113. Хвала живому Богу

Тема и композиция

Первую часть псалма (ст. 1—8) можно назвать величественной песнью об исходе. Перед нами ярчайший образец древнееврейской поэзии. С величием этих строк не сравнится ни одно человеческое произведение. В песне поется о том, как Бог вывел народ Свой из Египта в Ханаан, и о том, как вся земля содрогалась от Его величественного шествия. Даже неодушевленные предметы и те трепетали от тяжелой поступи Господа и вели себя как живые. Псалмопевец обращается к ним как к одушевленным тварям и вопрошает их языком, исполненным ярких и выразительных образов. Читающему эти строки может показаться, будто он сам наблюдает за тем, что описывает псалмопевец. Бог Иаковлев представлен в этой части псалма полновластным Владыкой над реками, морями и горами. Все творение воздает Творцу честь и славу, повинуясь Его воле.

Во второй части псалма (ст. 9—26) псалмопевец призывает Бога вновь явить Свою славу, ибо язычники, не видя чудес в настоящем, отрицают чудеса прошлого, насмехаясь над народом Божьим и спрашивая: «Где Бог ваш теперь?» Благочестивых больно задевало оскорбление имени Божьего, и, забывая о насмешках над собой, они просили Господа оправдать Его имя. Псалмопевец недоумевает, как поклоняющиеся истуканам язычники могут поносить поклоняющихся живому Богу таким вопросом. Выставив на посмешище языческих идолов, поэт призывает народ израильский доверять своему Богу и благословлять Его имя. Если умершие не могут воспевать Господа среди сынов человеческих, то живые верующие не должны лишить Бога заслуженной хвалы. Псалом заканчивается восторженным «Аллилуйя!». Неужто живые люди не превознесут живого Бога?

Истолкование

1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного, 2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. 4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.5 Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?7 Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева, 8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.

1. «Когда вышел Израиль из Египта». Песнь начинается внезапно. Поэтический пыл подобен клокочущему вулкану: когда он рвется наружу, его невозможно сдержать. Душа, переполненная познанием славы Божьей, не тратит время на предисловие, а сразу переходит к тому, что ее волнует больше всего. Исход израильтян из Египта был событием заметным. Народ Божий покинул постылую землю, где пребывал в рассеянии, сбросил с себя ярмо рабства и вырвался из рук безжалостного фараона на глазах у всего мира. Израиль бросил вызов власти надменного царя, его победоносное шествие наполнило сердца египтян невыразимой досадой. Можно сказать, что в некотором смысле народ Божий был рожден в недрах Египта.

«Дом Иакова — из народа иноплеменного». Из Египта израильтяне вышли одной семьей, «домом Иакова». Хотя за время пребывания в неволе они выросли числом, Господь все равно воспринимал их как единое целое, поскольку они жили тесной общиной. Решение покинуть землю Гесем было общим. После того как Господь вывел Своих многочисленных сыновей из Египта, в его пределах не осталось ни одного еврея. Единодушие — это верный знак божественного присутствия и один из его благословенных плодов.

Томясь на чужбине, израильтяне постоянно сталкивались с языковыми проблемами. Не исключено, что речь египтян казалась им неразборчивым лепетом или речью заики — они понимали ее с большим трудом. Египтяне, без сомнения, часто избивали своих рабов, когда те не понимали и не исполняли их приказов, они считали их сущими варварами. Тем, кто томится в неволе, язык их поработителей никогда не кажется приятным. Как счастливы христиане, которые после вынужденного пребывания среди богохульствующих язычников оказываются, наконец, среди своих братьев!

2. «Иуда сделался святынею Его, Израильвладением Его». Судя по местоимению «Его», здесь подразумевается Бог. Мысли о Господе настолько переполняли сердце псалмопевца, что он забыл назвать Его имя, подобно девушке из Песни Соломона, сказавшей: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!», или Марии Магдалине, воскликнувшей: «Скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Из того, что Иуда и Израиль упоминаются автором отдельно, некоторые исследователи делают вывод, что псалом был написан после разделения Израиля на два царства. Но ото не более чем еще одно беспочвенное предположение. Мы знаем, что еще до образования двух отдельных царств Давид сказал: «Пойди, исчисли Израиля и Иуду», а Урия Хеттеянин сообщил Давиду: «Ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах». Только на том основании, что в тексте упоминаются эти два наименования, нельзя делать никаких выводов. Речь в псалме идет вовсе не о разделении двух царств, а об исходе израильтян из Египта. Парод был един в своем намерении покинуть землю рабства, и потому псалмопевец назвал его «домом Иудиным». Доказать на основании первого стиха, что во время написания псалма народ был един и неделим, так же легко, как на основании второго доказать, что псалом был написан после разделения. Шествие колен Израилевых начиналось с Иуды. Это вполне соответствовало древнему пророчеству, в котором Иуда назван царственным коленом. Вот почему псалмопевец упоминает его в своей песне. Смысл этого стиха в том, что каждый израильтянин, вышедший из Египта, был отделен для Господа. Израиль был особым народом, родом священническим, чьим девизом должны были быть слова: «Святость пред Господом». Иуда был святыней Господа, коленом, отделенным для особой миссии. Господь владычествовал над святым народом и был его царем и полноправным властителем. Израиль являлся владением Господа в том смысле, что мир за его пределами не был царством Господа. Таков был Израиль в молодые годы, когда Господь вывел его в пустыню при чудесах и знамениях. Он был святилищем Господа, а его стан — храмом Бога всевышнего. Что должны были испытывать израильтяне, сменив идолопоклонничество и богохульства Египта на святое поклонение и праведное Царство Господа Бога Саваофа? Поистине, они жили среди чудес и могли видеть Бога в хлебе, сходившем с небес, в воде, добытой из скалы, и в торжественном поклонении перед святыней. Когда Господь пребывает в Церкви видимым образом и царствует над верным и преданным народом, наступает золотой век, приносящий народу Божьему великие благословения. Да будет так!

