111. Слава Бога в Его детях

Заглавие

У этого псалма нет заглавия. Очевидно, его следует рассматривать в паре с псалмом 110. По своей форме он также является алфавитным. С предыдущим псалмом его связывает количество стихов, количество придаточных предложений в каждом из стихов, а также совпадение некоторых слов и фраз. Прочтите оба псалма внимательно и сравните их между собой.

Тема

Тема данного сочинения — блаженная участь праведника. Оно соотносится с предыдущим псалмом так же, как солнце соотносится с луной. Если предыдущий гимн воспевает славу Божью, то псалом 111 описывает сияние божественной славы, отраженное в тех, кто рожден свыше. Слава Божья, явленная в святом народе, возвеличивает Творца точно так же, как Его великие дела, описанные в предыдущем псалме. В псалме по речь шла о великом Отце, а в псалме 111 говорится о детях, сотворенных по образу Отца. Автор псалма ставит своей целью прославить Господа, а не человеков — псалом начинается восклицанием: «Аллилуйя!» Всю славу псалмопевец воздает Господу, чья благодать явлена в преображенных сынах Божьих.

Композиция

В стихе 1 называется тема псалма — блаженство праведных. В стихах 2—9 поясняется, в чем заключается это блаженство, а в стихе 10 противопоставляется блаженство праведных незавидной участи нечестивых.

Истолкование

Аллилуйя. 1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

1. «Аллилуйя». Призывать святых к прославлению Господа можно бесконечно. Господь всегда заслуживает нашей хвалы, и мы должны воздавать ее непрестанно. К сожалению, мы нередко забываем это делать и потому нуждаемся в постоянных напоминаниях. Псалмопевец направляет свой призыв хвалить Бога ко всем благоразумным людям, боящимся Господа. Если только есть вокруг нас нечто доброе и достойное похвалы, то это заслуга Господа, за которую Он должен быть восславлен.

«Блажен муж, боящийся Господа». «Начало мудрости — страх Господень». Судя по всему, этот человек научился истинной мудрости и в результате обрел блаженство и вечную радость. Господь Бог настолько велик, что имя Его вызывает страх и трепет у всего живущего. Впрочем, когда страх Божий сочетается в нас с осознанием благости Господней, он превращается в ощущение отеческой любви и становится приятным чувством, исключающим всякую внутреннюю несвободу. Рабский страх есть нечто богопротивное, тогда как благочестивый страх производит в сердце человека желание доброхотного служения Господу и безмерное блаженство. Мы должны славить Творца за то, что Он внушает сердцам нашим благоговейный страх и производит в них истинное блаженство. Господь, благословляющий кого бы то ни было, достоин наших благословений; особенно же мы должны восхвалять Его за то, что Он положил на всех праведных печать Своего благоволения. Благоволение Господа к боящимся Его являет нам милосердие Божье и пробуждает в нас желание проявлять милосердие к окружающим. Да будет имя Господа благословенно!

«И крепко любящий заповеди Его». Благочестивый муж не просто размышляет над заповедями Божьими, но делает это с удовольствием. Святость приносит ему блаженство, молитва — восторг, истина — великое богатство. На пути заповедей Божьих он безмерно радуется. Из личного опыта я знаю, что лицемеры могут находить удовольствие лишь в учении Господа, в заповедях же Его — никогда. Нечестивый может хранить заповеди Божьи лишь отчасти, из чувства страха, но он не в силах находить удовольствие в их соблюдении. Это благословение даровано только благочестивым. Богу угодно только то поклонение, которое совершается с радостью. Кто повинуется Господу против желания, тот, в сущности, не повинуется Ему вообще, а кто с радостью исполняет заповеди, тот воистину царский сын. Если благодатью Божьей мы находим себя в этих двух предложениях, то должны всем сердцем воздать славу Господу. Именно Он произвел в нас все дела наши, равно как и сердце, побудившее нас к их совершению. Пусть хвалят себя те, кто уповает на собственную праведность. Все же, кто стал праведным по милости Божьей, воздают честь и славу Господу.

