114. Избавление от смерти

Тема

Перед нами еще один пасхальный «халлель», а значит, его истолкование так или иначе должно быть связано с событиями исхода. Псалом представляет собой песнь одного человека. Во время праздника Пасхи автор вспоминает Египет и чудесное избавление народа израильского из земли рабства и изливает перед Господом свою благодарность. Размышляя о возвращении дома Иаковлева в землю отцов, мы вполне можем представить себе престарелого иудея, опирающегося на посох и поющего: «Возвратись, душа моя, в покой твой». Затем он поднимает праздничную чашу и говорит словами сто пятнадцатого псалма (ст. 4): «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». Святой старец вспоминает собственное освобождение и освобождение своего народа и поет: «Ты разрешил узы мои». Он чувствует жалость к своему народу, помышляя о дворах дома Божьего и о священном граде, и обещает петь «посреди тебя, Иерусалим».

Тема псалма — радость псалмопевца о Господе, выведшем его из египетского рабства. Мы видим, что Господь слышит молитвы Своих сыновей и избавляет их от лютых бед. Они покоятся в Господе как в надежном убежище, ходят свободно, осознают свои обязанности перед Всевышним и понимают, что они больше не принадлежат себе, ибо были куплены дорогой ценой. Мы видим, как они присоединяются к великому сонму искупленных и воспевают вместе с ними «Аллилуйя». Поскольку сам Господь пел эти строки, мы не ошибемся, предположив, что некоторые фразы настоящего псалма применимы к земной жизни Спасителя и являются, в определенной степени, описанием Его личного опыта.

Композиция[1]

Композиционное деление, предложенное Дэвидом Диксоном, значительно облегчает восприятие псалма. С его точки зрения, псалом делится на три части, в каждой из которых псалмопевец благодарит Бога за дарованную ему милость, главным образом, за его чудесное избавление от смерти, как от телесной, так и от духовной.

В стихах 1—2 псалмопевец выражает свое намерение прибегать к Господу в молитве. В стихах 3—8 он излагает причину своего упования — вспоминает о прошлых милостях Господа. В стихе 8 говорит о своем намерении ходить перед Господом во все дни жизни.

В стихах 1—3 (Пс.115) перечислены причины, побуждающие псалмопевца ходить в послушании перед Господом. В стихах 4—10 (Пс.115) он вновь вспоминает о своем намерении хвалить Господа и служить Ему, а главное — воздать обеты, принесенные в дни скорби перед всей церковью.

Истолкование

1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.

1. «Я радуюсь, что Господь» (в англ. — «Я люблю Господа». — Примеч. пер.). Это благословенное исповедание каждый верующий должен произносить без колебаний. Любовь к Господу предписана нам в законе, однако только евангельская благодать смогла произвести ее в наших сердцах. Любовь — это сладчайшее из благословений и верный признак спасения. Как милостив Господь, что согласился быть любимым столь ничтожными существами, как мы! Только благодаря действию божественной благодати мы можем сказать: «Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя».

«Услышал голос мой, моление мое». Псалмопевец знает, что любит Господа, и знает, чем вызвана его любовь. Когда мы знаем причины своей любви, мы можем быть уверены, что она будет крепка, глубока и бессмертна. Некоторые утверждают, что любовь слепа, однако, когда мы любим Господа, глаза наши широко открыты, и мы можем обосновать все свои чувства при помощи твердой логики. Причин любить Господа более чем достаточно. Любовь производится в наших сердцах необъяснимым сочетанием принципов и страстей, доводов и эмоций. В качестве объяснения своей любви Давид привел тот факт, что Господь услышал его молитвы. Псалмопевец молился вслух, что является весьма полезной привычкой. Если вы умеете молиться вслух так, чтобы вас никто не слышал, не пренебрегайте своим умением. Однако бывали моменты, когда речь Давида текла прерывисто и бессвязно, и он не мог бы назвать ее молитвой. В такие моменты ему не хватало слов, и он мог только стонать. Бог же слышал голос его, каким бы он ни был. Иногда, впрочем, ему удавалось произнести связную молитву, он тогда называл ее молением. Давид славил Господа всеми доступными способами, и когда у него не получалось что-то одно, он делал другое. Молитвы его были непрестанны, и потому он упомянул не моление, а моления. Господь всегда с готовностью выслушивал его прошение, сколько бы Давид к Нему ни обращался. Господь благоволил как к его стонам, так и к связным молениям, и не оставлял ни то ни другое без ответа. Вот почему Давид любил Господа всем сердцем своим. Молитвы, на которые мы получили ответ, связывают наши сердца с Господом серебряными нитями любви. Господь отвечает на молитву, и в сердце человека вспыхивает любовь. С точки зрения Алекзандера, оба глагола можно перевести в настоящем времени: «Люблю, ибо Господь слышит голос мой, моления мои». То же самое можно сказать о каждом из нас, когда мы приступаем к Господу в молитве. Господь каждый день отвечает на наши молитвы и тем самым возгревает в нас ответную любовь.

