили меня, окружили меня». Недавние сражения были столь свежи в памяти Давида, что он писал о своих врагах так, будто бы они до сих пор были живы. Перед нашими глазами возникают образы огромного войска, приготовившегося для нанесения удара. Враги окружили Давида двойным кольцом и отрезали ему путь к отступлению. Детали этой ужасной картины четко отпечатались в памяти псалмопевца. Впрочем, теперь он вспоминал об этом с удовольствием и всем сердцем превозносил милостивого Господа, укрепившего его на брань и даровавшего ему способность поразить войско и взойти на стену.

«Но именем Господним я низложил их». Давид не сомневался в том, что покорит их своей воле. Он будет попирать их ногами и сокрушит их силу. Он был так же уверен в своей победе, как в том, что оказался в окружении. Вокруг Давида сомкнулось плотное кольцо врага, но он знал, что победа его близка. Как утешительно слышать такие слова из уст того, кто не кичится собственным могуществом, а всем сердцем уповает на Бога!

12. «Окружили меня, как пчелы». Враги налетели на Давида подобно рою диких пчел, они атаковали его со всех сторон, ловко уходя от ответных ударов, жаля и причиняя ужасную боль. Их целью было сбить Давида с толку. Какое оружие способно отразить подобную атаку? Враги были многочисленны, надменны, отчаянны, настойчивы, но вместе с тем омерзительны и ничтожны. Впрочем, они казались неуязвимыми и могущественными и совладать с ними было не так-то просто. Подобно песьим мухам, налетевшим на Египет, они казались неодолимыми. Укус их был смертелен, уста их были исполнены злобы, гнусных намеков и подлой лжи. Оказавшись в сложном положении, Давид, однако, не потерял свою веру, зная, что вера может укрепить человека в любых обстоятельствах. Ею мы изгоняем бесов и останавливаем диких пчел. Если вера способна преодолеть смерть, то, уж конечно, она не умрет от одного пчелиного укуса.

«И угасли, как огонь в терне». Скоро яростная атака прекратилась. Пчелы лишились своих жал, и их жужжание умолкло. Народы, окружившие Давида, потерпели бесславное поражение, уподобившись терну, возгорающемуся на краткий миг и быстро превращающемуся в горсть пепла. Они воспылали злобой, но скоро остыли. Нападение их началось внезапно, но и закончилось не менее внезапно. Давиду не пришлось даже добивать своих врагов: они угасли, как огонь в терне. И тогда он в третий раз воскликнул: «Именем Господним я низложил их». Или: «Именем Господним я разрубил их на куски», подобно тому как человек разрубает терн и бросает его в огонь. Какие великие чудеса совершаются во имя Господне! Заслышав боевой клич веры, враги обращаются в бегство. «Меч Господа и Гедеона» разит врагов одним ударом. Имя Господне — единственный меч, который никогда не треснет в бою. Владеющий этим мечом погонит тысячу. К сожалению, мы слишком часто воюем в свое собственное имя, и враг надменно вопрошает: «Кто ты такой?» Никогда не выходите на бой с врагом, пока вы не облачились в непробиваемую броню веры. Если бы мы знали имя Господне и полагались на него, жизнь наша была бы исполнена добрых плодов и великих свершений.

Нет имени выше, чем имя Христа,

Пред Ним все народы смирятся.

Величье Его признают уста,

И демоны вспять обратятся.

13. «Сильно толкнули меня». Из этого стиха мы узнаем, что враги собрали в кулак все свои силы, чтобы сбить с ног благочестивого мужа. Их оружие наносило Давиду укол за уколом, подобно тому как пчелы жалят свою жертву. Сердца их пылали яростью; злодеи были полны решимости довести свое дело до конца. Нельзя сказать, чтобы их усилия были полностью безуспешны: они наносили раны благочестивому мужу и получали их сами. Все это в полной мере относится к сынам Божьим, которые постоянно подвергаются ударам сатаны, мира, искушений и испытаний. Меч пронзает их тело и оставляет шрам. «Чтобы я упал». Такова была цель его врагов. Они хотели сбить его с ног, ранить его так, чтобы он не смог подняться, заставить его отречься от благочестия и отступить от веры. Успех наших врагов полностью зависит от того, достигнут ли они этих целей. Если мы впадем в грех, они обрадуются гораздо больше, чем если бы им представилась реальная возможность пустить нам пулю в лоб. Нравственная смерть гораздо страшнее физической. Если только им удастся обесчестить нас и нашего Бога, победа их будет полной. «Лучше смерть, чем отречение от веры» — таков девиз одного из благороднейших семейств Англии. Он должен быть и нашим девизом. Враги окружают нас для того, чтобы мы упали. Они впускают в нас свой яд, чтобы нам передался их грех.

«Но Господь поддержал меня». Какое благословенное слово! Как утешительны слова псалмопевца! Никто не мог справиться с неистовством народов, никто не мог противостать врагам, налетевшим словно туча диких пчел. Но когда Господь вмешался в бой, Давид укрепился силой свыше и низложил своих ненавистников. Воистину, многие из нас могли бы, вспоминая прошлый опыт, сказать вслед за псалмопевцем: «Но Господь поддержал меня». На меня напали бесчисленные сомнения и страхи, но Господь поддержал меня. Сатана навязывал мне свои лживые мысли и толкал меня к неверию, но Господь поддержал меня. Бессчетные испытания, к которым прибавились жестокие нападки врагов, лишили меня способности трезво мыслить, но Господь поддержал меня. Когда мы благополучно перейдем через воды Иордана, из уст наших изольется радостная песнь: «Изнемогали плоть моя и сердце мое; воды Иордана, как злобные враги, грозили поглотить меня, но Господь поддержал меня. Благословенно имя Его!»