2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

2. «Сильно будет на земле семя его». Потомки благочестивого мужа будут сильны и влиятельны на земле, а в последнее время станут царями и владыками над всеми народами. Истинное семя праведных идет по стопам своих праведных отцов, так же как истинные потомки Авраама подражают вере своего прародителя. Эти люди становятся героями своего времени, великими представителями рода Адамова. Жизнь их заслуживает высшей похвалы, и на свой век они оказывают огромное влияние. Стоит также отметить, что хотя речь в данном стихе идет о физическом семени праведных, обещанное здесь благословение нельзя относить ко всем физическим потомкам благочестивых, так как утверждение псалмопевца носит общий характер. Не все дети праведников добиваются в этом мире славы и процветания. Но, так или иначе, боящиеся Бога и ведущие благочестивый образ жизни делают все возможное, чтобы род их обрел благословение. Нет лучшего наследства, чем наследство доброго имени. Благословение святого рода — лучшее, что могут оставить нам отцы. Таким образом, начиная свою жизнь, дети праведников имеют великое преимущество над всеми остальными людьми и с гораздо большей вероятностью достигают в жизни успеха в лучшем смысле этого слова.

«Род правых благословится». Род праведных благословляется Господом из поколения в поколение. Они могут быть гонимы, но оставлены — никогда. Сколько бы их ни проклинали, они никогда не лишатся Господнего благословения. Таким образом, утверждение Валаама совершенно справедливо: «Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего». Господь покровительствует детям праведника всякий день, и они, как правило, наследуют благословение. Дом, основанный на праведности и целомудрии, прочнее дома, возведенного на обмане, любостяжательстве, уповании на собственные таланты и притеснении невинных. Лучшее наследие, которое могут оставить нам родители, это наследие благочестивой жизни и страха Божьего.

3. «Обилие и богатство в доме его». Если воспринимать этот стих в буквальном смысле, то он является типичным обещанием Ветхого Завета. Хотя многие праведники бедны всю свою жизнь, путь к истинному процветанию лежит через благочестие. При прочих равных условиях человек праведный всегда движется к успеху. Бедность часто является прямым результатом безбожия и грехов, благочестие же имеет обещание жизни настоящей и будущей. В духовном смысле это обещание исполняется в полной мере уже в нынешнем веке. Есть ли большее богатство, чем Божья любовь? Довольное сердце — величайшее из приобретений. Даже если вы живете под соломенной крышей и ходите по холодному каменному полу, это не значит, что вы бедны, ибо сердце, веселящееся о благоволении небес, обладает несметным сокровищем.

«И правда его пребывает вовек». Как часто приобретение золота ведет к потере Евангелия! У праведников же все иначе, ибо они благословлены Господом. Наличие богатства в доме не лишает их ни святости, ни сердечного смирения. Благочестивый нрав выдерживает все испытания: испытание богатством, испытание клеветой, испытание временными скорбями и испытание, ожидающее нас на последнем суде. Праведность истинного сына Божьего пребывает вовек. Она коренится в Божьей праведности и является ее отражением. Пока Господь праведен, праведность народа Божьего не прейдет, поскольку покоится на твердом основании благодати. Праведники всегда будут держаться истинного пути и укрепляться могуществом Господа. Помимо праведного характера избранным Божьим дарована также вечная и неизменная праведность Господа Иисуса Христа, которая вменяется им по вере. Это праведность Сына Божьего, который назван: «Господь оправдание наше» (в англ. — «Господь — праведность наша». — Примем, пер.).

4. «Во тьме восходит свет правым». Правые сердцем не склоняются ко злу, но стоят прямо, как столпы, в отличие от нечестивых, которые подобны «наклонившейся стене, ограде пошатнувшейся». Благочестивые не ограждены от тьмы, скорбей, страданий, бедности и уныния. Богатство их может в один прекрасный день «сделать себе крылья и улететь к небу», а праведность может быть поставлена под сомнение. Но даже если вокруг них сгустятся тучи, тьма их не будет вечной, ибо Господь в свое время рассеет мрак. Солнце праведных восходит так же непременно, как заходит. Если вокруг праведного сгустился мрак уныния, Святой Дух подаст ему утешение. Если праведник потерпел финансовые убытки, или его постигло личное горе, присутствие Христово наполнит его душу покоем. Если он подвергся жестокому обращению со стороны врагов, Господь поддержит его Своим состраданием. Утешение праведных — это такое же непременное событие, как рассвет. Если перед смертью наше ложе окутано мраком, то, когда Господь пробудит нас ото сна, мы увидим яркий свет утра.