2. «Приклонил ко мне ухо Свое». Господь сошел с высоты небес, чтобы услышать мои молитвы. Псалмопевец рисует образ заботливого доктора или любящего друга, который склоняется над постелью больного, чтобы не пропустить ни одного его слова, ни одной интонации. Иногда молитвы наши столь немощны, что мы сами едва можем их услышать. В такие моменты мы сомневаемся в том, действительно ли мы молимся, но Господь заботливо приклоняется к нашим устам и слышит все, что из них исходит. «И потому буду призывать Его во все дни мои». Все дни жизни моей я буду молиться только Богу, и прошения уст моих не перестанут. Как прекрасно возвращаться туда, где тебя ждут и любят! Слово «призывать» может означать как хвалу, так и молитву. Под фразой «призывать Господа» мы часто подразумеваем высшую степень поклонения. Когда великий Господь отвечает на наши немощные молитвы силой Своей благодати, мы укрепляемся в своем желании молиться и принимаем решение приступать к престолу Божьему постоянно. Что касается нас с вами, то мы никогда не стали бы благодарить попрошайку за то, что он обещает просить у нас денег снова и снова на том основании, что мы однажды исполнили его просьбу. Господу же угодно принимать от нас постоянные прошения. Благость Господа поистине велика, а терпение Его поистине безмерно. Будем же хвалить Ветхого днями всякий день; молитвы наши да восходят к Нему нескончаемым потоком. Он обещает нам: «Как дни твои, будет умножаться богатство твое». Мы же со своей стороны должны принять решение славословить Господа во все дни жизни нашей.

3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. 7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. 8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.

3. Фразой «объяли меня болезни смертные» псалмопевец описывает свое конкретное состояние. Как охотники окружают оленя плотным кольцом и травят собаками, так и смертельная печаль обступила Давида со всех сторон. Сети скорби, немощи и адских ужасов, в которые смерть, как правило, уловляет свою жертву, прежде чем утащить ее в мрачную обитель, опутали его с ног до головы. Беда подошла к нему слишком близко. «Муки адские постигли меня». Адские муки, которые испытывают души проклятых, нахлынули на него внезапно, и он ощутил на себе их зловещую хватку. Такие мучения имеют прямое отношение к смерти — человек испытывает их прежде, чем сойти в могилу. Беды и горести, подобно безжалостным гончим, подступили к Давиду вплотную и вонзили в него свои острые клыки. «Я встретил тесноту и скорбь». Печаль обступила меня со всех сторон, скорбь вошла в сердце мое. Горести Давида удвоились, и чем больше он искал выхода, тем более положение его усугублялось. Когда человек встречает на своем пути богатство, радости его нет предела, но что испытывает тот, кто лицом к лицу встретил тесноту и скорбь? Казалось, беды сами искали псалмопевца и наконец нашли его. Когда он попытался сам найти выход из трудного положения, то нашел не облегчение, а только двойную скорбь.