14. «Господьсила моя и песнь». Он сила моя в бою и песнь в моменты затишья. Он сила моя в схватке с сильными и песнь, воспеваемая над поверженным врагом. Вместо того чтобы хвалиться своими победами, Давид воздал всю славу Господу. Эта песнь не о его победах. Песнь его звучит во славу божественного Воина, во славу Господа, чья могущественная мышца доставила Ему победу.

«Он соделался моим спасением». Воин и певец Израиля не сомневался в своем спасении. Заметьте, что он не просто воздал Господу славу за это великое чудо, а назвал Его самого своим спасением. Тем самым он показал, что его судьба полностью зависит от Господа. Избавление Давида от всех напастей было делом рук Господних. Так и искупленные Господом восклицают: «У Господа спасение!» Мы не станем мириться с учением, возлагающим лавровый венец на головы самозванцев и тем самым лишающим великого Царя принадлежащей Ему славы. Победа дарована нам Господом! Все благословения во Христе Иисусе ниспосланы нам всеблагим Богом, а потому все наши славословия должны восславлять Его имя. Какая радость, что мы можем время от времени называть Бога своей силой, песнью и спасением, ведь Он всякий день дарует нам крепость! Впрочем, бывает и так, что народ Божий не верит в свое спасение и не может петь. Среди нас много спасенных, но иногда мы ослабеваем в схватке с врагом и не можем петь. Но когда Господь укрепляет нас и мы снова обретаем веру в свое спасение, песнь наша становится искренней и громогласной.

15. «Глас радости и спасения в жилищах праведников». Они возрадовались о вознесении и славе своего вождя, ибо в жилища их пришел мир. Они ликовали оттого, что наконец-то на престол Израиля взошел истинный царь, который во имя Господа защитит их от всех врагов. Когда в жилища праведных приходит радость, они должны сделать все возможное, чтобы выразить свои восторженные чувства вслух. Жилище праведных должно быть храмом, в котором звучат радостные славословия. Прославлять праведного Господа есть праведное деяние со стороны праведных, поскольку Бог соделался их праведностью. Воин Израиля знал, что в жилищах нечестивых звучат сетования и глас печали по поводу крушения всех их надежд. Но ему было приятно помышлять о том, что, наконец, народ, за который он так долго сражался, возрадовался Божьему спасению. Герой из героев, божественный Спаситель, восшедший на небеса и пленивший плен, дает Своему народу предостаточно причин для непрестанного восхваления Господа. А потому в домах праведных не должно быть ни одного человека, чьи уста не славили бы Всевышнего. Получив спасение, возрадуемся в нем и воздадим славу Господу гласом хвалы.

Прислушайтесь еще раз к песням, звучащим в жилищах праведных: «Десница Господня творит силу!» Всемогущий Господь явил Свою силу, даровал победу помазаннику Своему и низложил всех его врагов. «Господь муж брани, Иегова имя Ему». Горе всякому, кто встанет у Него на пути, каким бы могущественным противником он ни был.

16. «Десница Господня высока». Высоко занесена над головой трепещущих врагов или высока в глазах народа Божьего, превозносящего ее силу. Это правая рука Господа, рука Его силы и могущества, которая неизменно защищает избранный народ. Высока десница Господня; все уповающие на нее будут вознесены, а противящиеся — повержены в прах.

«Десница Господня творит силу!» Псалмопевец поклонялся триединому Богу, сердце его было исполнено страсти, и он трижды повторяет одну и ту же мысль, соответственно трем лицам Божества. Могущество десницы Божьей было его любимой темой. Слова, сказанные им во славу Господа, казались ему недостаточными, и он попытался прибавить своей речи яркости и образности. После рассуждений об окруживших его врагах, которые доставили ему немало страданий и скорбей, он перешел к рассуждениям о могущественной деснице Божьей, поскольку ощущал ее славное присутствие. Как же редка такая вера! Как часто люди забывают о милости Божьей и помнят исключительно свои страдания!

17. «Не умру, но буду жить». Враги надеялись на то, что Давид умрет, да и сам он, вероятно, боялся этого. Возможно, кто-то пустил слух о его смерти, и эти вести быстро разнеслись по всему Израилю. Те, кто распускает толки, готовы подхватить любую молву и с жадностью слушают худые вести. Сплетни врагов, несомненно, доставили Давиду немало горя, однако он поспешил их опровергнуть, заявив, что жив и, более того, уверен, что губителям не удастся свести его в могилу. Он выразил твердую уверенность в том, что ни одна стрела не пробьет его боевые доспехи, ни одно оружие не пронзит ему грудь. Время его еще не пришло. Он чувствовал, что в сердце его звучит ритм бессмертия. Даже если в этот момент он был болен, Бог даровал ему чувство, что болезнь эта будет не к смерти, а к славе Божьей. Так или иначе, он был уверен в том, что его не ожидает близкая смерть и что врагам не восторжествовать над ним. Ведь от его благоуспешности зависела слава имени Господнего и процветание израильского народа.

