115. Воздаяние за избавление

Тема и композиция

См. тему и композицию Пс.114.

Истолкование

1 Я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен.2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.3 Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?

1. «Я веровал и потому говорил». Уста мои отверзлись только благодаря вере. Если бы не вера, сохранившая мне жизнь и даровавшая мне избавление, которым я не прекращаю хвалиться, то я не смог бы обращаться к Богу в молитве и свидетельствовать о Его благости. Только те имеют право рассуждать о мире горнем, кто воистину верует. Речи мира губительны, а язык верующих — древо жизни. Самые яркие речи всегда произносились теми, чьи сердца были вполне уверены в истинности Слова Божьего. Не только псалмопевец, но и Лютер, Кальвин и другие великие свидетели истины Божьей могли сказать: «Я веровал и потому говорил».

«Я сильно сокрушен». Действительно, страдание Давида было тяжелым и порой невыносимым. Но поскольку Господь избавлял его в прошлом, поэт был уверен в том, что спасение Божье — не иллюзия, а очевидный факт. Вот почему он был готов говорить о славе Божьей вопреки обстоятельствам. Страдания не погубили его веру. Она подверглась испытанию, но не была сокрушена.

2. «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». В некотором смысле это действительно так, даже если мы утверждаем это в опрометчивости. Если, скажем, мы доверяем людям слепо и безраздельно, то в конце концов все они, так или иначе, окажутся лжецами — некоторые из-за неспособности говорить правду, а некоторые по малодушию. Сам псалмопевец, однако, не считал свои слова абсолютно верным утверждением, зная, что произнес их поспешно и необдуманно, в порыве чувств. Только в этом смысле мы можем признать его вердикт несправедливым. У него не было оснований не доверять всем людям без разбора — многие из них правдивы, честны и добросовестны. У всех нас есть верные друзья и доброжелатели, и если они по какой-то причине разочаровывают нас, то мы не должны немедленно объявлять их лжецами, зная, что их действия вполне могли быть вызваны мгновенной слабостью или попросту безволием. Под давлением обстоятельств мы часто выносим крайние суждения. А коль так, то нам следует внимательно следить за своими словами и эмоциями. Когда псалмопевец веровал, он говорил, а когда сомневался — говорил опрометчиво. Когда он веровал, он молился Господу, а когда сомневался — обвинял. В некоторых случаях наши слова уместны, а в некоторых нам лучше помолчать. Как часто нам приходится раскаиваться в словах, сказанных опрометчиво! А посему, когда мы находимся в состоянии эмоционального возбуждения, лучше всего не открывать уст. Как гласит поговорка, «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Ведь даже если мы раскаемся в сказанном, воздействие наших слов от этого не станет менее болезненным. Если самому Давиду приходилось раскаиваться в своих словах, то никто из нас не может доверять своему языку, пока его норов полностью не обуздан.

3. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» Давид поступил мудро, перестав сетовать на лжецов и свою тяжелую долю и обратив все свои помыслы к Богу. Все время твердить об обмане и несовершенстве мира бессмысленно. Гораздо полезней восславить Господа за Его верность и совершенство. Псалмопевец задает себе правильный вопрос. Господь оказал нам столько милости, что мы со своей стороны должны внимательно исследовать свою жизнь, чтобы не пропустить ничего, за что Его можно было бы восхвалить. Хвалить Бога за то, что очевидно, — мало; мы должны постоянно отыскивать новые благодеяния Господа и благодарить за них с новой силой. Благодеяния Господа бесчисленны, а значит, и наши славословия должны быть разнообразными и неумолчными. Каждый должен выражать благодарность по-своему. Коль скоро Господь посылает нам особые дары и милости, каждый из нас должен спросить: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Как могу послужить Ему?»

4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.5 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.6 Дорога в очах Господних смерть святых Его!7 О Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои.8 Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.9 Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его,10 во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуйя.

4. «Чашу спасения прииму». Такой странный ответ на вопрос: «Что воздам?» Однако в нем явлена мудрость псалмопевца.

Я немощен и грешенчто воздать

Могу я Господу за все благословенья?