4. «Тогда призвал я имя Господне». Молитва всегда уместна. Когда все надежды на спасение были потеряны, псалмопевец призвал имя Господне. Благочестивый муж не мог прийти к Господу сам и потому воззвал к Нему в молитве. От отчаяния его спасла вера. Взывать к человеку было бесполезно, и казалось, что любые обращения к Господу также бессмысленны. И все же Давид воззвал к Всевышнему всеми силами своей души. Обратившись к Господу за помощью, Давид перечислил в молитве все достоинства Его святого имени и тем самым доказал, что упование его не было тщетным. Некоторые из нас, вспоминая прошлые скорби и испытания, могут сказать вслед за псалмопевцем: «Тогда призвал я имя Господне».

В своей молитве Давид призвал на помощь милость и истину, могущество и верность Господа Бога. Молитва его звучала так: «Господи! избавь душу мою». Прошение это было кратким, но всеобъемлющим, конкретным, смиренным и искренним. Как было бы прекрасно, если бы все наши молитвы следовали этому образцу! Возможно, окажись мы в положении псалмопевца, мы молились бы точно так же — реальная молитва рождается в недрах реальной скорби. Давид был немногословен и не произносил высокопарных речей. Прошение его звучало просто и ясно. В нем не было ничего лишнего и вместе с тем не было и ничего упущенного.

5. «Милостив Господь и праведен». Господь слышит наши молитвы и тем самым являет Свою милость и праведность. Внимая мольбам недостойных грешников, Господь оказывает нам невиданное милосердие. Более того, Он обещал быть внимательным к нашим мольбам и, будучи верен и праведен, не может пренебречь воплями народа Своего и нарушить Свое обещание. До конца по-

пять удивительное соотношение милости и праведности Господа можно лишь в свете жертвенной смерти Господа Иисуса Христа.

Помышляя о кресте Господнем, мы понимаем, что в смерти Христа Бог явил как Свое милосердие, так и праведность. «И милосерд Бог наш». Бог сострадателен, заботлив и исполнен всякой милости. Принявшие Его не сомневаются в Его милости: если бы Господь не был милостив, они никогда не сделали бы Его своим Богом. Таким образом, мы видим, что праведность Господа является как бы связующим звеном между Его милостью и милосердием. Будучи милостивым, Господь находит способ удовлетворить Свою праведность, чтобы свободно проявлять милосердие к Своим чадам. Меч справедливого возмездия вложен в золотые ножны благодати.

6. «Хранит Господь простодушных». Тот, кто мудр и умен, может позаботиться о себе сам. Что же касается простодушных, тех, кому недостает в этом мире смекалки, дипломатичности и расчетливости, то о них заботится Господь, ибо они всякий день уповают на Его заботу и водительство. Мудрые в веке сем запутаются в тенетах своей мудрости, а правые сердцем, ходящие пред Господом в истине и простодушии, будут ограждены от коварства врагов и переживут своих ненавистников милостью Божьей. Святые в этом мире подобны стаду овец среди волков. И все же овец в мире гораздо больше, чем волков, и не исключено, что, когда на земле не останется ни одного волка, овцы будут пастись спокойно и безопасно. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

«Я изнемог, и Он помог мне». Каким бы простодушным я ни был, Господь не забыл меня. Он спас меня, когда я изнемогал от клеветы, уныния и болезни. В этом мире детей Божьих подстерегает великое множество напастей, но милость Божья приходит к ним в любых обстоятельствах. Господь восполняет наши нужны, восстанавливает наше доброе имя, находит нам новых друзей, когда мы оставлены прежними, утешает нас в унынии и исцеляет все наши недуги. Тысячи христиан могли бы засвидетельствовать: «Я изнемог, и Он помог мне» и тем самым восславить Господа всякой благодати ради утешения тех, кто проходит через похожие испытания. Давид на личном примере показал то, как Господь хранит простодушных. Проверять истину Божью собственным опытом — благословенная практика. Именно так свидетельство Христово подтверждается в сердцах наших, и мы становимся свидетелями Господу в этом мире.