3. «Море увидело и побежало». Море увидело Господа и шествующий за Ним народ и, убоявшись, побежало. Какая смелая метафора! Воинство святых, подошедшее к берегу, и облачный столп, как символ Божьего присутствия, отразились в прозрачных водах Чермного моря. Никогда прежде море не видело столь удивительного зрелища. Воды разбежались в стороны, и народ проследовал на другой берег по сухой земле. Похожее чудо произошло ближе к концу израильских блужданий по пустыне, когда «Иордан обратился назад». Иордан был стремительной и бурной рекой. Но воды, стекающие с крутых горных склонов, обратились вспять и вопреки законам природы потекли в обратную сторону. Это было чудо Божье. Заметьте: автор псалма не говорит о том, что Бог приостановил законы природы, или что разделение вод Иордана было необъяснимым природным явлением. Самое главное для любого народа — это присутствие Божье, и потому псалмопевец говорит в своей возвышенной песне о том, как перст Божий обратил течение реки вспять. В данном случае поэтическое описание следует понимать буквально. Вымысел — это удел безбожных критиков, которые готовы написать все, что угодно, лишь бы не признать в том или ином событии руку Божью. Разделение вод Чермного моря и разделение вод Иордана знаменовали собой соответственно начало и конец сорокалетних странствий израильтян по пустыне, и по этой причине автор псалма упомянул их вместе. Каждый верующий может воспринимать момент своего обращения и момент своего отшествия из мира как начало и конец единого процесса — процесса обретения небесного наследства. Бог, освободивший нас из рабства греха, проведет нас через смерть как через темные воды Иордана и выведет к земле обещанной через пустыню житейских треволнений. Таким образом, обращение и вступление в божественный покой — это два этапа одного избавления. И если Бог начал в нас доброе дело, то Он непременно доведет его до конца.

4. «Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы». Когда Господь сходил на гору Синай, земля дрожала. Она была подобна молодым овнам, прыгающим от радости, или стаду овец, напуганному страшными знамениями присутствия Божьего. Люди боятся гор, горы же трепещут перед лицом Господа Бога. Овцы быстро бегут по лугам, агнцы резво скачут в долинах, а вековые холмы и горы с не меньшей энергией прыгали, когда рядом проходил Господь. Только Бог поистине неизменен. «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь». Когда Господь является для того, чтобы вывести народ Свой из земли рабства, горы греха и холмы скорбей трепещут перед Его лицом. Не бойтесь, но скажите горе сей с верой: «Поднимись и ввергнись в море», и будет так.

5. «Что с тобою, море?..» Неужели ты убоялось? Неужели вострепетало сердце твое, «что ты побежало»? Ты всегда покоилось бок о бок с воинством фараона, но никогда не боялось его. Буйные ветра и те не могли разделить твоих вод. Но ты испугалось и побежало, лишь заслышав поступь Господа Бога, ибо путь народа Его лежал через твои недра. «И с тобою, Иордан, что ты обратился назад?» Что стало с тобой, о река, низвергающаяся с горных склонов? Уж не иссякли ли питающие тебя источники, и не поглотила ли тебя внезапно разверзшаяся бездна? Ты обратилась в бегство оттого, что увидела шествие Господа и народа Его. Почему враги наши бегут, когда видят подвизающегося за нас Господа? Почему ад в страхе отступает, когда Христос поднимает над ним Свое знамя? «Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые».

6. «Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» Отчего вы так взволнованы? На этот вопрос есть только один ответ: величие Господа Бога заставляет вас ликовать. Реки, горы и холмы трепещут и смиряются перед Господом Богом, и их послушание является немым укором в адрес наших бесчувственных сердец. Человек, наделенный разумом и способностью рассуждать, не внимает гласу Божьему в отличие от неодушевленного творения, почитающего своего Творца. Восприняв человеческую плоть, Господь подошел к нам гораздо ближе, чем к Синаю или Иордану. Однако человечество не содрогается от осознания своих грехов и не возвращается на путь послушания.

7. «Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева». Или: «пред лицом Господа, Адоная, Господина и Царя нашего». Псалмопевец призывает все творение вострепетать перед лицом Творца, поскольку Тот пребывает на земле постоянно. Когда верующие знают, что Господь близко, они служат Ему со страхом и радуются с трепетом. Благоговейный страх не изгоняется любовью; напротив, Он становится глубже и осмысленней. Сердце, любящее Господа, испытывает пред Ним искреннее почтение.

8. «Превращающего скалу в озеро воды». У подножия скалы образовалось озеро, в пустыне потекли воды. Воды было столько, что она не высыхала, а оставалась на поверхности земли как в огромном водохранилище. «И камень в источник вод». Воды разлились так широко, что на всем протяжении своего пути израильтяне не испытывали жажду. Такова сила Божья. Стоило Ему сказать лишь слово, и невозможное стало возможным: вода полилась из твердого камня. По воле Бога Израилева горы сдвигаются с места и из скалы текут потоки вод. «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе». Один Бог творит чудеса. Голод и жажду человека Он удовлетворяет при помощи поистине чудесных средств. Источник Его благости не иссякает никогда. Что же касается наших духовных потребностей, то они восполняются водой и кровью, текущими из духовного камня, Иисуса Христа. Превознесем имя Господа вместе!

Исход Израиля из дома рабства является ярким и удивительно точным прообразом того, как Господь освободил нас от греховного рабства, а также прообразом победы Господа Иисуса Христа над смертью и адом. Вот почему христиане должны свято хранить память об этом дивном событии. Вспомните, что на горе Преображения Моисей говорил со Христом именно об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. О воинстве небесном сказано, что они поют песнь Моисея, раба Божьего, и песнь Агнца. Кроме того, мы ожидаем второго пришествия Господа, о котором сказано, что прежние земля и небо прейдут и моря уже не будет. А посему мы присоединяемся к пасхальной трапезе поющих Господу праздничный халлель и подхватываем их веселую песнь. Мы, так же как они, были искуплены из рабства, и Господь провел нас по пустыне мира сего, подавая нам манну небесную и воду из духовного камня. Аллилуйя!