«Благ он и милосерд и праведен». То, что было сказано о Боге (Пс.110:4), теперь утверждается в отношении правых сердцем. Отсюда следует, что, когда Бог делает человека праведным, Он делает Его подобным себе. Когда человек праведен, он является копией великого Оригинала. Но все же мы — копии, или образы, а коль так, то мы славим Господа, заново создавшего нас в Иисусе Христе. Праведник благ и милосерд. Ему не свойственны мрачность и угрюмость. Он не раздражителен, но, напротив, нежен с друзьями, благ к нуждающимся, милостив к заблудшим и искренне добр со всеми. Он милосерд, внимателен к другим людям, сострадателен и всегда готов помочь. Его не нужно принуждать к милосердию: сердце его полно доброты и человеколюбия. Проявлять сострадание для него великая радость. Кроме того, он праведен, то есть во всем следует принципам добра и справедливости, и никто не может упрекнуть его в том, что он обманывает своих ближних. Всякая строгость с его стороны смягчается жалостью и благоволением. Такие люди нередко встречаются в наших церквах, что бы ни говорили придирчивые критиканы. Впрочем, если учесть повсеместное распространение христианства, то количество истинно праведных в наших церквах покажется слишком незначительным. Господи, произведи в нас все эти чудесные качества!

5. «Добрый человек милует и взаймы дает». Добрый человек проявляет не только строгость и справедливость, но и щедрость. Он благоволит ко всем без исключения. Если обстоятельства его благоприятны и Бог даровал ему достаток, то он дает взаймы всем тем, кому золото действительно может принести пользу. Провидением ему даровано богатство, а благодатью — желание им делиться. Сам он не берет взаймы, Бог избавил его от бедности. Но он и не стяжатель, поскольку благодаря своей новой природе не может не делиться тем, что имеет. Все свои таланты он использует мудро.

«Он даст твердость словам своим на суде» (в англ. — «Он благоразумно ведет дела свои». — Примеч. пер.). Пренебрегающие своими земными делами не могут оправдывать свою нерадивость своей религиозностью. Истинно праведные люди прилежно следят за состоянием своего имения. Иногда очень трудно провести грань между неумением принимать благоразумные решения и нечестностью. Нерадивость в ведении дел может стать таким же грехом, как открытое злодеяние. Верующие должны не только хранить святость, но и быть благоразумными управляющими, чтобы их нельзя было упрекнуть ни в чем. Давая взаймы, праведные проявляют рассудительность. Они не отдают всего, что имеют, чтобы у них и впредь была возможность давать взаймы, однако и не жадничают — иначе их помощь была бы бессмысленной. Они сами ведут свои дела и не идут на поводу у обстоятельств. Их расчеты точны и безупречны, их планы продуманы и взвешены, а методы тщательно выверены и отлажены. Они рассудительны, бережливы, практичны, здравомыслящи и осторожны. Их могут называть безумцами за их веру, но в ведении дел никто не упрекнет их в глупости.

«Начало мудрости» дарует праведникам практическую мудрость. Благодаря небесному водительству они учатся разумно вести свои дела, и любой с первого взгляда поймет, что это люди здравого смысла. Своей жизнью они делают благочестие привлекательным. Некоторые верующие действуют так, как будто они оставили всякое здравомыслие, но это не вера, а чистейшее безумие. Истинная вера — это освященный здравый смысл. Помыслы о делах горних не должны делать нас небрежными в делах земных. Кто понял, как вести дела с Богом, должен с не меньшим усердием вести свои дела с людьми. Хотя «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде», совсем не обязательно, чтобы так было всегда.

6. «Он вовек не поколеблется». Бог насадил его в земле навек, и даже ад не может сдвинуть его с места. Процветание его будет вечным, в отличие от суетного богатства нечестивых. Будучи человеком искренним и честным, он сделает себе доброе имя. Дом его не поколеблется вовек. В отличие от птиц, перелетающих с места на место, он никогда не покинет своего жилища. Память о нем будет жить в веках; о делах его не скоро забудут.

«В вечной памяти будет праведник». Он принадлежит к древнему роду и, в отличие от потомства нечестивых, пребудет вовек. Семя праведных будет процветать, даже когда от горделивых шатров нечестия не останется и следа. Правые сердцем достойны того, чтобы о них помнили. Дела их навсегда остаются на страницах истории, а Бог заботится о том, чтобы о них не забывали. Каждый из нас хочет, чтобы о нем помнили, и единственный способ избежать забвения — это быть праведным перед Богом.

7. «Не убоится худой молвы». Сердце его не страшится худых вестей. Он слышит их, но не колеблется. К слухам и домыслам он относится с презрением, а над мрачными предсказаниями смеется. Потери и скорби он переносит тихо и безропотно, предавая себя в руки Господа. «Сердце его твердо, уповая на Господа». Он не слаб и не боязлив. Сердце его твердо даже тогда, когда он пребывает в нерешительности. Стремление его души остается неизменным, даже когда планы его меняются. Сердце его утверждено в уповании на Бога. Смена обстоятельств не оказывает на него особого влияния, он тверд и непоколебим в своей вере. Даже в самых незавидных обстоятельствах он остается спокойным и безмятежным и терпеливо ожидает спасения от Господа.