У Давида было чувство, что он не умрет, и он посвятил себя высокой цели: свидетельствовать о верности Господа «и возвещать дела Господни». Всякий день он славословил Господа, перечисляя Его великие деяния на благо святого народа. Настоящий псалом посвящен именно этому: размышлениям о величии и могуществе Иеговы и прославлению доблестного Воина Израиля. Пока в наших устах есть свидетельство о Господе, мы можем быть уверены, что смерть не придет за нами в ближайшее время. Пророки Божьи переживут голод, войну, болезни и гонения и не умрут, пока не возвестят все пророчества, вверенные им Господом. Пока не совершилась последняя жертва, священники пребудут в безопасности и не отойдут от алтаря. Ни одна пуля не пронзит наше сердце, пока мы не совершим свою миссию.

Пусть смерть и ад вокруг нас летают

Служители Божьи не умирают.

Ни меч не страшен нам, ни стрела,

Пока Господь не скажет: «Пора».

18. «Строго наказал меня Господь». Так верующее сердце интерпретирует стих: «Сильно толкнули меня». Нападки врагов — это наказание от Господа. Иов пострадал от руки дьявола, однако в действительности его страдания были наказанием от Господа. «Наказывая, Господь очистил меня», — писал один из наших поэтов. Господь обрушил на Давида Свой жезл, чтобы тот ощутил всю его тяжесть. Иногда складывается ощущение, что Господь больше всего поражает тех, кого любит; самые тяжкие испытания, как правило, выпадают на долю тех, кто служит Господу от всего сердца. Чем красивей роза, тем тщательней садовник ее подрезает. Наказания помогают благочестивым верующим не впадать в грех гордыни, делают их характер мягким и готовят их к новым благословениям.

«Но смерти не предал меня». Как и стих 13, это предложение начинается союзом «но» и звучит поистине спасительно. Псалмопевец чувствовал, что скорби вот-вот лишат его жизни, но опасения его не оправдались. Господь никогда не наказывает Своих детей до смерти. По закону израильтянин мог получить только сорок ударов, не более. Господь никогда не допустит, чтобы сын Его умер от побоев. Наказал меня Господь, но смерти не предал. Суть наказаний в очищении, а не в смерти. Нечестивцы погибают от ударов Божьего жезла, а благочестивый Езекия мог сказать о наказании Господнем: «Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа». Благословенно имя Господа: Он строго наказал нас, но не осудил на смерть. Мы знаем, что такое жезл наказующий, но не ведаем, что такое меч, лишающий жизни. Господь никогда не предаст нас смерти. Мы не должны сомневаться в этом, когда на нас обрушивается Его жезл, ибо если бы Господь хотел отвергнуть нас, то не стал бы наказывать как сыновей. Как бы тяжелы ни были испытания, посылаемые Господом, было бы гораздо хуже, если бы Господь сказал: «Он идолопоклонник, оставьте его». Но благодарение Богу, мы можем находить утешение даже в скорби. В саду, где Господь посеял печаль и страдания, мы можем собирать благоухающие цветы. Как утешительно знать, что мы наказываемся Господом потому, что Он относится к нам как к законным сыновьям. Зная об этом, мы можем успокаивать душу свою тем, что мы приобщаемся к общей доле всех сынов Божьих.

Благословенный герой Израиля возносит Господу хвалебный гимн, прославляя Его за полученное исцеление и избавление от свирепых врагов. Он призывает весь Израиль, и в первую очередь священство, присоединиться к Его торжественному гимну хвалы.

19 Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.20 Вот врата Господа; праведные войдут в них.21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.

19. «Отворите мне врата правды». Наконец, благодарный воин доходит до ворот храма и просит разрешения войти внутрь. Он спрашивает разрешения войти, поскольку не желает вступать во святые дворы без позволения Господа. Храм Божий существует для праведных, чтобы они входили в него и приносили праведные жертвы. Вот почему псалмопевец употребил фразу «врата правды». В стенах храма совершались праведные деяния, а во дворах храма звучало праведное учение. Кроме того, врата могут быть символом державы или империи, как, например, о столице Турции говорят: «Великие врата». Псалмопевец хотел войти во врата правды, в чертоги великого Царя, который справедлив и праведен во всем.

«Войду в них, прославлю Господа». Да откроются врата и да войдут через них искренние поклонники Господа, дабы в истинном духе восхвалить Бога всевышнего. К сожалению, в мире немало людей, которым совершенно все равно, открыты врата дома Божьего или закрыты. Хотя врата открыты всегда, они не желают входить в них. Им и в голову не приходит, что они должны славить Господа. Увы, придет день, когда врата небес затворятся на их глазах, ибо Господь сказал, что ничто нечистое никогда не вступит в Его обитель. Господь наш Иисус Христос мог бы хвалить Отца втайне, и несомненно делал это не раз, но вместе с тем Он считал необходимым засвидетельствовать Свою благодарность и перед большим собранием. Пренебрегающие публичными богослужениями, как правило, не молятся и не славословят и дома. Славящие Бога в своих собственных воротах, как правило, готовы славословить Его и во вратах храма. Очевидно, герой Израиля был серьезно болен. Подобно Езекии, он воскликнул: «Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем». Когда Господь посылает нам милость на глазах у всего народа, мы должны славословить Его во всеуслышание. Такое поклонение угодно Богу и спасительно для окружающих.