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.10 Для чего язычникам говорить: «Где же Бог их»?

9. Не следует забывать, что этот псалом пелся на Пасху и был тесно связан с событиями исхода. В сущности, стихи с 9 по 26-й представляют собой молитву о том, чтобы Господь, явивший Свою славу при Чермном море и Иордане, снова явил чудеса Своего могущества ради прославления собственного имени. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу». Живя среди языческих богохульств, народ Божий стенал и жаждал скорейшего облегчения своей доли. Израильтяне не могли спокойно выносить кощунственные речи в адрес Всевышнего. А самым печальным было то, что язычники потеряли всякий страх перед именем Божьим. Когда-то, при первом вступлении Израиля в Ханаан, на всех врагов Господа напал великий ужас, но поскольку великих знамений Господа не было уже долгое время, аморреи отбросили всякий страх. Израиль взмолился Господу о том, чтобы Он снова обнажил Свою могущественную десницу, как в дни древние, когда Он низложил Раава, поразил этого «большого крокодила» Египет.

Вознося свою молитву, израильтяне остро ощущали собственное недостоинство. Вот почему они не посмели напомнить Господу об обещаниях завета и просить Его о благословении, а сразу воззвали к славе имени Божьего. Именно к этому доводу прибег Моисей в древности: «Чтобы египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего», и Господь помиловал Свой народ. Точно так же молился Иисус Навин, говоря: «И что сделаешь тогда имени Твоему великому?» Почему бы и нам не прибегать к этому доводу всякий раз, когда чувство греховности мешает нашим молитвам? Господь всегда ревнует о Своей славе. При отсутствии других причин Он будет помогать нам исключительно ради славы собственного имени.

Повторение слов «не нам» указывает на великое желание израильтян не приписывать себе славу и не впадать в грех самонадеянности. Они всем сердцем жаждали, чтобы Бог прославил имя Свое вне зависимости от того, какую цену им придется заплатить. Мысль о прославлении самих себя претила им. Прося Бога о милости, они снова и снова отрекались от любой славы, которую можно было бы приписать им.

«Ради милости Твоей, ради истины Твоей». Казалось, что эти качества Бога подвергались опасности больше всего. Как могли язычники поверить в то, что Бог благоволит к народу Своему, если Он предал их в руки врагов? Как могли они поверить в истинность и верность Господа, если Он полностью отверг тех, с кем прежде заключил завет? Бог, однако, ревнует об этих двух Своих качествах, и если мы просим Его о чем-то ради милости и истины, то наша молитва обретет у Него особое благоволение. Сегодня, ввиду того, что первые победы Евангелия остались в далеком прошлом, скептики отваживаются утверждать, что былая сила Евангелия угасла, и воображают, что тем самым бросают тень на истинность Божьих обещаний. В этой связи молитвы о восстановлении доброго имени Господа и о возрождении былой силы и славы Евангелия будут более чем благоугодны. Кто желает торжества собственного мнения ради собственной славы, тот тщеславен. Верующий должен желать торжества истины во славу Господа.

10. «Для чего язычникам говорить: „Где же Бог их“?» Неужели Ты позволишь язычникам кощунствовать, подвергая сомнению Твое существование, милость и верность? Они постоянно ищут повод для богохульств, а значит, и мы должны постоянно молиться о том, чтобы у них не было для этого причин: чтобы ни провидение Божье, ни кажущийся упадок в Церкви не казались им поводом для презрительных насмешек. Когда нечестивцы видят, как благочестивые страдают, в то время, как они сами пребывают в благоденствии и выступают в роли притеснителей, они воображают, будто одержали над Богом победу, и рассуждают так, будто Бог оставил этот мир и отринул Свой народ. Слезные молитвы святых, оставленные без ответа, тяжелые испытания, выпадающие на долю благочестивых, — все это поощряет язычников к богохульству. Они искренне убеждены в том, что нечестие гораздо лучше христианской веры, поскольку, в отличие от праведных, им дано наслаждаться жизнью в нынешнем веке. Когда святые видят, что имя Господне хулится из-за выпавших на их долю испытаний, это причиняет им острую боль. Если бы их страдание приносило добрые плоды, они вынесли бы его с радостью, но, увы, они не видят никаких ощутимых плодов. Со святым трепетом они вопрошают: «Неужели язычникам будет позволено произносить такие речи?»

На вопрос этот нет простого ответа. Иногда Бог позволяет хулителям богохульствовать и тем самым наполнять отведенную им меру беззаконий, после чего Он посылает на них кару, которая на фоне их чрезвычайного нечестия кажется более чем справедливым возмездием. Если нечестивые надменно спрашивают: «Где Бог ваш?», то рано или поздно получат исчерпывающий ответ, ибо сказано: «О, удовлетворю Я себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!» Они получат ответ, когда «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Спрашивают ли они: «Где обетование пришествия Его?» Пришествие Господа будет для них внезапным и ужасным.

Что касается нашего времени, то результатом вопиющего пренебрежения истинной проповедью Евангелия стало широкое распространение современного скептицизма. Я пишу об этом с глубокой скорбью в сердце. Впрочем, мы не должны падать духом.