Могу я чашу милости принять

И уповать, откинув все сомненья.

Принятие чаши спасения было образом искреннего преклонения пред Господом наряду с другими формами богопочитания. Вот почему псалмопевец добавил: «И имя Господне призову». Это означало, что он до дна опустошит чашу спасительной благодати Господа, после того как вознесет Ему свои славословия, благодарения и молитвы. Какую же дивную чашу уготовал нам Господь! Посреди трапезы, накрытой Богом вечной любви, стоит чаша благословения, и каждый может принять ее верой. Восхвалим же и возблагодарим милостивого Господа с радостью и ликованием: каждый из нас может пить из Его чаши и обновляться в силе. Образно мы принимаем чашу Господню на причастии. Духовно мы можем принимать ее постоянно, ибо каждый из нас верой отпивает из золотого кубка завета и таким образом усваивает содержащиеся в нем Божьи благословения. Дорогой читатель, остановись на мгновение и сделай медленный глоток из чаши, приготовленной Христом. Этот божественный вкус произведет в твоем сердце желание преклониться пред великим и щедрым Господом.

5. «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его». Третьим намерением псалмопевца, как вы помните, было искренне поклоняться Господу во все дни жизни своей. Исполнение данных Богу обетов было первым шагом на этом пути. В скорби своей он дал Богу обеты и теперь был твердо намерен их исполнить. «Обеты мои воздам Господу». Давид сделал это незамедлительно и перед всем народом. Переусердствовать в исполнении обетов Божьих невозможно. Данные нами обеты становятся долгами, а долги нужно платить. Лучше всего возвращать долги в присутствии свидетелей. Не стоит стыдиться публично исполнять свои обещания. Этим смелым шагом мы показываем, что не стыдимся Господа Бога нашего. Кроме того, это может принести огромную пользу тем, кто слышит наши публичные славословия в адрес милосердного Господа. Впрочем, способны ли на такое люди, которые никогда не исповедовали Спасителя устами? Что скажете на это вы, тайные ученики Господа? Наберитесь смелости и признайте Господа Бога вашего перед всем народом. Если вы действительно приняли спасение, то должны выйти вперед и признать его в день благоприятный.

6. «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» Господь не позволил псалмопевцу погибнуть; Он пришел к нему на помощь и избавил душу его от смерти. Очевидно, что данная песнь, помимо всего прочего, была призвана напоминать иудеям, исцелившимся от серьезных недугов, о чудесной милости, явленной им Господом. Господь ценит жизнь Своих святых и часто ограждает их от смерти там, где другие бы погибли. Святым не грозит безвременная смерть; они бессмертны, пока дело их на земле не будет завершено. А когда наступит момент их отшествия, он будет дорог в очах Господа. Всевышний ухаживает за умирающим на ложе его, поправляет его подушки, ободряет его сердце и принимает его душу. Искупленные бесценной кровью Христа настолько важны для Господа, что даже смерть их дорога в очах Его. Предсмертное ложе святых представляет собой великую ценность для Церкви, которая часто научается мудрости из уст оставляющих этот мир. Его ценят и верующие, оставшиеся в живых, ибо последние слова умирающих являются для них сокровищем. И, наконец, оно ценно в очах самого Господа. На смертный триумф Своих святых Он смотрит с великой радостью. Если мы ходили пред лицом Его в земле живых, то мы можем безбоязненно предстать перед Ним в момент нашего отшествия.

7. Воздавая свои обеты, благочестивый муж снова предает себя в руки Господа. «О Господи! я раб Твой». Таким образом, его славный дар — он сам. Он посвящает себя своему полноправному Владыке всецело, искренне и вседневно, ибо Господь освободил его от уз смерти и искупил кровью Своей. «Я раб Твой и сын рабы Твоей». Я раб Твой и родился в доме Твоем. Я рожден рабой и сам являюсь рабом, а потому я дважды Твой раб. Мать моя была Твоей рабой, и потому я, ее сын, принадлежу Тебе по факту рождения. О, если бы все дети благочестивых родителей признавали свою принадлежность Господу! Но, к сожалению, не все потомки рабов Божьих являются рабами Божьими, и их безверие подтверждает тот печальный факт, что благочестие не передается по наследству. Мать Давида, очевидно, была благочестивой женщиной. Давид с радостью вспоминает об этом и находит в ее благочестии еще один повод признать свою принадлежность к Господу.