20. «Вот врата Господа; праведные войдут в них». Псалмопевец настолько любил дом Господень, что восхищался даже его вратами. Входя через эти врата, он остановился, чтобы излить свои восторженные чувства. Он любил их потому, что это были врата Господа, врата правды. Через них в дом Божий входило огромное количество праведных, а в будущие века в них войдет бесчисленный сонм святых. Если для верующих столь вожделенны врата дома Божьего на земле, то сколько же радости испытают они, когда вступят в жемчужные врата небес, открытые только для правых сердцем! Господь Иисус Христос не только вошел этими вратами, но и широко распахнул их для тех, кто стал праведен благодаря Его праведности. Все облекшиеся в праведность Христову войдут в них, какие бы препятствия ни стояли у них на пути. Эти врата — сам Господь, и все праведные с радостью входят в обитель Божью через Него. Господь — живой путь к Богу. Всем нам надлежит войти этими вратами, если мы желаем восславить Господа. Тот, кто жаждет прославить Всевышнего, должен прийти к Нему через Иисуса Христа — никто из приходящих к Нему не перелазит через ограду, как вор и разбойник. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Благословен Иисус Христос, врата правды, ведущие в жизнь вечную!

21. Заметьте, что псалмопевец говорит не «Славлю Господа», а «Славлю Тебя». Давид остро ощущал Господне присутствие и потому обратился к Тому, кого знал и видел своей верой. Когда мы возносим свои славословия, сердца наши должны пребывать в близком общении с Богом. Песнь псалмопевца изливалась из глубин его сердца. «Славлю Тебя». Давид славил Господа усердно и непрестанно, ибо таково было его твердое намерение. Хвала его была спонтанной и непринужденной, и он возносил ее с радостью и по доброй воле. Славословия его изливались непрекращающимся потоком, ибо таково было решение его сердца. Давид дал Господу обет славить Его вечно и не намеревался отказываться от своих слов.

«Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением». Давид прославлял Господа, вспоминая Его благодеяния; песнь его была сплетена из воспоминаний о божественном милосердии. Он сказал, что Господь услышал его и сделался его спасением. Вот почему Давид готов был всем сердцем возносить Того, кто избавил его от лютых бед. Размышляя над божественным провидением, душа псалмопевца исполнялась любовью и ликованием. «Ты услышал меня». Всю славу за поражение своих врагов Давид приписал Господу. «Ты услышал меня и соделался моим спасением». Блаженство верующих состоит в том, чтобы пребывать в самом Господе, а не просто в Его милосердных деяниях и чудесах. Когда Бог отвечает на наши молитвы, мы чувствуем Его близость. Когда мы понимаем, что Бог нас спас, присутствие Его становится еще более ощутимым. Учитывая всю тяжесть испытаний, через которые пришлось пройти псалмопевцу, и дарованное ему Богом чудесное спасение, нет ничего удивительного в том, что сердце Давида было исполнено благодарности. Вступая во дворы храма, он вознес Господу славословия за ниспосланные ему великие милости.

22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это — от Господа, и есть дивно в очах наших.24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!25 О Господи, спаси же! О Господи, споспешествуй же!26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.27 Бог — Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.

Этот отрывок состоит из высказываний народа и национального героя.

22. «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Верующие славили Господа за то, что Он, наконец, воздвиг Своего избранника и поставил его на уготованное ему служение. Мудрый царь и доблестный вождь — это основание, на котором зиждется благосостояние народа. Хотя Давид был отвергнут официальной властью, Бог даровал ему высокое и привилегированное положение, позволив ему принести пользу всему народу. Давид стал своего рода краеугольным камнем Израиля. Мы знаем и множество других людей, юность которых была омрачена гонениями и столкновениями с миром, однако к Господу нашему Иисусу Христу эти слова относятся больше, чем к кому-либо другому. Он — наш живой камень, пробный камень, избранный и драгоценный, предопределенный от века. Он был отвержен строителями-иудеями — книжниками, священниками, фарисеями и иродианами, — которые не увидели в Нем совершенного краеугольного камня и не пожелали строить на Нем свое здание. Он не укладывался в их представления о национальной церкви. Для них Он был камнем из чужой каменоломни. Он не пришелся им по вкусу, и они презрительно отвергли Его. Как писал Петр, «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла». Он был Господом вселенной, а они презрели Его славу. Бог же воскресил Его из мертвых и соделал Главою Церкви, вершиной ее славы и величия. С тех пор Господь стал «упованием всех концов земли и находящихся в море далеко». Господь Иисус разрушил преграду, разделявшую иудеев и язычников, и воздвиг из них единый величественный храм. Он — краеугольный камень, соделавший из двух одного нового человека. Как приятно размышлять об этом!