Наша задача — молиться Богу о том, чтобы Он сохранил истину и благодать от презрительного отношения мира. Наша слава и слава Церкви не так уж важны, главное — слава Божья. Мы можем смело просить Господа прославить Свое имя, будучи убеждены в том, что Он никогда не позволит этой славе померкнуть. Как может Бог позволить, чтобы современные «мудрецы» называли Его безличным первоначалом? Как может Он допустить, чтобы ответы на молитвы почитались не более чем иллюзией и чтобы воскресение Иисуса и Его божественность ставились под вопрос? Как может Он позволить нечестивцам говорить об искупительной смерти Христа с пренебрежением? Допустит ли Он, чтобы учение о Божьем гневе, открывающемся на всякое нечестие, о гневе, пылающем всю вечность, было отвергнуто? Со стороны нечестивцев это не что иное, как самонадеянность, но Господь силен низвергнуть всякое человеческое превозношение. Обратимся же к Господу в ревностной молитве, прося Его вмешаться и даровать Евангелию очевидную и бесспорную победу, да заградятся уста хулителей.

11 Бог наш на небесах; творит все, что хочет.12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; 14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.

11. «Бог наш на небесах». Господь там, где Ему надлежит быть. На дерзкие насмешки злодеев Он смотрит сверху вниз, слышит их досужие речи и взирает на строителей нового Вавилона с молчаливым презрением. Господь восседает на высоком престоле, возвышаясь над всяким человеческим начальством и безраздельно владычествуя над царями земными. Пути и мысли Господа непостижимы для мудрецов мира, как и Его природа. Над Господом не властны ни пространство, ни время, Он обладает абсолютной властью и независимой волей. Таков наш Бог. Мы не стыдимся признать Его своим Богом, даже если Он и не совершает чудес по первому требованию тщеславных глупцов. Когда-то Сыну Божьему сказали, что если Он сойдет с креста, то Его обидчики уверуют. Теперь они хотят, чтобы Бог сошел к нам с небес и тем самым доказал Свое существование. Впрочем, Господь и не помышляет о том, чтобы удовлетворять желания слепцов, не видящих бесчисленных знаков божественного присутствия, явленных человеку от создания мира. Даже если мы поклоняемся Богу в отсутствие каких-либо видимых образов и символов, Он, тем не менее, остается реальным и истинным Богом. Пребывая на небесах, в недосягаемости от Своих врагов, Господь правит ими жезлом железным.

«Творит все, что хочет». По сей день ни одно из повелений Господа не осталось неисполненным, ни один из Его извечных замыслов не остался неосуществленным. Господь не дремлет, дела человеческие Ему совсем не безразличны. Он осуществляет Свои намерения постоянно, и никто не может остановить Его или помешать Ему. Господь творит все, что хочет, и не смотрит на ярость Своих врагов. Он с легкостью осуществляет все Свои планы, и сколько бы нечестивцы ни буйствовали, они не могут не исполнить божественной воли. Ожесточенный фараон был не более чем куском глины в руках Горшечника, даже когда противился Господу изо всех сил. Насмешливый вопрос «Где Бог твой?» снести не так уж трудно, если мы твердо веруем в то, что провидение Божье всегда остается неизменным, что престол Его утвержден навек и что намерения Его непреложны. Мы знаем, что Господь и дальше будет делать то, что делал всегда. Совет Господень стоит вовек, Всевышний всегда творит то, что хочет. Когда великая драма человеческой истории подойдет к концу, всемогущество Божье, Его неизменность и верность Своему слову воссияют ярким светом, а все богоненавистники ввергнутся в погибель вечную.

12. «А их идолысеребро и золото», иначе говоря, мертвая материя. В лучшем случае идолы изготовлялись из драгоценных металлов, но и металл, каким бы драгоценным он ни был, мало чем отличается от дерева или глины, ибо не имеет силы спасать.

Чем драгоценней металл, из которого сделан идол, тем более глуп его изготовитель, выбросивший на ветер большие деньги. В золоте и серебре не больше жизни, чем в меди или железе, и они ничуть не прибавляют идолам могущества.

«Дело рук человеческих». Творец, изготовивший изделие, достоин большей славы, чем его изделие. Сколько же безумия в людях, приписывающих своим изделиям большую ценность, чем самим себе! Как странно, что человек верит в свою способность создать Бога! Разве это не верх безумия? Бог, сотворивший небо и землю, есть Дух. Ему одному надлежит поклоняться. Стоит ли обращать внимание на насмешки тех, кто отказывается поклоняться живому Богу и вместо этого поклоняется делу своих рук? Все то же самое можно отнести и к нашему времени. Бог современной философии — творение мыслителей-людей, родившееся в их собственном разуме и вылепленное в соответствии с человеческим представлением о том, каков Бог. Но это существо — никакой не Бог. Нет иного Бога, кроме Бога откровения. Бог, порожденный нашим разумом, не является Богом, точно так же дела рук наших — не более чем мертвая материя. Истинным Богом может быть лишь Тот, кто являет себя сам. Может ли существо, сотворенное сознанием человека и полностью для него постижимое, быть абсолютным и таинственным Богом неба и земли? Идол — это продукт слепого разума, больного воображения и путающихся мыслей, не более.

13. «Есть у них уста, но не говорят». Идолы не способны произнести ни единого звука, они не могут отвечать своим поклонникам. От них не услышишь ни обещаний, ни предостережений, ни повелений, ни утешений. Они не в силах толковать прошлое и не могут предсказывать будущее. Если бы у них не было уст, никто не ожидал бы от них ответа. Но поскольку у них есть уста, которые всегда молчат, логично заключить, что перед нами немые идолы, никчемные истуканы, не имеющие ничего общего с Господом Богом, возглаголавшим с Синая в звуках грома и говорившим «чрез рабов Своих пророков». Глас Его и доныне сокрушает кедры. «Есть у них глаза, но не видят». Идолы не видят, кто им поклоняется и какие дары приносятся на их алтарь. Некоторым идолам вместо глаз вставляют драгоценные камни, обладающие баснословной стоимостью, однако истуканы от этого не становятся более зрячими. Когда у бога есть глаза, которые не могут видеть, он — слепое божество, а слепота — это скорее проклятье, чем атрибут совершенства. Только слепцы поклоняются слепому богу. Видя слепого человека, мы испытываем к нему жалость, а потому поклонение слепому истукану есть чистейшее безумие.