7. «Возвратись, душа моя, в покой твой». Обратите внимание, что Давид называет покой своим и чувствует полную свободу вернуться в него. Какую радость должна испытывать душа, зная, что, сколько бы она ни страдала, у нее всегда есть возможность вернуться в свой покой! Псалмопевец, очевидно, пребывал в глубоком унынии. Беды подточили его духовные силы, но он успокаивал свою душу упованием на Господа и ожиданием ответа на свои молитвы. Давид знал, что такое покой; душа его не раз ощущала блаженное спокойствие веры, и он снова обратился к Господу, ища в Нем надежное прибежище в скорби. Душа его воспарила к Всевышнему, как птица воспаряет к своему гнезду. Когда душа верующего теряет покой хотя бы на мгновение, она не должна искать его ни в мире, ни в самой себе. Покой можно обрести только в Господе. Верующий молится, и Господь, слыша его молитву, снова открывает ему путь к обещанному покою. А посему не будем нерадивы в своих молитвах.

«Ибо Господь облагодетельствовал тебя». Мы служим благому Богу и строим на твердом основании. А посему не будем искать себе иного покоя. Вернемся к Тому, кто облагодетельствовал нас Своей любовью. Какое утешительное слово! Любой верующий мог бы засвидетельствовать истину этих строк примерами из собственной жизни. Господь облагодетельствовал нас! Он даровал нам Сына Своего и вместе с Ним даровал нам все остальное. Он ниспослал нам Святого Духа и вместе с Ним излил на нас духовные благословения. Бог являет себя истинным и щедрым Богом: от Его полноты мы приняли благодать на благодать. Мы приступили не к скудной трапезе скупца. Рука Дающего не оскудела. Благословляющий нас безмерно богат. Вернемся же к Нему, ибо Он облагодетельствовал нас великими благословениями. В следующих строках псалмопевец продолжает свою мысль.

8. «Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения». Триединый Бог даровал нам троекратное спасение: избавил душу нашу от могилы, освободил сердце наше от печали и оградил имя наше от клеветы. Никто не должен успокаиваться, пока не получит эти три вида спасения. Как можем мы печалиться, когда Господь избавил душу нашу от смерти? Почему сердца наши по сей день объяты скорбью? Чем объяснить наши слезы? Если Господь избавил очи наши от слез, то можем ли мы оставаться во грехе? Не будем же успокаиваться, пока ноги наши не встанут на прямой путь. Отринем от себя все, что запинает нас и мешает идти по этому пути. Спасение, радость и святость неразрывно связаны между собой, и Господь даровал нам эти три благословения по завету благодати. Когда Господь приближается к нам, смерть обращается в бегство, слезы сменяются радостью, а вместо страха приходит покой.

Псалмопевец выразил твердое намерение славить Господа во все дни жизни своей, и никто не станет спорить с тем, что с его стороны это было благочестивым желанием. Господь чудесным образом вознес его из глубокого рва, и Давид положил в сердце своем славословить милосердного Иегову непрестанно. Понятны ли нам его мотивы? Будем ли мы поступать так же? Святой Дух да поможет нам «всегда радоваться, непрестанно молиться, и за все благодарить: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

«Буду ходить пред лицом Господним на земле живых». Это второе намерение псалмопевца: жить на земле живых с осознанием того, что Господь видит тебя каждую секунду. Человека легко понять по его делам. Некоторые ходят исключительно «перед лицом» других людей, учитывая только их мнение и только их отношение. Благочестивые, однако, постоянно видят перед собой Господа и действуют исходя из того, что око Всевышнего всегда обращено на них. «Ты Господь, видящий меня» — эта истина должна влиять на нас гораздо больше, чем: «Меня видит мой начальник». Только тот, кто ходит перед лицом Господа, может по-настоящему жить в святости и сохранять веру, надежду и сыновний страх. Все испытавшие божественное избавление в ответ на молитву обрели мощный стимул к благочестию. Бог пребывает со Своим народом особенным образом. А коль так, к чему это нас обязывает?

Советы проповедникам

Стихи 1—2.

1. Настоящее: «Радуюсь».

2. Прошлое: «Господь услышал».

3. Будущее: «Буду призывать».

Стихи 1—2. Личный опыт молитвы.

1. Мы молимся часто, постоянно и по-разному.

2. Бог слышит нас: благодарение за прошлые милости — как обычные, так и особенные.

3. В результате наша любовь к Богу возрастает.

4. Молитва становится для нас столь ценной, что мы молимся непрестанно.