Христу во всем должно отдаваться первенство, ведь Он — краеугольный камень в доме Божьем. Существует традиция окружать возложение краеугольного камня пышным церемониалом и даже помещать в него специально отобранные драгоценности, символизирующие значимость события. Этими действиями мы как бы воздаем честь краеугольному камню и с его возложением связываем приятные воспоминания. Все то же самое в полной мере относится к нашему благословенному Господу, который есть «Пастырь и твердыня Израилева». Бог возложил сей камень на уготованное Ему место и поместил в Него все драгоценности вечного завета. Господь всегда будет оставаться краеугольным камнем, лежащим в основании наших надежд. Он всегда будет нашей славой, радостью и связующим элементом всего христианского сообщества. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». Благодаря Ему Церковь «слагается стройно» и возрастает в святой храм в Господе. И все же строители отвергли этот камень. По сей день профессиональные учителя Евангелия готовы принять любую философию, только бы не признавать Евангелие во всей его простоте, которая есть сущность Христова. Но как бы там ни было, Господь был и остается краеугольным камнем Церкви, и безумные строители, увидев торжество истины, придут в полное смятение. Отвергшие избранный Богом камень преткнутся о Него и падут в разверзшуюся под ними бездну. Второе пришествие Господа не за горами. Камень соблазна падет на головы нечестивцев с высоты небес и раздавит их своей тяжестью.

23. «Этоот Господа». Превознесенное положение Христа в Церкви не является заслугой человека. Этот краеугольный камень не был возложен строителями и служителями. Христа вознес сам Бог Отец. Коль скоро царство Христово было утверждено на земле вопреки мощному сопротивлению со стороны мудрости мира сего и безбожных властей, следует заключить, что это произошло сверхъестественным образом, и царство Христово, как в целом, так и в каждой мелочи, было принесено на землю самим Господом Богом. Любое проявление истинной веры на земле — дело рук Божьих. Каждый час существования Церкви — чудо. Возвышение Христа и воздвижение Церкви не зависят от заслуг человека ни в малейшей степени. И то и другое совершается силой свыше. Врагов этот факт приводит в смятение, ибо они не знают, почему их коварные замыслы не достигают цели.

«И есть дивно в очах наших». И мы являемся очевидцами этого чуда! Распространение царства Христова происходит у нас на глазах — не просто в мыслях, надеждах и чувствах. Христос царствует. Владычество Его ощутимо по всей земле. Верой мы видим Христа превознесенного «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Когда верующее сердце видит все это, оно изумляется. Мы не перестаем удивляться, видя, как Бог при помощи немощных средств низлагает могущество надменных врагов, силою слова Своего разрушает коварные замыслы. Мы искренне поражаемся тому, как невидимый Святой Дух прославляет Сына Божьего в сердцах человеческих вопреки открытому и яростному сопротивлению врагов. Воистину, все это дивно в очах наших, равно как и все, что творит Бог. Как гласит древнееврейский оригинал, «это дивно совершено». Автор называет дивным не только возвышение Иисуса из Назарета, но и то, как оно было совершено. «Это дивно совершено». Чем глубже мы изучаем историю Христа и Его Церкви, тем больше мы соглашаемся с этим утверждением.

24. «Сей день сотворил Господь». Настала новая эпоха. День восшествия Давида на престол стал поворотным событием в судьбе израильского народа. В духовном смысле день воскресения Господа нашего также стал точкой отсчета новой, благословенной эры — эры новозаветного домостроительства. Израильтяне, вне всякого сомнения, отметили славную победу национального героя шумным пиршеством, музыкой и песнями. Мы также должны отмечать день триумфа Сына Давидова пышным празднованием. День воскресный является для нас истинной субботой, днем, сотворенным Господом для непрестанного прославления заслуг великого Искупителя. Увидев над горизонтом слабый свет зари первого дня недели, воспоем с радостью в сердце:

Этот день Господь сотворил,

Время в Его руках.

Пусть ликует земля, и поют небеса,

И слава гремит в облаках.

Я не хочу сказать, что «день, сотворенный Господом», следует понимать только как день субботний, — Господь также сотворил день евангельский. Евангельские благословения приходят к нам через Господа, который соделался главою угла.

«Возрадуемся и возвеселимся в оный!» Можем ли мы не возвеселиться наступлению этого дня? Получив дивное спасение из рук нашего победоносного Вождя и узрев великую милость Божью, можем ли мы сетовать и роптать? Радость наша не знает пределов. Сердца ликуют, лица сияют, мы радуемся как наедине с собой, так и в великом собрании, ибо знаем, что Господь даровал нам все основания для радости. В субботу мы должны испытывать особо светлые чувства, ведь суббота — венец всей недели, который должен быть украшен жемчужинами радости и веселья. Входя в Церковь Божью и видя Христа, прославленного в собрании святого народа, мы не можем не ликовать. Как сказано: «Ученики обрадовались, увидев Господа». Господь делает дом молитвы домом пира и дает нам возможность приобщиться как Его страданий, так и славы, и потому сердца наши переполняются радостью. Более того, мы изливаем ее на всех, кто находится с нами рядом.

25. «О Господи, спаси же!» Осанна! Господи, спаси царя! Да царствует Давид! Или, согласно нашей интерпретации: «Да здравствует Сын Давидов вовеки веков! Да узрят все народы Его спасающую десницу!» Так взывали к Богу израильтяне на празднике кущ, и пока мы живем в этих глиняных хижинах, все, что нам остается, это взывать к Господу о спасении. Мы непрестанно молимся Господу о том, чтобы Он послал земле избавление. С великой ревностью мы просим Его о спасении, избавлении и освящении. Взывать к Господу и просить Его о милости — сущность молитвы.