14. «Есть у них уши, но не слышат». Возможно, псалмопевец имел в виду тех языческих божеств, которых изображали с уродливыми, безобразными ушами. Есть у них уши, но они не слышат своих поклонников, даже если те взывают миллионом голосов. Разве может золото и серебро слышать? Можно ли в здравом уме молиться тому, кто неспособен воспринять ни единого звука? «Есть у них ноздри, но не обоняют». Как пророк Илия насмехался над служителями Ваала, говоря: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!», так и псалмопевец забрасывал своих слушателей саркастическими замечаниями и высмеивал тех, кто кадит в языческих капищах, принося благовония идолам, неспособным обонять. Душа его пылала святым негодованием. Указывая на части тела идола, поэт отпускал в их адрес язвительные насмешки, зная, что идол есть ничто.

15. «Есть у них руки, но не осязают». Посмотрев на руки истуканов, псалмопевец воскликнул: «Они не способны даже принять приносимых им даров!» Руки идолов не могут удержать ни жезла власти, ни меча возмездия. Они неспособны ни благословлять, ни карать. Даже самые ничтожные дела им не по плечу, младенец и тот сильнее их. «Есть у них ноги, но не ходят». Они не могут сами взойти на свое место в капище и нуждаются в том, чтобы их переносили. Если их не закрепить, то они могут легко упасть. Они неспособны самостоятельно передвигаться, и если бы их не переносили, то они всегда оставались бы в одном месте. Они никогда не придут на помощь друзьям и никогда не убегут от тех, кто их преследует. Самое маленькое насекомое двигается больше, чем величайшее из языческих божеств. «И они не издают голоса гортанью своею». Они не могут даже мычать, подобно коровам. Из их гортани не исходит ни рыка, ни воя, ни стона. Языческие жрецы утверждают, что в особые моменты истуканы могут издавать глухие звуки, но это не более чем обман. Может ли золото и серебро издавать звуки? Внимательно осмотрев идолов с ног до головы, псалмопевец выразил свое глубочайшее презрение к их ничтожной сущности.

16. «Подобны им да будут делающие их». Делающие истуканов для того, чтобы им поклоняться, так же глупы, бесчувственны и бездушны, как их создания. Что касается духовной жизни, способности мыслить и рассуждать, то идолы не имеют ни того, ни другого, ни третьего, поскольку являются только изображениями человека, а не разумными существами. «И все, надеющиеся на них». Тот, кто опустился до того, чтобы уповать на идолов, дошел до крайней степени безумства и достоин презрения точно так же, как его мерзкие божества. Паписты вполне заслуживали жестких речей Лютера. Только глупцы могут поклоняться сгнившим останкам и почитать их за святыню.

Боги, созданные современной мыслью, во многом подобны идолам, описанным в этих стихах. Пантеизм тесно связан с политеизмом и не слишком отличается от атеизма. Боги «великих» мыслителей нашего времени — не более чем абстракции. Они не имеют ни извечных замыслов, ни намерений оказывать помощь своему народу. Этих богов совершенно не интересует, грешат люди или нет, поскольку они «шире смотрят» на грех — по их учению даже самые неисправимые беззаконники получат спасение. Идолы всегда таковы, какими их делают самые невзыскательные критики. Истуканы говорят то, что угодно их критикам, и делают то, что им предписано делать. Если бы не мнение поклонников, никто не дал бы за их учение и ломаного гроша. Эти боги созданы по образу и подобию человека, и их почитатели постепенно становятся подобными своим созданиям. Всякий раз, когда общество отходит от принципов справедливости, закона и порядка, мы можем видеть, как в той или иной форме социализма повторяются те самые бедствия, которые обрушились на голову язычников после их отступления от истинного Бога и впадения в идолопоклонство.

17 Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. 18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит 20 Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; 21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.

17. «Дом Израилев! уповай на Господа». Избранный народ должен держаться за своего Бога, даже когда все остальные народы отвергают его. Иегова — Бог Иаковлев, и мы должны доказать Ему свою верность искренней и твердой верой. Какими бы ни были наши скорби, как бы ни злословили нас враги, давайте без страха и колебаний уповать на Того, кто силен прославить Свое имя и защитить Своих детей от всякого зла. «Он наша помощь и щит». Господь помогает Своим верным служителям, будучи их верным другом. Так или иначе, Он оказывает им поддержку в повседневных заботах и защищает от опасностей. Употребление местоимения «наш» может указывать на то, что псалмопевец обращается к самому себе. Призвав дом Израилев к упованию на Господа, он говорит самому себе: «И это вполне разумно, ибо рабы Божьи всегда находят в Господе надежное прибежище и защиту».

18. «Дом Ааронов! уповай на Господа». Приближенные к Господу должны уповать на Него в первую очередь. Призвание сынов Аароновых было тесно связано с провозглашением истины, а служение их состояло в возвещении славы Божьей. Псалмопевец обратился к служителям Божьим с увещеванием оставить всякие сомнения и показывать другим пример святого упования. Священники всегда выступали в роли вождей и учителей народа, подавая им личный пример следования за Господом. Кому, как не им, уповать на Господа Бога Израилева всем сердцем и всей душой?

Псалмопевец с радостью говорит о том, что они и так имели веру, ибо сказано: «Он наша помощь и щит». Как приятно призывать к вере тех, кто уже верует! «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». При помощи напоминаний мы можем возгревать в сердцах людей искренний пыл и призывать их к упованию на Господа, в которого они уже веруют.