«Ты разрешил узы мои». Ты освободил меня от оков, и потому служить Тебе — мой долг. Те, кого Господь избавил от оков греха, смерти и ада, должны с радостью нести легкое иго Спасителя. С каким удовольствием Давид рассуждает о своей принадлежности Господу! Быть рабом Господа — для него предмет гордости. В этом факте он черпает великое утешение. Когда мы можем назвать Христа своим Господином и когда Он признает нас Своими рабами, сердца наши должны трепетать от восторга.

8. «Тебе принесу жертву хвалы». Будучи Твоим рабом, я принесу Тебе благоугодные жертвы. Получив от Господа духовные благословения, я не стану возлагать на алтарь тельцов и козлов. Я принесу Богу угодную хвалу — искреннюю и сердечную благодарность. Душа моя преклонится пред Ним в искреннем благоговении. «И имя Господне призову». Преклонюсь пред Тобой в священном трепете, вознесу сердце свое в уповании к престолу Твоему, буду помышлять о совершенствах Твоих и восхищаться тем, что Ты мне открыл. Поклонение Господу доставляло Давиду великую радость. Несколько раз на протяжении псалма он выражает свое намерение призывать имя Господне и искренне радуется тому, что ему удается делать это часто. Добрые дела и благие начинания стоят того, чтобы их повторять. Чем больше мы славословим Господа искренним сердцем, тем лучше.

9. «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его». И снова Давид говорит о том, что исполнит свои обеты пред Господом прилюдно. Благие намерения достойны того, чтобы мы говорили о них не один раз. Как только псалмопевец выразил свое намерение, сердце его наполнилось еще большей ревностью и еще большим желанием исполнить свои обеты. Милость Божья пришла к нему незримо; хвала же Господу зазвучала во всеуслышание. Следует, однако, заметить, что Давид не стал возвещать своих намерений перед неверными. Он не метал бисер перед свиньями, но объявил свои желания перед теми, кто мог их понять и оценить.

10. «Во дворах дома Господня», в том самом месте, которое Господь назначил для совершения богослужений. Именно там Давид намеревался исполнить свои обеты. Воспоминания о доме Божьем возбуждали в сердце псалмопевца пылкую любовь к Господу. О святом граде он упоминал с восторженной радостью: «Посреди тебя, Иерусалим!» Мысль о возлюбленном граде грела ему сердце. Он писал так, как будто бы обращался непосредственно к Иерусалиму — так дорого было для него это святое название. Именно там он хотел воздать свои обеты — в доме священного собрания, в сердце Иудеи, в месте, где собирались колена Израилевы, колена Господни. Свидетельствовать о Христе, зная, что твои слова разнесутся в тысячи домов, великая честь. Хвала Богу не может быть частным делом. Прославлять имя Господне только за закрытыми дверьми, опасаясь, как бы кто нас не услышал, недопустимо. Мы должны возносить Господу как сердца, так и громогласную хвалу посреди великого собрания и тем самым призывать весь народ к прославлению Господа.

«Аллилуйя». Этим возгласом завершается песнь тех, кто собирался в Иерусалим на святое празднование Пасхи. Водительством Святого Духа авторы псалмов «халлель» писали свои песни в истинно иудейском духе. Вот почему мы понимаем их в гораздо меньшей степени, чем древние иудеи. Впрочем, из того немногого, что нам понятно, мы можем проследить тесную взаимосвязь каждого стиха и каждого слова с конкретными событиями израильской истории. Когда мы желаем прославить Господа, нам необходимо с великим тщанием отбирать слова для хвалы, а не просто открывать сборник гимнов на любом попавшемся месте. «Все должно быть благопристойно и чинно». Пусть все наши славословия начинаются и заканчиваются возгласом «Аллилуйя!», хвалите Господа!