«О Господи, споспешествуй же!» Господи, споспешествуй росту Церкви. Умножь сонм святых за счет обращения грешников. Пусть Церковь крепнет, хорошеет и усовершается благодаря неотступности святых. Так Господь Иисус молился о спасении и процветании Своих избранников. Будучи нашим Ходатаем перед небесным престолом, Он просил Своего Отца спасти и сохранить от всякого зла тех, кто был предан в Его руку, а также о том, чтобы все они были едины по действию пребывающего в них Святого Духа. И Бог исполнил Его прошение. Как бы странно это ни звучало, но всякий молящийся о спасении уже в какой-то мере спасен. Только тот, кто хоть как-то приобщен к спасению, может воистину взывать: «Спаси меня, прошу Тебя». Более всего процветает та церковь, которая неустанно просит Бога о процветании. То, что герой, вернувшись домой с победой, просит Бога о спасении, может показаться странным. Однако иначе и быть не могло. Когда Господь завершил Свою миссию на земле, молитвы Его стали еще более ревностными. Победив врагов, Он вознес ходатайство за беззаконников. Все то же самое относится и к Церкви Божьей: получая от Бога духовные благословения, она всегда просит о еще больших дарах. Более всего Церковь жаждет процветания тогда, когда Господь совершает в ней какое-то действие. Воодушевленная Господним посещением, она отводит время для усердной молитвы и взывает со страстью и пылом: «О Господи, спаси же! О Господи, споспешествуй же!» Церковь желает воспользоваться тем, что Господь совершает в славный день спасения, чтобы стяжать еще большее благословение.

26. «Благословен грядущий во имя Господне!» Все свои деяния национальный герой Израиля совершил во имя Господне.

Этим именем он низложил врагов, взошел на престол и вступил во дворы храма Господня, чтобы воздать Ему обеты. Мы знаем, кто грядет во имя Господне. Во времена псалмопевца Он был грядущим, однако и ныне Он — грядущий, несмотря на то, что Он уже пришел. Мы прославляем Его первое и второе пришествие радостными возгласами «Осанна!». Души наши благоговеют перед Ним и благословляют Его «радостью неизреченною и преславною». «Будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его». Ради Господа мы благословляем всякого приходящего к нам во имя Господне и принимаем его в свои сердца и дома. Но более всего мы благословляем и принимаем Его, когда Он садится вечерять с нами. Как же сладка эта благословенная трапеза, истинное предвкушение небес!

Не исключено, что эти слова были священническим благословением, произносившимся над национальным героем Израиля. Если так, то следующие слова: «Благословляем вас из дома Господня» вполне уместны. Роль священников состояла в благословении народа Божьего, и они благословили народного освободителя, помазанника Божьего, одержавшего славную победу. Те, кому дарована великая честь пребывать в доме Господнем вечно, те, кого Бог соделал царями и священниками во Христе Иисусе, благословляют Господа Иисуса за все, что Он для них совершил. Всякий раз, когда мы чувствуем близкое присутствие Бога и ощущаем «Духа усыновления, которым взываем: „Авва, Отче!“», нашей первой мыслью должно быть возблагодарить Иисуса Христа, Первенца Божьего между многими братьями. Лишь благодаря Его жертве недостойные грешники приняли Духа усыновления. Оглядываясь назад, мы вспоминаем множество случаев, когда мы от всего сердца благодарили своего Спасителя и Царя. Все они — лишь предвкушение и залог того счастливого дня, когда, оказавшись в доме Господа, мы воспоем хвалебную песнь: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» и с трепетом в сердце благословим имя Господне.

27. «Бог — Господь, и осиял нас». Или: Бог — Иегова, единый, живой и истинный Бог. Кроме Него, нет другого Бога! Эту фразу можно также перевести: «Могущественен Господь». Только всемогущий Господь мог произвести радость и свет из жертвенной смерти нашего доблестного Воина и Царя. Мы знаем, что Христос сделался главою угла, ибо приняли от Него великий свет. Свет этот привел нас в ряды отверженного Иисуса Назорея, который ныне соделался Царем царей земных. Вместе со светом познания к нам пришел и свет радости: «Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего». Мы получили познание славы Божьей перед лицом Иисуса Христа силою всемогущего Господа, который «осиял нас», — не от света естественного разума, не от природы человеческой и не благодаря собственным усилиям. Он сотворил особый день, и в этот день излил на нас чудный Свой свет. Лица наши засияли в свете этого великого дня. А посему вся слава за наше просвещение принадлежит Ему. Восславим же великого «Отца светов», источник нашего нынешнего блаженства.

«Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника». По мнению некоторых толкователей, количество принесенных царем жертв было столь велико, что они наполнили весь внутренний двор храма и достигли уровня жертвенника. Мы же предпочитаем иное истолкование: иногда слишком упрямых животных необходимо было привязывать к рогам жертвенника и только потом заколать.