19. «Боящиеся Господа! уповайте на Господа». Псалмопевец продолжает в том же ключе. Все верующие призваны уповать на Господа, принадлежат ли они к дому Израилеву или к дому Ааронову. «Он наша помощь и щит». Господь покровительствует всем, кто поклоняется Ему в истинном духе, вне зависимости от их национальности. Ввиду тяжелого положения израильтян неоднократные призывы псалмопевца были более чем уместны. Священники, служители и тайные прозелиты не могли не страдать из-за жестоких насмешек врага; в сердцах своих они стенали, чувствуя презрение к своей религии со стороны богоненавистников. Для их веры это было большим испытанием, и потому псалмопевец снова и снова увещевает их не оставлять своего упования. Как должно быть утешительно звучал этот псалом в Вавилоне или Персии, где израильтяне собирались по ночам, чтобы вкушать пасхальную трапезу. Находясь в чужой земле, не знавшей истинного Бога, они плакали о Сионе. Не исключено, что они постоянно твердили себе эти три слова: «Уповайте на Господа». Мужчины, женщины и дети выражали свое презрение к засилью идолопоклонства и возвещали свое упование на Господа Бога Израилева. Живя в век богохульства и богоборчества, мы также должны свидетельствовать об истине Божьей непрестанно. Если скептики вслух выражают свое неверие, то мы должны вслух возвещать свою веру.

20. «Господь помнит нас». Милости, оказанные нам в прошлом, являются доказательством того, что Бог благоволит к нам и помнит о нас в настоящем несмотря на то, что мы можем испытывать временную скорбь. Не думайте, что Господу трудно вспомнить всех Своих детей. Это не так. Он помнит о нас и дарует нам бесчисленные благословения. «Благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов». Повторение глагола «благословляет» придает этой фразе особую выразительность. У Господа великое множество благословений, и о каждом из них следует помнить. Он благословляет нас неоднократно. Там, где благодать Божья явилась хотя бы однажды, благословения Его льются рекой. Господу приятно посещать один и тот же дом несколько раз и каждый раз приносить в него новое благословение. Благословения Божьи не оскудевают никогда. Если в прошлом Он явил нам преизобильные милости, то в будущем мы получим в три раза больше. Боящимся Его Господь уготовал великие милости, дому Израилеву — особое благословение, а сынам Аароновым — преизобильную благодать. Благословлять — свойство Бога. Никто, кроме Него, не может этого делать. Более того, щедрость Господа приносит Ему славу и великую радость. Если Господь обещал благословить нас, то мы можем не сомневаться в истинности Его слов. Благодать изольется на нас полноводной рекой.

21. «Благословляет боящихся Господа, малых с великими». Господь благословит тех, кто боится Его, кем бы они ни были — принцами или нищими, патриархами или попрошайками. Он питает все живое — от кита, плещущегося в море, до мельчайшего насекомого в траве. Благочестивые не будут оставлены, каково бы ни было их положение. Какие утешительные слова для младенцев в вере, для новорожденных в семье Божьей! Господь благословит всех, как малых, так и великих. Более того, если вы малы, то получите помощь в первую очередь, ибо чем больше нужда, тем быстрее приходит помощь.

22. «Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим». Как в Египте Господь умножил народ Свой, так и святые будут переполнять землю. Не только верные будут благословлены новообращенными, их духовные дети также произведут на свет благочестивых сыновей, и общее число святых достигнет полноты. Бог умножит народ Свой и умножит их радость. Истинные верующие будут расти числом и могуществом до скончания века. Первое благословение, данное человеку, было: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Именно этим благословением Господь благословляет всех боящихся Его. Истина добудет себе последователей и наполнит землю своими защитниками, каких бы идолов ни возвела мирская философия и религиозный сакраментализм.

23. «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю». Это еще одна разновидность благословения Мелхиседекова: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». Это же самое благословение ниспослано и нам благодаря духовному Мелхиседеку, Иисусу Христу. Оно поистине драгоценно, ибо охватывает все, что всевышний Владыка неба и земли может сделать. Господь даст нам всю полноту благодати, и утешение наше будет совершенным. Сотворивший небо и землю способен даровать нам все потребное для жизни и благочестия в дольнем мире, а затем ввести нас в мир горний, в Свои небесные обители. Блажен народ, получивший это благословение. Он намного счастливей тех, кто возлагает свои надежды на позолоченный кусок дерева или на высеченного в камне истукана.

24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.

24. «Небо — небо Господу». Небо — это Царство Господа Бога, где Он являет Свою славу и величие. «А землю Он дал сынам человеческим». Что касается новозаветного домостроительства, то в этот период времени земля и управление ею по большей части преданы Господом в руки человека. Вот почему мы не видим на земле такого же порядка, как на небесах. Хотя Господь безраздельно владычествует над всеми людьми, каждый из нас временно получил свободу нарушать Его заповеди, притеснять народ Божий и возводить капища вопреки Его воле. Чтобы дать сынам человеческим свободу действий, Господу пришлось ограничить Свое влияние в мире и позволить человеку поступать по собственному разумению. Однако Бог не оставил небеса. Он был и остается единым Владыкой мира. В любой момент Он может взять бразды правления в Свои руки.

Вместе с тем у данного отрывка может быть и иное истолкование. Бог умножит народ Свой потому, что когда-то Он отдал им землю и заповедал наполнять ее. Изначально Бог создал человека для того, чтобы он владычествовал над землей от Его имени, и хотя ныне мы не видим, чтобы все было покорено ему, мы видим Христа, превознесенного выше небес, и знаем, что в Нем сыны человеческие обретут огромную власть над землей. «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». Господь будет править древними народами в силе и славе, и тогда могущество и безмерное величие Того, кто являет себя на небесах и в мистическом Теле Христа на земле, откроется в полной мере. Коль скоро земля отдана Богом в руки сынов человеческих, мы должны покорять ее Иисусу Христу, дабы Он владычествовал над ней безраздельно. Бог Отец дал Христу в наследие народы и покорил Ему все пределы земли.