8. «Утверждено сердце его». Праведник любит Бога всем сердцем и твердо уповает на Него каждое мгновение. Вера его покоится на прочном основании всемогущества Божьего. Он спокоен, опытен и зрел. Подобно столпу в доме Божьем, он стоит твердо и непоколебимо. «Он не убоится». Праведник готов к встрече с любыми врагами. Святость, обитающая в сердце, делает его храбрым. «Когда посмотрит на врагов своих». Сердце его не ведает страха; он доблестно сражается с врагами своими, пока не одержит полную победу. Но даже если силы не равны и исход битвы может оказаться неблагоприятным, он все равно уповает на Господа и не трепещет. Милосердный нрав побуждает его думать о благе своих врагов, и хотя он ищет справедливости, в сердце его нет ни тени мстительности.

9. «Он расточил, роздал нищим». Все, что было получено им от Господа, он раздал. Праведник стал вместилищем благодати Божьей, и от Его полноты все нуждающиеся приняли великие дары. Если эта черта присуща всем боящимся Господа, то почему же столь многим из нас нечего дать ближним? Мы скоро собираем, но не скоро отдаем. Мы с удовольствием принимаем, но блаженство отдавать испытываем редко. «Блаженнее давать, нежели принимать». Мы же часто думаем, что, принимая дары, мы испытываем всю радость в жизни.

«Правда его пребывает во веки». Праведность его осолена щедростью, засвидетельствована добрыми делами и утверждена навек. Уже второй раз на протяжении данного псалма мы видим, как автор милостью Божьей применяет эти удивительные слова к благочестивым (ст. 3). Праведность боящихся Господа вечна. Они щедры всегда, а не только время от времени; они святы во всех отношениях, а не только в чем-то одном. Жизнь их — плод следования четким принципам. Все их действия проистекают из твердых и незыблемых убеждений. Даже когда другие поступаются принципами благочестия, праведные хранят свою святость как зеницу ока. От пути истинного их не могут отвратить ни уговоры друзей, ни давление общества. Они тверды, решительны и непоколебимы.

«Рог его вознесется во славе». Праведник будет прославлен Господом, превознесен небесным воинством, и даже нечестивцы будут испытывать к нему невольное почтение. Обратите внимание, что псалмопевец описывает боящихся Бога не просто как праведников, а как тех благочестивых людей, о которых Павел сказал: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть». Доброта, благосклонность и щедрость — неотъемлемые черты благочестивого нрава. Быть справедливым недостаточно, ведь Бог есть любовь. А посему мы должны возлюбить ближних как самих себя. Воздавать каждому по заслугам недостаточно. В своих действиях мы должны подражать Богу, милующему недостойных и злых. Господь не обещал вознести рог во славе ни жадному Навалу, ни лукавому Лавану. Обещание дано добрым людям, которые с щедростью распоряжаются данными Богом благами.

10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

10. В последнем стихе псалмопевец выводит яркий контраст между блаженством праведных и участью нечестивых. В свете этого противопоставления счастливая доля кажется еще более блаженной. Как правило, в Писании гора Гевал противопоставляется горе Гаризим: благословение противопоставляется проклятию. «Нечестивый увидит это и будет досадовать». Нечестивцы, которым уготовано осуждение, сначала увидят перед собой пример благочестивого жития, а затем блаженную долю праведных. Это зрелище лишь усугубит их вечные мучения, поскольку сынам погибели придется видеть перед собой блаженство праведных постоянно, и они будут скрежетать зубами от досады. Они будут раздражаться, неистовствовать, сокрушаться, гневаться, но ничего не смогут изменить, поскольку дары Господа непреложны. «Заскрежещет зубами своими». Если бы праведник попал в зубы нечестивцу, тот разорвал бы его на куски. Но, к счастью, это невозможно, и все, что злодею остается делать, — это скрежетать зубами. «И истает». В пылу собственной страсти он истает, словно воск. Солнце божественного провидения растопит его как кусок льда, а огонь божественного гнева поглотит его как тук волов. Как ужасна жизнь, подобная жизни улитки: по мере своего передвижения она постепенно уменьшается, оставляя после себя отвратительную слизь. Кто раздражается при виде блаженства праведных, достоин того, чтобы быть изъеденным скорбью.