Слово, переведенное «верви», может также означать «венки» или «ветви дерева». Судя по всему, речь идет не о грубой веревке, а о декоративной привязи. Все мы привязаны к жертвеннику Божьему, но не посредством принуждения, не против нашей воли, а узами любви и братства. Жертва, приносимая нами в честь побед Господа Иисуса Христа, — это живая жертва духа, души и тела. Приходя к Богу, мы отдаем Ему всего себя. Природе нашей свойственно противиться этому шагу; кому понравится добровольно ложиться под нож? К алтарю Божьему мы приступаем добровольно, по велению любви, однако для того, чтобы оставаться на жертвеннике, нам нужда особая сила. К счастью, существует особая «вервь», которой жертва привязывается к жертвеннику, а точнее, к Господу Иисусу Христу, который и есть единственный истинный жертвенник. Он в силах удержать нас. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». В некотором смысле все мы привязаны к учению об искуплении. Все мы привязаны ко Христу, который есть одновременно жертва и жертвенник. И каждый из нас всем сердцем жаждет оставаться с Ним в единой связке вовеки веков. Ведь, будучи накрепко привязанными к Господу Иисусу, души наши обретают свободу. Печать американского Миссионерского совета представляет собой изображение вола с жертвенником по одну сторону и с плугом по другую. Девиз этой организации гласит: «Готовы на все». Они готовы жить служением или умереть мученической смертью. Так же и мы: каждый из нас с радостью отдаст свою жизнь Господу или же позволит Ему делать с собой все, что угодно. Впрочем, мы знаем порочность своей природы и потому просим Господа освятить нас, не вводить в уныние и уберечь от искушения покинуть жертвенник. Желание постоянного освящения вполне сочетается с блаженством того счастливого дня, который Господь осиял светом великой победы Сына Своего, возлюбленного Главы Церкви.

28 Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя. 29 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Далее звучит завершающая песнь доблестного Воина и Его поклонников.

28. «Ты Бог мой: буду славить Тебя». Ты — мой всемогущий Господь, совершивший великие и чудесные деяния. Ты — мой, и все силы моей души будут потрачены на то, чтобы возложить к Твоим стопам благоугодную жертву хвалы.

«Ты Бог мой: буду превозносить Тебя». Ты возвысил меня, и я в ответ буду превозносить имя Твое своей хвалой. Иисус, зная о Своем близком прославлении, прославил Своего Отца: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Бог ниспослал нам благодать и обещал славу. В ответ мы воздаем всю славу Ему. Псалмопевец дважды упомянул о своем желании хвалить Господа, и это особо подчеркивает твердость его намерений. Он был полон желания прославить имя Господа, душа его была полна искренних чувств, и сердце — благодарности. Господь Иисус сказал: «Буду славить Тебя», а потому каждый из нас в смирении должен повторить: «Буду славить Тебя». Даже если все будут хулить имя Господне, я превознесу его. Каким бы холодным порой ни было мое сердце, я возбужу свои желания к поклонению и буду славить Тебя, доколе есмь. Ты — Бог мой навеки и веки, и хвала моя Тебе не перестанет.

29. «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». Псалом кончается так же, как начинался: с призыва хвалить Господа. Тем самым псалмопевец как бы завершает круг радостных славословий. Вполне возможно, что завершающие ноты прославления звучали гораздо громче, сладостней и величественней, чем начальные. Под звуки труб и арф дом Израилев, дом Ааронов и все боящиеся Господа забыли обо всех существовавших между ними различиях и воспели Господу один общий гимн, выражая свою безмерную благодарность за явленные им благость и милосердие. Можно ли было придумать лучшее завершение для столь царственной оды? Псалмопевец с радостью поднялся бы еще выше по лестнице хвалы, но выше уже было некуда. Выразив свои самые величественные славословия, он остановился. Музыка его стихла, песнь прервалась, великий халлель закончился, и весь народ отправился по домам, размышляя над благостью Господа, милость которого пребывает вовек.

Советы проповедникам

Стихи 1—4.

1. Тема песни: «Славьте Господа, ибо Он благ».

2. Припев: «Ибо вовек милость Его».

3. Хор: «Да скажет ныне дом Израилев». «Да скажет ныне дом Ааронов». «Да скажут ныне боящиеся Господа».

4. Репетиция: «Да скажут ныне», чтобы быть готовыми славить Его в будущем.

Стих 5.

1. Своевременная молитва: «Из тесноты».

2. Своевременный ответ: «И услышал меня».

3. Благословение сверх просимого: «И на пространное место вывел меня Господь».

Стих 6.

1. Когда вы можете быть уверены в том, что Бог на вашей стороне?

2. Непоколебимость человека, уверенного в помощи Божьей.

Стих 7.

1. Ценность истинных друзей.

2. Великая ценность помощи свыше.

Стихи 8—9. «Лучше». Мудрее, надежнее, праведней с нравственной точки зрения, благородней и блаженней в конечном счете.

Стих 10. Что можно совершить во имя Господне. Что было совершено во имя Господне. Что должно совершаться во имя Господне.

Стих 12.

1. Бесчисленные враги веры.

2. Их скорая погибель.

3. Полная победа веры.

Стих 13.

1. Наш великий противник.

2. Его сильнейшие нападки.

3. Его цель: «Чтобы я упал».

4. Крушение его замыслов: «Но Господь поддержал меня».

Стих 14.

1. Сила в испытаниях.

2. Песня в надежде на избавление.

3. Спасение. Избавление от скорбей.

Стих 15. Радость в домах праведных.

1. Они радуются спасению.

2. Они выражают свою радость: «Глас».

3. Радость эта не мимолетна: «Глас радости и спасения».