Стихи 1—2, 8. В первом стихе псалма мы видим признание в любви: «Я люблю Господа». Во втором стихе псалма мы читаем о намерении молиться: «Буду призывать Его во все дни мои». В восьмом стихе мы читаем о намерении ходить перед Господом: «Буду ходить пред лицом Господним на земле живых». Таким образом, святого должны заботить три вещи: упование на Господа всем сердцем, исповедание Господа устами и образ жизни. Эти три вещи складываются в сладчайшую мелодию для Господа, поскольку поклоняющийся подобным образом не только поет устами, но и благоговеет перед Господом всем сердцем и воплощает свою веру в повседневной жизни.

Стих 2. «Господь услышал», а потому я «буду призывать». Благодать побуждает нас к действию.

Стихи 2, 4 и Пс.115:4, 8. Четыре упоминания о призывании имени Господа.

1. «Буду призывать» (ст. 2).

2. «Призвал я» (ст. 4).

3. «Имя Господне призову», когда приму чашу спасения (Пс.115:4).

4. «Имя Господне призову», когда принесу жертвы (Пс.115:8).

Стихи 2, 8 и Пс.115:4, 5, 8. Пять намерений.

1. «Буду призывать».

2. «Буду ходить».

3. «Призову».

4. «Воздам».

5. «Принесу».

Стихи 3—5. Душа, прошедшая испытания.

1. Мое первоначальное состояние (ст. 3).

2. Мои действия (ст. 4).

3. Мои открытия (ст. 5).

Стихи 3—6.

1. Ситуация:

а) телесный недуг;

б) устрашенная совесть;

в) печаль души;

г) самокритика: «Я встретил тесноту и скорбь».

2. Прошение:

а) непосредственное: «Призвал я имя Господне»;

б) немедленное: «Тогда»;

в) краткое, соответственное нужде: «Господи, избавь душу мою».

3. Избавление:

а) предвкушаемое: «Милостив Господь»;

б) общее: «Хранит Господь простодушных»;

в) частное: «Я изнемог, и Он помог мне». Помог мне молиться. Избавил меня от бед в ответ на молитву. Помог мне хвалить Его за милость, верность и благодать, явленные в моем освобождении.

Бог прославляется через страдания Своего народа: покорных. Он хранит в страданиях, а смиренных возносит при их помощи.

Стих 5.

1. Вечная благодать или замысел любви.

2. Совершенная справедливость или препятствие, с которым сталкивается святой Бог.

3. Безмерная милость или плод искупления.

Стих 7. «Возвратись, душа моя, в покой твой». Покой Божий принадлежит верующим по четырем причинам.

1. Покой принадлежит им по определению Божьему.

а) Покой Божий — плод божественного замысла.

б) Покой Божий — плод божественного действия.

в) Покой Божий — результат божественного благоволения.

2. Покой принадлежит им по факту искупления.

а) Будучи грешниками, мы потеряли покой, необходимый нам как творениям Божьим.

б) Христос отдал Свою жизнь, чтобы вернуть нам покой.

3. Покой принадлежит им по обещанию.

а) Господь обещал нам его по милости Своей.

б) Он сказал: «Сам Я пойду и введу тебя в покой».

4. Покой принадлежит праведным душам в результате их выбора.

Стих 7. «Возвратись, душа моя, в покой твой». Когда и в каких обстоятельствах чадо Божье может сказать эти слова?

1. После столкновения с суетой делового мира.

2. Перед тем, как пойти на богослужение в день Господень.

3. В час скорби.

4. В момент отшествия из мира.

Стих 7.

1. Покой душевный. Наш покой в Боге.

а) Душа создана так, чтобы обретать покой в Боге.

б) По этой причине мы не можем обрести покой в другом месте.

2. Потеря душевного покоя — подразумевается под словом «возвратись».

3. Возвращение души в покой посредством:

а) покаяния;

б) веры;

в) молитвы.

4. Причина возвратиться в покой:

а) не в человеке;

б) но в Боге;

в) не в справедливости Божьей;

г) но в благости Божьей. Благость Божья ведет нас к покаянию.

2. Ходить в любви Господа.

3. Ходить в послушании Господу.