25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;26 но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуйя.

25. «Ни мертвые восхвалят Господа». С точки зрения этого мира, умершие не могут петь ни псалмы, ни гимны, ни духовные песнопения. Проповедники не могут хвалить Бога, находясь в могиле. Христианские служители не могут являть божественную славу, когда лежат в гробу. «Ни все нисходящие в могилу». На кладбище царит молчание. От гниющих костей и подтачивающих их червей мы не услышим ни звуков евангельской проповеди, ни радостных песен. Певцы один за другим покидают священный хор Господа, и нам недостает их пения. Но благодарение Богу, они восходят на небеса, чтобы дополнять своей музыкой красоту ангельских хоралов. Что же касается нас, то, лишившись стольких благочестивых певцов, мы должны петь с еще большим усердием.

26. «Но мы будем благословлять Господа отныне и вовек». Те, кто еще не сошел в могильную тьму, восполнят недостаток хвалы в адрес Господа. Ни испытания, ни скорбь не вынудят нас оставить это священное служение. Старость и телесные немощи не угасят небесного пламени, горящего в наших сердцах. Даже смерть и та не прервет наших славословий. Духовно мертвые люди не могут хвалить Господа; в нас же обитает жизнь, и потому мы не можем не ликовать перед нашим Избавителем. Пусть нечестивцы хранят молчание; мы же вознесем голоса во славу Всевышнего. Даже если в настоящее время мы не видим от Господа чудесных избавлений, Его прошлые милости вселяют в нас надежду и бодрость духа, и мы, укрепившись верой, снова можем славословить, «доколе день дышит прохладою, и убегают тени». Господь снова воссияет подобно солнцу, и сердца сынов человеческих возрадуются. Начнем же славословить Господа уже сегодня, ибо день, в который Господь призывает нас услышать Его милостивый голос, благоприятен. «Отныне и вовек». Этого требует мудрость — никто не должен мешкать с исполнением этого священного долга. Этого требует благодарность — у нас есть все причины хвалить Господа постоянно. Как только мы начнем возносить Богу славословия, мы станем частью вечного богослужения. Даже если хвала наша будет звучать всю вечность, мы никогда не исчерпаем причин для благодарения.

«Аллилуйя». Если мертвые не могут славить Господа, нечестивые не желают этого делать, а беспечные пренебрегают своей святой обязанностью, то праведные славят Всевышнего, не умолкая.

Советы проповедникам

Стихи 1—2. Когда Господь впервые избавляет нас от греха, Он являет Свое присутствие особым образом.

Стихи 1—2. Господь был для Своего народа:

1) Избавителем;

2) Священником: «Святынею»;

3) Царем: «Владением».

Стихи 1, 7. «Дом Иакова», «Бог Иаковлев». Взаимосвязь этих двух понятий.

Стих 2. Церковь.

1. Храм святости.

2. Царство послушания.

Стих 3. Неодушевленное творение является немым укором в адрес непокорных грешников.

Стих 3. «Иордан обратился назад». Победа над смертью.

Стих 4. Непоколебимые объекты содрогаются от шествия Господа. Господь способен пробудить спящий разум, потрясти древние царства, разрушить предрассудки самых высокопоставленных людей.

Стихи 7—8. Священный страх:

1) вызывается присутствием Божьим;

2) возрастает ввиду того, что Господь заключил завет со Своим народом;

3) достигает высшей точки, когда мы видим чудесные благословения, ниспосланные святому народу. «Превращающего скалу в озеро воды»;

4) в конце концов, переходит на всех.

Стих 8. Чудеса подобные рассечению камня:

1. Смерть Христа как источник жизни.

2. Страдания как вид благословения.

3. Смягчение ожесточенных сердец.

4. Цветение бесплодной души.

Стих 8. Благословения Господа:

1) гарантированы: Бог может добыть воду даже из скалы;

2) обильны: «Озеро воды»;

3) непрерывны: «Источник вод»;

4) назидательны: вселяют в сердца благоговейный страх перед могуществом Господа.

Стих 9. Данный отрывок может быть:

1) ревностной молитвой;

2) исповеданием святого сердца;

3) надежным ориентиром в богословии;

4) руководством в повседневной жизни;

5) призывом к смирению для тех, кто добился успеха.

Стих 9.

1. Человек не должен хвалить себя:

а) ни за жизнь: «Не нам, Господи»;

б) ни за здоровье: «Не нам, Господи»;

в) ни за успех: «Не нам, Господи»;

г) ни за друзей: «Не нам, Господи»;

д) ни за средства благодати: «Не нам, Господи»;

е) ни за спасительную веру во Христа: «Не нам, Господи»;

ж) ни за дары и благословения: «Не нам, Господи»;

з) ни за надежду славы: «Не нам, Господи»;

и) ни за участие в жизни других: «Не нам, Господи».

2. Вся слава принадлежит Господу.

а) Все, что мы имеем, дано нам милостью Божьей.

б) Все наши ожидания исполняются потому, что Бог вереи.

Стих 10. Вопрос-насмешка, на который мы можем дать много убедительных ответов.

Стих 10. Почему язычники так говорят? Почему Господь позволяет им так говорить?

Стихи 10—11.

1. Грех язычников (ст. 10).

а) Невежество. Они видят храм, но не видят Бога.

б) Глумление над народом Божьим, оставленным на короткое время. «Где же Бог их?»

2 Ответ на их грех (ст. 11).

а) Вы спрашиваете, где наш Бог?

б) Лучше спросите, где Его нет.

в) Вы спрашиваете, что Он сотворил? «Творит все, что хочет».

Стих 11.

1. Бог на небесах — Владыка вселенной.