Советы проповедникам

Стихи 1—2.

1. Правило: «Я веровал и потому говорил». Псалмопевец говорит о том, что он тщательно продумал и испытал.

2. Исключение: «Я сказал в опрометчивости моей».

а) Он был неправ, ибо сказал: «Всякий человек ложь». Это утверждения является истиной лишь отчасти.

б) Он был опрометчив. «Я сказал в опрометчивости моей». Сказал необдуманно.

в) Он был раздражен и находился под влиянием скорби, вызванной, вероятно, неверностью друзей. Сначала действуют природные инстинкты человека, а потом он проявляет благодать.

Стих 2. Опрометчивые речи.

1. Слова псалмопевца отчасти соответствовали истине.

2. Он ошибался в лучшую сторону. Из его слов можно понять, что он надеялся на Бога, а не на человека.

3. Он ошибался, потому что вывод его был слишком общим, суровым, негативным.

4. Впрочем, он быстро исправил свою ошибку. Главное средство против опрометчивых речей — усвоение духа (ст. 3).

Стих 3. Неоплатный долг.

1. Сумма: «За все благодеяния Его ко мне».

2. Подсчет средств: «Что воздам Господу?»

3. Личная ответственность: «Что я воздам?»

Стих 3. Проповедь о вечере Господней. Мы принимаем чашу:

1) в воспоминание о Спасителе;

2) в знак того, что мы доверяем Ему;

3) как свидетельство того, что мы послушны Ему;

4) как предвосхищение соединения с Господом на небесах;

5) в надежде пить с Господом новое вино в Царствии Божьем.

Стих 4. Чаши, упоминаемые в Писании, — интересная тема для проповеди.

Стих 5. Благословенная готовность действовать сейчас, немедленно.

Стих 6.

1. Утверждение. Ни смерть нечестивых, ни даже смерть праведных не имеет ценности сама по себе.

а) Господу дорого то, что испытывают святые при смерти.

б) Господу ценно то, что в смерти святые уподобляются Христу.

в) Смерть — это конец земных страданий и вступление в покой Божий.

2. Воплощение этой истины в жизнь.

а) Господь хранит святых от смерти.

б) Он поддерживает их на смертном одре.

в) Он дает им победу над смертью.

г) Он дает им славу после смерти.

Стих 7. Святое рабство:

1) открыто признано: «Я раб Твой»;

2) логически обосновано: «Сын рабы Твоей»;

3) дает свободу: «Разрешил узы».

Стих 8.

1. Наш долг перед Господом — хвала.

2. Хвалить Господа — благо для нас.

3. Наши славословия воодушевляют других.

Стих 8. «Жертва хвалы».

1. Как ее приносить?

а) Любя Господа втайне.

б) В священных песнопениях.

в) В свидетельствах перед другими людьми.

г) В добрых делах.

2. Почему мы должны ее приносить?

а) Потому что Господь отвечает на наши молитвы.

б) Потому что Он посылает нам чудесные избавления.

в) Потому что Он хранит нас от зла.

г) Потому что Он дарует нам искупление.

д) Потому что Он делает нас Своими рабами.

3. Когда мы должны ее приносить?

а) Ныне, пока мы еще помним о милости Божьей.

б) Каждый раз, вспоминая о прошлых милостях Божьих.

в) Каждый раз, когда получаем новые милости.

Стих 9.

1. Как публично исполнять обеты?

а) Когда Господь исцеляет нас, мы должны прежде всего пойти на собрание и возблагодарить Его за милость.

б) Воспевая Господу от всего сердца.

в) Принимая причастие.

г) Делая особое благодарственное пожертвование.

д) Используя все возможности для свидетельства о благости Божьей.

2. Затруднение. Обет следует выполнять ради Господа, а не формально, не ради показного благочестия.

3. Полезность публичного исполнения обета.

а) Оно заинтересовывает других.

б) Оно доходит до сердец, утешая и обличая.

Стих 10. Христианин дома.

1. Христиании в доме Божьем.

2. Христианин среди святых.

3. Христианин, занимающийся любимым делом — прославлением.