«Желание нечестивых погибнет». Нечестивец не достигнет своей цели. На смертном одре его ждет глубокое разочарование. Напрасно надеялся он осуществить свои замыслы нечестным путем. Этот путь стал для него сетью. Праведные пребудут вовек, и память о них не изгладится никогда, в отличие от нечестивых, имена которых исчезнут из памяти поколений. Злоумышленник желал быть основателем могущественного рода, чтобы навсегда остаться в памяти человечества, однако он умрет, и имя его сгинет вместе с ним. Бездна, разделяющая праведных и нечестивых, огромна, равно как и разница между их окончательной судьбой. Только благодать Божья может даровать нам место среди благословенных. Возблагодарим же Господа за Его милостивый дар!

Советы проповедникам

Стих 1. «Аллилуйя».

1. Кого мы должны прославлять? Не человека, не себя, не богатство, а только Бога.

2. Кто должен Его славить? Все, а в особенности народ Божий, благословенные сыны Господа, о которых говорит псалмопевец.

3. Почему они должны славить Господа? По причинам, указанным в следующих стихах.

4. Как они должны славить Господа? Главным образом, благочестивой жизнью, описанной в этих стихах.

Стих 1 (вторая часть).

1. Страх Божий. Что это такое?

2. Его связь с благословением.

3. За что благочестивый муж крепко любит заповеди Божьи?

Стих 2. Истинное могущество и блаженство благочестивого рода.

Стих 3. Богатство христианина:

а) удовлетворенность;

б) мир;

в) безопасность;

г) действенная молитва;

д) обещания;

е) Бог.

Стих 3. Истинная праведность пребывает вовек.

1. Она основана на вечных принципах.

2. Произрастает из нетленного семени.

3. Даруется верным Богом.

4. Пребывает в единстве с вечно живущим Христом.

Стих 4. Связь между двумя частями этого стиха: как быть богатым и праведным. Прочтите следующие стихи и объясните, почему богатым необходимо проявлять щедрость, чтобы быть истинно праведными.

Стих 4.

1. Мрачные времена для праведных.

2. В конце пути их ждет утешение.

3. Бог подаст им помощь по причине их благочестивого нрава.

Стих 4 (первая часть).

1. Благочестивый нрав. «Прав», «благ», «милосерд», «праведен».

2. Благословение. Свет рассеивает их тьму. Света в их жизни больше, чем тьмы. Свет во тьме светит: внутренний свет посреди внешней тьмы. Свет небесный озаряет земную тьму. Сама тьма становится предвестником грядущего света.

Стих 5.

1. Добрый человек всегда щедр, но щедрый человек не всегда добр.

2. Добрый человек всегда благоразумен, но благоразумный человек не всегда добр. Сначала человек обретает благость, а затем ее плоды: «Доброе дерево приносит и добрые плоды».

Стих 5. «Взаймы дает».

1. Доброе дело.

2. Мы должны совершать его как услугу. Брать взаймы — то же самое, что просить милостыни.

3. Давать взаймы следует с рассудительностью. Прибавьте к этому наставление о том, как брать взаймы и как отдавать.

Стих 6.

1. Христианин в этой жизни тверд, непоколебим и непобедим.

2. Об ушедших христианах вспоминают с любовью. Они продолжают влиять на людей и навсегда остаются в памяти поколений.

Стих 6.

1. Праведность христианина пребывает вовек: «Он вовек не поколеблется».

2. Его влияние на окружающих вечно: «В вечной памяти будет праведник».

Стих 7.

1. Безмятежность: «Не убоится».

2. Покой: «Сердце его твердо».

3. Упование — источник покоя и безмятежности: «Уповая на Господа».

Стих 7.

1. Буря: «Худая молва».

2. Прочный корабль: «Не убоится».

3. Якорь: «Сердце его твердо».

4. Гавань: «Уповая на Господа».

Стих 8, Твердое сердце дает надежду и смелость перед лицом врага.

Стих 8.

1. Безопасность праведных: «Утверждено сердце его».

2. Покой праведных: «Не убоится».

3. Ожидание праведных: «Когда посмотрит на врагов своих».

Стих 9. Щедрость. Проявляется в благотворительности. Щедрый человек всегда праведен. Щедрый человек обретает славу.

Стих 10.

1. Что видят нечестивые? Какой это производит на них эффект?

2. Чего они никогда не увидят? Свои желания исполнившимися.

3. Результат разочарования.