2. Бог доказывает Свое владычество конкретными делами.

3. Однако снисходит, чтобы быть «нашим Богом».

Стих 11 (вторая часть). Абсолютное владычество Господа Бога Вседержителя. Объясните суть этого библейского учения. Великий Бог имеет право безраздельно царствовать над всем Своим творением и делать все, что Ему угодно. Он имеет это право, будучи Создателем и Владыкой неба и земли. Обратите внимание на следующее:

1) Господь бесконечно мудр. Он знает всех существ, которых сотворил, их поведение и наклонности;

2) Господь абсолютно праведен;

3) Господь безмерно благ.

Стихи 12-16.

1. Природа идолов. Все идолы, будь то объекты физического мира, богатство или мирские удовольствия, обладают рядом общих черт:

а) у них нет глаз, и они не могут призреть на нас с жалостью;

б) у них нет ушей, чтобы слышать наши молитвы;

в) у них нет языков, чтобы утешать;

г) у них нет рук, чтобы помогать.

2. Природа истинного Бога.

а) Бог видит все.

б) Бог слышит все.

в) Бог говорит с нами.

г) Бог помогает нам.

д) Бог приходит к нам.

е) Бог премудр.

ж) Бог полон сострадания.

3. Природа идолопоклонства. Все идолопоклонники постепенно уподобляются своим идолам.

Стих 16. Сходство между идолопоклонниками и их идолами. Проиллюстрируйте на конкретных примерах.

Стих 17. Живой Бог требует от нас духовного поклонения. Вера — это жизнь поклонения. Вера показывает, что Бог реален. «Он наша помощь и щит». Только истинный духовный Израиль может воздавать Богу такое поклонение.

Стихи 17—19.

1. Упрек: Израиль, дом Ааронов, боящиеся Господа, почему вы не уповаете на Господа?

2. Исправление или увещевание: «Уповай на Господа». Уповаете ли вы на Господа так же, как другие народы уповают на своих идолов?

3. Наставление: да знают церкви, служители и все боящиеся Господа, что «Он наша помощь и щит» всегда и во всех обстоятельствах.

Стих 18.

1. Служители Слова должны уповать на Господа в первую очередь. «Дом Ааронов! уповай на Господа».

2. Поставленные Господом на особое служение получат от Него особую помощь. «Он наша помощь».

3. Если Господь особым образом помогает служащим у алтаря, то Он подаст им и особую защиту в скорби. «И щит».

Стих 19. Основание крепкой веры — детский страх перед Господом.

Стих 20. Наш прошлый опыт. Чего нам ожидать в будущем?

Стихи 20—21.

1. Дела, совершенные Богом на благо избранного народа: «Господь помнит нас».

а) Он сохранил нас от всякого зла.

б) Он даровал нам преизобильные милости.

в) Он ниспослал нам испытания для укрепления нашей веры.

г) Он был нашим Вождем.

д) Он утешал нас во всех напастях.

е) Все мельчайшие благословения — результат Божьей заботы о нас. «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже». Помышления эти родились у Бога прежде создания мира и задолго до нашего появления на свет.

2. Дела, которые Господь еще совершит для Своего народа: «Благословляет нас».

а) Он благословит нас обильно, ибо благословения Его велики, как Он сам. Благословенны те, кого благословляет Господь.

б) Господь благословит нас в соответствии с нашей нуждой. Дом Израилев, дом Ааронов и все боящиеся Господа. Господь восполнит их потребности, благословит малых с великими.

в) Господь благословит нас непременно — псалмопевец четыре раза употребляет слово «благословит».

г) Господь проклинает однажды, а благословляет четыре раза.

Стих 21.

1. «Боящиеся Господа»,

2. Кто они? «Малые с великими».

3. Благословение приходит и к тем, и к другим.

Стих 22.

1. Благословение Господа умножает:

а) знание;

б) любовь;

в) святость;

г) полезность.

2. Рост: в результате благословения мы растем не просто быстро, но все быстрее и быстрее.

3. Приумножение потомства: дети наши растут в благодати, когда смотрят на наш пример.

Стих 22, Благословения Господа:

1) неиссякаемы: «Более и более»;

2) преизобильны: «Вам и детям вашим». Родители должны искать благодати для самих себя, зная, что для их детей это будет благословением. Они должны молиться Господу о том, чтобы Он сделал их добрым примером для своих детей, а также даровал их молитвам особую действенность и благословил их детей ради веры родителей.

Стих 23. Благословение:

1) дано особому народу: «Вы»;

2) ниспослано с небес: «Господом»;

3) дано в нужный момент;

4) засвидетельствовано особой печатью: «Благословенны вы Господом»;

5) требует благодарения с нашей стороны: «Мы будем благословлять Господа отныне и вовек» (ст. 26).

Стих 23. Благословения Творца.

1. Их величие.

2. Их полнота.

3. Их разнообразие.

Стих 24. Власть сынов человеческих над землей.

1. Ее границы.

2. Злоупотребление властью.

3. Установленные Господом границы.

4. Великий замысел.

Стихи 25—26.

1. Отсутствующие голоса: «Ни мертвые восхвалят Господа».

2. Их воздействие на нас: «Но мы будем благословлять Господа».

3. Их призыв ко всем остальным: «Аллилуйя». Хвалите Господа. Наша задача — восполнять отсутствующие голоса.

Стихи 25—26.

1. Те, кто не хвалит Господа на земле, не будут хвалить Его и на небе. В аду у них не будет для этого времени.

2. Те, кто хвалит Господа на земле, будут хвалить Его на небе еще больше.

Стихи 25—26. Новогодняя проповедь.

1. Печальное воспоминание: «Мертвые».

2. Благословенное намерение: «Мы будем благословлять Господа».

3. Подходящее время для начала хвалы: «Отныне».

4. Нескончаемость хвалы: «Вовек».