4. Они радуются защите Божьей и славе, ниспосланной Его десницей.

Стихи 15—16.

1. Истинная радость — удел праведных.

2. Она приходит в их дома, в место странствований их.

3. Она приходит вместе со спасением.

4. Она приходит от Бога: «Десница Господня высока».

а) Три десницы: спасение и радость дарованы нам Богом Отцом, Сыном и Святым Духом.

б) Десница каждой ипостаси «творит силу».

Стих 17.

1. Серьезные опасности на пути благочестивых.

а) Иосиф оказался в яме.

б) Моисей был брошен в реку.

в) Иов был повержен в прах.

г) Давид едва избежал гнева Саула.

д) Павла спустили со стены в корзине. Сколько же «плодов» было в этой корзине! Сколько зависело от прочности той веревки! Спасение стольких людей!

2. Благочестивым нередко дается чувство уверенности в своем избавлении: «Не умру, но буду жить».

3. Благочестивые всем сердцем желают жить: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни».

Стихи 17, 19, 22. Триумф воскресшего Спасителя и плоды этого триумфа.

1. Победа над смертью.

2. Врата правды открыты.

3. Краеугольный камень положен в основание Церкви.

Стих 18.

1. Страдания народа Божьего — это наказание от Бога: «Наказал меня Господь».

2. Часто Господь наказывает нас строго: «Строго наказал меня Господь».

3. Однако у любой строгости есть предел: «Но смерти не предал меня».

Стих 19.

1. Желание приближения к Господу.

2. Смиренная просьба: «Отворите мне».

3. Дерзновенное решение: «Войду в них».

4. Благодарное предвкушение радости: «Прославлю Господа».

Стих 22. Обратите внимание на следующее:

1) Церковь сравнивается со строящимся домом;

2) роль Эммануила в строительстве Церкви: Он камень, без которого построить жилище для Бога среди людей невозможно;

3) роковая ошибка строителей: выполняя порученную им задачу, они отвергают избранный Богом краеугольный камень и не дают Ему места в основании нового сооружения;

4) какое место должен занимать Христос?

а) Как бы плохо ни работали строители, Он всегда остается краеугольным камнем.

б) Следующие слова показывают, каким образом Христос вознесся вопреки противостоянию земли и преисподней и каким образом это повлияло на святых: «Этоот Господа, и есть дивно в очах наших» (ст. 23).

Стихи 22—23.

1. Тайна.

а) То, что люди не принимают, часто является Богом данным средством спасения.

б) То, что Бог ценит больше всего, человек часто отвергает.

2. Объяснение тайны. Путь спасения — дело Божье, и потому оно дивно в очах наших.

Стихи 22—25.

1. Неприятие Христа.

2. Вознесение Христа.

3. Его вознесение — дело Божье.

4. С Его вознесения начинается новая эра.

5. Его вознесение рождает новые молитвы.

Стих 24.

1. О чем идет речь?

а) День евангельский.

б) День субботний.

2. Что сказано об этом дне?

а) Он дан Богом.

б) На радость тем, кто его принимает.

Стих 25. Что такое процветание Церкви? Каков источник ее процветания? Как его получить?

Стих 25.

1. Цель молитвы:

а) спасение от грехов;

б) процветание праведных.

2. Молитвенный пыл: «О Господи, спаси же! О Господи, споспешествуй же!»

3. Молитва о незамедлительной помощи. Давид просит о помощи ныне:

а) пока еще открыты врата правды;

б) теперь, когда заложен краеугольный камень Церкви;

в) теперь, когда пришел день евангельский.

Стих 27. «Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника». Образно выражаясь, молитва к Богу — это мать, у которой есть четыре дочери:

1) постоянство: «Вяжите жертву»;

2) пыл: «Вяжите вервями жертву»;

3) мудрость: вяжите к «жертвеннику»;

4) дерзновение: «К рогам жертвенника».

Стих 27. «Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника».

1. Что является жертвой?

а) Все наше существо.

б) Все наши таланты.

в) Время.

г) Имение.

д) Положение.

е) Ум.

ж) Сердце.

з) Темперамент.

и) Вся жизнь до последнего вздоха.

2. Почему жертву нужно привязывать?

а) Ее естество противится смерти.

б) Она оставляет жертвенник из-за долгого ожидания, искушений, богатства, положения, разочарований и неверия.

3. К чему привязывается жертва?

а) К учению об искуплении.

б) К Иисусу Христу и Его делам.

в) К Иисусу Христу и нашим делам.

4. Какими вервями привязывается жертва?

а) Нашими обетами.

б) Потребностями души.

в) Радостью служения.

г) Великой наградой.

д) Любовью Христа, производимой Духом Святым.

Стих 28.

1. Самая радостная весть в мире: «Ты Бог мой».

2. Как мы можем должным образом наслаждаться ею? «Буду превозносить Тебя».

Стих 28.

1. Плоды жертвенной смерти Христа. «Ты Бог мой».

2. Плоды принесения наших тел в жертву благоугодную. «Буду славить Тебя». «Буду превозносить Тебя».

Или:

1. Благословение завета: «Ты Бог мой».

2. Обязанность вступивших в завет: «Буду славить Тебя».

Стих 29.

1. Спасение целиком и полностью зависит от милости Божьей.

2. Все, к чему оно нас обязывает, — это благодарить Бога.